что нужно говорить при упоминании пророка мухаммеда

Что нужно говорить при упоминании имен пророков и сподвижников?

что нужно говорить при упоминании пророка мухаммеда. Смотреть фото что нужно говорить при упоминании пророка мухаммеда. Смотреть картинку что нужно говорить при упоминании пророка мухаммеда. Картинка про что нужно говорить при упоминании пророка мухаммеда. Фото что нужно говорить при упоминании пророка мухаммеда

Мы уже разъясняли смысл некоторых распространенных арабских слов и выражений для начинающих мусульман, в частности, говорили, как выглядит мусульманское приветствие и другие распространенные фразы восхваления Всевышнего или обращения к Нему.

Теперь следует сказать несколько слов о том, что в исламской традиции принято добавлять после имен особо почитаемых людей определенные фразы с восхвалением этого человека. В грамматике это называется «гоноратив» — форма вежливости, показывающая уважение говорящего к тому человеку, которого он упоминает.

В исламе эти фразы восхваления являются одновременно молитвой за человека, которого упоминают и просьбой ко Всевышнему возвеличить этого человека.

1) Так, после упоминания имен Пророка Мухаммада (мир ему) и других пророков принято добавлять фразы: «саллаллаху алейхи ва саллям», иногда также говорят «алейхи ссаляту ва ссаллям» или «алейхи ва саллям», что переводится как: «мир ему и благословение Аллаха» или «мир ему».

Следует добавить, что, хотя среди верующих иногда принято сокращать эти фразы до аббревиатуры «с.а.с.», «с.а.в.», «а.с.с.», большинство богословов считают, что так делать нежелательно. Лучше просто написать «мир ему» или «мир им».

Эта молитва за Пророка (мир ему) и пожелание ему мира основана на аяте Кyр`ана:

«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его [Пророка] (и вы) и приветствуйте пожеланием мира» (сура «Сонмы», аят 56).

2) После имен сподвижников Пророка (мир ему) обычно добавляют: «радыАллаху анху» — «да будет доволен им Аллах».

После имен женщин-сподвижниц говорят: «радыАллаху анха» — «да будет доволен ей Аллах».

Если упоминают сподвижника, чей отец также был спутником Пророка (мир ему), как у сподвижников Абдуллаха ибн Аббаса или Абдуллаха ибн Умара, то после его имени принято говорить: «радыАллаху анхума» — «да будет доволен Аллах ими обоими». Если в тексте перечисляют большое количество сподвижников, то добавляют «радыАллаху анхум» или «радыАллаху анхум аджмаин» («пусть будет доволен ими всеми Аллах»).

Эта практика основана на следующем аяте:

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров (сподвижников), которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом» (сура «Покаяние», аят 100).

Эти же слова «радыАллаху анху» (да будет доволен им Аллах) иногда добавляют после имен особо почитаемых богословов, таких как имам Абу Ханифа и другие имамы, основатели четырех мазхабов.

3) После имен уважаемых ученых и праведников принято добавлять слова «рахимахуЛЛах» — «да помилует его Аллах». Такое же пожелание можно произносить, когда человек слышит о чьей-то смерти, особенно, если это был человек достойный и богобоязненный.

Отметим также, что не следует сокращать эти фразы, написав «ра» или «р», после имен сподвижников и праведников.

4) Также после имен праведников — людей, прославившихся своими аскетическими подвигами в деле приближения ко Всевышнему, иногда пишется фраза «куддиса сирруху» — «да будет свята тайна (его души)», «да освятит Всевышний тайну его души». К примеру, это говорится после имен таких людей как Абу Язид Бистами, Джунейд аль-Багдади, Джалаледдин Руми.

5) Довольно редко, но можно встретить, что после имени халифа Али ибн Абу Талиба пишется не: «радыАллаху анху», а: «каррамаЛлаху ваджхаху» — «да облагородит Аллах его лик». Эта практика идет с первых веков ислама, когда группа сектантов-экстремистов (хариджитов) совершила убийство халифа Али, а потом их сторонники призывали на него проклятие каждый раз, когда упоминали про него в разговоре.

Верующие же, наоборот, слыша это, старались возвеличивать Али (да будет доволен им Всевышний), прибавляя после его имени такое пожелание.

6) Верующие также могут прибавлять слова восхваления после имени Самого Всевышнего, чтобы выразить свое уважение к Нему. Самые распространенные фразы: «Аллах, Субханаху ва Тааля» — «Аллах, Свят Он и Велик» и «Аллах, Азза ва Джаль» — «Аллах, Всемогущий и Великий».

Источник

Фразы, используемые с именами особо почитаемых людей в исламе

Правоверные в своей речи нередко употребляют имена выдающихся личностей в истории ислама. К ним относятся пророки, сахабы, табиины, праведники, богословы и т.д. Эти фразы служат не только формой почитания конкретных людей, внёсших весомый вклад в развитие и распространение исламских ценностей, но и мольбой (дуа) за них.

1. Пророк Мухаммад (с.г.в.)

При упоминании Пророка Мухаммада (с.г.в.), даже если мы просто говорим «Посланник Аллаха», «Наш Пророк» и т.д., необходимо проговаривать слова «СаляЛлаху (г)алейхи уас-салям» («Да благословит Его Аллах и приветствует»). Также допускается использование фразы «Алейхи саляту уас-салям» («Мир ему и благословение Аллаха»). В текстах принято использовать сокращения этих фраз (в виде с.г.в., с.а.в., с.г.с., с.а.с. либо другие вариации).

Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром (33:56)

Однажды Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Поистине, того, кто испрашивает для меня одно благословение, Господь одарит десятью» (Муслим).

При этом добавлять фразу «Да благословит Его Аллах и приветствует» следует не только в тех случаях, когда вы упоминаете Пророка Мухаммада (с.г.в.), но даже когда слышите его имя. В одном из хадисов сказано: «Скупым является тот, кто не произносит салават, услышав моё имя» (Тирмизи).

2. Другие пророки

В отношении других пророков и посланников, а также высших ангелов необходимо использовать выражение «алейхи салям» (а.с., «мир ему»). Если перечисляются сразу несколько из них, то допускается не говорить после каждого имени «мир ему» – можно сказать «мир им (всем)» после упоминания последнего.

3. Сахабы и табиины

Имена сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.) сопровождаются фразой «РадыАллаху (г)анху» – для мужчин, и «РадыАллаху (г)анха» – для женщин (р.а., р.г., «Да будет доволен им/ей Аллах»). Если же упоминается такой сахаб, чей отец также был сподвижником, например, Абдуллах ибн Умар, то в данном случае говорят «РадыАллаху (г)анхум» («Да будет доволен ими Аллах»). Эти слова могут быть использованы и при перечислении нескольких сахабов.

Необходимость почитания сподвижников исходит из суры «Покаяние»:

Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом (9:100)

Основываясь на этом аяте, некоторые алимы указывают на желательность проговаривать слова «РадыАллаху анху» также после упоминания табиинов и других праведников, к которым могут относиться, например, основоположники мазхабов.

4. Великие учёные, богословы, факихи

Великих мусульманских учёных, которые внесли свой вклад в развитие исламской мысли, удостаивают фразой «РахимахуЛлах» («Да помилует его Аллах»).

Особенности в шиизме

Верующие-шииты используют иные словосочетания после упоминания особо почитаемых и уважаемых людей. Говоря о Пророке Мухаммаде (с.г.в.), они проговаривают фразу «Да благословит Аллах его и его род». Дело в том, что в шиизме особо почитаются представители семьи Посланника Аллаха (с.г.в.), к каковым относятся его дочь Фатима Захра (р.а.), зять Али ибн Абу Талиб (р.а.) и их потомки.

В отношении других пророков, а также Фатимы Захры (р.а.), Али ибн Абу Талиба (р.а.) и представителей их рода, которые в шиизме почитаются как праведные имамы, произносится «Да будет мир с ним (ней)».

Говоря об имаме Махди, который должен вернуться в наш мир перед Судным днём, мусульмане-шииты добавляют: «Да приблизит Аллах его приход».

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаляму алейкум.Паста Colgate оказалась харам.Есть ли грех за то,что я ею чистил зубы

Источник

Салават пророку Мухаммаду

Салават – это определенная ду‘а-мольба с возвеличиванием пророка Мухаммада (его положения пред Богом и людьми). Имам аль-Куртуби говорил: «Салават пророку Мухаммаду от Бога – милость Его, довольство и возвеличивание его пред ангелами. Салават от ангелов – мольба за пророка Мухаммада и прошение прощения. Салават от последователей (от уммы) – мольба за него, прошение прощения и возвеличивание его положения»[1].

Салават — испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада, например, говоря اللَّهُم صَلِّ عَلَى سيِّدِنَا مُحَمَّد وَ سَلِّم («аллахумма солли ‘аля сайидина мухаммад ва саллим») либо при упоминании его имени говоря صَلَّى اللهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم («соллял-лаху ‘алейхи ва саллям») [да благословит его Всевышний и приветствует]. В Коране сказано:

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) благословляет[2] Пророка [Мухаммада, окружает его Своей милостью], и ангелы молятся за него [подчеркивая и подтверждая величие его миссии, его значение для истории человечества]. [А потому и вы] верующие, молитесь за него [прося у Бога] Божественного благословения и приветствия [говоря, например, «аллаахумма солли ва саллим ‘аля сайидина мухаммад»]» (Св. Коран, 33:56).

Однажды сподвижники спросили пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Божий, мы знаем, как приветствовать тебя миром (салямом) [читая в молитве-намазе ташаххуд[3]], но как нам проговаривать ас-соля (салават) в твой адрес?» Он ответил: «Говорите: «Аллаахумма солли ‘аля мухаммад ва ‘аля эли мухаммад, кяма солляйте ‘аля эли ибрахим, иннакя хамиидун маджиид. Аллахумма барик ‘аля мухаммад ва ‘аля эли мухаммад кяма барактэ ‘аля эли ибрахим, иннякя хамиидун маджиид[4]»[5]. Эта форма касается салавата в молитве-намазе, хотя может применяться и в других случаях. У этого салавата есть более полная форма.

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ صَلَّيْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ

وَ باَرِكْ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ باَرَكْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعاَلَمِينَ

إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Транскрипция: «Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад. Кяма солляйтэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим, ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад, кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘аалямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

Перевод: «О Аллах! Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Ибрахима (Авраама) и род его. И ниспошли благословение Мухаммаду и роду его, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму (Аврааму) и роду его во всех мирах. Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый».

Одной из кратких и распространенных форм салавата является, например: اللَّهُمَّ صَلِّ و سَلِّمْ عَلَى مُحَمَّد («Аллаахумма, солли ва саллим ‘аля мухаммад») или اللَّهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد («аллаахумма, солли ва саллим ‘аля сайидинаа мухаммад»).

Я предпочитаю вторую, она звучит более уважительно, не «на равных», как некоторые любят, а словом «сайидинаа» подчеркивая уважение и почтение к Пророку. Сайид – то есть уважаемый, почитаемый; главенствующий. К примеру, в современном арабском речевом этикете, когда обращаются к аудитории, говорят «ас-сайидаат вас-садат» (дамы и господа).

Когда желательно проговаривать салават?

Проговаривать его можно в любое время, но желательнее (мустахаб):[6]

— в пятницу и в ночь с четверга на пятницу[7],

— отвечая на призыв муаззина (когда он говорит «ашхаду анна мухаммадан расуулюл-ла»);

— в начале мольбы-ду‘а (говоря, например, الحَمدُ لِله والصَّلاةُ و السَّلامُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد («аль-хамду лиль-ля вас-соляяту вас-саляяму ‘аля сайидина мухаммад»)) и завершая мольбу-ду‘а (говоря, например, و صَلِّ اللَّهُم عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد و الْحَمْدُ لِله رَبِّ العَالَمِين («ва солли, аллаахумма, ‘аля сайидина мухаммад, валь-хамду лиль-ляяхи раббиль-‘аалямиин»));

— собираясь в одном обществе, кругу людей и расходясь;

Награда за салават

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто просит [у Аллаха (Бога, Господа)] для меня благословения один раз [проговаривая салават][9], тому возвращается в ответ десять Божественных благословений [для него лично]»[10]. Мольба, обращенная к Богу о помиловании в Судный День, — это очень много! Мольба, обращенная к Богу о возможности воспользоваться заступничеством пророка Мухаммада в Судный День — это очень много! Если сосредоточить чуточку внимания на данной мольбе словом и делом, но каждый день(!), это даст огромный эффект как в земной, так и в вечной перспективах.

Шейхи, устазы и другие уважаемые люди

Что касается уважения к ученым и праведникам в Исламе, то оно приветствуется, но должно иметь меру и быть благоразумным в свете Корана и Сунны. Салават проговаривается только в адрес пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)[11]. Считаю, что устремленность к Божьей милости и прощению молитвами и делами, а также надежда на заступничество пророка Мухаммада, реализуемая через практикование оставленного им наследия и проговаривание салаватов при упоминании его имени — огромный вклад в возможность каждого из нас воспользоваться его заступничеством в Судный День. Нужно ли что-то еще, нужно ли еще у кого-то просить заступничества? Я лично не вижу в этом необходимости, но и не называю верующих, практикующих посещение святых мест и гробниц, просящих у шейхов и устазов, мушриками (язычниками). Жизнь быстротечна и коротка, а потому лучше делать то, в чем ты уверен, но каждый день, хотя бы по чуть-чуть.

Хадисы про салават

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если услышите муаззина[12], то повторяйте произносимое им [тихо, про себя][13]. Затем просите [у Всевышнего] благословения для меня [проговорите салават]. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Аллах (Бог, Господь) одаривает десятью. После этого просите для меня аль-васийля — степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Божьих. Я желаю быть им. Кто просит для меня [у Бога] аль-васийля, тот обретет мое заступничество [в Судный День]»[14]. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят салават и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана:

للَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ ،

Транскрипция: «Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссоляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыиля, ваб‘асху макааман махмуудан эллязии ва‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяямэ. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

Перевод: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы[-намаза]! Дай пророку Мухаммаду аль-васийля[15] и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение[16]. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть проговорит салават[17], а после скажет: اللَّهُم إِفتَحْ لِى أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ («Аллаахумма, ифтах ли абвааба рахматикь») (о Господи, распахни для меня врата Твоей безграничной милости!). А когда будет выходить [из мечети], то пусть также проговорит салават и скажет: اللَّهُم أَسْئَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ («Аллаахумма, ас’алюкя мин фадликь» (о Господи, прошу Тебя [проявить ко мне даже то, чего я не заслуживаю] из милости Твоей))»[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас намерен помолиться (обратиться к Богу с мольбой-ду‘а), тогда пусть начнет с благодарности Всевышнему и восхваления, после проговорит салават[19], а затем уже молит Бога, о чем пожелает»[20].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 234.

[2] Отмечу, что в аяте, и при упоминании Аллаха (Бога, Господа), и при упоминании ангелов, говорится именно про салават («юсоллююна ‘алян-наби», то есть «проговаривают салават Пророку»). Переводя аят, я дал смысловой перевод с учетом комментариев и пояснений ученых.

[3] Подробнее о ташаххуде читайте, например, в моей книге «Мусульманское право 1-2».

[4] Если вы читаете намаз, то должны знать, что в нем после последнего ракяата читается салават. Этот салават также применим и в иных случаях, когда вы дополнительно намерены проговорить благословение-салават в адрес пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1511, хадис № 4797; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 10. С. 682–685, хадис № 4797 и пояснение к нему.

[6] Подчеркну, что это желательно, а не обязательно.

[7] Начинается с заходом солнца в четверг.

[8] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 237.

[9] Например, говоря «аллахумма солли ‘аля сайидина мухаммад ва саллим» либо при упоминании его имени — говоря «соллял-лаху ‘алейхи ва саллям» (да благословит его Всевышний и приветствует).

[10] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 175, хадис № 70–(408); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 181, хадис № 1530, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 532, хадис № 8809, «сахих».

[11] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 10. С. 685; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 239.

[12] Муаззин (муэдзин) — призывающий на молитву-намаз, читающий азан.

[13] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 199, хадис № 611; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 165, хадис № 10–(383).

[14] Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 165, хадис № 11–(384); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 27, хадис № 5/1037; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 56, хадис № 506.

[15]Аль-васийля — одна из степеней в Раю.

[16] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 199, хадис № 614; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 120, хадис № 614 и пояснение к нему.

[17] Например, сказав «аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммад».

[18] Хадис от Абу Хумейда; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 41, хадис № 582, «сахих». Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 93, хадисы № 772 и 773, оба «сахих».

[19] Обычно мольба-ду‘а начинается со слов: «Аль-хамду лил-ля, вас-соляяту вас-саляяму ‘аля сайидина мухаммад». В завершение мольбы проговаривается: «Ва солли аллаахумма ‘аля сайидина мухаммад, валь-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямин».

[20] Св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 177, хадис № 1481, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 50, хадис № 717, «сахих».

Источник

В чём смысл приветствия Пророка Мухаммада?

Арабский глагол سَلَّمَ употребляется в разных значениях. Например, при употреблении с предлогом لِ он означает ‘делать уступку кому-либо’, а если после него ставится предлог إلَى, то он переводится как ‘передавать что-либо кому-либо’. Соответственно, масдар تَسْلِيم может означать ‘уступка’, ‘передача’, ‘смирение’. Поэтому некоторые считают, что в данном аяте речь идёт о повиновении Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и поскольку выражение وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا содержит абсолютный масдар, оно означает «повинуйтесь ему совершенным образом».

Шихаб ад-Дин аль-Алюси в своём тафсире пишет, что такое толкование допустимо, но большинство комментаторов Корана придерживались иной точки зрения. Потому что при употреблении с предлогом عَلَى глагол سَلَّمَ означает ‘приветствовать кого-либо миром’, то есть говорить: «Ас-саляму алейкум». В данном случае выражение صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا содержит предлог عَلَى, который хоть и стоит после первого глагола, но его действие распространяется и на второй глагол. Поэтому слова وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا означают: «…и приветствуйте его миром», то есть оказывайте ему почтение, желайте ему благополучия, безопасности, избавления от всего, что может опечалить его или омрачить его положение. Все эти смыслы вбирает в себя арабское слово салям.

Но что может омрачить положение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, если он уже вернулся к Господу и пребывает в самом лучшем положении? В этой связи Шихаб ад-Дин аль-Хафаджи обратил внимание на то, что повеление молиться за Пророка и приветствовать его миром упоминается в Коране после разъяснения того, что даже мусульмане своим поведением могут причинить неудобство Пророку, мир ему и благословение Аллаха. То есть огорчают его поступки людей, и в таком случае мы просим Всевышнего уберечь и защитить его от всего, что огорчает его [Рух аль-маани 22/81].

Приветствовать Пророка и желать ему мира и благополучия — это одна из наших обязанностей перед ним, и приветствовать его можно в любое время, особенно при входе в мечеть и выходе из неё, а также при посещении его могилы, и обязательно во время ташаххуда. Сделать это можно в форме дуа: السَّلَامُ عَلَى النَّبِيِّ «Мир Пророку» или اللهم سَلَّمْ عَلَى محُمدٍ «Аллахумма, пошли мир Мухаммаду». А можно использовать форму прямого обращения: السَّلَامُ عَلَيكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكَاتُهُ «Мир тебе, о Пророк, милость и благословение Аллаха». После произнесения имени Пророка обычно говорят: صَلَّى اللهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ или عَلَيهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ. Есть и другие формулы, смысл которых примерно одинаковый.

Опираясь на слова صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا, некоторые считали, что отделять салават от саляма нежелательно, потому что употребление абсолютного масдара указывает на то, что приветствие Пророка должно быть полным. То есть нежелательно говорить только: «Мир ему» или «Да благословит его Аллах». Этого мнения придерживался, в частности, имам ан-Навави. Другие считали, что нет ничего плохого, если человек иногда молится за Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а иногда приветствует его миром, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучил людей отдельно салавату и отдельно саляму [Мавахиб аль-Джалиль 1/20, Рух аль-маани 22/83].

Ибн Ашур пишет, что из данного аята неправильно делать вывод, что салават и салям всегда нужно совмещать, потому что в ташаххуде они произносятся раздельно. Кроме того, они также упоминаются отдельно в некоторых хадисах [Ибн Ашур 22/102]. Например, однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел к людям, и у него на лице была заметна радость, и он рассказал, что к нему пришёл ангел и сказал: «О Мухаммад, поистине, твой Господь говорит: «Не доволен ли ты тем, что каждого, кто помолится за твоё благословение, Я благословлю десять раз, и каждого, кто приветствует тебя, Я приветствуют десять раз» [Ишбили, с. 893].

Как мы уже отметили, приветствовать Пророка желательно при входе и выходе из мечети. До нас дошли разные мольбы, которые желательно произносить при этом, а предваряют их словами بِسمِ الله وَالصّلاةُ وَالسّلامُ عَلى رَسولِ الله, что означает: «С именем Аллаха. Благословение и мир Посланнику Аллаха». Мы также обязательно приветствуем Посланника Аллаха во время каждой молитвы, когда читаем ташаххуд. Абдаллах ибн Масуд рассказывал, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, обучил его словам ташаххуда так же, как обучал его сурам из Корана, и среди прочего он говорил: السَّلَامُ عَلَيكَ أَيُّهَا النّبِيُ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكَاتُهُ «Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и благословения Его» [Бухари 831, Муслим 402].

В этой формуле приветствие обращается непосредственно к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Однако сам же Ибн Масуд рассказывал, что сподвижники говорили в ташаххуде السلام عليك أيها النبي, когда Пророк был жив, а после его смерти они стали говорить: السلام على النبي «Мир Пророку…» [Бухари 6265, Абу Авана 2026]. Сообщается, что мать верующих Аиша тоже обучала ташаххуду в такой форме [Ибн Абу Шайба 3007].

Между законоведами не было согласия по поводу того, какая из двух форм приветствия Пророка лучше и правильнее. Одни считали, что Ибн Масуд и Аиша отказались от обращения к Пророку и перешли к повествовательной форме, руководствуясь тем, что им было известно от самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Другие считали, что это было их иджтихадом, а значит, нам лучше читать ташаххуд так, как этому обучал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. В любом случае ясных указаний на то, что Пророк велел изменить форму саляма после его смерти, нет. Иначе бы сподвижникам следовало говорить السَّلامُ عَلَى النَّبيِّ не только после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но и при его жизни, когда они молились не рядом с ним. Но мы знаем, что ничего такого не было, а значит, и оснований отказываться от формулы السَّلامُ عَليكَ أيُّها النَّبيُّ нет. Тем не менее, учитывая имеющиеся разногласия, обе формы приветствия допустимы и не считаются ошибкой.

У нас нет ясных текстов о том, что пророки слышат то, что говорят живые, даже если они разговаривают возле их могил. Но есть много хадисов о том, что приветствия мусульман доходят до нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Так, Абдаллах ибн Масуд рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, у Аллаха есть ангелы, странствующие по земле. Они передают мне приветствия от моих последователей» [Насаи 1206]. А в хадисе Абу Хурайры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-либо приветствует меня миром, Аллах возвращает мне душу, чтобы я ответил на его приветствие» [Ахмад 10827, Абу Давуд 2041].

Мы верим в то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, узнаёт о наших приветствиях и получает возможность ответить на них, и мы не рассуждаем о том, как это происходит. У нас очень мало знаний о душе и её связи с телом даже в этой жизни, не говоря уже о том, что происходит в барзахе. Тем не менее богословы задавались вопросом, возможно ли, чтобы Аллах постоянно возвращал и забирал обратно душу Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ведь мусульмане молятся за него днём и ночью и нет такой минуты или даже половины или трети её, чтобы никто на Земле не приветствовал его или не молился за него.

Как пишет имам ас-Суюти, такое понимание хадиса Абу Хурайры ошибочно, потому что беспрерывное возвращение души в тело и покидание его было бы не милостью, а мучением. Согласно его истолкованию, эти слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, означают: «Когда кто-либо приветствует меня миром, Аллах уже вернул мне душу, чтобы я ответил на его приветствие». То есть Аллах вернул к жизни душу Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в барзахе, и его жизнь там более полная и совершенная, чем жизнь шахидов. Поэтому, когда ангелы передают ему приветствия от мусульман, он отвечает на них [Фатава ас-Суюти 2/142]. А Аллах знает лучше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *