что нужно ип для открытия расчетного счета в банке для
Как открыть расчетный счет для ИП или ООО
Составили пошаговый план, как открыть расчетный счет. В статье — какие документы понадобятся и как получить реквизиты за 10 минут
Елена Лесных
Маркетолог Тинькофф Бизнеса
Как открыть бизнес
Получите персональную подборку советов и услуг для открытия бизнеса
Расчетный счет — это специальный банковский счет для бизнеса. На него получают и вносят деньги, с него оплачивают товары, услуги, аренду и налоги, закупают материалы и перечисляют зарплаты сотрудникам. В этой статье рассказываем, как открыть расчетный счет и какие документы для этого нужны.
Пошаговый план открытия расчетного счета
В некоторых банках можно открыть счет онлайн, в других — только при личном посещении отделения. Поэтому порядок открытия расчетного счета будет разный.
Большинство банков предлагают открыть расчетный счет онлайн. Это удобно: не нужно несколько раз ездить в отделение, поэтому процесс занимает меньше времени. Но по разным причинам это подходит не всем ИП и компаниям, так что рассмотрим оба способа.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Как открыть счет в отделении банка
Чтобы открыть счет офлайн, нужно прийти в отделение, написать заявку и подать документы на проверку. Советуем заранее узнать, какие документы нужны для открытия расчетного счета, — это можно сделать по телефону или через форму обратной связи на сайте конкретного банка. Так вы сможете подать их в один день с заявкой на открытие счета, поэтому не придется приезжать в банк дважды.
Обычно банк просит копии документов, но мы рекомендуем взять с собой оригиналы. Если копия окажется некачественной, бумаги не примут. Копии лучше снять заранее: если их будет делать банк, он может запросить отдельную плату.
Как правило, документы проверяют около трех дней. После этого нужно снова прийти в отделение, чтобы подписать договор и забрать бизнес-карту, если банк ее предоставляет.
Бизнес-карта привязана к расчетному счету, компания использует ее для трат на бизнес — например, оплачивает ей товары, обеды, топливо. А ИП еще и для личных расходов.
Бывает, что могут понадобиться дополнительные документы. Тогда придется еще раз приехать в отделение, чтобы их передать.
Расчетный счет в Тинькофф
Откроем расчетный счет для ИП или ООО:
Как открыть расчетный счет онлайн
Чтобы открыть расчетный счет онлайн, нужно подать заявку на сайте банка. Процесс открытия счета может быть быстрее, если вы уже пользуетесь продуктами банка как предприниматель и у вас есть личный кабинет для бизнеса.
Если вы пользовались облачным колл-центром Тинькофф, вам не нужно подавать документы для открытия расчетного счета, потому что у банка они уже есть. Будет достаточно только подать заявку на открытие счета и подписать договор — это все можно сделать онлайн в личном кабинете Тинькофф Бизнеса.
На схеме ниже — алгоритм открытия расчетного счета для новых клиентов банка и для тех, у кого уже есть личный кабинет для бизнеса.
Дальше рассмотрим подробно каждый этап открытия расчетного счета онлайн.
Шаг 1. Оставить заявку на сайте
В зависимости от банка в заявке могут попросить указать название организации, ИНН, полное имя, номер телефона и электронную почту руководителя компании. Некоторые банки просят сразу указать выбранный тариф.
Шаг 2. Подготовить документы для открытия расчетного счета
В некоторых случаях для открытия расчетного счета банк может запросить дополнительные документы.
Например, если вы открыли ООО или ИП больше трех месяцев назад, скорее всего, придется подтвердить, что у вас нет долгов. Для этого можно представить финансовый отчет.
Еще банк может попросить отзыв партнеров или других банков о работе с вами, чтобы убедиться в вашей надежности.
Шаг 3. Передать документы представителю банка
Вы можете привезти документы в отделение или договориться о встрече с представителем. Он приедет в выбранный день к вам в офис и заберет их. Обычно банки предлагают один из двух вариантов, реже — любой на выбор.
В Тинькофф можно передать документы через представителя или загрузить сканы через личный кабинет. Бумажные оригиналы в этом случае не нужны.
Способ передачи договора можно найти на сайте банка или узнать у менеджера.
Шаг 4. Подписать договор
Есть два способа подписать договор: лично и удаленно.
Лично. Обычно банк предлагает клиенту приехать в отделение или прислать к нему своего представителя. Например, в Тинькофф к клиентам выезжает сотрудник банка, место и время клиент выбирает сам. Обычно способ передачи договора указан на сайте.
Удаленно. В некоторых банках можно подписать договор дистанционно, с помощью электронной подписи. Для этого нужно иметь доступ в личный кабинет предпринимателя — его дают, когда вы начинаете пользоваться продуктами для бизнеса.
Например, если вы пользовались зарплатным проектом Тинькофф, вы можете указать, что хотите подписать договор дистанционно. Сотрудники банка вышлют его в чате приложения или личном кабинете Тинькофф Бизнеса.
Подписывать документы удаленно можно, только если вы уже клиент банка и до этого выпустили в нем внутреннюю электронную подпись.
Шаг 5. Дождаться окончания проверки
Банк проверяет документы, чтобы убедиться, что ИП или компания действительно существует и у нее хорошая репутация. Для этого банк ищет информацию о компании в разных источниках — например, на сайтах налоговой и миграционной службы. Чем меньше у банка поводов для сомнений в надежности компании, тем быстрее откроют счет.
Если с документами все в порядке, счетом можно будет пользоваться через 1—3 дня после их передачи. Если не так, могут запросить дополнительные или отказать.
Во время проверки клиенту ничего делать не нужно. После открытия счета можно сразу им пользоваться — сообщить реквизиты клиентам и получить деньги. Отправлять уведомления в налоговую, пенсионный и страховой фонды не потребуется, банк сам это сделает в течение пяти рабочих дней.
В каких случаях банк может отказать в открытии счета
Банк может отказаться открывать расчетный счет компании или предпринимателю по двум причинам:
Когда можно исправить ситуацию. В некоторых случаях банк предупредит клиента, что с документами не так, и даст возможность это исправить.
Вот несколько примеров таких ситуаций:
Когда не получится открыть расчетный счет. Есть ситуации, которые быстро исправить не удастся. Они связаны с возможным нарушением закона. Например:
Банк имеет право не раскрывать причину отказа, чтобы недобросовестные организации и ИП не научились обходить проверку.
Что делать, если нужно срочно открыть счет
Если расчетный счет нужен срочно, ищите банк, в котором его можно зарезервировать, то есть получить демоверсию счета на время, пока не откроют полноценный. Вы сразу получите реквизиты, которые можно отправить контрагентам. На зарезервированный счет можно получать деньги, но все остальные операции будут недоступны, пока не завершится проверка.
Например, вы сможете получить оплату от контрагента, но не сможете снять деньги или оплатить налоги.
Если этого не сделать, реквизиты вы получите не в день подачи заявки, а в день открытия счета — после передачи документов, подписания договора и прохождения проверки. Разница может достигать нескольких дней.
В Тинькофф такая услуга предоставляется автоматически: мы пришлем реквизиты на почту в день подачи заявки, ничего дополнительно запрашивать не надо. Их можно сразу отправить контрагентам: после открытия счета реквизиты не изменятся.
Расчетный счет в Тинькофф
Откроем расчетный счет для ИП или ООО:
Как ИП и ООО открыть расчётный счёт?
За обслуживание расчётного счёта вам придётся платить, поэтому при выборе банка обращайте внимание на стоимость данной услуги. Чтобы процесс открытия счёта прошел быстро, заранее подготовьте необходимые документы.
По закону индивидуальные предприниматели и организации не обязаны открывать расчётный счёт в банке. Однако расчётный счёт точно понадобится:
1. Организации — в любом случае, поскольку организации должны уплачивать налоги только в безналичной форме (данное правило не распространяется на ИП). Поэтому рано или поздно, когда возникнет необходимость заплатить налоги, расчётный счёт все равно придется открыть.
2. ИП и организации при заключении договора с другими ИП или организациями на сумму свыше 100 000 рублей. Дело в том, что оплата по таким договорам между ними осуществляется только в безналичной форме. При этом не имеет значения, как будут происходить выплаты: за один раз или поэтапно, в течение долгого срока.
3. ИП и организации, у которых установлен лимит остатка наличных денежных средств по кассе (с 2014 года ИП и небольшие организации теперь могут не устанавливать лимит, но для этого нужно издать специальный приказ). По правилам кассовой дисциплины все наличные деньги предприятия сверх установленного лимита на конец рабочего дня необходимо сдавать в банк для внесения на расчётный cчёт.
В общем случае можно отметить, что многие ИП на практике используют расчётный счёт, даже если он им не нужен при ведении их предпринимательской деятельности, так как с его помощью гораздо удобнее уплачивать налоги и страховые взносы (имеется в виду интернет-банк). Исключение составляют ИП на ПСН без работников, которые могут обойтись и без счёта, поскольку в течение года им нужно совершать не так много платежей. Что касается организаций, то им обязательно понадобится расчётный счёт для оплаты налогов и страховых взносов.
Использовать расчётные счёта физических лиц в целях предпринимательской деятельности запрещено (даже для оплаты налогов или других платежей).
В каком банке лучше открыть расчётный счёт для ИП и ООО
При выборе банка следует обращать внимание на стоимость открытия и обслуживания расчётного счёта. Индивидуальные предприниматели и организации, в отличие от физических лиц, не только не получают процент с тех средств, которые находятся на их счёте, но и даже платят за его обслуживание. Поэтому на этапе открытия вашего бизнеса данный критерий, скорее всего, будет являться основным.
В то же время необходимо постараться выбрать достаточно надежный банк, чтобы максимально исключить непредвиденные обстоятельства, из-за которых в вашей деятельност может случиться, например, простой.
Цена на открытие расчётного счёта, как правило, складывается исходя из расходов на следующие процедуры: разовая комиссия за открытие, копирование и заверение банком учредительных документов ИП и организации, заверение карточек с образцами подписей и оттиском печати, а также разовая комиссия за подключение к интернет-банку (зависит от банка).
Цена на обслуживание расчётного счёта обычно складывается исходя из суммы ежемесячной комиссии за ведение счёта, количества ваших платежных поручений в месяц (при этом для платежных поручений на бумажном носителе комиссия значительно больше, чем для платежных поручений в электронном виде, то есть через интернет-банк), а также снятия/внесения наличных средств с/на расчётный счёт (не обязательно). Стоимость вышеприведенных расходов и затрат на открытие и обслуживание расчётного счёта зависит от банка, тарифа и даже субъекта Российской Федерации.
Обратите внимание: практически у всех банков есть общие тарифы, которые в некоторых случаях могут быть для вас выгоднее готовых пакетов услуг.
Как выбрать банк для расчетного счета
Нет идеального банка для всех предпринимателей. Все зависит от того, какой у вас бизнес, сколько будете зарабатывать, как и с кем планируете работать. Разбираемся, на что обращать внимание при выборе банка для ИП.
Михаил Кратов
Нет идеального банка для всех предпринимателей. Все зависит от того, какой у вас бизнес, сколько будете зарабатывать, как и с кем планируете работать. В этой статье разбираемся, как выбрать банк для расчетно-кассового обслуживания: на что обращать внимание и как открыть счет.
Для чего нужен расчетный счет
Через расчетный счет бизнес проводит все финансовые операции: оплату контрагентам и подрядчикам, оплату аренды и материалов, уплату налогов, выплату зарплат, получение денег от других компаний и клиентов. Расчетный счет позволяет не путать личные деньги предпринимателя с доходами и расходами его бизнеса.
Работать без расчетного счета практически невозможно. Использовать личную карту для приема платежей не получится.
Для предпринимателей действует лимит на расчеты наличными — это ограничение прописано в указании Центробанка. При работе с другими ИП и юрлицами предприниматель может совершать платежи и принимать наличные до 100 000 ₽ по одному договору. Деньги сверх этой суммы нужно проводить только через расчетный счет.
Предприниматель арендует офис на год с оплатой 20 000 ₽ в месяц, по договору он должен заплатить 20 000 ₽ × 12 = 240 000 ₽. Из этой суммы заплатить наличными можно только 100 000 ₽. Остальные деньги предприниматель должен перевести арендодателю на расчетный счет.
Если ИП попробует разделить оплату наличными на два платежа, он рискует получить штрафы от налоговой.
Без расчетного счета предприниматель не сможет воспользоваться услугами банка для бизнеса: взять оборотный кредит на развитие дела, получить помощь при участии в госзакупках или бухгалтерское обслуживание, настроить эквайринг и принимать оплату картами через сайт или в магазине.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
На что обратить внимание при выборе банка
Каждому бизнесу от банка нужны разные услуги, но есть общие критерии, на которые стоит обратить внимание.
Надежность банка. Посмотрите на сайте банка информацию о его положении в российских и международных рейтингах. Проверьте, выставляет ли банк свои акции на международных биржах. Для клиента это значит, что банк соблюдает требования и проходит проверку сразу двух регуляторов: Центробанка в России и FCA в Великобритании.
Тарифы. Обычно банки открывают расчетные счета бесплатно. Клиент платит за ежемесячное обслуживание счета, комиссии с переводов и дополнительные услуги.
На рекламные страницы часто выносят самые выгодные условия, которые доступны не всем клиентам. Найдите на сайте полное описание тарифов с условиями и размерами всех платежей. Часто подробности о тарифах расположены на вкладке с выбранной услугой.
Обращайте внимание, как меняется комиссия от суммы переводов, нужно ли платить, если нет операций по счету, какие лимиты действуют в банке на переводы и снятие денег, какой процент действует на остаток по счету.
Лимиты на поступление денег. В некоторых банковских тарифах есть лимиты на поступление денег, то есть на то, сколько платежей вы можете принимать на счет. Сверх лимитов банк берет комиссию. Размер лимита зависит от стоимости тарифа: чем дороже тариф, тем выше оборот без комиссии. Обязательно проверьте все лимиты перед выбором тарифа — об этом не пишут в рекламных лендингах.
Эту информацию можно найти в полном описании тарифов. Часто за бесплатным обслуживанием стоят маленькие лимиты на поступление денег.
Если у бизнеса планируется оборот от миллиона рублей в месяц, скорее всего, самые дешевые и бесплатные тарифы не подойдут. Там маленькие лимиты на входящий оборот, поэтому вы будете платить комиссию просто за то, что вам поступают деньги на счет выше лимита, или автоматически перейдете на более дорогой тариф.
Бизнес-карта. В некоторых банках к расчетному счету открывают бизнес-карту. Как только деньги приходят на счет, они сразу отображаются на карте. ИП может оплачивать бизнес-картой любые личные расходы, например продукты в магазинах или билеты на самолет. У бизнес-карты нет лимитов и комиссий — можно пользоваться деньгами без ограничений.
Предпринимателю пришла оплата от заказчика. Он может вывести деньги на личную карту и снять их в банкомате, но там есть лимиты. А может расплачиваться бизнес-картой напрямую со счета: в магазине, кафе, интернете — везде, где есть оплата по безналу.
Эквайринг. Эквайринг позволяет клиентам бизнеса оплачивать услуги и товары банковской картой. Если компания продает услуги в интернете, удобнее подключить интернет-эквайринг. Для оплаты в торговых точках, например в кафе, магазинах, салонах, подходит торговый эквайринг.
Обращайте внимание, какой процент с платежей банк забирает себе, на каких условиях дает терминалы для оплаты картой и как быстро деньги поступают на расчетный счет.
Например, в Тинькофф Бизнесе предприниматели получают деньги на счет уже на следующий день, даже в праздники или выходные дни. А терминалы банк выдает бесплатно.
Служба поддержки. Узнайте из отзывов о банке, насколько хорошо работает служба поддержки, с чем может помочь, есть ли персональные менеджеры. Хорошо, когда о своей проблеме можно написать в чат или позвонить 24/7. В первое время после регистрации могут возникать вопросы, поэтому важно, чтобы вы могли связаться с банком и получить помощь от специалистов.
ИП открыл счет, но запутался, как активировать бизнес-карту. В Тинькофф он может задать вопрос и сразу получить ответ в чате приложения.
Функциональность личного кабинета и мобильного приложения. У банка должно быть функциональное мобильное приложение. Это удобно: можно управлять деньгами с телефона, а не только с компьютера — счет выставить, зарплату отправить или деньги себе на карту перевести.
Есть небольшое рекламное агентство, владелец сам занимается документами и общением с клиентами. Он весь день ездит по встречам, и тут пишет контрагент: говорит, что согласен на сделку, и просит выставить счет. Если у банка агентства есть мобильное приложение, владелец может выставить счет в пару кликов, отправить его контрагенту на почту и к вечеру получить деньги.
Продукты для участия в госзакупках. Если вы хотите участвовать в госзакупках, вам может понадобиться банковская гарантия, спецсчет и другие услуги банка. Для участия в большинстве торгов необходим специальный счет. Открыть его можно в банках, утвержденных правительством России.
Для участия в госзакупках предприниматель в некоторых случаях должен предоставить заказчику обеспечение — своего рода залог, который гарантирует, что предприниматель выполнит свои обязательства по контракту. Обеспечение можно предоставить реальными деньгами или банковской гарантией. Банковская гарантия подтверждает, что банк выплатит сумму обеспечения за вас, если вы не сможете поставить товары заказчику. Гарантию предприниматель покупает в банке.
У ИП небольшое производство детской мебели. Он хочет продавать ее в детские сады и школы, поэтому участвует в госзакупках. Предприниматель нашел тендер, для участия в нем нужно обеспечение. Он может предоставить обеспечение деньгами или взять банковскую гарантию.
Стоимость банковской гарантии зависит от срока, на который выдается гарантия, и суммы обеспечения тендера.
Кредитная политика. Изучите, какие кредиты для малого и среднего бизнеса есть в банке: есть ли у банка оборотный кредит, кредиты при кассовых разрывах, можно ли открыть кредитную линию. У кредитов могут различаться условия — срок, максимальная сумма, ставки. Они зависят от политики банка и ваших оборотов в нем: чем больше обороты по счету в банке, тем более выгодные условия банк готов предложить.
Изучите на сайте банка, что нужно для получения кредита: какие документы запрашивает банк, сколько времени он рассматривает заявку, можно ли все сделать онлайн.
Чтобы рассчитать точные условия по кредиту, подайте заявку на кредит — в некоторых банках для получения решения не нужно открывать счет.
Бонусы при открытии счета. В крупных банках есть системы выгодных спецпредложений для клиентов — скидки или бесплатные услуги от компаний-партнеров.
Например, в Тинькофф при открытии счета предприниматель может получить до 500 000 ₽ бонусами на услуги партнеров.
Бонусы помогают предпринимателям сэкономить на создании сайтов, рекламе в интернете, бухгалтерском или юридическом обслуживании, доставке и связи.
Помощь банка по закону 115-ФЗ. В банках могут быть сервисы и услуги, помогающие предпринимателям отслеживать вероятность вопросов от банка или быстрее и проще на них отвечать.
Некоторые банки консультируют предпринимателей по 115-ФЗ. В Тинькофф Бизнесе вы можете обратиться к персональному менеджеру: он поможет получить консультацию от специалиста по закону 115-ФЗ. Спрашивать можно о чем угодно, например: «Постоянно перевожу физлицам, как лучше оформить переводы?» или «Что делать, если банк просит прислать документы, а их нет?»
Если у банка появляются вопросы, его сотрудники просят больше рассказать о бизнесе — например, заполнить анкету. В Тинькофф клиенты могут это сделать заранее, и если сотрудники банка захотят разобраться с платежом, смогут найти нужную информацию в анкете, не отвлекая предпринимателя.
Как выбрать расчетный счет для ИП
Если вы работаете без сотрудников. У предпринимателей без сотрудников основной сценарий использования счета — оплата счетов, выставление счетов заказчикам, снятие наличных и переводы себе на личную карту.
На что смотреть при выборе банка:
Если у вас малый бизнес и есть сотрудники. Например, небольшое кафе или магазин. В этом случае у вас несколько важных сценариев:
Посмотрите условия по этим продуктам и примерно просчитайте, сколько будете отдавать за обслуживание в месяц вместе со всеми процентами. Сделайте расчет для нескольких банков, между которыми выбираете: такое сравнение будет нагляднее и ближе к реальности, чем просто стоимость тарифа в месяц.
Как выбрать расчетный счет для ООО
Для крупных компаний важно автоматизировать часть финансовых процессов, чтобы снизить нагрузку на бухгалтеров, быстро и без ошибок оформлять большое количество счетов.
Если работаете с валютой. Если планируете импортировать, экспортировать товары или оказывать услуги иностранным компаниям, узнайте все подробности про банковский валютный контроль.
В некоторых банках открытие и обслуживание валютного счета платное плюс есть комиссия за обработку платежа. В других — открытие и обслуживание бесплатное, но комиссия за поступающие платежи может быть выше. Узнайте все детали и просчитайте варианты для своего бизнеса.
Еще обратите внимание на удобство работы: требуют ли в банке оригиналы документов, можно ли их загрузить через приложение, будет ли у вас отдельный менеджер, сможет ли банк помочь исправить ошибки в документах и так далее.
Смотрите на стоимость и удобство валютного контроля.
Какие документы нужны для открытия расчетного счета
Набор документов зависит от банка. Одни банки, помимо личных документов, попросят собрать дополнительные справки из налоговой: копию бухгалтерской отчетности, справку об уплате налогов или налоговую декларацию. Некоторым банкам для открытия счета достаточно паспорта. Если вы выбрали банк, запросите полный список документов по телефону или посмотрите на сайте банка.
Обычно при открытии счета для ИП предприниматель предоставляет банку три документа:
При открытии счета для ООО банки запрашивают:
Для открытия валютного счета нужны те же документы, что и для рублевого.
В Тинькофф Бизнесе предпринимателю достаточно паспорта для открытия счета, для ООО — паспорта директора, приказа о его назначении и устава.
Причины отказа в открытии счета
Основных причин для отказа банка две: проблемы с документами и плохая репутация предпринимателя, директора или участника ООО.
Если проблема с документами. Например, предприниматель принес не те документы или в них есть ошибка. В этом случае нужно уточнить, в чем именно была ошибка или каких документов не хватило банку.
Если плохая репутация. Здесь идет речь о плохой кредитной истории, заблокированном счете в другом банке или долгах по налогам. Каждый такой случай нужно решать индивидуально. Если проблема в неуплате налогов, для открытия счета нужно полностью погасить долг в налоговой.
Как открыть расчетный счет
Обычно предпринимателю нужно прийти в отделение банка с пакетом документов. Там вы пишете заявление, менеджер оформляет документы и открывает расчетный счет.
Если речь об интернет-банке, процедура открытия счета проще — достаточно заполнить заявку на сайте. После этого предпринимателю звонит менеджер банка и спрашивает, когда и где ему удобно встретиться с представителем банка, чтобы передать документы.
На открытие расчетного счета уходит от одного до трех рабочих дней. При этом получить реквизиты можно уже в день подачи заявления. Это удобно, если предприниматель ждет оплату в этот же день: он передает реквизиты контрагенту, тот переводит оплату, а деньги поступают на счет сразу же после открытия счета.
В течение пяти дней после открытия счета сотрудники банка передают информацию о расчетном счете налоговой, пенсионному фонду и службе судебных приставов.
Разложите сценарии своего бизнеса и выбирайте банк по этим критериям. Обязательно изучите подробные таблицы по полным тарифам, а не только рекламные лендинги, и просчитайте все варианты.