что нужно для управления мотодельтапланом
F. A. Q.
Ответы на часто задаваемые вопросы
«. Не мы, а наши правнуки будут летать по воздуху аки птицы!»
Пётр Первый.
Что такое дельталёт?
Дельталёт – это мотодельтаплан, взлёт и приземление которого осуществляется с (на) собственное шасси.
Что надо знать, прежде чем решиться на постройку дельталёта?
Речь может идти о самостоятельной постройке телеги. Не поленитесь просчитать цену, посмотреть информацию тех, кто прошёл такой путь. Сравните с ценой новых, или б/у телег. Выбор будет не в пользу постройки.
Как самому построить дельталёт?
1.Проработать технические аспекты по достоверным источникам, например: Клименко А.П., Никитин И.В. «Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета», до понимания.
2.Пообщаться со спецами на слётах до прояснения общей картины предстоящего процесса постройки.
3.Получить некоторые ответы на конкретные вопросы можно и в интернете на авиафорумах, но не обижайтесь на сухость ответов, если ваш вопрос очень общий и находимый, или он уже рассматривался пару дней назад.
4.Скомплектовать все необходимые агрегаты и детали, начиная с самых дорогих. При заменах не забывать корректировать проект.
5.Собрать всё в одну конструкцию.
6. Представить квалифицированной технической комиссии для оценки качества, здоровой критики и последующих переделок/доработок.
7.Дать облетать пилоту, имеющему большой опыт полётов на аппаратах такой конструкции.
Высший пилотаж на мотодельтаплане возможен?
В принципе возможно выполнение даже мёртвой петли на дельталёте, как и дельтаплане, но это действие вне допустимых, гарантированных режимов полёта, и у любого супермастера аппарат может войти в кувырок, а у него исход всегда печальный. Поэтому на практике не используется пилотами. Допустимые параметры углов наклона прописаны в документах производителя.
Есть ли у экипажа парашюты?
Нет, персональные парашюты на дельталётах не практикуются. Имеются спасательные системы, представляющие большой парашют на всё летательное средство. К сожалению не помогает при самых частых случаях (взлёт, посадка) из-за низкой высоты, а вот в перелётах может облегчить последствия внештатной проблемы. Допустимая скорость приземления 8 м/с не спасает от повреждений аппарат и организм, но считается безопасной для жизни. Закрепляется на раме и, при ручном задействии, парашют выстреливается воздухом или пороховым зарядом.
Что нужно для управления мотодельтапланом
ВНИМАНИЕ! Ответы на вопросы в полной мере корректны ТОЛЬКО для дельталетов серии «Ветер»!
Что такое дельталет?
Дельталет «Ветер» относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха с аэродинамическим способом создания подъемной силы, типа «летающее крыло» с балансирным способом управления (дельтаплан) Взлет и посадка дельталета производится с трехколесного (зимой – лыжи) шасси. Дельтаплан шарнирно закреплен на шасси. Сила тяги обеспечивается двухтактным двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом постоянного шага. Экипаж и пассажир размещаются в креслах, закрепленных на шасси и оснащенных ремнями безопасности. Состав экипажа – 1 человек. Расположение кресел – одно за другим по направлению полета.
Как устроено крыло дельталета?
Что делать, если в полете откажет двигатель?
При отказе двигателя дельталета в полете необходимо спокойно сориентироваться (у Вас будет достаточно времени, так как дельталет планирует долго, если есть высота), выбрать наиболее подходящую площадку для посадки и сесть.
В какую погоду можно летать на дельталете?
Длина взлетно-посадочной полосы для мотодельтаплана и условия взлета-посадки?
Для взлета – посадки вполне подходит любая проселочная дорога или участок ровной земли без канав и рытвин длиной около 80 м. Обратите внимание на наличие ЛЭП.
Может ли дельталет выполнять фигуры высшего пилотажа?
Дельталет относится к летательным аппаратам неакробатической категории и может выполнять следующие виды полета:
Обязательно следить за запасом высоты! Следить за скоростью! И вообще сначала научитесь летать.
Как перевозить дельталет?
Подойдет любой легковой автомобиль с прицепом. На прицеп грузим тележку, крыло в сложенном состоянии помещаем на багажник или прицеп.
Какие есть средства спасения?
В принципе особой потребности в спасательных системах на дельталете нет. Но если очень хочется можете, конструкция тележки позволяет использовать средства типа ППС любой фирмы ( например «Мвен», г. Казань).
Какие существуют скоростные режимы для мотодельтаплана?
Скорость сваливания нашего дельтаплана 50 км/ч. Взлетная, посадочная 60 км/ч. Крейсерская без кабины 80-95 км/ч, с кабиной 85-100 км/ч. Максимально допустимая 110 км/ч. Максимально достижимая 150 км/ч. Во всем диапазоне скоростей дельталеты «Ветер» ведут себя ровно, не склонны к раскачиванию.
Продолжительность полета?
Какие моторы ставят?
Вместимость бензобака?
Какие помехи для полетов?
Дождь, туман. А вот птицы не мешают.
На каких высотах летает мотодельтаплан?
От 1,5м до 3км. Можно выше, но не нужно. Рабочая высота при перелетах 200-400м, при хим. Работах 1-3м.
Какое топливо используется?
Автомобильное топливо АИ96 (можно АИ92).
Летают ли мотодельтапланы зимой?
Летают, лучше с кабиной в ней тепло. А аппарат нужно поставить на лыжи.
Обучение полетам? Какие документы выдают?
Обучение зависит от индивидуальных особенностей человека и начинается от 1 месяца. Экзамены сдаются на аттестационной комиссии ОФ СЛА России, по результатам выдается свидетельство пилота любителя или профессионала.
Как я на дельтаплане летать учился
Научиться летать было моей мечтой детства, только вот в родной провинции дельтапланерных клубов не было. Мечте суждено было осуществиться после того, как я приехал в нерезиновую учиться, и как по запросу натолкнулся на объявление о наборе учлетов (из названия, полагаю, понятно, что так называют зеленых юнцов, мечтающих оторваться от земли).
Собрав все необходимое, мы по утренним пробкам выдвинулись на поле.
2 hours later. Я впервые в живую увидел дельтаплан, да не один! Просто щенячий восторг! Опытные ребята рвутся в небо, кто-то уже летит!
Так вот, ты встаешь под дельтапланом, распираешь плечами трапецию, держась руками за стойки, и поднимаешь. Больно, неудобно, ты весь красный пытаешься крутить крыло так, как показывает инструктор. Я сразу понял, зачем нужен шлем, хотя ты вроде просто стоишь на месте. Сделав несколько попыток, я немного приловчился. Стал уверенно поднимать крыло, создавать и исправлять крена, менять угол атаки (напомню, пока все еще стоя на одном месте).
А теперь бежать. Ну, вроде, все логично, стоя на месте, никуда не улетишь. Бежать надо быстро. Очень. С 30-и килограммовой фиговиной на плечах. Благо, дельтаплан уже начинает лететь и нагрузка уменьшается. При этом нужно удерживать правильный угол атаки и исправлять крена.
Вдоволь поиздевавшись, нас снова отправили бегать. Теперь, когда крыло начинает лететь, ты уже чувствуешь подъемную силу и даже немного отрываешься от земли, когда пихаешь стойки в конце очередного забега (нужно, чтобы крыло затормозило об воздух, вроде стоп-крана). Выдохся довольно быстро, хоть и физру не прогуливал. В любом случае, я уже бегал более-мене ровно.Вечером на плечах были синяки.
Через неделю. Погода было отвратительной. Снег с дождем, мокрая трава по колено, лужи. Снег налипает на дельтаплан, его постоянно надо чистить. Хватило меня всего на пару пробежек. Я замерз и пошел в машину пить чай и греться.
Первые разы тебя больше дразнят, не дают тяги. Ты продолжаешь бежать, иногда отрываясь от земли. Постепенно тягу увеличивают и оторвавшись от земли, на небольшой высоте ты уже полноценно ЛЕТИШЬ. по прямой. И тут у учлетов случаются фэйлы. Да не только у учлетов. Вот прям с ходу могу вспомнить штук 5 инцидентов с поломкой стоек (не моих, я в этом плане бережливый). На этот случай, правда, есть запасные.
Все? Нет. Все эти полеты происходят в вертикальном положении (тушка весит вертикально). Нормальным же в полете является горизонтальное положение. Можно посмотреть на фото. Переход из вертикалки в горизонталку тренируется на земле.
И когда учлет может сам вернуться на старт (ну или почти на старт), при этом пролетев в горизонтальном положении, он считается готовым. Называется это полет на круг, и от освоившего требуют тортик 😉
Всем добра и котиков.
Ну и бонусом несколько фото.
Сверхлегкая авиация
57 постов 290 подписчиков
Правила сообщества
1. В сообществе публикуются материалы, связанные с авиацией, особенно со сверхлегкой.
2. Запрещаются: прямое или косвенное оскорбление участников, язвительный тон, публикации не по тематике сообщества.
«. но всё же ночною порой
А почему именно дельта?
