что нужно писателю для работы
Как стать писателем и издать свою книгу: полная инструкция
Путь писателя нередко сложен и тернист. Но настоящий талант не сломят никакие трудности. Выпустить книгу можно даже в том случае, если от произведения отказываются издатели. Инструкция, как стать писателем поможет начинающим авторам разобраться в основах этого дела и стать более уверенными.
Что нужно, чтобы стать писателем
Перед тем как полностью окунуться в творческий процесс, попробуйте свои силы в близких сферах, например, ведении блога или группы в соцсетях. Без активности деятельность автора на просторах интернета вряд ли заметят.
Чтобы издаваться, потребуется финансирование. И тут есть несколько путей:
При выборе последнего варианта заранее подумайте о рынке сбыта. Не каждый книжный магазин согласится продавать произведения неизвестного автора. В таком случае придётся распространять книги через знакомых или группу в соцсети.
Образование
Чаще всего писатели имеют журналистское, филологическое или литературное образование. Но если есть талант, диплом необязателен. Автором может стать и переводчик, и учитель, и медик, и математик. Но многие современные писатели — Быков, Пелевин, Толстая, Довлатов — имеют профильное образование.
Хемингуэй закончил только среднюю школу, но прославился на весь мир. Булгаков окончил гимназию и медицинский факультет, Агата Кристи была на домашнем обучении.
Личные качества
Уметь добывать нужную информацию — важный навык. Если небрежно подойти к сбору материала, читатель не поверит написанному.
Умберто Эко, чтобы написать «Имя розы», часами просиживал в библиотеке.
Работа по вдохновению — признак непрофессионализма. Автор садится за письменный стол так же, как любой другой человек ходит на работу. Писатель должен быть организованным, чтобы не выбиваться из графика.
Какие программы надо освоить
Писать книгу можно на бумаге, если человеку так удобнее. Но печатать текст всё равно придётся, поскольку издательства не принимают рукописи. Для набора подойдёт любой текстовый редактор — Word, OpenOffice. Заметки удобно делать в Scrivener 2, программа помогает структурировать текст.
Сэкономить на вычитке корректором поможет внимательность и веб-сервис «Орфограммка» (платно), а на вёрстке — Adobe InDesign и бесплатные аналоги.
Как стать писателем: инструкция
Будущие писатели получают образование в Литературном институте А. М. Горького по специальности «Литературное творчество». Драматурги заканчивают сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Московский государственный институт культуры обучает по специальностям «Литературный работник» и «Мастерство кинодраматурга».
Если нет возможности учиться в столице, поищите в местных заведениях подходящую специальность:
Если нет времени на получение высшего образования, можно пройти литературные курсы у известных писателей или посмотреть записи их лекций.
Перед написанием статьи, рассказа, романа или стихотворения составьте план. Придерживайтесь логики повествования, чтобы избежать сюжетных дыр. Каждому персонажу прописывайте характер. Герой произведения может иметь прототипа или выступать как собирательный образ. Если плохо поработать над характером, герои начинают совершать не свойственные им поступки, а их мотивация вызывает у читателя недоумение.
Как написать книгу
Чтобы написать и издать первую книгу, учитывайте рекомендации:
Сколько зарабатывают писатели
Чтобы книга не осталась незамеченной, не бойтесь рекламировать себя. Если продавать произведение за 500 рублей, первая тысяча читателей принесёт полмиллиона рублей. Набрать поклонников можно через соцсети. Будьте активны на всех площадках: завсегдатаям Вконтакте не нужно брезговать Одноклассниками, Инстаграмом, Твиттером. Чем выше активность, тем больше шансов продать книгу.
Плюсы и минусы работы
Писательские гонорары не всегда позволяют вести беззаботный образ жизни, поэтому авторы часто имеют основную работу, например, занимаются преподаванием или журналистикой. Не стоит осваивать эту профессию тем, кто зависим от приступов вдохновения: чаще всего работать придётся, даже если нет желания.
Из плюсов — возможность реализоваться, знакомство с творческими личностями, приглашения на телевидение. Высшая точка признания — экранизация, но таких результатов достичь сложно.
Писатель — интересная профессия, но добиться успеха могут только действительно талантливые личности. Если есть возможность получить образование, лучше не упускать такой шанс, ведь произведения профессионалов на порядок отличаются от книг, написанных самоучками.
Профессия писатель: призвание или способ заработать
Всем привет! На связи Елена Никитина, и сегодня речь пойдет о наболевшем: стоит ли в наш век хранить верность призванию. А именно: существует ли профессия писатель, как стать писателем и можно ли на таланте заработать. Наш разговор не случаен, ведь, по сути, труженик пера – это первый в мире фрилансер.
Кто такой писатель
Согласно толковым словарям, это тот, кто пишет литературные произведения. Таковыми называются общественно значимые труды. Но критерии значимости могут быть различными. Время решает, кому стать классиком.
Попасть в классики дано не всем, да и стремится туда не каждый. Сегодня немало популярных персон, создающих коммерческие, не имеющие художественной ценности произведения. Их тоже называют писателями.
В этой статье мы будем понимать “писательство” в широком смысле. Писатель – это человек, который зарабатывает литературным трудом.
Какими качествами должен обладать писатель
Не важно, собираетесь вы творить только для души или нацелены на заработок. Для работы нужны следующие качества:
К данной природой личным качествам необходимо добавить профессиональные:
Кстати, из числа авторов на порталах Проза.ру и Стихи.ру отбираются претенденты на различные литературные премии. Их перечень смотрите на обоих сайтах в правом нижнем углу.
Отдельные премии учреждаются для авторов, печатающихся в журналах.
Обнаружили у себя нужные задатки? Поговорим, что с ними делать дальше.
Нужно ли писателю специальное образование
Ответ на вопрос не будет однозначным. С одной стороны, профессиональное образование в этом деле не помешает. Мест, где учиться, достаточно. Самый “официальный” вуз – это, конечно, московский Литературный институт им. А. М. Горького.
Филфаки педагогических и гуманитарных университетов рады растолковать своим студентам премудрости словесного творчества. И замечательно, если властителями дум станут люди, разбирающиеся в законах жанра. Но вот совсем не обязательно выпускники вышеназванных вузов ими станут.
С другой стороны, в большой литературе велик процент “самоучек”. У А. П. Чехова было медицинское образование, Г. Г. Маркес по настоянию родителей учился на юриста, И. А. Гончаров окончил коммерческое училище. И ничто не помешало подлинным талантам пробиться в большую литературу.
Поэтому молодой человек, ступающий на литературную стезю, должен четко осознавать, что здесь, как нигде, получение специальности не гарантирует ни практического ее применения, ни творческого успеха. И на случай “утраченных иллюзий” не помешает запасная профессия.
Трудности профессии
Как начинающий, так и состоявшийся писатель в своей работе сталкивается с различными тяготами:
Если вы пока не востребованы в литературе, разберемся, как еще можно заработать на творчестве.
Как заработать на литературном таланте
Далеко не все писатели имеют дело с художественной прозой. Сегодня на книжном рынке можно встретить и публицистические очерки, и культурологические, этнографические и исторические исследования, и различные модные ноу-хау (“Как построить купольный дом” или “Лучшие стрижки для вашего пуделя”).
И даже этим не исчерпывается сфера применения литературных способностей.
Давайте рассмотрим подробнее все варианты:
Как издать книгу
Есть два пути к вожделенной книге:
Второй путь часто выбирают люди, для которых литературное творчество – не основное занятие, например путешественник Вадим Назаренко.
Он выпустил несколько книг о своем опыте автостопа и теперь распространяет их на встречах путешественников, в интернете, пересылает по почте.
Нет средств на самостоятельную печать? Хотите попытать счастья в издательстве? Читайте следующий пункт.
Где принимают рукописи
Как же все-таки “устроиться писателем”, чтобы работать за гонорар?
Вот небольшой перечень издательств, которые приглашают молодых авторов к сотрудничеству:
Список не исчерпывающий. Удачи вам в дальнейших поисках!
Писать для души или ради прибыли
В заголовке статьи я затронула вопрос, мучающий многих начинающих авторов: что важнее – призвание или доход? Если творить только по вдохновению, можно никогда не стать известным и умереть в нищете? Плодить коммерчески успешные книги — значит наступить на горло собственному призванию?
На самом деле, вопрос стоит немного не так.
Во-первых, с какой бы целью вы ни писали, нужно работать качественно. Опус, сверстанный за ночь на коленке, пусть на самую беспроигрышную тему, в топ-10 не попадет.
Во-вторых, произведение, написанное “для себя”, может понравиться многим читателям и принести автору прибыль. Так произошло с книгой архимандрита Тихона (Шевкунова) “Несвятые святые” и другие рассказы”. Воспоминания о близких автору людях были изданы в 2011 году, а в 2017 – общий тираж книги составил 2 500 000 экземпляров.
Профессия писателя непредсказуема.
Плюсы и минусы профессии
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны писательского ремесла.
У кого есть дополнения, не стесняйтесь, комментируйте!
Прощаюсь и желаю творческих успехов. А ниже рассказ о прелестях и тяготах творческого пути от нижегородского писателя Андрея Кузечкина.
Елена: Как давно Вы начали писать?
Андрей: Всю жизнь пишу. Моей первой публикацией была статья о школьной жизни в газете «Борская правда» (я тогда учился в 5-м классе). Потом стал писать юмористические и фантастические рассказы, публиковаться с ними в местечковых газетах. В 17 лет попытался написать роман.
Е.: Сколько книг Вы издали? Когда вышла первая книга? Часто ли Вы публикуетесь?
А.: На данный момент – три книги: «Менделеев-рок» (2007, переведена на английский в 2011), «Не стану взрослой» (2012), «Свинг странного человека» (2017). Есть публикации в сборниках и классических литературных журналах – «Октябрь», «Урал», «Дружба народов».
Как можно заметить, промежутки времени между книгами получались довольно большими, но только потому, что каждая новая книга выходила по счастливому стечению обстоятельств и каждый раз приходилось ждать несколько лет.
Эта печальная тенденция нарушилась, когда в 2015 году я стал клиентом литературного агентства ФТМ, благодаря чему начал издаваться в крупнейшем российском издательстве «ЭКСМО». Следующая книга должна выйти в конце января 2018-го, а там потихоньку издадут и остальные мои десять повестей и романов.
Е.: Как Вы издаете свои книги? У Вас договор с издательством, или Вы печатаетесь самостоятельно, а потом сами продаете книги? В последнем случае удается ли их окупить и в какой срок?
А.: Никогда в жизни не платил за то, чтобы меня издали, и никому не советую. Мой путь в большую литературу начался с того, что в 2004 году я попал с повестью «Менделеев-рок» в Лонг-лист всероссийской литературной премии «Дебют». Первого места не занял, но организаторы меня заметили и пообещали издать. Пришлось ждать три года, пока они найдут спонсора, в итоге книга вышла в московском издательстве АСТ и продавалась по всей стране, я даже получил мизерный гонорар. На этом всё застопорилось. Издавать меня на регулярной основе никто не собирался.
Я было приуныл, но в 2011 году те же организаторы премии «Дебют» переиздали мою книгу на английском языке и оплатили мне поездку в Лондон и Нью-Йорк на книжные ярмарки: по 10 дней на город. Только ради этого вообще стоило заняться литературой!
В Лондоне познакомился с человеком, который издал мне вторую книгу в небольшом издательстве, но и это принесло мне одно лишь моральное удовлетворение и чуть-чуть денег. Профессиональным писателем я вновь не стал.
Затем я попал в агентство ФТМ – меня пригласили туда люди, опять-таки знавшие меня по премии «Дебют» (всего я попадал в Лонг-лист этой премии 6 раз, с разными произведениями). Сейчас я один из авторов «ЭКСМО», за каждую книгу мне платят аванс и проценты с продаж.
Е.: Написание книг – Ваш основной источник дохода?
А.: Увы, нет. Когда издадут всё, что я написал, – десять романов и повестей, плюс сейчас я пишу ещё – возможно, что-то изменится. Но по своему опыту общения с писателями знаю, что одной лишь литературой жить, конечно, можно, но жизнь получится скромная.
Современный писатель – этакий многостаночник: он пишет не только книги, но и киносценарии, ведёт колонку в журнале, либо у него есть авторская программа на телевидении, либо – музыкальный проект. У меня, кстати, тоже есть музыкальный проект, idi.band, где я играю на губной гармошке, но больших денег мне это пока не приносит.
Всю жизнь мечтал получать деньги за то, что сижу дома и пишу. Мне это удалось, но основной доход мне приносит литературная подёнщина. Я пишу рецензии на книги для трёх источников, плюс редактирую чужие книги. Просто для примера: буквально сегодня я завершил редактуру книги об особенностях рекламного бизнеса в России, написанной владельцем известного рекламного агентства. 10 тысяч рублей за четыре дня работы – на данном этапе меня это устраивает. Но я мечтаю о том дне, когда смогу зарабатывать исключительно творчеством.
Е.: Что самое сложное и самое приятное в профессии писателя?
А.: Самое сложное в профессии писателя – сделать писательство профессией, то есть получать за это стабильный доход. Кстати, нет ничего зазорного в желании зарабатывать на творчестве. Но вообще, не советую пишущим людям называть себя писателями. Например, я официально являюсь сотрудником библиотеки – так и представляюсь. А писателем меня называют другие люди.
А самое приятное – это сам процесс создания книги. У меня это происходит так: я сажусь, пишу две страницы – а потом мне кто-то словно диктует на ухо, что будет дальше. Пишу ещё две страницы – опять кто-то диктует. И мне безумно интересно узнать, что там будет дальше!
Е.: Ваши пожелания новичкам?
А.: Во-первых, чтобы быть хорошим писателем – надо сперва стать хорошим читателем. Читайте больше, не забывайте о классике, но знайте и современную литературу. Не надо думать, что в XIX веке писали лучше, чем в XXI – самое интересное всегда происходит здесь и сейчас.
Во-вторых, пишите как можно больше. Ни один современный издатель не станет с вами работать, если вы написали всего один роман, даже очень хороший.
В-третьих, участвуйте во всех литературных конкурсах, благо найти их легко – в интернете есть специальные сайты. При этом не пишите ничего нарочно – рассылайте уже готовые произведения на подходящие конкурсы.
И помните: нет ничего невозможного! Банально – но факт.
Как стать писателем, быть известным и зарабатывать на своих книгах
Кто такой писатель на самом деле
Это хобби или профессия
Писатель должен быть:
Можно ли на этом заработать
Обычно издатели платят 10% от стоимости экземпляра, а розница делает 100% наценку. Автор получает примерно 5% от стоимости книги на полке. Начинающие писатели публикуют произведения в количестве 2-4 тыс. экз. Если гонорар за единицу составляет 10 руб., то с такого количества можно получить 40 тыс. рублей.
Продавать книги можно и через интернет, самостоятельно устанавливая цену. Вся полученная прибыль будет полностью принадлежать автору. Тираж будет зависеть от популярности труда.
С чего начать карьеру писателя
Писательское дело, как любой вид искусства, строится на четких правилах. Чтобы стать писателем и зарабатывать на жизнь этим занятием, придется загонять себя в рамки сроков и тематик. Но сначала нужно проделать большую работу.
1. Выбрать жанр и свой стиль
Правильно выбранный жанр – это стопроцентное попадание в целевую аудиторию. Многие авторы считают, что сужение работы до одного жанра лишит их потенциальных читателей. Этот тезис не относится к начинающим авторам. Если последний не хочет определить жанр, то он сбивает с толку потенциального читателя, то есть покупателя. Читатель хочет приобрести определенный товар. Если за считанные секунды автор не может объяснить, какую книгу он создал, то читатель уйдет без покупки.
2. Сделать не меньше 10 попыток
Как начинающие, так и успешные писатели часто сталкиваются с проблемой сохранения своего «уникального» взгляда на мир. Прежде чем достичь писательского Олимпа, нужно изучить то, что уже выбрало человечество. Тогда взгляд автора станет по-настоящему оригинальным. В попытках игнорировать культуру человечества писатель рискует остаться со своим видением наедине.
Нужно постоянно писать. Много и обо всем, стараться подбирать правильные слова. Пытаться сохранить свежий взгляд на литературу. Лучше всего это сделать, используя остроумие. Чтобы не потеряться на полпути, нужно верить в себя и свои силы, писать максимально искренне и хорошо.
3. Проанализировать результат
Старайтесь сохранить свежий взгляд на литературу. От этого будет зависеть то, захочет ли читатель изучить вашу книгу и рассказать о ней окружающим. Для этого нужно сравнить свою работу с сочинением известного автора. Этот ход хорошо зарекомендовал себя в общении с редактором. Если человек при первой встречи говорит, что пишет в духе Салтыкова-Щедрина, то издателям становится понятно, что перед ними автор, который стремится создать художественно-политическую сатиру. Поиск икон стиля важен не только для сравнения, но и для дальнейшего обучения.
4. Выслушать мнение окружающих
Предоставьте свое произведение на изучение не только редактору, но и близким. Если они высказывают конструктивную критику. То к ней следует прислушаться. Если только вы не связались со всезнающим «хайтером». Нужно уметь отличать мнение дилетантов, от людей с профессиональным и жизненным опытом и прислушиваться к последнему. Затем проводить работу над ошибками, то есть над редактированием стиля и доступностью изложения.
5. Прислушаться к себе – это ваше или нет
Успех сочинения зависит от умения автора перенести читателя в центр событий. Людям все равно на пережитые вами в детстве трудности. Если вы сможете сделать так, чтобы читатель проникся происходящим, извлек урок, то книга будет удачной. Другой вопрос, сможете ли вы это доступно осуществить, как автор. Нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу.
6. Продолжать писать, не смотря ни на что
7. Придумать себе псевдоним
Автора с красивым именем проще запомнить. Как придумать псевдоним:
8. Попробовать опубликовать свои творения
Публикация книги стоит много денег. Даже после прохождения жесткого отбора произведений и корректировки стиля, гарантию окупаемости затрат никто предоставить не может. К тому же произведения новичков публикуются в маленьком тираже.
Поэтому редакторы советуют начинать с социальных сетей и специальных онлайн платформ. Электронная публикация избавляет автора от нескольких степеней преткновения: он может сам выйти на свой круг читателей и протестировать различные литературные произведения. Джоан Роулинг получила 8 отказов, прежде чем издать рукопись о Гарри Поттере, а произведение Э. Л. Джеймс «50 оттенков серого» австрийское издательство нашло на форуме фанфиков.
9. Провести литературный вечер своих трудов
Советы начинающим писателям от мировых гуру
Чтобы стать писателем, нужен большой талант и самодисциплина. Необходимо четко понимать, какую прозу вы хотите получить, иметь пример перед глазами и следовать ему.
Все действительно хорошие книги поражают своей правдоподобностью. Читатель будто сам переживает все события и эмоции. Только хороший писатель может дать все это людям.
Что нужно для того, чтобы стать писателем в наше время
Если вы хотите написать роман в трех частях, но не знаете с чего начать, просто садитесь и начинайте сочинять. Это главный совет, который можно дать новичку. Сюда относится не только создание произведений, но и ведение дневников, блогов, писем близким и т. д.
Вот как Стивен Кинг создает свои произведения. Автору нужно иметь два экземпляра своего произведения: черновой и чистовой вариант. Первый должен быть создан без чьей-либо помощи за закрытой дверью. Чтобы все выраженные мысли преобразовать в произведение, потребуется время. На тот период писатель советует полностью сменить вид деятельности или уехать отдохнуть. Книга должна отлежаться минимум шесть недель в закрытом ящике.
По истечению указанного времени проводятся первые корректировки текста: исправляются все опечатки и несоответствия. Главная цель повторного прочтения произведения – понять, связан ли текст полностью.
Только после достижения этой пропорции книга попадает на стол к корректору.
Как быстро захотеть писать, если муза вас покинула
Любого может покинуть вдохновение.
Как быть в таком случае:
Все время развивай свой литературный талант
Работа автора – не создавать идеи, а узнавать их. Не существует Хранилища Идей или Острова Бестселлеров. Хорошие идеи буквально приходят из ниоткуда. Задача автора – узнать их.
Когда поэт пишет, он создает сочинение для самого себя, когда его корректирует – для читателей. В этот момент важно убрать все лишнее. Тогда произведение станет интересным для других читателей.
Писатель должен развивать свой словарный запас. Но путем чтения. Орфографический словарь лучше положить на полку с инструментами. Стивен Кинг считает, что любое произведение можно испортить, если добавить в него кучу длинных слов. Автору следует излагать мысли быстро и прямо.
Как стать хорошим детским писателем
Хочу стать известным писателем, как этого достичь
Сколько стоит стать писателем
Исследование читательницы Т—Ж
Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.
Моя первая книга пока существует только в черновике. Ее видели друзья и пара коллег. Но я уже успела понять, что писательство — предприятие, убыточное в 99% случаев.
Обучение
Можно ли научить человека писать хорошие книги — вопрос спорный. Но мне, как новичку, кажется, что теоретическая подготовка лишней не будет. В российских вузах профессиональных программ по литературному мастерству ничтожно мало. Литературный институт имени А. М. Горького предлагает Высшие литературные курсы: двухлетнюю программу дополнительного образования, по прохождении которой выдается диплом. Общая стоимость обучения — 186 900 рублей.
Недешево для творческой профессии, но есть и альтернативные варианты с бюджетными местами. Например, магистерская программа «Литературное мастерство» в НИУ ВШЭ предусматривает 17 бюджетных мест. Два года обучения на платном отделении обойдутся в 740 тысяч рублей.
Еще есть литературные курсы, которые ведут все: от авторов с 1—2 изданными книгами до журналистов из провинциальных газет. Диапазон цен — от 3 до 30 тысяч рублей, хотя есть и более дорогие курсы, и вовсе небольшие бесплатные варианты. Иногда в стоимость входит рецензирование.
Популярные российские авторы редко занимаются преподаванием. Периодически с лекциями выступает Дмитрий Быков. Еще нашла онлайн-мастер-класс Дарьи Донцовой «Коммерческий успех писателя» за 2500 рублей. Да, поклонники высокой литературы ее не жалуют, зато в России уже лет 15 никто не может побить рекорды тиражей Донцовой. Так что в коммерческом успехе она точно что-то смыслит.
Онлайн-самиздат
Шансы привлечь внимание крупного издательства у начинающего писателя стремятся к нулю. Поэтому я решила присмотреться к возможности самостоятельного издания книги в электронном виде. Услуги самиздата в России предлагают несколько сервисов. Разобраться с одним из них мне помог писатель Сергей Луговой, автор романа «Тегусигальпа. Пересечение параллелей» и нескольких рассказов.
«Ридеро» специализируется строго на самиздате. У сервиса есть собственный онлайн-магазин, но книги также автоматически размещаются на «Литресе», «Озоне» и других площадках. В основном здесь продают электронные книги, но есть услуга «печать по требованию», хоть и непомерно дорогая для покупателя. Бесплатно опубликовать произведение может каждый, платные услуги тоже есть, но их не навязывают. Размер роялти — 50% при продаже книги в собственном магазине «Ридеро» и 25%, если покупку совершили на сторонней площадке.
Цену устанавливает автор, но практика показывает, что больше 100—150 рублей читатель платить не хочет.
Например, роман Сергея Лугового «Тегусигальпа. Пересечение параллелей» в электронном виде продается за 90 рублей. При роялти 25% с тысячи проданных экземпляров книги автору причитается 22 500 рублей. И это без учета налогов.
«Литрес: Самиздат». Здесь также можно бесплатно опубликовать свое произведение. На условиях исключительной лицензии с каждой проданной электронной книги «Литрес» обещает автору 35% от суммы, уплаченной покупателем. В таком случае писателю придется отказаться от права размещать свое творение на других площадках. И, опять же, нужно не забыть о вычете всех косвенных налогов. Если писатель предоставит «Литресу» неисключительную лицензию, то его роялти уменьшится до 25%.
«Стрелбукс». Если на «Ридеро» и «Литрес: Самиздате» автор публикует книгу сам, то на «Стрелбуксе» придется подавать заявку. Так что произведение могут и отвергнуть. Издательство обещает бесплатное издание книги, размещение в 100 интернет-магазинах и роялти в размере 50%. Вознаграждение автора с продаж на этой площадке — 80%. Действительно ли писатель получает обещанное роялти, выяснить пока не удалось.
Печать книги за свой счет
Издательства всегда с радостью публикуют работы неизвестных писателей, графоманов и просто лунатиков, но только за счет автора. Спрашивается, зачем тратиться на такие услуги, если все можно сделать бесплатно в электронном виде?
Мой знакомый заказывал печать малого тиража у «Ридеро»: тогда 30 экземпляров ему обошлись примерно в 8 тысяч рублей. Чтобы отбить эти расходы, ему пришлось бы продать более 350 книг в электронном формате без учета налогов. Сейчас напечатать такой мини-тираж в мягкой обложке по самому скромному тарифу можно за 7023 рубля. В стоимость также входит доставка. Твердый переплет обойдется уже в 12 751 рубль. Кстати, «Литрес» за печать книг в мягкой обложке с аналогичными параметрами берет 4368 рублей, но уже без учета доставки.
Дополнительные услуги
Перед изданием книгу хорошо бы «причесать»: устранить ошибки и опечатки. Еще нужно подготовить красивую обложку с оригинальным изображением. Сервисы самиздата, разумеется, и тут спешат упростить жизнь писателя за отдельную плату.
Корректор. «Ридеро» предлагает корректуру одного авторского листа (40 тысяч знаков) за 1100 рублей. У «Литреса» минимальный ценник ниже: 790 рублей за один авторский лист, но сумму могут увеличить, если текст сложный. Стандартный объем романа, принятый у издательств, составляет 16 авторских листов. То есть исправление опечаток во всей книжке у «Ридеро» обойдется примерно в 17 600 рублей, а у «Литреса» — в 12 640 рублей. Это еще относительно дешево: многие фирмы берут за корректуру одного авторского листа 3 тысячи.
Оформление книги. Стоимость дизайна обложки может превысить 10—12 тысяч рублей. Хотя можно найти художника, который сделает неплохую картинку за 3,5—5 тысяч рублей Если лень искать дизайнера, можно снова обратиться к электронным самиздатам. Например, все в том же «Ридеро» стоимость услуг иллюстратора начинается с 2900 рублей. Но за эти деньги вам придется самим предоставить картинку, на которой художник виртуозно разместит название книги и имя автора. За подготовку сложной иллюстрации придется заплатить от 10 900 рублей.
Продвижение книги
Это главная головная боль автора, который решил податься в самиздат. Опубликовать книгу можно даже бесплатно, но кто ее купит?
Тематические сайты, форумы и паблики. Здесь разрешают рекламировать свои произведения безвозмездно. Только аудитория сообществ состоит из единомышленников — таких же бедных писателей.
Платные услуги продвижения. «Ридеро» обещает привести на сайт книги 200—1150 уникальных пользователей за 8—23 тысячи рублей. «Литрес» предлагает разместить на главной странице сайта рекламный баннер за 3850 рублей в день. Реклама в одной рассылке сервиса на 250 тысяч писем стоит 29 990 рублей.
Книжные ярмарки. Пару лет назад Сергей Луговой участвовал в Московской международной выставке-ярмарке. Специально для мероприятия пришлось оплатить на сайте «Ридеро-ру» пакет услуг, в который вошли печать небольшого тиража, размещение на стенде и продвижение. Сумму затрат Сергей не уточнил. Если крупно повезет, участие в ярмарке может принести контракт с издательством. Но по-настоящему стоит рассчитывать только на небольшой всплеск продаж. Окупаемость такого мероприятия для неизвестного автора стремится к нулю.
Литературные конкурсы. К счастью, тут все бесплатно. По мнению участвующих, успешное выступление на конкурсе оказывает заметное влияние на продажи.
Доходы писателя
На мой вопрос, сколько книг в электронном виде удалось продать за все время, Сергей назвал не вдохновляющую цифру: чуть более 200 экземпляров. При стоимости книги в 90 рублей и роялти размером 25% доход без учета налогов составил 4500 рублей. Кто-то скажет, что судить по результатам одного автора нельзя, но я решила посмотреть статистику все того же «Ридеро» за 2018 год.
За год при помощи этого сервиса продали 346 629 экземпляров электронных книг. При этом число писателей, сотрудничающих с издательством, достигло 260 тысяч человек. Получается, в среднем на одного автора приходится 1,3 продажи. Конечно, это крайне грубый подсчет. Большая часть продаж приходится буквально на 10—20 топовых авторов площадки: самый удачливый ухитрился продать за 2018 год 26 098 книг. То есть львиной доле писателей вообще ничего не удается продать на площадке.
За 2018 год сервис выплатил 15 248 183 рубля в качестве роялти. Из них чуть более одного миллиона досталось одному автору. Остальное поделили между собой 260 тысяч писателей: в среднем по 58 рублей на человека. И снова это грубый подсчет: кто-то, конечно, получил от 5 до 50 тысяч рублей за год, но большинство — дырку от бублика.
У авторов, которые сумели заключить контракт с издательством, дела идут не лучше.
Получить от 25 до 50 тысяч рублей за тираж в 3—5 тысяч экземпляров — большая удача. При этом рассчитывать на гонорар не приходится: обычно предлагают процент с продаж, которых нет, поскольку издательство не рвется тратить деньги на рекламу новых писателей.
Дополнительные источники дохода
Жить на роялти невозможно. Приходится либо совмещать возвышенное писательское творчество с обычной земной работой, либо искать дополнительные способы монетизации своего таланта. Так малоизвестные писатели пришли в инфобизнес: ведут курсы, практикумы и марафоны в духе «Пишем книгу за 30 дней». Явление это не массовое, но желающие урвать 3—5 тысяч рублей с носа начинающего писателя периодически всплывают.
Другой способ применить мастерское владение словом — копирайтинг. Новичок даже с опытом в литературном творчестве будет зарабатывать не больше 10—15 тысяч рублей в месяц с перспективой повышения доходов до среднего уровня в 20—50 тысяч. Но есть одна проблема: после 8—10 часов, потраченных на написание коммерческих текстов и статей, идея поработать еще и над книгой будет вызывать тошноту и головокружение.
И последний, весьма условный, источник дохода писателя — литературные конкурсы и премии. Шансы выиграть приз крошечные, но авторам хватает и такой мотивации. Размеры наград варьируются от скромных 1—5 тысяч до 3 миллионов рублей. Кроме того, это еще позволяет и засветиться перед издательствами.
Выводы
«Если можете не писать, не пишите», — наставление Льва Толстого молодому автору по-прежнему актуально. Писать можно только по велению души, но точно не из-за денег.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории