что нужно подростку для счастья в 16 лет
Что делает подростка счастливым. 3 правила на заметку ответственным родителям
Все родители хотят видеть своих детей счастливыми, но попытки достигнуть желаемого нередко терпят крах, почему? Может потому что взрослые люди основательно забыли это внутреннее состояние, когда все эмоции обнажены и стремятся вырваться наружу при первом удобном случае. Или когда неудачи воспринимаются настолько болезненно, что от переживаний темнеет в глазах.
Но в то же время живой интерес к происходящему и удачно найденные решения способны возносить неокрепшее сознание на самые вершины блаженства, где восторг сравним с ощущением полета. Рекомендуется рассмотреть три основных условия, которые позволяют сделать подростка счастливым.
Счастье для подростка в новых открытиях
Процесс воспитания детей в подростковом возрасте существенно усложняется. В этот период начинается активное формирование новой личности, которая:
Жизнь в понимании подростка делает новый виток, становится очевидным, что мир окрашен не только яркими красками, а для достижения цели нередко приходится вступать в борьбу.
В этот период для родителей важно сохранить авторитет, чтобы дети имели причины проявлять уважение. Для этого вовсе нет необходимости совершать героические поступки, достаточно доброго расположения и бескорыстных проявлений заботы. В таком случае будет больше шансов наставить подростка на правильный путь и стать причастным к его новым открытиям.
Счастливая жизнь это состояние
Очень важно избежать формирования ошибочного мнения, что жизнь это бесконечные страдания в попытке изменить жизнь к лучшему, чтобы в результате стать счастливым. Безусловно, решение долгосрочной задачи способно принести много плодов и стать причиной настоящего триумфа. Но все же жизнь не ограничивается решением сложных вопросов.
Ребенку необходимо обрести понимание того, что окружающий мир состоит из удивительных вещей и явлений. Поэтому сделать человека счастливым могут даже простые мелочи, которые наполняют жизнь и способны заставить улыбаться. Подросток начинает глубже задумываться о таких вещах, и миссия родителей в воспитании указать им правильный путь в жизни.
13 ошибок в воспитании счастливого подростка, которые допускаются в большинстве семей.
Сделать акцент подростка на счастье
Для того чтобы стать счастливым необходимо уметь оставаться в хорошем настроении и бодром расположении духа большую часть времени. А в случае духовного упадка уметь находить источники для пополнения жизненной энергии. Будет намного лучше, если главным источником вдохновения станет семья, где все заслуживают уважения и доверия.
Подростку важно усвоить простую истину, что несчастными люди бывают по одиночке, а счастливыми могут стать все вместе и это наиболее простой и надежный путь. Настоящую радость и духовный подъем приносят поступки, способные доставить удовольствие ближнему. И нет наслаждения выше, чем приятные сюрпризы, которые будут рады подготовить близкие люди, проявляя взаимное расположение.
Таким образом, оказавшись в благоприятной среде, неокрепшее сознание интуитивно начнет проявлять стремление прожить счастливо очередной день. Хорошим стимулом станут достойные примеры со стороны старших людей. Они всегда будут сохранять свой авторитет, если смогут ежедневно демонстрировать модель поведения человека, знающего толк в счастье.
Повышенная раздражительность у подростка: откуда она берется и как реагировать всем членам семьи
Итоги
Конечно, подростки только учатся контролировать собственные эмоции не всегда способны их проявлять открыто, испытывая стеснение. Однако лучшее средство от комплексов это дружеское расположение родителей. Это значит, что новая личность кроме поддержки нуждается в уважении. На этом этапе молодой человек создает личное пространство, вход в которое дозволен только по пригласительным. Учитывая такое положение вещей, взрослые могут избежать большого количества размолвок с юными созданиями, сохраняя статус желанных союзников.
Что нужно подростку для счастья?
Система ценностей современного выпускника средней школы
Сейчас во взрослую жизнь вступает принципиально новое поколение российской молодежи. Эта молодежь родилась уже в постсоветской России, у нее нет советского опыта, и по многим параметрам – системе ценностей, самосознанию, отношению к жизни – она существенно отличается от своих родителей. Современные исследователи называют поколение next по-разному: одни – «прагматичными перфекционистами» и «романтиками потребления», другие – равнодушными и скептическими, третьи – парадоксальным поколением. Сами же опрошенные нами старшеклассники предпочли бы отнести свое поколение, прежде всего, к поколению надежд (38%) (см. Рис. 1).
Рис. 1. Оценка современного поколения российской молодежи
Широкое распространение в исследованиях молодежи получила концепция «революции притязаний», в соответствии с которой современные молодые люди в своих жизненных планах по сравнению с поколением их родителей ориентируется на очень высокую планку ожиданий. Полученные в ходе анкетирования данные в определенной степени подтверждают этот вывод. Скажем, анализируя образовательные планы выпускников средних школ, мы выяснили, что большинство нынешних подростков рассматривают высшее образование как социальную норму, устойчивый жизненный стандарт для себя: в среднем две трети одиннадцатиклассников (69%) планируют после окончания средней школы поступать в вузы, а в Петрозаводске таких желающих и того больше – 87% (см. Рис. 2). И это притом, что успеваемость опрошенных старшеклассников весьма трудно назвать высокой: только каждый четвертый (27%) учится на «хорошо» и «отлично», а каждый десятый (9%) учится практически на одни «тройки».
Рис. 2. Влияние места жительства
на будущие планы старшеклассников Карелии
Что же нужно современному подростку 16–17-ти лет для того, чтобы чувствовать себя счастливым человеком? Оказывается, то же самое, что и всем остальным: прежде всего, «материальный достаток», «хорошее здоровье» и «дружная семья». Это так называемое «ядро» ценностной системы большинства старшеклассников: от 60% и выше опрошенных школьников отметили в анкете именно эти ценности (см. Табл. 1).
Система ценностей современного старшеклассника
Республики Карелия
Что, по Вашему мнению, нужно современному человеку для счастья? | От числа опрошенных % | От числа ответов % | Ранг |
«Ядро ценностной системы» | |||
материальный достаток | 62,40 | 12,19 | 1 |
не болеть | 60,87 | 11,89 | 2 |
крепкая и дружная семья | 59,59 | 11,64 | 3 |
«Структурный резерв» | |||
интересная работа | 46,16 | 9,02 | 4 |
полезность людям, возможность помогать им | 45,65 | 8,92 | 5 |
«Периферия ценностной системы» | |||
быть известным и уважаемым в обществе человеком | 36,45 | 7,12 | 6 |
любимый и верный человек рядом | 32,61 | 6,37 | 7 |
душевное спокойствие и чистая совесть | 32,10 | 6,27 | 8 |
жить в процветающей России | 30,95 | 6,05 | 9 |
жить так, чтобы никто не мешал и не учил жить | 30,82 | 6,02 | 10 |
«Хвост ценностной системы» | |||
верные друзья | 26,73 | 5,22 | 11 |
иметь возможность заниматься любимым делом | 22,63 | 4,42 | 12 |
хорошие жилищные условия | 19,44 | 3,80 | 13 |
духовное спасение, вера в Бога | 5,50 | 1,07 | 14 |
Несколько удивляет, что сравнительно невысокий рейтинг набрали такие традиционно важные для молодого человека ценности, как «любимый человек» (7-я позиция) и «верные друзья» (11-я позиция). Но, если следовать логике «теории недостатка» Р.Инглехарта, на первое место обычно ставят как раз те ценности, недостаток которых испытывается человеком острее всего. Следовательно, можно предположить, что и друзья, и любимый человек – уже есть, а вот денег и здоровья молодым людям явно не хватает. Тем более что число выборов в данном вопросе было ограничено для респондента только пятью позициями.
Самое последнее место в «хвосте ценностной системы» заняли религиозные ценности – «духовное спасение, вера в Бога». И это несмотря на то, что к верующим себя в исследовании отнес почти каждый второй (42%). Девушки традиционно более религиозны, чем юноши (49% верующих девушек против 33% юношей), а атеисты среди старшеклассников в столице Карелии встречаются значительно чаще, чем в районах (16% в Петрозаводске против 10% в районах).
Весьма любопытно, что во вторую группу – в группу структурного резерва – попали только постматериальные ценности, ориентированные, прежде всего, на связь с обществом – «интересная работа» и «возможность помогать людям»: практически половина опрошенных школьников выбрала эти ценности как жизненно необходимые для счастья.
Так что широко распространенное сегодня мнение о молодом поколении как исключительно меркантильном и прагматичном далеко не всегда находит свое подтверждение в реальности. Деньги действительно ценятся молодыми, но только как инструментальная ценность. Ценятся, потому что их хронически не хватает для удовлетворения самых насущных потребностей. Тогда же, когда они перестают быть проблемой, на первый план для большинства выходят совсем другие ценности: интересная работа, любовь, личная свобода и независимость. Результаты нашего исследования вполне подтверждают это: ценность «материального достатка» отчетливо снижается в зависимости от уровня финансовых возможностей семьи респондента (см. Рис. 3). Другими словами, чем меньше финансовых затруднений, тем меньше и значимость денег.
Рис. 3. Значимость ценности материального достатка
в зависимости от уровня материального положения семьи старшеклассника
Различия в системе ценностей между юношами и девушками, конечно, присутствуют, но не выходят за рамки традиционных и вполне привычных (см. Табл. 2).
Ранжирование ценностей старшеклассников
в зависимости от пола
Что, по Вашему мнению,
нужно современному человеку для счастья?
(ранг)
(ранг)
Девушки традиционно выше ценят крепкую и дружную семью, душевное спокойствие и чистую совесть, чаще выглядят альтруистами и готовы помогать людям, для юношей более важны верные друзья, интересная работа и крайне ценна личная независимость.
Огромное влияние на систему ценностей имеет место жительства опрошенных школьников (см. Рис. 4). Скажем, ценности любви и дружбы для старшеклассников Петрозаводска в 5–10 (!) раз важнее, чем для учеников городских районных и сельских школ.
Рис. 4. Влияние места жительства на систему ценностей старшеклассников
Если для старшеклассников Петрозаводска в число лидирующих ценностей после материального достатка попали «любимый человек» и «дружная семья», то для школьников сельских школ и районных городов материальный достаток явно уступил место здоровью и стремлению помогать людям, быть полезным им (см. Табл. 3).
«Ядро ценностной системы» старшеклассников
в зависимости от места жительства респондентов
Петрозаводск | Районные города Карелии | Сельская местность |
Материальный достаток (68,06%) Любимый и верный человек рядом (63,87%) Крепкая и дружная семья (62,90%) Верные друзья (58,39%) | Здоровье («не болеть») (66,78%) Возможность помогать людям (62,13%) Материальный достаток (59,47%) Крепкая и дружная семья (56,15%) | Здоровье («не болеть») (78,36%) Возможность помогать людям (63,74%) Крепкая и дружная семья (59,65%) Материальный достаток (57,31%) |
Если опрошенные в Петрозаводске школьники выше ценят хорошие жилищные условия, то для молодых жителей районов и сел гораздо важнее получить личную независимость («жить так, чтобы никто не мешал»). Что же касается «возможности жить в стабильно развивающейся и процветающей России», то эту позицию отметил практически каждый третий (31%) из опрошенных молодых людей, при этом школьники районов отмечали ее гораздо чаще школьников Петрозаводска (37% против 28% соответственно).
Та же зависимость просматривается и при ответе ребят на вопрос, хотели бы они уехать из России: одиннадцатиклассники школ Петрозаводска в 2–3 раза чаще, чем старшеклассники районов хотели бы уехать за границу на постоянное место жительства, если бы у них появилась такая возможность (см. Рис. 5).
Рис. 5. Влияние места жительства
на желание старшеклассников уехать из России
В целом же, только 13% опрошенных учащихся 11-х классов хотели бы уехать за границу навсегда, подавляющее же большинство (83%) собираются жить и работать в России, что, впрочем, не мешает многим из них планировать свою учебу или временную работу за рубежом (50%).
Таким образом, анализ полученных данных показывает, что патриотизм в системе ценностных ориентаций современной учащейся молодежи занимает далеко не последнее место, а широко распространенное в обществе представление о массовом желании молодых людей выехать из России сильно преувеличено.
Что нужно подростку для счастья в 16 лет
Особенности переходного возраста
Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.
Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.
Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.
Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.
Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.
Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.
Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.
Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?
Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями
От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.
Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях. Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.
Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.
Совет 2. Установите правила и заранее обговорите санкции
Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения необходимо регламентировать, установите чёткие правила. Пусть подросток заранее знает, какие санкции последует за ту или иную провинность. Говорите тоном, которого требует ситуация: волнуясь, раздражаясь, радуясь. Не делайте параллельно других дел.
Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.
Во время беседы смотрите на своего ребёнка и дайте ему возможность наблюдать за вашими эмоциями. Ждите ответа столько, сколько нужно, не торопитесь.
Установив правила для подростка, следуйте им и сами. А главное — будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Оговоренное наказание должно быть приведено в жизнь, иначе поступок повторится.
Совет 3. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки
В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы. На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки.
Большинство подростков с удовольствием учатся новому.
Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.
Совет 4. Не читайте морали — разговаривайте по душам
Возрастные ограничения медиков неслучайны: ваш ребёнок — ещё действительно ребёнок, как бы логично ни рассуждал и как бы «не по годам» держался.
Вредные привычки и прочее рискованное поведение в переходном возрасте связано с потребностью быть причастным к сообществу, проявлять себя, испытывать новые сильные переживания.
Ошибочно думать, что подросток пробует сигареты или алкоголь ради эффекта от самих веществ. Он ищет возможности усмирить колебания своих эмоций и хочет убедиться, что все эти «взрослые штуки» ему не помогут.
Ребёнок, который уже, возможно, выше вас ростом, нуждается в заботе, внимании и поддержке не меньше, чем едва вставший на ноги малыш.
Не читайте подростку морали, тем более не стоит выливать на него свои переживания за его жизнь и здоровье. Постарайтесь спокойно рационально объяснять, каковы могут быть последствия тех действий, что он совершает.
Если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, и знает, что его поддержат в любых начинаниях, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице. Гораздо ценнее для него открытая поддерживающая беседа с матерью или отцом, совместный просмотр фильма ужасов или поход в парк аттракционов за ясной, но контролируемой порцией адреналина.
Совет 5. Не сваливайте на ребёнка проблемы взрослых и не принижайте его собственные
Мальчики и девочки в переходном возрасте частот впервые испытывает влечение к противоположному полу, порой сильное и не осознанное. Взрослым же кажется это ерундой. «У тебя ещё миллион таких будет» — отмахиваются родители от первых влюблённостей своих детей.
Но для подростка это может быть реальной проблемой. Нельзя недооценивать важность происходящего, осуждать выбранный объект чувств и обесценивать сами чувства. Важно оставаться в контакте в этот период: слушать, делиться опытом, помогать опознавать чувства, проговаривать их.
Обратная сторона медали — перекладывание на подростка проблем взрослых. Ребёнок не должен вместе с вами переживать ваши проблемы на работе или быть в курсе того, из каких денег вы купили ему новые ботинки. Но не скрывайте от ребёнка развод, потерю близких, предстоящий переезд или смену материального достатка, свою усталость и слёзы.
Здесь трудно отыскать грань, но в этих отношениях вы взрослый, а значит только вы сможете помочь юному человеку сформироваться в высоко интеллектуальную и эмоционально здоровую личность, которая сможет своим интеллектом воспользоваться.
Если подростковый возраст проходит тяжело для вас и ребёнка, просите поддержку у специалистов. В Экстернате и Домашней школе Фоксфорда дети и родители получают бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения.