что нужно говорить когда умирает человек у мусульман на татарском
Что должен сказать мусульманин, услышав сообщение о чьей-либо смерти?
Молитва за умершего человека
Какое дуа нужно прочитать, когда слышишь весть о смерти кого-либо?
Жизнь людей на земле не вечна. Время, которое человек проведет на этой земле, уже давно определено Всевышним. Очень важно помнить об этом, готовиться к жизни вечной, а также возносить дуа за тех, кого уже нет рядом.
Данное дуа можно читать не только когда извещают о чьей-либо смерти, но и тогда, когда Вам сказали, что кто-то попал в большую беду, потерпел огромное горе или трудность.
Данное дуа читается так:
«Инна Ллилляхи ва инна илейхи раджиун. Аллахумма’ль-хыкху би’с-салихин, вахлюф‘аля зурриййатихи фи’ль-‘габиринэ ва’гфир ляна ва ляху йаума’д-дин. Аллахумма ля тахримна ля тахримна аджраху ва ля тафтинна Аллахумма ба’даху».
Значение: «Все мы принадлежим Аллаху и к Нему мы будет возвращены. О, Аллах! Сделай его благочестивым и помоги его потомкам и прости его и нас в День Суда! Господь мой, не лишай нас Своего довольства и не дай нам застать раздора. (Набави, аль-Азкар, 132)
Умершие всегда нуждаются в искренних дуа близких им людей. Нужно просить Всевышнего об их прощении, читать как можно больше Коран, молитвы, делать благие поступки за их душу, чтобы награда за деяния была предписана им.
Благие молитвы, прочитанные нами, способствуют прощению грехов покойных и облегчают их участь в могиле.
Как только сообщается о чьем-либо уходе из этой жизни можно прочитать 156 аят из суры «Корова»:
أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِّن رَّبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ
«Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся».
Непосредственно после погребения желательно обратиться ко Всевышнему со следующими словами:
«Аллахума-гъфирли ляхуллахумма саббитху»
Перевод смысла: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!»
Тазия – соболезнования по поводу смерти в исламе
Таз´ия – обычай в исламе выражать соболезнования семье умершего, в общем случае – человеку, понёсшему большую потерю. Основной целью тазии является успокоение близких покойного в нелёгкий час, напоминание о терпении и смирении перед волей Аллаха.
Пророк Мухаммед о соболезновании:
– Тому, кто выразил соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье.
– Того, кто принес соболезнование своему брату в беде, Аллах оденет в одежды в Судный день.
Когда нужно соболезновать по традициям ислама
Соболезнуют в первые три дня по смерти. Не следует это делать до погребения (дафн) и во время погребальной церемонии. У родственников мысли должны быть направлены на скорейшее упокоение тела, и потому отвлекать их от погребальных забот не стоит. Обычно тазия совершается после похорон, когда близкие умершему будут явственно ощущать пустоту в своём сердце. Исключение: если домочадцы умершего слишком сильно переживают горе и это мешает им заниматься захоронением по традициям мусульманского похоронного обряда Джаназа.
Совершение тазии после третьего дня по смерти является макрух (запретным) – ведь за прошедшие дни печаль несколько утихла, и выражение соболезнований может разбередить сердечную рану.
Если человек отсутствует на похоронах по уважительной причине (например, отъезд, в пути, болезнь и т. п.) или если весть о кончине приходит слишком поздно, допускается выражать соболезнования позже.
Где выражают соболезнования мусульмане
Выражать соболезнование следует в доме покойного или в мечети.
Как выражают соболезнования у правоверных
Под соболезнованием в исламе понимается слова не только утешения, но наставления тем, кто пребывает в горе. Скорбящим говорят о необходимости проявить терпение, смириться с безвозвратной потерей, напоминают о грехе нетерпимости по отношению к деяниям Аллаха. Коран считает грехом выражать свою скорбь слишком эмоционально – допустим тихий плач, но не вскрики и причитания. Поэтому плакальщиц следует утешить, дабы прекратить их голошения. Ведь сказано в Коране, что дом, в котором слышатся причитания по покойному, покидают ангелы милости. Сама рыдающая должна покаяться в своём грехе неверия в милость Аллаха, иначе в Судный день она воскреснет в одеянии из жидкой смолы.
При совершении тазии желательно пожать руки в знак сочувствия. Подобный жест допустим в отношении всех членов семьи – мужчин, разумных детей и женщин в годах. Однако молодым женщинам и девушкам соболезнуют только женщины или те, кто для них является махрамом (с кем нельзя сочетаться браком). Соболезнования от постороннего мужчины для молодицы является харамом (запретным).
Помимо наставления, соболезнующему полагается произнести слова молитвы (дуа). В ней просят о ниспослания прощения умершему за совершённые при жизни грехи и даровании всех благ родне вместо горя.
Соболезнования семье почившего выражают единожды. Порицается совершать тазию несколько раз по одному человеку. Не следует садиться в доме покойного или оставаться на ночь, если вы не являетесь его родственником. Иначе пришедшие в дом почившего посчитают вас скорбящим и совершат тазию.
Кому выражают соболезнования в исламе
Соболезнования выражают всем родственникам умершего, кроме молодых женщин. Им совершают тазию только женщины или их махрамы. Ранее считалось, что собираться в одном доме для принятия соболезнований недопустимо, чтобы горе не переживалось особенно тяжело. Сейчас, когда члены семьи покойного могут проживать в различных частях земного шара, подобное даже приветствуется. Так, пришедший в дом почившего, сможет совершить тазию сразу всей родне.
Сунна поощряет домочадцев почившего соболезновать друг другу. Например, если умер отец, то сыновья соболезнуют друг другу.
Соболезнования выражают независимо от веры покойного или скорбящего.
Что говорят мусульмане, когда умирает человек: значение смерти в исламе, понятие и роль традиции соболезнования скорбящим, порядок и правила совершения тазии, дуа за умершего и молитва для соболезнования
После смерти представители всех религий, конфессий отдают дать уважения покойным. Отчасти это выражается через прочтение молитв. Также играет роль и произнесение слов соболезнования родным и близким. Это позволяет поддержать их. Но велик риск совершить ошибку, оскорбить родственников или навлечь на себя гнев Аллаха. Нужно предварительно узнать, что говорят мусульмане, когда умирает человек. С этим связаны различные обычаи.
Для христианина соболезнование – возможность совместно «болеть» или скорбеть об умершем. Мусульмане же чаще всего уточняют значение слов с учетом своей религии. Они трактуют соболезнование, как повеление о терпении (сабру). Вместе с тем такое действие должно совершается с целью наставления родных умершего. Соболезнование косвенно выполняет функцию молитвы (дуа), является одной из ее форм. Это значит, что таким способом происходит обращение к Аллаху, совершается поклонение ему.
Мусульман хоронят положив тело покойного на правый бок в сторону Каабы
Существует такое понятие, как тазия. Его значение может быть разным. Чаще всего слово используется для определения соболезнования семье умершего. Разрешено произносить слова в течение первых 3 дней с момента смерти человека, но не позднее. Причем есть ограничения на совершение этого действа. Так, допустимо говорить слова соболезнования только 1 раз. Шиитская тазия представляет собой театральное действие, которое позволяет почтить память Хусейна ибн Али.
Говорится, что всякого верующего, кто совершает тазию для облегчения состояния родственников покойного, испытывающих скорбь, в Судный день наденет одеяния почета, достоинства.
Обряд погребения усопших по исламу
Притча о Малик аль-Маут
Существует притча об ангеле Смерти. Однажды он пришел в один из домов, чтобы забрать душу умирающего. Его близкие стали горевать, на что Малик аль-Маут сказал: «Почему вы проливаете слезы? Разве вы не знаете, что я буду приходить, пока в доме не останется никого?» Это приказание Аллаха, ангел Смерти не может ослушаться его.
Свидетельство Единобожия для умирающих
Существуют предания (хадисы), которые описывают действия пророка Мухаммеда. Также это название изречения одобрительного, утвердительного характера. Согласно одному из хадисов, пророк изрек: «Внушайте тем из вас, кто умирает, что нет другого Бога, кроме Аллаха». Для этого произносят Свидетельство Единобожия: «Нет божества, кроме Аллаха». Такие слова открывают иной путь перед душой умершего – преуспевания.
Считается также, что люди, чьими последними словами было Свидетельство Единобожия, превосходят остальных при определении положения в загробном мире. Но такое возможно при условии, что умирающий не совершил более ни одного греха после этого. Такие правила объясняют, почему слова Свидетельства Единобожия произносятся последними перед смертью, после них ничего не говорят.
Священная книга Ислама Коран
Почему запрещено сильно убиваться от горя
Смерть человека – повод принять волю Аллаха. Погребальный обряд (джаназа) предполагает выполнение ряда правил. Но важно вести себя соответствующим образом и после окончания похорон. Траур длится недолго в большинстве случаев.
Когда жена теряет мужа, она должна соблюдать иные традиции. Траур более продолжительный в данном случае.
Тот, кто чрезмерно горюет, нарушает завет Аллаха, который предрек принятие его воли. Допустимо отдать дань уважения умершему сразу после смерти, но соблюдать траур на протяжении длительного периода запрещено. Необходимо взять себя в руки, перестать горевать. Ислам – это не религия траура.
Покорное принятие воли Аллаха
Коран предписывает молчаливое принятие испытаний, несчастий. Так проявляется безмолвное терпение, что считается одним из важных качеств верующего. Умирают все люди в разное время, но это не повод убиваться горем. Допустимо умеренное оплакивание покойного, ибо тот, кто противится воле Аллаха, не попадет в райские обители.
Дуа за умершего
Дуа – это молитва, которая читается по разным поводам, например, в житейских ситуациях: перед началом нового дела, за умершего и т. д. Взывают к Богу, чтобы высказать мольбу, благодарность или покаяться. Существуют несколько правил чтения мусульманской молитвы, что позволит получить лучший результат:
Этикет соболезнования у мусульман: пророк Мохаммед о тазии
Если по русским традициям на похоронах и во время поминок разрешается проявлять свое горе, то мусульмане более сдержанны. Они выполняют завет Аллаха – быстро осушают слезы, уже на 4 день приободряются, тогда как христиане до 40 дней соблюдают траур. Пророк Мохаммед подчеркивает важность совершения тазии. Он сказал: «Тому, кто выразил соболезнование страждущему, предназначается такое же воздаяние, что и человеку, которого постигло это несчастье». Данные слова подтверждают, что способному сопереживать беде другого полагаются особые привилегии.
Важно не перепутать намаз и дуа. В первом случае допустимо произносить священные слова на любых языках (турецком, татарском, казахском, узбекском и т. д.), во втором – только на арабском. Молитву произносят любые народности (если среди жителей страны есть мусульмане: карачаевская местность, Осетия, Ингушетия, Татарстан и др.).
Порядок и время выражения соболезнования
Настоятельно рекомендуется выждать время, пока идет подготовка к погребению, а затем, пока хоронят умершего. Тазия совершается после окончания джаназы. В это время родственники умершего беззащитны, опечалены, внутри них пустота. Слова приободрения помогут взять себя в руки, пережить боль утраты. Тазия совершается раньше окончания джаназы при одном условии, если родственники не могут обуздать свои чувства, не принимают волю Аллаха, убиваются от горя, что мешает им провести обряд погребения. Важно произносить слова соболезнования не позднее, чем через 3 дня с момента смерти.
Тот, кто совершает тазию, не должен садиться дома у покойного. Нельзя ему также и оставаться здесь на ночь. Иначе те, кто придет потом, станут совершать обряд соболезнования – примут за родственника покойного.
Кому выражают тазию
Допустимо проявлять сочувствие, обращаться к женщинам старшего возраста, мужчинам, относительно взрослым детям, которые вошли в возраст, когда считаются разумными. Девушки тоже могут принимать соболезнования, но при условии, что их высказывают мужчины, с которыми нельзя сочетаться браком, и женщины. Если молодой человек, не являющийся махрамом (с кем нельзя совершать бракосочетание), обратится к молодой женщине, это считается грехом.
В отношении кого не совершают тазию
Другое вероисповедание не является поводом для отказа от совершения обряда тазии. Но есть отдельные категории людей, которые не могут рассчитывать на сочувственные слова:
Места выражения соболезнования
Согласно правилам совершения тазии, важен не только порядок этого действия, необходимо также определить места, где уместно проводить такой обряд. Так, рекомендуется соболезновать родственникам умершего у него дома или в мечети.
Традиция угощения родственников едой
С тех пор стали поминать умерших подобным образом, но такое действие до сих пор не приветствуется.
Традиционные выражения: что говорят, когда умирает человек в исламе
Существуют традиции, определяющие не только молитвы, обязательные к произнесению после смерти близкого, но и слова соболезнования. Это позволяет утешить горюющего, обнадежить.
Скорбящие мусульманские женщины
Покойный и скорбящий – мусульмане
Фразы ободрения обычно короткие, причем всегда обращаются к Всевышнему:
«Да преувеличит Аллаху, наградит терпением, даст утешение, и да простит Аллах покойного».
Покойный – неверный, скорбящий – мусульманин
Если мусульманин знаком с тем, кто исповедует другую веру, но не является отступником от Имана, можно произнести слова соболезнования/ободрения:
«Да увеличит Аллах твое вознаграждение и да заменит еще лучшим, дарует терпение».
Молитва дуа не произносится над неверным.
Покойный – мусульманин, скорбящий – неверный
Человек иной конфессии может произнести слова тазии, но не дуа. Это поможет родным и усопшему. Скорбящему следует говорить:
«Да простит Аллах грехи вашему умершего, а вместе с тем – и утешение».
Покойный и скорбящий – неверные
Нет необходимости произносить слова соболезнования по Иману – совершать тазию. Это делается с особой целью: когда есть хоть небольшой шанс, что скорбящий примет ислам. Причем не нужно точно следовать правилам выполнения обряда, разрешена его свободная форма.
Длительность траура в исламе
Учитывая, что ислам не является религией траура, длительность периода скорби непродолжительная. Рекомендуется придерживаться трехдневного срока. Отдельный случай – жена, утратившая мужа. Ей разрешается повторно выходить замуж не ранее, чем через 4 месяца и 10 дней. До его окончания свататься нельзя.
Молитва мусульман для соболезнования
Произносится дуа однократно. При этом обращаться следует к Аллаху: молятся об избавлении от мучений, искушения, надеются на милость Всевышнего. Причем никто из верующих не рассчитывает на легкий путь в рай. Когда произносится дуа, говорится, чтобы Аллах очистил душу человека, а потом ввел его в рай по делам жившего.
Да простит Аллах вашего умершего!
Выражение соболезнования и его значимость
Под выражением соболезнования (та‘зият) в Шариате подразумевается совершение наставления человеку, которого постигла беда, или тому, кто тяжело переносит потерю родных и близких, чтобы он проявил терпение, побуждение его к этому, рассказывая о высокочтимости терпеливого перенесения беды и о воздаянии, предусмотренном ему за это.
Важно также предупредить их о том, что не следует возмущаться тем, что с ними произошло это горе, а также говорить о том грехе, который он заслуживает, если не проявит терпение и стойкость и поведет себя недостойно.
В соболезнование входит и совершение мольбы о прощении грехов покойного, о ниспослании его родным и близким блага взамен этой беды, например: «Да воздаст вам Аллах большим вознаграждением!», «Да ниспошлет Аллах вам терпение!», «Да простит Аллах вашего умершего!», «Да ниспошлет Аллах взамен этого горя благо вам!» и т. п.
Выражение соболезнования, согласно Шариату, является сунной, ибо Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) тоже делал это. Курра ибн аль-Мазани рассказывал: «Когда умер малолетний ребенок одного из сподвижников, Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), встретив его, выразил ему свое соболезнование». Этот хадис приводит Ахмад и аль-Хаким.
Соболезнование выражают не только тем, у кого умер кто-либо, это совершается по отношению ко всякому, кого постигло несчастье и беда, и это является сунной.
Например, желательно выразить свои соболезнования тому, у кого пропали деньги, животное, будь то даже кошка, и который тяжело переносит эту утерю. Искренним словесным соболезнованием следует укрепить и успокоить человека, чтобы он легче перенес то, что его постигло, и следует сказать ему, чтобы он надеялся на награду Всевышнего Аллаха.
Имам аш-Шафии, когда у одного из его друзей умер сын, выражая ему соболезнования, написал четверостишие, имеющее следующее значение: «Я выражаю тебе соболезнование не из-за того, что я уверен, что останусь жить навечно, а потому, что это – путь религии. Тот, кому выражают соболезнования после смерти его родных и близких, тоже не останется в этом мире, так же, как не останется и тот, кто выражает ему соболезнование, сколько бы он ни жил на этом свете».
Человеку, которого постигла беда, всякий раз, когда он вспомнит об этом, желательно сказать: Смысл: «Поистине, все мы созданы Всевышним Аллахом и принадлежим Ему, и, поистине, к Нему мы все возвратимся. Все решения исходят от Всевышнего и Великого Аллаха». И каждый раз при произнесении данного выражения он получит за это такое же вознаграждение, которое предназначено тому, кого постигла беда и кто при этом перенес ее терпеливо, даже если после несчастья прошло много времени.
Нежелательно трижды повторять слова соболезнования, ибо это будет способствовать увеличению скорби и печали у того, кого постигло несчастье. Но если подобное повторение соболезнования, напротив, больше успокаивает родных и близких умершего, тогда в этом нет ничего предосудительного, как говорят об этом некоторые ученые-богословы.
Также соболезнование считается действительным, если выразить его через письмо или передать через третье лицо. Если умер мусульманин, то, выражая соболезнование его близким-мусульманам, мусульмане произносят следующее: «Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудностях и прощения твоему умершему (близкому)».
В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) выразил соболезнование своей дочери, когда у нее умер ребенок, следующим образом: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего предопределил Он свой срок…, проявляй же терпение и надейся на награду Аллаха». Человеку, которому выражают соболезнование, тоже желательно ответить на это. Например, так: «Да вознаградит и тебя Аллах!», «Да примет Всевышний твои соболезнования!», «Да защитит тебя Аллах от всего вредоносного!» и т. п.
Выражая соболезнования, желательно обоим братьям по вере пожать друг другу руки. Сунна выразить соболезнование всем родным умершего, включая самых младших из них, и желательно начать его с того из них, кому больше всех тяжко перенести несчастье. Подобно тому, как выражают соболезнование родственникам умершего, желательно выразить его и тем, кого охватила скорбь по случаю его смерти – супруге, друзьям и т. д.
О приглашении родных покойного на трапезу
Есть или готовить еду в течение трех дней в том месте, где умер человек, является нежелательным нововведением. Нежелательное нововведение, в свою очередь, подразделяется на нежелательное, близкое к запретному, и нежелательное, близкое к разрешенному. Готовить еду на поминках является нежелательным нововведением, близким к дозволенному. В этом нет греха.
Когда, например, пришло известие о том, что Джа‘фар, брат ‘Али и сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), погиб смертью шахида во время сражения с неверными в местности Мутат, то Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Приготовьте еду для семьи Джа‘фара, ибо на них обрушилась тяжелая весть и им не под силу приготовление еды». Основываясь на этом хадисе, будет желательным, если родственники или соседи усопшего приготовят еду и принесут ее, выразив семье покойного свое сочувствие и утешив ее.
Также желательно угощать и тех дальних родственников покойного, которые не проживают в данном населенном пункте, а приехали из другого места. Остальные же делают наоборот. Однако из-за того, что это нововведение не причиняет вреда покойному, ему не уделяется особого внимания.
Желательно настойчиво просить их отведать пищу, дабы они не ослабели вследствие оставления приема пищи, можно даже делать это посредством клятв, если есть уверенность, что они не нарушат вашу клятву.
Таким образом, нежелательность приготовления пищи в доме покойного вызвана тем, что в это время близким умершего не до мыслей о еде. Желательным (сунна) является вести с ними успокаивающие их беседы, напомнить им о том, что могло бы их утешить и увеличить в них терпение (сабр). Также желательно напомнить им, что сунной является помочь покойному по мере возможности.
Однако готовить пищу для плакальщиц, для тех, кто громко рыдает и причитает там, является запретным, ибо тем самым вы способствуете совершению греховного. По мазхабу имама Малика можно совершить из указанного то, что обычно принято совершать в вашем населенном пункте, например, собрание людей за трапезой. В этом заключено облегчение и для нас, как об этом упомянул и выдающийся ученый Марсифи в своей книге «Рисалат».
В книге «Таршиху мустафидин» также пишется, что один из ученых-богословов издал фетву, разрешающую завещать кормить людей, пришедших для выражения соболезнования, и что в данном случае это необходимо сделать из той дозволенной 1/3 части имущества покойного (или на пожертвования других).
Срок для выражения соболезнования.
Выражать соболезнование в течение трех дней является сунной. Совершать его в более длинный срок, чем указанный, является нежелательным, потому что цель выражения соболезнования заключается в успокоении сердца того, кого постигло несчастье, и в большинстве случаев за этот период скорбь, печаль уже отступают.
Следовательно, не поощряется возобновлять собрание для выражения соболезнования спустя три дня после смерти человека. Три дня, согласно достоверному слову теологов, начинают считать с момента смерти человека, но есть и такие ученые, которые говорят, что отсчет этого времени начинается с момента погребения умершего.
Эти три дня предназначены для того, кто узнал о смерти данного человека, проживает в данном населенном пункте или рядом с ним и не имеет уважительных причин, которые позволяют ему не присутствовать в коллективе мусульман (в намазе и т. д.). А тому, кто не узнал вовремя о смерти мусульманина, этот срок (три дня) начинается с момента, когда он узнал
о его смерти. Для того, кто не находится в данном населенном пункте, этот срок начинается с момента, когда он прибыл туда, т. е. человек, имеющий уважительную с точки зрения Шариата причину, имеет право выражать соболезнование начиная с того момента, когда он избавился от этой причины. Так пишет аль-Кальюби.
В книге «Фатх аль-джаввад» пишется, что если тот, кто выражает соболезнование, или тот, кому его выражают, находится вдали или болеет, или не знает о смерти, то срок выражения соболезнования тоже действителен, соответственно, до его приезда или до того, как он узнает, или до тех пор, пока он не избавится от уважительной причины. Тогда начинается для него срок для выражения соболезнования, который будет длиться до трех дней, согласно самому достоверному слову. Так пишется в книге «Нихаят».
Сборы для выражения соболезнования
Устраивать сборы, заняв специальное место и сидя там с целью прихода людей для выражения соболезнования, не возбраняется, но только с условием, что это не влечет за собой совершение запретных деяний. Ученый-богослов Заркани пишет, что сразу при сообщении людям о смерти близкого собраться и сидеть, пока люди не придут, не является возбраняемым.
Из этого тоже явствует, что нет нежелательного в том, чтобы стоять на кладбище возле могилы после захоронения умершего, потому что для тех, кто желает выразить соболезнование, и тех, кто пришел сопроводить похоронную процессию, есть облегчение в этом, т. е. они могут там же выразить соболезнование родным и близким умершего.
Богослов аш-Шабрамулси пишет, что сборы для соболезнований могут быть и запретными (например, если там совершаются грехи: курят сигареты, занимаются хулой и наговором, так же пишет и аль-Буджайрими, ссылаясь на Азру‘и), и нежелательными, если несовершение этого деяния не влечет за собой вред.
Однако если отсутствие такого собрания может повлечь за собой вред, например, если есть опасность, что пришедшие для выражения соболезнования могут сказать, что родные и близкие умершего специально не собрались, не желая их прихода, то тогда в устраивании таких собраний нет ничего предосудительного.
Если есть уверенность, что люди могут сказать подобное про них, то даже обязательно собраться. Однако что касается тех действий, которые в настоящее время совершает большинство женщин, собравшись якобы для выражения соболезнования в доме или на кладбище, таких, как причитания, рыдания, оплакивания, битье и царапанье лиц, встречи пришедших женщин с громким плачем, то это одни из самых худших и запретных Шариатом деяний. В некоторых таких местах люди приглашают мужчину или женщину, которые читают там Коран, в то время как мы обязаны оберегать Священный Коран от подобных негативных вещей и явлений. Человек, имеющий возможность, обязан воспрепятствовать женщинам совершать подобные деяния. И для других женщин, пока эти женщины ведут себя упомянутым образом, тоже запрещено отправляться в такие места и присоединяться к ним.
Выражение соболезнования зиммию и мусульманину, у которого умер родственник-зиммий.
Выражать соболезнование мусульманину, у которого умер родственник-зиммий, и наоборот не возбраняется. Если есть надежда на то, что такой зиммий примет Ислам, даже желательно (сунна) выразить ему соболезнование.
Зиммий – это неверующий, живущий с мусульманами в мире на определенных условиях.
Если умер зиммий, то выразить соболезнование другому его родственнику-зиммию тоже можно, но это не является сунной, если нет надежды на то, что он примет Ислам.
Если же есть такая надежда – то желательно. Богослов аль-Кальюби пишет, что выразить соболезнование зиммию, который является соседом или родственником, тоже является желательным.
Порядок выражения соболезнования мусульманину, у которого умер родственник-неверующий и наоборот.
Мусульманину, у которого умер неверующий родственник, соболезнование выражают следующим образом: «Да вознаградит тебя Аллах, да одарит терпением и да избавит от беды!» – или что-либо подобное этому. Например:
«Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудностях!»
Немусульманин, выражающий соболезнование мусульманину, у которого умер близкий человек-мусульманин, произносит: «Да одарит Аллах тебя большим вознаграждением и наделит прощением твоего умершего!»
Однако, выражая соболезнование мусульманину, у которого умер неверующий родственник, нельзя говорить: «Да простит Аллах грехи твоего умершего!», ибо неверие (куфр) – не прощается.
Неверующему, у которого умер родственник мусульманин, говорят: «Да простит Аллах грехи твоему умершему и да украсит твое терпение!» Однако не следует говорить: «Да увеличит тебе Аллах вознаграждение!»
Если кто-либо выражает соболезнование немусульманину, у которого умер близкий человек-немусульманин, то ему следует сказать:
«Прими мои соболезнования. Да наполнит Аллах твое сердце терпением!» – или тому подобные слова.
Примечание. Нельзя просить у Создателя милости для умершего, который ушел из жизни, будучи неверующим, т. к. Всевышний Аллах сказал в Коране, что кафир (неверующий – немусульманин) после смерти не получит никакого прощения: Смысл: «Те, которые не уверовали и отклонились от пути, указанного Аллахом, и, более того, запретили другим верить в Аллаха и сами умерли неверующими, тех Аллах не простит» (сура «Мухаммад», аят 34).
Нельзя также просить милости или прощения Всевышнего для человека, который умер, будучи вероотступником[1]. Нельзя говорить о нем: «Да будет земля ему пухом», «Да пощадит его Аллах» – или называть его упокоившимся, поскольку на том свете он не увидит Милости Аллаха, его не ждет Спасение.
Для того же, кто сознательно говорил эти или подобные слова о неверующем умершем, существует опасность стать неверующим.
Выражение соболезнования чужой молодой женщине.
Аль-Кальюби пишет, что для посторонней (не родственнице) молодой женщины выражать мужчинам соболезнование и отвечать им является запретным (харам). Также нежелательно (караха) для мужчины выражать соболезнование чужой женщине и отвечать ей, подобно тому, как нежелательно и приветствовать ее.
Выражение соболезнования тому, кто оставляет намаз, или тому, кто воюет против мусульман, или тому, кто ввел в Ислам запретные новшества.
Выражать соболезнование тому, кто оставляет намаз, кто воюет против Ислама, кто вводит в религию запретные новшества, кто отступил от веры, является нежелательным, даже если их умерший родственник был мусульманином.
[1] Отступление от Ислама происходит в трех случаях: 1) иметь неверные, не соответствующие Исламу, убеждения; 2) совершение поступка, нарушающего веру мусульманина; 3) произнесение слов, нарушающих веру мусульманина.
[2] Для этого читается ду‘а (мольба), в котором просят Всевышнего передать вознаграждение данному умершему.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.