что нужно подавать в страховую после дтп
Обращение за выплатой по ОСАГО после ДТП
Вы попали в ДТП: какие документы нужны для получения максимальной компенсации, какие «подводные камни» могут быть при оформлении ДТП — подробно рассказываем в данной статье.
Если автомобилист стал участником дорожно-транспортного происшествия, ущерб получил он сам или пассажиры, находившиесяя выбиралв салоне, сам автомобиль, неизбежно встает вопрос о получении страховой выплаты. При этом многим хочется заранее знать, каков будет ее размер и что следует предпринять, чтобы получить максимальную компенсацию.
Рассмотрим, каким должно быть обращение в страховую после ДТП, в какие сроки потребуется подать документы и как выглядит их список. Отдельно рассмотрим, на каком основании вам могут отказаться выплачивать компенсацию, что в этом случае следует делать. В конце дадим несколько полезных советов, которые помогут вам получить максимальную выплату и отстоять свои права в случае необходимости.
Когда следует требовать страховую выплату
На сегодняшний день существует множество ситуаций, которые относятся к страховым, а это значит, что клиент может получить компенсацию от СК, у которой он купил полис. Рассмотрим простой пример, когда обращение в ОСАГО после ДТП будет правомерным.
Вы остановились на красный сигнал светофора, и в этот момент в ваш автомобиль въехало другое транспортное средство. В этом случае следует выяснить, как настроен решить ситуацию виновник инцидента. Если он настроен миролюбиво и готов признать свою вину, а ущерб, по предварительной оценке, не превышает ста тысяч рублей, вы можете оформить европротокол. Если найти общий язык с виновником аварии не удается, следует вызвать сотрудников ГИБДД. Водитель, который спровоцировал аварию, при этом не имеет права покидать место происшествия. Если он оставляет вас ждать представителей правоохранительных органов в одиночестве, сфотографируйте или хотя бы просто запишите госномер его автомобиля. Впоследствии за оставление места аварии виновника могут привлечь к административной ответственности вплоть до заключения под стражу на 15 суток).
После регистрации инцидента вы можете требовать страховую выплату от компании, у которой вы приобрели полис ОСАГО.
Сроки получения выплаты
В течение пяти дней после аварии водитель может собрать документы и обратиться за выплатой положенного страхового возмещения. В свою очередь, у СК есть 20 дней на то, чтобы рассмотреть заявление клиента. Если страховщик не укладывается в этот срок, автомобилист может требовать оплату неустойки за каждый день просрочки в размере одного процента от суммы компенсации. Но может возникнуть ситуация, когда компания откажет в страховом покрытии. Тогда и штраф за просрочку, и саму компенсацию придется требовать через суд. При этом если вы получили отказ в выплате страховки несвоевременно, учитывая срок обращения, по истечении периода в 20 дней за каждые последующие сутки положена неустойка в размере 0,5 процента от суммы.
Страховая компания может перечислить на счет автомобилиста положенную сумму либо направить поврежденное транспортное средство для восстановления в один из автосервисов, с которым она сотрудничает. При этом клиент вовсе не обязан соглашаться с условиями СК. Если что-то его не устраивает, водитель имеет право выбрать ремонтную фирму самостоятельно или потребовать страховую выплату в денежном эквиваленте. Многие эксперты советуют получить компенсацию напрямую – по их мнению, это гораздо выгоднее, т. к. дает возможность проконтролировать весь ход восстановительных работ и быть уверенным в том, что средства потрачены должным образом. Ремонт, который проводит сервис, сотрудничающий с СК зачастую бывает быстрым и не вполне качественным. При этом доказать, что уровень выполненных работ не вполне соответствует их стоимости, будет достаточно трудно.
Если страховая компания настойчиво предлагает ремонт, вы можете отказаться и выбрать сервис самостоятельно. Второй вариант – требовать денежной выплаты, которой сможете воспользоваться для проведения восстановительных работ.
Предельно допустимая компенсация по закону составляет 400 тысяч рублей. Но расчет итоговой суммы складывается из ряда многочисленных факторов:
В связи с этим рассчитывать на максимальную сумму можно далеко не всегда.
Какие потребуются документы
СК будет рассматривать иск только в том случае, если клиент предоставит перечень необходимых документов. При этом у обоих участников аварии должен быть действующий полис. На сегодняшний день требуется собрать следующие бумаги:
Если все бумаги оформлены правильно и поданы точно в срок, автомобилист может рассчитывать на прямое или опосредованное получение страховой выплаты.
Что делать, если нет видеорегистратора
В случае дорожно-транспортного происшествия многие вопросы поможет снять видеорегистратор. На сегодняшний день практически каждый автомобиль оснащен этим полезным устройством. Но что делать, если нет видеорегистратора? В этом случае при возникновении спорной ситуации, возможно, придется обратиться за помощью следовавших рядом с вами автомобилистов. Но в этом случае стоит вовремя сориентироваться, чтобы хотя бы получить контактные данные водителей, чей регистратор мог зафиксировать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Если ни у вас, ни у второго участника аварии нет фиксирующего устройства и вам не удалось попросить ни у кого из водителей прислать вам запись инцидента, не стоит отчаиваться. На участке, где случилась авария, вполне могут быть установлены камеры слежения. В этом случае нужно сделать запрос у оператора фрагмента записи с моментом аварии. Сделать это самостоятельно не получится, требуется содействие инспектора. Полицейский запрос могут сделать сотрудники ГИБДД, прибывшие на место.
Когда можно зафиксировать ДТП без привлечения полиции
Сегодня по закону в ряде случаев вы можете зафиксировать аварию самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД. Перечислим основные ситуации, когда можно это сделать:
Когда оба участника аварии заполнят и подпишут извещения, каждому из них нужно обратиться в свою страховую компанию (где был приобретен полис ОСАГО). Обращение в страховую после ДТП в обязательном порядке предполагает сбор положенных по закону документов. Если это условие не выполнить и оформить хотя бы одну справку неправильно (или если она не будет предоставлена), страховая компания просто откажет вам в выплате компенсации.
Если вы и второй участник аварии не пришли к общему решению, необходимо привлечь полицию, чтобы зарегистрировать дорожно-транспортное происшествие. Только сотрудники автоинспекции в этом случае смогут установить, кто был виновником инцидента. Европротокол, таким образом, заполнять не придется, а ситуация будет решаться стандартным способом. На это уйдет больше времени, но только так можно рассчитывать на справедливое решение и получение компенсации.
Что лучше – европротокол или часы, потраченные на оформление ДТП?
Если авария незначительная и в ней только два участника, ущерб нанесен только транспортным средствам водителей, есть возможность не тратить время на ожидание сотрудников ГИБДД и стандартное оформление дорожно-транспортного происшествия.
При обоюдном согласии участников аварии возможно оформление европротокола. Необходимо будет заполнить бланк извещения с указанием обстоятельств инцидента, характера повреждения ТС. После того как документ подписан обеими сторонами инцидента, можно убрать авто с проезжей части, чтобы не мешать движению.
Европротокол дает возможность не занимать проезжую часть, быстро продолжить движение и вообще возобновить прерванную поездку, если автомобиль в результате повреждения не утратил ходовых качеств. Оформленный документ потребуется зафиксировать у сотрудников ГИБДД. Сделать это вы можете на ближайшем посту, который встретится вам на пути.
Плюсом будет то, что вы сэкономите массу своего времени и нервов, не будете препятствовать движению на участке, где произошло ДТП.
Минусом может быть отсутствие действующего полиса ОСАГО у второго водителя. Если у вас нет возможности проверить подлинность документа на сайте РСА по серии и номеру, лучше отказаться от оформления европротокола. В противном случае есть опасность не получить страховую выплату.
Когда следует обратиться в суд
Если размер страховой выплаты вас не устраивает и вы уверены в том, что можете получить значительно большую компенсацию, лучший способ добиться справедливости – обратиться в суд. Только в этом случае вы сможете добиться своего и обязать страховую компанию компенсировать настоящий размер ущерба. Несмотря на то, что судебное разбирательство потребует определенных денежных издержек, в случае вашего выигрыша СК обязана будет не только возместить понесенные в результате ДТП убытки, но и покрыть остальные затраты. Речь идет в том числе и оплате услуг адвоката, независимой экспертизы, чья оценка не совпала с результатами специалистов самой страховой компании. Главное в этой ситуации – чтобы суд принял справедливое решение, учитывающее интересы потерпевшей стороны.
В случае задержки с выплатой компенсации со страховщика вы можете взыскать неустойку – ее размер равен 1% от величины покрытия за каждые сутки просрочки. В результате автомобилист может получить сумму со значительной переплатой.
Что делать, если СК отказалась от выплат
Нередко возникают ситуации, когда страховщик отказывается удовлетворить требования клиента. Основание для этого может быть, как законным, так и неправомерным.
В том случае, если вы получили отказ и не согласны с решением страховой компании, порядок действий может быть следующим:
Если ущерб не превышает 50 тысяч рублей, заявление будет рассматривать мировой судья. Если требуется компенсация, которая превышает эту сумму, дело будет рассматривать районный суд. В этом случае нужно уточнить юридический адрес страховой компании, у которой вы купили полис. Это необходимо в связи с тем, что обратиться необходимо будет в районный суд по месту регистрации ответчика (в данном случае – СК). Помимо искового заявления потребуется предоставить еще и определенный пакет документов.
Какие бумаги потребуются для обращения в суд
Итак, какой перечень документов требуется подать в районный суд по месту регистрации ответчика. На сегодняшний день их перечень выглядит следующим образом:
После этого будет запущено разбирательство. Если решение будет в пользу автомобилиста, СК обяжут выплатить страховое покрытие в объеме, который определит суд.
Несколько полезных советов
Приведем несколько полезных советов, которые помогут вам получить наибольшую компенсацию (в том числе и на ремонт автомобиля), решить спорную ситуацию с максимальной выгодой.
Чтобы избежать проблем при получении страховой выплаты, лучше всего оформить полис у проверенной и надежной СК, которая дорожит своей репутацией на рынке. Стоимость ОСАГО у такой компании может быть выше. Но при наступлении страхового случая не должно возникнуть проблем с компенсацией.
ДТП: когда и как водителю нужно уведомить страховую компанию
Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодняшняя тема касается взаимоотношений водителя и страховой компании при ДТП. Посмотрим же, кто именно — пострадавший или виновник — должен уведомить страховщика об аварии, дабы не лишиться страховой выплаты или не оказаться жертвой регрессного требования. И выясним, когда и как сделать это. Итак…
Кто уведомляет: виновник или потерпевший?
И тот и другой. Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ (об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года предусматривается обязанность лица, которое является или может быть признано виновником ДТП, уведомить об аварии свою страховую компанию.
С другой стороны, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона об ОСАГО, потерпевший также должен поставить своего страховщика в известность, если рассчитывает на финансовую компенсацию от него (редко, но бывает, что виновник прямо на месте покрывает ущерб из своего кармана — в этом случае уведомлять страховую компанию уже не нужно).
Вышеизложенное рассматривалось применительно к ситуации, когда ДТП оформлял сотрудник Госавтоинспекции. Однако и при составлении европротокола виновник и пострадавший в обязательном порядке уведомляют свои страховые компании на основании пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО и пункта 3.8 Правил ОСАГО, отраженных в Положении ЦБ № 431-П от 19 сентября 2014 года.
Некоторые водители полагают, что если вызвать на место ДТП аварийного комиссара, то он и уведомляет страховую о дорожно-транспортном происшествии. Это не так.
Аварийный комиссар не является сотрудником полиции и с точки зрения закона не имеет никаких полномочий и никаких обязанностей. Он всего лишь консультант, который чаще всего помогает грамотно составить европротокол, поэтому ответственность за оповещение страховой компании в любом случае лежит на водителе.
Когда и как нужно уведомить страховую компанию о ДТП
Если оформлением дорожно-транспортного происшествия занимались сотрудники ГИБДД, то виновнику Закон об ОСАГО не выставляет четкого срока уведомления; однако пунктом 2 статьи 11 оговаривается, что он должен соответствовать периоду, который установлен договором.
Что касается потерпевшего, тут ситуация аналогичная: пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ лишь предусматривается сделать это в кратчайший срок со ссылкой на пункт 3.9 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком.
А вот при составлении европротокола обе стороны аварии (виновник и потерпевший) должны известить о ДТП свои страховые компании в течение пяти рабочих дней согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года.
Как оповестить страховщика о наступлении страхового случая? Телефонный звонок, SMS-сообщение, письмо на электронную почту, уведомление по WhatsApp — подойдет любой из этих способов.
Отметим, что звонить нужно по официальному номеру страховой компании или филиала (он всегда указан на сайте организации), чтобы в дальнейшем подтвердить звонок с помощью детализации.
Безусловно, вы также можете лично явиться в страховую компанию с письменным уведомление о ДТП. Сдать его можно в одном экземпляре (тогда зафиксируйте это на видео) либо оставив у себя копию, на которой вам поставят штамп с отметкой о получении.
Если отправляете письмо обычной почтой, то закажите опись вложения и уведомление о вручении.
Что касается оформления ДТП по европротоколу, то пунктом 4.14 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком, четко указано, что страховая компания должна получить оригинал европротокола (его вы прилагаете к заявлению на страховую выплату). Безусловно, здесь тоже потребуется видеозапись либо копия протокола с отметкой страховщика о получении.
В случае составления европротокола в электронном виде уведомление о дорожно-транспортном происшествии отправляется автоматически по завершении оформления ДТП.
Процесс этот может омрачиться потерей связи и сбоями в работе приложения, поэтому лучше подстраховаться и в качестве подтверждения отправки европротокола (а следовательно, уведомления о ДТП) делать скриншоты (снимки экрана) по ходу заполнения полей и после отсылки данных.
Уведомление о ДТП можно подать и на сайте страховой компании. Правда, в ситуации, когда авария оформлена через европротокол, это уже ненадлежащее уведомление, поскольку, повторимся, согласно пункту 4.14 Правил ОСАГО, страховщик должен получить именно оригинал протокола. Поэтому даже если получится отправить скан через официальный сайт, это нарушает требование Правил.
И теперь логичный вопрос: что будет, если вовремя не уведомить страховую о ДТП? Ответим на него.
Страховая компания своевременно не узнала о ДТП: последствия
Многие думают, что в этом случае гарантированно будет отказ в страховой выплате. Но это не так.
Во-первых, как ранее уже отмечали, законодательство не устанавливает четких сроков уведомления страховой компании о ДТП, если авария оформляется сотрудником ГИБДД. Конкретный временной лимит в пять рабочих дней предусмотрен лишь при оформлении европротокола. Но даже его просрочка роли не играет.
Дело в том, что основания для отказа в страховом возмещении прописаны в статье 12 Закона об ОСАГО. И пропуска сроков там нет. Поэтому страховая компания не имеет никакого права отклонить ваше заявление о выплате даже в том случае, если вы уведомили о ДТП только через неделю или даже позже. В данном случае срок подачи обращения на страховое возмещение ограничивается общим сроком исковой давности, который составляет три года на основании статьи 196 Гражданского кодекса.
Возможен ли административный штраф? Тоже нет. Ни одна статья Административного кодекса наказания за это не содержит.
Глава 12 КоАП включает исчерпывающий набор статей, предусматривающих ответственность за нарушения, связанные с дорожным движением. И в этой главе нашлось место лишь для одной статьи, связанной с ОСАГО: статья 12.37 Административного кодекса штрафует водителя на 500-800 рублей при отсутствии его фамилии в действующем полисе либо если полис просрочен или вовсе не оформлен. И больше ничего. Никаких просрочек с уведомлением о ДТП.
А вот что реально грозит водителю, который не сообщил страховой компании об аварии, так это регрессный иск — требование о возмещении страховки, которая была выплачена пострадавшей стороне. Очевидно, что подобные претензии страховщик выставляет лишь тому водителю, который стал виновником дорожно-транспортного происшествия.
Поясним. Положим, вы спровоцировали ДТП и признаны виновником аварии. Страхования компания, клиентом которой является пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, выплачивает ему страховое возмещение. А затем эту сумму компания требует уже с вас, подавая в суд регрессный иск.
Правда, в реальности подобных требований к виновникам ДТП сегодня практически нет. Дело в том, что Закон об ОСАГО содержит статью 14 с полным перечнем оснований для регрессного иска (к примеру, состояние алкогольного опьянения в момент ДТП или бегство с места аварии). И в обойме таких оснований еще недавно был пункт «ж» — неуведомление о ДТП при оформлении аварии по европротоколу. Однако норма эта Федеральным законом № 88-ФЗ отменена с 1 мая 2019 года.
В то же время любой договор ОСАГО, заключенный ранее этой даты, сохранял право страховой компании подать регрессное требование, поскольку на момент оформления полиса пункт «ж» еще действовал.
Но срок подобных договоров истек. Согласно статье 10 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года максимальный период действия полиса ОСАГО составляет 12 месяцев, поэтому страховые случаи по «регрессным» договорам могли наступить не позднее 30 апреля 2020 года.
Таким образом, в настоящее время водитель, ставший участником ДТП и не сообщивший об этом страховщику, не может быть подвергнут ни штрафу, ни регрессному иску. Более того, страховая компания лишена возможности отказать в страховой выплате потерпевшему, который не уведомил ее об аварии.
Закон законом, однако, по словам автоюриста Дмитрия Тиковенко, страховые компании не упускают возможности нажиться на своих клиентах. Как мы ранее писали, общий срок исковой давности по гражданским делам составляет три года. Именно этой нормой руководствуются страховщики, подавая регрессные иски спустя год-два с момента ДТП.
В такой ситуации помните, что регрессное требование страхования компания может предъявить лишь по договорам ОСАГО, заключенным ранее 1 мая 2019 года. А дата самой аварии совершенно не важна. Поэтому не сто́ит сразу раскошеливаться — обязательно примите «бой» и постарайтесь, чтобы суд отказал страховщику в его требованиях.
Произошло ДТП – какие документы нужны для страховой по ОСАГО?
На дорогах нашей страны каждый день происходит большое количество ДТП, и многие водители сталкиваются с возмещением по ОСАГО впервые. Став участником аварии, потерпевшие, как правило, не знают, какие документы нужно подать в страховую компанию и зачастую вынуждены либо прибегать к помощи юристов, которые подсказывают, как правильно обратиться за возмещением, либо бегать между страховщиком и ГИБДД. Но не у всех есть возможность обратиться за помощью к специалистам, а также время, поэтому в данной статье мы подробно расскажем, какие бумаги и в каких случаях будут нужны потерпевшим.
Стандартный список документов для обращения по ОСАГО в 2021 году
Прежде чем указать образцовый список необходимых документов, напишем пару слов о том, кто может обратиться в страховую компанию по ОСАГО.
Многие водители ездят на авто, не являясь собственниками машины, как многие говорят «по доверенности». В настоящее время предъявлять сотрудникам ГИБДД такую доверенность не нужно, но воля собственника на управление его авто в любом случае нужна. Вот только разрешение управлять машиной не дает право обратиться за страховым возмещением по ОСАГО. Поэтому починить машину втайне от собственника не получится.
Подать документы в страховую компанию в 2021 году, можно и не являясь владельцем авто по документам, но для этого необходимо иметь доверенность от собственника с правом представлять его интересы в СК. А если хотите еще и деньги получить, то с правом получения страхового возмещения и присужденных денег (вдруг дело дойдет до суда).
Причем, доверенность эта должна быть заверена нотариально. Вообще все документы для страховой подаются либо в подлинных экземплярах, либо в надлежащим образом заверенных копиях, как правило, нотариально.
Вот стандартный список необходимых документов, с которым можно обратиться за выплатой в страховую компанию.
Если машина не зарегистрирована (я езжу по ДКП)?
Если вы не успели или целенаправленно не перерегистрируете машину на себя после покупки, то это не помешает получить вам выплату по страховке.
В таком случае вы являетесь собственником машины и обладаете правом на получение возмещения. Но важно не потерять ДКП, так как это именно тот документ, который вам нужно будет предоставить в страховую.
Если автомобиль новый?
Несмотря на то, что в 2021 году автодилерам дали право самостоятельно заниматься регистрацией новых автомобилей, таких случаев немного, и водители при покупке нового автомобиля имеют на руках договор с продавцом и акт приема-передачи автомобиля.
В случае ДТП владелец нового автомобиля предоставляет в страховую компанию этот договор или ДКП с актом. Но поскольку эти документы в единственном экземпляре, то отдавать страховщику их не стоит, необходимо их заверить у нотариуса и потом требовать еще возместить расходы на заверение.
Если полис ОСАГО на момент ДТП отсутствует, то на перечень документов это не влияет, от его наличия или отсутствия зависит только то, в какую компанию обращаться за возмещением.
Какие нужны бумаги, если в ДТП нет пострадавших и погибших?
Авария, в которой пострадали только машины – это обычное дело, таких большинство. Комплект бумаг для страховщика будет тоже обычным, собрать его не составит труда. Вот их полный перечень – он урегулирован пунктом 3.10 Правил страхования ОСАГО!
Паспорт
Свидетельство о регистрации
СоРТС показывает, на кого автомобиль зарегистрирован. Но юридически право собственности не подтверждает. Несмотря на это, на практике именно этот документ требуют страховщики для выплаты.
Если строго следовать букве закона, то правильнее с комплектом документов предоставлять договор купли-продажи. Именно ДКП подтверждает право собственности на пострадавший автомобиль.
Но, предоставив такой комплект бумаг, вы можете получить от страховщика отказ в выплате с обоснованием, что не представили полный комплект и вам будет предложено донести СоРТС.
Однако, данную ситуацию можно использовать и в свою пользу. Не секрет, что большинство водителей по-прежнему хотят получить выплату по ОСАГО вместо ремонта. Предоставление ДКП с заявлением на выплату – это почти идеальный способ получения денег. В таком случае по закону вы абсолютно правы, а страховщик с требованием свидетельства – нет. И пропуск страховщиком сроков на выдачу направления на ремонт в данном случае даёт полное право на возмещение в денежном выражении.
Водительские права
Некоторые страховые компании, а чаще всего их представители (которые проводят осмотр машины и принимают документы) требуют предоставить с заявлением по ОСАГО водительское удостоверение.
Если вы выгодоприобретатель и сами были за рулем, то при подаче документов лично дать водительское не составит труда, но опять же. В списке документов в/у нет, и его передача страховщику исключительно на ваше усмотрение.
Справка ГИБДД
Официально справка о ДТП была упразднена и их больше не должны выдавать и требовать, но страна у нас большая, возможно, кое-где еще до сих выдают в ГИБДД такие документы. Если у вас на руках оказалась такая бумага, тогда справку придётся подавать и в СК.
Кое-где данный документ был немного иначе назван (например, приложение к постановлению) но по форме и содержанию – это всё та же справка.
Постановление, определение и/или протокол ГИБДД
В 2021 году сотрудники ГИБДД, оформившие ваше ДТП, обязаны выдать вам один из документов:
У вас при этом будет заверенная (со штампом) ГАИ копия бумаги. В этих документах должна быть указана вся информация, которая раньше указывалась в справке о ДТП:
Все эти данные не только необходимы страховщику, но также понадобятся потерпевшему при заполнении извещения.
Извещение о ДТП
Если происшествие оформляется в упрощенном порядке, без вызова сотрудников ДПС, то водители на месте ДТП заполняют «европротокол». Вообще, это разговорный термин, который обычно употребляется участниками дорожного движения, но по факту, это все то же извещение о ДТП, которое указано в списке необходимых документов для обращения за выплатой по ОСАГО.
И если аварию оформляли сотрудники, то это не значит, что извещение о ДТП не нужно заполнять и предоставлять страховщику.
Его в любом случае необходимо заполнить, указав там все сведения, которыми будет располагать потерпевший на момент обращения. Если какие-то сведения будут неизвестны, например, данные водительского удостоверения второго участника, то просто не надо их заполнять.
Не обязательно использовать бланк, который выдаётся при заключении договора ОСАГО, форма извещения стандартная, его можно заполнить и в электронном виде, затем распечатать и подписать.
Заявление на выплату
Форма заявления тоже стандартная и утверждена Центральным Банком, потому как является Приложением к Правилам ОСАГО.
Заполнить его в электронном виде можно заранее – так спокойнее и всегда есть возможность исправить, если допустите какую-то ошибку.
Обязательно указывайте документы, которые прилагаете к заявлению и пишите в каком виде, подлинные экземпляры или нотариально заверенные копии.
Доверенность
Если заявление будет подавать не собственник (выгодоприобретатель), тогда необходимо иметь и доверенность, в которой будут прописаны все необходимые полномочия. Лучше сразу прописывать и право сдачи машины в ремонт и приёма после ремонта, ведь денежной выплаты может и не быть, а доверенность стоит денег.
Их, кстати, нужно будет тоже попросить возместить, ведь это расходы, необходимые для получения выплаты.
Страховой полис
Подавать полис в страховую нет необходимости, ведь вся информация о них должна содержаться в базе АИС РСА, и тем более, бумажного полиса может и не быть.
Нужен ли ПТС?
Документы по оплате эвакуатора
Возмещению подлежит не только причинённый ущерб, но и расходы, которые вынужденно понёс потерпевший, например, на эвакуацию и хранение машины. Документы об этих тратах обязательно нужно включить в подаваемый комплект, а о возмещении написать в заявлении.
Заявление на УТС
Если поврежденный автомобиль был новым или относительно новым (до 5 лет), то придется дополнить комплект документов заявлением об утрате товарной стоимости. Образец данного заявления можно найти в соответствующей статье, которая была опубликована нами ранее. Заодно, не будет лишним почитать про УТС и её начислении.
Как итог, приведём все перечисленные выше документы в табличной форме для вашего удобства.
Документ | Обязателен по закону? | В каких случаях нужен? |
---|---|---|
Заявление о возмещении | Да | Во всех для потерпевшего. |
Паспорт выгодоприобретателя | Да | Во всех |
Постановление о нарушении виновником либо определение и протокол | Да | Из этих 3 документов вам потребуется то, что вам выдадут в ГИБДД. |
Извещение о ДТП | Да | Во всех случаях вам нужно будет заполнить его по утверждённому бланку. |
Договор купли-продажи на автомобиль | Да | Законодательство требует документ, подтверждающий право собственности на машину. Но страховым чаще достаточно видеть свидетельство о регистрации или ПТС. |
Водительское удостоверение | Нет | В страховой компании у вас его могут потребовать. Однако, в пункте 3.10 Правил страхования его нет в списке обязательных. |
Доверенность | Условно | Этот документ потребуется, только если по ОСАГО обращается не собственник машины. Нужно оформить в соответствии с законом, чаще всего у нотариуса. |
Справка о ДТП | Условно | Если вам её выдали в ГИБДД, то предоставить нужно. Но в 2021 году всю нужную о происшествии информацию чаще указывают в сведениях о ДТП или иных документах. |
Страховой полис | Нет | Страховые часто требуют бумажную страховку, но в законодательстве её нет в списке обязательных документов. |
Свидетельство о регистрации | Нет | Ситуация аналогична страховке – по закону не обязательно, но страховщики почти всегда требуют. Но прочитайте выше про ДКП – свидетельство может заменить договор по неписанному правилу страховых компаний. |
ПТС | Нет | Также не обязательно по закону. |