что нужно говорить когда произносишь имя пророка мухаммеда
Что нужно говорить при упоминании имен пророков и сподвижников?
Мы уже разъясняли смысл некоторых распространенных арабских слов и выражений для начинающих мусульман, в частности, говорили, как выглядит мусульманское приветствие и другие распространенные фразы восхваления Всевышнего или обращения к Нему.
Теперь следует сказать несколько слов о том, что в исламской традиции принято добавлять после имен особо почитаемых людей определенные фразы с восхвалением этого человека. В грамматике это называется «гоноратив» — форма вежливости, показывающая уважение говорящего к тому человеку, которого он упоминает.
В исламе эти фразы восхваления являются одновременно молитвой за человека, которого упоминают и просьбой ко Всевышнему возвеличить этого человека.
1) Так, после упоминания имен Пророка Мухаммада (мир ему) и других пророков принято добавлять фразы: «саллаллаху алейхи ва саллям», иногда также говорят «алейхи ссаляту ва ссаллям» или «алейхи ва саллям», что переводится как: «мир ему и благословение Аллаха» или «мир ему».
Следует добавить, что, хотя среди верующих иногда принято сокращать эти фразы до аббревиатуры «с.а.с.», «с.а.в.», «а.с.с.», большинство богословов считают, что так делать нежелательно. Лучше просто написать «мир ему» или «мир им».
Эта молитва за Пророка (мир ему) и пожелание ему мира основана на аяте Кyр`ана:
«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его [Пророка] (и вы) и приветствуйте пожеланием мира» (сура «Сонмы», аят 56).
2) После имен сподвижников Пророка (мир ему) обычно добавляют: «радыАллаху анху» — «да будет доволен им Аллах».
После имен женщин-сподвижниц говорят: «радыАллаху анха» — «да будет доволен ей Аллах».
Если упоминают сподвижника, чей отец также был спутником Пророка (мир ему), как у сподвижников Абдуллаха ибн Аббаса или Абдуллаха ибн Умара, то после его имени принято говорить: «радыАллаху анхума» — «да будет доволен Аллах ими обоими». Если в тексте перечисляют большое количество сподвижников, то добавляют «радыАллаху анхум» или «радыАллаху анхум аджмаин» («пусть будет доволен ими всеми Аллах»).
Эта практика основана на следующем аяте:
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров (сподвижников), которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом» (сура «Покаяние», аят 100).
Эти же слова «радыАллаху анху» (да будет доволен им Аллах) иногда добавляют после имен особо почитаемых богословов, таких как имам Абу Ханифа и другие имамы, основатели четырех мазхабов.
3) После имен уважаемых ученых и праведников принято добавлять слова «рахимахуЛЛах» — «да помилует его Аллах». Такое же пожелание можно произносить, когда человек слышит о чьей-то смерти, особенно, если это был человек достойный и богобоязненный.
Отметим также, что не следует сокращать эти фразы, написав «ра» или «р», после имен сподвижников и праведников.
4) Также после имен праведников — людей, прославившихся своими аскетическими подвигами в деле приближения ко Всевышнему, иногда пишется фраза «куддиса сирруху» — «да будет свята тайна (его души)», «да освятит Всевышний тайну его души». К примеру, это говорится после имен таких людей как Абу Язид Бистами, Джунейд аль-Багдади, Джалаледдин Руми.
5) Довольно редко, но можно встретить, что после имени халифа Али ибн Абу Талиба пишется не: «радыАллаху анху», а: «каррамаЛлаху ваджхаху» — «да облагородит Аллах его лик». Эта практика идет с первых веков ислама, когда группа сектантов-экстремистов (хариджитов) совершила убийство халифа Али, а потом их сторонники призывали на него проклятие каждый раз, когда упоминали про него в разговоре.
Верующие же, наоборот, слыша это, старались возвеличивать Али (да будет доволен им Всевышний), прибавляя после его имени такое пожелание.
6) Верующие также могут прибавлять слова восхваления после имени Самого Всевышнего, чтобы выразить свое уважение к Нему. Самые распространенные фразы: «Аллах, Субханаху ва Тааля» — «Аллах, Свят Он и Велик» и «Аллах, Азза ва Джаль» — «Аллах, Всемогущий и Великий».
Благословляйте Мухаммада (мир ему и благословение) при каждом его поминании!
Некоторые учёные-богословы утверждают, что при поминании имени Посланника Аллаха (мир ему и благословение) обязательно благословлять его тем, кто произносит его святое имя, и тем, кто услышал его. В подтверждение они приводят повеление Пророка (мир ему и благословение) о необходимости благословения его. В хадисе сказано: «Если мое имя помянут рядом с кем-либо, пусть он благословит меня!» (Насаи).
Тому, кто не благословил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), услышав его святое имя, грозит большая опасность.
В хадисах говорится, что человек, который не благословил Пророка (мир ему и благословение), услышав его имя, отдаляется от милости Всевышнего Аллаха. «Да отдалится он от милости Всевышнего!» – сказано в хадисе.
Также есть много предостережений о том, что ангел Джибрил, читая мольбу, назвал того, кто в таких случаях не благословляет Пророка (мир ему и благословение), порочным, несчастным и самым жадным, проявившим грубость по отношению к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), заблудшим на пути в Рай и обречённым на погибель, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил при этом «Амин!».
Шейх Абдуллаҳ Сиражуддин аль-Хусайни, комментируя хадис о том, кто не благословил Пророка (мир ему и благословение), услышав его имя, пишет так: «Описание такого человека словами «он является самым скупым» указывает на то, что он обязан благословлять Пророка (мир ему и благословение). Потому что скупость является самым порицаемым качеством, это самая плохая, опасная болезнь. Хадис гласит: «Какая болезнь может быть больше, чем скупость!» В Священном Коране скупость и высокомерие упоминаются вместе в одном аяте, и оба эти качества порицаются в нём».
Скупой человек – это тот, кто не выполняет свою обязанность, не исполняет долг. Если кто-либо не исполнил свой долг другим в полной мере, то он также является скупым. Каким же скупым должен быть тот, кто не исполняет свой долг перед Пророком (мир ему и благословение), перед которым в долгу все создания Всевышнего Аллаха! Ведь наш господин Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является причиной обретения нами счастья в обоих мирах, он был послан как милость для всех миров, наставляющим уверовавших на прямой путь, спасающим человечество от зла, вреда и порочности бренного мира, защищающим людей от мучений и бед потустороннего мира, избавляющим народ от невежества и незнания, мрака и заблуждения!
Разве такой великий, милостивый, милосердный и самый полезный для людей Пророк (мир ему и благословение) не достоин того, чтобы его всячески возвеличивали, восхваляли и выражали ему благодарность?!
Разве будет прилично не благословлять такого Пророка (мир ему и благословение) при упоминании его святого имени?! Разве может быть большая грубость, чем не благословить Пророка (мир ему и благословение) при поминании его имени, тогда как мы обязаны любить его больше себя, своих родителей, детей, имущества и всех людей?!
Всевышний Аллах запретил проявлять грубость по отношению к любому обычному человеку, так что же получится, если мы проявим грубость по отношению к избранному Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), любить и возвеличивать которого Творец обязал все Свои творения?! Поэтому, дорогие братья и сестры, некоторые учёные мужи нашей общины пишут, что благословлять Пророка (мир ему и благословение) при произнесении его святого имени является обязательным, даже если на одном собрании его имя помянут тысячу раз. Другие учёные-богословы утверждают, что на одном собрании благословить его один раз является обязательным, а более этого – сунна. Тот, кто желает точности и ясности, пусть благословляет его при каждом поминании его имени. Ибн Салах говорит: «Нельзя лениться благословлять Пророка (мир ему и благословение) каждый раз, когда слышите его имя» (см. «Ас-саляту ‘аля ан-Набиййи», с. 57 – 58).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Фразы, используемые с именами особо почитаемых людей в исламе
Правоверные в своей речи нередко употребляют имена выдающихся личностей в истории ислама. К ним относятся пророки, сахабы, табиины, праведники, богословы и т.д. Эти фразы служат не только формой почитания конкретных людей, внёсших весомый вклад в развитие и распространение исламских ценностей, но и мольбой (дуа) за них.
1. Пророк Мухаммад (с.г.в.)
При упоминании Пророка Мухаммада (с.г.в.), даже если мы просто говорим «Посланник Аллаха», «Наш Пророк» и т.д., необходимо проговаривать слова «СаляЛлаху (г)алейхи уас-салям» («Да благословит Его Аллах и приветствует»). Также допускается использование фразы «Алейхи саляту уас-салям» («Мир ему и благословение Аллаха»). В текстах принято использовать сокращения этих фраз (в виде с.г.в., с.а.в., с.г.с., с.а.с. либо другие вариации).
Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром (33:56)
Однажды Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Поистине, того, кто испрашивает для меня одно благословение, Господь одарит десятью» (Муслим).
При этом добавлять фразу «Да благословит Его Аллах и приветствует» следует не только в тех случаях, когда вы упоминаете Пророка Мухаммада (с.г.в.), но даже когда слышите его имя. В одном из хадисов сказано: «Скупым является тот, кто не произносит салават, услышав моё имя» (Тирмизи).
2. Другие пророки
В отношении других пророков и посланников, а также высших ангелов необходимо использовать выражение «алейхи салям» (а.с., «мир ему»). Если перечисляются сразу несколько из них, то допускается не говорить после каждого имени «мир ему» – можно сказать «мир им (всем)» после упоминания последнего.
3. Сахабы и табиины
Имена сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.) сопровождаются фразой «РадыАллаху (г)анху» – для мужчин, и «РадыАллаху (г)анха» – для женщин (р.а., р.г., «Да будет доволен им/ей Аллах»). Если же упоминается такой сахаб, чей отец также был сподвижником, например, Абдуллах ибн Умар, то в данном случае говорят «РадыАллаху (г)анхум» («Да будет доволен ими Аллах»). Эти слова могут быть использованы и при перечислении нескольких сахабов.
Необходимость почитания сподвижников исходит из суры «Покаяние»:
Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом (9:100)
Основываясь на этом аяте, некоторые алимы указывают на желательность проговаривать слова «РадыАллаху анху» также после упоминания табиинов и других праведников, к которым могут относиться, например, основоположники мазхабов.
4. Великие учёные, богословы, факихи
Великих мусульманских учёных, которые внесли свой вклад в развитие исламской мысли, удостаивают фразой «РахимахуЛлах» («Да помилует его Аллах»).
Особенности в шиизме
Верующие-шииты используют иные словосочетания после упоминания особо почитаемых и уважаемых людей. Говоря о Пророке Мухаммаде (с.г.в.), они проговаривают фразу «Да благословит Аллах его и его род». Дело в том, что в шиизме особо почитаются представители семьи Посланника Аллаха (с.г.в.), к каковым относятся его дочь Фатима Захра (р.а.), зять Али ибн Абу Талиб (р.а.) и их потомки.
В отношении других пророков, а также Фатимы Захры (р.а.), Али ибн Абу Талиба (р.а.) и представителей их рода, которые в шиизме почитаются как праведные имамы, произносится «Да будет мир с ним (ней)».
Говоря об имаме Махди, который должен вернуться в наш мир перед Судным днём, мусульмане-шииты добавляют: «Да приблизит Аллах его приход».
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаляму алейкум.Паста Colgate оказалась харам.Есть ли грех за то,что я ею чистил зубы
Что нужно говорить при упоминании имен пророков и сподвижников?
Некоторые арабские выражения для начинающих мусульман
Мы уже разъясняли смысл некоторых распространенных арабских слов и выражений для начинающих мусульман, в частности, говорили, как выглядит мусульманское приветствие и другие распространенные фразы восхваления Всевышнего или обращения к Нему.
Простые фразы, которые должен знать каждый мусульманин
В исламе эти фразы восхваления являются одновременно молитвой за человека, которого упоминают и просьбой ко Всевышнему возвеличить этого человека.
Следует добавить, что, хотя среди верующих иногда принято сокращать эти фразы до аббревиатуры «с.а.с.», «с.а.в.», «а.с.с.», большинство богословов считают, что так делать нежелательно. Лучше просто написать «мир ему» или «мир им».
Эта молитва за Пророка (мир ему) и пожелание ему мира основана на аяте Корана:
«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его [Пророка] (и вы) и приветствуйте пожеланием мира» (сура «Сонмы», аят 56).
Если в тексте перечисляют большое количество сподвижников, то добавляют «радыАллаху анхум» или «радыАллаху анхум аджмаин» («пусть будет доволен ими всеми Аллах»).
Эта практика основана на следующем аяте:
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров (сподвижников), которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом» (сура «Покаяние», аят 100).
Эти же слова «радыАллаху анху» (да будет доволен им Аллах) иногда добавляют после имен особо почитаемых богословов, таких как имам Абу Ханифа и другие имамы, основатели четырех мазхабов.
Отметим также, что не следует сокращать эти фразы, написав «ра» или «р», после имен сподвижников и праведников.
Верующие же, наоборот, слыша это, старались возвеличивать Али (да будет доволен им Всевышний), прибавляя после его имени такое пожелание.
После упоминания этих имен следует говорить «разия-Ллаху ‘анху»
Как известно, после упоминания имён сподвижников (сахабов) Пророка (мир ему и благословение Аллаха) всегда произносятся слова «разия-Ллаху‘анху». Также эта формула пишется в тексте после имён сподвижников.
В переводе на русский язык эти слова означают «да будет доволен им Аллах». Как видно из смысла текста, эти слова представляют собой своего рода дуа за сподвижников. Поэтому произносить или писать их желательно каждому, кто упомянул или написал имена сподвижников.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«А опередившие других людей в вере и самые первые из числа мухаджиров (мусульман, переселившихся в Медину) и ансаров (жителей Медины, которые помогли Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)) и те, которые последовали за ними (таби’ины– последователи сподвижников) с искренностью в благих делах: доволен ими Аллах, и они довольны Им (Аллахом). И уготовал Он им райские сады, где под дворцами и деревьями текут реки – для их вечного пребывания в них. Это самый великий успех». (сура Ат-Тавба: 100)
Всевышний Аллах доволен сподвижниками и их последователями, потому что они повиновались Ему и ответили на призыв Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Также они (сподвижники и их последователи) благодарны Всевышнему Аллаху за ту награду, которую Он уготовал им в виде райских садов, где под дворцами и деревьями текут реки.
Исходя из этого, большинство учёных посчитало желательным произнести слова «разия-Ллаху ‘анху» и после упоминания имён таби’инов и других саляф ас-салих (праведных предшественников). Более того, нет ничего предосудительного в произнесении этих слов после упоминания любого праведного мусульманина вне зависимости от того, жив он или мертв, ибо это есть нечто иное, как дуа, чтобы Аллах был доволен этим человеком.
Однако согласно мнению большинства учёных, распространение получила традиция, в соответствии с которой слова «разия-Ллаху‘анху» стали использоваться не только в сочетании с именами сподвижниками, но и в отношении таби’инов, всех праведных предшественников, шейхов и праведников.
Имам Ан-Навави пишет об этом следующее:
«Желательно (мустахабб) просить довольства и милости для сподвижников, таби‘инов и тех, кто был после них– из числа учёных, ‘абидов (упорно поклоняющихся Всевышнему) и других праведников. Следовательно, после их упоминания произносятся слова «разия-Ллаху‘анху» (да будет доволен им Аллах), «рахимаху-Лллах» (да смилуется над ним Аллах) или другие подобные слова.
А что касается мнения некоторых учёных, что слова «разия-Ллаху ‘анху«должны использоваться только в отношении сподвижников, а по отношению к остальным должны использоваться только слова»рахима-ху-Лллах«, то оно не соответствует действительности, и с ним нельзя согласиться.
Напротив, правильным является мнение, с которым согласно большинство учёных, что слова «разия-Ллаху ‘анху» желательно использовать не только по отношению к сподвижникам.
Если упоминается имя сподвижника, у которого и отец является сподвижником, в таком случае говорят: «Разия-Ллаху ‘анхума» (да будет доволен ими обоими Аллах). Например, после упоминания Ибн ‘Умара (сын ‘Умара) говорят «разия-Ллаху ‘анхума» (да будет доволен ими обоими Аллах).
Также говорят после упоминания Ибн‘Аббаса, Ибн Аз-Зубайра, Ибн Джа‘фара, Усамы ибн Зейда и других подобных им сподвижников, чтобы включить в дуа этого сподвижника и его отца». («Аль-Маджму‘ шарх Аль-Мухаззаб»)
Следует отметить, что если человек произносит эти слова, то есть говорит: «Аллах доволен таким-то человеком», не подразумевая под этими словами дуа, а просто констатируя тот факт, что Аллах доволен этим человеком, в таком случае слова «разия-Ллаху‘анху» допускается использовать только по отношению к сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Кроме всего этого, существует необходимый этикет, который должен соблюдаться, когда человек пишет имена наших праведных предшественников. Эти великие люди получили известность благодаря своему служению Исламу, и они заслуживают определённого уважения. И подобающее отношение к их именам является выражением нашего к ним уважения и почтения.
Тем не менее, некоторые люди, в том числе те, кто обладает определёнными религиозными знаниями, имеют привычку сокращать формулу дуа, которая обычно пишется после их имён аббревиатурами, например, так: «р.а.» и «а.с.».
Намного хуже этого – использование акронима «с.а.с.» и тому подобного по отношению к Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является величайшим человеком и заслуживает большего уважения.
Джалалуддин Ас-Суюти пишет об этом следующее:
«Порицается ставить знаки в виде одной или нескольких букв вместо написания благословения и приветствия (салята и саляма) после упоминания имени Пророка (мир ему и благословение Аллаха), подобно тому, кто пишет: с.а.с. Напротив, необходимо писать это полностью! Передаётся, что первому, кто так сократил написание салавата, была отрезана рука». («Тадриб ар-рави фи шарх Такриб ан-Навави»)
На сегодняшний день полное написание салавата, слов «разия-Ллаху‘ анху», «рахима-ху-Лллах» или «‘алайхиссалям» не займёт у человека много времени и не потребует дополнительных усилий, особенно когда он набирает текст на компьютере или на другом современном устройстве.
Практически все текстовые редакторы дают возможность сохранить эти формулы в быстром наборе или в памяти аппарата. Более того, на клавиатуре можно использовать готовые сочетания (комбинации) клавиш для написания этих слов в полной форме.
Известный таби‘ин Джа‘фар Ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Ангелы продолжают посылать благословение тем, кто написал «да смилуется над ним Аллах» или «да благословит его Аллах и приветствует», до тех пор, пока эти чернила остаются на бумаге». («Тадриб ар-рави фи шархТакриб ан-Навави»).
Исходя их всего вышеприведённого, каждому, кто произносит или пишет имена Пророков (мир им), в том числе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение е Аллаха), его сподвижников, их последователей (таби‘инов) и остальных праведных предшественников (да будет доволен ими всеми Аллах), следует обращать особое внимание на правильность и полноценность форм, произносимых после их упоминания дуа.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.