что нужно для урока черчения 9 класс

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по направлению «Технология» (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы по направлению «Технология» (авторы-составители Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М. Вентана-Граф 2008 г. Авторской программы по Черчению (Степакова В.В. Черчение. М.: П.2009г).

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение 7 графических работ и 5 практических работ.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данной ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по технологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Цель и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах:

формировать знания об основах прямоугольного проециро­вания на одну, две и три плоскости проекций, о способах пост­роения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и техничес­ких рисунков;

научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы пред­метов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссозда­ния пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материа­лами;

воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;

получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся обще­учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основно­го общего образования являются:

— определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

творческое решение учебных и практических задач: умение мотивиро] ванно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятель| нос выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятеле ности;

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов! Отражение в устной пли письменной форме результатов своей деятельности;

умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, табли­ца, схема, чертеж, технологическая карта н др.) в соответствии с коммуникатив­ной задачей, сферой и ситуацией общения;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интер­нет-ресурсы и другие базы данных;

владение умениями совместной деятельности: согласование и координа­ция деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Сопоставление Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по черчению из курса «Технология», Примерной программы по черчению и авторской программы выявило, что программа разработанная Степаковой В.В. не полностью реализует обязательный минимум содержания образования.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по черчению предлагает основные разделы в 9 классе:

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

Источник

Программа по черчению 9 класс (1 год обучения)

Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, мышления и творческого потенциала личности.

Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.

Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные ( включая комбинаторные ) компоненты мышления и являются основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.

Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах ( эскизах), а также способах построения аксонометрических проекций и технического рисунка;

научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки различного назначения;

развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесно описанию и др.;

научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;

формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.

РЕКОМЕНДАЦИИ К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ.

При обучении ортогональному (прямоугольному) проецированию в качестве объекта целесообразно выбирать предмет, который имеет прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях; точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета.

3. Обучение ортогональному проецированию рекомендуется осуществлять последовательно – на одну, две и три плоскости проекций по мере нарастания трудностей.

4. Необходимо полностью исключать все непродуктивные элементы графической деятельности, избавляя учащихся от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и отдельных изображений Для выполнения работ следует использовать рабочие тетради в клетку.

5.Геометрические построения необходимо изучать в течение всего курса в соответствии с изучаемой темой.

6.Необходимо уделять равное внимание обучению школьников чтению и выполнению чертежей.

7. При выполнении чертежа или эскиза с натуры целесообразно организовать наблюдения неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, что способствует развитию пространственных представлений.

8. При обучении построению изображений в прямоугольной изометрии следует обращать внимание на выбор рационального способа их выполнения.

9. При изучении разрезов и сечений следует помнить, что их получение базируется на мысленном рассечении предметов плоскостью. Если учащиеся будут хорошо знать сходство и различие между разрезом и сечением, сравнив их изображения, то могут осознанно использовать эти изображения при составлении чертежа.

11. Изучение правил ГОСТ ЕСКД занимает основное место в выполнении графических работ.

12. Помимо обязательных графических работ, на уроках черчения необходимо использовать разноплановые графические задачи:

построение третьей проекции по двум данным и технического рисунка;

построение прямоугольной изометрической проекции по чертежу и наоборот и др.

14. Работа с учебником ( изучение нового материала, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и т.д.) должна стать неотъемлемой частью учебного процесса.

15. В процессе обучения черчению следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.), постепенно поднимая уровень их интеллектуального развития.

16. Необходимо широко использовать различные учебные пособия ( карточки-задания, плакаты, таблицы, модели, наборы деталей, фильмы) и другие средства обучения.

17. Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в приобретении знаний и умений во внеклассной работе и в быту.

18. Желательно привлекать учащихся к самооценке и самоконтролю знаний и умений. Необходимо, чтобы школьник знал, чему он научился и что еще не усвоил, какие допустил ошибки при выполнении графической работы, осознавал справедливость оценки, поставленной учителем, понимал, как можно самостоятельно оценить свои знания. Для этого следует комментировать выставляемые оценки на основе критериев.

Источник

Рабочая программа Технология (Графика и черчение) 9 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 76»

________ Никлесова О.В.

от «___» _________2015 г.

от «____»__________2015 г.

Директор МОБУ «СОШ»№ 76

___________ Валайнис Е.А.

от «___»____________2015 г.

Технологии(графика и черчение)

1 час в неделю (всего 34 часа )

Уровень общего образования: среднее общее образование, 6 класс

Составитель: учитель Изобразительного искусства и Технологии(графика и черчение)

Педагогический стаж: 11 лет

Квалификационная категория: первая

Срок реализации: 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по «Технологии (черчение и графика)» для 9 класса составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении рабочих программ учебных предметов:

Закон РФ «Об образовании» 2012г.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Учебный план МОБУ «СОШ № 76» на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа предмета «Технологии (черчение и графика)» разработана на основе Проекта

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: – М.: АСТ: Астрель, 2012 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 5-9 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Целями обучения по образовательной области «Технология» в основной школе являются: формирование у учащихся технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.

Общая характеристика учебного предмета

Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личност­ ное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

С этих пози­ ций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой зна­ ний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения, компетен циями.

Курс «Технологии (черчение и графика)» в школе направлен на формирование графической культуры обучающихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.

Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.

Формирование графической культуры обучающихся неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс графики и черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.

Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связаннее с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остаётся незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создаёт предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создаёт условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы обучающихся является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.

Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.

Цель и задачи курса.

Целью обучения графики и черчению является приобщение обучающихся к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах :

-изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных методов, способов отображения ее на плоскости и правил считывания;

-освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;

-развитие логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;

-развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве;

— способность работать с разными видами информации: символами, тек­ стами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, приме­ нять их для расширения своих знаний;

— умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д..

— формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.

— развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного вооб­ ражения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

— воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предпри­ имчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

— получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Для изучения образовательной области «Технология: графика и черчение» учебным планом отведено в 9 классе 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей

Понятие о стандартах. Форматы. Масштаб.

Чертёжный шрифт. Линии чертежа

Деление отрезка и окружности на равные части

Чтение выполнение чертежей, эскизов и схем

Центральное и параллельное проецирование

Электрические и кинематические схемы

Общие сведения об изделии

Разъёмные и неразъёмные соединения

24-26. Разъёмные резьбовые соединения

27. Разъёмные нерезьбовые соединения

28. Условности и упрощения на чертежах сборочных единиц

31.Графическое представление информации

32. Товарный знак, логотип

33. Контрольная работа

34. Обобщающий урок

Содержание учебного курса

Черчение и графика (34 час).

Техника выполнения чертежей и правила их оформления (4 час)

Основные теоретические сведения

Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий.

Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов. Оформление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линии чертежа.

Варианты объектов труда.

Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа.

Геометрические построения (2 час).

Основные теоретические сведения

Графические способы решения геометрических задач на плоскости.

Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.

Варианты объектов труда.

Изображения различных вариантов геометрических построений.

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (10 час).

Основные теоретические сведения

Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения.

Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.

Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций. Нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры. Чтение простой электрической и кинематической схемы.

Варианты объектов труда.

Чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы.

Сечения и разрезы (4 час).

Основные теоретические сведения

Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях.

Вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами. Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.

Варианты объектов труда.

Модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами.

Сборочные чертежи (10 час).

Основные теоретические сведения

Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей.

Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей. Выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.

Варианты объектов труда.

Сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей. Чертежи деталей сборочных единиц. Модели соединений деталей. Изделия из 5-6 деталей.

Прикладная графика (4 ч ).

Основные теоретические сведения

Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения. Использование ПЭВМ для выполнения графических работ.

Чтение информации, представленной графическими средствами. Построение графиков, диаграмм по предложенным данным. Разработка эскиза логотипа или товарного знака. Использование прикладных пакетов программ для графических работ. 

Варианты объектов труда.

Образцы графической информации. Графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки.

Примерный перечень индивидуальных практических и графических работ

Чертеж плоской детали с использованием сопряжений-г\р

Развертка геометрического тела (изготовление модели)-(п\р)

Чертежи и аксонометрические проекции предметов-г\р

Эскиз и технический рисунок детали-г\р

Эскиз детали с выполнением сечений-г\р

Чертёж детали с применением разрезов-г\р

Чтение сборочных чертежей-п\р

Решение творческих задач-п\р

История возникновения графики

Содержание и задачи предмета Технология (графика и черчение).

Организация рабочего места для выполнения графических работ

Знать краткую историю графического общения человека, значения графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Уметь логически рассуждать, обосновывать, оргументировать полученные зания.

История развития чертежа

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей

Организация рабочего места для выполнения графических работ

Знать организацию рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов.

Уметь воспринимать речь, слушать, систематизировать, пользоваться чертежными инструментами.

Выполнение графических работ и упражнений с использованием чертёжных инструментов

Провести в тетради горизонтальные. Вертикальные наклонна линии и окружности

Понятие о стандартах. Форматы. Масштаб

Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий.

Понятие о системах конструкторской, технологической документации и гостах, видах документации

Знать единую систему конструктивной документации (ЕСКД ГОСТ) Уметь оформлять формат А4 и основную надпись.

Уметь пользовать и понимать необходимость ЕСКД

Оформление чертежа. Заполнение основной надписи

Правила оформления чертежей

Чертёжный шрифт. Линии чертежа

Метрические параметры шрифта.

Шрифт чертёжный. Линии чертежа

Выполнение чертёжных и графических работ от руки, с использованием чертёжных инструментов

Знать виды линий, чертежный шрифт, уметь оформлять чертеж.

Уметь применять выполнение основных линий чертежа, основной надписи чертежа и шрифта

Написание алфавита чертёжным шрифтом

Таблицы «Типы линий»

Деление отрезка и окружности на равные части

Построение правильных многоугольников

Выполнение чертёжных и графических работ от руки, с использованием чертёжных инструментов

Уметь выполнять практическую работу используя средства графического языка.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Деление окружности на три, четыре, пять, шесть, восемь частей с помощью циркуля и угольника

Построить правильный шестиугольник

Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.

Выполнение чертёжных и графических работ от руки, с использованием чертёжных инструментов

Знать правила построения сопряжений.

Уметь владеть способами построения плоских деталей

Выполнение сопряжения окружностей и углов

Выполнить чертёж детали с элементами сопряжения

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем-10

Центральное и параллельное проецирование

Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды.

Выполнение чертёжных и графических работ от руки, с использованием чертёжных инструментов

Знать технологические понятия: графическая документация,.

Уметь определение необходимое и достаточное количество видов на чертеже.

Чертежи центрального и параллельного проецирования

Начертить по два примера центрального и параллельного проецирования

Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды.

Выполнение чертёжных и графических работ от руки, с использованием чертёжных инструментов

Знать правила построения прямоугольного проецирования на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Уметь выбирать способы графического отображения объекта с использование ПК

Чертежи и упражнения по выполнению прямоугольного проецирования

Сделать из картона модель «Плоскости проекций»

Развертки поверхностей предметов.

Выполнение чертёжных и графических работ от руки, с использованием чертёжных инструментов

Иметь представление о выполнении графических работ геометрических тел

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Чертежи развёрток конуса, призмы, цилиндра, пирамиды и куба

Построить чертёж развёртки шестиугольной призмы

Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование.

Чтение чертежей, схем, технологических карт

Знать правила чтения чертежа де­тали и ее описание.

Уметь читать чертежи деталей.

Работа с чертежом детали.

Правила чтения чертежей

Косоугольная фронтальная диметрическая проекция, прямоугольная изометрическая проекция, аксонометрические оси

Выполнение чертёжных и графических работ от руки, с использованием чертёжных инструментов

Знать вы­полнение чертежей объемных деталей в аксонометрической проекции

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Чертежи аксонометрических проекций: фронтальной диметрической и изометрической.

Построить проекцию плоской фигуры и плоскогранного предмета

Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения.

Построение чертежа и технического рисунка

Выполнять технический рисунок по чертежу.

Уметь владеть способами построения технического рисунка.

Выполнение технического рисунка от руки без использования чертёжных инструментов

Выполнить с натуры технический рисунок модели или детали

Электрические и кинематические схемы

Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначе­ния и правила изображения соединений.

Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, схемах. Чтение чертежей, схем, технологических карт

Знать чтение простой электрической и кинематической схемы.

Уметь выбирать пути преодоления ошибок

Вычерчивание электрических схем

Сечения и разрезы-4

Наложенные и вынесенные сечения.

Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов

Вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями.

Уметь владеть способами контроля, определять причины возникших трудностей.

Построение наложенных и вынесенных сечений

Правила выполнения сечений. Выполнить эскиз детали с применением

Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях.

Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов

Знать правила выполнения чертежа детали с необходимыми разрезами.

Соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

Построение фронтального, профильного и горизонтального разрезов

Построить горизонтальный и фронтальный разрезы одной из деталейсечений

Общие сведения об изделии

Основные сведения о сборочных чертежах изделий.

Понятие об унификации и типовых деталях.

Чтение чертежей, схем, технологических карт

Знать Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Изображение и обозначение резьбы.

Работа с материалом темы

Разъёмные и неразъёмные соединения

Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей.

Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, схемах

Знать чтение сборочного чертежа.

Уметь применять теорию на практике с использованием справочников.

Виды соединений деталей

Оформить таблицу различных соединений

Применение неразъёмных соединений

Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, схемах

Знать чтение сборочного чертежа.

Уметь применять теорию на практике с использованием справочников.

Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения неразъемного соединения.

Материал о неразъёмных соединениях

Разъёмные резьбовые соединения

Условные обозначения резьбового соединения.

Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, схемах

Выполнять творческие задачи с использованием конструирования.

Уметь использовать средства графического языка.

Чертежи болтовых и шпилечных соединений

Изобразить резьбу с обозначениями

Разъёмные нерезьбовые соединения

Условные обозначения резьбового соединения.

Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, схемах

Знать условные обозначения разъемного нерезьбового соединения.

Уметь понимать необходимость применения знаний на практике

Чертежи шпоночных и штифтовых соединений

Выполнить чертёж шпоночного соединения

Условности и упрощения на чертежах сборочных единиц

Применение условностей и упрощений в сборочных единицах

Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, схемах

Знать условные обозначения на чертежах сборочных единиц

Уметь предвидеть трудности, выбирать пути преодоления ошибок.

Работа с чертежами. Определение рациональности выполнения чертежа. Применение условностей и упрощений.

Повтор материала темы

Деталирование. Спецификация деталей сборочного чертежа.

Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов

Знать правила выполнения деталиров­ки сборочного чертежа изделия и чтения чертежа..

Уметь применять теорию на практике с использованием справочников.

Деталировка сборочных чертежей

Выполнить чертёж с деталированием одной-двух деталей из учебника

Графическое представление информации

Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки.

Применение компьютерных технологий. Выполнение графических работ

Иметь представление чтение информации, представленной графическими средствами

Уметь использовать справочники и другие источники информации

Выполнение графических работ

Работа с материалом темы

Товарный знак, логотип

Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения. Использование ПЭВМ для выполнения графических работ.

Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, схемах

Уметь выполнять разработку эскиза логотипа или товарного знака.

Уметь выполнять задания с использованием конкретизации.

Создание эскиза товарного знака. логотипа

Выполнить эскиз логотипа

Чтение информации, представленной графическими средствами. Построение графиков, диаграмм по предложенным данным.

Применение компьютерных технологий. Выполнение графических работ

Знать представления о «Сборочном чертеже» и его выполнении

Уметь предвидеть трудности, выбирать пути преодоления ошибок.

Выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.

Повторить темы курса

Все понятия учебного года

Профессии, связанные с выполнением чертёжных и графических работ

Уметь применять знания на практике

Уметь выявлять и исправлять ошибки в графических работах

Урок комплексного применения ЗУН

Повторить темы курса

Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 9 класса

Обучающиеся должны иметь представления :

— об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории развития чертежа в России);

— об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;

— о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;

— о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;

— о видах соединений;

— о чертежах различного назначения.

— основы метода прямоугольного проецирования;

— способы построения прямоугольных проекций;

— способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

— изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);

— правила оформления чертежей.

— правильно пользоваться чертёжными инструментами;

— выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);

— наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;

— выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений), в соответствии с ГОСТами ЕСКД;

— читать чертежи несложных изделий;

— деталировать чертежи сборочных единиц, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертёж) одной из них;

— осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизменённой детали;

— изменять положение предметов в пространстве относительно осей координат и выполнять чертёж детали в новом положении;

— применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую. За устные ответы, графические работы и решение задач обучающимся выставляются отметки по пятибалльной системе.

В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Рекомендации к методике преподавания.

1. Политехническая направленность курса осуществляется на основе связи теории графических методов и способов отображения информации с практикой производства, технической и художественно-конструкторской деятельностью. Таким образом обеспечивается взаимосвязь курса графики и черчения с другими предметами блока «Технология». При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание моделировало элементы трудовой деятельности специалистов, а объекты графической работы имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учётом особенностей обучения графике и черчению. Адаптация предусматривает упрощение, выявление геометрических особенностей формы, что облегчает её анализ и графическое отображение. Желательно при необходимости знакомить учащихся с особенностями технологии изготовления деталей, влияющими на выбор главного вида и нанесение размеров.

При обучении ортогональному (прямоугольному) проецированию в качестве объекта целесообразно выбирать предмет, который имеет прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях; точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, рёбра и грани этого предмета.

2. С первых уроков необходимо уделять особое внимание формированию умений анализировать форму, отображать её на плоскостях проекций, анализировать полученные изображения, выявляя характерные признаки, обеспечивающие узнавание формы геометрических тел, деталей.

3. Обучение ортогональному проецированию рекомендуется осуществлять последовательно – на одну, две и три плоскости проекции по мере нарастания трудностей.

4. Необходимо полностью исключать все непродуктивные элементы графической деятельности, избавляя учащихся от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и отдельных изображений. Для выполнения работ следует использовать рабочие тетради с печатной основой, кальку.

5. Геометрические построения необходимо изучать в течение всего курса в соответствии с изучаемой темой. Например, если по теме «Проецирование на одну, две и три плоскости проекций» выбрана форма деталей (моделей деталей), отображение которой требует знания какого-либо геометрического построения, то этот материал изучается при объяснении последовательного построения изображений на чертеже.

6. Необходимо уделять равное внимание школьников чтению и выполнению чертежей.

7. При выполнении чертежа или эскиза с натуры целесообразно организовывать наблюдения неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, что способствует развитию пространственных представлений.

8. При обучении построению изображений в прямоугольной изометрии следует обращать внимание на выбор рационального способа выполнения. (Для экономии времени в отдельных случаях изометрическую проекцию можно заменять техническим рисунком.)

9. При изучении разрезов и сечений следует помнить, что их получение базируется на мысленном рассечении предметов плоскостью. Если учащиеся будут хорошо знать сходство и различия между разрезом и сечением, сравнив их изобразительные возможности, то смогут осознанно использовать эти изображения при составлении чертежа.

10. При обучении школьников чтению сборочных чертежей рекомендуется вырабатывать у них определённую последовательность считывания информации об изделии, что поможет целенаправленно получать необходимые сведения о геометрической форме изделия и его составных частей, относительном положении деталей между собой, способах соединения деталей, работе изделия, а также о других технических и технологических его характеристиках.

11. При изучении правил ГОСТ ЕСКД (общие правила оформления чертежей, масштабы, нанесение размеров) осуществляется по мере необходимости при раскрытии вопросов проецирования, чтения и выполнения чертежей изделий.

12. При изучении школьниками чертежей сборочных единиц основное внимание учителя должно быть направлено на формирование умений читать и деталировать. Для формирования умения читать сборочные чертежи необходимо шире использовать задания с выбором ответа из числа предложенных. Формирование умения деталировать достигается только в процессе выполнения чертежей (эскизов) деталей, входящих в сборочную единицу. При изучении формы сборочных единиц важно акцентировать внимание обучающихся на то, что форма смежных деталей взаимообусловлена.

13. Помимо обязательных графических работ, на уроках графики и черчения нужно использовать разноплановые графические задачи:

— построение третьей проекции по двум заданным;

— сопоставление чертежа с его наглядным изображением;

— построение прямоугольной изометрической проекции по чертежу и наоборот;

— построение изометрической проекции с вырезом по чертежу;

— выполнение различных разрезов и сечений;

— преобразование формы и изменение пространственного положения объектов;

— выполнение творческих задач с элементами различной проектной деятельности.

(На уроках графики и черчения рекомендуется также использовать занимательные задачи, графические диктанты, кроссворды, головоломки, игры, тесты.)

14. Активизация познавательной деятельности обучающихся осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения и методического обеспечения урока.

Работа с учебником (изучение нового материала, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решен е задач и т.п.) должна стать неотъемлемой частью учебного процесса.

16. В процессе обучения графике и черчению следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.), постепенно поднимая уровень их интеллектуального развития.

17. Рекомендуется широко использовать различные учебные пособия (карточки-задания, справочники, наборы деталей, кинофильмы) и другие средства обучения.

18. Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту.

19. Желательно привлекать обучающихся к самооценке и самоконтролю знаний и умений. Необходимо, чтобы школьник не только знал, чему он научился и что ещё не усвоил, какие допустил ошибки при выполнении графической работы, но и осознавал справедливость оценки, поставленной учителем, понимал, как можно самостоятельно оценить свои знания. Для этого следует комментировать выставляемые оценки на основе критериев.

20. Углубление графических знаний и умений учащихся можно осуществлять на факультативных занятиях или в дополнительное учебное время. Следует особое внимание уделять работе кружков по технической графике, организации выставок учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад, экскурсий и другим видам внеклассной работы.

21. Время, отведённое в программе по изучению разделов и тем курса, является примерным. Учителю предоставлено право вносить изменения в указанное количество часов, менять очерёдность проведения работ, отбирать необходимый материал для упражнений и графических работ.

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения

2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;

3) Чертежная бумага плотная нелинованная

4) Миллиметровая бумага;

6) Готовальня школьная

(циркуль круговой, циркуль разметочный);

7) Линейка деревянная 30 см.;

8) Чертежные угольники с углами:

11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;

12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);

13) Ластик для карандаша (мягкий);

14) Инструмент для заточки карандаша

Перечень учебно-методического обеспечения.

2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.

3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.

5.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.

7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

1.Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4 кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2008.

2. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Проект-М.: Просвещение, 2010.

Ботвинников А.Д. Черчение: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. М.: АСТ: Астрель, 2012.

Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *