что нужно ответить когда говорят джазакаллаху хайран
Что нужно ответить когда говорят джазакаллаху хайран
Алания запись закреплена
Как переводятся джазакаЛлаху хайран и баракаЛлаху фикум и как на это отвечать.
Выражая благодарность
Как по-мусульмански выразить благодарность?
Или как сказать «спасибо» по-мусульмански (в такой формулировке часто гуглят).
(Важно!) Во-первых приведу один хадис, найденный в сборнике «Сады праведных».
(1)Тем самым человек как бы признает свою слабость и то, что воздать благом за благодеяние способен лишь Аллах.
(2)Имеется в виду, что произнесение этих слов является ещѐ большим благодеянием для того, кто сделал человеку добро.
Итак, выражая благодарность, говорят:
мужчине: джазакя(а)Ллаху хайран – Да воздаст тебе Аллах благом!
женщине: джазакиЛлаху хайран – Да воздаст тебе Аллах благом!
группе людей: джазакумуЛлаху хайран – Да воздаст вам Аллах благом!
«И тебе» в ответ:
мужчине: уа(ва) ияка
женщине: уа(ва) ияки
«И вам» (группе лиц) в ответ: уа (ва) иякум
Также говорят:
мужчине: баракаЛлаху фика – Да благословит тебя Аллах!
женщине: баракаЛлаху фики – Да благословит тебя Аллах!
группе людей: баракаЛлаху фикум – Да благословит вас Аллах!
«И тебя» в ответ:
мужчине: уа (ва) фика
женщине: уа (ва) фики
«И вас» (группе лиц) в ответ: уа (ва) фикум
Во множественном числе говорят одному человеку также проявляя уважение.
20 важных фраз для мусульманина
Мусульмане во всем мире, независимо от национальности, языка и места жительства, используют одни и те же фразы, которые стали своего рода визитной карточкой исламской религии.
Эти фразы используются при определенных обстоятельствах и являются неотъемлемой частью жизни каждого мусульманина:
«Субханаллаху ва тагаля» – سبحانه و تعالى – «Преславен Аллах и возвышен»
Используется после упоминания имени Аллаха. Этой фразой верующий признает величие Всевышнего.
«Саллаллаху алейхи ва-саллям» – صَلَّى ٱللَّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – «Мир ему и благословение Аллаха»
После упоминании имени пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) мусульмане произносят про себя или вслух слова «Саллаллаху алейхи ва-саллям», тем самым выражая свое почтение и восхваления посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
«Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух» – السلام عليكم ورحمة الله وبركاته – «Мир вам, милость и благословение Аллаха»
Форма приветствия в исламе, является посланием добра и олицетворением доброжелательности. На исламское приветствие принято отвечать.
«Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух» – وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته – «И вам мира, милости и благословения Аллаха»
Так принято отвечать на исламское приветствие.
«Ля иляха илля Ллах» – لا اله الا لله – «Нет бога, кроме Аллаха»
Фраза, являющаяся основополагающей в исламе. Это слова свидетельства веры, произнесение которых является одним из пяти столпов ислама.
«Альхамдулиллях» – ٱلْحَمْدُ لِلَّٰهِ – «Хвала Аллаху!»
Используется для выражения благодарности, довольства сложившимися обстоятельствами, аналог «Слава Всевышнему».
Фраза «Альхамдулиллях» указывает на то, что причиной каждой вещи является Всевышний Аллах, и только Он заслуживает высшей степени похвалы.
Мусульмане часто используют фразу «Альхамдулиллях» как ответ на вопрос о том, как обстоят их дела. Кроме того, данное выражение является формой поминания Аллаха.
«ДжазакаЛлаху хайран» – جزاك اللهُ خيرًا – «Да вознаградит вас Аллах добром!»
Используется как знак выражения благодарности людям, аналог «спасибо». На эту фразу принято отвечать словами «ва джазака» или «ва яки».
В хадисе Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказано: «Если кому-то будет сделано добро, а потом они скажут «ДжазакаЛлаху хайран» тому, кто сделал добро, то они поистине хорошо их отблагодарили» (Тирмизи).
«Субханаллах» – سُبْحَانَ ٱللَّٰهِ – «Пречист Аллах!»
Произносится при удивлении и восхищении, чтобы уберечь объект восхищения от дурного глаза. Фраза «Субханналлах» является указанием на совершенные качества Творца и отсутствие у него каких-либо недостатков, сотворенное им – также совершенно.
«МашаЛлах» – ما شاء الله – «На то была воля Аллаха»
Выражение признательности Аллаху «МашаЛлах» означает, что любое благо исходит от Аллаха.
«Аллаху Акбар» – الله أكبر – «Аллах велик!»
«Аллаху Акбар» является формой признания величия Всевышнего. Используется в призыве к намазу, ежедневной пятикратной молитве, также в радости и горести, благих и дурных известий, подразумевая, что единственное, что остается неизменным, это величие Творца.
«Аузу би-лляхи мин аш-шайтани-р-раджим» – أَعُوذُ بالله مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ – «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана»
Мусульмане используют эту фразу для защиты себя и своих дел от самого главного своего врага – шайтана.
Если перед совершением какого-либо дела произнести данное выражение, уповая на Аллаха, то вред шайтана будет сведен к нулю.
«Бисмилляхи р-рахмани р-рахим» – بسم الله الرحمن الرحيم – «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного»
Фраза, с которой предписано верующим в исламе начинать любые их дела, даже самые обыденные. Считается, что если начать свое дело с именем Аллаха, то оно будет благословенно и обречено на успех. Является полной формой фразы «Бисмилля».
«Ля хауля ва ля куввата илля биллях» – لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِٱللَّٰهِ – «Сила и мощь принадлежат только Аллаху»
Данной фразой верующий выражает свое упование и полагание на Всевышнего. Используется в моменты слабости и безысходности как обращение к Аллаху с просьбой даровать наилучший исход.
«Ин ша Аллах» – إِنْ شَاءَ ٱللَّٰهُ – «Если на то будет воля Аллаха»
Как правило, используется при упоминании о предстоящих событиях и планах, указывая на то, что произойдут они только в том случае, если так
предопределит Аллах.
«Амин» – امين – «Да будет так»
Используется в значении пусть Всевышний исполнит, да будет так. В мусульманской, иудейской и христианской традициях амин принято произносить после молитв и благих пожеланий.
«Ярхамукаллах» – يرحمك الله – «Да помилует тебя Аллах»
Мусульмане, как правило, после чиханья говорят не «будь здоров», а «ярхамукаллах», желая чихнувшему прощение его грехов.
«Астагфируллах» – أستغفر الله – «Да простит меня Аллах»
После совершения чего-то предосудительного, или даже если человек только подумал об этом, следует просить Аллаха о прощении со словами «Астагфируллах».
Также «Астагфируллах» используется, если человек услышал о совершении греха другим, дабы уберечь себя от подобного. Этой фразой мусульманин показывает свое желание уберечь себя от запретного.
«Барака-Ллаху фикум» – بارك الله فيكم – «Пусть Аллах благословит тебя, пусть благословение Аллаха пребудет с тобой»
«Барака-Ллаху фикум» используется для выражения признательности, является исламским аналогом «спасибо». Как правило, употребляется в ответ на фразу «ДжазакаЛлаху хайран».
«Инна лилляхи ва-инна илейхи раджиун» – إِنَّا لِلَّٰهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ – «Аллаху мы принадлежим и к Нему мы вернемся»
Услышав известия о смерти кого-либо, мусульманин произнесет «Инна лилляхи ва-инна илейхи раджиун» и проведет ладонями по лицу. Это выражение является аятом Корана, смысл его – в осознании неизбежности смерти и воссоединения со своим Создателем.
«Аллаху алям» – الله عالم – «Аллаху известно лучше»
Употребляется, когда верующий не знает чего-то или сомневается в чем-либо. Даже при утверждении известных ему фактов, он может употребить эту фразу, так как ею верующий признает, что его знания ограничены, и что всеобъемлющее знание присуще только Аллаху.
Сунна — выражение благодарности словами «ДжазакаЛлаху хайран»
Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим в день Суда!
В хадисе говорится:
«За добро и помощь, которые вам оказали, отвечайте людям взаимностью, а если не в состоянии сделать это — то хотя бы прочтите за них соответствующую мольбу».
А наилучшей благодарностью за добро, о которой мы часто забываем, являются слова, как передается в хадисе от Усамат бину Зайда, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если тот, кому сделали добро, скажет сделавшему добро: «ДжазакаЛлаху Хайран», то он выразит благодарность наилучшим образом» (Тирмизи)
Смысл этого: «Пусть Аллах воздаст тебе благом».
Если тебе сделали добро большое количество людей, то тогда говорят «ДжазакумуЛлаху Хайран», а если обращаетесь к женскому полу, к примеру, к матери, сестре и т.д., то «ДжазакиЛлаху хайран», а если к мужчине то «ДжазакаЛлаху хайран».
Второй праведный халиф Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Если бы вы знали о том, что уготовано вам за слова «ДжазакаЛлаху хайран», сказанные вашему брату-мусульманину, то непременно вы стали бы говорить их друг другу чаще» (Ибну Аби Шейба 5/322)
Нужно научиться и привыкнуть, братья и сестры, говорить эти слова тем, кто сделал тебе добро, будь то маленькое или большое. Умар, да будет доволен им Аллах, когда болел и его навещали люди, всем говорил эти слова.
И еще, хочется отметить, нужно правильно произносить слово «БарракаЛлах». У некоторых пошла привычка говорить просто «баркала», правильным будет первый вариант, обратите на это внимание. Путь Аллах нам поможет оживлять сунну, на которую большинство не обращает внимания.
В хадисе говорится:
«Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду, подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!….» (Ибну Маджа, Тирмизи).
Вся хвала Аллаху, Господу миров!
Стенограмма проповеди Салмана-Хаджи (зам. имама центральной мечети г. Буйнакск)
Говорить «джазакАллаху хайран» — это сунна?
Упоминание пожелания «джакаллаху хайран» в хадисах
Если вам сделали что-то хорошее, ислам велит ответить пожеланием добра.
В Священном Коране Всехвальный Аллах риторически спрашивает:
«Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (Коран, 55:60)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Не благодарит Аллаха тот, кто не благодарит людей» (Абу Дауд, Тирмизи).
Еще посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Тот, кому дали [что-то] в подарок, если нашел подарить [что-либо из имущества], пусть даст (в знак благодарности), а если нет [не нашел или нет возможности дать], то пусть похвалит этого человека, и это будет благодарностью, а кто скрыл это, то он проявил неблагодарность» (Тирмизи)
Следовательно, необходимо стараться ответить на доброе дело подарком, встречной любезностью или услугой. Но иногда бывает, что нет возможности ответить человеку тем же – в таких случаях Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призывает совершать дуа за этого человека:
«Вознаграждайте того, кто сделает вам добро, а если вы не найдете того, чем можно будет вознаградить его, то обращайтесь к Аллаху с мольбами за такого человека, пока не увидите, что вы уже отблагодарили его» (Абу Дауд)
Одно из таких дуа является «джакАллаху хайран», что означает «да вознаградит тебя Аллах добром».
Передается от Усамы Ибн Зайда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«(Если) тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: «Да воздаст тебе Аллах благом! (Джаза-ка-Ллаху хайран!), — то он очень красиво выразит свою благодарность» (Тирмизи).
Никто не вознаграждает лучше, чем Аллах (Хвала Ему), поэтому мы просим Его вознаградить человека, сделавшего нам добро, и должны употреблять для этого наилучшие слова – это действительно прекрасный способ показать свою благодарность.
Наглядный пример того, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пользовался этой мольбой, приводят Ибн Хиббан в своем «Сахихе», а также Ибн Абу Шайбах в «Мусаннафе».
Сахабы тоже обычно говорили «джазакАллаху хайран».
Усайд ибн Худайр (да будет доволен им Аллах) сказал ‘Аише:
«Да воздаст тебе Аллах добром! Клянусь Аллахом, не происходит с тобой что-то, что неприятно тебе, кроме, как Аллах делает тебе и мусульманам в этом благо» (Бухари)
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Я присутствовал рядом со своим отцом, когда он был сражен. О нём говорили доброе и сказали: «Да воздаст Аллах тебе добром!» И он произнес: «И желаю (милости Аллаха), и боюсь (Его гнева)»» (Муслим).
Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Если бы вы знали, сколько блага словах «ДжазакАллаху хайран», обращенных к брату, то чаще говорили бы их друг другу» (Ибн Абу Шайбах).
Мухаддис шейх Мухаммад Абасумер (Muhammad Abasoomer) сказал: «Мы не смогли найти хадиса, в котором было бы только «ДжазакАллаху» (без «хайран»)».
Таким образом, лучше говорить «джазакАллаху хайран», как сообщается в хадисе, но просто «джазакАллаху» тоже приемлемо, так как арабский – как любой другой язык – допускает опускать некоторые слова (на этот счет есть неписаные правила, известные каждому). Поэтому, говоря «Да воздаст тебе Аллах» (джазакАллаху), мы подразумеваем воздаяние добром (хайран).
Ответ на «джазакАллаху хайран»
Из сказанного выше ясно, что пожелание «джазакАллаху хайран» это сам по себе ответ, поэтому он не требует никакого ответа.
Шейх Мухаммад Абасумер сказал:
«В хадисах мне ни разу не встречался ответ. Иногда говорят «аминь» (да будет так) или «уа ийяк» (и тебе). Оба ответа логичны, и нет ничего плохого в том, чтобы их употреблять. Однако это не доказано хадисами, поэтому такие ответы нельзя считать сунной».
К сожалению, бывает, что ответам «аминь» и «уа ийак» придают большее значение, чем они того заслуживают по шариату. Некоторые, пожелав кому-то «джазакАллаху хайран» ждут ответа, подобно тому, как ждут «альхамдулиллях» после чихания. Между тем не следует считать, что ответ на «джазакАллаху хайран» обязателен.
Иногда цитируют хадис из «Сахих» Ибн Хиббана, в котором есть слова: «Уа антум фа джазакАллаху хайран». По мнению шейха Абасумера, это заблуждение.
«Это объясняется тем, что когда сахаб, да будет доволен им Аллах, сказал Посланнику, мир ему, «джазакАллаху хайран», Посланник, мир ему, ответил «Уа антум фа джазакАллаху хайран» (скорее, это ты заслуживаешь слов «джазакаллаху хайран») и далее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал превозносить добродетели этого ансара.
На самом деле, Посланник Аллаха, мир ему, подразумевал: «Это я должен тебя благодарить, а не ты».
Это объясняет, почему Посланник Аллаха, мир ему, ответил именно таким образом. Это не значит, что «уа антум фа джазакАллаху хайран» — стандартный ответ на это дуа».
Еще один хадис, который может создавать впечатление, что на «джазакАллаху хайран» существует ответ-маснун (предписанный сунной), это хадис из сборника имама Насаи «Амал уль-яум валь-ляйль», он гласит:
Когда Пророку, мир ему, подарили овцу, он сказал Аише, да будет доволен ею Аллах, чтобы животное зарезали и его мясо раздали. Тогда Аиша велела слуге сделать это. Когда слуга вернулся, Аиша спросила, что ему на это сказали, тот ответил: «Да благословит вас Аллах». Тогда Аиша сказала: «Да благословит Всевышний и вас». Затем она продолжила: «Мы сделали им такое же дуа, что и они, а нам вдобавок остается награда за садака».
Этот хадис нельзя использовать как доказательство необходимости ответа на «джазакАллаху хайран» по нескольким причинам.
Если бы ответ был необходим, то это вызвало бы бесконечную череду реплик, так как человек, услышав ответ, должен был бы ответить, а собеседник, в свою очередь, тоже не должен был бы оставаться в долгу, и так до бесконечности. Притом ответ Аиши (да будет доволен ею Аллах) прозвучал в отсутствие тех, кто сказал «да благословит вас Аллах».
Есть и другие достоверные примеры того, что сахабы говорили «джазакАллаху хайран», но, как указывает шейх Мухаммад, нет ни одного сообщения о том, что они что-то отвечали на подобное пожелание. И не известно ни одного хадиса, в котором бы Посланник (мир ему и благословение) учил их какому-то ответу.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что слова «джазакАллаху хайран» — уже сами по себе ответ на чье-то добро, поэтому в дальнейшем обмене пожеланиями нет смысла.
Отметим, что допустимо употреблять перевод «джазакАллаху хайран» — «да вознаградит тебя Аллах добром»/«да воздаст тебе Аллах добром».
Говорить «джазакАллаху хайран» — это сунна?
Упоминание пожелания «джакаллаху хайран» в хадисах
Если вам сделали что-то хорошее, ислам велит ответить пожеланием добра.
В Священном Коране Всехвальный Аллах риторически спрашивает:
«Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (Коран, 55:60)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Не благодарит Аллаха тот, кто не благодарит людей» (Абу Дауд, Тирмизи).
Еще посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Тот, кому дали [что-то] в подарок, если нашел подарить [что-либо из имущества], пусть даст (в знак благодарности), а если нет [не нашел или нет возможности дать], то пусть похвалит этого человека, и это будет благодарностью, а кто скрыл это, то он проявил неблагодарность» (Тирмизи)
Следовательно, необходимо стараться ответить на доброе дело подарком, встречной любезностью или услугой. Но иногда бывает, что нет возможности ответить человеку тем же – в таких случаях Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призывает совершать дуа за этого человека:
«Вознаграждайте того, кто сделает вам добро, а если вы не найдете того, чем можно будет вознаградить его, то обращайтесь к Аллаху с мольбами за такого человека, пока не увидите, что вы уже отблагодарили его» (Абу Дауд)
Одно из таких дуа является «джакАллаху хайран», что означает «да вознаградит тебя Аллах добром».
Передается от Усамы Ибн Зайда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«(Если) тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: «Да воздаст тебе Аллах благом! (Джаза-ка-Ллаху хайран!), — то он очень красиво выразит свою благодарность» (Тирмизи).
Никто не вознаграждает лучше, чем Аллах (Хвала Ему), поэтому мы просим Его вознаградить человека, сделавшего нам добро, и должны употреблять для этого наилучшие слова – это действительно прекрасный способ показать свою благодарность.
Наглядный пример того, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пользовался этой мольбой, приводят Ибн Хиббан в своем «Сахихе», а также Ибн Абу Шайбах в «Мусаннафе».
Сахабы тоже обычно говорили «джазакАллаху хайран».
Усайд ибн Худайр (да будет доволен им Аллах) сказал ‘Аише:
«Да воздаст тебе Аллах добром! Клянусь Аллахом, не происходит с тобой что-то, что неприятно тебе, кроме, как Аллах делает тебе и мусульманам в этом благо» (Бухари)
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Я присутствовал рядом со своим отцом, когда он был сражен. О нём говорили доброе и сказали: «Да воздаст Аллах тебе добром!» И он произнес: «И желаю (милости Аллаха), и боюсь (Его гнева)»» (Муслим).
Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Если бы вы знали, сколько блага словах «ДжазакАллаху хайран», обращенных к брату, то чаще говорили бы их друг другу» (Ибн Абу Шайбах).
Мухаддис шейх Мухаммад Абасумер (Muhammad Abasoomer) сказал: «Мы не смогли найти хадиса, в котором было бы только «ДжазакАллаху» (без «хайран»)».
Таким образом, лучше говорить «джазакАллаху хайран», как сообщается в хадисе, но просто «джазакАллаху» тоже приемлемо, так как арабский – как любой другой язык – допускает опускать некоторые слова (на этот счет есть неписаные правила, известные каждому). Поэтому, говоря «Да воздаст тебе Аллах» (джазакАллаху), мы подразумеваем воздаяние добром (хайран).
Ответ на «джазакАллаху хайран»
Из сказанного выше ясно, что пожелание «джазакАллаху хайран» это сам по себе ответ, поэтому он не требует никакого ответа.
Шейх Мухаммад Абасумер сказал:
«В хадисах мне ни разу не встречался ответ. Иногда говорят «аминь» (да будет так) или «уа ийяк» (и тебе). Оба ответа логичны, и нет ничего плохого в том, чтобы их употреблять. Однако это не доказано хадисами, поэтому такие ответы нельзя считать сунной».
К сожалению, бывает, что ответам «аминь» и «уа ийак» придают большее значение, чем они того заслуживают по шариату. Некоторые, пожелав кому-то «джазакАллаху хайран» ждут ответа, подобно тому, как ждут «альхамдулиллях» после чихания. Между тем не следует считать, что ответ на «джазакАллаху хайран» обязателен.
Иногда цитируют хадис из «Сахих» Ибн Хиббана, в котором есть слова: «Уа антум фа джазакАллаху хайран». По мнению шейха Абасумера, это заблуждение.
«Это объясняется тем, что когда сахаб, да будет доволен им Аллах, сказал Посланнику, мир ему, «джазакАллаху хайран», Посланник, мир ему, ответил «Уа антум фа джазакАллаху хайран» (скорее, это ты заслуживаешь слов «джазакаллаху хайран») и далее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал превозносить добродетели этого ансара.
На самом деле, Посланник Аллаха, мир ему, подразумевал: «Это я должен тебя благодарить, а не ты».
Это объясняет, почему Посланник Аллаха, мир ему, ответил именно таким образом. Это не значит, что «уа антум фа джазакАллаху хайран» — стандартный ответ на это дуа».
Еще один хадис, который может создавать впечатление, что на «джазакАллаху хайран» существует ответ-маснун (предписанный сунной), это хадис из сборника имама Насаи «Амал уль-яум валь-ляйль», он гласит:
Когда Пророку, мир ему, подарили овцу, он сказал Аише, да будет доволен ею Аллах, чтобы животное зарезали и его мясо раздали. Тогда Аиша велела слуге сделать это. Когда слуга вернулся, Аиша спросила, что ему на это сказали, тот ответил: «Да благословит вас Аллах». Тогда Аиша сказала: «Да благословит Всевышний и вас». Затем она продолжила: «Мы сделали им такое же дуа, что и они, а нам вдобавок остается награда за садака».
Этот хадис нельзя использовать как доказательство необходимости ответа на «джазакАллаху хайран» по нескольким причинам.
Если бы ответ был необходим, то это вызвало бы бесконечную череду реплик, так как человек, услышав ответ, должен был бы ответить, а собеседник, в свою очередь, тоже не должен был бы оставаться в долгу, и так до бесконечности. Притом ответ Аиши (да будет доволен ею Аллах) прозвучал в отсутствие тех, кто сказал «да благословит вас Аллах».
Есть и другие достоверные примеры того, что сахабы говорили «джазакАллаху хайран», но, как указывает шейх Мухаммад, нет ни одного сообщения о том, что они что-то отвечали на подобное пожелание. И не известно ни одного хадиса, в котором бы Посланник (мир ему и благословение) учил их какому-то ответу.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что слова «джазакАллаху хайран» — уже сами по себе ответ на чье-то добро, поэтому в дальнейшем обмене пожеланиями нет смысла.
Отметим, что допустимо употреблять перевод «джазакАллаху хайран» — «да вознаградит тебя Аллах добром»/«да воздаст тебе Аллах добром».