что нужно подготовить к проверке по охране труда
Проводим обучение по охране труда: как и для кого?
Каждая организация, независимо от численности и отраслевой специфики, должна обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. Один из значимых аспектов этого вопроса — обучение безопасным методам и приемам выполнения работы. Поговорим о том, как его правильно организовать и на какие нормативные документы стоит опираться.
Нормативная база
Основным документом в вопросах охраны труда является, конечно же, Трудовой кодекс. В нем прямо обозначены обязанности как работодателя «обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда» (ст. 22 ТК РФ), так и работника — «соблюдать все требования по охране труда» (ст. 21 ТК РФ). Принципы охраны труда, порядок организации необходимых мероприятий, в том числе обучения, подробно изложены в отдельном разделе X (ст. 209–231).
Кроме Трудового кодекса РФ, разработаны федеральные законы, приказы и постановления, подзаконные нормативные акты. Они устанавливают конкретные требования и стандарты, которые следует использовать при организации профильных мероприятий и разработке локальной документации. Особое внимание обратите на следующие документы:
Кто организует обучение
Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность сотрудников превышает 50 человек, организация обязана создать у себя службу по охране труда или ввести в штат профильного специалиста. И в этом вопросе можно опираться на Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Если количество работников меньше 50, руководитель вправе возложить эти функции на кого-то из сотрудников.
В любом из этих случаев уполномоченные сотрудники обязаны:
Решение создать службу охраны труда или возложить эти функции на кого-то из сотрудников должно быть оформлено документально. Кадровая служба готовит целый ряд локальных нормативных актов. В их числе:
— приказ об организации службы охраны труда;
— приказ о возложении обязанностей инженера по охране труда на специалиста;
— положение об охране труда;
— должностные инструкции работников службы охраны труда;
— перечень профессий и должностей, проходящих обучение и проверку знаний по охране труда и пр.
Любые приказы по охране труда оформляйте в Контур-Персонале
Есть и еще один вариант — заключить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей вышеперечисленные услуги (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).
Кто проходит обучение
Обучение по охране труда, согласно ст. 225 ТК РФ, должны проходить все без исключения работники организации:
Те, кто не прошел обучение, не могут быть допущены к выполнению своих трудовых обязанностей.
Важно! Работник, который не прослушал обучающий курс не по своей вине, должен быть отстранен от работы, а организация обязана оплатить этот период как простой по вине организации (ч. 1, 3 ст. 76 ТК РФ).
Инструктаж или обучение?
В зависимости от профиля работы и занимаемой должности работники могут осваивать разные программы. Наиболее распространенный вид обучения — инструктаж. Его проходят все сотрудники без исключения.
Выделяют несколько видов инструктажа.
1. Вводный — для всех принимаемых на работу, а также откомандированных сотрудников сторонних организаций, то есть всех, кто связан с производственной деятельностью. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом руководителя возложены эти обязанности.
2. Первичный на рабочем месте — это инструктаж для всех новых сотрудников, постоянных и временных, для переведенных из соседнего подразделения и откомандированных из других организаций, а также для тех, у кого случился значительный перерыв в трудовой деятельности. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель работника: мастер, прораб, преподаватель и пр.
3. Повторный — проводится для всех сотрудников не реже одного раза в шесть месяцев по тем же программам, что и для первичного инструктажа на рабочем месте.
4. Внеплановый — этот вид обучения связан с принципиальными изменениями, которые влияют на выполнение сотрудником трудовых функций. Это может быть изменение законодательства, смена оборудования или технологических процессов. Внеплановый инструктаж проводят также при выявленных случаях грубого нарушения работником требований охраны труда.
5. Целевой — потребность в целевом инструктаже возникает, когда речь идет о ликвидации последствий аварий (стихийных бедствий), о разовых работах и о тех видах деятельности, на которые требуется наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы.
Для представителей рабочих специальностей работодатель обязан провести дополнительное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Это касается новых сотрудников и тех, кто переводится на другую работу. Обучение следует провести в течение месяца после приема/перевода на работу. Порядок и периодичность такого обучения, а также формат проверки знаний у работников рабочих профессий устанавливаются работодателем с опорой на нормативно-правовые акты, которые регулируют безопасность тех или иных видов работ (Постановление № 1/29 от 13.01.2003).
Отдельное обучение должно быть организовано для руководителя организации, его заместителей, заместителей главного инженера по охране труда, а также для специалистов служб охраны труда или работников, на которых работодатель возлагает обязанности организации работы по охране труда. Срок тот же — не позднее одного месяца с момента трудоустройства или назначения на должность.
Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.
Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.
Проверка знаний
Каждый инструктаж должен завершаться устным опросом по приобретенным работником знаниям и навыкам безопасных приемов работы. У представителей рабочих специальностей проверку знаний проводит непосредственный руководитель. У специалистов и руководителей — специальная комиссия из сотрудников, которые получили соответствующее разрешение в вышестоящей организации или в специализированном учебном заведении.
Аттестация руководителей и специалистов проводится не реже чем один раз в три года, а рабочих — не реже одного раза в год.
В состав комиссии по проверке знаний входит не менее трех человек: руководитель организации и/или структурного подразделения, главный специалист (технолог, механик, энергетик и т.д.) и обязательно специалист службы охраны труда (Типовое положение о комиссии по проверке знаний в сфере безопасности и охране трудовой деятельности). Членами комиссии могут быть только те, кто прошел обучение и проверку знаний по охране труда в установленном порядке.
Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку обучения и проверки знаний сотрудников в части безопасности профессиональной деятельности и охраны труда.
Важно! Cотрудник, не сумевший успешно пройти проверку знаний после обучения, обязан повторить попытку в срок не позднее одного месяца.
Проведенные инструктажи и обучения, а также результаты аттестаций и опросов должны быть зарегистрированы в журналах и при необходимости в наряде-допуске на производство работ. Журналы в обязательном порядке прошиваются и нумеруются. Формы и порядок их ведения утверждены ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
Требование обеспечить сотрудникам безопасные условия труда касается всех без исключения работодателей. Эта сфера деятельности предприятий имеет множество составляющих и достаточно строго регламентирована. Но при этом трудовое законодательство предоставляет разные варианты организации работы по охране труда. Руководителю предприятия следует выбрать подходящий вариант, ознакомиться с нормативной документацией и внимательно относиться к требованиям ТК РФ и законодательных актов. А облегчить оформление необходимых документов помогут современные системы автоматизации.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как без стресса пережить проверку ГИТ и не нарушить законы
С некоторых пор инспекция по труду проводит проверки по так называемому риск-ориентированному подходу. Разобраться в специфике такого подхода полезно и руководителям бизнеса, и специалистам по охране труда. Важно знать, как использовать чек-листы для самопроверки и как снизить присвоенный класс опасности или категорию риска.
С 1 января 2018 года организации, которым был присвоен умеренный класс опасности, стали проверять по новому риск-ориентированному подходу, с 1 июля 2018 года правило распространяется на любой бизнес.
От класcа опасности или категории риска зависит периодичность проведения плановых проверок — чем он выше, чем чаще проводятся проверки. Внеплановые проверки по чек-листам или проверочным листам не проводятся.
Категория риска или класс опасности зависят от того, насколько негативными будут последствия, если будут нарушены требования охраны труда, и насколько вероятно, что они будут нарушены.
Особенности применения риск-ориентированного подхода и присвоения категории риска и классов опасности объясняет Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.
Что при этом учитывается:
Все эти условия важно иметь в виду при попытке обжалования, если руководитель организации не согласен с присвоенным классом опасности и считает, что он может быть снижен.
Классы опасности и категории риска
Категория риска рассчитывается по формуле и именно от нее зависит частота плановых проверок в отношении работодателя:
Организацию могут проверить в схеме оплаты труда и внепланово.
Как узнать класс опасности или категорию риска, которые присвоены организации
На своем официальном сайте Роструд публикует списки организаций с высоким или значительным классом опасности, которым грозят проверки ГИТ.
В перечнях организаций с категорией высокого риска и категорией значительного риска можно увидеть организации по округам, которые отнесены к соответствующей категории риска.
По названию компании или ИНН можно обнаружить себя в списке и посмотреть присвоенные класс опасности и категорию риска.
Если компании нет в перечнях, значит ей присвоен более низкий класс опасности. Конкретные сведения можно получить в территориальной инспекции по труду. Для этого достаточно обратиться с заявлением, в котором попросить указать информацию о классе опасности и категории риска, присвоенных компании, и показателях, на основании которых проводилась оценка.
Нормативных требований к такому заявлению нет, поэтому его можно составить в свободной форме, указав название и реквизиты организации.
Срок ответа с классом опасности и показателями, которые на него повлияли, составляет 15 календарных дней, 3 дополнительных дня даются на отправление ответа обычной или электронной почтой.
Предприниматель может попросить территориальную инспекцию по труду снизить класс опасности, если он считает, что присвоенные класс и категория завышены.
Что указать в заявлении
Следует проверить отчетность о результатах проверок инспекцией по труду за 3 года, которые предшествуют году обращения в инспекцию, сведения о производственном травматизме за 3 года, предшествующим текущему году, а также сведения о заработной плате за предшествующий год.
Класс опасности и категорию риска, скорее всего, снизят, если не было:
Что сделать перед плановой и внеплановой проверкой ГИТ
Перед проверкой не лишним будет ознакомиться с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, который определяет порядок госконтроля и надзора за деятельностью юрлиц и ИП.
Этот закон содержит права и обязанности проверяющих и тех, кого проверяют.
Перед плановой проверкой в инспекции издадут распоряжение или приказ о проведении проверки. О визите предпринимателю сообщат за 3 рабочих дня до посещения инспектора или даже раньше.
Инспекция на пороге — что делать?
Следует придерживаться четкому алгоритму действий и не забывать о важных деталях. А именно:
Как фиксируются результаты проверок?
Инспектор составляет акт по результатам проверки и делает запись в журнале «Ведение проверок».
Ведение проверок организации — это право, а не обязанность предпринимателя. Если организация ведет такой журнал, то инспектор обязан сделать в нем запись. Если же такого журнала нет, то в акте о проверке делается соответствующая запись.
При выявлении нарушений инспектор составляет предписания. Если работодатель должен быть привлечен к административной ответственности, ему будет выдан протокол или постановление. С этими документами инспектор обязан ознакомить работодателя.
Обжалование решений ГИТ
Бывает так, что компания не соглашается с решением, постановлением или предписанием инспекции. У нее есть право обжаловать его в административном или судебном порядке. В первом случае придется обратиться в вышестоящую инстанцию, во втором — в суд.
Срок обжалования в судебном порядке составит 10 дней с момента получения предписания, в административном порядке — 15 дней.
Постановление можно обжаловать в вышестоящем или судебном органе в течение 10 дней с момента получения копии постановления.
Важно обратиться в суд, который по подсудности имеет право на рассмотрение соответствующих категорий дела.
Предписания обжалуются в районном суде по местонахождению инспекции труда, постановления нужно обжаловать в районном суде по местонахождению организации.
Самостоятельная проверка
Работодатель может проверить выполнение требований охраны труда в организации с помощью сервиса Электронный инспектор.
На сайте Онлайнинспекция представлены ответы на наиболее распространенные вопросы.
Нарушения в сфере охраны труда и ответственность
Согласно ст. 24.5 КоАП, одновременное привлечение к уголовной и административной ответственности невозможно. То есть если за какое-то нарушение в сфере охраны труда должностное лицо было привлечено к административной ответственности, в ходе разбирательств было возбуждено уголовное дело по данному нарушению, то административное преследование производства должно быть прекращено. Таким образом, одновременное привлечение к уголовной и административной ответственности за одно и то же нарушение в сфере охраны труда не допускается.
Также следует обратить внимание на ст. 143 УК РФ, нарушение требований по охране труда по которой грозит привлечением должностных лиц к уголовной ответственности.
Важно правильно определять категории должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день нет нормативного документа, который четко устанавливает такие категории.
При этом есть Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 № 41 – в нем определены категории должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности в случае нарушения требований охраны труда. Так, уточняется, что к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, которое обязано соблюдать требования охраны труда на определенном участке работ в силу служебного положения или по специальному распоряжению.
Уголовная ответственность может грозить руководителям компаний и их заместителям, главным инженерам, главным специалистам, если они не приняли соответствующие меры для устранения нарушений правил охраны труда, дали указания, которые противоречат этим правилам или руководили отдельными видами работ, не обеспечив соблюдение правил.
Меры уголовной ответственности
Соответствующие наказания прописаны в ст. 143 УК РФ:
Также дополнительно к лишению свободы у виновника могут отнять право занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3-х лет.
Инспектор ГИТ назначит наказание за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП) Это могут быть штрафные санкции или предупреждение.
Меры административной ответственности
Наступление административной ответственности за нарушения в сфере охраны труда предусмотрено ст. 5.27.1 КоАП. В ней содержится пять частей, которые формулируют как специальные составы за нарушения, так и общие составы. Кроме того, предусмотрена ответственность за повторные нарушения.
По ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП инспектор ГИТ назначит наказание за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). И здесь возможность как привлечение к ответственности в штрафа или вынесения предупреждения.
Организации может грозить штраф в размере до 80 000 руб., а должностному лицу до 10 000 руб., если не проведена СОУТ или нарушен порядок проведения такой оценки.
Стоит помнить о том, что непроведение СОУТ рассматривается, как длящееся правонарушение. Поэтому независимо от того, спустя какой промежуток времени после того, как работодатель был обязан закончить проведение СОУТ в случае ее непроведения будет выявлено данное нарушение, срок исковой давности по КоАП (составляет один год) в данном случае не действует. Поэтому инспекция, независимо от того, когда выявит нарушение, имеет право привлечь работодателя к ответственности.
Нужно сказать, что почти все нарушения требований охраны труда в организации рассматриваются как длящиеся. Потому полезно помнить, что срок давности исчисляется со дня, когда было обнаружено правонарушение.
Инспектор будет учитывать ряд фактов при назначении наказания.
Штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП следует ожидать, если к работе допущены сотрудники, не прошедшие:
За эти нарушения работодателя ждут следующие санкции:
В ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП предусмотрена ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Так, если вы не выдадите работникам СИЗ 2 класса риска причинения вреда, то организацию и должностных лиц привлекут к ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП.
Важно помнить, что СИЗ делятся на два класса риска причинения вреда, и от этого зависит размер штрафа.
Невыдача таких средств защиты грозит компании серьезным штрафом в размере 130 000 — 150 000 руб., а должностным лицам — в размере 20 000 — 30 000 руб.
В данном случае невыдача СИЗ 1 класса может стоить 80 000 руб. (штрафовать будут по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП).
У работодателей часто возникает вопрос, почему за неприменение одних и тех же СИЗ сотрудниками разных профессий и должностей инспекторы штрафуют по разным частям ст. 5.27.1 КоАП.
Это зависит от того, для защиты от каких вредных или опасных факторов работники применяют средства защиты. За отсутствие средств защиты от удара, вибрации, общих загрязнений работодателя оштрафуют на 80 000 руб. по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.
За отсутствие средств защиты от проколов и порезов — серьезных повреждений для здоровья — штраф наступит по ч. 4 ст. 5. 27.1 КоАП — до 150 000 руб.
Общие нарушения требований охраны труда
Если не обеспечить работников смывающими или обезвреживающими средствами, не ознакомить их с условиями труда на рабочих местах, которые определены по результатам оценки условий труда, не предоставить инспектору ГИТ карты СОУТ, наступает ответственность за общее нарушение требований охраны труда, которые не перечислены в специальных частях (то есть по ч. 1 ст. 5.27.1)
За это нарушение предусмотрены штрафные санкции для организации — до 80 000 руб., для должностных лиц — до 5 000 руб
При незначительном нарушении правил охраны труда, которое не может привести к серьезным последствиям в отношении жизни и здоровья сотрудников, инспектор может вынести предупреждение. Например, если работник в журнале регистрации инструктажей поставил подпись не в той главе.
При определении размера штрафа инспектор учитывает финансовое положение организации и негативные последствия, которые могли наступить в случае нарушений требований охраны труда.
Работодатель может обжаловать размер штрафа в суде. Суды, рассмотрев обстоятельства дела, периодически встают на сторону работодателя и снижают размер штрафа.
Ответственность за непроведение оценки рисков
Любой работодатель должен идентифицировать опасность, рассчитать уровень профессионального риска в отношении работников, составить перечень мероприятий по устранению опасностей, которые выявлены на рабочих местах сотрудников (Положение о системе управления охраны труда № 438).
Непроведение оценки рисков (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП) предусматривает наступление административной ответственности.
Проект изменения 10-го раздела ТК по охране труда предусматривает необходимость работодателя ознакомиться с уровнем профессиональных рисков в отношении конкретных сотрудников помимо условий труда по результатам специальной оценки.
Повторные нарушения (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП) предусматривают наступление ответственности в отношении организаций и должностных лиц за аналогичные нарушения об охране труда и повторные нарушения. Предусмотрен штраф до 40 000 руб. для должностных лиц и до 200 000 руб. для организаций.
Должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок до 3-х лет, а деятельность компании приостановлена на срок до 90 суток.
Повторным считается не смежное и не похожее нарушение, а аналогичное, за которое либо должностное лицо либо организация были привлечены к ответственности.
Предприниматель может обжаловать решение в судебном или административном порядке, если нарушение не было повторным.
Руководитель в составе комиссии
Судебная практика постоянно доказывает важность того, чтобы руководитель организации входил в состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда.
В некоторых субъектах РФ в 2019 году работодатели были привлечены к ответственности за невключение в состав комиссии.
Раньше при проведении проверок инспекторы не обращали на это внимание, но начиная с 2018 года есть судебная практика, согласно которой и суд, и инспектор требуют соблюдать данное правило.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Какие документы проверяет трудовая инспекция
Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.
Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».
По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).
Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.
О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Плановая проверка трудовой инспекции
Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.
Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:
Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.
Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:
Проверка кадровых документов
В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.
Кадровые документы, которые будут проверять:
Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.
Проверка локальной внутренней документации
К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.
Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.
Проверка графика отпусков
Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас. Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону. В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.
Проверка выплаты зарплаты
Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.
Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.
В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.
Проверка сведений, связанных с охраной труда
Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.
При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:
Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.
Срок проведения проверки
По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся. При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».