что нужно на урок изо в 4 классе

Рабочая программа по ИЗО 4 класс

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика предмета

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Ценностные ориентиры содержания предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Автор программы Б.Н.Неменский отмечает следующие цели художественного образования:

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Педагогическая цель и задачи

1. Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

2. Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

3. Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.

4. Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

1. Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

2. Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).

3. Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Результаты изучения курса

• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке проведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученныe знания в собственной художественно-творческой деятельности;

• в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-проективную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

• формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

• в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

• в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Особенности обучения в данном классе

Место курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.

Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.

Источник

Список к школе

Список к школе — предполагает список для покупки вещей, необходимых в образовательном процессе. Не за горами 1 сентября, а значит настало время позаботиться о подготовке к школе. Но что нужно купить? Мы предлагаем список вещей, которые помогут приобрести все необходимое включая канцелярию и другие вещи (мешок для сменки, рюкзак). Предложенный список покупок можно распечатать и с ним отправляться в магазин. Или можете воспользоваться списком как чекбоксом и отмечать что уже есть, а что еще требуется приобрести. В списке не учтены учебники и рабочие тетради, так как для каждого класса будь то 1 или 5 — он будет свой. Данный список будет применим как для первоклассника, так и для учеников старших классов.

Канцелярия к школе

Тетради в клетку
Тетради в линейку
Дневник
Обложка для дневника
Обложки для тетрадей
Обложки для учебников
Папка для тетрадей
Папка для урока труда
Пенал
Ручки синие
Ручки цветные
Карандаши простые
Карандаши цветные
Точилка
Ластики
Закладки для книг
Фломастеры
Линейки
Подставка для книг

Список к школе вещей к уроку труда (технологии), ИЗО

Клей ПВА
Кисти для клея
Клей-карандаш
Ножницы
Альбом для рисования
Краски акварельные
Краски гуашевые (гуашь)
Палитра
Кисти для рисования
Стаканчик для воды
Пластилин
Доска для лепки
Фартук и нарукавники
Цветная бумага
Белый и цветной картон
Контейнер для хранения природных материалов

Дополнительно к школе понадобится

Портфель
Мешок для обуви
Школьная форма
Сменная обувь
Спортивная форма в зал (футболка + шорты)
Спортивная форма для занятий на улице (спортивный костюм)
Спортивная обувь (кроссовки)
Светоотражающие элементы

Дополнительный список для средней школы

Что касается средней школы, то вышеописанный список пополнится дополнительно еще некоторыми вещами. Перечислим их.
Корректор
Набор угольников
Транспортир
Готовальня
Папка для черчения
Пастель
Бумага для пастели
Степлер, скобы, антистеплер
Скрепки
Флеш-карта

Дополнительный вещи для старшей школы

Вы что-то не встретили в нашем списке? Обязательно напишите об этом в комментариях — мы дополним его.

Источник

Методическая разработка урока по рисунку 4 класса.

МУДО «Детская художественная школа г. Лермонтова»

Натюрморт «Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт»

Преподаватель художественного отделения Исламов Евгений Викторович

План-конспект открытого урока в 4 «А» классе по рисунку на тему «Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт.»

изобразить простым карандашом линейный рисунок натюрморта, с легким введением тона;

сформировать у учащихся конкретное представление о поэтапном линейно – конструктивном построении натюрморта из геометрических тел;

развивать творческие способности и навыки в работе с простым карандашом.

формировать умения и навыки владения графическим материалом;

дать представление о линии (напомнить);

совершенствовать знания о композиционном решении изображения натюрморта.

развивать умение анализировать форму предметов;

формировать пространственное мышление;

осваивать законы изобразительной грамоты.

развивать внимание, наблюдательность и усидчивость;

воспитать культуру штриха.

Для учителя: гипсовые геометрические тела, карандаш, наглядные пособия, работы старших учащихся, компьютерный проигрыватель.

Для учащихся: простые карандаши, ластик, кнопки, бумага для рисования формата А3.

Оформление доски к уроку: Рисунки учащихся прошлых лет, наглядные пособия преподавателя.

физ. минутки каждые 30 минут.

Мини-выставка и краткий анализ.

Приветствие (необходимо представится). Проверка готовности учащихся к уроку: закрепленный формат А3, набор простых карандашей, ластик.

На доске – рисунки учащихся прошлых лет, наглядные пособия преподавателя.

-Ребята, посмотрите на постановку. Вы видите группу геометрических тел, каких?

Учащиеся называют геометрические тела: куб, конус, шар, шестиугольник, пирамида и т.д.

— К какому жанру можно отнести эту группу тел?

— А кто даст определение натюрморта?

Натюрморт – это картина с так называемой мёртвой природы (цветов, фруктов, предметов быта, гипсовых слепков и т. п.) в определённом сочетании. Языком вещей он рассказывает о самых разнообразных сторонах жизни.

На уроке вам нужно решить такие задачи:

расположение композиции рисунка;

перспективное построение каждой отдельной геометрической формы и их взаимного расположения в пространстве;

правильное изображение пропорций геометрических тел;

1-й этап. Компоновка.

— Решение расположения листа вертикально или горизонтально? Вспомним правило расположения натюрморта в пространстве листа.

— натюрморт в пространстве листа должен располагаться чуть выше середины формата, с право и лево до края листа должно оставаться примерно одинаковое расстояние, с верху меньше, в низу больше

— Правильно. Рисунок начинают с композиционного размещения изображаемых предметов на листе бумаги. Исходя из характера расположения группы предметов, лист бумаги следует располагать в соответствии с характером их композиций (вертикально, горизонтально). По своим размерам рисунок группы тел должен занять около 2\3 площади в средней части листа.

Придерживайтесь строгой последовательности «от общего к частному».

Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали.

Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы.

Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение, т. е. лист для рисования располагается горизонтально или вертикально.

-Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого геометрического тела. Определив пропорциональные величины геометрический тел, следует перейти к перспективному построению их конструкций с учетом линии горизонта. Важно уточнить «следы» предметов, так как самая распространённая ошибка при построении – предметы не стоят на одной плоскости. Обращайте внимание на точки касания и пересечения.

Верно определив следы предметов, с учетом данного ракурса следует наметить вертикальные ребра куба, оси симметрия цилиндра и шара.

Затем нужно уточнить направления горизонтальных ребер куба и контурных образующих конуса, цилиндра. Помнить необходимо – геометрические тела в зависимости от их положения по отношению к вам будут иметь свои точки схода на линии горизонта.

Так, где находится линия горизонта? Что это за линия?

Линия горизонта находится на уровне глаз. Линия горизонта – это линия, где сходятся небо и земля.

Все предметы изображаем, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани и рёбра, которые невидны в натуре.

Всё построение ведётся тонкими линиями со слабым нажимом. Одновременно стираются вспомогательные линии, линии построения. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены.
Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Особое внимание уделите овалам. Описывая изгибы, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья.

Прежде чем перейти к светотональной проработке форм, необходимо проверить правильность решения предыдущих этапов работы.

Тон в рисунке следует вводить постепенно, прокладывая основные теневые участки по заранее намеченные линиями собственных и падающих теней, а светлые участки предметов не трогайте. Тоновая проработка рисунка начинается определения и очерчивания на изображениях предметов границ собственной тени и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона.

Возьмите мягкий карандаш «В или 2 В» и начните добавлять тон. Для этого широкими диагональными штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном затенённые стороны куба и других геометрический предметов. Независимо от того, собственная ли это тень или падающая. Переходим к тёмным тонам.

Направлением штриха формируйте форму предмета.
Затемняем задний план и усиливаем тени.
Прорабатываем светлые и тёмные тона на конусе. Очень хорошо видно как усиливается тень к вершине и ослабляется к основанию конуса. Штрихи наносить нужно по форме. Работаем над контрастным сопоставлением, белого и тёмного.
В верхнем ближнем углу куба усиливаем нажим на карандаш при штриховке теневой грани. На ней хорошо виден рефлекс (отражение света или цвета от соседнего предмета) от освещённой поверхности цилиндра свет отражается в тени грани куба. Такое же отражение от драпировки видно и в тени основания цилиндра. Не забываем, что на границе освещённой поверхности с собственной тенью свет светлеет, а тень темнеет.

Прорабатываем штриховкой фон вокруг предметов. Тень высветляется, если по соседству находится освещённый предмет.
Уточняем тона. Заканчиваем работу

Выставка и оценка работ.

За несколько минут до звонка собрать работы и магнитами прикрепить их к классной доске. Заслушать комментарий детей по выполненным работам. Дать им возможность оценить работы своих одноклассников.

Источник

Урок 14 ИЗО в 4 классе по теме «Узорочье теремов»

Урок 14 ИЗО по теме » Узорочье теремов» 4 класс

Цель: познакомить с русским деревянным зодчеством; пояснить специфику изготовления панно; выяснить связь природных узоров и оформления

Планируемые образовательные результаты: Предметные : расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, смогут познакомиться с русским деревянным зодчеством, ученики повторят специфику изготовления панно; используют навыки рисования; приобретут знания о многообразии оформительского декора

Метапредметные : понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке;

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

2.Основная часть урока.

1) Представьте себе, что вы получили жильё, но не в наше время, а в давние времена, например в Россию 18 века. И оформлять своё жилище нужно будет в виде терема.

— Какое сказочное название «терем», «Терем-теремок». Вам знакомо это слово? (Да, терема есть в сказках.)

— Да, в русских народных сказках часто говорится о царских палатах в высоких теремах, где у окна царевна сидит.

Рассматривание иллюстраций в сказках. Я вас хочу пригласить не в сказку, а в терем который и по сей день стоит на земле московской. Перед вами Теремной дворец Московского кремля. Посмотрим, что находится внутри терема. Мы видим Царские палаты.

У стола и лавках резные фигурные ножки.

— Русские мастера с любовью украсили стены и сводчатые потолки передали настроение веселья и радости.

Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок,

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крыше петушки

А в перилах на крылечке

Мастер вырезал колечки,

Завитушки да цветки

И раскрасил от руки.

— Как же называется такой рисунок, который служит для украшения архитектуры, интерьера и предметов быта?

Что называют орнаментом. Какие виды орнамента вы знаете?

А вторая задача: рассмотреть розетки, раскрасить покраше, и поучиться самим рисовать по предложенному заданию.

План выполнения рисунка.

1. Разметка : пол, стена, потолок.

2. Рисуем колонны по противоположным сторонам листа.

3. Арку между колоннами и другие архитектурные украшения.

4. Набросок узоров на потолке, стенах, арках, на полу.

5. Изображение мебели. Выразительность работы.

6. Работа с красками. Выбор цвета, раскрашиваем.

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия (ходьба).

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее (поднимание рук).

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз (приседание).

И сказали три кота:

— Красота! Красота! (хлопки в ладоши)

5) Практическая работа. Самостоятельное рисование учащимися. учитель наблюдает за работой детей, оказывает своевременную помощь.

3. Подведение итогов. Рефлексия. Выставка работ.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

ИЗО. УМК Школа России. 4 класс

что нужно на урок изо в 4 классе. Смотреть фото что нужно на урок изо в 4 классе. Смотреть картинку что нужно на урок изо в 4 классе. Картинка про что нужно на урок изо в 4 классе. Фото что нужно на урок изо в 4 классе

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. В Федеральном базисном образовательном плане на изучение изобразительного искусства в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель, всего 35 часов.

что нужно на урок изо в 4 классе. Смотреть фото что нужно на урок изо в 4 классе. Смотреть картинку что нужно на урок изо в 4 классе. Картинка про что нужно на урок изо в 4 классе. Фото что нужно на урок изо в 4 классе 1 ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые образовательные результаты освоения предмета ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Воспитание интереса к изобразительному искусству,  Формирование представлений о добре и зле.

• Обогащение нравственного опыта.

• Развитие нравственных чувств.

• Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

• Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.

• Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру.  Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

• Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

• Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

• Понимание учебной задачи.

• Определение последовательности действий.

• Работа в заданном темпе.

• Проверка работы по образцу.

• Оценивание своего отношения к работе.

• Выполнение советов учителя по организационной деятельности.

• Владение отдельными приемами контроля.

• Умение оценить работу товарища.

• Умение планировать учебные занятия.

• Умение работать самостоятельно.

• Умение организовать работу по алгоритму.

• Владение пооперационным контролем.

• Оценивание учебных действий своих и товарища.

• Умение работать по плану и алгоритму.

• Планирование основных этапов работы.  Контролирование этапов и результатов.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

• Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.

• Овладение приемами работы различными графическими материалами.

• Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.

• Наблюдение природы и природных явлений.

• Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве.

• Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.

Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

• Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении.

• Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.

Предметные результаты

• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

• понимание образной природы искусства;

• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;

• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;

• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;  умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Каждый народ — художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также спластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа. Истоки искусства твоего народа (8ч)

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти). Деревнядеревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы. Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа. Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Древние города твоей земли (7ч)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.

Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации. Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа. Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Древние города Русской земли

Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Каждый народ — художник (11 ч)

Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник ВеликихПанафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись). Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года.

Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.

Искусство объединяет народы (8 ч)

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.

Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. Изображение любимого пожилого человека. Главное — этостремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Герои, борцы и защитники В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *