что нужно поколению z
Что такое поколение Z и как оно видит свое образование
Что такое теория поколений?
Это исследовательский подход, получивший популярность в начале 1990-х гг., авторами которого являются Нил Хау и Уильям Штраус. Они утверждают, что исторический контекст определяет поведение человека: у групп, родившихся в одинаковый промежуток времени, есть сходные социально-психологические черты, универсальные для всего поколения.
Поколенческие циклы составляют 15-20 лет и в общих чертах классифицируются следующим образом:
Временные границы поколений «плавающие». Дело в том, что для разных стран они сдвинуты на пять-шесть лет и более. Это связано с разными темпами индустриализации, экономического развития и переживаемых общественно-политических изменений. Также это обусловлено стадией так называемого демографического перехода — смены темпов рождаемости и смертности (снижение того и другого), в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений, а не приросту численности.
Российские социологи считают, что «Поколение Z» в нашей стране появилось после 2000 года. Рожденные в период с 1995 по 2000 год относятся к переходному поколению и по ценностным ориентациям и информационному поведению относятся скорее к «поколению Y».
Зачем нужно изучать поколения?
Поколенческий подход чаще всего используют маркетологи для того, чтобы понять, как продать товар разным целевым аудиториям. Социологи смотрят на поколения через призму исторического контекста и демографических процессов, а политики рассчитывают, как повлиять на выбор при голосовании.
Есть и еще одна сфера, для которой изучение поколенческих сдвигов и изменений ценностных ориентиров становится жизненно важным — это система образования.
Специалистам этой области необходимо понять, как учить детей, которые садятся за парты школ и поступают в университеты. Как выйти из круга «они не понимают» и вести диалог с теми, кто «по другую сторону» учительского стола. А может быть, этот стол давно уже пора выбросить и заменить чем-то другим?
Сейчас российская высшая школа имеет дело с представителями двух поколений — Y и Z. Мы поговорим подробнее про последних.
Как учится поколение Z?
Российские ученые довольно активно дискутируют на тему того, как учить современную молодежь. Нынешний вызов в виде вынужденного перехода на дистанционное обучение только ярче «подсветил» проблему обучения цифровых аборигенов теми преподавателями, которые до сих пор чувствуют себя в виртуальной среде неофитами.
В чем основная сложность:
Ценностный профиль поколения Z: учатся «для корочки» или из интереса?
«Поколение Z» изучали специалисты Сбербанка в 2017 году, социологи из РАН в 2012-м, эксперты Высшей школы экономики и многие другие.
Социологи обычно сходятся на том, что «поколению Z» свойственна тяга к безопасности, а удовольствие, простота и интерес важнее высокого заработка. Они менее склонны к риску и бунту, находятся под влиянием родителей и ровесников, настроены изменить общество, обучаются самостоятельно, боятся «застрять» на не приносящем радости месте. Рано начинают работать, совмещая работу и учебу, занимаются самообразованием.
Представленные данные — часть исследования «Рождение российской магистратуры», проекта-победителя «Стипендиальной программы Владимира Потанина» Благотворительного Фонда Владимира Потанина и Институтом образования Высшей школы экономики. Были опрошены студенты бакалавриата и магистратуры 19 российских вузов.
Для начала посмотрим, как студенты в возрасте от 16 до 25 лет ответили на вопросы от том, что бы они предпочли больше:
На графиках, представленных ниже, четко виден тренд в ответах, на которых наблюдается поколенческий «переход» — это те самые «безопасность» и «интерес», которые смешаны в поколении Z.
Конечно, основываясь только на этих иллюстрациях, мы не даем строгого научного подтверждения типологии поколений, но именно эти результаты подтолкнули нас к «поколенческой» интерпретации данных.
У тех, кто выбирает любой вуз вне зависимости от престижности, четко виден возрастной «слом» — 21 год: и он также соответствует примерной поколенческой границе между «миллениалами» и «поколением Z» (начало 2000-х).
Такой же «горб» (даже более четко выраженный) мы видим при ответе на вопрос, важно ли обучаться на бюджете или важно то, что интересно.
Может ли YouTube заменить классический университет?
В перспективе вызов для высшего образования весьма значителен. Сейчас нужно готовить образовательные траектории уже под следующее поколение, для которых «умные» технологии становятся не просто инструментом коммуникации и обучения, а обычными социальными практиками.
Конечно, нам не грозит потеря системы высшего образования в одночасье, но все больше его функций будут брать на себя другие структуры: корпоративные университеты, микрообучение (microlearning), конкурсы Worldskills, которые для работодателей становятся важнее любого диплома.
Как подготовить систему образования к особенностям восприятия, обучения и ценностям следующих поколений? Ведь если не думать на два шага вперед, то система рискует начать пробуксовывать, догоняя более адаптивные социальные институты.
На сегодняшний день главным трендом на глобальном рынке труда является увеличение позиций, требующих нерутинных умений и навыков. Он не только дает толчок инновационной экономике, но и ведет к потребности в высокоразвитых адаптивных умениях у работников. Чтобы оставаться востребованными в эпоху искусственного интеллекта, молодым людям придется постоянно учиться, приобретать новые навыки и менять вид деятельности. Через десять лет им будет по 20 или чуть меньше, и они будут задаваться вопросом: а стоит ли тратить пять-шесть лет на получение академического образования в условиях постоянно совершенствующихся технологий?
Кто следующий? «Поколение альфа» и «закат» университетов
Университеты в классическом понимании могут оказаться для следующего поколения вовсе не нужны. Пожалуй, так можно сказать, если мы понимаем университеты только как фабрики знаний и производителей дипломов. Но не стоит забывать, что вуз — это не диплом, это среда для коммуникации, причем среда в том числе визуальная.
Для «поколения Альфа» прогнозируется новый стиль лидерства — вернее, его фактическое отсутствие. Например, условный «лидер» будет встроен в процесс как со-создатель какого-то продукта, услуги. Факторы горизонтального общения и «реальных дел» становятся решающими. Проще говоря, «альфам» важнее будет построить, разобрать что-то реальное, чем слушать или читать об этом что-либо, кроме короткого мануала.
Но это пока лишь экспертные рассуждения, подкрепленные небольшим количеством эмпирических данных, а сами «альфы» пока еще слишком юны, чтобы делать категоричные заявления о том, какие же они.
Наша задача — попробовать спрогнозировать то, как должна меняться система образования, чтобы она не оказалась на «обочине» прогрессивного мира.
Что еще почитать о «поколении альфа» и «зетах»:
Виртуальная реальность вместо класса
Что нужно поколению Z от вуза и как подготовить систему образования к наступающим на пятки «альфам»? Например, магистр не должен учиться на очном отделении в классическом понимании — аудиторные занятия должны занимать незначительную часть обучения, проводиться вечером, дистанционно, необходимо менять формат аудиторных работ, не исключая из процесса преподавателя.
Говоря о том, какие формы обучения подходят для современного поколения, в качестве глобальной тенденции отмечается микрообучение (microlearning) — здесь образовательные платформы и бренды конкурируют за быстрые и сжатые курсы в режиме коротких аудио- и видеосообщений, статей и сториз.
Универсальными навыками в современной системе образования считаются социальная практика, проектная деятельность, навыки коммуникации. Перспективной моделью видится «liberal arts», которые концентрируются на развитии общих навыков (general skills, критического мышления, эмоционального и социального интеллекта).
Но открытым остается вопрос, насколько российское образование готово к принятию такой модели.
Разница поколений: какие они — Generation Z и идущие следом «альфы»?
Термин «поколение Z» предложили наряду с определением «поколение Родины» (от англ. Homeland Generation) американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хау. Они сформулировали теорию поколений.
Сейчас ими принято считать тех, кто родился:
с 2005 года по настоящее время — по Штраусу-Хау;
с конца 1990-х до начала 2000-х — согласно словарю Merriam-Webster;
с 1997 по 2012 год — по трактовке исследовательского центра Pew;
с 2003 и до 2024 года — согласно данным российской компании RuGenerations;
а также тех, кто повзрослеет ко второй декаде XXI века, — согласно Оксфордскому словарю английского языка.
Некоторые другие названия: «центениалы» (от англ. centennial — столетие), iGeneration (iGen) по аналогии с iPhone (предложила психолог Джин Твенге), digital natives (от англ. — цифровые аборигены), «зеты» и «зумеры».
«Поколение Альфа» — один из вариантов обозначения генерации, следующей после «центениалов». Термин предложен австралийским ученым Марком МакКриндлом. По его определению, «альфа» — это дети, родившиеся после 2010 года.
О «зетах» психологи и маркетологи говорят довольно часто, но что собой представляют дети следующего за ними поколения, на самом деле неизвестно. Почему?
«Зеты» в моральном и психологическом плане уже почти сформировались — их можно изучать с точки зрения поведения и привычек. Но «альфа»-детям сейчас не больше десяти лет. Поэтому говорить об их чертах характера можно лишь в обобщенном виде.
У «альф» пока нет и общепринятого определения: вариант, предложенный МакКриндлом, еще не устоялся.
Неясно, кого считать «зетами» и «альфами»: поколения, согласно разным исследователям, измеряются интервалами в 5–10 лет или 15–20 лет.
Самая известная и широко используемая теория поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау была разработана на основе поколенческих циклов англо-американской истории. Поэтому переносить ее реалии других государств нужно с поправками: например, вероятно, надо сдвинуть временные границы и изменить отличительные черты.
Жестких границ, отделяющих одно поколение от другого, не существует в принципе, отмечают в своей книге «Четвертое превращение» вышеупомянутые исследователи.
Демографические факторы и отдельные характеристики личности обычно не учитываются при анализе.
И все же ключевые явления в мире, влияющие на всех людей и позволяющие прослеживать общие черты у поколений, существуют.
Кто такие центениалы?
Социологи посвящают им исследования, медиа берут у них интервью. О них рассказывают на научных и практических конференциях, за их внимание борются маркетологи и HR-отделы компаний.
Отношение к технологиям и общение
Это люди, которые не представляют себя без интернета, смартфона и социальных сетей. Они домоседы, проводят много времени под присмотром родителей и не торопятся от них съезжать, меньше встречаются с друзьями и реже ходят на свидания.
Отношение к своему здоровью
«Зумеры» больше обращают внимание на здоровье, меньше склонны к курению и употреблению алкоголя. По исследованию некоммерческой организации Hope Lab и фонда Well Being Trust, почти две трети подростков и молодых людей используют мобильные ЗОЖ-приложения.
Потребление информации
И хотя считается, что современные подростки многозадачны и могут, например, слушать музыку, просматривать Instagram и делать домашнее задание одновременно, это не совсем так: в итоге внимание рассеивается, а информация усваивается гораздо сложнее. Кроме того, заучивание и запоминание у них не в приоритете, ведь вся информация есть в интернете. На первый план выходят навыки ее поиска и верификации.
«Наше восприятие любых явлений — клиповое. Картинки убедительнее текста. Чем короче текст, тем лучше. Сложное отсекается. Нам трудно долго на чем-то фокусироваться».
— Представитель «зетов» Иван Сурвилло
Отношение к учебе и работе
Теперь, когда есть полезные онлайн-курсы, не всегда очевиден выбор в пользу традиционного вуза. Но при этом современная молодежь нацелена на получение действительно полезных знаний и на успешную карьеру, которую, кстати, не всегда связывает с офисом, ведь работать удаленно бывает комфортнее, учитывая свойственные нынешней молодежи индивидуализм и обостренное чувство справедливости.
Несмотря на внешний инфантилизм, задумываться о карьере представители «зетов» стараются раньше: для них очень важно найти возможность для самореализации. Просто им труднее становиться самостоятельными и выбирать путь в постоянно меняющемся мире.
77% представителей поколения Z ожидают, что при поиске работы им придется столкнуться с большими трудностями, чем миллениалам, а также работать усерднее, чем предыдущим поколениям.
— По данным консалтинговой фирмы Robert Half
Кроме того, они более требовательны при выборе будущей компании. Среди приоритетов «зумеров» — собственный бизнес, который они иногда начинают строить еще в школе с помощью соцсетей. Кумиров при этом у них нет, ведь сейчас на YouTube каждый подросток может стать знаменитым, если создаст интересный контент.
Психология и страхи
Среди их основных страхов, по словам доктора психологических наук Тимофея Нестика, на первом месте экологические вызовы, за ними идет коррупция, а проблемы в экономике — в конце списка.
«При всем своем прагматизме молодежь острее переживает тревожные новости, более склонна верить в приближение глобальной катастрофы»,
— Тимофей Нестик в интервью «Российской газете».
Кроме того, подростки очень трепетно относятся к вопросу безопасности и плохо приспособлены к неопределенности. Свою роль здесь сыграло то, что они растут во времена финансовых кризисов, терроризма, стрельбы в школах и колоссального развития технологий.
Они чаще страдают от тревожности и депрессии, что в немалой степени провоцируется большим количеством времени, проведенным в Сети. Психолог Джин Твенге определила взаимосвязь между использованием смартфонов и настроением. Кроме того, известен факт негативного влияния яркого света от экранов на засыпание — как следствие, подрастающее поколение чаще страдает бессонницей и в целом плохо высыпается. Интересно, что даже сами подростки осознают свою зависимость: 60% респондентов компании Pew в возрасте 13–17 лет указали на то, что слишком много времени проводят с телефоном в руках, причем девять из десяти подростков называют это серьезной проблемой.
Отношение к вере
Противоречива информация по поводу отношения молодых людей к вопросу веры. Так, Джин Твенге в своей книге «Поколение I: Почему поколение интернета растет менее бунтарским, более терпимым, менее счастливым — и совершенно неподготовленным к жизни» утверждает, что в 2016 году каждый третий молодой человек в США в возрасте от 18 до 24 лет не верил в Бога. При этом российские исследователи приводят иные данные.
«На этапе экономического кризиса, который идет сейчас, всегда неясно, что хорошо, что плохо. Все меняется. Поэтому на этом этапе обостряется ценность религии»,
— основатель RuGenerations Евгения Шамис в разговоре с Esquire. По ее словам, вера позволяет молодым людям чувствовать себя более стабильно.
Что еще?
При этом многие социологи сходятся во мнении, что подрастающее поколение проявляет намного большую толерантность, чем предшественники, ведет себя осознаннее в отношениях и осторожно подходит к институту брака. Кроме того, они рациональны в финансовых вопросах, не стремятся садиться за руль, отлично разбираются в тенденциях моды, а также являются активными потребителями «умных» товаров, упрощающих жизнь.
Кто такие «альфа»-дети?
На пятки центениалам начинают наступать дети нового поколения, на которых ученые обращают пока менее пристальное внимание, чем на предшественников. И зря: несмотря на юный возраст, «альфы» уже довольно активно влияют на своих родителей и мир вокруг.
Это люди, родившиеся примерно после 2010 года: вышеупомянутый исследователь Марк МакКриндл предложил назвать их поколением «альфа». Почему? Все просто: латинский алфавит кончился, в науке в таком случае принято переходить к греческому. Это имеет и некий символический подтекст: новый алфавит, новая буква, новое начало. Ученый дает им и другое определение — «поколение стекла».
«Альфы» являются участником непреднамеренного глобального эксперимента. Им с самого младшего возраста вместо пустышек, аниматоров и обучающих книжек предлагают смотреть в экраны».
— Марк МакКриндл в интервью The New York Times.
В мире еженедельно рождаются более 2,5 млн «альфа»-детей
Когда родятся последние представители поколения (примерно в 2025-м), их будет почти 2 млрд. Что нам ждать от них? Можно строить только общие предположения, однако уже сейчас понятно, что влияние технологий на их жизнь будет колоссальным. Они будут расти, взаимодействуя с искусственным интеллектом, роботами, «умными» игрушками.
Большое значение в их формировании будут играть социальные сети
Для «зетов» Facebook или Snapchat — это инструмент, для «альф» — образ жизни. Подрастающие дети будут иметь «цифровой след», прежде чем даже поймут, что это за термин. У них уже сейчас есть аккаунты в Instagram, которые ведут их родителями. Запускаются YouTube-каналы «альфа»-детей, которые имеют большое влияние на сверстников. При этом дети уже сейчас обеспокоены чрезмерным документированием родителями их жизни в интернете, и не без оснований: здесь встают на первый план вопросы репутации и кибербезопасности. Как пишет The Guardian, новому поколению свойственно умение обнаруживать fake news и более осознанное и рациональное использование времени, проведенного в Сети.
«Альфы» будут функционировать в мире, где все подобрано специально под них — от новостных лент до набора услуг.
Поскольку они, с большей вероятностью, будут единственными детьми в семьях, поколение «альфа» имеет больше шансов вырасти эгоистичным и ожидающим мгновенного достижения желаемого. Они активно влияют на родителей в вопросе приобретения вещей, а также имеют достаточно карманных денег, чтобы совершать самостоятельные покупки, что уже сейчас становится предметом для размышлений среди маркетологов.
Поколение «альфа» является самым материально обеспеченным, технологически подкованным и образованным на сегодняшний день.
Им потребуются интерактивные персонализированные программы и методы обучения, потому что изменятся и образование как таковое, и восприятие информации людьми. Судя по мировым трендам, большой процент детей перейдет на онлайн-обучение. У них еще раньше, чем у «зумеров», будут формироваться четкие посылы, к чему нужно стремиться: это наука, технологии. Профессор Университета Крэнфилда Джо Неллис отмечает, что поколение «альфа» займется работой, которой еще не существует.
Ожидаемая продолжительность их жизни вырастет
Они будут еще больше следить за здоровьем, переживать по поводу глобальных проблем и вопросов, связанных с экологией. Кроме того, «альфы» уже сейчас активно интересуются вопросами полетов в космос.
86% детей в возрасте от 8 до 12 лет заинтересованы в его освоении. Почти все респонденты из Китая (97%), США (88%) и Великобритании (87%) предполагают, что в будущем человек отправится на Марс. Однако тот же опрос показал, что сегодняшние дети в три раза чаще стремятся стать YouTube-блогерами (29%), чем астронавтами (11%), что может говорить о том, что они пока в достаточной степени не осознают влияния космических путешествий на повседневную жизнь.
Кто дальше?
Марк МакКриндл ждет на смену «альфам» детей поколений Бета и Гамма, но так далеко пока заглядывать никто не решается. Несмотря на то что теория поколений подвергается периодической критике, а четких рамок в этом вопросе не существует, модели активно применяются футурологами, социологами, специалистами по рекламе, HR-менеджерами, да и обычными родителями для получения представления о молодых людях, выявления общих черт, а также для общих прогнозов и анализа изменений будущего. И совсем скоро мы их будем наблюдать в режиме реального времени.
Искусственное деление?
Несмотря на то что поколенческие модели активно применяются в футурологии и социологии, в бизнесе и воспитании детей, все подобные теории периодически подвергаются критике.
«Люди принимают информацию о различных поколениях с такой серьезностью, как будто действительно верят, что человечество массово размножается раз в 20 лет. Люди верят в разницу поколений так свято, как в гороскопы, хоть и то, и другое никак не подтверждено наукой. И так же, как и в случае с астрологией, поколенческие стереотипы действительно влияют на жизнь других только из-за того, как много людей в них верят».
Ей вторит психолог Сент-Луисского университета Корт Рудольф: «Когда вы начинаете изучать поколенческие отличия, то просто не находите никаких научных подтверждений того, что они существуют. Вся эта история про поколения — совершенная глупость».
Это, конечно, не значит, что совсем не нужно обращать внимание на отличительные черты, к примеру бабушек, дедушек и их внуков, но подходить к теориям поколений надо осторожно. Как говорят специалисты, это не более чем гороскоп. Он может позабавить, дать ориентир или пищу для размышлений, однако относиться к этой информации чрезмерно серьезно не стоит.
Поколение Z: свои тренды, свои правила
Тема сегодняшней статьи очень интересна, ведь далеко не каждый знает и понимает, что означает поколение Z. А как вы считаете, что это за люди? Давайте начнем с небольшого теста:
Поколение Z – это умные, современные, продвинутые и хорошо образованные молодые люди. И они об этом знают. Поэтому данная статья написана исключительно для тех, кому придется с ними общаться. А придется со временем всем, потому что первые представители Z уже успели вырасти, повзрослеть и занять свое место в жизни.
К поколению Z относятся люди, родившиеся в 1996-2017 годах. Несложно подсчитать, что родившиеся в 1996-1998 годах уже закончили вузы и колледжи и влились в наши трудовые коллективы. Родившиеся в 1999-2002 учатся, причем многие из них подрабатывают с 1-2 курса, тоже среди нас. Молодые люди 2003-2004 г.р. уже стоят на пороге выбора жизненного пути, а, значит, совсем скоро тоже будут влиять на окружающую нас действительность.
Пройдет каких-нибудь 20 лет, и наша планета будет по факту принадлежать этому самому поколению Z, потому что младшие из них завершат учебу и приступят к работе, а старшие будут занимать ключевые должности во всех отраслях экономики.
Кроме того, через два десятка лет поколение Х почти в полном составе выйдет на заслуженный отдых, а поколение Y будет больше беспокоиться, как бы их не уволили за месяц до того, как они станут предпенсионерами. Что такое поколение Z и чем оно отличается от всех предыдущих? Давайте разберемся подробнее.
Что значит «поколение Z»
Свое обозначение поколение Z получило в соответствии с теорией поколений, разработанной американским историком и писателем Уильямом Штраусом и американским ученым Нилом Хоувом. Теория основана на повторяющихся с определенной цикличностью моделях поведения людей в масштабах истории.
Исходя из того, что средняя продолжительность жизни составляет 80 лет и состоит из четырех периодов длительностью примерно 20 лет (детство, молодость, средний возраст, старость), авторы теории определяют поколение как совокупность людей, которые рождаются каждые 20 лет. Для удобства описания и исследования предложена классификация поколений:
Границы между поколениями условны и для разных государств могут отличаться с учетом внутренних обстоятельств. Например, в США поколением бэби-бумеров считают родившихся после 1939 года, т.е. после окончания Великой депрессии, в России – начиная с 1946 года, т.е. после окончания Великой Отечественной войны и массового возращения мужчин с фронта.
Тем не менее общие тренды в пределах примерно одного поколения совпадают в разных странах, что и предопределило жизнеспособность теории поколений, невзирая на всю достаточно интенсивную критику в научных кругах.
Чем отличается поколение Z
Если говорить о принципиальных отличиях, поколение Z – первое в мировой истории, которое не знает, что такое мир без компьютеров и Интернета. То, что когда-то для их родителей из поколений Х и Y было технологиями будущего, для поколения Z уже давно настоящее и реальный мир, в котором они живут.
Цифровизация
Компьютерные технологии как реальный мир, в котором живет поколение Z, вовсе не преувеличение. По данным одного из крупнейших в мире коммерческих банков Goldman Sachs, молодежь может проводить онлайн до 10 часов в сутки. Банк, как вы понимаете, структура, заинтересованная в привлечении клиентов и поиске каналов коммуникаций с ними, так что к их наблюдениям стоит присмотреться.
Разумеется, данные следует воспринимать с поправкой на страну, регион и доступность быстрого Интернета, но в целом тренд цифровизации характерен для всего поколения Z. Границы между онлайн и офлайн для поколения Z весьма условны. Едва ли не все, что происходит с ними в реальной жизни, тут же становится достоянием гласности посредством соцсетей и мессенджеров, которыми молодежь активно пользуется.
Вполне логично, что от всех остальных они ждут того же – открытости и готовности делиться событиями. Желательно, чтобы события были интересными и захватывающими. Это относится не только к друзьям и ближнему окружению – для внешних коммуникаций молодежь выбирает людей и бренды, которые тоже живут в Сетях и дают быструю обратную связь.
Разнообразие и инклюзивность
Согласно результатам исследования крупнейшего мирового маркетингового агентства Criteo, повальная цифровизация и вовлеченность в онлайн-взаимодействие имеет далеко идущие последствия для развития потребительского рынка. Поколение Z – уже сейчас активные покупатели, невзирая на юный возраст и ограниченные финансовые возможности ввиду отсутствия или не очень большого самостоятельного заработка.
В будущем их доля во всех сегментах рынка будет нарастать, поэтому в перспективе выиграют бренды, готовые коммуницировать через соцсети, мессенджеры, прочие цифровые платформы. И, конечно же, коммуникация должна быть быстрой, интересной и созвучной ценностям поколения Z. В идеале нужно дать потенциальным Z-клиентам возможность чувствовать себя включенными в процесс и жизнь бренда.
Эта проблема будет решаться вполне органично, т.к. в компаниях на должности, связанные с цифровыми коммуникациями, придут все те же представители поколения Z, которые будут говорить с покупателями на одном языке. К теме ценностей вернемся чуть позже, а сейчас – пара слов о поколении Z как о будущих работниках.
Личное пространство и нацеленность на результат
Среди представителей поколения Z желающих сидеть в офисе с 9 до 18 будет намного меньше, чем среди ныне здравствующих работников поколения Х и даже составляющих основной рынок труда поколения Y. Учитывая, что поколение Z находится на связи до 10 часов в сутки, всегда есть возможность решить с ними удаленно любой рабочий вопрос.
Поэтому с годами требование постоянного присутствия на рабочем месте будет восприниматься как неадекватное за исключением сфер деятельности, где это подразумевается по умолчанию – продавцы, официанты, пожарные, полиция, врачи, ведущие личный прием и осмотр пациентов.
Все остальное (от дизайна сайта до SMM-менеджмента, от звонка клиентам до подготовки бухгалтерского отчета) вполне можно сделать удаленно, не тратя впустую время на дорогу на работу и используя для своих личных целей более продуктивное дневное время.
Есть вещи, которые объективно можно сделать только днем, например, посещение врача, официальной инстанции, пляжа. Есть вещи, которые удобнее сделать днем, к примеру, пойти в тренажерный зал, когда там не так много народу, в магазин, когда там нет вечерних очередей, в кафе, пока там есть свободные столики и не уставшие от потока клиентов официанты.
Поколение Z уже сейчас очень оберегает свое личное пространство, желая найти баланс между учебой, работой или подработкой и частной жизнью. С этим связана и их нацеленность на результат – они хотят иметь четкие инструкции (что от них требуется) и четкие критерии (что будет считаться результатом, за который платят деньги).
Это весьма серьезно отличает поколение Z от всех предшествующих, которым довелось почти всю жизнь работать от звонка до звонка, а результатом работы как раз и считался сам факт присутствия на рабочем месте. И вот мы снова подходим к теме ценностей – они у поколения Z и всех предшествующих отличаются.
Глобализм и мультикультурность
Для многих представителей поколения Х само слово «иностранец» было каким-то потусторонним, означающим другую жизнь и другое измерение. Общение с иностранцами было нормой только для столичных медицинских и технических вузов, где студентов из-за рубежа всегда было много.
Сегодня соцсети и прочие возможности коммуникаций позволяют познакомиться с человеком, живущим практически в любом городе планеты, написать личное письмо рок-звезде или актеру из любимого сериала, посетить концерт или мастер-класс, не выходя из дома.
Все это сформировало поколение, отличающееся большей толерантностью к расовым, национальным и культурным различиям между людьми. Поколение Z в меньшей степени, чем любое другое, склонно делить людей на «своих и чужих» по какому-то одному признаку. Это когда-то принадлежность к той или иной субкультуре (рок, панк, гот и т.д.) предопределяла стиль поведения, жизни, одежды. Ныне на место субкультур приходят наборы интересов, зачастую разнообразных и мало связанных друг с другом.
Сферы интересов одного и того же человека могут быть очень разнообразными вплоть до того, что в ФБ и ВК это будут две разные личности. Хотя бы потому, что в ВК удобнее пользоваться обучающим контентом, в ФБ – вести дискуссии на острые социальные темы, в Instagram – следить за жизнью селебритиз, а в Youtube – презентовать свое музыкальное творчество.
К слову, целенаправленный выбор цифровой платформы, наиболее полно отвечающей поставленной задаче, – тоже отличительная черта поколения Z. То, чему учили маркетологов из поколения Х и Y на специальных курсах и мастер-классах, является само собой разумеющимся для цифрового поколения Z.
Такой глобализм и мультикультурность вызвали к жизни новый Z-тренд: звездность кажется доступной, если только захотеть и приложить усилия, истории успеха перестали восприниматься как нечто невероятное. Поэтому многие даже очень юные не достигшие совершеннолетия представители поколения Z уже начинают выстраивать личный бренд, ведут собственные тематические Youtube- и Instagram-каналы.
Конечно, более 90% таких каналов вызывают минимум интереса и имеют минимум подписчиков, однако никогда неизвестно, что «выстрелит» в следующий момент. Вместо субкультур и деления культуры на высокую и массовую обрела актуальность так называемая «культура момента».
Культура момента
Для поколения Z культура момента имеет намного большее значение, чем любая другая. Мир меняется настолько стремительно, что казавшееся важным сегодня может быть легко забыто через пару-тройку месяцев. Топовый музыкант через год или два может уступить свою аудиторию другому исполнителю, который станет любимым и востребованным у аудитории и займет места во всех топах.
Данный тренд также имеет большое значение для развития как потребительского рынка, так и всего информационного пространства. Ведущим брендам в рамках маркетинговой стратегии более нет смысла заключать долгосрочные контракты с так называемыми звездами, если товар бренда ориентирован на поколение Z.
Гораздо выгоднее привлечь к сотрудничеству персону, популярную «здесь и сейчас», причем не обязательно в традиционном информационном пространстве в виде телевидения, радио, модных журналов. Если персона собирает подписчиков в Youtube и Instagram, она соберет аудиторию и в офлайне.
Примером могут служить многочисленные молодые певцы, которых никогда не пустят на телевидение из-за их, скажем так, специфичного контента, однако очереди на вход в ночной клуб, где планируется их выступление, растягиваются на 200-300 метров, и это далеко не предел. Такая ситуация тоже может быть не навсегда, т.к. предпочтения Z-аудитории могут меняться очень быстро. Однако если компании и бренды научатся жить в их темпе и ритме, они смогут выжить и процветать еще долгие годы.
Еще раз напомним, что поколение Z – уже сейчас активные покупатели, невзирая на юный возраст. По данным Сбербанка, банковскими картами владеет 40% подростков от 14 до 17 лет, причем с июля 2017 по июль 2018 года они потратили более 110 миллиардов рублей.
Как общаться с поколением Z
Мы изначально презентовали нашу статью как предназначенную для тех, кому придется общаться с поколением Z. Ввиду того, что отличия от прежних поколений весьма ощутимы, встает вопрос, как общаться – на работе, дома в быту так, чтобы сохранить ментальное здоровье, свое и окружающих.
Правила общения с поколением Z:
Это основные нюансы наступающего поколения Z и общения с его представителями. Осваивайте эффективные техники общения со всеми поколениями, записавшись на нашу программу «Лучшие техники коммуникации».
Желаем вам удачи во всех делах, взаимопонимания в семье и на работе!