что нужно понимать под инфраструктурой
Тема 7.1. Понятие, виды, функции и направления развития инфраструктуры бизнеса
Цель и задачи темы
Цель темы заключается в выявление сущности, роли и особенностей инфраструктуры бизнеса.
Задачи темы:
Оглавление
7.1.1. Понятие инфраструктуры
Термин «инфраструктура» произошёл от латинских слов infra – фундамент, основание и structure – строение, взаиморасположение.
То есть если перевести дословно, получается строение фундамента экономики.
Инфраструктура бизнеса – это комплекс предприятий, организаций и учреждений, обеспечивающих бесперебойное функционирование экономики. По своей экономической природе она является частью производительных сил общества, и хотя не создает конечный продукт, но сохраняет его, доставляет до потребителя, осуществляет информационное обслуживание и т.д., поэтому сохраняет и увеличивает стоимость продукции.
Схема 7.1. Инфраструктура бизнеса
Основным ядром инфраструктуры бизнеса являются отрасли, обеспечивающие кругооборот товаров и услуг в экономике. Это транспорт, связь, складское хозяйство и торговля, информационная система. В структуру транспорта относятся не только перевозчики продукции, но и тепловые, атомные и гидростанции, линии электропередачи, трубопроводы, оросительные системы, холодильные установки и т.п.
Инфраструктура бизнеса является частью инфраструктуры народного хозяйства, которая ещё включает социальную инфраструктуру – т.е. совокупность отраслей, предприятий, которые обслуживают население: пассажирский транспорт, связь, жилищное строительство, образование, здравоохранение, коммунальные система, система социального обеспечения, общественное питание и т.д. С совершенствованием и развитием производственной происходит развитие и совершенствование социальной инфраструктуры.
Состав инфраструктуры бизнеса в различных странах разный, при этом он постоянно меняется. Это связано:
Во-первых, с особенностями структуры экономики,
Во-вторых, с теми задачами, которые стоят перед экономикой на данном этапе развития, с производственными и социальными программами, которые определило правительство как приоритетные,
В-третьих, с потенциальными возможностями страны (например, наличием водных артерий, их глубоководности, протяженности и т.д.),
В-четвертых, с местом экономики в мировом производственном процессе, с одной стороны, историческими и национальными особенностями, традициями и обычаями страны, с другой стороны.
Главная задача инфраструктуры – обеспечение расширенного воспроизводства и эффективного экономического развития страны.
7.1.2. Функции инфраструктуры и её роль в современной экономике
Инфраструктура выполняет ряд функций:
Таким образом, инфраструктура облегчает доведение продукции до потребителя. Кроме того, функционирование инфраструктуры обеспечивает ускорение оборота капитала и тем самым повышает эффективность экономики. Наконец, инфраструктура обеспечивает непрерывность народнохозяйственного оборота.
Роль инфраструктуры постоянно возрастает. Это связано, во-первых, с ростом объёмов производства продукции. Во-вторых, с углублением общественного разделения труда, что влечет за собой рост связей в экономике, появление новых отраслей, вовлечение в оборот новых территорий. В-третьих, в производство входят новые источники сырья и энергии. Всё это приводит к необходимости развития коммуникаций, дорог, транспорта и т.д.
Инфраструктура бизнеса имеет свои особенности, прежде всего:
Инфраструктура – это совокупность фундаментальных сооружений и систем, которые обслуживают страну, город или район, в том числе и необходимые для функционирования национальной экономики. Сюда обычно включают такие объекты, как дороги, мосты, туннели, дамбы, канализацию, электрические сети, телекоммуникации. Это физические компоненты взаимосвязанных систем, которые обеспечивают общество товарами и услугами, необходимыми для поддержания и улучшения условия жизни населения.
Исторические сведения
Согласно Online Etymology Dictionary, инфраструктура – это термин, который начал использоваться в англоязычной литературе с 1887 года, а во Франции – с 1875-го. Первоначально он означал всю совокупность сооружений, которые формируют основу любой операции или системы. Термин пришел из французского. Само слово первоначально означало грунтовку, то есть материал под асфальтом или железнодорожным покрытием. Если обратиться к латыни, то приставка «инфра» означает «под».
В военном смысле термин стал использоваться в США после учреждения НАТО в 1940 году. Затем он начал появляться в работах градостроителей в 1970-м. Однако создание инфраструктуры как проблема привлекло к себе внимание только после «Америки в руинах». Эта работа породила дискуссии, которые продолжаются до сих пор. Как оказалось, инфраструктура – это важный фактор успеха или неудачи. Однако по-прежнему не существует единого определения данного термина. Для прояснения ситуации Национальный исследовательский совет США ввел понятие «инфраструктуры общественных сооружений». Оно достаточно обширное и подробно описывает его элементы.
В кейнсианстве инфраструктура – это исключительно общественные активы, которые содействуют производству. Сейчас термин находится на пике популярности. Однако это приводит к его все большей универсализации. Некоторые исследователи считают инфраструктурой любую технологическую систему и организацию бизнеса.
В экономике
Социальная инфраструктура может находиться в собственности и контролироваться государством или частными организациями, например, жилищно-коммунальными хозяйствами или железнодорожными компаниями. Большинство объектов обычно являются общественными. К ним относят дороги, главные порты, водоканалы и канализацию. Однако большая часть энергетических сетей и телекоммуникаций находятся под контролем частных компаний. Обеспечение инфраструктуры – это задача государства. Оно финансируется за счет налогоплательщиков. Частные компании чаще всего берут плату за использование находящихся у них в собственности объектов. В США расходы на инфраструктуру составляют 3,6 % от объема ВВП, начиная с 1950 года. Она финансируется не только за счет государства, но и всевозможных частных компаний. Многие финансовые институции инвестируют в развитие инфраструктуры, в частности Европейский банк реконструкции и развития.
Влияние на развитие
Инвестирование в инфраструктуру – это важная часть накопления капитала. Его объем и эффективность отражаются на всех социально-экономических показателях благосостояния. Взаимосвязь инфраструктуры и развития национального хозяйства до сих пор остается предметом спора в научном сообществе. Как показывает практика, отдача от инвестиций в сооружения в государствах-членах ОЭСР является достаточно низкой. Однако совсем другой эффект наблюдается в развивающихся странах. Однако нужно понимать, что, например, транспортная инфраструктура имеет не только прямые, но и косвенные преимущества для бизнеса. Европейские и азиатские исследователи приводят аргументы того, что существование железных дорог – это важный индикатор, который позволяет предсказать экономический рост в стране.
«Мягкая» инфраструктура
Данный термин обобщает все институции, которые необходимы для поддержания стандартов жизни в экономике, здравоохранении, культуре и социальной сфере. К «мягкой» инфраструктуре относят финансовую систему, образование, правительство, правоохранительные органы и аварийно-спасательные службы. Сюда относят не только такие физические активы, как специальные здания и оборудования, но и правила, которые регулируют работу этих систем. Кроме того, «мягкая» инфраструктура включает в себя организации, в которых осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров. Ее задачей является предоставление услуг людям. Информационная инфраструктура, на которой мы остановимся дальше, является базовой. С развитием Интернета и телекоммуникаций именно от нее зависит функционирование всей экономики.
Социальная инфраструктура
«Жесткая» система
Данный термин обобщает все сети, необходимые для функционирования национальной промышленности. Транспортная инфраструктура – это только одна из составных частей. Сюда входят все здания, заводы, оборудование, которые являются важными элементами общего процесса. Кроме транспортной, в рамках «жесткой» системы выделяют энергетическую, водную и коммуникационную инфраструктуру. Основными ее характеристиками являются следующие:
Информационная инфраструктура
Если раньше, когда мы говорили о ресурсах, перед глазами сразу возникали металлические руды и уголь, то теперь ситуация значительно изменилась. Впервые об информационной инфраструктуре исследователи заговорили в конце 1990-х. На сегодняшний день в нее включают Интернет и всевозможные социальные сети, то есть все, что обеспечивает доступ к определенным новостям и данным. Это так важно, поскольку информация превратилась в самый важный ресурс, от наличия которого зависит успех в любой отрасли.
Использование термина
Данное понятие используется не только экономистами, но и целым рядом других специалистов, среди которых:
На сегодняшний день термин «инфраструктура» все чаще используется не только в научных работах, но и в быту. Его можно услышать на улице и с трибун из уст известных политиков. Поэтому так важно понимать его значение и применять эти знания на практике.
Что такое ИТ-инфраструктура
В общем смысле ИТ-инфраструктура — это комплекс взаимосвязанных компонентов, с помощью которого можно организовать информационную среду и управлять ей.
Если у вас дома есть хотя бы один компьютер, который подключен к интернету, значит у вас уже есть домашняя ИТ-инфраструктура. На уровне компании ИТ-инфраструктура включает компоненты, которые нужны для внутреннего взаимодействия и предоставления сервиса.
Из чего состоит
Инфраструктура информационных технологий может состоять из следующих компонентов:
Компоненты объединяются в три базовые группы: сеть, аппаратное и программное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.
Аппаратная часть
Аппаратное обеспечение — это физическая часть всей платформы. Помимо серверов, компьютеров или маршрутизаторов, сюда входят и те элементы, которые помогают поддерживать функционирование машин и устройств. К таким элементам можно отнести элементы питания, охлаждения, коммутации, а также помещения, которые под них выделены.
Основным элементом является сервер. Он позволяет сотрудникам использовать ресурсы совместно. В качестве сервера может выступать офисный или игровой компьютер, но его комплектующие недостаточно надёжны, так как не рассчитаны на работу в безостановочном режиме. Идеальный вариант — серверные комплектующие, ведь они специально проектируются для непрерывной работы. Это стоит учитывать при создании инфраструктуры на собственных мощностях компании.
Программная часть
В программное обеспечение входят все приложения, которые используются для внутренних целей и для предоставления услуг клиентам. ПО необходимо для работы аппаратного части и управления ей. Операционные, CMS и CRM-системы, веб-серверы, почтовые клиенты относятся к программному обеспечению.
Сеть обеспечивает внутреннюю и внешнюю связь между устройствами и элементами системы. Она включает в себя аппаратные и программные элементы, которые необходимы для функционирования и защиты сети. К ним относятся: коммутаторы, маршрутизаторы, серверы, брандмауэры, а также всё то, что помогает обеспечивать и защищать передачу данных.
Эти части лежат в основе работы любой IT-инфраструктуры. Однако компоненты нужно подбирать индивидуально в зависимости от потребностей. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание при формировании информационной среды компании.
ИТ-инфраструктура компании: особенности
Инфраструктура информационной системы является не только фундаментом, но и ключевым активом современной компании. От безопасности, надёжности и гибкости системы зависит конкурентоспособность и эффективность работы. Это влияет на доходность и успешность бизнеса. Поэтому ИТ-инфраструктура в бизнесе должна удовлетворять актуальным потребностям рынка, а её создание и развитие — это сложный трудоёмкий процесс, который требует привлечения опытных специалистов. Ошибки на этапе проектирования и запуска могут привести к проблемам безопасности, производительности и взаимодействия в будущем.
Поэтому важно правильно выбрать компоненты и тип информационной системы.
Традиционная и облачная
Выше мы рассказывали о традиционной инфраструктуре, в которой все компоненты принадлежат одной компании и располагаются в её собственных помещениях. Чем инфраструктура больше, тем сложнее и затратнее её поддерживать. Сейчас можно создать облачную инфраструктуру, что позволит сэкономить ресурсы.
Облачная структура похожа на традиционную, но все элементы расположены в системе поставщика услуг, который занимается обслуживаем. Управление информационной инфраструктурой возможно, если у вас есть компьютер с доступом в интернет.
Iaas (Infrastructure as a Service) — инфраструктура как услуга. Не нужно разворачивать собственные серверы, готовить под них помещения, добиваться масштабируемости и следить за остальными составляющими. Об этом уже позаботился поставщик услуг.
Статья 14. Обеспечение создания систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий
Статья 14. Обеспечение создания систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий
1. На территориях, используемых для проживания населения и осуществления хозяйственной и иной деятельности, создаются системы инженерной инфраструктуры и благоустройства (озеленение и инженерная подготовка территорий) территорий с учетом типа поселения и его застройки, вида хозяйственной и иной деятельности и в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами.
Виды систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий и ограничения на их использование и эксплуатацию при осуществлении градостроительной деятельности определяются градостроительной документацией и разрабатываемыми на ее основе специальными схемами и проектами развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
2. При разработке градостроительной документации, строительстве и эксплуатации магистральных сетей и головных сооружений инженерной инфраструктуры, а также при проведении работ по инженерной подготовке территорий учитываются интересы поселений, расположенных на прилегающих к ним территориях, в целях исключения загрязнения источников водоснабжения, почв, атмосферного воздуха, загрязнения и уничтожения объектов зеленого фонда, в том числе вредного воздействия сооружений и коммуникаций инженерного оборудования и благоустройства территорий (очистных сооружений канализации, объектов тепло-, электро- и газоснабжения, свалок бытовых и промышленных отходов, мусороперерабатывающих заводов и других).
3. Создание и развитие систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий субъектов Российской Федерации, городских и сельских поселений, других муниципальных образований обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
4. Развитие систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий федерального значения обеспечивают федеральные органы исполнительной власти на основе федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.
5. Развитие систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий поселений должно быть увязано с развитием государственных систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий и должно обеспечивать устойчивое развитие поселений и межселенных территорий.
6. Участие собственников, владельцев, пользователей и арендаторов объектов недвижимости в обеспечении развития и эксплуатации систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий поселений осуществляется по соглашениям с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Что такое инфраструктура?
(автор статьи И.С. Сивоконь)
Однако такое расширительное толкование инфраструктуры заведёт нас слишком далеко и потребует дополнительных философических построений, поэтому будем воздерживаться от излишнего расширения темы.
Для начала попробуем определить понятие инфраструктуры. На интуитивном уровне под инфраструктурой понимают объекты техногенного происхождения, которые используются для ведения бизнеса или обеспечивают жизнь человека и/или общества.
Википедия, например, даёт следующее определение инфраструктуры: Инфраструкту́ра (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.
Термин заимствован из военной лексики.
Далее не будем напрягать читателя общими определениями, т.к. они, как правило, только вредят пониманию.
Мой преподаватель по математическому анализу Зима Владимир Григорьевич, талантливый физик-теоретик, по поводу понимания сложных сущностей говорил (вероятно, это не его цитаты):
* Очень важно не смешивать и не отождествлять инфраструктуру с процессами, структурами и бизнесом. Сама по себе инфраструктура ничего не делает и не производит. Она есть лишь материальная основа. Как говорил В.П. Черномырдин (это не точная цитата, но смысл такой): «Газотранспортная система Украины без газа превращается в груду металлолома». Равно как и жилой фонд без живущих в нем людей превращается в руины. В этом смысле, также как и закуска без выпивки становится банальной едой, так и инфраструктура без того, что она обеспечивает, рассыпается на объекты техногенного происхождения.
К нашему пониманию инфраструктуры следует добавить ещё несколько её свойств:
Примерами инфраструктуры с такими свойствами могут быть:
Для нефтяной компании:
длина (км), диаметр (мм), толщина стенки (мм) и назначение трубопроводов (нефть/газ/вода/смесь и т.п.);
пропускная способность (м3/тонн в сутки);
сроки эксплуатации каждого трубопровода (лет);
количество аварий и инцидентов на трубопроводах (шт), производственные потери (руб.), экологический ущерб (руб.), штрафные санкции (руб.);
защита от коррозии (км, руб./км), техническое обслуживание и диагностирование (руб./км), ремонт дефектов (руб./шт/км), замена (руб./км).
Для автотранспортной компании:
количество (шт), тип/марка а/м;
производительность (тонн, посадочных мест);
сроки эксплуатации каждого автомобиля и пробег (лет, км);
количество поломок автомобилей на вызовах, претензий со стороны клиентов (шт.), простои на ремонте (сут.), затраты на ремонт (руб.), штрафные санкции (руб.);
техническое обслуживание и диагностирование (руб./км), ремонт дефектов (руб./шт/км), замена (руб./км).
Для завода:
Для города/страны: