что нужно для вейкбординга
Вейкборд: руководство для чайника
Что делать, когда не дует? Паруса повисли, на воде – полный флэт, рев катеров раздражает сильнее, чем газонокосилки соседей по даче в 8 утра. Это очевидно: не можешь избавиться от проблемы — стань ей. Потому что ровная вода – это рай для вейкбордистов, ради которого они готовы встать в 5 утра и скататься на другой конец города перед работой.
Что это вообще такое?
Вейкбордеры – это те самые ребята, которые не нравятся на воде абсолютно всем. Они гоняют туда-обратно по акватории на мощных катерах, создают волны и еще внезапно болтаются далеко за буйками в ожидании своего катера. Хуже них, пожалуй, только вейксерферы (потому что волна от их катеров еще больше).
Вообще различают два основных вида вейкбордеров — катерные и кабельные (это примерно как в сноуборде фрирайд и парк с трамплинами). Вторые катают за лебедкой, мочат трюки, волн и шума не создают, никому не мешают. Поэтому сегодня мы говорим только о первых.
История появления вейкборда очевидна: серфера скрестили сначала со скейтером, а потом добавили к ним общую идею водных лыж. Случилось это, судя по большинству источников, в 80-е, а уже в конце 90-х стали проводиться первые официальные соревнования.
Идея простая: на ноги надевается плавучая доска в жестком ботинке, как для сноуборда. У доски есть выемки и плавники, которые помогают зарезаться на воде, контролируя скорость и направление движения. А также, естественно, два канта, передний и задний, и хвост/нос (понятие обычно относительное, классические доски — не направленные). В руки берется палка, веревкой прикрепленная к катеру, она же — фал. Дальше понятно: катер на скорости 28–40 км/ч тянет всё вышеперечисленное, а вейкбордер наслаждается процессом.
Где это делать?
Не на морях и океанах. Идеально подходят озера, широкие реки, заливы. Все из-за того, что чоп — мелкие волны — очень бьют по коленкам. А заодно мешают на приземлении трюков, ставят подножки и сулят прочие мелкие гадости. Да, катать на них реально. Но можно и ежа обнять, вопрос только в том, зачем?
Играет роль и то, кто именно тянет. За гидроциклом ехать можно, но он все время будет утягивать вас под воду. Удовольствия тут как от просмотра русской комедии. Вроде и шутки есть, но не отпускает ощущение, что что-то погружает тебя на дно.
В общем, если вы как-то в Турции, разгребая теплых розовых туристов, попробовали встать на доску за скутером, и вам не понравилось, дело не в вейкборде. Дело в вашем выборе места для отпуска.
Это не значит, что вейк — не повод поехать в тепло. Так же, как существуют серф-кемпы или выездные регаты, организуются и вейк-кемпы. Причем в тот же Таиланд, Вьетнам или Португалию. Просто большую часть катального времени вы проведете на местном озере, а не на волнах.
Но чаще, конечно, случается кататься на домашних спотах — расположенных в умеренной удаленности от ваших мест обитания.
Как выбрать домашний спот?
Параметров несколько, и иногда одно перекрывается другим. И тем не менее.
Мы даже не говорим о том, что в воде придется находиться достаточно долго. Самое устрашающее, что эту воду вам придется пить. На начальном этапе — больше, потом от случая к случаю. Понятно, что в мегаполисах выбор не широкий. Но всегда можно найти место, где автомагистраль не проходит прямо над вами, а в воде не плавают отходы жизнедеятельности соседнего зоопарка и пакеты из «Пятерочки».
В самых транспортно-доступных местах движение обычно, как на дорогах Индии. От гидроциклов до заблудших виндсерферов или яхт. В итоге вода превращается в хорошо прокрученный фарш. Если вы не очень уверенно стоите на доске, каталка превратится в принудительные купальные процедуры; если волны уже не так страшны — в испытание ваших коленей на прочность (спойлер: они вообще не прочные).
Тут необязательно быть экспертом в моделях катеров. Показатель простой: если цена сильно ниже рынка, почти гарантированно катать вас будут за чем-то, что в прошлой жизни было утюгом. В целом, у вейкборда нет строгих требований к волне, которую создает катер: кому-то нравится повыше и поострее, кому-то — помягче. А вот наличие специальных доработок реально играет роль. Из основного: «тауэр» (металлическая дуга высотой около 2,5 м для крепления фала), смещенный под днище винт и доработанная рулевая система, которая позволяет возвращаться за упавшими вейкбордистами по заметно меньшему радиусу.
Если вы едете с целью хорошо катнуть, а не спустить лишнюю пачку денег, стоит обратить внимание, что даже в Москве в стоимость аренды на большинстве спотов уже включены и прокат оборудования, и подсказки инструктора. Во всяком случае, когда вас нужно просто поставить на доску, а не научить прыгать бешеные трюки. Так что если все платится отдельно и поминутно, стоит пройтись по пляжу — вероятно, рядом есть более адекватные споты.
Что надеть?
Первое время лучше покатать на прокатном оборудовании. Это позволит определиться с вашим стилем, желаниями и понять, чем вообще отличаются разные доски друг от друга.
А вот гидрокостюм и жилет неплохо бы иметь свои. Как минимум, потому что чужие всегда мокрые, холодные и пытаются вас придушить или сжать там, где совсем не стоит. Ну и еще это гигиеничнее.
И главная деталь: серфшорты. Дают +100 к стилю и уровню катания. Да и вообще, первое правило вейкбордиста гласит: встал на доску — поправь шорты. Но это если вы не девушка в бикини, конечно. Если все же девушка, не можем не предупредить: хорошее падение виртуозно снимает любой купальник. Мы совсем не против, просто имейте в виду.
Ну и что в этом сложного?
Ничего, все просто — встегнулся в доску и поехал мочить трюки. Главное, как известно, не бояться. Но если серьезно, то у новичков возникает довольно стандартный набор ошибок.
Как ни странно, вейк — один из редких видов спорта, где на входе мужчинам сложнее, чем женщинам. Потому что они банально сильнее. И 80% из начинающих крепких ребят пытаются перетянуть катер. Но серьезно: нормальный катер, который катает бордеров, несет в себе минимум 300 л. с. Это много. Перетягивать его — бесполезно, хотя при достаточном усердии это и заменяет полноценную тренировку в зале на руки (и на следующий день вы просыпаетесь без них и чувствуете себя Вини-Пухом из советского мульта, который не мог опустить лапки). Девушкам проще: сил на геройство все равно нет, поэтому можно спокойно подчиниться, дождаться нормальной тяги от катера и встать на доску.
Чем лечить? Признать, что катер сильнее, посидеть в воде, как показывает инструктор, забыть, сколько жмете от груди и выпрямить локти. В безнадежных случаях очень сильных мужчин спасает лебедка: принцип вставания там тот же, но тяга направлена строго вверх и понять принцип бывает проще.
Это делают все, но благодаря интенсивности полученных впечатлений, обычно быстро отучаются. Принцип такой: выпрямляем колени раньше, чем доска развернется по направлению тяги, а верхней частью тела полностью отдаемся фалу. То есть, уводим плечи вперед доски. И все, принимайте поздравления: контроль над вами и доской передан катеру, вы спотыкаетесь доской о воду и летите по красивой дуге вперед.
Чем лечить? Ощущения запоминающиеся, поэтому лечится само на интуитивном уровне. Главное — сразу бросить фал. Катер за вами вернется, вы наверняка еще не заплатили. Ну и при следующем старте не отдаваться катеру так бесконтрольно. Стойка должна быть такой, чтобы при магическом исчезновении фала из рук вы остались стоять на доске.
Это только кажется, что развернуться в воде — просто. На самом деле, каждый первый новичок, на которого надели доску и которому дали в руки фал, чувствует себя тюленем в проруби. Потому что для старта надо развернуться. А для этого хорошо бы иметь точку опоры. Или хотя бы какие-то свободные конечности.
Чем лечить? Лайфхак очень простой и пригодится вообще с любыми водными видами спорта (а также в очень пухлом снегу). Разворачиваете плечи — разворачивается все тело. Если надо усилить эффект, сгибаем колено «внутренней» ноги и разгибаем «внешнюю». И дышим, дышим, лицо расслабленное, нам все нравится!
Излюбленная позиция человека, который, конечно, поехал, но ему неспокойно. Колени согнуты, грудь вперед, гузка назад, поближе к земле. Проблема не только в том, что выглядит это не круто, а инструктор скорее всего будет обидно обзываться. Просто в этой позиции вы снова ничего не контролируете, и при малейшей возможности гордо нырнете обратно в воду.
Чем лечить? Послушать, что кричит инструктор с катера. Наверняка о том, что таз надо толкнуть вперед и вернуть его в положение над доской.
Но вообще по уровню сложности обучение азам вейкборда тянет максимум на двойку с плюсом.
Со второй-третьей попытки едут все.
Сложности и травмы начинаются потом, когда скорости и прыжков хочется все больше.
Чем опасно?
Про деньги
Во-первых, резким снижением баланса на ваших картах. В этом сезоне час катания за катером обойдется, в зависимости от локации, от шести тысяч рублей и выше. Часто считают сеты, а не часы. В среднем один сет — это 15 минут, и стоит он около 2000. С учетом переодеваний выходит примерно то же самое, что арендовать сразу час, если у вас есть для этого компания. Сразу предупреждаем, что в одно лицо откатать час нон-стопом почти нереально. Ну или это будет вейк на выживание.
Прокатная экипировка тоже очень скоро перестанет вас удовлетворять. Захочется, например, свою доску. Здесь потолок цен ограничен только вашим моральным или кредитным лимитом: от 15 тысяч рублей за самую простую модель и до шестизначных сумм за кастомные доски (то есть эксклюзивные модели, созданные каким-нибудь профи из пера феникса и пыльцы единорога).
Про целостность костей
Если говорить о травмах, многое зависит от ваших умений и бесстрашия, но занятие это объективно рисковое. На скорости даже 28 км/ч, минимальной для вейка, вода совсем не мягкая. А амплитуда хороших прыжков достигает и двух, и трех метров.
Есть прецеденты и порванной от гидроудара барабанной перепонки, и травм позвоночника — и это мы сейчас говорим не о профессиональном спорте. Но гонка за адреналином обычно побеждает страх, поэтому лучше иметь защиту. И не в перспективе, а на себе.
Девушкам, кстати, тоже всерьез стоит задуматься о шлеме, даже если они уверены, что не будут прыгать бэксайдов сегодня. И — нет, это не сексизм: просто гибкие и длинноногие девочки нередко достают своей доской до своей же черепной коробки даже в самом простом прыжке рейли. Ну и в падении, естественно.
Когда начинать?
Если мы про возраст, то ставить на доску начинают уже с пяти лет. И эти ребята всем нам еще покажут, можете не сомневаться.
Если про сезон, то — в любое время, когда на воде нет льда. Потому что вейкборд — это зависимость, и за полгода без него вам становится не важна и температура воды, и толщина необходимого для выживания гидрокостюма. К тому же, понимающие вейк-станции ставят на спотах бани для отогрева подмороженных на воде бордеров.
Перекрестные доски
Владение другими досками для освоения вейка не нужно, вопреки всем отговоркам бояк-новичков. Да, если вы катаетесь на скейте, у вас более прокаченное ощущение баланса (и общее бесстрашие), если на сноуборде — понимание, как зарезаться, а после кайтсерфа самое ценное — это навык быстро разворачиваться в воде или искать доску\фал в волнах.
Но каждая из этих досок несет в себе и заученные паттерны стойки и управления, превращающиеся в ошибки на уровне мышечной памяти. То есть выбить их можно только силой.
Например, кайтеров всегда видно по отвисанию назад и стойке на сильно подсогнутых лапках, особенно задней. Скейтеры наоборот могут пережимать переднюю ногу. У сноубордистов вообще проблемы с положением тела, потому что все катают в своем стиле, непременно неправильном (по мнению инструкторов): кто в стойке сутулого медведя, кто в бесконечном вихлянии хвостом доски.
Так что отмазки не работают: с чистого листа учиться не менее сложно, чем с исписанного кем-то другим.
Варианты на тему
Мы уже говорили о том, что вейкборд бывает кабельным и катерным. Но и за катером можно по-разному.
Есть, например, вейкскейт — небольшая доска без креплений, позволяющая мочить полный спектр самых странных трюков.
Гидрофойл — совершенно космическая доска с подводным крылом. Выглядит устрашающе и, по сути, парит над водой на воздушной подушке. Прощает чоп, но дарит еще более незабываемые ощущения от падений.
И, конечно, вейксерф. Доска без креплений, очень напоминающая обычный шортборд для серфинга. Требует от катера большой волны и дарит все удовольствия серфинга, только с запахом керосина, а не океанского бриза.
Побочные эффекты
Если сомнения еще остаются, вот набор неочевидных «за» и «против» хорошей каталки.
Плюсы:
Минусы:
Экипировка, которая необходима для вейкбординга
Среди спортсменов есть полушутливый миф о том, что вейкбординг придуман самыми ленивыми сёрферами на свете. Им было настолько лень гоняться за подходящими волнами, что они приспособили для катания катера и лебёдки. Но это абсолютно не соответствует действительности, ведь вейкбординг — самостоятельный вид спорта, который вобрал лучшие элементы сёрфинга, сноубординга, водных лыж и скейтбординга. А для занятий им нужно надевать специальное снаряжение, в которое входит различная экипировка, такая как жилет, шлем, перчатки для вейкбординга. Рассмотрим подробнее, что же нужно для занятий.
Спецкатер
Для новичков кататься за прогулочным катером или с помощью лебёдки вполне достаточно. Но со временем эти тяговые силы могут перестать удовлетворять вейкбордиста. Этот момент перехода из разряда любителя в касту профессионалов вейкбординга подразумевает начало использования специальных катеров, спроектированных сугубо для этого вида спорта.
Обычно при катании с катерами возникает две проблемы — это форма волны и её мощность. Принято считать, что волна должна быть небольшого размера и плоской, потому как в таком случае моторной лодкой легче всего управлять. Но для вейкбординга нужна волна-трамплин, форма которой довольно специфична — трапециевидный двугорбый парапет с перепадом высот между верхней частью и основанием, находящаяся в одиннадцати — семнадцати метрах от катера.
Мощность мотора буксира обязана быть не менее 300 лошадиных сил, в противном случае ему не достичь требуемых 60 километров в час и не создать условия для выполнения трюков. В случае если вес вейкбордиста больше среднего, то нужен катер ещё мощнее. Да и для того чтобы создать нужную по форме волну, буксировщику нужно иметь солидную массу, чтобы погрузиться довольно глубоко в воду. Для этих целей зачастую используют балластовые баллоны, отчего требования к мотору также возрастают.
Для того чтобы вейкбордист двигался прямолинейно, катер оборудуется килями. Место для крепления фала жёстко устанавливают в пол буксира и подымают на высоту 1,5–2 человеческих роста. Это обеспечивает ещё большую стабильность движения вейкбордиста, а также придаёт ему вертикальное ускорение. Во всех серьёзных школах вейкбординга есть такие катера, это является своеобразной визитной карточкой хорошего клуба.
Элементы экипировки
Доска для вейкбординга
Без чего нельзя себе представить вейкбординг — так это без доски. Это главный элемент, и подбирать его нужно очень тщательно, исходя из своего роста и веса. Ширина снаряда всегда рассчитывается строго пропорционально длине, а конструктивные элементы служат для придания вейкборду определённых свойств: кили обеспечивают устойчивость, а рокер — нужный тип скольжения по водной поверхности. Бывают они съёмными, и нет. Большие размеры лучше подходят новичкам, а малые — профессионалам, ведь позволяют более легко выполнять трюки.
Крепления
Типы креплений
Размеры креплений
Этот параметр по праву считается наиболее важным для выбора крепления, так как, выбрав не свой размер, кататься с комфортом не выйдет. Ближайшая аналогия удобства в такой ситуации — набор текста в варежках.
Крепления обязаны сидеть плотно, но в то же время ни в коем случае не пережимать ногу. Удобство на первом месте и производители стараются выпускать много размеров, чтобы вейкбордист мог подобрать свой (порой размерная сетка выполняется с интервалом в 5 мм).
Жёсткость креплений
Второй по важности характеристикой является жёсткость креплений. Она отвечает за прочность фиксации ноги и за передачу давления на доску. Выбирается жёсткость сугубо из предпочтений вейкбордиста: для кого-то наилучшим выбором является самая высокая степень фиксации ноги, а кому-то по душе более мягкие образцы, в которых очень удобно выполнять трюки.
Новичку стоит начинать с мягких фиксаторов — они прощают многие ошибки на воде, да и вылететь из них при падении куда проще, чем в жёстких.
Жёсткие крепления предпочтительнее для профессионалов — они дадут ему высокую степень контроля доски, да и люфтов будет куда меньше, чем от мягких. Это очень поможет на высоких скоростях.
Вес креплений
Чем дороже крепление, тем оно легче — и это говорит само за себя. Берите наиболее легковесные, которые можете себе позволить.
Технические характеристики креплений
Мелкие конструктивные особенности, такие как поддержка пятки, формованные язычки и современные материалы для основы — все эти фишки прилагаются к дорогим моделям креплений. Полезность их не подвергается сомнению, но для новичка они, в принципе, не особо нужны. Это уже для профессионалов.
В некоторых дорогих моделях креплений существует возможность термоформовки, которая путём температурной обработки подгоняет ботинок под вашу ногу. Их нагревают, надевают, и в процессе остывания они приобретают форму ступни. Но это недешёвое удовольствие.
Жилеты для вейкбординга
Спасательные жилеты для этого активного отдыха изготавливаются из неопрена либо нейлона. Нейлоновые модели стоят несколько меньше, чем неопреновые, но держат на воде не хуже. Правда, у них есть большой недостаток — неплотное облегание тела, что чревато проблемами на старте. Поэтому если вы не стеснены в денежных средствах, то выбор лучше остановить на неопреновых жилетах для занятий вейкбордингом.
Шлемы в вейкбординге используются редко, так как по травмоопасности этот вид спорта находится на одном из последних мест среди всех существующих дисциплин. Но это не распространяется на профессиональный уровень, где без шлема кататься нельзя, иначе можно серьёзно повредить голову. Продаются шлемы в любом профильном вейкбордическом магазине.
Фал и рукоять
Длина троса зависит от профессионализма вейкбордиста. Для новичков она составляет около 17–18 метров. Также фал не должен растягивать, иначе можно забыть о равновесии как при движении, так и при приземлениях. Ширина рукоятей находится в пределах 38 см.
Ботинки
Некоторые производители выпускают ботинки вейкбордов со съёмными внутренниками, причём такие внутренние сапожки предназначены для хождения по песку или в воде. Эта система имеет как свои достоинства, так и недостатки: с одной стороны, ноги хорошо защищены от порезов, а с другой — износ таких сапожек произойдёт очень быстро, ведь они испытывают дополнительную нагрузку при ходьбе. Очень удобно, когда внутренние сапожки можно купить отдельно, но такая возможность есть далеко не всегда.
Отдельные крепления встречаются довольно редко, так как мало кто из производителей решился их выпускать. Очень удобная, хотя и сложная система креплений System хорошо зарекомендовала себя среди многих спортсменов, занимающихся вейкбордингом.
Перчатки
Для того чтобы руки не скользили по мокрому фалу, можно надевать специальные перчатки для вейкбординга. Они сделаны из материалов, которые в несколько раз повышают сцепление рук с ручкой. Обратим внимание, что обычные мотоциклетные тут не подойдут, они, скорее, будут усложнять катание.
Заключение
Правильная экипировка для вейкбординга, будь то перчатки, жилет или шлем, всегда должна быть высшего качества и подходящей именно вам. Поэтому подходите к вопросу её выбора со всей серьёзностью.
Как грамотно подобрать снаряжение для вейкбординга и не разочароваться в дальнейшем? Главные особенности и функции, на которые стоит обратить внимание при покупке.
Вейкбординг уже не является чем-то необычным и удивительным. Этот вид спорта стал любимым многими. Чтобы его практиковать, необходимо иметь специальную доску — вейкборд, — а ведь она существует в различных видах.
Для того чтобы выбрать спасательный жилет, нужно точно знать, за счёт чего он обеспечивает защиту спортсмена от неприятных последствий падения с вейкборда и специфику его конструкции.
Снаряжение для вейкбординга.
Вообще существует два подвида вейкбординга – катерный и на электротяге. В первом случае спортсмен цепляется тросом к катеру, который тащит его за собой, создавая также волны, которые используются в качестве трамплинов для исполнения трюков. Электро-вейкбординг предполагает использование специальной лебедки, заменяющей катер. Она может быть кругового типа или прямая. Обычно их устанавливают в вейк-парках, а на маршруте размещают трамплины и прочие фигуры, позволяющие выполнять трюки.
Для максимально комфортного, более надежного катания необходима соответствующая экипировка. Далее предлагаем вам ознакомится с рекомендациями по выбору обмундирования для комфортного вейкбординга. Следует помнить, что вейкбординг предполагает скоростное движение над поверхностью воды, поэтому кроме самой доски спортсмену лучше использовать защитное снаряжение, которое защитит его в случае неудачного падения или столкновения.
Как выбрать доску для вейкбординга.
Самым необходимым и обязательным реквизитом для занятий вейкбордингом является доска. Это важнейший элемент. Существует их целое множество и они отличаются между собой, и далеко не каждый профи поймет по внешнему виду целевую предназначенность определенной доски. Тем не менее есть основные моменты при выборе этого атрибута, которые следует запомнить новичку: нужно определиться с предполагаемыми условиями использования доски и свой точный вес – далее можно более точно определяться с выбором.
Вес райдера определяет длину и, тем самым, ширину доски. Чем она длиннее, тем, соответственно, шире и более устойчива на поверхности воды, и в то же время, к сожалению, теряется маневренность, что не маловажно при исполнении тех или иных трюков. Поэтому большие доски хорошо подходят для новичков, которые только учатся держаться на воде.
Катающимся с весом меньше 40 килограмм лучше подойдет борд длинной не более 110-120 см. Тем же, кто весит более 80-ти килограмм понадобится доска длиною более 140 см. Эта небольшая разница в 25-30 см может показаться несущественной, но имеет огромное значение, о чем ни в коем случае не стоит забывать.
Не стоит так же упускать из виду уровень мастерства райдера и то время, которое вы определили на посвящение занятиям. При приобретении доски непременно расскажите продавцу упомянутые выше индивидуальные параметры.
Отличия разных видов досок.
Существует пара направлений катания, которые определяются как главные. Первым является катание на открытых водоемах за катером, или же в специально оборудованных парковых зонах на канатной дороге с препятствиями в виде различных трамплинов, труб, слайдеров. Второй вариант предусматривает необходимость борда с дополнительным слоем покрытия на скользяке. Так же он будет отличаться своей гибкостью, то есть флексом, что определяется применением особых материалов с их обработкой.
Доски, предназначенные для катерного катания, отличаются от вейкбордов для канатной тяги. Они должны иметь повышенную устойчивость, поэтому оборудуются массивными килями. Плавники (кили) имеют влияние на стойкость доски на воде и её возможность маневрировать. Катерные кили изготавливают более жёсткими и острыми, в то время как для паркового мягкие и плоские, чтобы не навредить поверхности атрибута. Возможен съемный вариант плавников.
Жесткость таких досок гораздо больше, по сравнению с вейкбордами для парка, что обеспечивает их максимальной энергией во время прыжка, и позволяет спортсменам выполнять более сложные трюки. Их база спроектирована так, чтобы обеспечить как хорошую зарезку, так и мягкое приземление на воду. Также они более прочные, что позволяет им спокойно выдерживать большие перегрузки во время падений райдера при разучивании новых трюков.
Вейк-парки предполагают более спокойное катание и взаимодействие с различными трамплинами и плавучими фигурами. Поэтому для такого катания нужно выбирать соответствующую доску. Парковые доски более мягкие и гибкие по сравнению с катерными.
Конечно, они немного хуже узкоспециализированных профессиональных досок, однако, хорошей гибридной доски достаточно для новичка или райдера-любителя. Главнейшие критерии доски определены – длина и назначение, так что можно смело переходить к нюансам.
На что еще следует обратить внимание.
Крепления на рынке представлены двух основных видов: открытые и закрытые. Открытые иначе еще называют сандалями (open toe), когда вода имеет прямой доступ к ступням райдера. Данный тип крепления имеет более гибкий размер, что делает их более универсальными. Второй вид лучше фиксирует ногу, и их размер стоит выбирать более тщательно, учитывая индивидуальную длину ступни катающегося, иначе занятие вейкбордингом теряет свою комфортность. Не менее важной характеристикой крепов, помимо размера, является их жесткость. Она определяет прочность фиксации ступни в креплении и отвечает за передачу давления на доску. Новичкам стоит начинать с менее жёстких фиксаторов, так как они более безопасны и лояльны по отношению к совершенным ошибкам при катании. Более опытные спортсмены имеют возможность выбирать жёсткость креплений исходя из личных предпочтений.
Фал – веревка между катающимся и катером, к которому крепится прорезиненный или покрытый кожей элемент, шириной до 38 см (рукоятка). Задачей райдера является удерживание этой самой рукоятки во время катания и выполнения различных трюков.
Лучше всего выбирать трос, изготовленный из синтетики или пропилена. Это довольно дешевые и вместе с тем качественные материалы, позволяющие обеспечить хорошую прочность и надежность фала. Желательно чтобы он имел яркую, заметную расцветку – его необходимо хорошо видеть на фоне воды, чтобы его можно было легко найти в случае падения.
Также опытные спортсмены советуют следить за развитием индустрии самостоятельно. Ведь вейкбординг это довольно молодой спорт, и он продолжает активно развиваться. Это позволит не пропустить хорошие новинки, изменения цен или предпочтений. Также в начале сезона часто проводятся показы оборудования от крупных производителей, в связи с чем имеется возможность бесплатно протестировать различные доски или другую экипировку.
Это очень полезно, так как при покупке в любом случае нужно учитывать индивидуальные ощущения от доски. Если попасть на тестирование не удалось, то новички могут воспользоваться услугами вейк-парков, где можно арендовать интересующую доску и попробовать на ней прокатиться до покупки. Желательно также попробовать кататься с разными тросами, чтобы определить, какой именно фал лучше всего подходит. Ведь даже дорогой фал может попросту плохо лежать в руке и затруднять выполнение трюков.
Дополнительная экипировка.
Стоит отметить, что сухие гидрокостюмы, которые полностью изолирует спортсмена от попадания воды, в вейкбординге не используются. Они гораздо дороже обычных, мокрых, гидрокостюмов, и не позволяют активно двигаться, что так необходимо при катании на вейкборде. У новичков необходимости в полусухих костюмах, как правило, не возникает – для спокойного и безопасного обучения и первых занятий в летний сезон достаточно обыкновенного мокрого гидрокостюма.
Спасательный жилет необходим с точки зрения техники безопасности. Подбирается строго индивидуально. Жилет должен сидеть комфортно, очень плотно прилегать к телу, но при этом ни в коем случае не стеснять движений. Желательно приобретать яркий и выделяющийся на фоне воды спасжилет – опять же исходя их правил техники безопасности. Если вы намерены одевать под жилет гидрокостюм – проверьте, чтобы фиксаторы позволяли сделать это без проблем. Модели на молнии считаются наиболее удобными. Материал жилета тоже важен. Нейлоновые более дешевые, нежели неопреновые, но в применении существенно хуже. Их минусы – отсутствие гибкости и большой вес, что может создать проблемы при катании.
Перчатки, изготовленные из специальных материалов, способствуют наилучшему сцеплению рук спортсмена с влажным фалом, а также для предотвращения мозолей. Подбираются максимально индивидуально.
Вейкбординг не является передовым по травматизму среди водных видов спорта, тем не менее шлем необходим ради собственной безопасности, особенно при катании в парке. Шлем универсален для всех типов водного спорта.
Специальные катера.
Для новичков и обычных любителей обычно вполне хватает обыкновенных прогулочных катеров. Однако, профессионалы предпочитают использование определенного вида катеров, которые спроектированы с учетом ключевых особенностей данного спорта.
Кроме самого движения вейкбордиста катер должен обеспечить подходящие по размеру и форме волны, на которых спортсмен будет выполнять свои трюки. Обычные прогулочные катера формируют маленькие и плоские волны, так как в таких условиях ими легче всего управлять. Но они не совсем подходят для тренированных спортсменов. Поэтому на катера часто цепляют дополнительный балласт, который увеличивает водоизмещение и вес, усиливая волнообразование.
Однако, лучше не вносить самостоятельных изменений в плавучие характеристики судна, и использовать для катания катера, специально разработанные для вейкбординга. Они оставляют за собой необычные волны, имеющие форму трапециевидного двугорбого парапета с хорошим перепадом высот. Такие волны прекрасно исполняют роль трамплина. Наибольшие волны будут находится в 15-20 метрах сзади катера, где обычно выполняет трюки райдер.
Специальные катера имеют мощный мотор, не слабее 300 лошадиных сил, позволяющий им быстро развивать скорость на старте. На катере предусмотрены специальные крепления для балластных баллонов, позволяющих увеличить его водоизмещение и утяжелить. Их размещение позволяет сохранить максимальную управляемость и плавучесть, так как рассчитано при проектировании. Также эти катера оборудованы специальными приборами, обеспечивающими стабильность скорости движения.
Фал с лебедкой крепятся на буксировщик таким образом, чтобы быть поднятыми на несколько метров вверх. Это не только облегчает движение вейкбордиста, но и дает ему дополнительное вертикальное ускорение, позволяющее выполнять более сложные трюки.
Заключение.
Вейкбординг является молодым и активно развивающимся видом спорта. Он не требует специфических водных, ветровых или волновых условий, в отличие от классического серфинга, винд и кайсерфинга, а поэтому заниматься вейкбордингом можно почти в любое удачное время, не ожидая подходящего ветра.
Каждый год на рынке появляются новые производители, предлагающие широкий ассортимент оборудования, благодаря чему, несмотря на молодость спорта, у любителей вейкбординга имеется широкий выбор досок, защитных костюмов и другого дополнительного обмундирования.
Поэтому если подходить к выбору без излишней спешки, то каждый сможет найти себе подходящую доску и место для катания. Ведь сейчас строят много парков для вейкбординга, оснащенных хорошими трамплинами и фигурами для трюков. Поэтому даже если не удается найти подходящий катер, с метом для занятий проблем возникнуть не должно. Нужно учитывать, что, как и весь водный спорт, вейкбординг связан с определенным риском, и поэтому желательно заниматься с инструктором, а также нужно помнить о технике безопасности и использовать средства защиты.