что нужно отвечать на ас саляму алейкум
Шейх Усаймин: Этикет приветствия (саляма) в Исламе + ответы на вопросы по теме
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, который является печатью пророков и предводителем богобоязненных, его семье, сподвижникам и всем, кто последовал за ними, совершая благодеяния, вплоть до Судного дня.
А затем, это наша сто сорок пятая встреча из серии встреч под названием “Лика аль-баб аль-мафтух” (открытая встреча), проводящихся каждый четверг. Сегодня второй четверг месяца Шабан 1417 г.х., и мы продолжаем толкование суры “аз-Зарият”. Последний аят, на котором мы остановились, это слова Всевышнего Аллаха: “Он сказал: “Какова же ваша миссия, о посланцы?” (Коран, 51:31).
Однако, прежде я хотел бы поговорить об этикете приветствия (саляма), которым ангелы встречали Ибрахима, сказав ему: “Мира тебе!”, а Ибрахим ответил им: “И вам мир!”. Как мы уже упомянули раньше, ответ Ибрахима был лучше приветствия ангелов, т.к. Ибрахим откликнулся в форме именного предложения, означающего утверждение и продолжительное действие, в отличие от приветствия ангелов.
Ответ на приветствие
Знайте, что ответ на приветствие является обязательным. Благословенный и Всевышний Аллах сказал: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь” (Коран, 4:86).
В словах Всевышнего “Когда вас приветствуют” не говорится о том, кто приветствует, поэтому из этого выражения понимается, что, кто бы ни был приветствующим, обязательно отвечать ему в той же форме или даже лучшей.
Всевышний сказал: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым”. Аллах начал с того, что лучше, потому что оно предпочтительней. Слова “…или тем же самым” означают подобное приветствие. Это относится также к иудеям, христианам, буддистам и прочим. Если они нас поприветствуют, мы ответим на их приветствие. Однако, мы не должны первыми давать им салям, т.к. Пророк (мир и благословение ему и его семье) запретил нам делать это.
Итак, приветствовать нужно следующим образом: “Ассаляму алейкум”. Именно так постановил шариат. Что же касается слов “добро пожаловать”, “здравствуйте”, “как ваши дела” и подобных им, то они не утверждены шариатом. В соответствии с шариатом разговор следует начинать с саляма. Так, в хадисе про “Мирадж” (вознесение) передается, что Пророк (мир ему и благословение), минуя различных пророков, приветствовал их салямом, и они отвечали ему салямом, после чего говорили: «Добро пожаловать, благочестивый Пророк!» (Бухари).
Поэтому начинай со слов “ассаляму алейкум”. Ответ должен быть таким же или еще лучшим — “алейкум ассалям”, или “ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах”, или “ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатух” — все это соответствует шариату.
Многие люди отвечают на приветствие “ассалям алейкум” словами “добро пожаловать” или “здравствуй”, тогда как эти слова не возмещают вашего приветствия. То есть, если даже много раз вам скажут «добро пожаловать», это не будет считаться ответом на ваш салям, потому что Всевышний Аллах сказал: “…отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым…” (Коран, 4:86).
Известно, что приветствующий кого-то словами “ассаляму алейкум” делает таким образом за него дуа, желая благополучия от любого недостатка, недуга, болезни души или тела. Поэтому недостаточно ответить ему “здравствуйте” или “привет” — необходимо сказать “алейка ассалям” или “ва алейкум ассалям”. Если же добавить к этому слова “ва рахматуЛлахи ва баракатуху”, то это будет даже лучше.
Младший первым приветствует старшего
Во-вторых, кто должен приветствовать первым? Сунна разъясняет нам это. Младший первым должен приветствовать старшего, потому что у старшего больше прав на младшего, нежели наоборот. Однако, если он не сделает этого, должен ли и старший оставить приветствие, потому что это его право (чтобы его приветствовали первым), или же он должен все-таки поприветствовать салямом, чтобы не оставить Сунну? Ответ — да, он должен дать салям сам, если хочет поступить в соответствии с Сунной.
Есть люди, которые говорят: “У меня право на то, чтобы меня поприветствовали первым. Почему он меня не поприветствовал?” Такой подход неверный. Да, это твое право по шариату, однако, если этого не случилось, то поздоровайся первым сам.
Пеший первым приветствует сидящего
Также пеший первым приветствует сидящего. Если человек проходит мимо того, кто сидит, то пусть поздоровается с ним, даже если он младше его по возрасту или положению. Передается в Сунне Пророка (мир ему и благословение), что он приветствовал ребят, когда проходил мимо них.
В данном действии есть большая польза. В частности, это показывает скромность человека, т.к. человек принижает себя, когда первым здоровается с тем, кто меньше него. Также в этом есть милость, потому что приветствие младшего является одним из признаков проявления доброты и великодушия.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Аллах помилует проявляющих милость”.
В то же время мальчишки учатся приветствию салямом. Мальчик так и узнает, что обычаем мусульман является приветствовать друг друга салямом. Это оказывает влияние на его воспитание и нрав, от чего он получит пользу как в молодом возрасте, так и в преклонном.
Меньшая группа людей первой приветствует большую
В-третьих, кто здоровается первой — меньшая группа людей или большая? Меньшая группа приветствует первой так же, как и младший старшего. Т.е. если встречаются две группы, одна состоит из пяти человек, а другая из шести, то кто должен поздороваться первым? Группе из пяти человек следует поприветствовать группу из шести, т.к. у шести человек больше прав на это. Итак, меньшая группа приветствует большую. Если же этого не произошло, то пусть первой поприветствует большая группа, чтобы не оставить Сунну.
Это же касается наездника и идущего пешком. Если встречаются двое мужчин, один из которых пеший, а другой за рулем или на верблюде, кто в таком случае должен приветствовать первым? Сунна указывает на то, что наездник должен поздороваться первым, т.к. он находится выше идущего пешком.
Дальше, кто здоровается первым — поднимающийся или спускающийся? Поднимающийся должен первым поприветствовать спускающегося, если они встретились на лестнице.
В остальных случаях, если в Сунне нет указания на то, кто должен здороваться первым в том или ином случае, то нужно каждому торопиться приветствовать друг друга.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Мусульманину не дозволено порывать связь со своим братом по вере дольше, чем на три дня. Так, что они встречаются друг с другом и отворачиваются. Лучший же из них тот, кто первым поприветствует другого” (Бухари, Муслим).
Слова “лучший из них” указывают на превосходство того, кто поприветствует первым. Это так и есть, потому что, когда вы приветствуете, вам записывается за это десять добрых дел, а когда ваш товарищ отвечает на ваше приветствие, ему также записывается десять добрых дел.
По какой причине ему записывается десять добрых дел? По причине того, что вы поприветствовали его. Если бы вы не поздоровались, он бы не ответил вам. Вы стали причиной того, что он сделал благое дело, поэтому вам записывается еще и его награда тоже.
Ученые сказали, что приветствие первым является сунной, а ответ на приветствие — обязательным действием. Затем они впали в разногласия при обсуждении следующего вопроса: “Что лучше, поздороваться первым или же в ответ?” Приветствовать первым лучше. Затем всплыл следующий вопрос: “Разве сунна может быть лучше обязательного действия?” Шариатское правило гласит, что наилучшим из деяний является совершение обязательного действия. Всевышний Аллах сказал в священном хадисе: «Наиболее любимым деянием, посредством которого Мой раб приближается ко Мне, является то, которое Я вменил ему в обязанность» (Бухари).
Ученые ответили на этот вопрос, сказав, что в данном случае обязательство основано на сунне, поэтому совершение этой сунны обязывает ответить того, к кому ее применили. Приветствующий первым получает награду благодаря личной инициативе, а отвечающий получает награду за выполненное обязательство.
Приветствовать следует отчетливым голосом
Некоторые люди при встрече приветствуют почти неслышным голосом, оставляя людей в сомнениях, поздоровался ли он. Так здороваться неправильно. Следует повышать свой голос при приветствии, чтобы показать свою радость от встречи с братом. Приветствовать следует не слишком громко, но и не совсем тихо.
Некоторые же люди, наоборот, приветствуют слишком громко. Религия призывает придерживаться середины между чрезмерностью и халатностью в речах. Мы советуем давать салям отчетливо, чтобы братья услышали вас, и проявлять при этом вежливость и уважение”.
Приветствовать с веселым лицом и открытым сердцем
Здороваться следует с улыбкой на лице и открытым сердцем — это также является этикетом приветствия. Ислам требует от вас приветствовать своего брата-мусульманина с веселым лицом, открытым сердцем и улыбкой на лице. Все это относится к благодеяниям. Таким образом, радуя своего брата по вере, вы совершаете желательное деяние, за которое получите вознаграждение.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Каждое благодеяние — это садака (милостыня)”.
Виды распространенных приветствий и то, как на них следует отвечать
Если вам передают салям от другого человека, сказав, к примеру: “Такой-то передает вам салям”, то вы можете ответить: “Вам и ему салям (алейка ва алейхи ас-салям)” или же просто сказать: “И ему салям (ва алейхи ас-салам)”, т.е. тому, кто послал вам салям. Если же вас приветствуют в письменной форме, написав: “Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху (мир вам и милость Аллаха и Его благословение)”, то ответьте ему: «Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху», когда будете посылать ответное письмо.
Многие люди не обращают на это внимания и при ответе пишут: “Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух”. Это хорошо, однако тот, кто поздоровался, ждет ответа, поэтому следует написать ему: “Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху. До меня дошло ваше письмо”, или же: “Я прочел письмо, понял его” и т.д., затем ответить на интересующие его вопросы. Таким должен быть ответ на письменное приветствие.
Хорошо, а что делать, если человек, пославший письмо, не ждет ответа? Например, если он написал, чтобы сообщить какую-то новость. Тогда можно сказать вслух “Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху” после прочтения письма. Я не говорю, что это обязательно делать, т.к. автор письма этого не услышит, однако это относится к желательному действию. Написавший письмо сделал за читателя дуа в его отсутствие, поэтому читателю, в свою очередь, необходимо сделать за автора дуа в его отсутствие. На этом я заканчиваю свою речь о приветствии (саляме) и перехожу, с дозволения Аллаха, к толкованию суры «аз-Зарият».
Дополнительные вопросы:
Постановление относительно ответа на приветствие неверующего
Вопрос: “Обязательно ли отвечать на приветствие неверующего, и грешит ли тот, кто не сделает этого?”
Ответ: “Ответ на приветствие неверующего является обязательным действием. Всевышний Аллах сказал: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым…” (Коран, 4:86).
Именно так следует понимать этот аят, а Аллах знает лучше. Он сказал: “Когда вас приветствуют…”. Всевышний не сказал “когда вы приветствуете друг друга” или же “когда вас приветствуют ваши братья”, Он сказал: “Когда вас приветствуют…”, поэтому ответ на приветствие является обязательным.
В таком случае возникает вопрос — нужно ли отвечать, если приветствующий скажет “здравствуйте” или “добро пожаловать”? Из коранического аята вытекает, что ответ на эти приветствия является обязательным, т.к. все эти фразы считаются приветствием (тахийя) с точки зрения обычаев людей, хотя и существует лучшее приветствие — “ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху”. Т.к. такие приветствия, как “здравствуй”, “добро пожаловать” или “дай Аллах вам долгую жизнь” вошли в обычаи людей и стали считаться приветствиями, в этом случае обязательно отвечать на них, как на то указывает Коран.
Правильно ли говорить вместо “Ассаляму алейкум” “Салам алейкум”, опустив начальные две буквы “алиф” и “лям” в слове “салям”?
Вопрос: “Мы уже поговорили о приветствии “ас-салям” и хотелось бы узнать про положение некоторых приветствий, основой которых является слово “ас-салям”. Некоторые вместо того, чтобы сказать “ассаляму алейкум”, опускают начальные буквы “алиф” и “лям” и говорят “салямун алейкум”, или же при ответе вместо “ва алейкум ассалям” говорят “салям ва рахматуллах”. Можно ли так делать?”
Ответ: “Нет ничего плохого в том, чтобы сказать “салямун алейкум”, т.е. поставить слово “салям” в неопределенную форму (т.е. без определенного артикля «алиф лям» в начале), однако выражение “ассаляму алейкум” лучше. Также нет проблем ответить на приветствие словами “салям ва рахматуЛлахи ва баракатух”, если под этим подразумевается “ва алейкум ассалям”. Разрешается в предложениях опускать как подлежащее, так и сказуемое.
Ибрахим (мир ему и благословение) ответил на приветствие ангелов, сказав «салям» (без “алифа” и “ляма” на начале). Он опустил сказуемое “алейкум” и сказал: “салям”, подразумевая “алейкум салям”.
Можно ли, зайдя в пустой дом, сказать: “Мир нам и праведным рабам Аллаха”?
Вопрос: “Если кто-либо зайдет в дом, в котором никого нет, может ли он сказать: “Мир нам и праведным рабам Аллаха”, и есть ли на это достоверный довод?”
Ответ: “Я не знаю об этом. Всевышний Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей” (Коран, 24:27).
Однако, я не знаю, можно ли говорить что-либо, если в доме никого нет”.
Приветствовать знаком
Вопрос: “Можно ли приветствовать знаком, к примеру, поднятием руки?”
Ответ: “Человеку не дозволено приветствовать только знаком, т.к. Пророк (мир ему и благословение) запретил это. Однако, если человек, с которым здороваются, находится далеко, или если он глухой, то можно соединить эти два действия — поприветствовать вслух и знаком. Но нельзя посылать только знаки. В данном случае возможны три ситуации:
1. Приветствовать только знаком — это запрещено.
2. Здороваться вслух — это разрешено. Более того, это и является основой в приветствии.
3. Приветствовать одновременно и словами, и посылая знаки. Данное действие разрешается только если на то есть причина. К примеру, тот, кого приветствуют, находится далеко или же он не слышит. В таком случае можно воспользоваться как словами, так и знаками.
Что же касается приветствия, которое просят передать кому-либо со словами: “Передай от меня салям такому-то”, то если ты пообещал, ответив: “Да, с дозволения Аллаха, передам”, тогда ты обязан сделать это. Однако, если тебя попросят передать кому-либо салям, и ты скажешь: «Передам, с дозволения Аллаха, если только не забуду», то эта оговорка защитит тебя от греха. В противном случае, как сказали ученые, если кто-то обязался передать салям, то он обязан сделать это.
Спрашивающий: «Многие люди у нас обещают передать салям, но иногда забывают сделать это».
Шейх Усаймин: “Салям им всем”.
Приветствие нововведенца
Вопрос: “Можно ли здороваться с нововведенцем?”
Ответ: “Если он из тех, кто призывает к своему нововведению, и в бойкоте ему есть польза, то не следует с ним здороваться. Если же в бойкоте ему нет пользы, то здоровайся с ним. Если этот нововведенец из тех, кто в случае твоего бойкота начнет враждовать с тобой и настраивать людей против тебя, то твой бойкот не принесет пользы. Однако, если в его бойкотировании будет польза, как, например, если нововведенца будет бойкотировать знатный человек, имеющий вес в своем обществе, и это приведет к тому, что нововведенец начнет беспокоиться, тогда можно его бойкотировать. Это общее правило в данном вопросе: “Каждого грешника, грех которого не является неверием, дозволено бойкотировать, только если в этом будет польза”.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да помилует его Аллах)
Подготовил: Рамин Муталлим
آداب السلام في الإسلام
الحمد لله رب العالمين، وصلى الله وسلم على نبينا محمد خاتم النبيين وإمام المتقين، وعلى آله وأصحابه ومن تبعهم بإحسان إلى يوم الدين.أما بعد
فهذا هو اللقاء الخامس والأربعون بعد المائة من اللقاءات التي تسمى: (لقاء الباب المفتوح) والتي تتم في كل يوم خميس من كل أسبوع، وهذا هو الخميس الثاني من شهر شعبان عام (1417هـ).نستفتح هذا اللقاء في الكلام على ما تيسر من تفسير سورة الذاريات، انتهينا إلى قول الله تعالى: قَالَ فَمَا خَطْبُكُمْ أَيُّهَا الْمُرْسَلُونَ [الذاريات:31]
لكني رأيت أن أتكلم على آداب السلام حيث أن الملائكة قالوا: سلاماً، فقال إبراهيم: سلامٌ، وذكرنا فيما سبق أن رد إبراهيم أحسن من ابتداء الملائكة؛ لأن رد إبراهيم جملة اسمية تفيد الثبوت والاستمرار، بخلاف سلام الملائكة
رد التحية
تسليم الصغير على الكبير
ثانياً: من المطلوب منه أن يسلم؟ جاءت السنة ببيان ذلك: يسلم الصغير على الكبير؛ لأن حق الكبير على الصغير أعظم من حق الصغير على الكبير، فيبدأ الصغير بالسلام على الكبير، ولكن إذا قدر أنه لم يسلم، فهل الكبير يدع السلام لأن الحق لـه، أو يسلم لئلا تفوت السنة؟ والجواب: يسلم، لئلا تفوت السنة
فكون الإنسان يقول: أنا صاحب الحق لماذا لم يسلم عليّ؟ هذا خطأ، صحيح أنك صاحب الحق، وأن المشروع أن يسلم هو عليك، لكن إذا لم يفعل فسلم أنت
تسليم الماشي على القاعد
يسلم أيضاً الماشي على القاعد، فإذا مر شخص بإنسان قاعد فليسلم عليه، ولو كان أصغر منه سناً أو قدراً، وقد كان من هدي النبي صلى الله عليه وسلم أنه يسلم على الصبيان إذا مر بهم وفي ذلك فائدة عظيمة
منها التواضع، أن الإنسان يضع نفسه إذا سلم على من هو دونه، ومنها الرحمة؛ لأن سلامك على الصغار، نوع من الرحمة، وقد أخبر النبي عليه الصلاة والسلام أن (الراحمين يرحمهم الله عز وجل) ومنها: تعويد السلام لهؤلاء الصبيان، يعني: أن الصبي يعرف أن شعار المسلمين أن يسلم بعضهم على بعض فيأخذ من هذا أدباً وخلقاً، ينتفع به في شبابه وبعد هرمه
تسليم القليل على الكثير
رفع السلام بصوت مسموع
انبساط الوجه وانشراح الصدر
أنواع السلام المحمول وكيفية الرد عليه
وإذا ورد عليك السلام محمولاً، فإن كان الحامل لـه شخصاً وقال: فلان يسلم عليك، فقل: عليك وعليه السلام، وإن شئت فقل: عليه السلام أي: على الذي حمَّله، أما إذا كان محمولاً في كتابه، أي: إنسان كتب لك كتاباً وقال: السلام عليكم ورحمة الله وبركاته، فإن كنت تريد أن تجيبه بكتاب فرد عليه الجواب
مثلاً كتب إليك إنسان كتاباً، وقال: السلام عليكم ورحمة الله وبركاته، عند الجواب تكتب ج/ وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته، قرأت كتابك وفهمت ما فيه والجواب كذا وكذا، أكثر الناس لا يهتمون الآن بهذا، تجده يكتب الجواب ويقول في ابتدائه السلام عليكم ورحمة الله، هذا حسن، لكن الذي سلم عليكم يريد جواباً، قل: ج/ جواب: وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته، وصلني كتابك أو قرأت كتابك وفهمت ما فيه، وهذا جوابه، وتجيبه بما سألك، فهذا إذا كان السلام مكتوباً فجوابه بالكتابة
حسن إذا كان لا يحتاج إلى جواب، مثل أن يكون شخص كتب إليك كتاباً يخبرك بخبر لا يحتاج إلى جواب، فهنا إذا قرأت الكتاب فقل: وعليك السلام ورحمة الله وبركاته، لا أقول وجوباً؛ لأن صاحبك لن يسمع، لكن على سبيل الاستحباب، رجل دعا لك بظهر الغيب فادع له أنت بظهر الغيب، وإلى هنا ينتهي الكلام على السلام وإن شاء الله تعالى نكمل تفسير ما تيسر من سورة الذاريات
حكم رد السلام على الكافر
السؤال: هل رد السلام على الكافر واجب ويأثم تاركه؟
الجواب: رد السلام على الكافر واجب، لقوله تعالى وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا [النساء:86] وهذا هو الحكمة والله أعلم، لأن الله قال: وَإِذَا حُيِّيتُمْ ولم يقل: إذا حيا بعضكم بعضاً، ولم يقل إذا حياكم إخوانكم، فقال: وَإِذَا حُيِّيتُمْ فيجب الرد
لكن هل إذا قال المسلِّم، مرحباً بفلان، أهلاً بفلان هل يجب الرد؟ ظاهر القرآن الكريم أنه يجب الرد؛ لأن هذا يسمى تحية عرفاً وإن كانت التحية الفضلى أن يقول: السلام عليكم ورحمة الله وبركاته، ولكن مادام الناس قد تعارفوا بينهم أن قول أهلاً، مرحباً، حياكم الله؛ تحية، فإن ظاهر القرآن الكريم يقتضي أن ترد عليه
حكم قول القائل: سلام عليكم دون الإتيان بالألف واللام في كلمة سلام
السؤال: مر علينا الكلام عن السلام وهناك بعض الألفاظ تؤخذ من السلام، بدلاً من أن يقول السلام عليكم، يحذف الألف واللام، يقول: سلام عليكم، أو يكون الجواب أيضاً: سلام ورحمة الله، دون أن يقول: وعليكم السلام ؟
الجواب: لا بأس إذا قال: سلام عليكم أتى بها منكرة، فلا بأس، لكن التعريف أفضل السلام عليكم، وكذلك سلام ورحمة الله وبركاته، يريد وعليكم السلام لا بأس، يجوز حذف الخبر ويجوز حذف المبتدأ
إبراهيم عليه الصلاة والسلام قال: سلام حذف ماذا؟ حذف الخبر، أي: عليكم سلام
حكم قول القائل إذا دخل بيتاً وليس فيه أحد: السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين
السؤال: إذا دخل أحد بيتاً وليس فيه أحد هل يقول: السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين، وهل في هذا دليل صحيح؟
الجواب: لا أعلم عن هذا، الله تعالى يقول: وَتُسَلِّمُوا عَلَى أَهْلِهَا [النور:27] أما إذا لم يكن فيها أحد فلا أعلم في ذلك شيء
السلام بالإشارة
السؤال: هل الإشارة تكون مقام العبارة في السلام كالاقتصار على رفع اليد؟
الجواب: لا يجوز أن يقتصر الإنسان على الإشارة؛ لأن النبي صلى الله عليه وسلم نهى عن ذلك، ولكن إذا كان الإنسان بعيداً أو كان أصم فاجمع بين الإشارة والعبارة، وأما أن تقتصر على الإشارة فلا، فهنا ثلاث حالات
الأولى: أن تقتصر على الإشارة فقط، فهذا لا يجوز. الثانية: العبارة فقط، وهذا جائز وهو الأصل. الثالث: أن تجمع بين الإشارة والعبارة وهذا إذا كان هناك سبب، ككون الإنسان بعيداً أو كونه لا يسمع اجمع بين الإشارة والعبارة
وأما إبلاغ السلام لمن أوصاك به، فإن تحملت ذلك وقلت حين قال: سلم لي على فلان قلت: نعم إن شاء الله، فإنه يجب عليك أن تبلغ، ولكن في مثل هذه الحال، إذا قال لك سلم لي على فلان، تقول: إن شاء الله، ما لم أنس، قيد، من أجل ألا تخرج بإثم، وإلا قال العلماء: إذا التزم الإبلاغ وجب عليه الإبلاغ.السائل: عندنا كثير من الناس يقولون: نبلغك السلام وننسى أحياناًالشيخ: عليهم جميعاً السلام
السلام على المبتدع
الجواب: المبتدع إن كان داعياً لبدعته وكان في هجره مصلحة لا تسلم عليه، وأما إذا لم يكن في هجره مصلحة فسلم، صاحب البدعة إذا هجرته اتخذك عدواً وأثار الناس عليك، ولا فائدة من هجره، ولكن إذا كان في هجره فائدة بأن كان الرجل كبيراً في قومه وله منزلته، وصار هذا المبتدع إذا هجره هذا الرجل سوف يهتم بهذا؛ فلا بأس، وهذه قاعدة عامة، كل من كان على معصية ليست بكفر فلا يجوز هجره إلا إذا كان في ذلك مصلحة
Салям: Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху
В Книге Аллаха сказано: «Когда вас приветствуют с приветливостью, отвечайте таким же или ещё лучшим приветствием. Поистине, Аллах подсчитывает всё, большое и малое» (Сура «ан-Ниса», 4 / 86).
На протяжении многих веков мусульмане при встрече или расставании говорят друг другу: «Ас-саляму алейкум» или «Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху».
Это не просто слова приветствия, а молитва, дуа за другого человека: «Мир вам, здоровье и благополучие в жизни земной и вечной. Пусть снизойдут на вас милость и баракат от Аллаха». На приветствие принято отвечать так: «Ва алейкум салям» или «Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатуху», то есть «Пусть и вам будет мир. И на вас снизойдут милость и баракат от Всевышнего Аллаха».
В этом мире дуа одного человека за другого обладает большой силой. Ежедневно несколько раз мы встречаемся с людьми и словно обмениваемся молитвами. Казалось бы, в самом малом и обыденном сокрыты неисчислимые блага для человека. В возможности встретиться и разойтись с молитвой — особенная глубина Ислама.
«Ас-салям» — это одно из 99 прекрасных имён Всевышнего: «дарующий мир, безопасность, здоровье, благополучие; разрешающий сложные ситуации; защищающий от страхов и несчастий; помогающий достичь мира и согласия; указывающий на путь обретения вечного счастья». Аллах будет приветствовать этим словом тех Своих рабов, которые благополучно выдержали испытания в земной жизни, могиле, в День Суда. В Коране говорится: «В будущей жизни верующие, творившие добрые деяния, будут введены в Рай, где текут реки между Его дворцами. Там они будут, с дозволения Всевышнего, вечно пребывать. И приветствовать их в Раю будут ангелы словами: «Ассаляму алейкум» — «Мир вам и благоденствие!» (Сура «Ибрахим», 14 / 23).
Ангелы и на земле приветствуют людей. Однако лишь избранные Аллахом могут воспринять сказанное ими. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил Айше (радыяллаху анха): «Джабраиль передаёт тебе салям». Она же отвечала: «Ва алейхис-салям ва рахматуллахи ва баракатуху» (Бухари, «Бед-уль-халк», 6). Поэтому люди, входя в свои дома и после завершения намаза приветствуют ангелов.
От корня «салям» произошли слова «мусульманин», «муслим». Верующий, искренне и точно соблюдающий повеления Всевышнего, должен внушать чувство надёжности и безопасности, всеми действиями и поступками воплощать здоровый образ жизни, иметь незамутнённый взгляд на мир и самого себя, содержать душу в чистоте, а сердце посвятить любви к Великому Создателю. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Мусульманин — это человек, у которого руки, язык и сердце целомудренны и чисты».
Всевышний научил приветствовать салямом первого человека. В одном из хадисов сказано: «Аллах Тааля в Раю обратился к Адаму (алейхиссалям): «Поприветствуй ангелов салямом и запомни их ответ. Так будете приветствовать друг друга ты и все из потомства твоего». «Ассаляму алейкум», — произнёс Адам. «Ассаляму алейкум ва рахматуллах», — повторили ангелы, добавив слово «рахматуллах» (Бухари, «Анбия», 1)
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) придавал большое значение саляму, о чём свидетельствуют многочисленные хадисы. Он призывал осознать, какая великая сила скрыта за этими простыми словами. «После имана самое высшее деяние — испытывать чувство любви к людям» (Абу Хурайра, Суюти, Аль-Фетхуль-Кебир, 1, 207). Абу Хурайра передаёт ещё одно его высказывание: «Клянусь Аллахом, в Чьей воле моя душа, без веры вы не сможете войти в Рай, без любви у вас не будет веры. Сказать ли вам, как вы сможете полюбить друг друга? Распространяйте между собой салям» (Муслим, «Иман», 93-94. Доп. см. Тирмизи, Масе, «Мукаддима», 9, «Адаб», 11).
Один из сахабов, Абдуллах бин Умар, в свободное время специально выходил из дома с одной лишь целью — «приветствовать людей салямом, не различая знакомых и незнакомых, бедных и богатых» (Малик, Муватта, «Салям», 6).
Соблюдение сунн Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) дарует благо мусульманам. Он завещал своей умме: «Я оставляю для вас две вещи. До тех пор, пока будете твердо следовать им, вы не свернёте с верного пути и не впадёте в заблуждение. Это — Книга Аллаха и Сунна Пророка» (Муватта, «Кадер»).
Пожелание мира и добра объединяет людей, укрепляет взаимную любовь и уважение. С помощью приветствия разрешаются сложные ситуации, гасятся конфликты, наступает перемирие. Салям — великая сила искренне верующих: «Рабы Милостивого — те, которые скромны в земном мире, ходят спокойно и с достоинством, и таким же образом ведут себя во всех своих делах. Когда многобожники и невежды порицают их, они оставляют их, говоря: «Мы не имеем с вами никакого дела. Нам только велено говорить вам: «Мир вам» — Салям» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 63—65).
Во многих аятах Корана и хадисах Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) содержатся указания о культуре взаимоотношений и поведения мусульман. В суре «Нур» говорится: «О, вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома, не спросив позволения живущих в них и не дождавшись разрешения войти. И приветствуйте их салямом — пожеланием мира»; «Когда вы входите в дома, приветствуйте их обитателей. Ведь они часть вас в результате единства религии и родства. Это приветствие — благословенное и благое, и за него вы получите награду» (Сура «ан-Нур», 24/ 27, 61).
Мусульманин с молитвой встречает других людей, за что получает большой саваб. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) трижды повторял приветствие, подавая пример своей умме и подчёркивая важность саляма. По фикху, приветствовать первым — сунна, принимать салям и отвечать на него — фард (обязательное действие). В хадисе сказано: «Самые близкие к Аллаху те люди, которые первыми произносят салям» (Абу Дауд, «Адаб», 133).
В общественных местах мусульманин обязан первым поприветствовать присутствующих. Людям следует ответить на его приветствие, при этом один человек может произнести салям за всех. Салям и рукопожатие — проявление уважения и любви мусульман друг другу. Младшие первыми приветствуют старших, а едущий — пешего. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда приветствовал первым детей. Он напутствовал: «Если двое в момент приветствия и рукопожатия читают дуа, Аллах Тааля принимает их молитвы и прощает им малые грехи».
Очень важно приветствовать салямом близких людей. В хадисе сказано: «Входя в дома ваши, говорите для себя и своих домашних салям как пожелание благ и здоровья от Аллаха». Помолиться за отца и мать, за детей, за родных и любимых людей, получив в ответ дуа от них — несравнимое благо от Аллаха.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял Анаса ибн Малика (радыяллаху анху): «Сын мой! Заходя в дом, скажи своей семье салям, дабы не прекратился, но увеличился в твой дом поток милости и бараката от Всевышнего» (Тирмизи, «Истиазан», 10). Благодаря саляму наши жилища наполняются баракатом Аллаха. И даже если в доме никого нет, следует сказать: «Ассаляму алейнава аля ибадалляхис-салихин» или «ассаляму алейна ва аля ибадалляхис-салихин вас-саляму алейкум ахли-бейт ва рахматуллахи ва баракатуху».
В приветствии скрыта тёплая энергия любви и покоя, уют домашнего очага, шум баракатного дождя, веяние летнего сада… Этими словами начался путь мусульман. Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!