что нужно для записи подкаста
Как организовать студию для подкастов и стримов
Содержание
Содержание
Подкаст — это контент, где ведущую роль играет аудио. Подкасты записывают, чтобы найти интересных людей, поделиться с ними знаниями или построить целое комьюнити из единомышленников.
Существует множество видов подкастов — от образовательных, типа научных лекций, до развлекательного контента, вроде разговоров с животными. Иногда подкасты выходят в виде разговорного шоу на ютубе, со студией и гостями. Нередко они идут в прямом эфире в виде стрима.
Грань между подкастами, стримами и видеоблогом бывает тонка, однако для создания любого из них критически важна возможность записать качественное аудио с речью ведущего и гостей. Эта статья расскажет, как организовать пространство для создания современного контента и превратить любое жилое помещение в домашнюю студию, где можно получить отличный звук.
Какое железо подойдет
Для записи аудио и обработки голоса подойдет любой ПК со следующими минимальными характеристиками:
Хотя работать со звуком можно и на более старом железе, сама работа будет не очень эффективной. Стоит также отметить, что для одновременной записи 5 и более аудиодорожек стоит вооружиться SSD. Иначе во время записи аудио может начать заикаться.
Микрофон или гарнитура
Никто не будет слушать речь с шипением, свистом, помехами и заиканиями. Новичкам приходится по несколько раз переписывать свои первые выпуски, чтобы добиться хорошего результата.
С речью, которая записана на встроенный диктофон смартфона, можно поколдовать в DAW, чтобы уменьшить фон, убрать щелчки, но результат все равно будет далек от идеала. Некоторые еще советуют натянуть носок на смартфон, чтобы получить таким образом подобие ветрозащиты и убрать резкие звуки, но это совсем бюджетный вариант. В свою очередь, с хорошим микрофоном сложно не получить отличное качество аудио. Для разных ситуаций подойдут разные микрофоны:
Для монолога
Если планируется все делать самому, тогда лучшим выбором будет конденсаторный микрофон кардиоидной направленности — такой не воспринимает звуки сзади и отсекает лишние шумы с боков, чтобы записывалась только речь. Еще лет десять назад для конденсаторного микрофона была необходима звуковая карта с фантомным питанием, но сегодня появилось много USB-микрофонов, которые самостоятельно преобразуют аудио в нули и единицы.
Другой вариант — гарнитура. Здесь можно посмотреть на игровые гарнитуры, которые часто используют геймеры и стримеры. Однако качество встроенного в них микрофона не сравнится с отдельным устройством, поэтому стоит внимательно читать отзывы.
Для диалога или круглого стола
Если планируется несколько собеседников в студии, можно записать их всех на один микрофон с круговой направленностью. Некоторые USB-микрофоны имеют несколько режимов направленности, которые можно переключать. Нередко среди них есть двунаправленная или круговая направленность для записи диалогов и круглых столов.
Также для записи себя и гостей в студии можно использовать микрофоны-петлички, однако придется выделить по устройству на каждого собеседника. Петличка крепится на одежде и дает более четкий и разборчивый звук почти без влияния звуков комнаты. Некоторые петлички снабжены переходником на Lightning и позволяют записывать звук на смартфон.
Для записи на улице
Для записи звука вне дома подойдут портативные рекордеры. Как правило, они уже оснащены парой микрофонов неплохого качества и возможностью смены режима направленности, что делает их универсальными девайсами для любых ситуаций. К тому же, они поддерживают подключение внешних микрофонов. Некоторые рекордеры также позволяют использовать их в качестве аудиоинтерфейса, то есть на них можно даже обрабатывать записанную речь в DAW и сводить музыку. Здесь подробнее о рекордерах.
Универсальный бюджетный вариант
Чтобы с чего-то начать, можно посмотреть на проводные внутриканальные гарнитуры, или, говоря простым языком, наушники-затычки с микрофоном. Проводные —- потому что блютуз-гарнитуры ругают за плохое качество звука при разговоре в микрофон. Многие рекомендуют проводную гарнитуру Эппл для записи — она недорогая и выдает неплохой звук.
Наушники и аксессуары
Наушники нужны, если выбор сделан в пользу микрофона, а не гарнитуры. В идеале это должны быть закрытые охватывающие наушники. Но подойдут и любые недорогие затычки. Главное, чтобы это не были открытые наушники — такие пропускают звук, его поймает микрофон, и у речи появится неприятное эхо.
Для круглых столов и конференций можно обойтись вообще без наушников — если на столе стоит один всенаправленный микрофон, то можно настроить звук перед записью и проверять иногда, все ли в порядке.
Помещение
Помещение не только сильно влияет на качество звука, но и задает тон и атмосферу подкаста, особенно, если он записывается на видео. Хуже всего — большое пустое помещение без мебели, в нем будет отвратительное эхо, заглушающее голос. Лучше всего — небольшая заглушенная минватой радиорубка. Также играет роль звукоизоляция в помещении — никто не захочет слушать речь с аранжировкой из криков соседского ребенка, жужжания дрели и шума машин из окна.
Понятное дело, что ради подкаста не каждый согласится строить у себя студию и делать звукоизоляцию в комнате. К счастью, есть простые и эффективные способы добиться неплохого звука:
Разумеется, если подкасты и стримы будут с видео из студии, то область, которую видит камера, нужно оформить со вкусом. С остальными областями можно следовать правилу — чем больше мебели и предметов интерьера, тем лучше звук. Подробнее о том, как улучшить акустику помещения без затрат — здесь.
Если не удается найти и оборудовать подходящее помещение, можно попробовать поставить микрофон в шкаф с одеждой. Шубы и пальто отлично поглощают звук, поэтому получится звукозаписывающая кабинка. Из более профессиональных решений можно отметить акустические экраны для микрофонов, они сделают то же самое, что и шкаф.
Видео и стримы
Если со временем планируется работать с видео или даже вести стримы, то понадобится более мощный ПК. Обработка видео сильно загружает процессор, чем он мощнее, тем лучше. Стоит обратить внимание на Core i5 и Ryzen 5 последних поколений. Видео в высоком разрешении «ест» много оперативной памяти, понадобится минимум 16 Гб. SSD позволит быстрее загружать ролики в монтажную программу.
Также придется докупить дополнительное оборудование:
Для записи и обработки голоса нужны соответствующие программы — DAW, или digital audio workstation. Существует дюжина популярных DAW, некоторые из них бесплатные:
Очистить речь от шумов и сделать ее более ясной и приятной уху помогут плагины обработки. Как минимум, понадобятся:
Существует множество бесплатных VST-плагинов, к примеру, даже на сайте Reaper можно скачать комплект, в котором есть все необходимое. Здесь подробная статья, как этим пользоваться, чтобы сделать четкий и приятный голос для подкастов, стримов и видео, а здесь также рассказано о том, как сделать музыкальное оформление подкаста.
Заключение
Личный подкаст позволяет развить навыки общения, прокачать умение складно говорить о чем угодно. В США подкасты слушают более 100 млн человек, некоторые ведущие становятся настоящими звездами и зарабатывают на этом состояние. К примеру, чтобы аудитория Spotify могла слушать подкасты комика Джо Рогана, компания заплатила тому около ста миллионов долларов. В России аудитория подкастов составляет около 5 миллионов человек — здесь индустрия еще в самом начале пути, и добиться успеха сейчас проще, чем будет через несколько лет.
Как запустить свой подкаст, руководство для начинающих
Месяц назад мы обсуждали тренды на рынке аудиоподкастов. Сегодня мы решили рассказать, как начать записывать собственный подкаст и не потратить на это много денег.
Выбираем микрофон
Бюджет: 0 руб. Начать записывать подкасты можно без каких-либо серьезных вложений в аудиооборудование. На первых порах подойдут уже имеющиеся у большинства гаджеты. Например, в качестве микрофона можно использовать телефонную гарнитуру. Такого мнения придерживается Джейсон Снелл (Jason Snell), основатель подкаст-агрегатора The Incomparable.
Пока ваша речь грамотна, понятна, плюс тема волнует слушателей, качество аудио не так критично. Но все же лучше записывать передачу в помещении, где не будет мешать эхо. Не стоит работать в комнатах с пустыми стенами или высокими потолками. Шторы на окнах, а также ковры на полу поглотят отражения и улучшат качество вашего материала. Как бы забавно это ни звучало, неплохим местом для звукозаписи может оказаться гардеробная.
Бюджет: 10 000 руб. Даже если слушатели не испытывают дискомфорта от записанного на гарнитуру звука, он определенно не приносит им радость. Поэтому если у вас есть желание вложиться в качество записи, то стоит купить достойный микрофон. В пределах до десяти тысяч рублей можно выбрать подходящий USB-микрофон.
Такие устройства уже имеют в своем составе встроенный аудиоинтерфейс и работают с ноутбуком или ПК «из коробки». Однако имеют недостаток — писать сразу несколько звуковых дорожек (например, если в передаче принимают участие гости) будет затруднительно.
Во многих обзорах USB-микрофонов лидирующие позиции занимают продукты компании Blue. Их микрофоны Yeti и Snowball часто используются для записи подкастов. Однако при работе с ними (в частности, Yeti) важно учитывать ряд конструктивных особенностей. Некоторые ошибки, которые допускают подкастеры при записи на Yeti, разобраны в этом видео:
Уже упомянутый Джейсон Снелл в качестве микрофона для начинающих рекомендует динамическую модель Audio-Technica ATR2100-USB. Несмотря на свою цену это — микрофон «на вырост». Помимо USB-порта, он имеет разъем XLR. Если в будущем вы решите приобрести внешнюю звуковую карту, то вам не придется менять звукозаписывающее устройство.
Отметим, что помимо микрофона следует приобрести поп-фильтр. Также стоит обзавестись стойкой или подставкой для микрофона (если она не идет в комплекте, как в случае с продуктами Blue) — тогда не придется держать девайс в руках.
Бюджет: 20 000 руб. и более. В этом ценовом сегменте стоит обратить внимание на аналоговые микрофоны с разъёмом XLR. К ним придется дополнительно приобрести звуковую карту, однако это расширит возможности записи: можно писать сразу несколько аудиодорожек и, в некоторых случаях, управлять эффектами с помощью физических контроллеров.
Среди XLR-микрофонов можно выделить Rode NT1-A. Его используют профессиональные музыканты, а еще он частый «гость» ТВ-студий. Еще одно устройство — Audio-Technica BP40 — также упоминается в подборках гаджетов для подкастеров. О некоторых других микрофонах для подкастинга мы рассказывали в отдельном руководстве в блоге.
Если рассматривать звуковые карты, то решения Scarlett компании Focusrite пользуются популярностью в бюджетном сегменте. Их предусилители — дальние родственники профессиональных продуктов Focusrite — хорошо подходят для записи подкастов и даже используются в подкаст-студиях.
Также эксперты рекомендуют обратить внимание на восьмиканальный рекордер Rodecaster Pro, специально созданный для подкастеров. Его цена довольно велика ($600) но за эти деньги вы получите устройство, содержащее в себе аудиоинтерфейс, микшер, панель для звуковых эффектов и предусилители для наушников. Продукт вышел совсем недавно и еще не доступен на территории России. Но те, кто уже успел оценить решение, хорошо о нём отзываются.
Записываем подкаст: приглашаем друзей
Подкасты редко состоят из монологов, поэтому на передачу стоит пригласить гостей. Первое время ими могут выступить ваши друзья или коллеги. Как мы уже говорили, многоканальная запись с XLR-микрофонами и звуковой картой — дело дорогое. Однако есть несколько вариантов, которые помогут избежать трат на дополнительное оборудование.
Фото Jakob Härter / CC BY-SA
Каждый пишет сам. Можно записывать гостей удаленно, например по скайпу. В этом случае все участники беседы пишут собственный звук на свои микрофоны. Затем автору достаточно собрать эти записи и смонтировать в единую дорожку. Но такого подхода есть ряд сложностей. Во-первых, дорожки придется синхронизировать, а во-вторых, если у кого-нибудь внезапно прервется запись, есть риск безвозвратно потерять наработанный материал.
Один записывает всех. Можно писать звук на один имеющийся в распоряжении микрофон, передавая его друг другу и вырезая паузы во время монтажа. Но такой подход может быстро превратить беседу по душам, которой так ценятся подкасты, в обыкновенное интервью. Если же вы используете для записи Skype или TeamSpeak, то можно захватывать аудио прямо из приложения специальными программами, однако это сильно скажется на качестве звукозаписи.
Редактируем подкаст: выбираем DAW
Если вы уверенно говорите на публике или читаете заранее подготовленный сценарий, можно не заниматься редактированием получившейся аудиозаписи. Например, комик Денис Чужой выпускает подкаст, который записывает на телефон во время прогулок с собакой. Однако монтаж аудио способен повысить качество подкаста.
В идеале программное обеспечение для редактирования аудио должно поддерживать работу с несколькими дорожками, включать в себя компрессор и эквалайзер, а также обладать базовыми средствами автоматизации. Этим требованиям соответствует следующее ПО:
Фото Jakob Härter / CC BY-SA
Публикуем подкаст: хостинг и каталоги
Ваш первый выпуск готов — есть отредактированный mp3-файл. Теперь нужно загрузить его на хостинг и добавить в каталоги, чтобы потенциальные слушатели могли найти ваш подкаст. С развитием подкаст-индустрии этот процесс стал намного легче и не потребует затрат.
Хостинг Pinecast предлагает неограниченное хранилище для записей и возможность управлять тремя подкастами с одного аккаунта. Но слушатели смогут скачивать лишь последние десять выпусков передачи. Также стоит обратить внимание на относительно новый сервис Anchor. Разработчики предоставляют неограниченное пространство для хранения файлов, и, в отличие от Pinecast, не устанавливают «порог» на число доступных для скачивания выпусков.
После загрузки подкаста, необходимо рассказать о его существовании миру, а именно — добавить в каталог. Наиболее популярным каталогом остается Apple Podcasts. Практически все приложения для прослушивания подкастов организуют поиск через этот сервис. Чтобы добавить туда ваше аудиошоу, следуйте документации, предоставленной выбранным хостером. После регистрации вам станет доступна детальная статистика по загрузкам и прослушиваниям. Важный момент: Anchor регистрирует ваш подкаст автоматически — но от своего имени. С этим сервисом вам не будут доступны данные, предоставляемые Apple.
Главными конкурентами Apple Podcasts являются Spotify, Stitcher и Google Podcasts. Но первый и последний из них не доступны в России без VPN, а пользовательская база Stitcher преимущественно состоит из американских слушателей.
Слушаем подкаст: приложения
После публикации подкаста стоит проверить, могут ли люди его найти. Для этого можно воспользоваться так называемыми подкетчерами — приложениями, которые упрощают поиск новых шоу в сети и позволяют оформить подписку на любимые передачи. Такие сервисы выходят с завидной регулярностью, но дальше мы приведем лишь наиболее популярные:
Дополнительное чтение — посты из «Мира Hi-Fi» и нашего Telegram-канала:
Обсуждаем Hi-Fi тренды: транскрипт шоу «Звук»
Траутониум: немецкая волна в истории синтезаторов
Что такое 8D-аудио — обсуждаем новый тренд
Наш подкаст «Звук» посвящен аудиотехнологиям и вопросам экосистемы звука.
Что нужно для записи подкаста
Данный материал рассчитан на широкий круг читателей, которые бы хотели в домашних условиях подготовить подкаст. Статья не претендует на полноту и всеобъемлемость изложения темы звукозаписи.
Какое оборудование нужно для записи подкаста?
Подкаст можно записать на любом оборудовании. Как минимум нужен микрофон + компьютер. Подключить микрофон можно в микрофонный вход интегрированного звука (он помечен розовым цветом или значком микрофона). Известны случаи записи подкастов на MP3-плеер или сотовый телефон, используемых в режиме диктофона.
От чего зависит техническое качество подкаста?
Итоговое качество подкаста с точки зрения звукозаписи будет зависеть от аппаратуры, навыков и опыта подкастера. В большей степени от последних двух. Начать разумнее с малого и с ростом мастерства делать апгрейд оборудованию.
Какое оборудование нужно для подкаста высокого качества?
Необходим профессиональный динамический или, лучше, конденсаторный микрофон. Напольная или настольная микрофонная стойка или подставка. Полнодиапазонные наушники или активные колонки с правильной передачей тембра (активные мониторы). Внутренняя звуковая карта или миниатюрный микшерный пульт или внешний USB/Firewire звуковой интерфейс для подключения микрофона и последующей записи. Соединительные шнуры.
Выбор интерфейса зависит от типа микрофона. Для конденсаторного микрофона обычно требуется фантомное питание +48 В.
Есть ли готовые наборы оборудования для записи подкастов?
Этот список является далеко не полным. Желающие могут поискать в интернете и другие варианты.
Какие программы нужны для подготовки подкаста?
Подойдет практически любой звуковой редактор с возможностью монтажа. Из бесплатных подкастерам часто рекомендуется Audacity. Плюсы данной программы: простота использования, русскоязычный интерфейс, возможность регулировать уровни записи и воспроизведения звуковой карты напрямую из программы. Минусы Audacity: ограниченный набор средств, отсутствие профессиональных инструментов и интерфейсов.
С чего начать подготовку подкаста?
Перед записью лучше устроить репетицию чтения текста и попросить кого-то, входящего в целевую аудиторию, послушать, насколько ваш подкаст понятен на слух и насколько он интересен.
Выбирайте для подкаста узкую тему или не больше пары-тройки тем и постарайтесь раскрыть каждую из них. Оптимальное время одного подкаста 3-5 минут. Помните, что подкастинг требует регулярных выпусков, поэтому оставьте энергию для следующих подкастов. Начать текст лучше с приветствия и оглашения содержания подкаста.
Последовательность записи подкаста
Перед записью необходимо подключить микрофон и отрегулировать правильный уровеь записи. Обычно в звуковом редакторе имеется индикатор уровня сигнала (пик-метер) с указанием перегрузки. Необходимо добиться, чтобы сигнал имел достаточную амплитуду, но никогда не зашкаливал за максимальное значение. Лучше оставить некоторый запас в 3-6 дБ, иначе неизбежны щелчки, которые практически невозможно устранить на монтаже.
После получения удовлетворительных дублей необходимо произвести черновой монтаж. Оставить только нужные фраменты. Удалить долгие паузы и посторонние громкие звуки в паузах.
Что делать с фоновым шумом?
Какой формат проекта выбрать?
16 бит 44 кГц. Данный формат оптимален по соотношению размера и качества. В домашних условиях поднятие разрядности или частоты дискретизации не даст преимуществ, но увеличит нагрузку на систему. Совет особенно актуален для USB/Firewire устройств.
Какие эффекты обработки выбрать?
Рекомендуемая поледовательность обработки:
1. Обрезной фильтр басов (low cut filter), на базе параметрического эквалайзера. Убирает бубнение на басах. Частота среза фильтра в районе 80-120 Гц. Основыне бубнящие тона можно посмотреть на анализаторе спектра редактора. Кроме того, некоторые эквалайзеры сами показывают спектр сигнала в реальном времени.
Эквализация остальной части звукового диапазона в домашних условиях крайне затруднена из-за собственного вклада в тембр средств подручного мониторинга (колонки, наушники).
2. Деэссер. Применяется по необходимости в случае сильных свистящих согласных. В основном применяется набор узкополосных фильтров параметрического эквалайзера на частотах 4-6 кГц. В случае сильного искажения тембра от эквалайзера можно также применить компрессор со снижением пиков сигнала в ограниченной полосе частот.
Бубнение на басах и свист согласных можно несколько снизить на этапе записи, если расположить микрофон чуть дальше и под углом к диктору. Это также поможет снизить слышимость взятия дыхания.
3. Поднятие громкости. Необходимо для правильного срабатывания компрессора динамического диапазона. Пики могут выходить за 0 дБ. Цепочка эффектов обрабатывается в пространстве 32-разрядных чисел с плавающей точкой, где зашкаливание не приводит к потере сигнала. Поднятие громкости возможно в параметре input level внутри компрессора.
4. Компрессор динамического диапазона (не путать с компрессией файла в MP3 и прочие форматы). Позволяет поднять средний уровень громкости не затрагивая пики сигнала. Порог (threshold) позволяет отрегулировать раздел между усиливаемым сигналом и пиками. При записи речи применяются относительно небольшие значения компрессии, иначе результат становится лишен естественной динамики голоса. Чтобы не было резкой слышимой границы срабатывания, применяют плавную кривую передаточной характеристики.
Крайне нежелательно использование готовых пресетов внутри эффектов. Не думайте, что разработчики все предусмотрели за вас. На практике еще ни один пресет не подходил к конкретной ситуации. Чаще всего пресеты служат лишь для демонстрации направления регулировки параметров в зависимости от ситуации применения.
Советы записывающим подкаст
Данный материал рассчитан на широкий круг читателей, которые бы хотели в домашних условиях подготовить подкаст. Статья не претендует на полноту и всеобъемлемость изложения темы звукозаписи.
Какое оборудование нужно для записи подкаста?
Подкаст можно записать на любом оборудовании. Как минимум нужен микрофон + компьютер. Подключить микрофон можно в микрофонный вход интегрированного звука (он помечен розовым цветом или значком микрофона). Известны случаи записи подкастов на MP3-плеер или сотовый телефон, используемых в режиме диктофона.
От чего зависит техническое качество подкаста?
Итоговое качество подкаста с точки зрения звукозаписи будет зависеть от аппаратуры, навыков и опыта подкастера. В большей степени от последних двух. Начать разумнее с малого и с ростом мастерства делать апгрейд оборудованию.
Какое оборудование нужно для подкаста высокого качества?
Необходим профессиональный динамический или, лучше, конденсаторный микрофон. Напольная или настольная микрофонная стойка или подставка. Полнодиапазонные наушники или активные колонки с правильной передачей тембра (активные мониторы). Внутренняя звуковая карта или миниатюрный микшерный пульт или внешний USB/Firewire звуковой интерфейс для подключения микрофона и последующей записи. Соединительные шнуры.
Выбор интерфейса зависит от типа микрофона. Для конденсаторного микрофона обычно требуется фантомное питание +48 В.
Есть ли готовые наборы оборудования для записи подкастов?
Этот список является далеко не полным. Желающие могут поискать в интернете и другие варианты.
Какие программы нужны для подготовки подкаста?
Подойдет практически любой звуковой редактор с возможностью монтажа. Из бесплатных подкастерам часто рекомендуется Audacity. Плюсы данной программы: простота использования, русскоязычный интерфейс, возможность регулировать уровни записи и воспроизведения звуковой карты напрямую из программы. Минусы Audacity: ограниченный набор средств, отсутствие профессиональных инструментов и интерфейсов.
Из полупрофессиональных редакторов наибольшей любовью пользуется коммерческий Adobe Audition (бывший Syntrillium Cool Edit Pro). Есть также Steinberg Wavelab, SONY Sound Forge (бывшйи Sonic Foundry). Эти редакторы объединяет поддержка интерфейса ASIO в последних версиях, возможность подключения профессиональной обработки в виде DX/VST-плагинов, возможность объединения эффектов в рэк. Как правило, выбор звукового редактора — дело личных предпочтений.
Самый худший вариант — нажать «запись», что-то экспромтом наговорить, сохранить как звуковой файл и подкаст якобы готов.
С чего начать подготовку подкаста?
Начните с выбора идеи и написания сценария. Ещё лучше — готового текста для последующего прочтения перед микрофоном.
Подкастинг — это не радиовещание в сети в прямом эфире и не живое интервью. У подкастера есть время и возможность тщательно продумать и подготовить материал. Также есть возможность делать дубли и смонтировать готовый подкаст из наиболее удачных фрагментов без затягивания пауз и без различных паразитов разговорной речи (нуу, эээ, ммм).
Перед записью лучше устроить репетицию чтения текста и попросить кого-то, входящего в целевую аудиторию, послушать, насколько ваш подкаст понятен на слух и насколько он интересен.
Наиболее важным представляются: 1) идея подкаста, интересность информации, личный анализ этой информации автором; 2) выработка понятной, не раздражающей манеры изложения. Люди, преуспевшие в формулировки мыслей на бумаге, вероятнее всего столкнутся с большими проблемами с переносом такого текста в жанр подкаста. Советы такие: доносите мысль максимально просто и понятно, упрощайте сложные языковые конструкции, переформулируйте причастные обороты и косвенные падежи в более простые формы. Такой текст легче будет прочитать, а слушателям — его воспринять и понять на слух.
Выбирайте для подкаста узкую тему или не больше пары-тройки тем и постарайтесь раскрыть каждую из них. Оптимальное время одного подкаста 3-5 минут. Помните, что подкастинг требует регулярных выпусков, поэтому оставьте энергию для следующих подкастов. Начать текст лучше с приветствия и оглашения содержания подкаста.
Последовательность записи подкаста
Перед записью необходимо подключить микрофон и отрегулировать правильный уровеь записи. Обычно в звуковом редакторе имеется индикатор уровня сигнала (пик-метер) с указанием перегрузки. Необходимо добиться, чтобы сигнал имел достаточную амплитуду, но никогда не зашкаливал за максимальное значение. Лучше оставить некоторый запас в 3-6 дБ, иначе неизбежны щелчки, которые практически невозможно устранить на монтаже.
При записи добивайтесь безошибочного прочтения полной фразы или абзаца. Это облегчит монтаж и сделает склейки незаметными. Вырабатывайте живую осмысленную интонацию. Следите за равномерной подачей. Наилучший вариант — обычно, второй или третий дубль фрагмента текста. Запись лучше всего не останавливать, чтобы не отвлекаться на ручные манипуляции с запуском/остановом/удалением дублей.
После получения удовлетворительных дублей необходимо произвести черновой монтаж. Оставить только нужные фраменты. Удалить долгие паузы и посторонние громкие звуки в паузах.
Что делать с фоновым шумом?
Есть два варианта. Первый — устранить шумодавом, скормив образец шума в паузе. Такой вариант при отсутствии опыта практически всегда затронет полезный сигнал и внесет слышимые искажения. Второй вариант — наложить фоновый саундтрек с негромкой музыкой. Однако помните, что использовать коммерческие записи без разрешения правообладателя запрещено законом.
Какой формат проекта выбрать?
16 бит 44 кГц. Данный формат оптимален по соотношению размера и качества. В домашних условиях поднятие разрядности или частоты дискретизации не даст преимуществ, но увеличит нагрузку на систему. Совет особенно актуален для USB/Firewire-устройств.
Какие эффекты обработки выбрать?
Рекомендуемая поледовательность обработки:
1. Обрезной фильтр басов (low cut filter), на базе параметрического эквалайзера. Убирает бубнение на басах. Частота среза фильтра в районе 80-120 Гц. Основыне бубнящие тона можно посмотреть на анализаторе спектра редактора. Кроме того, некоторые эквалайзеры сами показывают спектр сигнала в реальном времени.
Эквализация остальной части звукового диапазона в домашних условиях крайне затруднена из-за собственного вклада в тембр средств подручного мониторинга (колонки, наушники).
2. Деэссер. Применяется по необходимости в случае сильных свистящих согласных. В основном применяется набор узкополосных фильтров параметрического эквалайзера на частотах 4-6 кГц. В случае сильного искажения тембра от эквалайзера можно также применить компрессор со снижением пиков сигнала в ограниченной полосе частот.
Бубнение на басах и свист согласных можно несколько снизить на этапе записи, если расположить микрофон чуть дальше и под углом к диктору. Это также поможет снизить слышимость взятия дыхания.
3. Поднятие громкости. Необходимо для правильного срабатывания компрессора динамического диапазона. Пики могут выходить за 0 дБ. Цепочка эффектов обрабатывается в пространстве 32-разрядных чисел с плавающей точкой, где зашкаливание не приводит к потере сигнала. Поднятие громкости возможно в параметре input level внутри компрессора.
4. Компрессор динамического диапазона (не путать с компрессией файла в MP3 и прочие форматы). Позволяет поднять средний уровень громкости не затрагивая пики сигнала. Порог (threshold) позволяет отрегулировать раздел между усиливаемым сигналом и пиками. При записи речи применяются относительно небольшие значения компрессии, иначе результат становится лишен естественной динамики голоса. Чтобы не было резкой слышимой границы срабатывания, применяют плавную кривую передаточной характеристики.
5. Лимитер. Необходим для ограничения самых больших пиков сигнала. Ставится на выходе секции эффектов либо на мастер-секции после микширования с музыкальным саундтреком. Показатель правильного применения лимитера — очень редкое его срабатывание. Если идет постоянная перегрузка — необходимо отрегулировать поднятие громкости и компрессию динамики.
При записи в домашних условиях трудно добиться сигнала, не содержащего естественных отражений звука от стола, предметов и стен комнаты. Поэтому повторное наложение эффектов эха и реверберации нежелательно. Различные ухищрения типа ковров на стенах и полу — неэффективны, так как глушат средние и высокие частоты, обедняя и еще более искажая общий тембр звука.
Крайне нежелательно использование готовых пресетов внутри эффектов. Не думайте, что разработчики все предусмотрели за вас. На практике еще ни один пресет не подходил к конкретной ситуации. Чаще всего пресеты служат лишь для демонстрации направления регулировки параметров в зависимости от ситуации применения.
В домашних условиях наибольшую сложность составляет контроль — прослушивание результатов обработки на подручных средствах, наушниках и колонках. Чаще всего результат будет непереносим на другую аппаратуру. То есть на аппаратуре с другими характеристиками могут неожиданно всплыть проблемы с бубнением, искажениями, перекосом в тембральном балансе. Таким образом, итоговый микс имеет смысл отслушать на всей имеющейся под рукой звуковой аппаратуре. К такому же приему не стыдятся прибегать в коммерческих студиях звукозаписи.