что нужно психологу для консультирования
Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков
Статья создана при участии выпускников и экспертов
Шахбази Татьяна Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Твороговой Татьяны Сергеевны
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Читайте в статье:
На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?
Начало консультации
Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.
Знакомство
Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. Первое, что вам нужно сделать — представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет.
Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.
Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:
Можно спросить об ожиданиях клиента, например:
«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»
Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:
«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»
Получите алгоритм первой сессии на электронную почту
Чтобы был под рукой в нужный момент
Выяснение запроса
Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:
«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»
В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.
Там, где это уместно, произносите фразы:
Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:
«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»
Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.
Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.
Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.
Середина консультации
Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.
Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.
Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.
И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.
Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:
«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»
Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.
Без чего психологу нельзя начинать работу с клиентом? Без терапевтического контракта!
Получите шаблон на почту и используйте в работе
Правила общения с клиентом
О чем нужно помнить в процессе общения:
Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».
Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.
Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.
Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.
Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.
Шахбази Татьяна Азеровна
Завершение консультации
До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:
«Итак, мы выяснили. », «Подытожим все сказанное»
«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»
Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.
Вам важно получить и дать обратную связь:
Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.
Творогова Татьяна Сергеевна
Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.
Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.
Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.
Статья создана при участии выпускников и экспертов
Шахбази Татьяна Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Твороговой Татьяны Сергеевны
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Памятка для психолога. Как начать консультировать в интернете и больше зарабатывать
Статья создана при участии эксперта
Ахмадеевой Дианы Павловны
Профессиональный психолог, арт-терапевт, сертифицированный специалист по Expressive Arts Therapy (Интермодальная терапия выразительными искусствами), сертифицированный автор и ведущий тренингов, практикующий детский и взрослый психолог-консультант.
Пока одни специалисты с недоверием смотрят на новый формат, другие привлекают все больше клиентов. Разберемся, кому подойдет интернет-консультирование и как с ним работать, чтобы больше зарабатывать.
Читайте в статье:
Онлайн-формат помогает психологу начать работать с клиентами, которым не подходят очные сессии.
Например, с людьми, которые не выходят из дома из-за болезни, живут в другом регионе или просто не могут выделить время на дорогу.
Еще одна категория клиентов — люди, которые хотят сэкономить. У многих психологов расценки на онлайн-сессии ниже, чем на очные встречи, ведь из суммы можно вычесть расходы на аренду кабинета.
Интернет-консультирование также подходит для помощи в кризисной ситуации или поддержки в перерывах между очными сессиями.
В общем, для опытных психологов новый формат — это возможность охватить больше клиентов, ввести дополнительные услуги и увеличить доход.
Западные психологи и психотерапевты работаю в онлайн-консультировании уже больше 20 лет. Исследования показывают, что эффективная работа в таком формате идет по следующим направлениям:
Удаленный формат создает дополнительный комфорт и уровень безопасности для клиента, который может:
Кому онлайн-формат может не подойти
Онлайн-консультирование может быть неэффективно, когда:
Сложности могут возникнуть, и когда работа ведется с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Однако в целом онлайн-формат подходит для работы с ребенком.
Диана Павловна Ахмадеева, куратор и преподаватель направления арт-терапии в Институте прикладной психологии, поделилась впечатлениями о занятиях арт-терапией в онлайн-формате.
Как показывает практика, и индивидуальная, и групповая арт-терапия онлайн с детьми не только возможна, но может давать очень хорошие результаты! Внимание ребенка удерживать онлайн гораздо сложнее, поэтому групповое занятие необходимо строить более разнообразно. Я использую творчество, игровые разминки, сказки и даже песни под гитару.
Из психологических моментов — доверие, безопасность, чувство общности, несмотря на разделенность территориально. В индивидуальной арт-терапии у ребенка должно сформироваться ощущение безопасности. А еще моя задача — обеспечить конфиденциальность. Поэтому я прошу родителей дать малышу наушники и не заходить в комнату на время нашей работы.
А еще надо быть готовым в начале объяснить детям азы управления в видеоконференции: как включить или отключить звук, как опустить/поднять экран. В арт-терапии это особенно важно, ведь специалист должен видеть, что рисует ребенок.
Особенности дистанционного консультирования
Рассмотрим форматы онлайн-консультаций.
Синхронное общение
Вы можете общаться с клиентами в следующих форматах:
Плюс синхронного общения в том, что оно живое, как при личной встрече. Минус — если есть существенная разница во времени, такое общение может быть неудобным для вас или клиента.
Асинхронная переписка
Клиент задает вопрос, специалист отвечает не сразу, а спустя время, в мессенджерах, в чатах платных сервисов подбора психолога или по электронной почте.
Подходит для клиентов, у которых нет времени на полноценный сеанс, и для тех, кто не может работать в другом формате, например, из-за социофобии — боязни общения с людьми.
Плюсы: можно вернуться к ранее написанному, проанализировать конкретные слова и фразы, есть возможность продумать ход беседы, поскольку не нужно отвечать немедленно. Некоторые из ваших рекомендаций клиент может скопировать, чтобы возвращаться к ним, если понадобится. Минус: формат категорически не подходит, если нужна экстренная помощь.
Сравним все форматы онлайн-консультирования:
Подходит в следующих случаях:
Не подходит в следующих случаях:
Формат консультирования выбирает клиент. Вы можете предложить варианты, объяснить, почему один формат будет лучше другого, но последнее слово остается за ним.
Памятка для психолога – как провести успешную сессию
Несколько важных нюансов для эффективной работы:
Как подготовиться к онлайн-сессии?
Получите на почту чек-лист, чтобы ничего не упустить
Как привлечь клиентов на интернет-консультации
Формат онлайн-консультаций поможет вам охватить новых клиентов и за счет этого повысить доход. Но сначала их нужно привлечь.
Для этого вы можете завести профессиональный блог как на отдельной площадке (собственный сайт), так и в нескольких социальных сетях.
Блог нужно вести регулярно. Для большинства людей обращение к психологу — трудная задача. Человеку важно видеть, что вам можно доверять, вы тактичны и профессиональны.
Бывают случаи, когда люди 2–3 месяца следят за блогом психолога, прежде чем решатся обратиться за помощью.
Чтобы укрепить доверие читателей и привлечь новых клиентов:
Реальность такова, что все больше сфер жизни переходит в онлайн. У клиентов уже есть потребность в интернет-консультировании и с каждым годом она будет расти. Если вы освоите новый формат, то сможете существенно расширить географию клиентов и повысить доход.
Статья создана при участии эксперта
Ахмадеевой Дианы Павловны
Профессиональный психолог, арт-терапевт, сертифицированный специалист по Expressive Arts Therapy (Интермодальная терапия выразительными искусствами), сертифицированный автор и ведущий тренингов, практикующий детский и взрослый психолог-консультант.
Советы известных практических психологов начинающим психологам-консультантам
Советы по определению целей психологического консультирования
«Главная задача личности – определить свою уникальную роль в обществе» (Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – С. 20).
Из этого следует, что у многих клиентов возникают проблемы из-за того, что они считают себя никому не нужными людям. Им, следовательно, надо помочь стать необходимыми людям, т.е. приобрести новую цель и новый для себя смысл жизни.
«Трудность людей, обращающихся за консультацией по поводу своих личных проблем, заключается в том, что они не умеют быть самими собой,… не могут выразить свою индивидуальность» (Р. Мей. – С. 19).
Отсюда вывод: прежде всего надо практически помочь клиенту научиться быть самим собой, убедить его в том, что он обладает немалым числом положительных и ценных индивидуальных качеств, научить клиента свободно эти качества проявлять в общении с людьми.
«Помогая клиенту преодолеть личностную проблему, консультант помогает ему стать более свободным» (Р.Мей. – С. 18).
Свобода в понимании Р. Мея – сторонника гуманистической теории личности – это возможность человека принимать самостоятельные решения. Такие решения не в состоянии принимать человек, имеющий психологические проблемы личностного характера. Даже, если эти проблемы сейчас кажутся ему незначительными, их все равно необходимо как можно быстрее преодолеть, иначе в будущем, когда возникнут более сложные проблемы, решить их окажется невозможно из-за несвободы человека в принятии и реализации решений.
Главные человеческие пороки – тщеславие и честолюбие. Об этом в свое время писал А. Адлер, и с его мнением согласен Р. Мей, добавляя: «Невротическое честолюбие порождается слабостью и неуверенностью, а его удовлетворение достигается за счет унижения и подавления других» (Р. Мей. – С. 28).
Если в психологическую консультацию обращается тщеславный и честолюбивый клиент и жалуется на то, что не может удовлетворить свое тщеславие и честолюбие, то не следует ему в этом активно помогать. Напротив, желательно поставить цель избавить его от этих недостатков.
«Личность динамична, а не статична, ее стихия – творчество, а не прозябание… Полное устранение конфликтов ведет к застою» (Р. Мей. – С. 30).
Целью психологического консультирования не должно становиться избавление клиентов от внешних и особенно от внутренних конфликтов. Разумная задача психологического консультирования совершенно иная – превратить конфликты клиента в противоречия, которые он сам сможет разрешить, и за счет этого добиться успехов в своем личностном развитии; научить клиента анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем.
«Неврозы … не наследуются, а возникают от нашего неумения пользоваться тем, что мы получили в наследство» (Р.Мей. – С. 43).
В наследство мы получаем многие задатки и способности, достаточные для того, чтобы самостоятельно решить почти все, возникающие в нашей жизни, проблемы. Задача гуманистически ориентированного психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать и далее практически реализовать свои возможности для устранения собственных неврозов.
«Проблему клиента следует рассматривать не с точки зрения морали, а как вопрос душевного здоровья» (Р.Мей. – С. 113).
В гуманистическом понимании душевное здоровье человека означает его согласие с самим собой даже тогда, когда другим людям кажется, что он своим поведением нарушает нормы морали. Проблемы и конфликты в личности возникают тогда, когда, по мнению других людей, данный человек ведет себя вполне прилично, а ему самому кажется, что он нарушает нормы морали.
В этой связи психологическое консультирование должно решить двоякую задачу: во-первых, выяснить, какой морали придерживается клиент, и дать ему самому осознать это; во-вторых, установить, насколько его реальное поведение соответствует этим нормам морали, и также помочь осознать это клиенту. Все остальное для себя он решит сам.
Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации
Клиента во время беседы с ним необходимо сажать на удобный стул или на низкое кресло, лучше всего – вращающееся.
Клиент должен быть размещен таким образом, чтобы во время разговора с ним он мог совершать свободные телодвижения, а также движения руками и ногами.
Расположение клиента под углом или боком к психологу-консультанту позволяет клиенту свободнее, без психологического давления со стороны, отвечать на вопросы психолога-консультанта.
Советы по ведению психологического консультирования
«Не стоит проводить очень длительные сеансы (психологического консультирования. – Р. Н.)… Часовая беседа является оптимальным вариантом для каждого сеанса» (Р. Мей. – С. 91).
«Предпочтительнее изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от его проблемы. Подсознание клиента само отберет нужный вариант» (Р. Мей. – С. 94).
«Не менее двух третей (времени. – Р.Я.) всей встречи надо отдавать клиенту для исповеди… Если это не так, то консультирование ведется неверно» (Р.Мей. – С. 79, 88).
Советы по стимулированию активности клиента во время беседы с ним
Если психолог-консультант во время разговора с клиентом несколько развернут относительно клиента так, что клиент располагается под углом по отношению к нему, то со стороны клиента допускаются косвенные ответы на вопросы консультанта (Р. Мей).
Если консультант поворачивается лицом к клиенту, то это значит, что он ждет от клиента прямых ответов на свои вопросы. Такого изменения позиции можно добиться, если консультант и клиент сидят во вращающихся креслах (Р.Мей).
«Если клиент правильно понимает, то он правильно и поступает» (Р.Мей. – С. 95).
«Консультанту не всегда следует возлагать на клиента всю меру ответственности за собственное спасение. В наиболее серьезных случаях часть этой ответственности ему стоит временно принять на себя, с тем чтобы в конечном счете помочь клиенту осознать свою ответственность в полной мере» (Р. Мей. С. 98).
Во время исповеди клиента консультант не должен эмоционально ярко проявлять свое отношение к тому, о чем говорит клиент, но и не демонстрировать свое абсолютное безразличие к этому (Р. Мей).
« Консультант должен быть осторожен со словами утешения во время беседы (с клиентом. – Р. Я.). Сострадание, как чувство личное и субъективное, может еще больше расстроить клиента» (Р. Мей. – С. 89).
Открытые во время беседы ладони поощряют собеседников быть взаимно откровенными и доверчивыми (Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992).
О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы
«Страдание обладает большим созидательным потенциалом» (Р.Мей. – С. 97).
«Переживая душевные страдания, человек растет не только духовно, но черпает силы для духовного творчества» (К. Юнг; цит. по Р.Мею. – С. 97).
«С помощью страдания природа указывает нам, где мы ошибаемся и что нужно изменить в нашем поведении» (Р.Мей. – С. 97).
«Жизнь сама, через страдания заставит клиента «дозреть», и он примется за переделку самого себя» (Р.Мей. – С. 99).
«Тот, кто налагает полный запрет на все проявления инстинктивной стороны своей жизни, вероятно на время избежит зла, но зато лишит себя возможности творить добро» (Р.Мей. – С. 120).
«Попытка укрыться от проблем, которые ставит жизнь, из опасения потерпеть неудачу, только приведет к психологическим проблемам» (Р.Мей. – С. 120).
Признаки, по которым можно судить о психологических состояниях и личности клиента
– Наклон, сидя корпуса вперед, в положении сидя с руками на коленях или на стуле говорит о том, что сидящий человек готов закончить разговор и начать действовать.
– Расширение зрачков человека свидетельствует о возникшем у него в данный момент времени внутреннем, положительном чувстве, а сужение зрачков – об отрицательном чувстве.
– «Процесс курения есть внешнее проявление внутреннего дисбаланса или конфликта внутри человека» (А. Пиз. – С. 180).
– Постоянное сбрасывание пепла с конца сигареты на пепельницу свидетельствует о нервном, напряженном состоянии курящего человека.
– Прижатые друг к другу лодыжки сидящего человека говорят о том, что он настроен отрицательно, но сдерживает свое негативное отношение, свою взволнованность, неприятные мысли и чувства.
– Прямая постановка головы обычно свидетельствует о нейтральном отношении человека к тому, что он слышит или видит. Когда голова наклонена в сторону, это говорит о том, что у человека пробуждается интерес к тому, что он видит или слышит, и нейтральное отношение сменяется положительным. Если голова человека наклонена вперед, это чаще всего свидетельствует об отрицательном отношении.
– Закладывание рук за голову свойственно людям, уверенным в себе и испытывающим чувство превосходства перед другими людьми.
– Если человек нервничает, принимает критическую или защитную позу, то он обычно скрещивает руки у себя на груди.
– Скрещенные на груди руки – это также попытка спрятаться от неблагоприятной ситуации, свидетельствующая об оборонительном или негативном отношении человека.
– Если собеседник скрещивает руки на груди, значит, вы сказали что-то такое, с чем он не согласен.
– О стремлении сдерживать свои негативные ощущения свидетельствует также сжимание пальцами предплечья противоположной руки.
– Если при скрещении рук на груди большие пальцы выставлены вверх, то это говорит о том, что у данного человека возникло чувство превосходства.
– Жест скрещения рук нередко также свидетельствует о том, что у человека возникло чувство страха.
– Замаскированные жесты скрещения рук, включающие в себя движения, которые обычно выполняются при скрещивании рук, свидетельствуют о взволнованности и нервозности человека, о его стремлении защититься.
– Перекрещивание ног также является признаком негативного или оборонительного отношения человека. Однако последний жест всегда необходимо интерпретировать в зависимости от ситуации и пола человека.
– Оценочной является поза, при которой человек подпирает щеку кулаком, а указательный палец упирается в висок. При этом рука не служит опорой для головы.
– Жест поглаживания подбородка означает, что человек пытается принять решение.
– Если после того как его попросили сообщить о своем решении, человек берет что-либо в рот – это признак того, что он не уверен, сомневается и ему необходимо еще подумать.
– Если человек потирает затылок ладонью и отводит глаза, то это значит, что он говорит неправду.
– Закладывание рук за спину с захватом запястья свидетельствует о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.
– Чем больше сердит человек, тем выше продвигается его рука по спине.
– Тот факт, что человек не искренен или говорит неправду, может подкрепляться следующими жестами: прикосновением рук к частям лица и головы, в частности ко рту, носу, глазам, ушам и шее.
– Пальцы во рту человека говорят о его внутренней потребности в одобрении и поддержке. Если у человека промелькнул жест, связанный с приближением рук к лицу, значит, у него на уме что-то неприятное. Это могут быть сомнения, неуверенность, обман и т.п.
– Постукивание пальцами по столу и ногами по полу свидетельствует о нетерпении.
– Сцепленные пальцы рук во время разговора могут означать разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение.
– Если сцепленные руки подняты вверх, то с данным человеком трудно будет договориться.
Отношение клиента к тому, что он слышит или говорит, а также к психологу-консультанту
Отношение может быть как положительное, так и отрицательное. Вначале мы рассмотрим поведенческие признаки положительного, а затем – отрицательного отношения клиента.
Признаки положительного отношения
– Когда человек начинает откровенничать, он обычно полностью или частично раскрывает ладони перед собеседником.
– Положение ладони вверх есть доверительный, не угрожающий жест.
– Направление положения ступней часто указывает на человека, интересного и привлекательного для того, чьи ступни направлены на него.
– Движение в сторону партнера указывает на дружелюбное отношение к нему.
– Иногда положительным сигналом являются открытые большие пальцы.
– Если человек, снявший очки, вновь надевает их, это значит, что он готов размышлять, продолжать разговор.
– Курящий, положительно настроенный человек, почти постоянно будет выпускать дым вверх.
– Люди, которые часто во время разговора трут себе лоб, нередко являются открытыми и покладистыми людьми.
– Невольное отзеркаливание во время разговора означает, что человек, пользующийся этим приемом, согласен со взглядами и мнением того, кого он слушает.
Признаки отрицательного отношения
– Спрятанные ладони говорят о том, что человек не откровенен, что он скрывает правду.
– Когда ладонь повернута вниз, то в жесте появляется оттенок начальственности. Указующий жест является наиболее раздражающим из всех.
– Движение от партнера выражает неприязнь и отрицательное к нему отношение.
– Когда человек, сидя, подпирает ладонью голову, это значит, что ему становится скучно.
– Негативно настроенный человек со скрытыми или подозрительными мыслями, если он курит, почти всегда будет направлять струю дыма вниз.
– Выдувание струи дыма вниз, из уголка рта говорит о еще более негативном, скрытом отношении.
– Если, поиграв с очками, человек откладывает их в сторону, значит, он не желает дальше продолжать беседу.
– Жест фиксации, обвивания ступни одной ноги вокруг другой ноги, используется в основном женщинами для усиления своей негативной, оборонительной позиции. Такое поведение также характерно для застенчивых и скромных женщин.
– Собирание с одежды не существующих ворсинок означает, что человек не согласен с вами. Это – наиболее распространенный жест неодобрения.
– Если скрестивший руки на груди сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о том, что он занял или готов занять враждебную, наступательную позицию.
– Когда указательный палец направлен вверх, вертикально к виску, а большой палец поддерживает подбородок, то это указывает на то, что человек негативно или критически настроен по отношению к тому, кого он слушает.
– Скрещение рук на груди, закидывание ноги на ногу, отклонение назад на спинку стула означает отрицательный ответ.
– Когда человек начинает терять интерес к говорящему, то его голова начинает склоняться к руке для опоры.
– Люди, имеющие привычку потирать затылочную часть шеи, склонны проявлять негативное, критическое отношение к окружающим.
Личностные особенности клиента
– «С психологической точки зрения весьма существенно верить в свободу (личности. – Р.Н.), чтобы иметь адекватное представление о личности, необходимое для успешной консультационной деятельности» (Р. Мей. – С. 17).
– Чтобы оценить личность клиента, обычно требуется трех – четырехчасовая беседа.
– «Все выводы, касающиеся характера человека, являются лишь гипотезой, а истинность гипотезы проверяется тем, как она воздействует на данную личность» (Р.Мей. – С. 89).
– Закидывание ноги на ногу с образованием угла у европейцев обычно говорит о духе противоречия и соперничества.
– «Неспособность ладить с окружающими – главная черта невротика» (Р.Мей. – С. 25).
– «За неуемными амбициями скрывается глубокое, хотя, возможно, и не осознаваемое, чувство неполноценности» (Р.Мей. – С. 27).
– Свободное движение навстречу человеку – признак душевного здоровья.
– «Невротик, постоянно демонстрирующий движение прочь, не способен испытывать чувство любви» (Р.Мей. – С. 69).
– «Человек, особенно тщательно одетый, склонен придавать чрезмерное значение мелочам в других сферах жизни» (Р.Мей. – С. 68).
– Неординарная косметика – признак сильного желания привлекать внимание и симптом глубоких личностных нарушений (Там же).
– Изысканность туалета женщины – признак ее интереса к мужчине.
– Ходить с высоко поднятой головой и с заложенными за спину руками считается признаком уверенного в себе человека, с чувством превосходства над другими людьми.
– Выставление больших пальцев рук, например, тогда, когда руки находятся в карманах, нередко говорит о властности, чувстве превосходства, неискренности и даже агрессивности.
– Руки на поясе – один из характерных жестов решительного, агрессивного человека.
– Люди прислоняются к чему-либо или к кому-либо для того, чтобы заявить свои претензии собственности на соответствующий объект, продемонстрировать право собственности на него.
– Открытые ладони ассоциируются с искренностью, честностью, доверчивостью и преданностью.
– Человек, претендующий на главенство или власть, при рукопожатии старается повернуть свою ладонь вниз. Напротив, тот, кто готов подчиниться, поворачивает свою ладонь вверх.
– Тот, кто рассчитывает на равноправные отношения, направляет свою ладонь при рукопожатии горизонтально.
– Рукопожатие, при котором один человек тянет руку другого человека на себя, означает одно из двух: или это не уверенный в себе человек, или ему непривычно общаться с вами, находясь на большом расстоянии от вас.
– «Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно переубедить в споре, часто сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ногу руками» (А. Пиз. – С. 124). Это также признак упрямого человека, к которому нужен специальный подход.
– Большинство любителей сидеть на стуле верхом являются людьми так называемого оборонительно типа, пытающимися одновременно управлять другими. Спинка стула служит им своеобразной защитой от нападения.
– «Использование воспоминаний раннего детства – ключ к пониманию образа жизни человека. В ранних воспоминаниях часто можно подметить те же тенденции, которые наблюдаются в личностной модели индивидуума и двадцать лет спустя. Поняв ранние воспоминания, консультант получит ценный материал…, если будет достаточно точен и осторожен в его расшифровке» (Р.Мей. – С. 71, 72).
– «У старшего ребенка в семье заметно развито чувство ответственности» (Р.Мей. – С. 73).
– «У второго ребенка наблюдается развитие непомерного честолюбия и привычки «с боем» добиваться своего» (Там же. – С. 74).
– Младший ребенок в семье имеет весьма доброжелательное отношение к миру (Там же).
– Единственный ребенок в семье нередко вырастает избалованным, с требовательным и иждивенческим отношением к жизни (Там же. – С. 75).