что нужно на урок труда в 5 классе
Что изучают на уроках технологии в школе
Содержание статьи
Разделение классов на группы
На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд девочек значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.
Технология для девочек
Домоводством принято называть уроки технологии для девочек, еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой девушке и женщине.
Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с 5 класса и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.
В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.
Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.
Технология для мальчиков
Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.
С 5 по 11 класс мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.
Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.
К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.
Организация работы обучающихся 5 класса на уроках технологии. Из опыта работы
Организация работы учащихся 5 класса на уроках кулинарии.
Курс технологии в среднем и старшем звене носит неофициальное название «домоводство», это значит, главной задачей курса является формирование прочных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса и научно-технического прогресса, правилами этикета труда и окружающей жизни.
В 5 классе на уроках технологии в соответствии с возрастом учащихся вводится новый раздел – кулинария, который требует определенной дисциплины, организации специального кабинета, соответствующего требованиям безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.
Раздел кулинарии мы изучаем в начале учебного года.
Учитывая все требования, я постаралась оформить кабинет кулинарии по всем правилам. Кабинет кулинарии разделен на четыре функциональные зоны:
Рабочая зона учителя – стол, доска, экран
Рабочая зона для обработки и приготовления продуктов: у каждой подгруппы свой стол, плита, инструменты и приспособления.
Рабочая зона для оформления готовых блюд и дегустации.
Рабочая зона для мытья посуды.
По сравнению с предыдущими классами значительно возрастают требования к санитарно-гигиеническому контролю, выполнению правил безопасности труда (БТ). В перечне уроков имеют место теоретические занятия, оформление записей, с помощью которых будет производиться изготовление кулинарного блюда. Но главное – это практическое занятие, в ходе которых учащиеся сначала непосредственно наблюдают за технологией подготовки кулинарных изделий, а потом сами создают их.
На первом занятии необходимо провести экскурсию в новый для учащихся кабинет кулинарии с целью знакомства и формированием представления работы на уроках кулинарии. С первого же занятия учитель требует запомнить и неукоснительно выполнять санитарно-гигиенические требования, правила поведения в кабинете и правила безопасности труда.
В кабинете кулинарии есть памятки безопасности труда при работе с острыми и режущими инструментами, правила первичной обработки продуктов, памятки и безопасность труда при работе на электроплитах, а также правила мытья посуды. Если дети затрудняются сразу все запомнить, у них есть подсказки.
Перед занятием учащиеся должны иметь вымыть руки, ногти с мылом и надеть спецодежду (фартук и косынку), которые они приносят с собой. Если же дети забыли дома спецодежду, в кабинете на этот случай есть запасной набор в кабинете. А также рекомендуется учащимся приносить с собой хлопчатобумажное кухонное полотенце и надевать одежду без бахромы на рукавах во избежание нарушения техники безопасности.
В ходе кулинарных работ вопросы гигиены особенно важно знать и неукоснительно выполнять.
Перед началом занятия по кулинарии медицинский работник проверяет здоровье учащихся, и если находятся такие, учитель не допускает их до приготовления пищи, и дети знают почему, поэтому не возникает никаких вопросов. Таким детям дается другая работа, которая не касается пищи. Например, составление технологической карты на подобное блюдо.
Продукты для приготовления блюда дети приносят из дома и знают, что в кабинет нужно приносить свежие овощи мытые, продукты хранить в разных пакетах.
А на уроке учитель внимательно следит за соблюдением правил гигиены, куда входят:
обязательное использование в работе свежих продуктов;
обработка продуктов, если это требуется кипятком;
раздельное хранение сырых продуктов, полуфабрикатов и готовых продуктов.
При приготовлении блюд обязательно учитывать количество детей в бригаде, для того, чтобы после дегустации не оставалось излишков, которые нужно выбрасывать.
На уроках технологии (кулинарии) используется новый способ организации работы учащихся – это бригадный метод. На первом же уроке кулинарии учитель формирует из коллектива учащихся три бригады по 5-6 человек. Во время занятий по кулинарии за каждой бригадой закрепляется рабочее место в двух рабочих зонах : стол, плита и дегустационный стол, а также набор посуды.
Бригада придумывает себе название, эмблему своего маленького кафе. Эмблема затем оформляется и ставится на дегустационный стол, дети потом так входят в роль работников кафе, что подбирают под цвет салфетки для сервировки, сервизы, придумывают девиз.
Также бригада выбирает бригадира, если же она затрудняется это сделать, тогда бригадира назначает учитель. Бригадир меняется каждый год, для того, чтобы все дети поработали в данной роли.
Педагог поясняет задачи бригадира перед уроком, на уроках и после урока. Предлагает бригадиру завести рабочий блокнот, в котором он зафиксирует список группы. А перед каждым занятием будет распределять обязанности во время работы и вести контроль над правильностью их выполнения. На первых занятиях помогает контролировать педагог, а затем учащиеся учатся контролировать друг друга. Причем обязанности на каждом занятии бригадир должен менять, для этого учитель дает каждый урок карточку на каждую бригаду, а в конце занятия по ним выставляет отметки.
Все члены бригады должны побывать во всех социальных ролях работников кафе: в роли повара, официанта, посудомойки, работника по обработке продуктов, санитара. А бригадир следит за безопасностью труда и соблюдением санитарно-гигиенических требований и также выполняет одну из социальных ролей.
Список школьных принадлежностей для 5 класса
Независимо от того, в какой класс идет ребенок, список необходимых принадлежностей, которые ему понадобятся в течение учебного года, остается почти без изменений. Готовый список того, что нужно в пятый класс, поможет быстро купить все необходимое и ничего не забыть.
Учебная литература
Список учебников предоставляет классный руководитель и он же дает перечень дополнительных принадлежностей: специальных предметных тетрадей, атласов и прочего. Ничего придумывать самостоятельно не придется.
Канцелярские принадлежности
Список канцтоваров для 5 класса довольно велик, так что отправляясь за покупками, возьмите сумку побольше.
Итак, вам понадобятся такие предметы:
Кроме того, в список школьных принадлежностей для 5 класса входит несколько книг:
Учебные принадлежности для 5 класса
Одежда, обувь, сумки
Форма одежды, принятая в том или ином учебном заведении, может отличаться, поэтому ориентируйтесь в этом вопросе на требования администрации школы, а вот спортивную одежду можно купить по своему вкусу и бюджету. Что надо в 5 класс, так это 2 спортивных костюма, теплый и более легкий, несколько футболок с длинным и коротким рукавом, удобные кроссовки и большой набор носков. Также обязательно понадобятся сменная обувь и специальная сумка с кулиской, а самый важный предмет, это, конечно же, рюкзак-ранец, в который поместятся все учебники и остальные нужные вещи.
Аксессуары
Что еще нужно для 5 класса, так это маленькая расческа, а если речь идет о девочке, то также понадобятся резинки, заколки, ободки для волос, повязки, в которых будет удобно заниматься на физкультуре.
Что еще может войти в список принадлежностей для 5 класса?
Для обычной средней общеобразовательной школы дополнительные принадлежности не понадобятся, а в специализированных гимназиях или лицеях в школьную программу могут входить различные дополнительные дисциплины. Может потребоваться особая спортивная одежда, более широкий набор для развития творческих способностей или особенные тематические тетради для некоторых предметов.
В первые дни сентября пройдет родительское собрание и классный руководитель вам расскажет, какие школьные принадлежности для 5 класса нужно приобрести дополнительно. В любое время можно будет пойти в магазин и докупить то, что нужно. В течение учебного года могут понадобиться какие-либо вспомогательные материалы, так что список не ограничивается лишь предметами первой необходимости.
Совет. Когда соберетесь отправиться на шоппинг, не забудьте обо всем, что нужно купить к школе в 5 класс, список распечатайте и возьмите с собой, так вы не пропустите ни одного важного пункта. Привлекайте к покупкам своего ребенка, чтобы помочь ему развить чувство ответственности и научиться экономно относиться к деньгам. С раннего возраста детям необходимо начинать понимать, что вещи не появляются из ниоткуда, а количество денег, на которые их покупают, имеет свои ограничения. Делая покупки вместе с ребенком, вы не только выберете для него более подходящие вещи, но и научите серьезней относиться к семейному бюджету.
Собираюсь в 5 класс.
Фартуки и гвозди: как в школе придумали уроки труда, превратившиеся в «Технологию»
Помните эти сдвоенные уроки труда в советских школах? Девочки идут готовить горячие бутерброды или кроить фартуки, мальчики — что-то мастерить в компании колоритного трудовика. Зачем это было нужно и действительно ли «труды» что-то давали детям? Изучаем историю предмета и пытаемся понять, изменился ли он сейчас (или новым стало только название).
Труд в советской школе: заводы и колхозы
В середине 1950-х годов Академия педагогических наук СССР начала эксперимент по дифференцированному обучению и введению производственного труда в школах. По данным Главархива Москвы, в 1958 году на педагогических чтениях академии докладывали об опыте экспериментальной школы № 204.
В учебном заведении оборудовали столярные и слесарные мастерские с верстаками, тисками и инструментами, а также кабинеты машиностроения, электротехники и черчения, мастерские с токарными, фрезеровочными и сверлильными станками. Школьники стали выполнять заводские заказы и соревноваться друг с другом.
Например, ученики 5–7-х классов мастерили на дополнительных занятиях в том числе ящики для аккумуляторов, подносы для раздаточного материала, подставки для приборов и ручки для лопат и многое другое.
Школа 204 входила в 500 учебных заведений, где старшеклассники шли на практику на заводы — по шесть часов в день в течение месяца. Восьмиклассники, как правило, проходили практику в колхозах. В документе упоминаются 93 ученика из 9-х классов, которые ходили на промышленную и сельскохозяйственную выставки, а потом получили квалификацию токарей-универсалов или слесарей-ремонтников на заводе.
«Раньше мы только по книжкам и картинкам в кино знали, что такое завод и работа на нём. Теперь мы своими глазами увидели всё это, познакомились с людьми, а люди, простые рабочие, очень хорошие».
Ученик 204-й школы Борис Горячкин — о производственной практике
В выпускных, 10-х классах ученики экспериментальной школы чередовали обучение и труд на заводе. На уроках они изучали темы, связанные с производством, проводили практические работы. Также старшеклассники ходили на тематические выставки, а с третьей четверти самостоятельно работали по выбранной специальности.
Их труд оплачивался. Ученическая ставка составляла 330 рублей, что по тем временам было приличной суммой для школьника. Например, средняя зарплата молодого учителя в 1958 году равнялась приблизительно 400 рублям. Десятиклассники получали полставки, девятиклассники — треть. В докладе говорится, что большинство из школьников сдавали экзамены по теории на хорошо и отлично.
В середине 70-х годов школьников вместе со студентами стали приглашать в колхозы, а в учебных заведениях начали оборудовать учебно-производственные комбинаты. Старшеклассники могли получить начальную профессиональную трудовую подготовку прямо в школьной мастерской или на стройках и заводах.
Наталья Набока работала в школе № 4 подмосковного Серпухова с 1974 по 1986 год. Она рассказывает, что ученики ходили на хлопчатобумажный комбинат «Красный текстильщик».
Девочки получали специальность прядильщицы, ровничницы, ткачихи, а мальчики учились у наладчиков оборудования и рабочих печатных станков.
В 1986 году Набока перешла в школу № 2 Серпухова, где позже стала замдиректора по учебной работе. Тогда с 5-го по 8-й класс у мальчиков и девочек были уроки технического и обслуживающего труда, а в 9–10-м классе — производственного.
«Программа была обязательной, как закон: от неё нельзя отклоняться, — вспоминает педагог. — Если по каким-то причинам (например, в школе нет столярной мастерской) программа не может быть выполнена, то изменения нужно согласовывать с завучем и Комитетом образования. Девочки с 5-го до 9-го класса на сдвоенном уроке раз в неделю занимались кулинарией, шитьём, домоводством и санитарией. То, чему они должны были научиться, было прописано в программе. Например, на машинке это прямая строчка, запошивочная строчка, изготовление фартука, юбки или брюк, ночной рубашки».
Педагог отмечает, что не во всех школах были швейные машины, по правилам они должны были быть с механическим приводом. В школе № 2 девочек учили на машинках с электроприводом по инициативе учителей.
Старшеклассники раз в неделю ходили на завод «Металлист» — работали на конвейере и собирали пылесосы, добавляет Набока. Позже в Серпухове появился учебно-производственный комбинат, там были классы торговли, шитья, кулинарии и свои мастерские. Каждый школьник выбирал занятие по интересам. Например, если школьник учился на повара, то теоретические занятия проходили на комбинате, а на практику он ходил в магазин.
90-е годы: компьютеры и авторские программы
В это время появилась возможность менять содержание программ, рассказывает Наталья Набока. Например, если школа не может закупить машинки, шитьё разрешали заменить вышиванием, вязанием крючком или на спицах.
«Стали появляться авторские программы, которые утверждал учитель, — говорит педагог. — У нас, например, была авторская программа по домоводству. Приходила женщина, которая очень хорошо вязала, вышивала и могла обучать этому девочек. Её программу мы утвердили сначала в школе, а потом в городской секции. Ее опыт перенимали в городе. Девочки также делали серёжки из солёного теста, брошки из природного материала».
По словам Натальи, занятия у мальчиков вёл штатный учитель труда. В школе была столярная мастерская с верстаками, пилами и другими инструментами, а также слесарная — со всеми станками.
Параллельно стали вводиться занятия на компьютерах. Компьютерный класс в школе оборудовали американцы из Ричмонда — благодаря личным связям директора с Министерством иностранных дел. Это были первые компьютеры во всём городе — БК 4 с защитными экранами.
«Программ по информатике тогда еще не было», — подчёркивает бывший завуч
Программу по информатике разрабатывали на месте — автором была молодая учительница из той же школы. С 1-го по 4-й класс — знакомство с компьютером, с 5-го по 9-й — освоение различных компьютерных программ, изучение языка Basic. В 10–11-х классах уже было программирование на разных языках, решение задач. Ученики направлялись на практику в компьютерный отдел ООО «СОЮЗ» и могли получить сертификат об окончании этой программы, вспоминает Наталья.
Когда информатика стала востребованной, завучу нужно было найти дополнительные часы на её углублённое изучение. Тогда ученики 8–9-х классов стали работать на компьютерах на уроках труда — для этого появилась новая программа предмета.
И в советской школе, и в 90-е годы дети до 5-го класса изучали «ручной труд», вспоминает Наталья Набока. Он был нацелен на развитие моторики и умения пользоваться разными инструментами: ножницами, линейкой. Детей учили работать с бумагой, картоном, природными материалами, тканью, иголкой и ниткой. Каждому разделу обязательно уделялись часы, всё было расписано, за выполнением программы следил завуч. В современных школах не всегда есть ручной труд, и дети, например, не умеют вдеть нитку в иголку, что-то вырезать ножницами, жалуется педагог.
Уроки технологии: зачем они нужны
Согласно современным федеральным государственным стандартам (ФГОС), технология должна преподаваться в любой школе вне зависимости от региона. «Неправильно относиться к ней как к предмету второго ряда», — подчёркивает директор Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрей Зинин. По его словам, технология помогает ребёнку сформировать объективное представление о современном рынке труда и освоить прикладные умения, которые не будут лишними при выборе любой профессии.
«Действующая редакция ФГОСов предполагает, что современная школа может свободно определять и содержание учебных курсов, и количество часов на их изучение, — говорит Зинин. — Школы должны ориентироваться на те запросы, которые есть у учеников в каждом регионе».
К традиционному содержанию программы предмета относятся производственные технологии, например, металлообработка и древообработка, швейное дело и кулинария.
«Всё это — не только воспоминания из нашего далекого школьного детства, но и актуальное содержание отдельных модулей школьных программ, в состав которых вошли и современные технологии. К ним относятся робототехника, медиатехнологии, информационные технологии, прикладные технологии в сфере креативных индустрий», — отмечает Зинин. Он говорит, что часто классические технологии противопоставляют современным, но это не соответствует реалиям современных профессий.
«Главный тренд рынка труда сейчас — синтез разных предметных областей, — говорит эксперт. — Наиболее успешным оказывается человек, который имеет максимально полное представление о различных технологиях и владеет современными инструментами. Поэтому, если ребёнок освоит модуль по металлообработке и вместе с тем заинтересуется программированием, он сможет в будущем разрабатывать, например, системы автоматизированного производства».
Во Всероссийской олимпиаде по технологии есть задания и по классической, и по современной технологии. Зинин приводит в качестве примера московскую школу № 1412. Её директор Александр Глозман — преподаватель технологии и победитель конкурса «Учитель года — 1997». Для учеников с 5-го по 9-й класс в этой школе создана среда, в которой встречаются технологии классические и современные. Это позволяет школьникам ежегодно занимать призовые места на различных олимпиадах.
Официальная позиция экспертов образования — дети, обладающие навыками ручного труда, будут востребованы на рынке. Но довольны ли сами школьники тем, что они изучают на уроках технологии? А что говорят по этому поводу их родители? Скоро поговорим и об этом — продолжение следует.
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Алину Абрамову.
Фото: shutterstock / Ermolaev Alexander
Первый урок по технологии в 5 классе УМК Н. В. Синица, В. Д. Симоненко «Страна технология» Тема: «Страна технология»
Первый урок по технологии в 5 классе
УМК Н. В. Синица, В. Д. Симоненко « Страна технология»
Тема: «Страна технология»
Цель урока: способствовать формированию первоначальных представлений о предмете технология, провести инструктаж
Образовательные: познакомить учащихся с предметом «Технология»; с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены; ознакомить учащихся с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по охране труда; сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, сформировать у учащихся навыки по организации рабочего места
Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, способствовать
развитию памяти, внимания, наблюдательности; помочь учащимся распознавать
и выделять главное в источнике информации; развивать умение анализировать,
сравнивать, делать выводы, умение работать самостоятельно; способствовать
развитию взаимооценки, самопроверки и самооценки результатов своей
Воспитательные: содействовать развитию коммуникативных умений в ходе
групповой работы; воспитывать у учащихся чувство ответственности, прививать
навыки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих, навыки
культуры труда и аккуратности
Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая
Перед вами коробка с остатками лоскутков.
— Что можно с ними сделать? А девочки нашей школы на уроках технологии смогли сделать из них такие прекрасные изделия! (Презентация изделий выполненных девочками из старших классов)
— Красиво? Можно их назвать мастерами своего дела?
3. Знакомство с новым материалом
Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в «Страну Технологию».
«Я умею и научу тебя!»- Вы также сможете сказать, изучив основы нового предмета своим младшим сестренкам, подругам! А свои изделия вы сможете продемонстрировать не только дома своим родным и близким, но и на всевозможных школьных, городских и областных выставках.
Я думаю, что вы все меня порадуете хорошей работой. Работать будете по группам. За окном стоит хорошая осенняя погода, и вас всех встречают листочки с вашими именами. И в конце урока вы получите листочек за активную работу на уроке. Я уверена, что вы все хорошо подготовились.
Каждой группе раздается несколько изделий выполненных учащимися нашей школы.
1 группа – картина вышитая крестиком, связанная салфетка крючком
2 группа – картина вышитая лентами, связанный шарф спицами
3группа – коврик, выполненный в лоскутной технике, салфетка вышитая гладью
Внимательно рассмотрите эти все изделия, что вы сможете сказать? (обсуждение работ)
— Красиво? Можно девочек назвать мастерами своего дела?
3. Изучение нового материала
Беседа с классом по вопросам:
1Что мы знаем о труде?
2.Какова роль труда в жизни человека и общества?
4.Что вы понимаете под словом «работа»
Объяснение нового понятия «ТЕХНОЛОГИЯ»
Технология- учение о мастерстве, умении.
Труд- деятельность человека,(требующая усилий).связанная с созданием чего-либо
Рабочее место- часть пространства, приспособленная для выполнения какой-либо работы
Инструмент- средство воздействия на объект при помощи руки человека
А чему вы должны будете научить на уроках технологии? Для чего это всё нужно?
На уроках технологии вы научитесь готовить вкусную и полезную пищу, овладеете различными способами обработки материалов, научитесь работать на швейной машине, приобретете, навыки ухода за одеждой, предметами быта, освоите различные виды рукоделия: вышивку, вязание, лоскутную пластику.
— Мастерская – необычный кабинет. Кабинет для настоящих мастериц! В мастерской не просто столы, это специальная мебель для швейной мастерской, много швейных машин, гладильная доска с утюгом, специальные инструменты и приспособления для изготовления различных изделий.
Задание необходимо восстановить пословицу по ключевым словам.
1. Кататься – возить (любишь кататься люби и саночки возить)
2. Дело – умело (каждое дело делай умело)
3. Нитка – швея (длинная нитка – ленивая швея)
4. Труд – пруд (Без труда не вынешь и рыбки из пруда)
5. Труд – лень (Труд кормит – лень портит)
7. Труд – перетрут (Терпенье и труд всё перетрут)
8. Дело – безделье (Маленькое дело – лучше всякого безделья)
А теперь совершим небольшую экскурсию в мастерской, с указанием опасных факторов.
Дежурные входят в кабинет за 10 минут до звонка и подготавливают кабинет.
Ученицы должны входить в класс организованно после звонка.
Надеть специальную одежду и вымой руки (если урок кулинарных работ).
Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.
Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
Используй инструменты только по назначению
Не работай неисправными и тупыми инструментами.
При работе держи инструменты так, как показал учитель.
Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование в беспорядке.
Содержи в чистоте и порядке рабочее место, бережно относиться к оборудованию.
Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
Не разговаривай во время урока.
Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Строго соблюдай правила техники безопасности.
Обо всех случаях нарушения правил техники безопасности труда и ранениях незамедлительно сообщай учителю.
Во время перемены выходи из кабинета.
По окончании работы убери своё рабочее место.
«Отгадай пословицу» необходимо продолжить пословицы и поговорки о труде.
1.Из одних слов шубу……….(не сошьёшь)
2.Кто любит труд, того люди………(чтут)
3.Всякая работа…………… (мастера хвалит )
4.Тому не стыдно, чью работу……..(видно)
5.Без дела жить, только…………….(небо коптить)
6.Землю солнце красит, а человека……..(труд)
7. Тот человек в почёте, чьи руки………..(в работе)
8.Никому не мило, когда……………..(дело хило)
9.Сделал дело………….(гуляй смело)
10. Поспешишь…………(людей насмешишь)
На занятиях вам также будет необходим особый помощник. А кто это? Как вы думаете, для этого нужно будет отгадать загадку.
Учитель – книга у меня.
Как зовут её друзья?
Много знаний ты получишь,
Если ты её изучишь. (учебник)
Это учебник «Технология 5 класс»
Откройте его. Прочитайте, кто является автором. Авторы: В. Н. Синица, В.Д. Симоненко. Видите, сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться. Внизу, под обращением стоят какие-то знаки. Это не простые знаки – это специальные обозначения. Эти обозначения находятся в каждом параграфе в конце или в середине, они помогают проверить свои знания и лучше подготовиться к уроку. Полистайте учебник и найдите эти обозначения. Молодцы! Посмотрите, чем мы будем заниматься в 5 классе, Видите, сколько нового вам предстоит узнать. В 5 классе вы будете учиться вышивать, шить, готовить пищу и многое другое. из вас
У вас на столах лежат инструменты и приспособления, а на специальных столах стоит швейное оборудование. Они также будут вашими помощниками при изготовлении различных изделий. Постарайтесь определить, самостоятельно для чего они предназначены. Многие вам незнакомы?
— Давайте знакомиться с ними! Найдите их в книге и сравните с теми, что в мастерской.
Вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.
Опасные факторы: травмирование рук; ожоги; поражение электрическим током; пожар. На занятиях вы научитесь, как правильно работать с данным инструментом и оборудованием, чтобы исключить опасные факторы.
— Как вы думаете, для чего разработаны такие правила? Очень важно, чтобы во время работы человек не потерял свое здоровье и не нанес вред здоровью окружающим.
— Когда долго сидишь, быстро устаешь? Чтобы нашему организму немного расслабиться, что нужно делать?
— Правильно, двигаться! На наших занятиях мы будем обязательно делать специальную гимнастику для работников. Прошу вас встать и вместе со мной заняться своим здоровьем!
Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх).
Мы глаза сейчас закроем, (Глаза закрыть ладошками)
В классе радугу построим!
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, не держись! (Зажмуриться, открыть глаза и поморгать ими).
Сегодня вы пройдете инструктаж по охране труда при работе с тканью, электрическим утюгом и пожарной безопасности. Будьте внимательны при проведении инструктажа! Знание и соблюдение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев!
А что такое инструктаж?
Инструктаж, как свод закона
Руководствуйтесь и знайте,
И в работе неуклонно
Пункт, за пунктом выполняйте!
Проверим ваши знания инструкции по пожарной безопасности.
Будьте внимательны, старайтесь запоминать более точно правила безопасности. Эти правила пригодятся вам в жизни, помогут спасти свою жизнь и жизнь окружающих людей. А если случится пожар, не нужно паниковать! Каждая группа получает карточки – задание, где нужно будет продолжить предложения. Затем зачитывают, что получилось.
Инструктаж по охране труда при работе с иголками, булавками.
Инструктаж по охране труда при работе с ножницами.
Проверим знания по охране труда при работе с ножницами. Каждая команда получает задание, где описана ситуация. В медпункт школы обратилась ученица 7 класса. На уроке технологии получила глубокую рану руки, что она нарушила. Обсуждение ситуации.
Закрепим свои знания
А теперь повторяем технику безопасности!
Что бы друга не поранить
И себе не навредить
Все иголки и булавки
Надо правильно хранить! (ответ учащихся)
Если вдруг игла сломалась
На столе не оставляй
Ты скорей поломку эту
В мусор тут же отправляй ( ответ)
Зубы нам даны, чтоб кушать
Не кусать, а отрезать! (ответ)
Если ножницы вдруг надо
Вам кому-то передать
Как при этой передаче
Вы их будете держать? ( ответ)
Учитель: Молодцы! Не подвели!
— Выучив правила по охране труда, вы теперь сможете правильно организовать рабочее место?
А теперь проверим себя
Дорогие девочки, я хочу, что бы все умения и навыки, которые вы приобрели, на уроках доставляли вам радость и обеспечивали успешность вашей работы сейчас и в будущем. Желаю, что бы вас всегда благодарили ваши близкие и родные, за домашние дела, сделанные с любовью и прилежно.
Взаимооценивание , отправляю осенний лист с оценкой, и называется имя
Поблагодарит детей за продуктивную работу.
6. Домашнее задание
Повторить правила. Выполнить творческое задание нарисовать интерьер мастерской по теме «Какой бы я хотела видеть школьную мастерскую»
Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. Технология ведения дома 5 класс. М. Издательский центр «Вентана – Граф» 2013.