что нужно для юридического адреса ооо при регистрации
Как выбрать юридический адрес для компании
Хочу открыть компанию в форме ООО. Встал вопрос, какой адрес указывать в заявлении о государственной регистрации для налоговой.
Слышал, что можно зарегистрировать фирму на свой домашний адрес. Какие здесь могут быть проблемы?
А еще в интернете предлагают адреса под юрлицо за копейки. Это законно? Если я куплю такой адрес, налоговая меня зарегистрирует?
Виктор, когда я размышлял, какой адрес выбрать для компании, рассматривал три варианта регистрации: по адресу проживания директора, в арендованном офисе и через аренду адреса. Расскажу, на каком варианте остановился и почему.
Что такое юридический адрес
Юридический адрес общества — это местонахождение его исполнительного органа, который действует постоянно и без доверенности. Обычно это директор или генеральный директор.
При заполнении заявления о регистрации юридического лица требуется указать адрес, по которому находится исполнительный орган. Налоговая инспекция может отказать в регистрации, если посчитает, что этот адрес не соответствует действительности.
Т—Ж уже писал, что такое ООО и как выбрать для него адрес регистрации. Поэтому разберем, какой юридический адрес удобнее и безопаснее на практике.
Регистрация по месту проживания директора или учредителя
Зарегистрировать общество на домашний адрес можно, но не все налоговые инспекции об этом знают — поэтому могут отказать. Налоговые считают, что жилые помещения предназначены только для проживания граждан и не могут использоваться как адрес регистрации компании. Чтобы использовать помещение для бизнеса, его надо перевести в нежилое.
Такое решение незаконно и легко отменяется через суд. Если исполнительный орган — руководитель — размещается в своей квартире, это не значит, что недвижимость используется для ведения предпринимательской деятельности. Офис компании, сотрудники, оборудование могут находиться в другом месте.
Федеральная налоговая служба подготовила письмо, где подтвердила, что регистрировать юрлицо по адресу проживания директора или учредителя — нормально и законно.
Такая регистрация возможна только с согласия собственника жилой недвижимости. Согласие не надо получать, если руководитель или учредитель организации — собственник недвижимости или в ней прописан.
Этот вариант выглядит простым и удобным, но я от него отказался. Вот почему:
Аренда адреса под регистрацию
Есть множество компаний, которые предлагают арендовать адрес под регистрацию юрлица. Обратите внимание: адрес, а не офис. Фактически они дают гарантийное письмо для налоговой. В нем указано, что кто-то там обязуется предоставить площадь под размещение исполнительного органа и заключить договор аренды.
Если регистрация пройдет успешно, с вами действительно подпишут договор аренды, а также договор на почтовое сопровождение. Когда на арендованный адрес будет приходить почтовая корреспонденция, ее будут получать и отправлять вам.
Плюс тут один: арендовать адрес дешевле, чем снимать офис. А вот минусы серьезные.
Налоговая может посчитать адрес недостоверным и отказать в регистрации. Один из признаков недостоверности: по указанному адресу зарегистрированы другие организации, которые на самом деле там не находятся. Это как раз такой случай: на площади в несколько квадратных метров могут по бумагам ютиться десятки фирм.
Даже если удастся получить регистрацию, проблемы не закончатся. ФНС считает подозрительными адреса, где находится 5 и более юрлиц. Когда компания начнет работать, налоговая может прийти, чтобы осмотреть помещение. Если налоговики не найдут по адресу офис компании, то очень расстроятся. Они составят акт, что по указанному в ЕГРЮЛ адресу организация не обнаружена.
Дальнейшее развитие событий будет неприятным. Организация, ее директор и учредитель получат письма с требованием предоставить достоверную информацию или доказательства достоверности прежних сведений об адресе. На это дадут 30 дней, по истечении которых в ЕГРЮЛ внесут отметку о недостоверности сведений. Это своего рода черная метка, которую видят все: банки, контрагенты, клиенты.
После этого налоговая служба может:
Аренда офиса
Этим путем я и пошел. Чтобы зарегистрировать фирму по адресу арендованного офиса, нужно сначала найти арендодателя. Но подписывать договор с ним нельзя, ведь компания еще фактически не существует. Поэтому у арендодателя необходимо взять гарантийное письмо о том, что он обязуется заключить договор аренды и предоставить площадь под размещение исполнительного органа.
Тут есть три момента:
Как найти офис в аренду, мы уже рассказывали. Как не облажаться при заключении договора аренды, тоже писали. Почитайте, вам это может понадобиться.
Варианты, которые я не рассматривал
Арендатор — ИП. Если речь о регистрации ИП, то все просто. Не надо ломать голову и выбирать, где зарегистрировать фирму: индивидуальные предприниматели регистрируются по месту жительства — адресу постоянной прописки. Если ее нет, можно зарегистрироваться и по временной прописке, но только на срок ее действия.
Учредитель — богач. Если учредитель фирмы — богач, наверняка у него есть собственное нежилое помещение или он может его купить. По адресу помещения можно и нужно зарегистрировать фирму. Скорее всего, налоговики запросят правоустанавливающие документы на недвижимость.
Есть поддержка государства. Во многих городах есть программы помощи начинающим предпринимателям. Например, могут предоставить помещение в бизнес-инкубаторе на льготных условиях. Нужно лишь удовлетворять требованиям конкретного инкубатора.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Юридический адрес — как и где его можно оформить?
Обладание юридическим адресом — необходимое требование к каждому бизнес-субъекту независимо от формы собственности.
Интересно, что это понятие законодательством нашего государства не закреплено, однако прочно вошло в деловой обиход и широко используется.
Особенности оформления юридического адреса. Можно ли сделать его бесплатно? Узнайте все необходимые для регистрации сведения на портале Правовед.RU.
Оформление юридического адреса предприятий и организаций
Субъектам права, а именно ими и являются различные формы юридических лиц, не может быть присвоен адрес. Этот реквизит закрепляется исключительно за объектами недвижимости. Однако термин чрезвычайно широко используется. Под ним обычно понимается место регистрации предприятия из ЕГРЮЛ, по нему должны находиться и работать руководящие органы предприятия либо его единоличный руководитель, имеющий право на действия от имени юридического лица без использования доверенности. Эти адреса могут регистрироваться как в жилых, так и в нежилых помещениях.
Адрес госрегистрации является вполне юридическим термином.
Законы РФ требует, чтобы регистрация юридического лица осуществлялась по тому адресу, где действует его орган постоянного руководства. Если такой орган структурой не предусмотрен, то по месту деятельности иных органов или руководителей, имеющих право единоличного руководства на основании договора.
Обычно такой руководитель имеет должность генерального директора, но могут использоваться и иные наименования. В последние годы достаточно широко распространилась практика регистрации юр. лиц по месту нахождения их учредителя.
Под юридическим понимается адрес, указанный в ЕГРЮЛ, по которому реально можно связаться с постоянно действующим руководством предприятия или организации.
Обязательность регистрации юридических лиц по месту работы их постоянных органов или высших должностных лиц закреплена ст. 54 ГК РФ. В случае нарушения этого правила предприятие может быть подвергнуто различным санкциям.
Смена юридического адреса
Достаточно часто предприятия вынуждены менять реквизиты. Основными причинами являются:
окончание срока аренды помещения, в котором деятельность осуществлялась ранее;
покупка собственного помещения и переезд;
желание приблизить органы руководства к клиентам или основному производству.
В этом случае юридический адрес следует изменить методом внесения новых сведений в ЕГРЮЛ.
Перед обращением в ФНС следует сначала внести изменения в учредительную документацию (устав и т.д.) организации, оформив эти изменения соответствующим решением.
Также нужно заплатить государственную пошлину, предоставить решение о внесении изменений в учредительные документы, сами документы и заявление.
Смена адреса требует обязательного изменения печати, так как этот атрибут в ней присутствует.
Регистрация юридического адреса
Первично она производится одновременно с оформлением юридического лица. Для этого нужно подать в ФНС следующие бумаги:
нотариально заверенное заявление;
соответствующим образом оформленное решение о создании юр. лица;
учредительные документы, заверенные у нотариуса;
квитанцию об уплате госпошлины;
если хотя бы один из учредителей не российский, необходимо добавить выписку из реестра его страны.
Налоговые органы часто требуют, чтобы юридический адрес был предельно конкретным. Поэтому при заключении договора аренды, например, в офис-центре, требуйте указания не только места нахождения центра, но и номера офиса в нем.
При желании получить подобные уточнения налоговая служба требует подать ей уведомление о юридическом адресе.
Юридический адрес для ООО
Многие предприятия для законной деятельности должны указать адрес, где располагается их исполнительный орган, эта норма прямо прописана в ГК РФ. Так для каких целей ООО может понадобиться указать свое месторасположение? Перечислим некоторые из них:
для оформления госрегистрации в уполномоченных структурах;
в банковских учреждениях при открытии расчетных счетов;
при заключении договоров на поставку товара или оказание услуг с подрядчиками в разделе “реквизиты сторон” указывается адрес;
для получения писем и прочей корреспонденции;
Достаточно часто встречается ситуация, когда место расположения ООО не совпадает с фактическим местом ведения бизнеса, в этом случае у фирмы будет 2 адреса:
фактический, где предприятие осуществляет свою деятельность;
юридический, адресная информация, указанная при регистрации ООО в ИФНС.
Поэтому законом не запрещается иметь несколько адресов, но при заполнении всех официальных документов требуется указывать 2 месторасположения компании.
Для официальной регистрации ООО не регламентированы жесткие правила выбора здания, где именно будет зарегистрирована фирма, это может быть:
арендованное помещение в жилом фонде;
место, где постоянно проживает руководитель;
один из учредителей является собственником помещения.
Для полноценного ведения бизнеса не всегда удобно использовать жилое помещение, так как придется принимать и увольнять работников, вести деловые переговоры и т.д. Достаточно часто налоговая инспекция отказывает в регистрации компании по месту проживания руководителя ООО, ссылаясь на то, что для ведения деятельности необходимо использовать только нежилое помещение.
Можно ли купить юридический адрес?
В законодательстве РФ отсутствует прямой запрет на оформление подобного действия. По логике, раз не запрещено, значит можно. Но если вы решили купить юридический адрес для своей компании, то учтите следующие нюансы:
по этому месту должно быть зарегистрировано как можно меньше предприятий;
удостоверьтесь, что владение находится в собственности;
запросите письменные гарантии у собственника, что регистрация ООО пройдет по конкретному месту.
Если налоговые органы заподозрят, что адрес массовый, то руководителю ООО откажут в регистрации, поэтому, если сомневаетесь в правильности вашего решения, лучше проконсультируйтесь с юристом, который проверит адресат и даст подробную консультацию по всем вопросам.
Юридический адрес ИП
Если от юрлиц закон прямо требует совпадения места деятельности и места регистрации, то для индивидуальных предпринимателей требования более мягкие.
ИП ставят на учет по месту жительства (постоянной прописки) предпринимателя.
Даже если будущий предприниматель живет по другому адресу и имеет там регистрацию по месту пребывания, он будет зарегистрирован по месту его постоянной прописки.
Юридический и фактический адрес
Место осуществления реальной деятельности ИП или организации часто отличается от регистрационного. Адрес, по которому реально осуществляется деятельность, называют фактическим. Это понятие широко применяется в ведении дел, но тоже не имеет законодательного определения.
Для ИП привлечение к ответственности за несовпадение юридического и фактического адреса не предусмотрено.
Массовый юридический адрес
Некоторые компании стремятся получить реквизиты, с ними не связанные. Причин для этого может быть множество, но следует помнить, что это является нарушением законодательства. Правда, суды обычно отказывают налоговым органам в исках о ликвидации предприятий из-за несовпадения фактического и юридического адресов, зато они охотно подтверждают решения налоговой о наложении на такие предприятия штрафов, часто весьма больших.
Продажей реквизитов занимаются довольно сомнительные конторы, и по одному адресу обычно регистрируется множество предприятий.
При проверке будущих контрагентов солидные компании обязательно оценивают их на предмет несовпадения места оформления с адресами массовой регистрации.
Если такое совпадение обнаруживают, то заключить договор почти нереально. Мы рекомендуем четко придерживаться законодательства.
Как узнать юридический адрес?
В интернете множество сервисов предлагают определить эти данные как в отношении юридических лиц, так и ИП. Часть сервисов платная, часть бесплатная. Однако мы рекомендуем пользоваться сервисами исключительно государственных структур.
ФНС на своем сайте предлагает узнать сведения о государственной регистрации организаций различных форм собственности. Для этого нужно знать ОГРН предприятия, ИНН индивидуального предпринимателя либо их наименования.
Если вас интересует такая информация, перейдите на сайт ФНС РФ.
Резюме
Юридический адрес не имеет законодательного определения. В деловой практике это понятие обозначает место регистрации предприятия или ИП. Законодательство устанавливает обязанность предприятий осуществлять деятельность именно по нему. ИП от этого требования освобождены, так как их регистрируют по месту прописки.
Юридический адрес ООО
Требования к ООО в вопросах их идентификации мало отличаются от требований к физическим лицам. И те, и другие должны обладать уникальным идентификационным номером и уникальным набором регистрационных (личных) данных. Кроме того, и те, и другие для нормального функционирования должны иметь место прописки. Эквивалентом места прописки для ООО является его юридический адрес.
Подготовка к регистрации
Отсутствие юридического адреса либо отсутствие гарантийного письма о предоставлении юридического адреса будет безусловным основанием для отказа в регистрации ООО.
Поэтому, прежде чем обратиться в налоговые органы с заявлением об инициации процедуры регистрации, следует озаботиться вопросами, связанными с обеспечением ООО юридическим адресом.
Уточним, что юридический адрес – это не только обязательный реквизит ООО
Юридический адрес определяет территориальную подведомственность регистрирующих органов, поскольку регистрация осуществляется в той налоговой инспекции, в ведении которой находится место расположения юридического адреса.
То есть, говоря упрощенно, юридический адрес – это физический адрес некоего жилого или нежилого помещения, выбранного предпринимателем в качестве места пребывания или места получения почтово-секретарского обслуживания.
Варианты юридического адреса
Существует достаточно широкий спектр возможностей в выборе юридического адреса. Так, потенциальные ООО могут:
Выбор одной из перечисленных опций – это всецело прерогатива предпринимателя, определяющего нужный ему вариант исходя из собственных возможностей и интересов.
Оценка вариантов
Юридический адрес – это помещение, из которого осуществляется связь юридического лица с внешним миром вообще, с государственными органами в частности. По юридическому адресу доставляется корреспонденция, осуществляются проверки и контроли налоговых и иных органов.
При этом следует учитывать, что юридический адрес – это не обязательно место деятельности юридического лица, хотя и может быть таковым. То есть вполне возможен вариант, при котором производственная деятельность юридического лица будет осуществляться либо на неких производственных площадях, либо по месту жительства учредителя, либо вообще в чистом поле.
Таким образом, критериями оценки целесообразности выбора того или иного вида юридического адреса могут быть следующими:
Вне зависимости от сделанного выбора будущее ООО должно быть уверено, что его общение с государственными органами будет стабильным. Стабильность, в данном случае, обозначает, что факсы будут своевременно приняты, повестки в суд получены, а правоохранительным органам не придется объявлять директора ООО в розыск.
Почтово-секретарское обслуживание
Существует огромное число компаний, за вознаграждение предоставляющих юридическим лицам своего рода виртуальный юридический адрес, то есть некое реально существующее помещение, в которое ООО никогда не вселится.
На этот адрес будет приходить почта, и по этому адресу будут звонить контролирующие и иные органы. Это не означает, что в офисе будет сидеть работник и расписываться в приеме почтовой корреспонденции.
Иногда виртуальный юридический адрес будет действительно виртуальным, и никаких секретарей в нем не будет. В этом случае юридическому лицу потребуется воспользоваться услугами Почты России, с оформлением или без оформления абонентского ящика.
Для этого будет необходимо обратиться к руководителю почтового отделения, обслуживающего территорию, на которой расположен юридический адрес и написать заявление о хранении всей поступающей в адрес юридического лица корреспонденции непосредственно в почтовом отделении непосредственно в почтовом отделении на условиях услуги «до востребования».
Вариант виртуального юридического адреса без почтово-секретарского обслуживания является наименее затратным, однако имеет и свои минусы. Так:
Если бегать на почту не хочется, то можно заключить с собственником юридического адреса договор о почтово-секретарском обслуживании (ПСО). Предполагается, что собственник примет на себя договорную обязанность принимать входящие звонки и почтовую корреспонденцию, приходящую на имя юридического лица, вести ее учет и своевременно извещать его о поступлении почты или о иных событиях, связанных с юридическим адресом.
Более того, собственник юридического адреса по договору о ПСО может предоставить ООО также и курьерские услуги.
Черный список адресов
Любое правовое явление имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Предоставление виртуальных юридических адресов давно превратилось в бизнес, а цель любого бизнеса – это получение прибыли.
Соответственно, компании и граждане, предоставляющие такие юридические адреса, стремятся оказать свои услуги как можно большему количеству юридических лиц. Это приводит к тому, что по одному адресу регистрируются десятки и даже сотни ООО.
Само собой, что эта порочная практика попала в поле зрения ФНС. Проанализировав это явление, ФНС создала так называемый список адресов, по которым производятся массовые регистрации, и ограничило право ООО получать юридические адреса в подобных местах.
Проще говоря, ФНС откажет ООО в регистрации, если адрес находится в «черном списке». Поэтому, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, рекомендуем проверить «виртуальный» адрес на предмет его принадлежности к местам массовой регистрации. Услугу по проверке предлагает официальный сайт ФНС.
Офис дома
Регистрация юридического адреса по домашнему адресу учредителя может иметь смысл только в случае, если ООО не собирается в квартире или частном доме открывать, к примеру, массажный салон или студию звукозаписи.
Дело в том, что налоговики зачастую отказывают в регистрации юридического адресу по месту жительства на том основании, что это может привести к использованию жилого помещения не по назначению.
Если же квартира или дом предполагаются к использованию только как офис, то проблем не возникнет, особенно, если сам учредитель является собственником. В ИФНС потребуется предоставить копию свидетельства о праве собственности на жилое помещение.
Если же собственником жилого помещения является иное лицо, то потребуется предоставить в ИФНС не только копию свидетельства о праве собственности, но и письменное согласие собственника на использование его жилья в качестве юридического адреса. Форма письменного согласия является произвольной.
Вполне допустима регистрация юридического адреса в жилом помещении, занимаемом на условиях социального найма. В данном случае потребуется письменное согласие муниципальных органов.
Аренда и гарант
Перечень документов, которые предприниматель должен предоставить для последующей регистрации ООО, регламентирован Законом РФ «О регистрации юридических лиц и ИП» и в этом законе нет ни слова о письмах, содержащих гарантию предоставления помещения под юридический адрес. То есть гарантийные письма – это всецело прихоть ФНС, которая, как бы то ни было, обязательна для исполнения.
При этом наличие или отсутствие договора аренды для ИФНС не имеет значения. Более того, налоговики не возлагают на ООО обязанность в будущем заключить этот договор.
Форма гарантии не регламентирована, а значит, содержание ее определяется способностями автора. В регистрирующий орган письмо подается вместе с копией документа, подтверждающего право собственности гаранта на помещение.
Почти наверняка юридический адрес будет проверен, поэтому нет смысла рисковать и предоставлять недостоверные письма.
Так, в регистрации будет отказано, если выяснится, что:
Способов, посредством которых налоговики проверяют юридические адреса, существует множество и о большинстве из этих способов знают только инспекторы ФНС. Наиболее часто используемый способ – это звонок собственнику и выяснение, действительно ли именно он составил письмо и осознает ли он последствия своих действий.
Регистрация ООО: как открыть компанию без помощи посредников
Государственную регистрацию ООО в 2021 году можно пройти самостоятельно. Но нужно подготовиться: собрать учредителей, заполнить документы, отнести заявление в налоговую. Рассказываем, как это сделать быстрее всего и на чем можно сэкономить. Ниже – самая подробная пошаговая инструкция по регистрации ООО.
Рис. 1. Dokia.ru – онлайн-конструктор документов для регистрации юридического лица |
Шаг 0. Собрать учредителей или решить все самостоятельно
Открыть бизнес можно самому или с партнерами. Все, кто открывает ООО, – учредители, их может быть не больше 50. Любые решения по бизнесу они принимают на общих собраниях. Это такой орган управления ООО, когда учредителей несколько. Если открываете бизнес в одиночку, то и решения принимаете самостоятельно, регистрацию ООО проводите на себя. Порядок одинаковый – используйте информацию ниже.
Первое общее собрание нужно провести еще до юридической регистрации ООО. Вот какие вопросы нужно решить учредителям.
Принятые на общем собрании решения нужно оформить протоколом. Если учредитель один, он составляет решение о регистрации ООО от лица единственного учредителя. Мы покажем примеры, дадим образцы и поможем заполнить бланки – их нужно подать на регистрацию ООО вместе с заявлением.
Шаг 1. Придумать правильное название
Пошаговую регистрацию ООО начинаем с выбора названия. У фирмы должно быть одно полное и может быть еще одно сокращенное название с указанием формы собственности. Дополнительно можно выбрать название на языке народов РФ или иностранном языке (ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ; далее – Закон № 14-ФЗ).
Назвать ООО можно, как хочется. Даже если в ЕГРЮЛ уже есть такое наименование, или его используют конкуренты с соседней улицы. На регистрацию предприятия ООО это никак не повлияет. Но есть определенные ограничения, о которых нужно помнить.
Вот какие наименования нельзя использовать (п. 4 ст. 1473 ГК РФ).
Само по себе использование такого названия не препятствует регистрации нового ООО – ФНС не откажет. Но вешать на вывеске или писать его на этикетке очень рискованно. Если владелец товарного знака узнает о неправомерном использовании его бренда, он может подать в суд и отсудить компенсацию до 5 млн руб. (ст. 1515 ГК РФ). Случаев из практики море.
Неправильно
Правильно
ООО «Министерство юстиции»
ООО «Министерские озера»
Шаг 2. Подобрать юридический адрес
Юридический адрес всегда указывают в заявлении на регистрацию ООО – он будет указан в ЕГРЮЛ как официальный адрес для переписки с компанией. Юридический адрес не всегда совпадает с фактическим адресом офиса фирмы. Помните: если налоговая или кто-то другой пришлет по этому адресу документы, то они будут считаться полученными.
В качестве почтового адреса для госрегистрации ООО обычно используют один из трех вариантов:
Обратите внимание: налоговая может признать юридический адрес, указанный при регистрации ООО, недостоверным (Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61). Из-за этого фирму могут ликвидировать (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Есть специальный реестр адресов (pb.nalog.ru/), которые налоговая считает массовыми, – используйте его для проверки, если покупаете юридический адрес.
По закону заявители не обязаны как-то подтверждать юридический адрес, который указывают при государственной регистрации ООО. Но на деле лучше подготовить подтверждающие документы. Это проще, чем потом оспаривать отказ в суде или подавать документы повторно.
Если регистрируете фирму в месте нахождения съемного офиса, вам может потребоваться гарантийное письмо от собственника арендуемого помещения. В нем арендодатель обещает, что фирма получит офис в аренду сразу после открытия ООО и регистрации в ЕГРЮЛ. Письмо составляют в свободной форме. Используйте образец и подготовленный нами бланк, чтобы составить письмо самостоятельно.
Рис. 2. Образец гарантийного письма. Скачать бланк |
Если регистрируете фирму в квартире директора или учредителя, вам потребуется выписка из ЕГРН. Она подтверждает право собственности на помещение. Проще всего заказать выписку на сайте Росреестра (rosreestr.gov.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_1) за 300 руб.
Кроме того, если квартира принадлежит кому-то другому, лучше дополнительно получить согласие всех собственников. Иногда в налоговой его просят оформить нотариально. Уточните этот вопрос заранее.
Рис. 3. Образец согласия на регистрацию ООО по домашнему адресу. Скачать бланк |
Шаг 3. Определить размер и доли в уставном капитале
Уставный капитал – это формальный вклад учредителей в общее предприятие. Обычно это деньги, к ним еще можно добавить иное имущество. Уставный капитал – не инвестиции в бизнес, а собственность ООО как юридического лица, гарантирующая интересы кредиторов. Учредители отвечают за долги ООО своими долями в уставном капитале, а личным имуществом по общему правилу не рискуют.
Сумму, превышающую 10 тыс. руб., можно внести в уставный капитал имуществом. Например, оборудованием, спецтехникой или товаром. Учредители всегда могут договориться, какое имущество принимается, а какое нет. Потом приглашают оценщика – он определяет рыночную стоимость и составляет отчет об оценке. Указанная в нем сумма и определяет размер уставного капитала.
Доли. Единственному учредителю ООО всегда принадлежит 100% уставного капитала. Если в регистрации ООО официально участвует несколько учредителей, они вносят уставный капитал в долях или в процентах. Эти доли не обязательно должны быть равными.
Допустим, у фирмы трое учредителей. Если все они участвуют в бизнесе в равных долях, доля каждого – 1/3 от уставного капитала. Так как 10 тыс. руб. разделить на 3 без дробных частей невозможно, есть смысл увеличить размер уставного капитала до 12 тыс. руб. Тогда доля каждого участника составит 4 тыс. руб.
Если учредители договорились о разных долях участия, например о том, что один из них получает 52% уставного капитала, а два других по 24%, то при размере уставного капитала в 10 тыс. руб., доли распределяются так:
Учтите: когда у компании появятся активы, доля в уставном капитале будет означать долю в бизнесе в целом (долю в совокупности активов на балансе).
Оплата. Уставный капитал вносят на расчетный счет юридического лица. После регистрации ООО на это дают 4 месяца. В уставе этот срок можно сократить до любого значения. Тот, кто пропустит срок оплаты, теряет свою долю – она переходит в собственность самого ООО, а потом распределяется между другими участниками. Еще за просрочку срока можно установить штрафы или пеню (ст. 16 Закона № 14-ФЗ).
Шаг 4. Определить коды ОКВЭД
ОКВЭД – это классификатор видов экономической деятельности. В нем каждому виду бизнеса присвоен свой код. Как минимум один такой код нужно указать при юридической регистрации ООО в качестве основного в заявлении Р11001. Дополнительных кодов можно указать сколько угодно: это не обязательно, но и не помешает. Потом всегда можно сменить коды – одни удалить, а другие добавить.
Основной код ОКВЭД – это код вида деятельности, который компания планирует преимущественно развивать. Допустим, мы открываем несколько сигаретных павильонов. Основной вид деятельности – торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах, код 47.26 – его пишем в качестве основного.
Дополнительные коды ОКВЭД – это коды видов деятельности, которые компания планирует развивать, помимо основного. Допустим, кроме сигарет, в павильонах будут продаваться напитки. А еще в будущем мы планируем открыть алкомаркет и мебельный магазин. Значит, в качестве дополнительных видов деятельности мы укажем:
Никаких ограничений в отношении количества дополнительных кодов, которые можно указать подаче документов на регистрацию ООО, в законе нет. Но лучше не указывать больше 20 кодов. Считается, что так делают фирмы-однодневки, а это лишнее внимание со стороны ФНС.
Почему в кодах разное количество цифр? В классификаторе встречаются коды с количеством цифр от 2 до 6. В заявлении лучше указывать более общий, например 4-значный, код – тогда вы как бы охватите все виды деятельности, которые входят в группу с 5- и 6-значными кодами. То есть если мы укажем в форме Р11001 при регистрации ООО код 14.14 – производство нательного белья, то сразу охватим все виды белья, включая:
Как найти свои коды? Можно искать вручную в справочнике ОКВЭД 2: сначала найти нужный раздел, просмотреть все включенные в него коды и выбрать подходящие. А можно использовать конструктор Dokia. В нем работает автоматический поиск – он сам подбирает нужные коды по ключевым словам и вписывает их в заявление.
Шаг 5. Подготовить устав
Устав – это главный документ, которым руководствуется ООО после регистрации. В нем собраны основные правила работы фирмы:
У учредителей есть два варианта: выбрать один из типовых уставов или составить свой (ст. 12 Закона № 14-ФЗ).
Типовой устав – это решение на случай, когда вы открываете небольшой бизнес и не хотите заморачиваться с составлением индивидуального устава. Типовой устав не нужно включать в комплект документов для регистрации ООО. Достаточно выбрать подходящий вариант и указать его в заявлении на регистрацию.
Всего есть 36 вариантов типовых уставов. Они отличаются по набору таких условий, как:
Чтобы не перечитывать перед регистрацией каждый, можно использовать сравнительную таблицу. А еще на сайте ФНС России есть специальный сервис выбора типового устава для ООО (service.nalog.ru/statute/) – отвечаете на несколько вопросов, и алгоритм выдает подходящие варианты. А когда выбрали, достаточно указать подходящий вариант в заявлении.
Рис. 4. Образец формы Р11001, стр. 4, выбор типового устава |
Нетиповой устав нужен при создании крупного многомиллионного бизнеса или когда ни один из типовых уставов не подходит. Например, если учредители после регистрации ООО хотят использовать круглую печать, они должны указать это в уставе (п. 5 ст. 2 Закона № 14-ФЗ). В типовых вариантах такой возможности не предусмотрено, а внести в них изменения нельзя. Поэтому учредителям придется составить свой устав.
Это длинный и сложный документ. Чтобы вы не тратили время и деньги на его составление, мы приложили образец устава. Пользуйтесь.
Прочтите его совместно с партнерами, если необходимо – внесите изменения, впишите свои данные, распечатайте и подпишите. Устав включается в пакет документов на регистрацию ООО и подается в налоговую. Дополнительно заверять у нотариуса устав не нужно.
Шаг 6. Составить учредительный договор
Если открываете ООО в одиночку, переходите к следующему пункту. Договор составляют, когда у фирмы несколько учредителей. Он не входит в список обязательных документов, необходимых для регистрации ООО, но закон требует его составления (п. 5 ст. 11 Закона № 14-ФЗ). А еще такой договор поможет защитить бизнес и урегулировать отдельные вопросы работы в рамках совместного бизнеса.
В договоре можно предусмотреть:
Учредители должны подписать договор лично или с помощью представителей по доверенности. Заверять договор у нотариуса или где-то его регистрировать не нужно.
Шаг 7. Учредить общество: составить решение или протокол
Если учредитель один, он учреждает общество своим единоличным решением, которое потом включается в пакет документов для регистрации ООО. В этом решении нужно:
Если учредителей несколько, они учреждают ООО на общем собрании: поднимают и обсуждают вопросы на повестке дня, голосуют, а результат оформляют протоколом. В протоколе нужно указать:
Если на собрании обсуждали другие вопросы, их тоже нужно отразить в протоколе. Например, можно утвердить порядок выдачи доверенностей или назначить аудитора. Скачать образец протокола
Обратите внимание: протоколы и решения общего собрания ООО по закону должен подписывать нотариус (подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Это правило не распространяется на первичные документы – заверять первые протокол и решение при регистрации ООО не нужно (Информация ФНС от 25 сентября 2020 г.). Также в уставе можно предусмотреть иной способ подтверждения, чтобы не привлекать нотариуса в будущем, для этого в нем прописывается фраза: «Нотариальное удостоверение подписей участников не требуется».
Шаг 8. Выбрать систему налогообложения
До подачи документов в налоговую учредителям нужно выбрать налоговый режим для работы фирмы. От него зависит размер и график платежей, порядок ведения бухгалтерского учета, отчетность и другие тонкости работы. Лучше сделать это во время регистрации ООО или в течение месяца после. Иначе ФНС автоматически применяет общую систему – ОСНО, а это сложная отчетность, несколько налогов и необходимость в бухгалтере. Какие есть варианты?
УСН или упрощенка. Самый распространенный режим для малого и среднего бизнеса, на него переходят 9 из 10 фирм при регистрации ООО. У него простая годовая отчетность, ежеквартальные авансовые платежи, но есть несколько ограничений. Например, не смогут использовать УСН фирмы с оборотом более 150 млн руб. штатом более 100 человек или с учредителями – юрлицами, доля которых превышает 25% уставного капитала (п. 3 ст. 346.12 НК).
Можно выбрать один из двух вариантов: единый налог в режиме «доходы» – 6% или единый налог в режиме «доходы минус расходы» – 15%.
Чтобы выбрать УСН, нужно приложить к документам на регистрацию ООО уведомление по форме № 26.2-1. Вот образец его заполнения. Наш конструктор поможет заполнить его автоматически.
Рис. 6. Образец заполнения формы № 26.2-1 о переходе на УСН. Скачать бланк |
ЕСХН – упрощенный режим для сельхозпроизводителей. На него можно перейти, если доля реализованной сельхозпродукции ООО после регистрации составит не менее 70% (п. 2 и п. 5 ст. 346.2 НК РФ). Например, если планируете открыть животноводческую ферму, домашний молокозавод или оказывать услуги другим производителям сельскохозяйственной продукции.
Декларация подается раз в год, авансовые платежи по налогу – по полугодиям. Чтобы перейти на этот режим, нужно подать в налоговую вместе с документами на регистрацию уведомление по форме 26.1-1
ОСНО. Назначается автоматически через месяц после регистрации, если не выбран иной режим.
Кроме высокой налоговой нагрузки, это сложная отчетность: ежеквартальные декларации по прибыли, по НДС, необходимость ведения книги продаж и покупок – потребуется бухгалтер.
Сравнение систем налогообложения
ЕСХН
ОСНО
Для кого
Для малого и среднего бизнеса
Налоги
15% «доходы – расходы»
0–6% с чистого дохода;
20% НДС, но можно отказаться
20% налог на прибыль;
до 2,2% налог на имущество
Декларации
налог на прибыль – раз в квартал;
НДС – раз в квартал;
налог на имущество – ежегодно
Авансовые платежи
налогу на прибыль – раз в квартал;
налогу на имущество – раз в квартал
Налоговый учет
Бухгалтерский учет/ отчеты
Ведется / раз в год
Ведется / раз в год
Ведется / раз в год
Шаг 9. Заполнить заявление на регистрацию
Заявление о государственной регистрации ООО подается по форме Р11001. Его можно заполнить заранее на компьютере или от руки в налоговой при подаче документов на регистрацию. Но сначала разберитесь с требованиями к заявлению – их много, а если что-то пропустить, в регистрации откажут.
Вот основные правила:
Заявление подается в одном экземпляре. Заполнять и нумеровать нужно только те листы, которые касаются деятельности фирмы. Прошивать или иным образом скреплять листы не нужно.
Чтобы не заполнять заявление вручную, можно использовать специальную программу от ФНС (nalog.gov.ru/rn77/program/5961277/). Но она не самая удобная, и в ней нельзя заполнить другие документы. Проще сформировать заявление в конструкторе Dokia – сервис правильно заполнит форму для регистрации ООО по вашим данным и пришлет заполненный бланк вместе с другими документами на электронную почту. Если у фирмы 1 учредитель, заявление получится на 12 листов.
Вот образец заявления на регистрацию ООО и бланк для заполнения. Пользуйтесь.
Не подписывайте заявление заранее! Подписи учредителей на заявлении должны быть заверены. Если заявители будут обращаться в ФНС лично, подпись должен заверить сотрудник налоговой – заявление нужно подписать в его присутствии. Если документы будет подавать один из учредителей или иной представитель или их отправляют по почте, подписи учредителей в заявлении на регистрацию предварительно заверяют у нотариуса.
Шаг 10. Оплатить госпошлину
Госпошлину за регистрацию ООО нужно внести до подачи документов в налоговую. Сумма пошлины – 4 тыс. руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Если учредителей несколько, ее нужно разбить на количество учредителей. Например, если у фирмы три учредителя, каждый оплачивает по 1334 руб.
Порядок оплаты. Проще всего оплатить госпошлину через сайт налоговой. Так вы не ошибетесь в реквизитах – обычно за регистрацию юрлиц отвечает какая-то конкретная ИФНС в городе. Если указать реквизиты другой налоговой, в регистрации откажут.
Если возможности уплатить пошлину онлайн нет, на сайте налоговой можно сформировать и распечатать квитанцию. А с ней уже пойти в банк и оплатить госпошлину в кассе. Саму квитанцию не обязательно относить в налоговую, но это не помешает.
Как сэкономить на госпошлине. Если подать документы на регистрацию ООО в электронном виде через Dokia, через МФЦ или нотариуса, заявитель получит льготу и не платит госпошлину (подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК). Стоимость регистрации ООО в нашем конструкторе – 0 руб. Попробуйте, это удобно и быстро.
Рис. 7. Сервис подготовки документов для регистрации ООО Dokia.ru |
Шаг 11. Подать документы на регистрацию в налоговую
На момент обращения в налоговую у заявителя должен быть комплект бумаг. Состав пакета зависит от количества учредителей.
Сравнение необходимых документов в зависимости от количества учредителей
1 учредитель
2+ учредителя
Важно: порядок регистрации ООО предполагает подачу документов всеми учредителями одновременно. Если кто-то из них не может присутствовать при регистрации, он должен выдать другому заявителю доверенность. Обычно, когда у фирмы несколько учредителей, документы на регистрацию подает один из них, а остальные выдают на это доверенность.
Всего существует 5 способов подать документы на регистрацию (ст. 9 закона № 129-ФЗ).
При наличии УКЭП можно:
После приема документов налоговая должна выдать расписку о получении. В ней должен быть описан перечень принятых документов и зафиксирована дата приема.
Шаг 12. Получить документы после регистрации
Срок регистрации ООО – не более 3 рабочих дней (п. 3 ст. 13 Закона № 129-ФЗ). Если с документами все в порядке, за это время налоговая должна принять решение и прислать на электронную почту, указанную в заявлении:
Когда срок регистрации ООО истечет, документы можно получить и в бумажном виде. Для этого в заявлении на регистрацию до его подачи делают специальную отметку: на странице 2 листа «И» формы Р11001 проставляют значение «1».
Так налоговая узнает, что заявителю нужны документы о регистрации на бумажном носителе. Когда они будут готовы, налоговая самостоятельно свяжется с вами и пригласит забрать лист записи и устав в ответственной инспекции. По просьбе заявителя их могут направить по почте. В некоторых городах документы передают курьерскими службами. Например, в пределах территории Москвы выписку могут доставить курьеры DHL Express и Pony Express.
После регистрации. Оформить директора и сотрудников
Даже если ООО будет работать без сотрудников, нужно оформить хотя бы директора. Его оформляют как и любого другого работника: заключают трудовой договор и издают приказ о назначении. Те же действия нужно сделать при оформлении и других сотрудников. Например, если берете на работу бухгалтера.
Итак, вам необходимо.
Обычно регистрацию ООО в налоговой поручают избранному общим собранием директору. Если на это нет времени, регистрацию поручают профессиональным юристам. Они самостоятельно готовят и подают документы без участия учредителей и директора.
Рис. 8. Dokia.ru – сервис подготовки документов для регистрации ООО |
Что еще нужно сделать
Проверить регистрацию в ПФР и ФСС. Обычно она происходит автоматически сразу после регистрации ООО – все необходимые данные в фонды присылает налоговая. В подтверждение на e-mail присылают уведомление. Если ничего не пришло, обратитесь в фонды и получите уведомление в бумажном виде.
Проверить коды статистики. Росстат автоматически присваивает предприятию коды статистики после регистрации. Найти информационное письмо с кодами можно на сайте Росстата (websbor.gks.ru/online/info). Введите ИНН предприятия – сервис самостоятельно формирует данные о кодах статистики и предложит их экспортировать в формате Excel или PDF.
Открыть расчетный счет. По закону это не обязательно. Но без него будет сложно – есть ограничения по работе с наличными. Например, фирма не сможет заключать сделки на сумму больше 100 тыс. руб. Это лимит, установленный правилами наличных расчетов (п. 4 Указания Банка России от 9 декабря 2019 г. № 5348-У). Если нарушить это правило, есть риск попасть на штраф в 50 тыс. руб. А еще для работы с наличными нужна онлайн-касса.
Оплатить уставный капитал. Сделайте это в течение 4 месяцев после регистрации ООО. Деньги вносят на расчетный счет в банке. Открывать отдельный счет не нужно.
Зарегистрировать онлайн-кассу. Если ООО планирует принимать оплату наличными или электронными деньгами, а также банковскими картами, потребуется кассовый аппарат. Если не подключить кассу вовремя, есть риск попасть на штраф и даже приостановление предпринимательской деятельности. Чтобы подключить онлайн-кассу:
Справка о компании
Dokia – это конструктор документов для бизнеса, позволяющий бесплатно подготовить пакет документов для регистрации ИП или ООО в России.
Миссия компании Dokia: упрощать жизнь современного предпринимателя так, чтобы он тратил меньше времени на рутину и больше на развитие своей компании.