что нужно для урока черчения в 8 классе
Урок «Введение в курс «Черчение». Знакомство с предметом»
Предмет: «Черчение» класс: 8 № урока: 1
Тема: Введение в курс «Черчение». Знакомство с предметом.
Образовательная: дать краткие сведения о истории развития чертежа. Выяснить важность предмета «черчение» в жизни человека.
Развивающая: способствовать развитию пространственного и творческого мышления, логической и зрительной памяти.
Воспитательная: способствовать осознанию значения черчения в профессиональной деятельности человека. Воспитание познавательного интереса к предмету.
Основные термины и понятия урока: чертеж, эскиз, графическое изображение, чертежные инструменты.
Межпредметные связи: начертательная геометрия, история, архитектура, дизайн, техника
Эпиграф урока: «Чертеж-язык техники»
Организ-ый, мотивация к учеб. деят-ти
Изучение исторической справки.
Введение в предмет
Введение в предмет
Приветствие. Проверка готовности к уроку, знакомство с требованиями по подготовке к уроку черчения. Сегодня вы, приступаете к изучению нового для вас предмета. Который называется «Черчение». Кто-нибудь слышал такое слово? Где и при каких обстоятельствах? Ребята, скажите, когда вы сталкиваетесь с чем-то незнакомым, новым, необычным для вас. Что вы делаете?
Значит, что нам надо сделать?
Правильно! Нам надо познакомиться с историей развития черчения, а также мы узнаем, что такое графическое изображение, чертеж и многое другое. История развития чертежей и других графических изображений уходит далеко в глубокую древность. Графический язык зародился и сформировался в первобытных наскальных рисунках и древних пиктограммах. (слайд №1)
Самой древней картой считается – вавилонский чертеж, выполненный на глиняной табличке. (слайд №2)
Затем выполнялись перспективные рисунки (слайд №3)
Со временем перспективные рисунки трансформировались в особый вид графического изображения- технический рисунок. (слайд №4)
Найдите в учебнике определение технического рисунка и запишите его в тетрадь.
В России применятся чертежи стали намного позднее. В 20 веке они стремительно развиваются: возникают новые виды чертежей и схем: электрические, гидравлические, пневматические, кинематические и комбинированные. (слайды: №5-10)
И в наше время чертеж является одним из основных документов современного производства. По чертежам определяют форму и размеры изделий, материалы из которых они сделаны, способы изготовления и соединения деталей.
По чертежам изучают устройство и принципы работы механизмов, правила эксплуатации готовых изделий, выполняют их ремонт.
Чертежи используют во всех сферах народного производства. Каких? Ка вы думаете? И почему?
Конечно! Без чертежей немыслимо успешное изучение и освоение техники, ни разработка новых конструкций, ни развитие современного производства. Чертеж называют языком техники! – это наш с вами эпиграф к сегодняшнему уроку.
Кстати, древние греки словом «техника» называли мастерство, умение людей.
Машиностроение, электротехника, радиоэлектроника, приборостроение, химия, нефтяная и газовая промышленность – все это отрасли современной техники.
Чтобы овладеть техникой и творчески участвовать в ее развитии, надо уметь точно и ясно излагать мысли с помощью чертежа.
Чертежи постоянные спутники человека любой профессии. И мы сейчас в этом убедимся.
Игра «Угадай профессию»
На карточках даны чертежи и наименование профессии, вам нужно определить, какой чертеж соответствует той или иной профессии. Например: выкройка платья – модельер, портной; чертеж стула – столяр и т.д.
Сдаем карточки-задания на проверку.
На уроках черчения вам потребуются различные инструменты и принадлежности. Какие?
Правильно, это бумага, карандаши, готовальня, резинка-ластик и многое другое.
Бумага является основным материалом, на котором выполняются графические документы. Карандаши играют важную роль в выполнении чертежей, так как качество графического изображения зависит от правильного выбора степени их твердости. Для этого выпускают наборы карандашей различной твердости. Степень твердости обозначается буквами и цифрами. Например: М, 2М, 3М, 5М, 6М, В – мягкие, Т, 2Т, 3Т, 4Т, 5Т, 6Т, 7Т, Н – твердые, ТМ, НВ, СТ – средней твердости. (демонстрация карандашей) буквой обозначается мягкость и твердость карандаша. Числом обозначается степень мягкости или твердости.
Найти определение: готовальня, рейсшина, транспортир, лекало.
Давайте попробуем выполнить нашу первую графическую работу. В рабочей тетради, используя чертежные инструменты, проведите вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, а также окружности.
Сдаем работы. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Для чего нужно черчение? В каких профессиях чертеж необходим?
Дома прочитать параграф №1, найти определения ранее записанных слов
Урок окончен, до свиданья!
Ответы: могут быть самыми разнообразными
Ответы: пытаемся узнать, рассматриваем, ищем ответ в интернете, знакомимся и т.д. Ответы: познакомиться, узнать, что это за предмет, от куда он взялся
Работают с учебником, записывают определение
Ответы: строительство зданий, мостов; изготовление одежды, обуви, игрушек и т.д.
Дети работают самостоятельно по карточкам.
Ученики сдают работы
Записывают в тетрадь
Записывают в дневник
Выполняют графическую работу
записывают дом.задание Уборка рабочего места
§ 1. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места
1.1. Инструменты для выполнения чертежей. Что необходимо будет вам для выполнения чертежей в школе?
Готовальня. Готовальня—это комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр. Обычно в готовальню входят круговой (рис. 11, а) и разметочный (рис. 11, б) циркули, рейсфедер для работы тушью, удлинитель к круговому циркулю и другие инструменты.
Циркули. Из наконечника графитовый стержень должен выступать на 5. 7 мм. Концы иглы и пишущего стержня при работе циркулем, как и концы игл разметочного циркуля, располагают на одном уровне (рис. 11).
Рис. 11. Циркуль чертежный: а — круговой; 6 разметочный
Рейсшина. Во время работы поперечную планку рейсшины прижимают к левой кромке чертежной доски (рис. 12). С помощью рейсшины проводят горизонтальные и наклонные линии.
Рис. 12. Чертежная доска и рейсшина
Чертежные угольники (рис. 13). Вместе с линейкой или рейсшиной чертежные угольники применяют для проведения перпендикулярных и параллельных линий и построения некоторых углов.
Рис. 13. Угольники чертежные: а — с углами 90, 45, 45°; б — с углами 90, 30, 60°
1.2. Чертежные материалы и принадлежности. К чертежным материалам и принадлежностям относят бумагу, карандаши, резинки, кнопки.
Чертежная бумага. Для черчения используют плотную белую нелинованную бумагу.
Карандаши. Для выполнения графических работ вам необходимы карандаши марки Т (твердые), М (мягкие) и ТМ или НВ, СТ (средней твердости). Чем больше число, стоящее рядом с буквой, тем тверже или мягче этот карандаш.
Правильно подготовленный к работе карандаш показан на рисунке 14. Его сначала затачивают острым перочинным ножом или в специальной точилке. После этого стержень заостряют с помощью шлифовальной шкурки—твердый на конус, а мягкий в виде лопаточки.
Рис. 14. Правильно заточенные карандаши
Все чертежные инструменты и материалы надо держать чистыми и исправными, от этого зависит качество выполнения чертежа.
1.3. Как работать чертежными инструментами. Прямые линии сначала проводят вдоль кромки линейки или угольника без нажима твердым, остро заточенным карандашом, а затем обводят карандашом средней твердости. При этом карандаш немного наклоняют в сторону движения, как показано на рисунке 15. Горизонтальные линии проводят слева направо, вертикальные и наклонные — снизу вверх.
Рис. 15. Приемы проведении линий: а — горизонтальных; б — вертикальных; в — наклонных
Чтобы получить более четкие и ровные линии при обводке, карандаш по этим линиям можно вести повторно и в обратном направлении. Угольник при проведении вертикальных и наклонных линий передвигают вдоль кромки рейсшины или линейки слева направо, а при проведении горизонтальных линий —сверху вниз.
Для проведения дуг окружностей ножку циркуля ставят в центр. Циркуль вращают за головку большим и указательным пальцами в направлении движения часовой стрелки (рис. 16). Короткая ножка с карандашной вставкой и игла циркуля в рабочем положении должны быть параллельны между собой. Во время вращения циркуль можно немного наклонять вперед.
Рис. 16. Проведение окружности циркулем
При откладывании отрезков разметочным циркулем не следует на него сильно нажимать, чтобы не оставлять проколов на бумаге.
1.4. Оборудование рабочего места. От правильной подготовки рабочего места во многом зависит качество чертежа.
Свет на чертеж должен падать слева сверху. В этом случае тени от инструментов и рук не будут мешать работе.
Выполняя чертеж, следует сидеть прямо, не горбясь. Расстояние от глаз до чертежа должно быть примерно 300 мм,
У чертежной доски оставляют только те инструменты, которые нужны для работы в данное время. При этом готовальня, угольники, карандаши и резинка должны лежать справа, а книга— слева. Чертежная доска должна иметь небольшой наклон. В этом случае легче работать, так как не нужно сильно наклоняться над чертежом.
В конструкторских бюро чертежи выполняют с помощью чертежного прибора, который заменяет измерительную линейку, угольник и транспортир (рис. 17).
Рис. 17. Чертежный станок с прибором
Работа конструктора над чертежом весьма трудоемка. Поэтому в последнее время используют устройства, которые по заданной программе автоматически выполняют все графические построения. Такие автоматические устройства для выполнения чертежей называют графопостроителями.
В рабочей тетради по заданию учителя, пользуясь чертежными инструментами, проведите вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, а также окружности.
Указание к работе. Старайтесь проводить все линии одинаковой толщины. Красиво расположите группы линий на листе тетради.
Урок черчения по теме: «Масштабы». 8-й класс
Разделы: Технология
Класс: 8
1. Обобщение знания учащихся по теме.
2. Ознакомление со стандартами масштабов.
3. Научить практическому применению масштабов.
1. Воспитывать у учащихся чувство гордости за вклад русских
изобретателей в развитие чертежа.
2.Формировать навыки самостоятельной работы.
Развивающая задача. Развивать техническое и образное мышление.
Тип урока. Комбинированный
Пособия и оборудование. Учебные таблицы: чертеж прокладки, виды масштабов.
Чертежные инструменты, тетради, учебник.
Словарь. Масштаб натуральный, увеличение, уменьшение, линейный.
Подготовительная работа к уроку.
Учащимся дается задание подготовить материал о прошлом русского масштабного чертежа.
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
3. Актуализация знаний:
3.1 Повторение темы “нанесение размеров”.
3.2 Историческая справка.
3. Обобщение знаний по теме урока.
4. Изучение нового материала.
5. Практическая работа.
6. Домашнее задание.
7. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание:
— повторить правила нанесения размеров на чертеж;
— совершим небольшое путешествие в прошлое русского масштабного чертежа;
— обобщим знания по теме урока;
— ознакомимся с ГОСТами на масштабы;
— научимся применять масштаб при построении чертежа.
3. Актуализация знаний.
3.1 Повторение по теме “Нанесение размера”.
Нанести необходимые размеры на заданный чертеж.
Время работы 5 минут.
— отчет ученика о выполненной работе;
— высказывание учащихся класса и анализ допущенных ошибок;
Вопрос 1. На каком расстоянии от контура чертежа проводят размерную линию?
Вопрос 2. Что означает запись S 3?
Вопрос 3. Какой длины стрелки на размерной линии?
— оценка ЗУМ учащихся.
3.2 Историческая справка.
Учитель. В настоящее время линейные и поперечные масштабы помещаются на топографических планах и картах в архитектурных проектах
Ученик 2. В 90-х годах появляется численный масштаб на машиностроительных чертежах и обозначался так: “Уменьшен в 1/10 долю”, “ Масштаб в 1/10 долю”, “ Масштаб 1:10 от н.в.”, где н.в. – натуральная величина и т.д.
Ученик 3. В 1806 году военному ведомству было предписано ввести в чертежи числовые размеры. Теперь “…, не нужно мерить циркулем по масштабу, а только смотреть на цифры”. С введением числовых размеров с конца 70-х годов линейные и поперечные масштабы исчезли с машиностроительных чертежей.
3.3 Обобщение знаний учащихся по теме “Масштаб” (в диалоговой форме).
Учитель. С этим словом вы познакомились на уроках географии и математики, когда изображали местность на листе бумаги, для этого выбирали масштаб. С географической точки зрения, что показывает масштаб?.
Ученик Масштаб показывает во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности.
Учитель Если масштаб на карте записан 1:1000; 1:200; 1:50, что это означает?
Ученик Запись в таком виде означает, что это численный масштаб.
Учитель Рядом с численным масштабом пишут пояснения: в 1 см – 10 м. Как называется этот масштаб?
Ученик Этот масштаб называют именованным.
Учитель Что означает выражение “Величина масштаба”?
Ученик Это расстояние в 1 см на плане.
Учитель Для более точного определения расстояния на плане помещают этот масштаб.
Ученик Такой масштаб называют линейным.
4. Изучение нового материала
Учитель Очень часто при выполнении практических работ приходится вычерчивать очень крупные детали самолетов, кораблей, автомашин, зданий или очень мелкие детали часового механизма, точных приборов и т.д..
Учитель Какие трудности могут возникнуть при выполнении чертежей этих деталей?
Варианты ответов учащихся:
— большая прокладка не поместится на чертежном листе.
— вторая прокладка очень мала, и на чертеже трудно нанести размеры.
Учитель Как вы поступите?
Ученик Большого размера прокладку мы уменьшим, а меньшую – увеличим.
ГОСТ 2.302-68 устанавливает следующие масштабы:
Действительный масштаб | 1:1 |
Масштаб увеличения | 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1….100:1 |
Масштаб уменьшения | 1:2; 1:2,5; 1:5; …1:100 |
5. Применение изученного материала при выполнении практической работы.
На доске плакаты с чертежом в М 1:1.
Учитель Наша задача построить данный чертеж в М 2:1 и нанести размеры. Воспользуемся тем, что деталь имеет только прямые углы, поэтому работать будем по следующему алгоритму.
1. Построить прямой угол в точке К.
2. Измерить отрезок АЕ и отложить его вниз от точки К два раза, поставить точку П.
5. Измерить отрезок ЕД и отложить его по стороне угла два раза, поставить точку О.
8. Из точек Л и Н восстановить перпендикуляры до пересечения, место пересечения обозначить
При любом масштабе на чертеже наносят только действительные размеры
При построении чертежа пункты алгоритма 5, 6, 7, 8 и 9 учащиеся выполняют самостоятельно.
6. Задание на дом.
Построить чертеж в М1:2, пользуясь чертежом из тетради М1:1.
7. Итог урока:
7. 1. Что узнали нового?
7. 2. Какие практические навыки закрепили.
7. 3. Какие новые практические навыки вы приобрели.
7. 4. Что удалось на уроке?
7. 5. Над чем еще надо поработать
7.6. Оценить труд учащихся.
7 класс.Москва. Издательский центр “Вентана-Граф”. 1998.
Презентация по технологии «Черчение. Введение» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Введение Технология. Модуль «Черчение» Урок 1
Для чего нужно черчение? (Актуализация) Что я жду от урока «Черчение»? Чему я хочу научиться? Чем мне интересен этот предмет? Какие качества необходимы, чтобы хорошо чертить? Что я умею хорошо делать, что позволило мне судить о том, что у меня получиться чертить? В какой профессии нужно черчение?
Чему вы научитесь на «Черчении»? (Целеполагание) Понимать и выполнять графические изображения Правилам построения и оформления чертежей Работать чертёжными инструментами, выполнять изображения от руки При желании – выполнять чертежи на компьютере
Из истории развития чертежа (Изучение нового материала) Чертеж является одним из средств изучения предметов окружающего нас мира. Какие ещё есть средства изучения окружающего мира? Он прошел долгий путь развития. Минули столетия прежде чем графические изображения обрели современный вид.
Из истории развития чертежа Появление чертежей связано с практической деятельностью человека. С какой практической деятельностью? Приведите примеры. К какому веку относится первое упоминание о чертежах в России? Подумайте сами или найдите ответ на страницах учебника
Чертёж мельницы на реке Семь (17 век) Что вы видите? Чем чертеж отличается от реального изображения? Сравните изображения мельниц и домов справа. (Анализ)
Чертеж моста и сторожевой башни (17 век) Что общего у этих чертежей? Как изображена башня и как мост? Какой из двух чертежей ближе к современности? (Анализ)
Чертёж паровоза Черепановых (19 век) Что изображено на чертеже? Чем отличаются два предыдущих чертежа от этого? (Анализ)
История развития чертежа Чертежами пользовались многие выдающиеся русские и зарубежные изобретатели. Кто они? Назовите их имена. Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. Почему так произошло? Подумайте сами или найдите ответ на страницах учебника
Составь таблицу (Самостоятельная работа) №п/п Русский изобретатель Век Что изобрел и/или начертил Для составления таблицы воспользуйтесь страницами учебника
Проверьте таблицу (Самоконтроль) №п/п Русский изобретатель Век Что изобрел и/илиначертил 1 Андрей Чохов 16 Царь-пушка 2 ПетрI 18 Корабли 3 И.И. Ползунов 18 Пароатмосфернаямашина 4 И.П. Кулибин 19 Часы, модель моста 5 Д.И. Менделеев 19 Установка для перегонки нефти 6 Черепановы 19 Паровоз
Графические изображения Что содержит чертёж? О чём можно судить по изображениям? О чём можно судить по надписям? О чём можно судить по размерным числам? Для чего нужны сборочные чертежи? Для чего нумеруют детали? Как называется таблица для указания названия деталей? Рассмотри рис.4, стр.6; 1. Изображения, числа, текст. 2.О форме. 3. О названии, масштабе, материале и др. 4. О размерах. 5. Для соединения деталей. 6. Чтобы поместить их в спецификацию. 7. Спецификация
Графические изображения 8. Как называются чертежи выполненные от руки? 9. Упрощенное изображение, предающие принцип работы изделия? 10. Какие бывают схемы? 11. Что называется разверткой? 12. Что такое наглядное изображение? 13. Какое изображение называют техническим рисунком? 8. Эскизы. 9. Схема. 10. Кинематические, электрические, гидравлические и др.11. Развёрнутая на плоскости поверхность геометрического тела. 12. Аксонометрические проекции. 13. Наглядное изображение с тенями
Графические изображения Эскизы; Схемы; Развёртки; Наглядные изображения; Технические рисунки; Из чего состоят? Чем выполняются? 1. Линии, штрихи, точки. 2. Карандашом, тушью, чернилами, вручную, принтерами и плоттерами
Подведение итогов (Рефлексия) Что нового вы узнали на уроке? Что показалось особенно интересным? Какие качества необходимы, чтобы хорошо чертить? Людям каких профессий нужно умение чертить? Для чего людям нужно черчение в обыденной жизни?
Домашнее задание Разноуровневые задания Прочитать учебник стр. 3-9 Подготовить рассказ о русском изобретателе Подготовить электронную презентацию и рассказать о русском или зарубежном изобретателе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-293773
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Введение в предмет «Черчение». Урок с применением презентации
Конспект урока №1
ТЕМА: Введение. История развития черчения. Значение черчения в практической деятельности человека. Инструменты и принадлежности. Правила оформления чертежей.
ТИП урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
ФОРМА урока: Урок с использованием презентации, беседа.
СОДЕРЖАНИЕ: Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.
Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей.
Специальные умения и способы деятельности: Знать краткую история графического общения человека, значения графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.
Общеучебные умения и способы деятельности: Уметь логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания.
ВИД контрольно-оценочной деятельности: текущий.
ФОРМА контрольно-оценочной деятельности: УО.
Цель урока: Содействовать в осознании учащимися значения и места курса черчения в жизни и профессиональной деятельности человека, заинтересовать учащихся предметом.
Оборудование для учащихся: тетрадь, учебник «Черчение»
План урока.
1. Вступительное слово учителя.
2. Организация рабочего места.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Сообщение новой темы урока. История развития чертежа.
5. Формирование новых знаний.
5.1. Виды графических и наглядных изображений.
5.2. Правила оформления чертежей.
6. Первичное усвоение и применение новых знаний.
7. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя о курсе черчения.
СЛАЙД 1 Презентация «Введение в предмет. Урок №1».
Черчение в IX классе — обобщающая дисциплина, систематизирующая полученную ранее информацию о графических изображениях. Вместе с тем его изучение позволяет сформировать целостную систему знаний о правилах выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков, овладеть способами чтения графической информации, встречающейся во многих сферах деятельности человека.
Учебная дисциплина «Черчение» позволяет учащимся легче адаптироваться к продолжению обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, к овладению в будущем инженерно-техническими, технологическими, экономическими, педагогическими и другими специальностями, к участию в практической работе, в изучении основ графического языка как средства человеческого общения.
Знания и умения, полученные на уроках черчения, необходимы также при изучении геометрии, географии и других школьных дисциплин.
Количество часов. Количество графических (работа на форматах, практических работ (работа в тетрадях, тестирований (по разделам и итоговая промежуточная аттестация, контрольные работы (2 части: теоретическая и практическая).Оценивание работ: критерии видов работ. Оценивание по полугодиям (с учетом четвертных). Электронный журнал. Итоговые оценки в аттестат (протоколы).
2. Организация рабочего места.
Принадлежности: тетрадь в клетку (подписать карандашом, использование условных обозначений, альбом или папка для черчения, учебник. Инструменты (циркуль, карандаши разной твердости и мягкости – курс изобразительного искусства, линейка, транспортир, 2 треугольника).
Все перечисленные инструменты и принадлежности необходимы для выполнения и передачи графической информации.
3. Актуализация опорных знаний.
Виды информации. Дома, в школе, на улице человека окружают различные предметы, которые можно описать словами, сфотографировать, нарисовать.
Сведения об окружающих нас предметах и явлениях, их свойствах, состоянии называют информацией.
Визуальную информацию, представленную в форме графиков, чертежей, рисунков, схем и т. п., называют графическими изображениями.
4. Сообщение новой темы урока. История развития чертежа.
Изображения сопровождали человека на всех этапах его исторического развития.
Попытки людей изобразить окружающие предметы предшествовали письменности. Еще не зная бумаги и карандашей, человек с помощью угля, мела или какого-либо красящего вещества изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Чаще всего это были рисунки животных и птиц, охота. Для указаний мест охоты, путей кочевок издавна служили рисунки-планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее и точнее передавали характер местности. До наших дней сохранилось одно из древнейших изображений охотничьего угодья Северного Кавказа, выгравированное на серебре. На рисунке изображено озеро и впадающие в него реки. Здесь же изображены звери, обитающие на склонах гор и в долинах. Рисунки-планы являются прообразами наших географических карт.
Позднее, когда людям потребовалось изобразить предмет не только с натуры, но и создать что-то новое,когда стали строить большие сооружения: крепости, жилища появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись прямо на земле на месте будущего сооружения в натуральную величину. В дальнейшем такие планы-чертежи стали делать на пергаменте, дереве, холсте в уменьшенном виде. Вначале разницы между чертежом и рисунком практически не было. Изображения выполнялись от руки, на глаз. Такой чертеж не содержал размеров, и судить по нему об изображенных предметах можно лишь приблизительно. Этот чертеж нуждается в словесных пояснениях, поэтому на нем сделаны различные надписи.
История чертежей и других графических изображений уходит в глубокую древность. Первые сведения о чертежах, напоминающих современные, относятся к XV в. Так, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) — великий итальянский ученый и художник — в технических рисунках и эскизах раскрывал свои идеи в области техники и строительства. Однако дошедшие до нас выдающиеся памятники материальной культуры
свидетельствуют о более раннем применении чертежей как строительных документов. Такие сооружения, как древнеегипетский храм Луксор (XV-XIII вв. до н. э., древнегреческий храм Парфенон в Афинах (447-438 гг. до н. э., амфитеатр Колизей в Риме (75-80 гг. н. э.) не могли быть построены без заранее подготовленных проектов.
Значительное развитие строительные чертежи получили в XVI в. Известный итальянский архитектор Андреа Палладио в 1570 г. опубликовал разработанный им трактат «Четыре книги об архитектуре». Огромная заслуга принадлежит французскому инженеру Гаспару Монжу, опубликовавшему в 1798 году свой труд «Начертательная геометрия», который лёг в основу проекционного черчения, используемого и в настоящее время.
Первое упоминание о чертежах в России относится к началу XVI века и содержится в описи царского архива, по которой самый древний чертеж относится к 1517 году.
Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени. Некоторые из них выполнены Петром I по правилам проецирования.
В эпоху Петра I были предприняты первые шаги в области обучения черчению в горнозаводских школах. Первая такая школа была открыта в 1721 году в Екатеринбурге. В горнозаводских школах черчение считалось одним из основных предметов. Такую школу окончили И. И. Ползунов, ставший впоследствии знаменитым механиком и изобретателем универсальной паровой машины. К. Д. Фролов – знаменитый строитель гидротехнических сооружений на рудниках.
Чертежи, содержащие фасады, планы и разрезы зданий, выполненные выдающимися русскими архитекторами В. И. Баженовым, М. Ф. Казаковым, А. И. Воронихиным и др., относятся к XVIII в.
Черчение изучалось в гимназиях в курсе геометрии. В этот период в России были открыты гимназии в Петербурге, в Москве и Казани. В 1828 году были объединены общей программой рисование и черчение. 1828 год считается годом введения преподавания черчения в средней школе.
В XX веке продолжают развиваться все виды чертежей и возникают новые — схематические или, короче,схемы: электрические, гидравлические, пневматические, кинематические и комбинированные. Большая трудоемкость и незначительная скорость ручного выполнения чертежей вынуждали искать средства механизации их выполнения. Совершенствуются различные чертежные приборы, разрабатываются разнообразные трафареты для вычерчивания окружностей, эллипсов,надписей и условных знаков для схем: создаются приборы для нанесения штриховки, построения аксонометрических проекций, портативные пишущие машинки для нанесения на чертежи цифр, знаков и букв. Механизация чертежных работ несколько повышает производительность труда конструктора, но не обеспечивает ощутимого выигрыша во времени.
Значительно ускорить выполнение проектно-конструкторских работ позволяет применение современной техники на основе ЭВМ и персональных компьютеров. Создается автоматизированное рабочее место конструктора (АРМ). На основе АРМ создаются системы автоматического проектирования (САПР). Составной частью САПР является также машинная графика (МГ, включающая различные технические, языковые, программные, математические, информационные и организационные средства. САПР позволяет решать сложные расчетно-конструкторские и графические задачи и значительно ускорять разработку технической документации в самых сложных областях современной науки,техники и производства: космической, электронной, авиационной и др.
Индустриализация нашей страны, создание отечественного машиностроения и других производств, сооружение новых фабрик, заводов и городов привели к более широкому использованию чертежей, к разработке конструкторских проектов.
Но чертежи нужны не только в технике. Они являются постоянными спутниками многих профессий человека. По чертежам делают мебель, озеленяют города и поселки. Чертежи нужны врачу (для изучения медицинской техники, модельеру (для конструирования одежды и обуви, многим другим специалистам.
Чертежи как вид графической информации пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой специальности, если он умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины. Поэтому, чтобы стать технически грамотным человеком, нужно хорошо знать основы графической информации.
5. Формирование новых знаний.
5.1. Виды графических и наглядных изображений.
На уроках черчения мы будем изучать другие графические изображения.
Чертеж – это документ, содержащий изображение предмета, а также данные для его изготовления и контроля (запись в тетради)
Чертеж сборочный — чертеж, содержащий изображения изделия (сборочной единицы) в соединении.
Эскиз – это чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций детали.
Развертка — плоская фигура, полученная совмещением всех точек какой-либо поверхности с плоскостью.
Наглядное изображение предмета – это изображение, на котором мы видим предмет сразу с трёх сторон. Наглядное изображение предмета может быть выполнено в виде аксонометрической проекции и в виде технического рисунка.
Аксонометрическая проекция – это наглядное изображение предмета, выполненное по правилам построения аксонометрических осей.
Технический рисунок – это наглядное изображение предмета, выполненное от руки и в глазомерном масштабе.
5.2. Правила оформления чертежей.
Стандарты ЕСКД. Представьте, что было бы, если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил. Такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы этого избежать, во многих странах приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Государственные стандарты (сокращенно ГОСТ) обязательны для всех предприятий и организаций.
Каждый стандарт имеет соответствующее обозначение. Например, ГОСТ 2.301-68. Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием теории практики графических изображений.
Чертежи и другие конструкторские документы нельзя выполнять на листах произвольных размеров.
В школе вы будете пользоваться листами чертежной бумаги, размеры сторон которых 210×297 мм. Такой формат обозначают А4 (запись в тетради) Т – на полях в тетради уловное обозначение вопроса тестирования.
Основная надпись чертежа.
На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись. Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22×145 мм. Т.
6. Первичное усвоение и применение новых знаний.
Задание – оформить формат А4.
7. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.
Вопросы по новому материалу для анализа усвоения материала урока.
(на усмотрение учителя, по наличию времени)
1. Какой рисунок стал прародителем чертежа? Что способствовало развитию чертежа?
2. В каком веке стали применять чертежи в России? В каких областях хозяйства?
3. В каких сферах современного производства применяют чертежи?
4. Почему чертеж получил название – наглядное изображение?
5. Для чего установлены единые правила выполнения и оформления чертежей? Какими государственными документами они определяются?
6. С какими учебными предметами взаимосвязан предмет Черчение? Докажи.
7. С какой целью изучается Черчение в школе?
8. Что именно понравилось или не понравилось на уроке?
9. Что нового для себя взяли с урока? Какие выводы сделали по дальнейшей учёбе?