Парапланы в наше время популярнее.
Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер
Современное воздухоплавание располагает разными способами подняться в небо и спуститься на землю. Это множество различных самолетов и вертолетов. Это и популярные дельтапланы и парапланы. Более редкие планеры и воздушные шары. Еще менее известные автожиры. Почти забытые дирижабли. И совсем особняком стоят архаичные воздушные змеи и новомодные дроны, джетпаки. А сколько еще всего экспериментального.
Не претендуя на абсолютную истину, я поделюсь тем, что узнал сам, своими ощущениями и своими мыслями, в соответствии с хронологическим порядком, в котором небо открывалось мне: дельтаплан > планер > параплан. Дам сравнительную характеристику этим трем замечательным аппаратам.
ДЛЯ НАЧАЛА НЕМНОГО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ
Восходящие потоки бывают разные: пузыри и колонны термически активного воздуха, орографический лифт, волновые потоки и струйные течения. Не буду останавливаться подробно, об этом написано множество книг.
Все летательные аппараты (безмоторные не исключение) имеют определенный набор технических характеристик. Значения некоторых параметров сразу понятны из названия: максимальная и минимальная скорость, например.
А про максимальное аэродинамическое качество нужно рассказать подробнее. Грубо говоря, это угол планирования. Например, аэродинамическое качество 10 для параплана означает, что на 1 метр снижения он может пролететь 10 метров по горизонтали. Еще пример: планер с качеством 46 может пролететь 46 км, израсходовав при этом 1000 м высоты.
Итак, вооружившись элементарной терминологией, начнем знакомство непосредственно с техникой.
Когда мои финансы смогли позволить мне чуть больше, чем покупку штурвала для авиасимулятора, я начал штудировать уже упомянутую тему «параплан vs дельтаплан», чтобы записаться в соответствующий аэроклуб. Практически вся найденная информация твердо убедила меня, что лично мне нужен дельтаплан!
На самом деле сложно устоять перед конкретными цифрами: дельтаплан в два раза быстрее параплана, почти в два раза дальше планирует, почти вдвое медленнее снижается.
Диапазон скоростей 30-130 км/ч
Однако, эти цифры описывают лучших представителей жесткокрылых аппаратов, таких как A.I.R. Atos. До их уровня еще нужно дорасти, как в спортивном смысле, так и в финансовом.
Вот «более честные» параметры для среднего дельтаплана:
Есть еще учебные и тандемные (двухместные) дельтапланы с параметрами один в один как у парапланов. Но никто же не собирается всю жизнь летать на учебном, правда?
А если серьезно. Дельтаплан весит 30-40 кг, и на старте с ним нужно разбежаться до минимальной скорости полета. В принципе, это не так много. Но сложность в том, что это довольно большой парус (нагрузка иногда более ощутимая, чем 30-40 кг), а держать его приходится за наклонные стойки трапеции далеко не самым удобным образом.
На этом моменте хочу остановиться подробнее и дать совет. Начинающие пилоты рвутся скорее в небо. Они хотят быстрее прогрессировать, хотят использовать каждую тренировку по максимуму. Но необходимо уметь вовремя распознать усталость и остановиться. Лучше оставить побольше на следующий день, чем допустить глупые и досадные ошибки из-за потери концентрации. Поверьте мне, я знаю! Для дельтапланериста это особенно критично, так как выбиться из сил, таская на себе 30-40 кг (особенно, помогая девушкам), проще простого.
Есть еще одна особенность. Далеко не везде инструкторы летают с учениками в тандеме. Я, во всяком случае, когда учился, таких клубов в Подмосковье не нашел. То есть, прежде, чем придет понимание того, как аппарат ведет себя в полете, придется совершить множество пробежек и подлетов. Поэтому прогресс идет медленнее и сложнее, чем в парапланеризме. Могу лишь посоветовать взять несколько уроков управления моторным дельталетом. Это не совсем то, что нужно, но несколько помогает понять принцип.
В 2013 году я совершил свой первый учебный полет на планере.
Начнем с экстремальных цифр:
Это характеристики планера Eta. Он был явно создан с целью показать пределы возможного. Как, кстати, и Perlan 2, который поднялся на 27000 м. Это уникальные экземпляры.
Серийные современные планеры имеют характеристики «поскромнее»:
С такими скоростями не в каждый поток можно вписаться. Но зато с таким аэродинамическим качеством можно успеть найти потоки пошире. Эти параметры позволяют совершать на планере маршрутные полеты на сотни и даже тысячи километров.
На фото Клаус Ольманн готовится к взлету на своем знаменитом Stemme S10 с аэродрома во французских Альпах.
Конструкция планера не стеснена настолько жесткими ограничениями по весу и габаритам, как параплан и дельтаплан. Поэтому установка двигателя никак не влияет на характеристики аппарата как парителя (хотя некоторые считают это предательством самой идеи). И сейчас все больше и больше планеров имеют опцию оснащения силовым агрегатом: ДВС или электромотором.
Обычно планер затягивают на высоту либо лебедкой, либо с помощью специального самолета-буксировщика. Двигатель же превращает планер в супертехнологичный самолет.
К расходам также нужно отнести стоимость аренды ангара или аэродромной стоянки, если планер хранится на аэродроме. Хотя для хранения подойдет даже обычный гараж. В этом случае идеально, конечно, если живешь недалеко от аэродрома и имеешь специальный прицеп (справедливо также для владельцев дельтапланов).
Многих пилотов, напротив, совсем не пугает транспортировка планера или дельтаплана даже на тысячи километров. Есть и такие, кто берет свой летательный аппарат с собой в самолет, когда летит в отпуск (ценник за багаж соответствующий).
Если например, дельтапланерист садится на площадку, то он либо вызывает автомобиль подбора, либо собирает дальтаплан в рулон (от 2 до 6 метров длиной) и пытается его дотащить до ближайшего транспорта.
Если пилот планера садится на площадку вне аэродрома, то эвакуация происходит либо с помощью автомобиля с прицепом (здравствуй сборка/разборка), либо самолетом-буксировщиком, если площадка пригодна для посадки буксировщика и взлета аэропоезда. Чем дальше от аэродрома, тем дороже будет вызов буксировщика.
Меньше всего по поводу посадки вне аэродрома беспокоятся парапланеристы. Главное, чтобы площадка подходила по параметрам безопасности. Приземлившись, парапланерист складывает крыло в рюкзак и идет в сторону ближайшей дороги. Вот так просто: убрал в рюкзак и пошел!
Разумеется, это не настолько актуальная проблема для тех, кто имеет моторный планер или довольствуется полетами вблизи аэродрома. Но пилоты, которые без читерства хотят прогрессировать в маршрутных полетах, как правило, сталкиваются с неприятным психологическим дискомфортом.
Дело в том, что когда расстояние до аэродрома становится больше, чем твой планер может пролететь с текущей высоты, тебе бы очень хотелось иметь не напрасную уверенность в наличии восходящих потоков на обратном пути.
Можно, конечно, всегда стараться держаться в безопасном коридоре. Но это работает как якорь, убивая всю красоту и авантюру маршрутного полета. Именно в этот самый «якорь» я и уперся. А хочется прогрессировать. Но преодолеть себя мне оказалось нелегко.
На аэродроме в перерыве между тренировками я познакомился со своим коллегой, с которым впоследствии сдружился. Он пришел учиться летать на планере на год раньше меня и занимался у того же инструктора.
Мой новый друг, как оказалось, имел за плечами много часов налета на параплане и парамоторе, и он часто рассказывал мне о своих парапланерных полетах. Из его рассказов я узнал одно очень интересное для меня обстоятельство: с легким и компактным крылом, которое после приземления можно убрать в рюкзак, очень просто летать на открытую дальность (без возвращения к точке старта).
Признаться, меня и раньше посещала мысль попробовать ради интереса подняться в небо на мягком крыле. Но теперь я смотрел на параплан как на возможность решить свою психологическую проблему аэродромного «якоря» с помощью полетов без возвращения.
Летный сезон 2019 года я решил полностью посвятить освоению параплана. Записался в параклуб, рекомендованный мне моим другом, и сразу после майских праздников поехал на свое первое занятие.
Первый день в парапланерной школе для вновь прибывших оказался довольно интенсивным и ярким на впечатления. Утром каждый из новичков совершил по три полета по 15-20 минут в тандеме с инструктором. Затем нас ждал наземный инструктаж. А в конце дня, пока мы не успели передумать, нас по очереди отправили в первый самостоятельный полет в спокойном вечернем воздухе.
Я выполнил всю программу обучения всего за несколько выходных дней и уже через месяц после пробного занятия с первой попытки поднялся под самую кромку облака.
Итак, цифры. Современный параплан для маршрутных полетов обладает следующими характеристиками:
Это довольно скромные показатели на фоне дельтапланов и планеров. Однако, параплан обладает двумя неоспоримыми и недосягаемыми преимуществами: вес и объем.
Обычный параплан весит 5-6 кг. Где-то столько же весит обычная подвесная система, в которой сидит пилот во время полета. Плюс шлем, запасной парашют, приборы. Итого весь комплект с запасом умещается в 15-20 кг.
Но это далеко не предел. Современные технологии позволяют изготовить парапланерное снаряжение из облегченных материалов. Теперь в модельном ряду есть множество крыльев весом от 3 до 4 кг. Примечательно, что по летным характеристикам они ни сколько не проигрывают своим полновесовым аналогам!
Но и это еще не все! Есть экстремально легкие парапланы весом от 0,9 кг! И они могут поместиться буквально в термос! («Это другие не влезут, а мой влезет!» © Иа-Иа).
Такое радикальное снижения веса уже не может не сказаться на характеристиках. Ультралегкие парапланы (менее 3 кг) имеют более низкое аэродинамическое качество, а ультракомпактные подвески не комфортны для длительного полета. Тем не менее, они нашли своих покупателей.
Но не все пилоты готовы ради веса жертвовать комфортом и летными характеристиками. Современный облегченный комплект снаряжения, с которым можно летать далеко и долго, может весить в пределах 7-10 кг (крыло, подвеска, запасной парашют, шлем, приборы). В рюкзаке осталось место под палатку? Добро пожаловать в Bivouac fly!
Есть еще одна группа пилотов. Им не так интересны длинные маршруты, как акробатическое управление летательным аппаратом. Планеристы могут выполнять практически все самолетные фигуры высшего пилотажа. Дельтапланеристы и парапланеристы, в силу специфики своих летательных аппаратов, имеют иной набор упражнений.
К сожалению, любительская авиация не так безопасна, как коммерческая пассажирская. Бывают повреждения техники, бывают вывихи, растяжения и переломы. Случаются и фатальные происшествия. У меня за все годы моих приключений была только одна неприятность: сломанная при приземлении стойка трапеции дельтаплана. C большинством опасных ситуаций я столкнулся по дороге от дома до аэродрома и обратно, а не в воздухе.
Исходя из ответственности и степени подготовки пилота, я считаю планер самым безопасным парителем. А параплан в этом отношении мне все же кажется более безопасным на фоне дельтаплана. За счет простоты управления, за счет меньшей скорости при взлете и посадке, за счет непритязательности к посадочным площадкам он прощает больше ошибок при минимальном уровне подготовки. Дельтаплан более сложен (планер, разумеется, еще сложнее, но он имеет полноценное аэродинамическое управление и совершенно иной принцип обучения). Еще раз хочу подчеркнуть, это только мое личное субъективное мнение, основанное на относительно небольшом опыте.
Мы далеко не всегда принимаем рациональные решения,в особенности, когда дело не касается утилитарности. Нами часто движут стереотипы, сформированные порой под влиянием импринтинга. Только с опытом, после проб и ошибок мы получаем иногда возможность пересмотреть свои предпочтения.
К примеру, не редко мотоциклисты несколько лет косплеят Валентино Росси или Терминатора, а затем пересаживаются на другие байки и. начинают косплеить Грэма Джарвиса или Федора Конюхова. Как говорится, все мы будем ездить на эндуро.
Так и с полетами. Трудно сказать, что тебе принесет больше положительных эмоций, если ты никогда ни на чем не летал. Я помню, как однажды увидев яркое треугольное крыло, начал грезить дельтапланами. Любую информацию о полетах мой мозг пропускал через призму этой очарованности, не давая ни на минуту усомниться в выборе. Я тогда и подумать не мог, как изменятся мои предпочтения в будущем.
Так, параплан чрезвычайно компактен, удобен при транспортировке, менее всего требователен к посадочной площадке, прост и дешев в обучении, но имеет самый ограниченный диапазон летных характеристик и наиболее чувствителен к погодным условиям.
Дельтаплан более динамичен, чем параплан, выигрывает по летным характеристикам в парении, да и выглядит как супербайк на фоне итальянской Vespa. По этим же параметрам проигрывает планеру, но стоит дешевле и более удобен при перевозке. Установка двигателя позволяет получить довольно шустрый аппарат, не превышая при этом безлицензионный допуск в 115 кг.
Планер имеет недосягаемо выдающиеся летные характеристики и, соответственно, возможности. Но наиболее дорог и требователен в обслуживании и транспортировке по сравнению с дельтапланом и парапланом. Имеет налет снобизма как «настоящий самолет». За редким исключением, весит всегда больше 115 кг. Поэтому требует получения лицензии и других документов. Национальные свидетельства признают не во всех странах.
Если вас заинтересовала возможность не просто летать из точки А в точку Б, а заниматься уникальным по своей идее и красоте спортом, рекомендую почитать: