что нужно для захоронения мусульманина
Мусульманские похороны
Мусульманские похороны имеют несколько схожих черт с православными. Например, у приверженцев ислама тоже принято хоронить мертвых в землю, звать священнослужителя, и читать по ним молитвы (намазы), чтобы бог скорее забрал его душу в лучший мир. Однако, есть большие отличия в подготовительных моментах и ритуальных атрибутах.
Каждому, кто хоронит мусульманина стоит знать, что это нужно делать только на мусульманских кладбищах или специально отведенных участках для приверженцев ислама на общих погостах.
Мусульманские кладбища в Москве
Вот список некрополей, где можно хоронить мусульман:
Некоторые задумываются, сколько стоит место на кладбище в Москве для мусульман. Есть ли различия в ценах? Нет, для представителей всех конфессий дают участки одинакового размера. Цена зависит от удаленности.
Что делать, когда мусульманин при смерти
Уже когда стало понятно, что человек скоро отойдет в мир иной, к нему вызывают имама – исламского священнослужителя, который читает специальный намаз.
Родственники должны определиться к моменту смерти, кто будет проводить омовение, и кто будет помогать. Их должно быть четверо, одного пола с усопшим. Также жена может омывать мужа, а муж – жену.
Принципы выбора исламской ритуальной атрибутики
Заранее подготавливается саван для окутывания тела. Материал выбирается, исходя из принципа: если человек не оставил долгов после себя, то материал берут дороже, а если оставил, то – самый простой. Радикальные мусульмане придерживаются минимализма при организации похорон. Для савана запрещается использовать шелк.
Мусульман не принято хоронить в гробах, но в городах часто используют специальный ящик табуг. На кладбище можно взять ритуальные носилки для доставки тела к могиле.
Также заранее заказывается могильная плита, которая служит памятником. Запрещаются излишние украшения на нее. Только имя, годы жизни, и изречение из священной книги. Надгробие направляют лицевой стороной по направлению к Мекке.
Ритуальные атрибуты, как в православии (венки, цветы, ленты, постельные принадлежности, одежу), покупать и приносить на могилу нельзя.
Исламские ритуалы подготовки к погребению
После смерти человека укладывают лицом и ногами в сторону Мекки – святого места. При трехкратном омовении доверенным лицом (Гассалом), запрещается переворачивать тело на живот. Помещение, где проходит процедура, окуривается благовониями. После омовения и обмазывания благовониями, тело окутывают в несколько слоев ткани – для мужчин 3 слоя, для женщин – 5. Все это время читают положенные намазы. В эти же сутки предписывается произвести погребение.
Какие предметы подготовить к похоронам в исламских традициях?
Чего не нужно делать на похоронах у мусульман
Мусульманские погребальные обычаи
Мусульманская община в Санкт-Петербурге является одной из самых многочисленных. Нередко возникает необходимость провести похороны с учетом всех традиций. Религиозные обряды погребения в исламе отличаются широким разнообразием. Неудивительно, что даже глубоко верующие мусульмане порой не знаю всех тонкостей и нюансов.
В исламе похороны рассматривают как сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Для того, чтобы душа умершего обрела покой, все обряды должен проводить представитель духовенства.
Действия умирающего перед смертью
В отличие от христианства в исламе не существует такого понятия, как исповедь. Умирающие не просят вызвать духовное лицо, чтобы исповедаться в совершенных грехах. Вместо этого, осознавая приближение смерти, мусульмане начинаю читать Калима-и Шахада. В молитве умирающий прославляет имя Аллаха и признает его единым Богом. Если человек не способен самостоятельно произносить строки из священного текста, это делают за него близкие люди. Каноны ислама гласят, что если молитва Аллаху была последним, что произнес покойный, Бог проявит к нему милость.
По старинной мусульманской традиции родственники умирающего не могут оставлять его в одиночестве. Ведь он в любой момент может попросить подать ему воды. Неисполнения предсмертного желания человека является страшным грехом.
Подготовка тела к захоронению
Обычай гласит, что после смерти мусульманина его следует положить на правый бок лицом по направлению к Мекке – древнему религиозному центру. Иногда покойных располагают ногами вперед, но в этом случае голову умершего необходимо приподнять, чтобы лицо было обращено в нужную сторону. В этот момент члены семьи покойного должны вознести Аллаху молитвы о душе преставившегося и об отпущении его прегрешений.
Забота о телах покойных – важная часть мусульманских погребальных традиций. Первым делом после смерти человеку опускают веки. Затем тщательно разминают суставы, а на живот кладут увесистый груз, чтобы избежать повышенного газообразования. Усопшим обязательно подвязывают челюсть, чтобы рот оставался в закрытом положении.
Когда тело прошло предварительную подготовку, проводят его омовение. Из мечети родственники приносят жесткую скамью, на которой располагают умершего. Лицо при этом должно быть все так же обращено в сторону Мекки, а тело покойного в необходимых местах прикрыто отрезом ткани или полотенцем. Ритуальное омовение обычно осуществляет специально обученный человек – гассал. Однако выполнить его роль может и близкий родственник покойного. Во время процедуры омовения в помещении присутствует еще 4 человека того же пола, что и усопший. Они помогают справляться с телом во время его очищения. Помощник гассала на всем протяжении ритуала омовения должен лить воду на тело усопшего.
Перед началом омовения комнату обильно окуривают благовониями и ароматными травами. Во время процедуры первым делом опорожняют кишечник, после чего приступают к очищению поверхности тела: мытью волос и омовению лица. Затем водой обдают ноги усопшего по щиколотки. Ополаскивают и само тело, сначала с одной стороны, а затем с другой. В последнюю очередь покойному моют спину. Важно, что во время всего ритуала переворачивать умершего на живот категорически запрещено. Если требуется провести омовение в труднодоступных местах, тело приподнимают и проводят необходимые процедуры.
Ритуал омовения завершается облачением покойного в ритуальные одежды – кафан. Такой саван состоит из трех частей. Нижний слой покрывает все тело с головы до ног. Затем, вторым слоем ткани оборачивают нижнюю часть тела. Завершается одеяние ритуальной рубашкой, так называемой, камисой.
В отличие от мужского одеяния женский саван дополнительно включает платок, которым покрывается голова и ткань для того, чтобы прикрыть область грудной клетки. Материал, из которого сшит кафан обильно просыпают порошком из благовоний, чтобы избавиться от трупного запаха.
Чтение молитвы на похоронах и погребение
В исламе похороны проводят в день смерти до заката. Если покойный умер ночью, церемонию переносят на следующий день.
Подготовленное тело аккуратно перекладывают на похоронные носилки и доставляют к месту чтения джаназа – главной похоронной молитвы. Намаз проводят за стенами мечети. Тело покойного размещают перед священнослужителем – имамом. Остальные участники ритуала возносят молитвы, стоя на ногах. Все присутствующие обращаются к Аллаху и просят даровать покойному все блага. Без проведения такой службы о покойном похороны в исламе не признаются действительными.
После молитвы тело приносят на кладбище и проводят захоронение. В отличие от христианских традиций, ислам не предусматривает похороны в гробу. Тело умершего опускают в специально подготовленную яму, после чего прикрывают досками или камнями. Опускают останки в могилу под звучание аятов.
В мусульманской культуре не принято устанавливать надгробий на могилах. Ислам учит, что памятник должен быть скромным и без излишеств. Чаще всего устанавливают простые именные таблички с указанием дат рождения и смерти.
В ритуальных традициях ислама существует и несколько запретов. На мусульманских похоронах обычно не присутствуют женщины. Очень важным правилом также считается проведение похорон мусульман только на соответствующем кладбище. Хоронить представителей ислама и других религий в одном месте строго запрещено.
Поминовение покойных и выражение соболезнований родственникам
Церемонии, следующие за проведением похорон также строго определены исламом. Знакомые могут выражать соболезнование семье усопшего, но сделать это необходимо единожды и до истечения трех дней с момента смерти. Обычно слова поддержки произносят в мечети или семейном доме.
Траур в исламе принято носить в течение трех дней. После окончания этого срока бурно выражать свои эмоции считается неуместным. Исключением являются женщины, потерявшие супруга. В этом случае траур продолжается 4 месяца и 10 дней. Поминают умерших в исламе на третий, седьмой и сороковой дни.
Мусульманские кладбища в Санкт-Петербурге
Отдельные мусульманские кладбища стали появляться в Санкт-Петербурге и Ленинградской области относительно недавно. Раньше захоронения проводили на территории других некрополей, отделяя мусульманские участки от могил представителей других конфессий.
Сложность в организации погостов для мусульман состоит в строгости правил и ритуалов ислама. По традиции все участки следует обращать в сторону Мекки, а само кладбище должно располагаться за чертой города и любых населенных пунктов. Между могилами обязательно проектируют широкие дорожки, чтобы посетители не перешагивали через могилы.
Погребение покойника
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Старайтесь быстро похоронить покойного [не задерживайте процедуру предания тела земле]! Если он был хорошим человеком, то это — благо, к которому вы его ведете (приближаете). А если он был каким-либо иным, то это — зло, которое вам следует поскорее скинуть с плеч»[1].
Погребальная процессия должна иметь умеренный ход: идти ни слишком быстро, ни слишком медленно.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Когда мертвое тело [приготовленное к захоронению и завернутое в саван] положат [на носилки] и мужчины понесут его на своих шеях [на своих плечах], он[2] [человек, а точнее — душа человека, находящаяся до захоронения где-то рядом], если был [при жизни] благонравным, скажет: «Поторопитесь со мною!». Ну а если [человек] был плохим [при жизни, совершал грехи, преступления и не раскаялся, не исправился], то закричит [душа, витающая рядом]: «О горе! Куда это вы (родные и близкие) [меня] несете?!» Все [творения] будут слышать этот [душераздирающий] голос, кроме человека [людей]. Если человек услышал бы это, то сразу упал бы в обморок»[3].
Желательно, чтобы носилки несли не менее четырех человек, держа их с четырех сторон.
Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.
При подготовке места погребения и копании могилы[4] должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку. В правой стороне[5] могилы делают нишу (ляхд), которая закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят туда[6]. Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускают муж и ее родственники.
Опускать (заводить в могилу) покойного следует головой вперед с той стороны, где окажутся в итоге его ноги[7]. Можно опускать его со стороны киблы[8].
После того как тело поместили в нишу и закрыли досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы[9], затем могилу закапывают лопатами.
Женщины в могилу не спускаются.
Топтать могилу, сидеть на ней, спать или молиться (совершать молитву-намаз) запрещено[10].
Табличка с надписью имени и фамилии покойного, а также годами его жизни устанавливается в области головы покойного.
‘Усман ибн ‘Аффан передает: «Пророк (да благословит его Творец и приветствует), когда завершался обряд погребения, сразу не уходил, а говорил: «Просите у Аллаха (Бога, Господа) для этого человека прощения грехов. Молите Бога, чтобы укрепил его [предоставил возможность правильно ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира]. Поистине, сейчас он будет спрошен[11]»[12].
Сподвижник пророка Мухаммада ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал своему сыну и ближайшему окружению незадолго до смерти: «Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану держать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру][13]»[14].
Вопросы по теме
Во время погребения женщины может ли опускать ее в могилу мужчина, не являющийся ее родственником?
Тело покойной женщины опускают в могилу муж и ее родственники. В случае отсутствия таковых необходимо поступать по ситуации. Неродственник может в этом участвовать[15].
У меня на родине, когда хоронят человека, сверху на его могилу поливают какую-то святую воду. Не противоречит ли это Исламу?
Интересно, какой смысл вкладывается в данную процедуру?
Внешне данное действие безобидно и не заслуживает внимания, а тем более не должно быть причиной споров и конфронтации.
Допустимо ли хоронить мусульманина в гробу?
Захоронение умерших в гробах является христианским обычаем. У мусульман данный способ захоронения используется в исключительных случаях. Ни в Священном Коране, ни в Сунне нет запрета на такого рода погребение. Исходя из этого, мусульманские богословы на основе иджтихада выработали следующие мнения.
Ханафитские ученые считают, что допустимо использование гроба, даже если он будет сделан из камня или железа. Данный метод применим в случае рыхлости или повышенной влажности почвы, захоронения в море и т. д. Желательно (сунна) посыпать дно гроба землей, так как при Пророке покойник клался непосредственно на землю.
Богословы шафиитского мазхаба говорят о нежелательности захоронения покойника в гробу, но также допускают подобное в особых случаях.
Маликитские богословы считают, что более правильно не хоронить в гробу. Желательно укреплять нишу, в которую кладется умерший, кирпичом, деревом или иным материалом.
Ханбалиты считают нежелательным захоронение умершего в гробу, так как применение данного метода не было передано нам Пророком и его сподвижниками.
Таким образом, мусульманские ученые едины в том, что лучше хоронить в саване, помещая покойника в укрепленную нишу. Однако в исключительном случае погребение в гробу не является грешным и запрещенным[16].
Можно ли целовать покойного?
Это допустимо. Когда заключительный Божий посланник пророк Мухаммад покинул этот мир, к его накрытому телу подошел Абу Бакр. Подойдя, он приоткрыл лицо и, нагнувшись, поцеловал его в лоб[17].
Можно ли (или нужно) открывать покойнику лицо, когда он уже положен в могилу?
После того как покойника положат в могилу, можно открывать ему лицо? Как правильно сделать по ханафитскому мазхабу?
Никакой категоричности в данном вопросе нет.
Нужно ли вставать, когда проходит погребальная процессия?
«Когда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники, поднявшись вместе с ним, сказали: «О посланник Божий, это хоронят иудея». Пророк ответил им: ‘Если видите похоронную процессию, вставайте [и неважно, кого хоронят]»[18]. В другом риваяте (варианте хадиса) Пророк воскликнул: «А разве он не человек?!»[19].
Лицезрение смерти со столь близкого расстояния должно пробуждать в верующем особое чувство трепета пред Богом и побуждать его вставать из уважения, почтения к происходящему на его глазах[20].
Долго ли нужно стоять? В достоверном хадисе сказано: «Стойте, пока покойного не пронесут мимо вас либо пока не опустят на землю»[21].
В какое время суток запрещено хоронить покойника?
Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв-намазов и погребение умерших в следующих трех временных периодах:
— во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух)[22];
— в то время, когда солнце находится в зените;
— во время заката солнца»[23].
Разрешается ли присутствовать на похоронах немусульманина?
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1315; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 235, хадис № 1315 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 366, хадис № 50–(944); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1019, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 1/941 и пояснение к нему.
[2] В самом хадисе говорится о теле, мертвом теле. Ученые предполагали, что может радоваться или негодовать (1) и само тело, если Господь пожелает того, (2) и душа, находящаяся до захоронения где-то рядом. Однозначно никто не может утверждать. Но в любом случае это будет та форма речи, которая не слышна людям, не воспринимаема их слухом. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 238, 239, пояснение к хадису № 1316.
Кстати, современная наука уже доказала, что есть множество звуков в окружающем нас мире, которые человек не в состоянии слышать, хотя они могут быть очень и очень громкими.
[3] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 392, хадис № 1316; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 2/942.
[4] Глубина могилы определяется в соответствии с природными особенностями почвы данной местности. Главное — чтобы тело покойного было защищено от хищников.
[5] То есть с той стороны, которая находится в направлении Каабы, ближе к ней.
[6] В случае сыпучести, рыхлости почвы и опасения обвала допустимо не делать ниши (ляхд). Раскапывают дополнительное углубление, которое также закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят в это углубление. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни альмух тадж. Т. 2. С. 40; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 522.
[7] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 88; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 40.
[8] В опускании покойного в могилу могут участвовать трое и более человек.
[9] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 87, хадис № 1464 и пояснение к нему.
[10] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 525; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 375, хадис № 97–(972).
[11] Пророк Мухаммад сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие его [в «последний путь», хотя в действительности путь будет иметь еще долгое продолжение], уйдут — а он будет слышать их шаги — к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир] и, посадив, спросят: «Что ты говорил [знал] относительно этого человека (то есть относительно последнего Божьего пророка Мухаммада)». Верующий ответит: «Свидетельствую, что он — раб Божий и посланник». Последует ответ: «[Мы знали, что ты скажешь именно так.] Посмотри на свое место в Аду [где ты мог бы пребывать временно или вечно, окажись грешником или безбожником], Всевышний заменил тебе его на обитель в Раю». Покойный увидит оба пристанища. [После чего станет просторной его обитель в загробном мире, осветится, и заснет он сладким сном жениха (или невесты), которых будят желанные и любимые. И продлится этот блаженный сон до Дня Воскрешения].
Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».
После этого частичного воссоединения (для общения с ангелами вслед за погребением) душа до Дня Воскрешения из мертвых покидает свое тело, перемещается в мир душ, где испытывает или частички райского блаженства, или адские мучения.
[12] Хадис от ‘Усмана ибн ‘Аффана; св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 363, хадис № 3221, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 1/946.
[13] Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.
[14] Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.
[15] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 383, 384, хадис № 1285; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 194, 204, хадис № 1285 и пояснение к нему.
[16] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 158.
[17] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1344, хадис № 4455; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 10. С. 185, хадис № 4455 и пояснение к нему.
[18] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1311; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1311 и пояснение к нему.
[19] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1312; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1312 и пояснение к нему.
[20] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 232, 233.
[21] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 390, хадисы № 1307–1309; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 228, 229, хадисы № 1307–1309 и пояснение к ним.
[22] Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 519.
[23] Св. х. Муслима, Ибн Маджа и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 322, хадис № 293–(831); Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1519, «сахих».
Подробнее см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 258, 259.
[24] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 510.
Как проходят похороны у мусульман
Содержание:
Прижизненные ритуалы у мусульман
Если мусульманин умирает не внезапной смертью, а в результате продолжительной болезни, подготовка к переходу в иной мир начинается еще при жизни. Для попадания в рай человеку необходимо сохранять праведность, то есть вести достойную жизнь и соблюдать законы Корана. При этом нужно постоянно помнить о смерти и быть готовым к встрече с ней. Для этого важно заранее позаботиться о нюансах процедуры погребения и решить, между кем будет делиться наследство.
Непосредственно перед смертью в дом больного приглашают имама. Умирающего кладут ногами в сторону Мекки, а священнослужитель зачитывает над ним молитву «Калимат-шахадат». Напоследок человеку дают воды или гранатового сока. Сразу после смерти ему закрывают глаза, подвязывают подбородок и помещают на живот что-то тяжелое.
Подготовка к погребению
Подготовка к захоронению мусульман начинает сразу после смерти. Традиционные погребальные обряды почитателей Ислама предусматривают омовение усопшего и оборачивание его тела в саван.
Омовение
Для выполнения омовения приглашают гассала (ответственного), которым может быть близкий родственник или другой правоверный человек одного пола с умершим. Перед процедурой гассал трижды омывает руки и зажигает благовония. Сначала он омывает голову покойного, затем щиколотки. После этого приступает к омовению правой, а потом левой части тела. В завершение моет спину. Вся процедура выполняется три раза, причем первые два раза в воду добавляют камфару и кедровый порошок, а последнее полоскание осуществляют чистой водой.
При отсутствии гассала одного пола с усопшим либо если человек умер в месте, где недостаточно воды для омывания, может использоваться обряд «таяммум». Он предусматривает очищение тела песком или аналогичными веществами – глиной, землей, цементом. После завершения таяммума похороны проводятся согласно принятым мусульманским традициям.
Обертывание в саван
По Шариату усопших запрещено хоронить в одежде, поэтому тело оборачивают в специальный саван – кафан. Его шьют из белой ткани, которая подбирается согласно достатку покойного. Для богачей используют дорогостоящий текстиль, для бедняков – дешевый. Саваны различаются в зависимости от пола покойного. Для мужчин применяют удлиненную рубашку и два куска ткани, которыми оборачивают нижнюю часть тела и все туловище. Для женщин используются те же принадлежности, но дополнительно на голову надевают платок (химару), а тело от груди до бедер укутывают еще в один отрез ткани (хирки).
Гроб у мусульман
В мусульманстве не принято использовать гробы. Традиционно людей хоронят без домовины, поскольку считается, что человек был создан из земли, а гроб не позволяет усопшему контактировать с почвой после погребения. Использовать домовину можно только в трех случаях:
В таких ситуациях для захоронения применяют специальный гроб, который выглядит как простой прямоугольный ящик из необработанной древесины. Иногда его покрывают полировкой или тканью зеленого цвета, но в любом случае он лишен декора, а внутри нет одеял, подушек и другого похоронного белья. В некоторых случаях используют гробы без крышки, покрывая тело большим отрезом ткани.
Как проходит церемония погребения?
Если родственники усопшего не знают, как проходят похороны у мусульман, им следует уточнить эти вопросы у муллы. Почитатели Ислама придерживаются следующих правил:
Сотрудники ритуального агентства «Честный Агент» могут предоставить вам более детальные консультации по вопросам проведения мусульманских похорон. Мы готовы взять на себя вопросы по организации погребения в Москве или Московской области и предложить традиционный гроб, выполненный с учетом исламских обычаев и традиций. Многолетний опыт и ответственный подход к работе позволяют нам проводить достойные захоронения, которые полностью учитывают правила и указания фикха.