что нужно ооо для работы с физическими лицами

Риск‑анализ вариантов оформления физлиц

что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть фото что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть картинку что нужно ооо для работы с физическими лицами. Картинка про что нужно ооо для работы с физическими лицами. Фото что нужно ооо для работы с физическими лицами

В 2019 году в четырех регионах России введен льготный режим налогообложения для фрилансеров. Он вызвал значительный интерес не только со стороны самих самозанятых, но и со стороны организаций, которые с ними сотрудничают. В связи с этим мы провели риск-анализ вариантов привлечения физлиц.

Трудовой договор

Если ресурсы нужны для работы по должности или по специальности, оформление работников по трудовому договору является единственным законным вариантом. Речь идет о тех случаях, когда деньги работнику выплачиваются за сам факт работы, предполагающей ежедневное выполнение определенных трудовых обязанностей, например функций по бухгалтерскому сопровождению и составлению налоговой отчетности, управлению транспортным средством, наполнению сайта, по разработке программы по заданию работодателя, поддержанию работоспособности электронного оборудования компании и т.п. В подобных ситуациях заключение гражданско-правового договора (ГПХ) является прямым нарушением ст. 15 ТК РФ и влечет административную ответственность (п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

С точки зрения учета расходов на оплату труда лиц, с которыми оформлен трудовой договор, он является фактически безрисковым. Все выплаты по нему включаются в состав расходов на оплату труда и уменьшают налог (ст. 255, п. 21 ст. 270, пп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Эти расходы подтверждают трудовой договор и сопутствующие кадровые документы — приказ о приеме на работу, должностная инструкция, табель учета рабочего времени (ст. 255 НК РФ). Административные риски, связанные с возможной переквалификацией трудовых отношений в какие-либо иные, также отсутствуют. Кроме того, в этом договоре не нужно подтверждать экономическую обоснованность привлечения работников.

Однако трудовой договор — самый дорогой из всех возможных вариантов привлечения рабочей силы за счет высокой финансовой, налоговой, непроизводственной и административной нагрузки. Так, в рамках трудового договора работодатель выполняет функции налогового агента по НДФЛ, ведет большой объем кадровой документации и обеспечивает безопасность труда. Кроме того, на нем лежит значительная нагрузка по оплате периодов, когда работник фактически трудовую функцию не выполняет — отпуска, простои, дни медосмотров, сдачи крови и т.п. Наконец, работодатель обязан выплачивать зарплату два раза в месяц, а процедура увольнения сотрудников достаточно сложная.

Гражданско-правовой договор

Существуют разные варианты гражданско-правового договора. Договор подряда заключается, если нужен конкретный овеществленный результат, договор оказания услуг — если суть задания заключается в самой деятельности, а авторские договоры предполагают создание объектов интеллектуальной собственности и (или) передачу прав на них.

По договорам ГПХ не обязательно начислять страховые взносы в ФСС, плата за труд не подчиняется правилам ТК РФ, а порядок расторжения такого договора гораздо проще, чем трудового, и не предусматривает выплаты выходного пособия (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ). Кроме того, в отношении подрядчика можно устанавливать штрафы и пени за нарушение обязательств по договору, в том числе за несоблюдение сроков выполнения работы или за некачественную работу (ст. 330 ГК РФ).

Договоры ГПХ допустимы в тех случаях, когда оплачивается конкретный результат работы. Внештатному бухгалтеру можно оплачивать, например, количество составленных или обработанных первичных документов, обязательно указывая, что именно подразумевается под такой работой (проверка, внесение в регистры учета в ПО, учет в декларации и т.п.), а можно — сам факт подготовки и (или) представления конкретных форм отчетности. Водителю можно платить за перевозку груза или пассажира из пункта А в пункт Б, а сисадмину — за восстановление работоспособности конкретного компьютера, сервера или локальной сети.

В противном случае могут как переквалифицировать такой договор в трудовой, так и предъявить претензии в части экономической обоснованности понесенных расходов, особенно если в штате организации уже имеются соответствующие специалисты. Основной целью любой сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия, при этом сделка должна исполняться именно тем лицом, которое указано в первичных учетных документах (см. п. 2 и 3 ст. 54.1, п. 1 ст. 252 НК РФ, письмо ФНС от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).

Привлекать по договору ГПХ бухгалтеров, водителей, сисадминов и т.д. можно. Важно то, на каких условиях оформлено такое сотрудничество. Внештатник не должен подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации, проходить по штатному расписанию компании или как-то иначе закрепляться за конкретным структурным подразделением организации. У внештатника не может быть выделенного рабочего места, на котором он обязан присутствовать в определенное время.

Критерии, по которым можно провести границу между трудовым договором и ГПХ, есть в судебной практике. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 25.09.2017 № 66-КГ17-10 указано, что договор подряда заключается для выполнения определенного вида работы, результат которой подрядчик обязан сдать, а заказчик — принять и оплатить. Цель такого договора — получение материализованного, отделяемого от самой работы результата, который может быть передан заказчику, а не выполнение работы как таковой.

Кроме того, от трудового договора договор подряда отличается тем, что подрядчик сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, в то время как по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции, включается в состав персонала, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.05.2018 № Ф07-4091/2018 по делу № А26-11182/2016; постановления ФАС Московского округа от 29.12.2010 № КА-А40/14430-10 по делу № А40-174718/09-112-1431, от 10.05.2006 № КА-А40/3558-06 и от 21.07.2005 № КА-А41/6715-05, ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2006 по делу № А56-46375/2005, ФАС Центрального округа от 28.09.2009 по делу № А35-369/08-С18; определения ВС РФ от 27.02.2017 № 302-КГ17-382 и от 25.05.2018 № 303-КГ18-1430).

Также ВС РФ отметил, что при решении вопроса о виде заключенного договора нужно не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных документов (ГПХ, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ст. 15 и 56 ТК РФ. Даже если соответствующей штатной единицы в организации нет, наличие трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции и любым другим указанием на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы.

Таким образом, привлекая трудовые ресурсы по ГПХ, нужно соотносить их условия, учитывая объем оказываемых услуг или выполняемых работ, стоимость, количество привлеченных лиц и т.п., с той деловой целью, которой в итоге планируется достичь. Соответствующие работы (услуги) должны выполняться (оказываться) именно привлеченными фрилансерами самостоятельно, а не штатным сотрудником.

Договор с индивидуальным предпринимателем

С точки зрения совокупной налоговой и административной нагрузки этот способ для организации весьма привлекателен — при взаимоотношениях с ИП компания не только не платит страховые взносы с вознаграждения, но и не выполняет обязанности налогового агента по НДФЛ (п. 1 ст. 420 и п. 2 ст. 226 НК РФ). Все налоги с вознаграждения за работу предприниматель уплачивает сам.

Не возникает при привлечении в качестве работников ИП и непроизводственных нагрузок — компания не оплачивает ИП отпуска или больничные и не выплачивает зарплату два раза в месяц. Кроме того, порядок расторжения таких договоров гораздо проще, чем трудовых, — достаточно подписать соглашение о расторжении договора, а в некоторых случаях допустим и односторонний отказ (п. 3 ст. 310 и п. 1 ст. 450 ГК РФ).

Однако по договору с ИП нельзя передать авторские права на различные объекты интеллектуальной собственности. Доходы от создания и использования таких объектов не подпадают под определение предпринимательской деятельности, которое дано в ст. 2 ГК РФ (см. также п. 1 ст. 11 НК РФ). Если даже договор, к примеру, на создание сайта заключен с ИП, то авторские права на сайт как комплексный объект интеллектуальной собственности, включающий ПО, тексты и изображения, передавать будет не предприниматель, а «обычное» физлицо со всеми вытекающими налоговыми последствиями для организации-заказчика.

Также нельзя «переводить» работников в статус ИП с последующим заключением с ними ГПХ. Такие манипуляции статусом суды однозначно толкуют как злоупотребление правом и переквалифицируют отношения обратно в трудовые с соответствующими доначислениями (определения ВС РФ от 27.02.2017 № 302-КГ17-382 и от 25.05.2018 № 303-КГ18-1430).

Кроме того, важно пристально следить за тем, чтобы суть поручаемой ИП работы (услуги) соответствовала кодам видов деятельности, которые заявлены им в ЕГРИП. В противном случае для налоговых целей такой договор расценивается как заключенный с «обычным» физлицом, и на организацию ложатся обязанности по уплате страховых взносов и удержанию НДФЛ с вознаграждения. Причем доначисления возможны и тогда, когда нужный код вида деятельности имелся на дату заключения договора, а затем был удален предпринимателем (письмо Минфина России от 22.11.2017 № 03-04-06/77155). Поэтому выписку из ЕГРИП нужно заказывать на дату каждой выплаты по договору в пользу ИП.

что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть фото что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть картинку что нужно ооо для работы с физическими лицами. Картинка про что нужно ооо для работы с физическими лицами. Фото что нужно ооо для работы с физическими лицамиВоробьева Елена Борисовна,
начальник отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области

Кто такие самозанятые

Самозанятые — это физлица, которые самостоятельно осуществляют отдельные виды коммерческой, то есть приносящей доход, деятельности. Профессиональный доход — доход таких физлиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

При применении нового спецрежима граждане вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются НПД, без госрегистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Самозанятые также освобождены от обязанности представлять в налоговый орган декларации по НПД. Кроме того, применяющим данный налоговый режим (предпринимателям) предоставлено право уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке.

Доход от применения спецрежима не должен превышать 2,4 млн рублей в год. Также хотелось бы отметить, что по данному спецрежиму не признаются объектом налогообложения доходы, получаемые в рамках трудовых отношений.

Договор с плательщиком налога на профдоход

Новый способ заключения договоров с физлицами появился с 1 января 2019 года в Москве, Республике Татарстан, Московской и Калужской областях благодаря экспериментальному налоговому режиму — налогу на профессиональный доход (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

В этом договоре отсутствуют непроизводственные расходы и дополнительная налоговая и административная нагрузка на работодателя. Так, физлица сами берут на себя обязанности, связанные с уплатой налогов по получаемому вознаграждению. Кроме того, если самозанятый предоставляет компании специальный чек, то компания также освобождается от начисления страховых взносов (п. 1 ст. 15 Закона № 422-ФЗ). В договоре непосредственно устанавливается порядок оплаты и указывается работа, за невыполнение которой может быть предусмотрен штраф, а порядок расторжения такого договора гораздо проще, чем трудового.

Однако закон запрещает переводить своих сотрудников в статус самозанятых: доходы фрилансеров от тех компаний, которые являются (или являлись в предыдущие два года) их работодателями, под спецрежим не подпадают (пп. 8 п. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ). А значит, заключая договор с таким «спецрежимником», организация должна действовать так же, как при заключении договора с «обычным» физлицом: начислять страховые взносы на выплачиваемое вознаграждение и удерживать из него НДФЛ.

что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть фото что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть картинку что нужно ооо для работы с физическими лицами. Картинка про что нужно ооо для работы с физическими лицами. Фото что нужно ооо для работы с физическими лицамиЛамакин Андрей Юрьевич,
руководитель Управления ФНС по Калужской области

Особенности привлечения самозанятых

Организациям и ИП при взаимодействии с самозанятыми необходимо учитывать критерии, перечисленные в пп. 8 п. 2 ст. 6, п. 1 и 2 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. В частности, с такими лицами не должно быть трудовых отношений в течение последних двух лет. Затраты на оплату товаров (работ, услуг, имущественных прав) плательщикам НПД можно учитывать в составе расходов, если они подтверждены чеком из приложения «Мой налог», в котором должны быть дата, время, сумма платежа, ФИО самозанятого лица и его идентификационный номер, наименование реализуемых товаров, ИНН налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя — покупателя (заказчика) товаров. При этом у компании при оплате работ, товаров или услуг не возникает обязанностей налогового агента, выплаты не облагаются страховыми взносами и не отражаются в соответствующей отчетности.

Местом ведения деятельности в отношении услуг, которые самозанятый оказывает через интернет в целях применения спецрежима, признается место нахождения налогоплательщика. Например, если житель Калужской области удаленно оказывает услуги компаниям, которые зарегистрированы на Сахалине, он вправе применять спецрежим при соблюдении остальных условий, установленных 422-ФЗ.

Среди ограничений, которые накладывает этот вид привлечения физлиц, есть территориальные и финансовые, установленные Законом № 422-ФЗ. Так, новый налоговый режим действует только в четырех субъектах РФ, и местом ведения деятельности самозанятого должна быть территория соответствующего субъекта (хотя при этом сами услуги или работы могут выполняться и в другом регионе, который не включен в эксперимент (письмо ФНС России от 21.02.2019 № СД-4-3/3012@). Кроме того, если доходы сотрудника, учитываемые при определении налоговой базы, в текущем календарном году превысили 2,4 млн рублей, то он утратит право на применение специального налогового режима непосредственно с даты превышения (п. 8 ст. 4 Закона № 422-ФЗ). Чтобы избежать претензий налогового органа в случае, если сотрудник утратит право на спецрежим, компания должна обязательно получать и хранить чеки, полученные от самозанятого.

Кроме того, у этого договора также существуют сложности с подтверждением экономической обоснованности расходов и риски, связанные с переквалификацией в трудовой с доначислением страховых взносов, в том числе за несоблюдение трудового законодательства.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Скачайте и распечатайте шпаргалку со сравнительным анализом разных вариантов оформления сотрудничества компаний с физлицами.

Источник

Прием наличной оплаты от физлиц: как действовать, чтобы не нажить проблем с налоговой

что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть фото что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть картинку что нужно ооо для работы с физическими лицами. Картинка про что нужно ооо для работы с физическими лицами. Фото что нужно ооо для работы с физическими лицами что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть фото что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть картинку что нужно ооо для работы с физическими лицами. Картинка про что нужно ооо для работы с физическими лицами. Фото что нужно ооо для работы с физическими лицами

Брать у клиентов-физлиц наличные закон не запрещает. А вот просто положить деньги в карман нельзя — налоговая оштрафует за работу без ККТ и невыдачу чеков.

Некоторые предприниматели по-прежнему могут не использовать онлайн-кассы, но даже в этом случае выдать покупателю закрывающий документ нужно. Но не чек ККТ, а другой.

Чек можно отправить по электронной почте. Правда, сроки ограничены. Не уложились — считайте, что никакого чека не было, и ждите «письмо счастья» от налоговой.

Сложно всё, в общем. В законодательных требованиях легко запутаться — они зависят от формы собственности и сферы, в которой работаете. Чтобы вы ничего не нарушили, мы подготовили детальное руководство по приему наличной оплаты от физлиц.

Изучив его, вы узнаете:

Кто и на каких условиях может принимать оплату наличными от физлиц

что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть фото что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть картинку что нужно ооо для работы с физическими лицами. Картинка про что нужно ооо для работы с физическими лицами. Фото что нужно ооо для работы с физическими лицами

ИП и юрлицам закон разрешает осуществлять прием наличной оплаты, но в большинстве случаев они обязаны проводить сделки через онлайн-кассу и выдавать чеки.

Исключений мало. Не применять ККТ, работая с физлицами, по состоянию на ноябрь 2021 года имеют право:

Штраф за прием наличных без применения ККТ для ИП и должностных лиц составляет от 10 000 рублей, для юрлиц — от 30 000 рублей. Если нарушение допущено повторно, предпринимателя могут дисквалифицировать на 1-2 года, а деятельность компании приостановить на 90 суток.

Ограничений по сумме наличных расчетов с физлицами нет.

Как ИП и ООО принимать наличные от физлиц в соответствии с законом

Нюансы приема денег зависят от того, как именно вы планируете его осуществлять. Разберем варианты.

Прием наличной оплаты в торговой точке или офисе

что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть фото что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть картинку что нужно ооо для работы с физическими лицами. Картинка про что нужно ооо для работы с физическими лицами. Фото что нужно ооо для работы с физическими лицами

Если вы будете брать наличные у покупателей «из рук в руки», нужно:

О том, как использовать онлайн-кассу, оформлять возвраты, обмены, действовать в случае отсутствия подключения к интернету и исправлять ошибки, читайте в нашей статье.

Прием наличной оплаты на карту

ФНС в своем письме от 20.06.2018 № ЕД-3-2/4043@ сообщает, что индивидуальный предприниматель может принять наличные от клиента-физлица на личную карту, но потом должен их снять и положить на расчетный счет. В то же время могут возникнуть сложности с банком, т. к. личный счет не предназначен для осуществления предпринимательской деятельности. Лучше открыть расчетный счет ИП и привязать к нему карту — деньги принадлежат вам и тратить их вы вправе на что угодно.

Не позднее следующего рабочего дня после поступления средств и до момента, когда начнете оказывать услуги, выполнять работы или передадите товар покупателю, вы должны выдать ему чек. Можно отправить на абонентский номер или e-mail, вручить вместе с заказом либо передать при первом контакте, если речь идет о расчетах за работы или услуги.

Юрлица принимать так деньги не могут. Карты, привязанные к их корпоративным счетам, предназначены только для оплаты расходов, связанных с деятельностью компании.

Прием наличной оплаты на расчетный счет

что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть фото что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть картинку что нужно ооо для работы с физическими лицами. Картинка про что нужно ооо для работы с физическими лицами. Фото что нужно ооо для работы с физическими лицами

Схема простая — покупатель идет в кассу банка с квитанцией или платежным поручением и переводит деньги. С получением денег проблем нет, а вот с их выводом — могут возникнуть, особенно, если у вас юрлицо. Прочтите нашу статью, чтобы понять, кому на самом деле принадлежат деньги ИП и ООО, на что их можно тратить и как это делать, чтобы не заблокировали счет.

Не позднее следующего рабочего дня после поступления средств и до момента, когда начнете оказывать услуги, выполнять работы или передадите товар покупателю, вы должны выдать ему чек. Можно отправить на абонентский номер или e-mail, вручить вместе с заказом либо передать при первом контакте, если речь идет о расчетах за работы или услуги.

Какие закрывающие документы нужно выдавать, принимая наличные от физлиц

В общем случае вы должны выдавать каждому клиенту чек онлайн-кассы: сразу или не позднее следующего рабочего дня после получения денег. Заменить его накладной, товарным чеком, квитанцией или кассовым ордером нельзя.

Штраф за прием наличных без чека для ИП и должностных лиц организаций составляет 2 000 рублей, для юрлиц — 10 000 рублей.

Если попали в список исключений и можете не применять ККТ, вместо чека онлайн-кассы нужно выдавать бланки строгой отчетности (БСО). О том, что это и как их правильно оформлять, читайте в нашей статье.

Возьмем на себя бухгалтерский, налоговый и кадровый учет, чтобы вы могли сосредоточиться на развитии бизнеса. Подберем трех бухгалтеров с опытом работы в вашей сфере, выделим персонального помощника и застрахуем от ошибок на миллион рублей.

Как внести деньги на счет ИП или ООО и обязательно ли это делать

что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть фото что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть картинку что нужно ооо для работы с физическими лицами. Картинка про что нужно ооо для работы с физическими лицами. Фото что нужно ооо для работы с физическими лицами

После приема наличной оплаты возникает резонный вопрос: «Что делать с полученными средствами дальше?» Есть два варианта:

Прием наличной оплаты от физлиц: коротко о главном

Поможем организовать прием оплаты от клиентов из России и других стран так, чтобы налоговым инспекторам не к чему было придраться.

что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть фото что нужно ооо для работы с физическими лицами. Смотреть картинку что нужно ооо для работы с физическими лицами. Картинка про что нужно ооо для работы с физическими лицами. Фото что нужно ооо для работы с физическими лицами

Свежие статьи про то, как экономить на полезных сервисах и получать удовольствие от ведения бизнеса

По статистике за 2019 год самые большие штрафы российские предприниматели получали за несоблюдение процедуры растаможки товаров — в среднем 8,4 миллионов рублей. Такие санкции, конечно, прилетают за дело, например, за обман в декларации с целью не платить НДС или уменьшить размер пошлины. Но иногда импортеры страдают по незнанию.

В некоторых сферах недостаточно просто зарегистрировать ИП или ООО, чтобы начать работать — нужна лицензия. Если будете вести деятельность без нее, вас оштрафуют: ИП на 4-5 тысяч рублей, юрлицо — на 40-50 тысяч. Могут еще и продукцию, технику и сырье конфисковать. За производство алкоголя или торговлю им без лицензии штрафы выше — от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, сырья, полуфабрикатов и даже задействованного транспорта.

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, с 2021 увеличился. В него включили, например, одежду, но не всю — в некоторых категориях женская подлежит обязательной маркировке, а мужская — нет. А еще там есть замечательные термины. Вот вы, например, знаете, что такое «туалетное белье»? И мы не знали, пришлось гуглить.

Источник

Продажи физическим лицам по безналичному расчету: применение ККТ и бухучет

Как правильно оформить по бухучету продажи и приход денежных средств по безналичному расчету с физлицами? Во всех ли случаях нужна контрольно-кассовая техника (ККТ)?

О необходимости применения ККТ при безналичной оплате товаров

Контрольно-кассовая техника (далее — ККТ) применяется в России в обязательном порядке всеми организациями и ИП при расчетах, за исключением случаев, указанных в законе (п. 1 ст. 1.2, ст. 2 Закона N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»).

Кроме ситуаций, перечисленных в законе, ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа (ЭСП) с его предъявлением (например, оплата пластиковой картой) (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ). Таким образом, если покупатель ИП, то при безналичной оплате через расчетный счет (платежным поручением) ККТ применять не надо. Если оплату ИП производит через предъявление карты (смартфона), т.е. через ЭСП, то следует применять ККТ. Также ККТ следует применять при оплате наличными деньгами (письмо Минфина РФ от 21.11.2019 N 03-01-15/90231).

Под «расчетами» понимается получение и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. Также сюда включают прием и выплату денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

При расчетах с физическими лицами, которые не являются ИП, ККТ используется независимо от способа расчета — наличными деньгами или в безналичном порядке, в том числе через кассу кредитного учреждения (банка).

Норма, позволяющая не применять ККТ при получении от физлиц оплаты в безналичном порядке, действовала только до 01.07.2019 (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ).

Сейчас расчеты в безналичном порядке, в т.ч. с физлицами, также подпадают под определение «расчеты». В прописано, что Закон N 54-ФЗ не содержит исключений применения ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке, в том числе через кредитную организацию, с покупателем (клиентом) — физическим лицом (письмо ФНС России от 05.02.2020 N АБ-4-20/1824@). Расчеты с покупателем — физлицом (не ИП) за реализованное ему имущество (товар) требуют применения ККТ независимо от формы расчета (наличный, безналичные или, например, зачет взаимных требований) (письмо ФНС России от 18.11.2020 N АБ-4-20/18887@, письмо Минфина РФ от 17.07.2019 N 03-01-15/53174).

В случае осуществления расчетов между организацией и налогоплательщиком НПД (самозанятым), не зарегистрированным в качестве ИП, ККТ применяется в общеустановленном порядке, т.е. как с физлицом, не являющимся ИП (письмо ФНС от 20.07.2020 N АБ-3-20/5322@).

Штраф за неприменение ККТ в установленных случаях в отношении должностных лиц взимается размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета произведенного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей, в отношении юридических лиц — штраф от ¾ до 1 размера суммы расчета, произведенного без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

К обязательным реквизитам, которые должен содержать кассовый чек, относится в том числе наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок (п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ).

Указанное в кассовом чеке наименование должно позволять покупателю однозначно определить соответствующие товар, работу, услугу (письма Минфина РФ от 30.06.2020 N 03-01-15/56446, N 03-01-15/56467). В Информации ФНС, замещенной по ссылке разъясняется, что название товара или услуги должно быть конкретным, понятным, позволяющим идентифицировать товар или услугу. Также допускается добавление артикулов. Длина реквизита не должна превышать 128 символов вместе с пробелами. Если у налогоплательщика есть учетная система, рекомендуется подгружать наименования из неё.

За отсутствие в чеке номенклатуры товара или услуги предусмотрен штраф — для должностного лица в размере от 1,5 тыс. руб.- до 3 тыс. руб., для юридических лиц — от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

Судебная практика подтверждает правомерность привлечения к ответственности за отсутствие в чеке ККТ наименования товаров, работ, услуг, их количества, цены за единицу с учетом скидок и наценок (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 N 18АП-20094/2019 по делу N А47-13809/2019).

Дата расчета при безналичной оплате

Кассовый чек кассовый чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (п. 5.4 Закона N 54-ФЗ). В Законе N 54-ФЗ отсутствуют правила определения «даты расчета» при безналичной оплате. В общем случае ККТ применяется на месте расчета и в момент расчета, и покупателю выдается кассовый чек (на бумажном носителе и/или направляется в электронном виде) (п. 2 ст. 1.2.Закона N 54-ФЗ). Это не вызывает вопросов при наличных формах расчета или расчетах с применением электронных средств платежа при их предъявлении кассиру. При этом нет ясности, каким образом пользователю ККТ применять ККТ при получении денежных средств на расчетный счет.

Перевод денежных средств может осуществляться в срок до 3 рабочих дней начиная со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

То есть, если считать днем расчета день внесения покупателем денежных средств в кассу банка, то выполнить требования п. 5.4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ зачастую невозможно. ФНС России предлагает в качестве выхода из ситуации считать датой расчета для применения п. 5.4 ст.1.2 Закона N 54-ФЗ дату формирования выписки по счету (идентификации платежей), но не позднее даты зачисления денежных средств на счет пользователя ККТ (письма ФНС России от 26.10.2018 N ЕД-4-20/21001@, от 23.11.2018 г. N ЕД-4-20/22775).

Чек ККТ при предоплате

Закон N 54-ФЗ прямо обязывает организации и ИП применять ККТ в случаях получения авансов (предварительной оплаты), в том числе и в безналичном порядке от физических лиц. В связи с этим продавец должен оформить кассовый чек как на сумму аванса (после его получения), так и на сумму зачета предоплаты или аванса и окончательной оплаты всех товаров (письмо Минфина РФ от 28.01.2020 N 03-01-15/4884).

С 21 декабря 2020 года обновлены реквизиты и форматы чека ККТ, обязательные к использованию (таблицы в приложении № 1 № 2 к Приказу ФНС от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@).

В случае, когда при получении денежных средств от клиента в качестве предоплаты объем и перечень услуг и товаров не известен, формируется кассовый чек с признаком способа расчета «Аванс» (значение 3). В таком чеке реквизит «наименование предмета расчета» может не указываться (в т.ч. и после 01.02.2021). Если объем и перечень услуг и товаров известен, то формируется кассовый чек с признаком способа расчета «Предоплата 100%» или «Предоплата» (значение 1 или 2). В таком чеке реквизиты «наименование предмета расчета» (тег 1030), «количество предмета расчета» (тег 1023) и «цена за единицу предмета расчета» (тег 1079) должны заполняться. При окончательном расчете оформляется кассовый чек с указанием номенклатуры товаров, услуг (в реквизите «наименование предмета расчета»), реализованных клиенту при организации банкета. При этом указывается сумма денежных средств, полученных от клиента в качестве окончательного расчета, а также указывается сумма зачтенного аванса.

При этом данные о поступлении денежных средств формируются исходя из данных, указанных в счетчиках операций «приход» (тег 1129) — итоговая сумма в чеках (БСО) безналичными и наличными. Задвоения сумм полученного аванса и суммы расчета, указанного в чеке, формируемом при окончательном расчете (на всю сумму реализованных товаров и услуг), не произойдет.

Примеры формирования фискальных документов (чеков ККТ) содержатся в методических указаниях ФНС, размещенных на сайте ФНС России в разделе «Методические указания» (письмо ФНС от 20.02 2019 N ЕД-4-20/2929@ «О направлении методических указаний»).

Бухучет

В бухгалтерском учете выручка от продажи товаров, в том числе физическим лицам является доходом от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Выручка от реализации, признается в бухгалтерском учете организации в тот момент, когда продукция реализована (передана) покупателю, независимо от того, когда деньги поступят на счет предприятия (пп. 5, 6 и 12 ПБУ 9/99).

Законодательство не предусматривают отдельного порядка заполнения товарной накладной (счета или акта) в случае продажи товара физическому лицу, поэтому по строкам «Грузополучатель» и «Плательщик» организация вправе указать фамилию и инициалы покупателя — физического лица.

Бухгалтерские записи для ситуации

Организация-продавец выставляет счет на предоплату товара в размере 100%, физическое лицо безналичным способом оплачивает счет (дистанционно, без предъявления пластиковой карты или смартфона продавцу), товар передается физическому лицу в офисе организации, для подтверждения факта реализации составляется товарная накладная или акт передачи товара.

Направление покупателю счета является предложением оплатить товар по цене, указанной в счете. Если выставленный покупателю счет на оплату товара соответствует требованиям ст. 435 ГК РФ, т.е. содержит все существенные условия договора, такой счет следует рассматривать, как предложение заключить договор (оферту).

Оплата покупателем полученного счета является акцептом оферты, то есть в этом случае договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в счете на оплату. При наличии оплаченного счета, в котором указаны наименование и количество товара, либо при наличии надлежаще оформленного товаросопроводительного документа с отметкой покупателя о принятии товара договор купли-продажи считается заключенным в письменной форме.

Учет комиссии за эквайринг

Если организация установит в офисе терминал для приема платежей по картам, то выручка от реализации товаров, которые оплачиваются с помощью платежных карт, признается в бухгалтерском учете предприятия так же, как и выручка от реализации за наличный расчет, то есть в тот момент, когда товар реализован (передан) покупателю, независимо от того, когда деньги от банка-эквайрера поступят на счет предприятия (п.п.5,6 и 12 ПБУ 9/99).

Суммы за реализованный товар, оплаченный с помощью платежной карты, могут поступать на счет предприятия уже за минусом комиссионных, взимаемых банком в соответствии с договором на эквайринговое обслуживание. Однако сумма выручки принимается в бухгалтерском учете в полном объеме дебиторской задолженности, а сумма оплаты комиссионных услуг банка относится к прочим расходам организации (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Суммы оплат, которые произведены платежными картами, но которые еще не поступили от банка на расчетный счет торговой организации, отражаются на счете 57 «Переводы в пути» (Дебет 57 Кредит 90-1).

Услуги банка, оказываемые по договору на эквайринговое обслуживание, учитываются в составе прочих расходов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *