что нужно говорить когда устраиваешься на работу официантом
Как пройти собеседование: секреты успеха?
Сегодня важно не просто создать образ идеального сотрудника, но и показать будущему работодателю свои лучшие качества, свою уникальность.
Как проходить собеседование: подготовка
Готовясь к собеседованию ответьте на вопросы:
Соберите сведения о компании: изучите сайт и страницы в соцсетях, узнайте о сфере деятельности, продукции (услугах), достижениях, найдите отзывы работников и клиентов.
Изучите фотографии сотрудников – это поможет выбрать стиль одежды на собеседование.
Продумайте свой образ:
Рассчитайте маршрут и время. Приходите за 15-20 минут до начала собеседования, учитывайте 5-10 минут на оформление пропуска.
Подготовьте короткий рассказ о себе (до 3-5 минут). Он покажет работодателю насколько свободно вы можете входить в контакт и подавать необходимую информацию:
Продумайте перечень вопросов, которые вы хотите задать.
Желательно, чтобы вопросы касались не только будущей зарплаты, но и проясняли вашу будущую деятельность в компании:
В день собеседования настройтесь на позитив и:
Как успешно проходить собеседования: поведение
Создайте позитивное впечатление о себе
Ведите непринуждённый разговор:
Как проходить собеседование при приеме на работу: ответы на вопросы
Выслушайте вопрос не перебивая, если что-то не поняли – извинитесь и переспросите.
Отвечайте спокойно на любые, даже неудобные вопросы, будьте откровенны.
Чем привлекает вас работа в нашей компании?
Вспомните информацию, собранную перед собеседованием, упомяните о достижениях и преимуществах компании, расскажите, как ваша деятельность может помочь развитию успеха.
Какие у вас есть недостатки?
Собеседник не желает знать все ваши недостатки, ему важно видеть, как вы умеете преподносить неудобную для вас информацию.
Не рассказывайте о всех своих слабостях, а лучше постройте ответ так, чтобы ваши недостатки могли звучать как преимущества.
Почему вы уволились с прежнего места работы?
Не рассказывайте о плохом начальнике, отношениях с коллегами, условиях труда или недостатках организации. Остановитесь на бытовых причинах (неудобно добираться, переехал в другой район и т.п.). Скажите, что решили сменить место работы для того чтобы развиваться и попробовать свои силы в более крупной компании.
А вот на вопрос, какой доход вы хотели бы получать, стоит назвать приемлемую для вас сумму жалования: смело прибавьте к вашему предыдущему окладу 10-15%.
Завершение собеседования
После завершения собеседования обсудите дальнейшее взаимодействие и договоритесь об обратной связи.
Если вам предложат подождать ответ руководства – уточните сроки ожидания.
Если вас приняли – поздравляем! Узнавайте порядок оформления документов и срок выхода работу.
Если вам отказали – не отчаивайтесь. У вас есть опыт прохождения собеседования, а хорошая работа редко находится с первого раза.
Сколько получает официант
И где выгоднее работать
Если верить сайтам вакансий, официант может зарабатывать больше 100 тысяч рублей в месяц.
Правда, предлагают такие деньги только в Москве и Подмосковье. Мы проанализировали 3600 объявлений на сайтах «Хедхантер», «Суперджоб» и «Работа в России» и выяснили, где выгоднее всего работать официантом.
Что за работа
Вот что написано про официантов в общероссийском классификаторе, который устанавливает стандарты для работников разных профессий: «Официанты подают к столу пищу и напитки в ресторанах, барах, кафе и клубах, в том числе на борту судов и в пассажирских поездах». В этом же документе прописаны и обязанности таких сотрудников:
Профессия официант. Общероссийский классификатор занятий, Росстандарт
Для работы официантом потребуется медицинская книжка. Судя по вакансиям, опыт работы часто необязателен — наниматели готовы всему научить. Из бонусов — кормят, а иногда даже возят домой на такси. А еще можно найти место с удобным графиком: работать сутки через трое, или две двенадцатичасовых смены через две, или три через три. Или выходить только по утрам, или вообще по ночам. Еще официантом удобно подрабатывать, например по выходным.
Некоторые работодатели предлагают официантам выполнять дополнительно другие функции: бармена, бариста, курьера или продавца.
Сколько платят
В указанной в вакансиях зарплате обычно не учитываются чаевые, но в крупных городах они могут приносить официантам столько же, сколько и зарплата. Правда, надо учитывать, что в разных заведениях деньги, оставленные сверх счета, распределяются по-своему. Где-то официант забирает всю сумму себе, а где-то складывает в общую копилку, чтобы поделить в конце смены между персоналом, включая работников кухни. Причем чаевые, по статистике, оставляет только треть посетителей.
Самая низкая зарплата официанта, судя по вакансиям, — 6 тысяч рублей. Предложений с такой зарплатой два: в городе Жигулевске Самарской области и Калуге. В обоих случаях наниматели готовы рассмотреть соискателей без опыта, работать нужно неполный день.
Больше всего денег официант может заработать в московском ресторане «Столыпин» — до 150 тысяч рублей. От соискателя требуют уметь «устанавливать контакт и дружеские взаимоотношения с посетителями». Вообще, вакансий официантов с зарплатой от 100 тысяч всего восемь. Семь из них в Москве, одна — в Подмосковье.
В каком регионе лучше работать
Проще всего найти работу в Москве: в столице 683 вакансии — пятая часть всех объявлений. На втором месте — Санкт-Петербург: 438, или 12%. На третьем — Краснодарский край: 223, или 6%.
Регионы с самыми высокими и самыми низкими зарплатами официантов
№ | Регион | Средняя зарплата |
---|---|---|
1 | Москва | 47 558 Р |
2 | Санкт-Петербург | 37 533 Р |
3 | Магаданская область | 36 818 Р |
4 | Севастополь | 34 643 Р |
5 | Ямало-Ненецкий АО | 33 184 Р |
… | ||
73 | Ставропольский край | 14 612 Р |
74 | Брянская область | 13 384 Р |
75 | Мордовия | 12 759 Р |
76 | Тамбовская область | 12 237 Р |
77 | Северная Осетия | 11 811 Р |
Официанты нужны не только в кафе, бары и рестораны. Можно, например, устроиться обслуживать пассажиров поезда Москва — Иваново, клиентов фитнес-клуба в Сколкове, посетителей мужской бани и даже депутатов Госдумы. А еще можно совмещать работу с путешествиями и пойти официантом на круизный лайнер.
А, это тот же автор. Тогда всё понятно.
Base, согласен. Будто я сам не могу загуглить вакансии и посмотреть, сколько предлагают. Причем все это про работу официанта, которая подразумевает заработок с чая, а не оклада. Лучшие регионы для работы официантом – тоже забавно, будто кто-то может искать регион, куда ему лучше поехать работать именно официантом.
когда коммент полезнее целой статьи. Не в обиду автору
Grigory, то же самое хотел написать )
Вывод делайте сами. Официант живет только на чаевые. А зп как в том анекдоте про мента.
Ну. Зарплата, конечно, приведённая в статье достаточно далека от реальности. Условия работы сильно отличаются от заведения к заведению, в одном месте будут платить 12 000к в месяц, чай будет общий (складывается в общую копилку и делиться на всех официантов, без разницы кто сколько внёс), админы будут отыгрываться на тебе, гости швырять в тебя тарелки и т.д. В других будет адекватных коллектив, % с продаж, понимающие админы и хорошие гости. Работая официантом в более менее приличном заведение можно от 2 000 до 6 000 тысяч (примерно) уносить только чаем. Во многих местах зп платится раз в месяц на руки. Обычно она гораздо меньше чая и выглядит просто как «премия». Размер чая, кстати, очень сильно зависит от того кем действительно работает человек : посудоносом или официантом.
Много нервотрепки. Много беготни. Много хамства. Много сторонних действий (забить бар посудой, притащить что-то из склада и т.д.). Штрафы, штрафы и ещё штраф, и ещё немного штрафов. Бой. При чем некоторые заведения не требуют с гостей за бой, а распределяют его на сотрудников. Натирка посуды и приборов.
Очень много вопросов. Очень много странных, глупых, неуместны вопросов и на каждый нужно вежливо и правильно ответить. Огромное количество посуды приходиться носить за смену. Вечные войны с кухней. Запары. Бизнес ланч как самое противное, что может быть в работе официанта. Шумные компании, банкеты, пьяные. Столы, которые просто ушли не расплатившись и ты закрываешь стол из своего кармана. «Ой, знаете я была в ресторане через дорогу и вот это блюдо было совсем другое. Я не буду за это платить!». И очень много чего интересного.
Работа достаточно тяжёлая, но зато всегда есть деньги в кармане и много ярких воспоминаний
Я одна умею читать название рубрики?Какой реальный опыт в статистике?
Вадим, можно хранить за рубежом. Главное суметь выехать к своим сбережениям, а то ведь если опустится железный занавес счета за рубежом станут недоступны, а наличные бесполезны.
Хотя для чёрноно рынка может сойдут)
Что касается денег, то вот в условном офисе можно бумажки перекладывать за 25 тысяч, а можно быть крутым профессионалом на хорошем месте и покупать квартиры каждый год. Вот и в общепите то же самое, между студентом на подработке и официантом в дорогом ресторане большая разница и да, можно зарабатывать хорошо, содержать семью и все такое прочее, но для этого нужно работать и расти над собой в профессиональном плане. Ну, как и везде.
Работаю официантом в очень популярном ресторан-баре в г.Хабаровске, параллельно обучаюсь по очной форме, график работы выбираю сам. С учебой проблем нет. З/п без учета чаевых составляет 40-50 тыс руб в месяц, с чаевыми 60-70 тыс руб. На жизнь хватает, могу откладывать на дорогостоящие покупки или путешествия.
Бегло прочмтал статью, ребята вы упустили самое важное, у официанта не важна зарплата, у официанта основной заработок это его чаевые.
Я знаю несколько мест где плотят офикам 100₽ час. При этом в ресторане гости очень богатые состоятельные люди они могут за обычный чай который стоит 350₽ оставить чаевые 500 и таких гостей за день почти сотни.
Традиционно, самые бесполезные статьи у этого автора. Судя по комментариям, я не один так думаю. У меня крепнет ощущение, что он тупо чей-то родственник)
P.S.: в предмете не разобрался абсолютно. Если лень с живыми людьми поговорить, хоть бы полчаса форумы почитал. Очень мало про чай, неофициально трудоустройство, штрафы и тд
Эээ. Не ожидала статьи без опыта
Калуга, работаю на баре. По городу зп не выше 18т. Однако если считать с чаем то от 30 до 100 тысяч. Например пинта и паб 102
Алексей, да, в Сколкове
Аркадий, если из страны нельзя будет выехать, страны не будет)
Rapd, страны может и не будет, а население со всеми потребностями останется)
Как пройти собеседование
И как к нему подготовиться, чтобы не провалить
Я проходила собеседования раз 20 в своей жизни и не прошла больше половины из них.
В какой-то момент я взяла и разобралась в этом вопросе. Расскажу, как подготовиться ко встрече с работодателем и на что обращать внимание.
Собеседования проводят при приеме на работу, при поступлении в магистратуру, при получении визы и в некоторых других случаях. В статье я буду говорить про собеседования только при приеме на работу.
Что вы узнаете
Что такое собеседование
Собеседование при приеме на работу — беседа потенциального работодателя и соискателя — того, кто претендует на должность. Оно может проходить по телефону, Скайпу или в формате личной встречи.
Собеседование по телефону — предварительный этап отбора кандидатов, на котором обычно только приглашают соискателей на личную встречу. Но не всегда оно проходит так быстро. Бывает, что по телефону работодатель задает много вопросов, чтобы пригласить на встречу самых стойких.
У меня было несколько таких интервью. И мне запомнилось два из них: одно по телефону, второе по Скайпу. Расскажу, как это было.
После декрета я искала работу, нашла вакансию помощника руководителя и откликнулась. Сначала мне позвонил рекрутер компании — познакомиться и спросить, согласна ли я пообщаться по телефону с руководителем. Я согласилась, и мне позвонил руководитель. С ним и состоялось мое первое телефонное интервью.
Мы разговаривали минут 15. Он рассказал о компании и своей большой занятости. Это была основная причина, по которой он искал личного помощника. Я рассказала об образовании, опыте и знаниях. Но интервью резко закончилось, как только я сказала, что три года не работала из-за декрета. Руководитель прервал меня и сказал, что я ему не подхожу. Хорошо, что мы выяснили это во время телефонного разговора, а не на личной встрече — сэкономили время.
Второе интервью было по Скайпу. Я откликнулась на вакансию копирайтера в магазин детских товаров. Директор магазина предупредил, что впереди меня ждет серия испытаний. Первое — это беседа по Скайпу.
Мы созвонились. Директор рассказал о компании и попросил меня рассказать о себе в свободной форме. Мы общались около часа, и директор пригласил меня на личную встречу. Очное интервью он проводил на английском. В итоге я ему не подошла. Если бы узнала о требованиях по языку еще в Скайпе — могла бы сэкономить время и силы.
Со временем я поняла, что телефонное интервью перед встречей — это важно. По телефону можно задать работодателю вопросы и убедиться, что компания тебе подходит. Например, по телефону я всегда уточняю, как оформляют — официально или нет, а также график работы в компании. Для меня важно быть трудоустроенной официально и заканчивать работу не позже 18, чтобы успевать за ребенком в детский сад. И если по телефону работодатель говорит, что все в компании работают до 19 и сдвинуть график нельзя, я больше не рассматриваю эту вакансию.
На личной встрече работодатель и соискатель знакомятся, обсуждают условия работы и общаются, чтобы понять, подходят они друг другу или нет.
Виды собеседований
Собеседования бывают нескольких видов: личная встреча, общение с группой кандидатов или специальная комиссия.
Личная встреча. Работодатель и соискатель встречаются один на один. Собеседование в формате личной встречи делится на несколько подвидов. Расскажу подробнее о каждом.
При структурированном собеседовании работодатель задает кандидату спокойные и последовательные вопросы об образовании, опыте работы, причинах поиска новой работы, ожиданиях и карьерных планах. С него начинаются все встречи, и задача такого интервью — познакомиться с кандидатом и узнать его получше.
При проективном собеседовании работодатель просит кандидата оценить людей или поступок определенного персонажа. В его основе лежит представление, что человек переносит свой жизненный опыт на других людей и таким образом объясняет их поведение. Например, работодатель спрашивает, почему люди врут. На основе ответа кандидата делает вывод, почему обманывает именно он. Или задает вопрос, что мотивирует людей делать свою работу лучше, и слышит причины, которые важны для самого кандидата.
При собеседовании по компетенциям, или поведенческом интервью, работодатель просит соискателя рассказать о различных ситуациях, которые произошли с ним на прошлой работе. Например, в каких именно случаях пригодились качества кандидата из резюме — ответственность и исполнительность. Таким образом он оценивает компетенции — способности человека, которые помогают ему эффективно выполнять свою работу. И соотносит их с качествами, которые, по его мнению, будут нужны на этой должности.
При стресс-интервью работодатель создает напряженную для кандидата обстановку: задает провокационные вопросы и делает так, чтобы кандидат чувствовал себя неловко, злился и испытывал всю гамму чувств. Например, он может заявить, что не ждал кандидата, или заставить ждать встречи несколько часов, осуждать внешность, игнорировать во время беседы, задавать неудобные вопросы и кричать. Задача стресс-собеседования — выяснить, как соискатель реагирует и действует в нестандартных ситуациях.
Из опыта могу сказать, что компании, которые используют стресс-интервью, как правило, не заслуживают внимания кандидатов. Под стрессовыми методиками часто понимают, например, такие:
Это неэффективно и плохо влияет на HR-бренд компании — соискатели рассказывают о таких вещах в соцсетях и делятся с коллегами. Если это узкая сфера, весть о методах быстро разлетается среди потенциальных кандидатов. Сильные и успешные кандидаты вряд ли пойдут в такую компанию. Поэтому нормальные компании, которые заинтересованы в сильных сотрудниках, обычно не устраивают стресс-интервью.
Если вы пришли на собеседование в компанию, ведите себя так, чтобы не возникло «критических факторов», которые могут помешать работодателю сделать выбор в вашу пользу. Расскажу реальный случай из практики: соискательница на должность личного помощника вела себя сдержанно и профессионально, когда ее собеседовала я. Когда она встретилась с руководителем компании, то вдруг стала кокетничать, облизывать губы и призывно улыбаться. Ее не взяли.
Еще собеседование — повод рассказать о себе чуть больше, чем есть в резюме. Например, однажды мы искали человека на должность директора по развитию компании, чтобы он тесно работал с отделом маркетинга, продажами и отвечал за новые рынки. Кандидатов было несколько, и заказчик сомневался, кого выбрать.
На личном собеседовании выяснился интересный факт — один из соискателей участвовал в строительстве здания, в котором находился офис компании заказчика. И именно ему отдали предпочтение: заказчик почувствовал связь с кандидатом. Очень часто конечное решение принимается иррационально, особенно если все кандидаты достойные.
Работодатель может сочетать перечисленные выше виды собеседований и таким образом отсеивать кандидатов, которые не соответствуют его ожиданиям.
В целом задача личного интервью — познакомиться с кандидатом, понять уровень его знаний и компетенций, оценить квалификацию и заинтересованность в данной вакансии. Собеседование может проводиться в один или несколько этапов. Если этапов несколько, соискатель сначала встречается с менеджером по персоналу, затем — с заместителем руководителя или с непосредственным руководителем. Сколько именно будет встреч и в какой последовательности они пройдут — зависит от компании.
Я проходила все виды собеседований, кроме стресс-интервью. В интернете пользователи делятся историями, как работодатели им хамили, запирали в переговорной и даже курили в лицо.
Групповое интервью проводят в случае, когда желающих занять свободную должность много и работодателю нужно быстрее отобрать подходящих кандидатов из группы соискателей. Обычно таким образом отбирают соискателей на должности в сфере ритейла — продавцов, администраторов и тех, кто работает с покупателями или клиентами за пределами офиса. Еще — управленцев, промоутеров или когда нужны активные кандидаты.
Задача группового собеседования — отсеять неподходящих и сосредоточиться на тех, кто проявил себя и прошел первичный отбор. Здесь важно быть активным, инициативным и дружелюбным к другим соискателям. А если собеседование проходит в форме игры, важно стать главным в команде и показать, что вы умеете сотрудничать и подчинять других людей. Ведь именно таких соискателей приглашают на второй этап и потом берут на работу.
Пока училась в вузе, я подрабатывала промоутером. И примерно раз в два-три месяца проходила собеседование в формате групповой встречи для работы на новой акции. Однажды меня не взяли на работу, потому что я слишком тихо рассказала о себе. На следующих интервью я старалась быть громкой и активной — чтобы взяли.
Комиссия. Это формат собеседования, на котором присутствует несколько представителей компании и один кандидат. Комиссия задает кандидату вопросы и после встречи ставит ему оценки. В результате комиссия оценивает всех кандидатов и выбирает среди них лучшего, чтобы пригласить на работу. Интервью с комиссией обычно проводят при поступлении на госслужбу.
Этапы собеседования
Этапы собеседования различаются в зависимости от вида интервью и подхода компании к найму персонала. Сценарий индивидуальной встречи будет одним, а общения с группой кандидатов — другим.
Этапы индивидуального собеседования обычно такие:
Похожие этапы и у интервью с комиссией.
Последовательность этапов индивидуального собеседования может различаться. Работодатель может предложить выполнить тестовое задание до, во время или после встречи или не давать его вообще.
Тестовое задание позволяет оценить реальные навыки и умения кандидата. Обычно его дают людям творческих профессий или таких, для работы по которым требуются специальные навыки, например дизайнерам, редакторам, программистам. В качестве тестового задания дизайнеру предложат нарисовать баннер, редактору — привести текст в порядок, программисту — написать код.
Если кандидат справился с тестовым заданием и устраивает работодателя, его приглашают на повторную встречу, стажировку или сразу на работу. Личных встреч и заданий может быть несколько — это зависит от компании. Как правило, чем она крупнее и серьезнее, тем тщательнее проверяет кандидата перед приемом на работу.
Этапы общения с группой кандидатов такие:
Работодатель дает обратную связь в тот же день или через несколько дней после собеседования. Если работодатель не сказал о ней на встрече, уточните после встречи, когда ждать ответ.
Групповое интервью — обычно первичный этап отбора. Успешных кандидатов приглашают на второй этап собеседования — личное интервью. А оно обычно проходит по сценарию, который я описала выше.
Методы отбора кандидатов на собеседовании
Кандидатов на собеседовании могут отбирать разными способами. Расскажу о самых распространенных.
Анкетирование. На первом этапе большинство компаний предлагает соискателю заполнить анкету и рассказать в ней о себе. Это вспомогательный метод отбора, который позволяет получить о кандидате больше информации, чем есть в резюме. Например, в анкете могут быть вопросы о вашей семье и увлечениях. Заполнить анкету просят в больших компаниях для проверки кандидата службой безопасности.
Беседа с менеджером по персоналу строится таким образом, чтобы выяснить, подходит ли кандидат на должность и насколько он в ней заинтересован. Обычно рекрутер просит кандидата рассказать о себе и задает вопросы об образовании, опыте работы, спрашивает, чем заинтересовала вакансия и компания и чего он ожидает от работы. Специальные знания и навыки менеджер не проверяет, но может передать тестовое задание или запросить портфолио, чтобы показать его руководителю.
Собеседование со штатным психологом бывает двух видов: беседа и специальные тесты. В ходе беседы психолог оценивает поведение кандидата — его жесты, мимику и интонацию — и сопоставляет поведение с той работой, на которую претендует соискатель. Например, если это работа с людьми, психолог оценивает, насколько общителен и стрессоустойчив кандидат.
В качестве упражнений психолог может предложить различные тесты, например:
Тестирование. Если для работы нужны специальные знания и навыки, работодатель предложит соискателю тестовое задание. Так он убедится, что кандидат сможет справиться с должностными обязанностями.
Интервью на иностранном языке проводят, когда для работы нужен иностранный язык. Обычно работодатель просит рассказать о себе и задает простые вопросы, например, почему вы ушли с прошлой работы, какими достижениями гордитесь и чем увлекаетесь.
Проверка на полиграфе, изучение мимики, почерка и отпечатков пальцев кандидата — все это законные методы отбора.
Бояться подобных исследований не стоит. Наоборот, работодатель, который предлагает пройти довольно дорогостоящую процедуру, скорее всего, сильно заинтересован и еще раз хочет убедиться в вашей честности.
Я проходила через многие методы отбора кандидатов, кроме беседы с психологом и проверки на полиграфе и почерка. Чаще всего в компании использовали несколько методов отбора: анкетирование, беседу с рекрутером и тестирование. Интервью на английском я проходила всего два раза в жизни, но в работе язык мне так и не пригодился. А вот тестовые задания я делала часто. Последние полгода я работала интернет-маркетологом, и при найме на работу работодатели просили подтвердить специальные знания: собрать семантическое ядро, составить медиаплан и подготовить несколько рекламных объявлений.
Как подготовиться к собеседованию
Резюме не заменит личной встречи работодателя и соискателя. И к собеседованию важно подготовиться. Подготовка не гарантирует трудоустройство, но повышает шансы перед неподготовленными кандидатами.
Наберите номер работодателя, когда доберетесь до здания, в котором находится офис. Если работодатель встретит вас внизу, по дороге в офис обсудите нейтральную тему, например погоду или пробки. Это снимет напряжение и настроит на разговор.
Уточнение места и времени собеседования. Если вы потеряли записку с адресом и временем интервью, позвоните работодателю и все это уточните. Это лучше, чем если вы опоздаете на интервью или не придете на него вообще.
Сбор информации о компании. Загляните на сайт компании и убедитесь, что сфера ее деятельности вам интересна и вы разделяете ее ценности. Посмотрите на фотографии команды, карту с расположением офиса. Прочитайте отзывы бывших сотрудников о работе в компании. Моменты, которые смущают, запишите и обсудите на собеседовании.
Подготовка рассказа о ключевых моментах карьеры. На собеседовании работодатель будет спрашивать о прошлой работе: каких результатов на ней вы добились, с какими трудностями столкнулись, как видите свою карьеру дальше — и задавать другие подобные вопросы. Подготовьте примеры, которые покажут ваши знания, опыт, компетенцию.
Подготовка вопросов работодателю. На собеседовании вопросы задает не только работодатель, но и кандидат. Подготовьте вопросы об обязанностях, зарплате, перспективах работы в компании и организационных моментах.
О работе и обязанностях:
Об организационных моментах:
Задайте другие вопросы о компании, ответы на которые вам важно узнать.
Дресс-код для собеседования. Дресс-код в компании может быть строгим, демократичным или его может не быть вообще. Загляните на сайт компании и посмотрите фотографии ее сотрудников, чтобы понять, как принято одеваться в этом офисе. Если фотографий нет или на них непонятно, как одеваться, позвоните в компанию и уточните этот момент. Или соблюдайте одно правило: одежда и обувь должны быть сдержанными и удобными. Они не должны сковывать движений, быть откровенными или слишком яркими.
Подготовка в офисе перед собеседованием. Прежде чем зайти в офис, пройдите в уборную или посмотрите в зеркало и убедитесь, что выглядите опрятно. Позвоните работодателю и предупредите, что вы приехали. Он может за вами спуститься или предложить зайти в офис самостоятельно. В переговорной достаньте ручку и блокнот с подготовленными для работодателя вопросами.
Как вести себя на собеседовании
На собеседовании я всегда волнуюсь, хотя нужно вести себя уверенно. Поэтому я держу в голове три правила на тот случай, если буду сильно нервничать:
Установление контакта. Любая беседа начинается со зрительного контакта и приветствия. Поздоровайтесь, улыбнитесь и, если считаете уместным, начните разговор на нейтральную тему, например о погоде и пробках на дороге, если не сделали это в лифте или по пути в переговорную. Но много не болтайте — пусть работодатель уже начнет собеседование.
Рассказ об организации. Собеседование начинается с рассказа о компании: ее истории, результатах и планах. Даже если вам кажется, что рассказ затянулся, не перебивайте работодателя — пусть спокойно его закончит. После задайте несколько уточняющих вопросов о компании, если они появились. Задать пару вопросов желательно, чтобы работодатель не подумал, что вы его не слушали или не заинтересовались компанией.
Интервью. После монолога о компании начинается интервью. Сначала вопросы задает работодатель к соискателю, потом — наоборот. Какие именно вопросы вам будут задавать, заранее неизвестно. Но будьте готовы услышать провокационные или вопросы о личной жизни. Например, женщин спрашивают, собираются ли они в декрет. Если вы не хотите отвечать на вопрос, скажите об этом работодателю и добавьте причину, по которой не хотите этого делать.
Обратная связь. Спросите, в течение какого времени работодатель даст обратную связь и куда звонить или писать, если не получили ответа в установленное время. Спросите, как лучше связаться с работодателем, если у вас появятся вопросы.
Окончание встречи. Поблагодарите работодателя за интервью и попрощайтесь.
Вопросы и ответы на собеседовании
Есть вопросы, которые на собеседовании задают большинство работодателей. И ответы на них лучше продумать заранее, чтобы показать себя с лучшей стороны. Вот эти вопросы.
Кем вы видите себя в компании через пять лет. Задавая такой вопрос, работодатель хочет понять, соответствуют ли друг другу ваши планы и планы компании, сможете ли вы реализовать их на новом месте и чего хотите от карьеры.
В компании может быть определенный сценарий развития карьеры. Например, когда ассистент становится младшим специалистом, затем — просто специалистом, руководителем отдела и, наконец, директором. Градация может различаться в зависимости от компании. Здесь важно понять, она есть или нет. Сценария развития карьеры может не быть вообще: вот есть одна должность, и никуда с нее не деться, кроме как перейти в другой отдел или уволиться.
Чтобы ответить на вопрос, на какой из должностей вы бы хотели работать и через какое время, узнайте о численности и структуре компании: из каких отделов она состоит, какие должности есть в отделах. Если информации о структуре компании в открытом доступе вы не нашли, попросите работодателя рассказать об этом.
Причина увольнения с предыдущего места работы. Если вы опытный работник, с вероятностью 99,9% работодатель спросит вас о причинах увольнения с прошлых работ.
Причины для увольнения бывают такими:
Есть и другие причины. Но, какой бы она ни была, расскажите о ней честно.
Если вы добились высоких результатов на предыдущем месте и не видите на нем дальнейшего роста, так и скажите и перечислите прошлые достижения. Добавьте, что перед увольнением обсудили перспективы роста с прошлым начальником и не нашли решения, которое бы устроило обоих.
Если на прошлой работе не устраивала зарплата, не стесняйтесь об этом сказать. Но будьте готовы к вопросам о том, каких результатов вы добились, почему вас нужно было повысить и что вы для этого сделали.
Если вас уволили или сократили, расскажите рекрутеру о критериях увольнения или сокращения, чтобы стало понятно, что дело было не в вашей компетентности.
Почему должны выбрать именно вас. На одну позицию обычно претендует несколько кандидатов. И задавая такой вопрос, работодатель хочет услышать, какие преимущества есть у кандидата и как они помогут ему справиться с работой. Эффективный ответ — привести примеры своих профессиональных навыков и достоинств и сопоставить их с теми, которые требуются для этой работы.
Покажу, как это сделать, на примере вакансии бухгалтера:
Требование | Ваш опыт |
---|---|
Среднее специальное или высшее экономическое образование | Высшее образование по специальности «Финансы и кредит» |
Опыт работы бухгалтером не менее двух лет | Работаю бухгалтером 4 года |
Опыт работы бухгалтером на участке «Расчеты с покупателями» и «Зарплата» от 1 года | Работала на участке «Расчеты с покупателями» 1 год и на участке «Зарплата» — 2 года |
Знание законодательства в рамках участков «Расчеты с покупателями», «Зарплата» и «Начисление налогов с ФОТ» | Да, знаю. Умею работать в правовых базах и отслеживать изменения в законодательстве |
Уверенное владение программами 1С 8.2, 8.3, ЗУП 8.3 и системой « Банк-клиент » не менее двух лет | Работала в 1С 8.2, 8.3 в течение четырех лет, с « Банк-клиентом » — всего год |
Если разложить по полочкам требования на должность и свой опыт, получится такая таблица. И на основе нее легко составить краткий и аргументированный ответ.
Почему хотите работать именно у нас. Чтобы ответить на вопрос, оцените предложения других компаний и выпишите, что отличает предложение этой компании от остальных. Расскажите работодателю, что в этой вакансии особенно вас привлекает: задачи, перспективы, политика и корпоративная культура, местоположение. При прочих равных условиях компании обращают внимание на лояльность соискателя к ней. И если вы уже знакомы с деятельностью компании, расскажите об этом и отметьте, что вам понравилось: например, что компания приняла участие в экологическом или другом важном проекте.
Что вы сделаете, если начальник окажется неправ и это может навредить компании. Ответьте так, как бы вы поступили на самом деле, и расскажите почему. Ваша задача — не понравиться работодателю, а найти компанию с похожими ценностями.
Почему так долго искали работу. Задача такого вопроса — понять причины, по которым вы до сих пор не устроились, и ваше отношение к этому. Отвечайте честно. Занимались профориентацией, повышали квалификацию, не искали работу по семейным причинам, и это первое собеседование за полгода — какой бы ни была причина, она всегда нормальная для поиска новой работы. Но только не называйте как причину, что вас никуда не берут.
Какими лучшими качествами вы обладаете. В ответе на вопрос расскажите о качествах, которые помогают вам работать продуктивнее. Если претендуете на должность аналитика, скажите об усидчивости, внимательности и ответственности. Если устраиваетесь журналистом или пиар-менеджером, скажите о своей общительности, креативности и настойчивости.
На какую зарплату рассчитываете. Приведите конкретные цифры или вилку, минимальная цена в которой вас устраивает. Посмотрите зарплаты специалистов вашего уровня и соотнесите желаемую зарплату с рыночной. Посчитайте, сколько вы тратите на нужды — аренду квартиры, коммунальные услуги, продукты, спорт. Добавьте сумму, которую хотите получать сверху, чтобы откладывать или тратить на более приятные вещи. Гораздо лучше не сойтись с работодателем в цене, чем выйти на работу с зарплатой, которая вас не устраивает.
Какие ошибки вы совершали на предыдущей работе. Не игнорируйте такой вопрос. Лучше подготовьте историю о неудаче и расскажите, какой урок вы вынесли из неудачного опыта.
Работодатели не ждут, что кандидат на открытую должность будет идеальным. Они хотят понять, умеете ли вы признавать свои ошибки и извлекать из них уроки. И что вы понимаете под ошибками.
При подготовке истории об ошибках рекрутеры советуют использовать технику STAR. Вот формула:
ситуация — задача — действие — результат (Situation — Task — Actions — Results).
Начните с предыстории: составьте краткий обзор ситуации, например, расскажите, кем вы работали и в каком именно проекте произошла неудача. После — подробности, что именно случилось и привело к провалу. Потом расскажите, как вы нашли выход из ситуации или справились с переживаниями и избавили от них коллег.
Если отказаться отвечать на вопрос, работодатель может решить, что вы скрываете серьезный провал, не идете на риск, не устанавливаете высокую планку и, соответственно, не терпите неудач или считаете себя слишком идеальным.
Когда вы приходите на собеседование, спросите себя честно, чем вы действительно хотите заниматься в своей трудовой деятельности. Есть и другие вопросы — в какой команде ваша работа будет более продуктивна или в какой компании вы действительно могли бы приносить пользу. Когда вы честно ответите на подобные вопросы, вы сможете точно определить, куда и для чего вы хотите пойти.
Я наблюдаю, что очень много людей плывет по течению. Они ходят на разные собеседования и хотят быстрее трудоустроиться. Отказ они воспринимают как поражение, что очень сильно влияет на самооценку. Поэтому они изучают информацию о компании, собирают обратную связь и выстраивают свой успешный «образ продажи». Зачастую получают желаемую должность и зарплату. Но потом им приходится отыгрывать образ, который они продали работодателю, каждый день. И часто этот образ не соответствует реальности. Наступает разочарование, а потом — профессиональное выгорание.
В моей практике было всего несколько случаев, когда кандидаты честно признались на собеседовании, что вакансия, на которую они откликнулись, оказалась нерелевантна их ожиданиям. Хотя описание подходило к их опыту на 100%.
Например, кандидат на позицию личного помощника генерального директора призналась после беседы, что ей интереснее сфера маркетинга. Образование и личные качества — внимательность, усидчивость и хорошие аналитические способности — позволяли ей попробоваться на такую вакансию. Мы нашли ей вакансию в этой сфере, и до сих пор она успешно работает там.
Еще есть другой важный момент. Каждая вакансия подразумевает под собой набор определенных компетенций — знаний и навыков, которые необходимы для данной работы, личностных особенностей, чтобы встроиться в корпоративную культуру, и внутренние неформальные правила компании. И если рекрутер наблюдает на собеседовании за человеком и по его поведению понимает, что он не сможет встроиться в эту культуру, он отказывает. Кандидаты принимают отказ близко к сердцу, так как не понимают причину отказа или вовсе ее не слышат.
Такие вещи, например внутренние правила, не всегда транслируются в открытую. Но рекрутер не будет их скрывать, если спросите. Лучше задавать больше вопросов, с какими сложностями придется столкнуться или почему в вакансии есть такое требование, как стрессоустойчивость или гибкость. Обычно это значит, что есть рабочие ситуации, в которых придется подстраиваться под существующие условия и постоянно проявлять эти качества. Если рекрутер спрашивает о конкретных ситуациях и вашем возможном поведении, в большинстве случаев на работе вам придется столкнуться именно с этим.
И последний, но серьезный момент. Наибольшее раздражение у всех рекрутеров вызывают заученные и шаблонные фразы из интернета. Готовиться важно, но будет замечательно, если на каждую заученную фразу или вашу характеристику вы приведете несколько подтверждающих примеров из жизни. Например, не просто скажете, что вы умеете проявлять гибкость, но и приведете примеры этого с прошлых работ.
Что делать после собеседования
После собеседования подождите решения и, если хотите, напишите благодарственное письмо.
Чтобы принять решение о найме, работодателю нужно время. Он оценивает кандидатов, сравнивает их друг с другом и делает предложение тому, кто, по его мнению, больше подходит компании. На время это нужно 7—10 дней или больше в зависимости от подхода компании к найму персонала. Если работодатель долго не отвечает, позвоните или напишите ему письмо и спросите о результате встречи. Если оказалось, что собеседование вы провалили, попросите дать обратную связь: чем вы понравились и что стало причиной отказа в приеме на работу.
Сразу после встречи можете поблагодарить работодателя за встречу и предоставленный шанс стать частью коллектива.
Ошибки соискателей на собеседовании
Соискатели совершают ошибки, которые мешают им устроиться на работу.
Страх или синдром «застенчивого студента». Неуверенное поведение портит впечатление о вас как специалисте и сводит шансы на прохождение собеседования к нулю. Даже если вы подходящий кандидат на эту должность и уверенный человек по жизни, не будьте робким на встрече. Перед встречей сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, попейте воды, расправьте плечи, улыбнитесь — все это снимает напряжение. Принимайте участие в беседе на встрече — так вы отвлечетесь от волнения.
На собеседованиях я ужасно стеснялась и боялась, что меня не возьмут на работу. Сразу после вуза я ушла в декрет и три года нигде не работала. На работу меня долго никто не брал. Тогда я просто хотела работать, неважно, где и кем. На интервью старалась угодить и понравиться работодателю — лишь бы меня взяли. После двух нелюбимых работ я поняла, что не надо стремиться понравиться. Надо разобраться, где и кем хочешь работать, и идти к работодателю.
Неподготовленность. Если вы не знаете, чем занимается компания, в нее вас, скорее всего, не возьмут. Еще вы попадете в неловкую ситуацию, если работодатель задаст вам вопрос об организации, а вы не сможете внятно на него ответить. Например, он может спросить, что вам известно о компании и ее успехах за последнее время.
Перевод интервью в беседу по душам. Собеседование строится по определенному сценарию, и в нем всегда есть место для вопросов кандидата к работодателю. Задавая вопросы, соискателю важно не перейти на личные темы и не начать изливать душу работодателю. Запретные темы на собеседовании: личная жизнь, религия, политика, музыкальные и кулинарные пристрастия, если они не связаны с должностью.
Если интервью в беседу по душам переводит рекрутер, вежливо спросите его, остались ли к вам другие вопросы и когда ждать обратную связь.
Подавленность и плохое самочувствие. Если вы почувствовали себя плохо, договоритесь перенести интервью и расскажите о причинах потенциальному работодателю. Если так произошло в офисе, предупредите, что вам плохо, и попросите воды. Ни один работодатель не захочет принимать на работу человека со слабым здоровьем. И если вы заболели, перенесите встречу и пройдите интервью в здоровом состоянии.
Когда вы подавлены или расстроены, перенесите встречу или откажитесь от нее, если работа вам не кажется привлекательной. Равнодушных кандидатов редко берут, и вы только потеряете собственное время и отнимете его у работодателя.
Вульгарное поведение не оценит ни один работодатель. Будьте доброжелательны и вежливы, адекватны в своем поведении. Если вас что-то разозлило на интервью, например некорректные вопросы от работодателя, откажитесь на них отвечать и спокойно мотивируйте свой отказ.
Вот еще распространенные ошибки соискателя:
Особенности собеседования на руководящую должность
Любая должность требует определенных знаний и навыков. И кандидаты на руководящую должность должны обладать определенным опытом и личностными качествами, которые позволяют им управлять подразделением и руководить людьми.
Собеседование на руководящую должность занимает больше времени, чем при найме рядового сотрудника. И всегда это не одно интервью, а несколько встреч с самыми разными лицами компании — от рекрутера до генерального директора.
Вопросы на таком интервью будут разными: об опыте работе, достижениях, провалах, ответственности, характере соискателя и его личных качествах, планах на будущей работе. Скорее всего, кандидата будут не только спрашивать, но и тестировать различными способами, чтобы проверить: