что нужно говорить когда приносишь жертвоприношения барашка
Что нужно говорить когда приносишь жертвоприношения барашка
Дуа в Курбан байрам (дуа при жертвоприношении)
При жертвоприношении обязательно надо произнести имя Аллаха (например, сказать: «Бисмиллях» или «Бисмилляхи Р-рахмани Р-рахим», «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»).
Читать какую либо молитву не обязательно, это желательное деяние.
Дуа при жертвоприношении
بِسْمِ اللهِ واللهُ أَكْبَرُ اللَّهُمَّ مِنْكَ ولَكَ اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنِّي على كلّ شيءٍ قدير
Транслит: Би-сми-Лляхи, ва-Ллаху акбару, Аллахумма, мин-кя ва ля-кя, Аллахумма, такаббаль минни
Перевод смысла: С именем Аллаха, Аллах велик, о Аллах, от Тебя и Тебе, о Аллах, прими от меня!
Дуа при закалывании курбана (жертвенного животного)
Транслит: Ваджахту ваджхийа лиллази фатарас-самавати Валь-арза ханифан муслиман ва ма анна миналь-мушрикин. Инна салат ива нусуки ва махйайа ва мамати лилляхи раббиль-алямин. Ля шарикя ляху ва бизалика умирту ва анна миналь-муслимин. Аллахумма минка вял як. Бисмилляхи Валлаху акбар!
Дуа после жертвоприношения
Транслит: Аллахумма тагаббал минни
Перевод смысла: О Аллах, прими от меня эту жертву!
Дуа при жертвоприношении
Стоя рядом с жертвенным животным 3 раза произносят следующий такбир: “Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха иллялаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд”.
Перевод смысла: Аллах Велик, Аллах Велик, нет Бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик. Аллах Велик, хвала Аллаху!
Затем, подняв руки, возносят мольбу:
Аллахумма иння саляти ва нусуки ва махйяйя ва мямяти лилляхи раббиль алямин, ля шяриикя лях. Аллахумма тякаббял минни хязихи-ль-удхыйятя
The Council of Muslim Theologians
Исламский информационно-образовательный портал
فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ
Истинный смысл курбана
Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха
«В десятый день зуль-хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи, 1493).
Серьезные предупреждения для тех, что пренебрегает обязательностью курбана
«У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими) (Ат-Таргыб ва т-тархиб, 1667).
Суннаты и адабы курбана
«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»
«Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1661).
Ответы на вопросы относительно курбана
Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан айт). Что означает слово «курбан»?
На какой день в этом году выпадает Курбан айт?
Я слышал о посте перед Курбан-айтом, расскажите о нем
«(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».
Дуа произносимые в Курбан-байрам
Дуа (мольбы) произносимые в праздник Ид аль-Адха. Многие мусульмане, которые чтят свои традиции и являющиеся верующими, с нетерпением ждут праздник Курбан байрам. Но, в какую дату он приходится в 2021 году? Когда необходимо начинать к нему готовиться? Об этом и многом другом будет рассказано в данной статье.
Описание праздника Курбан байрам
На 20 июля 2021 года приходится празднование одного из почитаемых и главных праздников мусульманской веры. В исламе происходит встреча Курбан байрама. Каждый год его принято отмечать на десятые сутки после наступления Зульхиджа (исламский месяц). В результате, по всей Российской Федерации, мусульмане нашей страны начнут отмечать Курбан байрам именно 20 июля.
Что это за праздник? Под Курбан байрамом понимается своеобразный праздник жертвоприношения. Он считается одним из самых важных и ожидаемых праздничных дней в году в исламе. Наступает на десятые сутки после месяца хаджа (ежегодное паломничество в Мекку).
В какую дату и какой месяц будут праздновать мусульмане праздник в 2021 году?
Датой празднования Курбан байрама в 2021 году приходится на 20 июля. Этот день станет праздничным, когда в многочисленных мечетях начнется совершение праздничного намаза, а имамы мечетей начнут говорить проповеди собравшимся верующим, проводить обряды приношения животных в жертву. Забивать домашний скот будут в течение трех дней. Для этого специально создаются особые места, которые обозначатся в день начала намаза в честь праздника.
Если обратиться к одному из хадисов, то можно прочесть словам Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Вот как он обращался к людям, которые верили во Всевышнего Аллаха: «Люди, одна из семей должна раз в год приносить в жертву одного барашка».
Помните, что празднование Курбан байрама в 2021 году начинается после совершения вечернего намаза в День Арафат (19 июля). В этот момент каждый из верующих мусульман обязательно говорят восхваляющие слова в честь Всевышнего Аллаха и стараются практиковать прочие ритуальные обряды.
В праздничные дни большинство мусульман стараются посетить могилы своих родных и близких, товарищей и знакомых. Также они стараются собираться вместе, поздравлять друг друга с праздничным днем и выражать радость и счастье в честь данного события.
Дуа в Курбан байрам
При жертвоприношении обязательно надо произнести имя Аллаха, например, сказать:
«Бисмиллях» или «Бисмилляхи Р-рахмани Р-рахим», «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного».
Читать какую либо молитву не обязательно, это желательное деяние.
Дуа при жертвоприношении
Мольба при жертвоприношении на арабском языке:
بِسْمِ اللهِ واللهُ أَكْبَرُ اللَّهُمَّ مِنْكَ ولَكَ اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنِّي على كلّ شيءٍ قدير
Би-сми-Лляхи, ва-Ллаху акбару, Аллахумма, мин-кя ва ля-кя, Аллахумма, такаббаль минни.
С именем Аллаха, Аллах велик, о Аллах, от Тебя и Тебе, о Аллах, прими от меня! Дуа при закалывании курбана (жертвенного животного).
Ваджахту ваджхийа лиллази фатарас-самавати Валь-арза ханифан муслиман ва ма анна миналь-мушрикин. Инна салат ива нусуки ва махйайа ва мамати лилляхи раббиль-алямин. Ля шарикя ляху ва бизалика умирту ва анна миналь-муслимин. Аллахумма минка вял як. Бисмилляхи Валлаху Акбар!
Дуа читаемая после жертвоприношения
Перевод смысла: О Аллах, прими от меня эту жертву! Дуа при жертвоприношении Стоя рядом с жертвенным животным 3 раза произносят следующий такбир: “Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха иллялаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд”.
Аллах Велик, Аллах Велик, нет Бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик. Аллах Велик, хвала Аллаху! Затем, подняв руки, возносят мольбу: Аллахумма иння саляти ва нусуки ва махйяйя ва мямяти лилляхи раббиль алямин, ля шяриикя лях. Аллахумма тякаббял минни хязихи-ль-удхыйятя.
Пожалуйста, ознакомьтесь с временем молитвы в Москве и других городах России и СНГ.
Что такое Курбан и как совершать жертвоприношение?
Редакция нашего Информационного агентства «Info-Ислам» поздравляет читателей с наступающим праздником Курбан-байрам и публикует связанные с ним материалы лекций имам-хатыйба мечети «Энилер» Шавкята хазрата Абубекерова.
Что такое Курбан?
Кому является обязательным совершение обряда жертвоприношения?
Жертвоприношение является обязательным для людей, имущество которых достигает 80 000 рублей, не считая основных потребностей (как, например, дом, машина, одежда, мебель и т.д.). Другими словами, жертвоприношение является обязательным тому, кто в стоянии купить жертвенное животное в праздничные дни. Посланник Аллаха предупреждал, наставляя: «У кого будет возможность принести жертву, но он не сделает этого, то пусть не приближается к нашей мечети». Передают: имам Ахмад №7924 и Ибн Маджа № 3114.
Время жертвоприношения
Совершение жертвоприношения обязательно сразу после праздничной молитвы. Жертвоприношение не будет считаться исполненным, если животное было заколото до праздничной молитвы. Об этом в хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: «Первое с чего мы начнем этот день – совершим праздничную молитву, потом вернемся и совершим жертвоприношение, кто поступит (таким образом), тот последует нашему пути, а кто совершит жертвоприношение до праздничной молитвы, (то его заколотое животное) будет лишь мясом для его семьи, а обряд жертвоприношения с него не спадет».
Жертвоприношение совершается в течении трех дней: праздничного дня непосредственно и двух последующих. В хадисе передаваемом Умаром, Али и Ибн ‘Аббасом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дней жертвоприношения три, и самый лучший из них первый (день)». Нежелательно (макрух танзих) закалывать животное ночью, так как возникает опасность несоблюдения условий закалывания, коими являются: перерезание двух артерий, пищевода и трахеи.
Кто должен закалывать животное?
Желательно, чтобы животное заколол тот, кто приносит его в жертву. Если, по каким-либо причинам, человек этого совершить не в состоянии, то закалывание животного он поручает другому, соблюдая три условия: закалывающий должен иметь намерение закалывания животного от имени поручителя и желательно, чтобы закалывающий произнес: «О Аллах это (жертвоприношение) от Тебя и (возвращается) к Тебе, прими от такого-то»; закалывающий должен быть мусульманином и закалывание не должно оплачиваться мясом, закалываемого животного.
Каков должен быть возраст животного, приготовленного для жертвоприношения?
Под словом «джадага» в мазхабе Абу Ханифы понимается шестимесячный баран, но, надо отметить, что под это определение не попадает корова или бык, даже если они полтора годовалого возраста и выглядят как двух годовалые. Поэтому надо учитывать, что с точки зрения фикха, под понятие «мусинна» корова подпадает только с двух лет!
При каких физических недостатках или изъянах животного не допускается принесение его в жертву?
Во-первых, явно больное животное; во-вторых, явно слепое; в-третьих, хромое; в четвертых, то животное, у которого отсутствует какой-либо орган, пригодный для употребления в пищу (например, хвост). Поэтому допустимо для курбана животное, у которого отрезаны рога, или же кастрированное.
Надо ли закапывать мясо животного принесенного в жертву?
Закапывать нет необходимости, если кости не будут лежать, где попало. Кости и кровь животного не являются священными в исламе, так как Аллах говорит в Коране в суре «Хадж», 37 аят: «Ни мясо, ни кровь не доходят до Аллаха. До Него доходит ваша богобоязненность». То есть намерение ради Кого и чего вы его принесли в жертву.
Как делится мясо жертвенного животного?
Так разъяснил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ешьте, кормите и храните» (Сахих Муслим №5064). Можно поступить следующим образом: одну треть оставить своей семье, а две трети раздать родственникам, соседям, беднякам и неимущим. А что касается шкуры, то ее можно продать, а вырученные деньги раздать как садака – милостыню.
Также можно приносить в жертву одного барана за всю семью. Как сообщает один из сподвижников пророка Абу Айюб аль-Ансари: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, люди приносили в жертву одного барашка за всю семью» (Тирмизи).
Обязательно ли обращать животное в сторону Киблы во время жертвоприношения?
Ученые объясняют это тем, что во время любого благого действия желательно обращаться в сторону Киблы, даже во время сна и отдыха. Об этом свидетельствуют многие дела и слова посланника Аллаха.
Как приводит Ибн Маджа от Джабира: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время закалывания жертвенного животного всегда ставали по направлению к Кибле, так как, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, всегда когда совершал жертвоприношение, обращался в сторону Киблы». Также во время закалывания животного, желательно аккуратно уложить его на левый бок, приподняв ему голову.
Нельзя снимать шкуру с животного, пока оно не испустило дух.
При закалывании верблюда или коровы (в жертвоприношении которых могут участвовать от 1 до 7 человек) все участники должны иметь намерение на обряд жертвоприношения. Если целью одного из участников обряда является лишь получение мяса от закалывания животного, то жертвоприношение считается недействительным у всех участников обряда.
При раздаче мяса жертвенного животного родственникам, бедным и нищим, вероисповедание значения не имеет.
Животное, приобретенное для жертвоприношения, нельзя доить, стричь шерсть, ездить на нем, т.е. использовать для обыденных целей.
Жертвоприношение не является обязательным путнику и несовершеннолетнему.
Какие мольбы надо читать при жертвоприношении?
Во-первых, надо отметить, что обряд жертвоприношения является поклонением, так как Аллах упомянул обряд жертвоприношения в Коране наряду с намазом. Всевышний говорит: «Совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву» [Каусар, 2]. Под термином «поклонение» подразумевается в исламском праве понятие строгого соблюдения порядка жертвоприношения без внесения каких-либо изменений в основы и атрибуты обряда. Что касается мольбы при жертвоприношении, то, как мы видим из хадисов, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая жертвоприношение, говорил: «Бисмил-лахи, Аллаху Акбару». Также можно добавить слова: «Аллахумма хаза минка ва лякя» /О Аллах! Это от тебя (даровано Тобой) и Тебе (от нас в виде поклонения)/. Также желательно присутствовать при забое животного, так пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своей дочери Фатиме: «Иди и присутствуй при жертвоприношении, так как простятся тебе грехи после первой пролитой капли (крови), и говори: «Инна-с-салати ва нусуки ва махйайа ва мамати лилляхи рабби-ль-алямин ля шарика-ляху ва бизалика умирту ва ана мина-ль-муслимина».
Объясните, пожалуйста, почему нельзя расплачиваться мясом животного?
Как мы уже говорили, Курбан является поклонением, а это значит, что человек, приносящий в жертву животное, не должен иметь при этом корыстных целей для соблюдения такого действа. В книгах исламского права уделяется отдельная фраза по поводу этого вопроса, в котором говорится так: «Нельзя расплачиваться мясом жертвенного животного».
Логическое объяснение этому то, что поклонение становится куплей-продажей и арендой рабочей силы взамен на жертвенное мясо. Но можно затронуть другой случай, когда не было договоренности об оплате мясом, то забойщику можно дать часть мяса в виде подарка или же милостыни, если тот является из категории людей, которым разрешена подача милостыни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Али ибн Абу Талибу: «Раздавай милостыню от остатков жертвенного мяса и не давай мясо забойщику в качестве оплаты» (передал Байхаки, 9/294). Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто использует шкуру жертвенного животного в качестве продажи (заработка), то не примется его жертвоприношение» (передал аль-Хaким в книге «Мустадрак» 2/390).
Почему для жертвоприношения подходит только мелкий и крупнорогатый скот? Могу ли принести в жертву лошадь?
Жертвоприношение является поклонением, свершаемым в строго определенное время, и в жертву можно принести только тех животных, которых перечислил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установив их возраст. В хадисах сборника Муслима (1318), Абу Дауда (2809). Исходя из вышесказанного, лошадь, курицу и т.п. в жертву приносить нельзя.
Что делать если имам совершил праздничную молитву без ритуальной чистоты (тахарата)?
Если имам узнал об этом до того, как люди разойдутся, то молитву надо перечитать в обязательном порядке. Но если люди уже разошлись и совершили жертвоприношение, то в этом случае, молитву перечитывает только имам, а жертвоприношения являются действительными.
Обязательно ли поститься тому, кто собирается совершить жертвоприношение?
Семь пунктов, которые необходимо знать человеку, который собирается совершить жертвоприношение
Вопрос № 278:
«Расскажите, пожалуйста, про ахкамы Шариата, касающиеся жертвоприношения в ‘Ид аль-Адха».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Мы приведем семь пунктов, которые необходимо знать человеку, который собирается совершить жертвоприношение в эти великие дни Зу ль-Хидджа. Конечно их больше, но мы перечислим основные.
1. Какое животное выбрать человеку, который хочет совершить жертвоприношение?
Конечно же, наилучшим выбором является верблюд. Людям, живущим в странах, где обитают эти благородные животные, лучше принести в жертву верблюда. Если нет такой возможности, то корову или быка, и если не получается и их, то овцу или козу. Здесь ученые добавляют, что индивидуальное принесение в жертву овцы или козы лучше, чем совместное жертвоприношение быка или коровы, в котором может участвовать до семи человек. Однако, если человек приносит в жертву одного верблюда, быка или корову, то это лучше жертвоприношения одной овцы или козы.
2. Каким должен быть возраст жертвенного животного?
Ученые единогласны в том, что у человека, совершившего заклание животного, не достигшего необходимого возраста, это жертвоприношение не принимается[1]. Этот возраст различен для разных видов животных: для верблюдов — не менее пяти лет; для коров и быков — не менее двух лет; для коз — не менее одного года; для овец — не менее шести месяцев.
3. Какими должны быть качества жертвенных животных?
В хадисе от аль-Бара’ ибн ‘Азиба сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Четыре вида животных не подходят для жертвоприношения: одноглазое или плохо видящее животное; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна; истощенное животное, на котором не осталось жира»[2]. Если запрещено приносить в жертву животное, которое плохо видит, следовательно, и слепое тоже. Здесь перед нами пример красноречия Пророка ﷺ: он не упоминает слепое животное, поскольку тогда было бы необходимо добавить и плохо видящее, и одноглазое; однако он ﷺ сказал: «…одноглазое или плохо видящее», — и понятно, что сюда же относится и слепое.
Беременное животное тоже можно приносить в жертву, хотя в этом вопросе есть разногласия и некоторые имамы сказали, что это запрещено. Поэтому будет лучше выйти из разногласия и не приносить такое животное в жертву. Здесь имеется в виду, что не следует покупать для жертвоприношения животное, заведомо зная о его беременности. Но если человек уже приобрел такое животное, намереваясь принести его в жертву, то в этом нет проблем; и это животное, и его плод являются халялем после жертвоприношения, и достаточно принести в жертву мать, чтобы плод тоже стал халялем, по мнению большинства ученых.
4. В какое время совершается праздничное жертвоприношение?
Время этого жертвоприношения начинается после самой ранней праздничной молитвы в данной местности. Бывает, что в некоторых мечетях совершают праздничную молитву раньше, а в других — позже; начало жертвоприношения определяется самой ранней молитвой. Если человек знает, что в какой-либо из мечетей его местности уже совершили праздничную молитву, он может приносить свою жертву, не обязательно ждать, пока молитва пройдет во всех мечетях. Но если человек зарезал животное до завершения самой ранней молитвы, то это не является жертвоприношением, это просто садакъа. Сообщил Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто совершил жертвоприношение до праздничной молитвы, пусть совершит его заново»[3].
До какого времени разрешается совершать жертвоприношение? Разрешается приносить жертву до последнего дня ташрикъа, то есть до тринадцатого Зу ль-Хидджа. Десятый день Зу ль-Хидджа — это праздник. После этого на жертвоприношение отводится еще три дня, то есть всего четыре дня. Это передается от пяти сподвижников: ‘Умара, его сына, Ибн ‘Аббаса, Анаса и Абу Хурейры[4]. Я не смог найти достоверных сообщений об этом от Пророка ﷺ, однако эти пять сподвижников были на таком мнении, а некоторые ученые сказали, что это единогласное мнение сподвижников, поскольку не известно, чтобы этому явно кто-то противоречил, хотя есть некоторые высказывания ‘Али, которые можно посчитать противоречием. Как бы то ни было, согласно мнению указанных пяти сподвижников, на праздничное жертвоприношение отводится четыре дня, и это мнение несомненно является сильным.
5. Как раздавать мясо после жертвоприношения?
Здесь есть два момента: уаджиб и Сунна. Уаджибом является отдать беднякам какую-то часть мяса жертвенного животного: хоть полкилограмма, хоть триста грамм, даже хоть сто грамм. Если человек сделал это, то он выполнил свой уаджиб, свой обязательный минимум. Сунной же является разделить мясо на три примерно одинаковые части: одна предназначается для самого человека, который принес жертву; другая — для его гостей, третья — для бедных; такое распределение подобно тому, как делится мясо животного, зарезанного для ‘акыки. Нет необходимости взвешивать все это с точностью до грамма. У некоторых возникает вопрос: можно ли дать мясо, предназначенное для бедных, немусульманам? Можно, если вы видите, что они нуждаются.
6. Каково количество людей, которые могут принести в жертву животное?
Один человек может принести в жертву одно жертвенное животное: верблюда, быка, корову, овцу или козу. Одно из крупных животных: верблюдов, быков или коров — дозволено приносить в жертву группе до семи человек. Это не обязательно: собираться в группы для совместного жертвоприношения, — но это дозволено. При этом чем меньше людей будет участвовать в совместном жертвоприношении, тем лучше, поскольку получится, что они больше потратят на садакъа. Например, если три человека объединятся, купят жертвенного быка, а потом раздадут беднякам положенную им часть мяса, и то же самое сделают семь человек, то получится, что члены первой группы израсходуют вдвое больше. Поэтому чем меньше людей, тем больше награда. Однако не дозволяется, чтобы в жертвоприношении одного животного принимали участие больше семи человек. Хадис сообщает, что Пророк ﷺ разрешил семерым объединяться в одном жертвоприношении[5], а на большее количество нет доводов в Сунне.
7. Передают со слов Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Когда наступят первые десять дней месяца Зу-ль-хидджа, пусть тот, у кого есть животное, которое он хочет принести в жертву, не подстригает ни волос, ни ногтей»[6].
Некоторые ученые сказали, что это является обязательным, и запрещается (харам) подстригать волосы и укорачивать ногти[7]. Однако, по мнению большинства, это является желательным, а не обязательным, следовательно подстригать волосы и укорачивать ногти является нежелательным (макрух)[8]. Почему? Ведь в хадисе приходит явный приказ: «…пусть… не подстригает ни волос, ни ногтей». Потому что, согласно мнению большинства, само жертвоприношение является не обязательным, а желательным действием — сунной муаккада, а ответвление желательного действия не может быть обязательным. Другие же ученые сказали: «Напротив, такое возможно. Если есть явный довод из Сунны на обязательность какого-то действия, являющегося ответвлением другого действия, оно будет обязательным, даже если его основа только желательна. А в этом хадисе указывается на обязательность».
Вот семь основных пунктов, касающихся жертвоприношения. Конечно, их намного больше, по этой теме написаны целые труды, однако мы перечислили самое важное, то, что необходимо знать всем, кто хочет совершить жертвоприношение. Дай Аллах, чтобы оно было принято от всех!
Принимается ли жертвоприношение, если человек забыл произнести басмалу перед закланием жертвенного животного?
Если человек забыл произнести имя Аллаха перед тем, как зарезать жертвенное животное, его жертвоприношение считается действительным. ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, передала: «Однажды люди сказали: “О Посланник Аллаха! Люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”. На это Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Так произнесите над ним имя Аллаха и ешьте его!”»[9] Это был период, когда многие люди принимали ислам и могли по забывчивости или незнанию не произнести имя Аллаха, убивая животное. Если человек, режущий животное, — мусульманин, то этого достаточно.
Можно ли в день праздника принимать пищу до того, как принесешь жертву?
Некоторые ученые сказали, что если человек хочет в этот день принести жертву, то для него является Сунной с утра ничего не есть до жертвоприношения, чтобы первой его пищей в праздничный день было мясо жертвенного животного. Другие ученые сказали, что это уаджиб. Первое мнение ближе к достоверности.
Продавец продает жертвенное животное и говорит, что оно стоит восемь тысяч рублей, на глаз определяя, что его вес примерно равен двадцати килограммам. Дозволено ли так поступать?
Нет проблем, он может продавать животных, определяя их вес на глаз. Не обязательно их взвешивать, и продавец не может наверняка знать, сколько мяса получится из животного. Он говорит его примерный вес и цену. После того как животное принесут в жертву, могут быть другие весовые показатели, и тут не нужно усложнять.
Здесь следует добавить, что человеку, который режет жертвенное животное, нельзя давать ничего из его частей в качестве оплаты: ни мясо, ни голову, ни шкуру, ни внутренности. Это по единогласному мнению четырех мазхабов[10]. Правоведы подчеркнули этот момент: оплата тому, кто зарезал жертвенное животное, дается из другого имущества; расплачиваться с ним частями жертвенного животного запрещено, поскольку жертвоприношение запрещено продавать, а оплата жертвенным мясом работы мясника аналогична его продаже[11]. На это указывает хадис от ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха велел ﷺ мне следить за жертвенными животными и ничего не давать мясникам за убой скота»[12]. Некоторые не знают этого.
Человек дал деньги на двоих. Можно ли купить на них трех баранов, если сумма позволяет?
Что имеется в ввиду: что он дал деньги на две семьи или на двух жертвенных животных? В любом случае, необходимо спросить у того, кто дал деньги.
Можно ли делать жертвоприношение не там, где живешь, а там, где больше нуждающихся?
Лучшее, что может сделать человек в этот день, — совершить жертвоприношение в Мекке и у себя дома, потому что Пророк ﷺ отправлял в эти дни аль-хади в Мекку и там приносили в жертву этих животных. Это называется не удхия, а аль-хади. Если человек может себе позволить принести жертву и в Мекке, и у себя на родине, то это самый лучший вариант. Если он знает, что в какой-то стране очень много нуждающихся, и может принести жертву и там тоже, раздав ее мясо, — это еще лучше. Но если он не в состоянии себе этого позволить, то он может выбрать один из трех вариантов: либо принести жертву в Мекке, либо у себя на родине, либо в какой-то стране, жители которой пребывают в тяжелом положении. Если нет возможности использовать все три варианта, то лучше, конечно, отдать предпочтение месту, где больше нуждающихся.
Как поступить человеку, которому не хватает денег на всех членов семьи?
За всех членов семьи совершается одно жертвоприношение, не нужно приносить жертву за каждого домочадца. Например, если человек, живущий со своей женой, детьми, родителями, братьями и сестрами и обеспечивающий их в той или иной мере, совершает жертвоприношение, то это касается и его, и его семьи. Однако братья и сестры, живущие раздельно, приносят жертву каждый за себя.
Должна ли женщина совершать жертвоприношение?
Если она живет одна и имеет такую возможность, то, конечно, она может совершить его. Но это не является уаджибом.
Каков хукм человека, у которого есть возможность принести жертву, но он не сделал этого?
Он оставил крепкую Сунну (аль-муаккада). Некоторые ученые даже сказали, что он оставил уаджиб.
Какое мне делать намерение при жертвоприношении, если члены моей семьи являются неверующими: принести жертву от одного себя или от моей семьи в целом?
Если в семье нет других мусульман, то человек приносит жертву только за себя, поскольку за неверующих не совершают жертвоприношения. Никакие деяния неверующих не принимаются, пока они не примут ислам. Человек может дать неверующим членам своей семьи какую-то часть жертвенного мяса.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
9 Зу ль-Хидджа 1441 г. (30.07.2020)
[1] Единогласное мнение ученых передает Ибн Абд аль-Барр (см. ат-Тамхид, т. 23, с. 188); ан-Науауи (см. аль-Маджму’, т. 8, с. 394), и другие.
[2] Сунан Абу Дауда, хадис № 2802; Сунан ат-Тирмизи, хадис № 1497; Сунан ан-Насаи, хадис № 4371; Сунан Ибн Маджа, хадис № 3144.
[3] Сахих аль-Бухари, хадис от Анаса под № 954.
[4] См. аль-Истизкар Ибн Къудамы, т. 5, с. 243.
[5] Сахих Муслима, хадис от Джабира ибн Абдуллаха под № 1318.
[6] Сахих Муслима, хадис от Умм Салямы под № 1977.
[7] Это мнение ханбалитов (см. аль-Инсаф аль-Мардауи, т. 4, с. 79); одно из мнений Шафиитов (см. аль-Маджму’ ан-Науауи, т. 8, с. 391-392), и этого мнения придерживались некоторые саляфы, как Саид ибн аль-Мусайиб, Раби’а, Ахмад ибн Ханбаль, Исхакъ (см. Шарх ас-Сунна, т. 4, с. 348).
[8] Это мнение маликитов (см. ат-Тадж уа ль-Иклиль, т. 4, с. 380); Шафиитов (см. аль-Маджму’ ан-Науауи, т. 8, с. 391), и одно из мнений ханбалитов (см. аль-Мугъний Ибн Къудамы, т. 9, с. 436).
[9] Сахих аль-Бухари, хадис от Аиши под № 5507.
[10] Ханафитов (см. аль-Бахр ар-Ракъаикъ, т. 8, с. 203), Маликитов (см. аш-Шарх аль-Кабир, т. 2, с. 124), шафиитов (см. аль-Маджму’ ан-Науауи, т. 8, с. 419) и ханбалитов (см. Кашшаф аль-Къина’ аль-Бухути, т. 3, с. 13).
[11] На это указал Ибн Къудама (см. аль-Мугъний, т. 9, с. 450).
[12] Сахих аль-Бухари, хадис № 1716; Сахих Муслима, хадис № 1317.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]