что нужно для уличной торговли
Требования законодательства к нестационарным торговым объектам по продаже продукции общественного питания при проведении массовых мероприятий
В преддверии новогодних праздников Управление Роспотребнадзора по Тюменской области напоминает о требованиях законодательства к нестационарным торговым объектам по продаже продукции общественного питания при проведении массовых мероприятий.
Информация о данных требованиях направлена в Департамент потребительского рынка г. Тюмени для доведения до предпринимательского сообщества.
СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» установлены требования к мелкорозничной сети, а именно:
В палатках, автолавках, автоприцепах допускается реализация комбинированного ассортимента товаров при наличии соответствующих условий для их хранения и реализации. При наличии в организации одного рабочего места допускается продажа пищевых продуктов лишь в промышленной упаковке. Отпуск хлеба, выпечных кондитерских и хлебобулочных изделий осуществляется в упакованном виде.
Реализация в организациях мелкорозничной сети скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования не допускается.
Хранение тары на прилегающей территории не допускается.
Горячие готовые изделия (пирожки, беляши, чебуреки, котлеты и др.) должны отпускаться из изотермических или подогреваемых емкостей, тележек.
Передвижные средства мелкорозничной сети по окончании рабочего дня подвергаются санитарной обработке на базовой организации.
Хранение передвижного и переносного торгового оборудования и реализуемых пищевых продуктов на дому у продавцов не осуществляется.
Продавец (владелец) мелкорозничной сети обеспечивает:
а) содержание палатки, киоска, автофургона, тележки, лотка, а также окружающей территории в чистоте;
б) прием и реализацию пищевых продуктов с документами, подтверждающими их происхождение, качество и безопасность;
в) контроль за соблюдением сроков годности и правил отпуска пищевых продуктов (при отпуске пользоваться щипцами, совками, лопатками и др.).
Продавец (владелец) строго соблюдает правила личной гигиены, должен быть опрятно одетым, носить чистую санитарную одежду (включая специальный головной убор), нагрудный фирменный знак организации, его наименование, адрес (местонахождение), ФИО продавца.
Продавец (владелец) должен иметь при себе и предъявлять должностным лицам государственной санитарно-эпидемиологической службы личную медицинскую книжку установленного образца, документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность реализуемой продукции.
СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» установлены требования к временным организациям общественного питания быстрого обслуживания, а именно:
На временные организации общественного питания быстрого обслуживания, к которым могут относиться палатки, автоприцепы, фургоны и другие и которые организуются на согласованной в установленном порядке территории, распространяются требования санитарно-эпидемиологических правил к организациям общественного питания. Временные организации общественного питания быстрого обслуживания обеспечиваются пищевыми продуктами (полуфабрикатами, блюдами, кулинарными и другими изделиями), приготовленными в стационарных организациях общественного питания.
При отсутствии централизованного водоснабжения и отсутствии централизованной системы канализации обеспечивается бесперебойная доставка и использование воды, отвечающей требованиям качества воды централизованного водоснабжения, и обеспечивается вывоз стоков, с последующей дезинфекцией емкостей для питьевой воды и емкостей для стоков в установленном порядке.
В ассортимент реализуемой продукции могут включаться готовые пищевые продукты промышленного производства, изделия из полуфабрикатов высокой степени готовности в потребительской упаковке, обеспечивающей термическую обработку пищевого продукта. Временные организации общественного питания быстрого обслуживания, удаленные от стационарных организаций общественного питания, должны быть оснащены холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся пищевых продуктов, напитков, мороженого.
Для обслуживания потребителей используются одноразовая посуда и приборы, разрешенные в установленном порядке.
Приготовление горячих напитков и готовых блюд быстрого приготовления осуществляется с использованием бутилированной питьевой воды промышленного производства, отвечающей гигиеническим требованиям санитарных правил.
В организациях регулярно проводится санитарная обработка и обеспечиваются условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены в соответствии с требованиями санитарных правил.
Персонал организации быстрого обслуживания обеспечивается туалетом, расположенным в радиусе не более 100 м от рабочего места.
Для сбора мусора устанавливаются емкости (сборники с одноразовыми пакетами) с последующим своевременным его удалением.
За качеством и безопасностью продукции осуществляется производственный контроль в соответствии с действующими санитарными правилами.
Во всех организациях, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль. Производственный контроль осуществляется в соответствии с санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01», зарегистрированными в Минюсте России 30 октября 2001 г., регистрационный N 3000.
Лабораторные исследования по микробиологическим показателям должны проводиться в соответствии с требованиями к санитарно-бактериологическому контролю в организациях общественного питания и торговли пищевыми продуктами.
Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 также установлены требования для субъектов, осуществляющих розничную торговлю вне торгового объекта, а именно:
Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.
Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца. При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.
Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.
При разносной торговле вместе с товаром (за исключением продовольственных товаров, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящих Правил) покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца.
Дополнительно сообщаем, что согласно п. 1 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Согласно п. 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Не выполнение обязательных требований, предусмотренных действующим законодательством, может повлечь привлечение виновного лица к административной ответственности, в соответствии Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Предлагаем принять указанную информацию к сведению, с целью проведения необходимых мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Разрешение на торговлю и торговый реестр
Читатель Сергей В. спрашивает:
Слышал, что для продуктового магазина нужно получить какое-то специальное разрешение, то ли на торговлю, то ли еще что-то — не разобрался до конца и решил спросить у ваших экспертов. Можете рассказать об этом что-то? Что это за разрешение, где получать? Я из Питера.
Нужно разрешение на торговлю. Его выдают местные власти
Сергей, вам нужно получить разрешение на торговлю. Это народное название свидетельства о внесении в общий торговый реестр, его еще называют свидетельством о постановке на учет. Разрешение на торговлю нужно, если открываете:
За торговый реестр отвечают местные власти — администрации городов, поселков и округов. Они же выдают свидетельство.
За разрешение на торговлю не нужно платить
Получить разрешение на торговлю можно через местную администрацию, МФЦ или Госуслуги. В некоторых регионах — только через администрацию. Еще в каждой области это разрешение называют по-разному, как и сам торговый реестр. Чтобы не запутаться, лучше позвонить на горячую линию администрации и уточнить — телефон можно найти на официальном сайте.
Список документов тоже меняется от региона к региону, но обычно смотрят на приказ Минпромторга и просят:
Образец заявления установил Минпромторг в своем приказе, но, не поверите, каждом регионе он тоже свой, поэтому проще пойти в МФЦ, взять там бланк и там же заполнить. Вот такое заявление подают предприниматели в Брянской области:
Сроки внесения в реестр и выдачи разрешения везде разные, но обычно до 30 дней. Платить за это не нужно.
Сергей, если открываете магазин в Санкт-Петербурге, вам нужно:
В Петербурге разрешение на торговлю делают максимум 19 дней. Когда оно будет готово, нужно снова прийти в МФЦ и забрать уведомление о внесении сведений в торговый реестр. Также в Санкт-Петербурге заявление можно подать заранее через портал Госуслуг.
В Москве заявление и документы относят в управу по своему району, в других городах — в МФЦ или в один из комитетов при администрации.
Разрешение на торговлю дают на срок, который указан в договоре аренды. Максимум — до трех лет.
Отдельное разрешение для уличной торговли
Если торговля нестационарная, на ярмарках, базарах, в киосках и павильонах, требуется другое разрешение — на размещение нестационарных объектов. Такое разрешение выдает местная администрация.
Чтобы получить разрешение, потребуются те же документы, но без договора аренды. Форма заявления в каждом регионе своя — посмотреть можно на сайте Госуслуг или спросить в МФЦ. Вот такое заявление подают в Смоленской области:
Действует разрешение на нестационарную торговлю от месяца до года — зависит от типа торговли. Елочному базару разрешение дадут на месяц, а сезонной ярмарке — на семь месяцев.
И лицензию не забудьте
Лицензия нужна, если планируете продавать крепкий алкоголь: водку, коньяк, вино. Для пива и пивных напитков лицензия не нужна. Чтобы получить лицензию, надо обратиться в лицензирующий орган своего региона. Обо всём этом мы написали отдельную статью.
12 вопросов про разносную и развозную торговлю
Торговля с рук и с машин — это абсолютно законно, если платить налоги, не ущемлять покупателей и не продавать запрещённый товар.
Из статьи вы узнаете:
Что относится к разносной и развозной торговле?
Преимущество торговли «на ходу» — это возможность продавать почти в любой точке города, где есть спрос. И очень часто таким продавцам не нужна касса. Поэтому важно не перепутать торговлю с рук с интернет-магазином, общепитом и торговлей в нестационарном торговом объекте. Давайте разберёмся.
Разносная и развозная торговля — это когда продавец не привязан к месту: у него нет ни помещения, ни киоска, ни палатки, ни прилавка. Вот какие определения написаны в ГОСТ Р 51303-2013.Торговля:
Торговать с рук и машин можно только в розницу, оптом нет.
Вот примеры разносной торговли:
Вот примеры развозной торговли:
🛺 живая рыба из автоцистерны;
🛺 продукты питания из автофургона;
🛺 сезонные фрукты с грузовика.
При этом у предпринимателя может быть обычный магазин с витринами и продавцом за прилавком. А плюсом к этому он может нанять разъездных продавцов, которые ходят по городу и предлагают товар с рук. Это тоже разносная торговля.
А вот что не относится к разносной и развозной торговле:
Где можно торговать, а где нет
Торговать с рук и машин можно на улице и в помещениях, не вторгаясь без разрешения в подъезды, офисы, учреждения и торговые центры. А для развозной торговли и торговли на транспорте — при условии соблюдения Правил дорожного движения.
Нельзя торговать на проезжей части, в метро, возле госучреждений, рядом с детскими садами и школами — п. 4 Указа Президента № 65.
Раньше были споры, должны ли выездные торговцы соблюдать городскую схему нестационарных торговых объектов. То есть должны ли ходить только там, где разрешила городская администрация. В 2018 году Конституционный Суд ответил, что нет, торговать можно везде, где есть потенциальные покупатели — Определение № 10-О.
За что могут оштрафовать?
За уличными торговцами следят налоговая, Роспотребнадзор, полиция и Госавтоинспекция. Вот за что могут оштрафовать.
Бизнес без регистрации. Торговца может оштрафовать налоговая инспекция за предпринимательство без ИП или самозанятости. Штраф, правда, небольшой — от 500 до 2000 ₽ по ст. 14.1 КоАП РФ.
Неуплата налогов. Налоговая может предъявить за неуплату налогов, даже если не работать в форме ИП. По умолчанию физлицо должно заплатить 13 % НДФЛ со всех доходов. Если их не платить, налоговая доначислит налог, насчитает пени и добавит штраф в 40 %. Поймать торговца и посчитать его выручку, если он берёт наличкой — сложно. А вот постоянные онлайн-переводы на карту налоговая легко заметит. В любом случае, лучше легализоваться.
Ущемление покупателей. Недовольный покупатель может пожаловаться в Роспотребнадзор. Инспекторы штрафуют за нарушение правил розничных продаж и обман потребителей. И неважно, есть у торговца ИП или нет. За нарушение правил продаж наказывают предупреждением или штрафом: для ИП от 1000 до 3000 ₽, для ООО от 10 000 до 30 000 ₽ — ст. 14.15 КоАП РФ. За обвешивание, обсчёт и подделки штраф от 3000 до 20 000 ₽ по ст. 14.7 КоАП РФ.
А еще уличный торговец должен соблюдать права потребителей точно также как обычный магазин.
Нелегальный НТО. Если торговец встанет на понравившемся месте и поставит прилавок, полиция оштрафует за стихийную торговлю. Размер штрафа в каждом городе свой.
Нарушение ПДД. Например, если торговый фургон припарковался в неположенном месте.
Надо ли оформлять ИП? Можно ли быть самозанятым?
Розничная торговля — это систематическое извлечение прибыли. Поэтому торговцу лучше легализоваться. Что будет за работу без регистрации, мы ответили в предыдущем вопросе.
На торговлю с рук товарами своего производства, кроме одежды, обуви, парфюма и других маркируемых товаров, можно оформить самозанятость. Это самый простой и выгодный режим бизнеса. Для торговли чужими товарами самозанятость запрещена.
В остальных случаях работы в одиночку подойдёт ИП. А при работе с партнёром — ООО.
Открыть ИП через банк
Поможем бесплатно зарегистрировать ИП и открыть расчётный счёт
Какой ОКВЭД подходит?
Для торговли на ногах и колёсах подходит ОКВЭД 47.99 Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков.
С кем надо согласовать торговлю?
Разрешения и согласования для торговли без места не нужны. Не надо даже отправлять уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности, если параллельно предприниматель не торгует в обычном магазине, на рынке или в НТО.
Единственное, что нужно — подать заявление на включение в торговый реестр своего города. Это бесплатно и делается через Госуслуги или МФЦ. А В Москве ещё и через сайт Мэра. Правда, никакого штрафа за игнорирование торгового реестра нет — ст. 20 Закона № 381-ФЗ.
Нужна ли касса?
Торговцы, у которых оформлена самозанятость, работают без онлайн-кассы. ИП покупают кассу в зависимости от того, чем торгуют — ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
В разносной торговле касса нужна, если продавать:
В остальных случаях разносной торговле касса не нужна.
Если у предпринимателя есть онлайн-касса в стационарном магазине, ее же можно брать на выезд — п. 1 ч. 5.6. ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ.
Развозная торговля
Касса не нужна при торговле из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонными овощами вразвал, фруктами и бахчевыми культурами.
В остальных случаях — касса нужна.
За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтённой выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.
Как принимать оплату от покупателей?
Если нет кассы, то как удобно: наличной, на карту онлайн-переводом или через мобильный терминал. Самозанятые принимают оплату на личную карту. ИП могут оформить бизнес-карту, которая будет привязана к расчётному счёту.
Какие налоги платить?
Если торговец оформлен как самозанятый, продаёт свои товары и не продаёт маркируемые, то он платит НПД 4 % с дохода один раз в месяц — и больше ничего.
Налоги ИП зависят от системы налогообложения. После регистрации ИП по умолчанию попадает на общую систему и платят несколько налогов: НДФЛ, НДС и налог на имущество. Но такие налоги мелкой рознице невыгодны. Поэтому после регистрации лучше сразу выбрать спецрежим с меньшим налогом:
— Упрощенную систему налогообложения с налогом от 6 до 15 % раз в квартал;
— Патент — если товар подходит под режим, а развозную и разносную торговлю местные власти разрешили вести на патенте. Стоимость патента не зависит от реального дохода. Купить патент можно на срок до года, но можно и на сезон. Товар собственного производства на патенте продавать нельзя.
Ещё ИП нужно платить страховые взносы за себя, а если есть работники — и за них тоже.
Нужна ли продавцу медкнижка?
Если торговать продуктами, то да: надо сделать медкнижку и ежегодно проходить медосмотры — п. 23 перечня работ из Приказа Минздрава РФ № 29Н.
Какой товар продавать можно, а какой нет?
Нужен ли продавцу бейдж, а товару ценник?
У выездного продавца должен быть бейдж с указанием ФИО, ИНН, ОРГИП, наименования налоговой и даты госрегистрации. А у магазина на колёсах — вывеска с теми же данными. Основание — п. 4 Указа Президента № 65 и ст. 9 Закона о правах потребителей.
На каждый товар надо поставить ценник, но подойдет и общий прайс-лист, который покажут покупателю — п. 3 Правил розничных продаж № 2463.
Статья актуальна на 03.12.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Сезонная торговля: как работать без штрафов
Каждое лето вокруг нас вырастает огромное количество разных лотков с мороженым, прокатом велосипедов и роликов, батуты и прочие радости жизни. Зимой появляется пиротехника, прокат карнавальных костюмов, Дед Мороз со Снегурочкой. Все это — сезонный бизнес, который ничуть не отличается от бизнеса, который функционирует круглый год с точки зрения его организации и законности. Давайте сегодня разбираться как быть тем, кто работает от сезона к сезону, и что им нужно для работы по всем правилам.
Как зарегистрировать сезонный бизнес
На самом деле так же, как и не сезонный. Определиться с организационно-правовой формой и подать заявление на регистрацию. Для сезонного бизнеса чаще подходят более простые формы:
Где можно осуществлять сезонную торговлю
Стихийная торговля в Российской Федерации запрещена, поэтому собираясь вести сезонную деятельность нужно убедиться, что вы не нарушаете ни чьи права. Как это сделать:
В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2 500 до 500 000 руб. по ст. 11.13 КоАП Москвы.
К тому же, если вы планируете продавать в розницу, готовить еду или ваш сезонный бизнес связан со спортивной деятельностью, то нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так указано в Постановлении Правительства от 16.07.2009 № 584.
Для торговли нужна касса
Если вы планируете использовать и безналичный расчет (т. е. оплату картами, Apple Pay, Google Pay и т. п.), тогда выбирайте или кассу, в которую уже встроен эквайринг или дополнительно установите обычный эквайринговый терминал. Безналичная оплата пользуется невероятной популярностью, поэтому должна быть возможность принимать как наличные, так и безналичные платежи.
Терминалы и решения для онлайн-касс от Калуга Астрал.
Электронная подпись тоже нужна?
Электронная цифровая подпись заменяет обычную подпись. Многие предприниматели используют электронный документооборот при котором ЭЦП просто необходима.
Новый сервис электронного документооборота от Астрал.ЭДО.
В сезонной торговле вам тоже не обойтись без ЭЦП. Как минимум, чтобы зарегистрировать онлайн-кассу вам понадобиться цифровой аналог вашей подписи.
ЭЦП нужна для работы с маркированными товарами, например, мороженым. Ведь обмен документами при маркировке происходит в электронном виде.
Директор или предприниматель может получить ЭЦП в ФНС, бесплатно.
Если вам нужно несколько подписей — для сотрудников, то им придется получать их в специальных удостоверяющих центрах. Обратите внимание, что хоть сама ЭЦП в ФНС выдается бесплатно, однако чтобы ее получить, нужно прийти со своим носителем. Приобретать носитель нужно самостоятельно. Обычная флешка для этой цели не подойдет! ФНС РФ исключила возможность записи квалифицированного сертификата на обычный флеш-накопитель.
Купить электронную цифровую подпись Астрал-ЭТ от 900 руб.
Маркировка и прослеживание
С 1 июля начала работать система прослеживаемости товаров. Если вы решили заниматься продажей маркированных или прослеживаемых товаров, то учтите, что есть необходимые требования к работе с ними.
Маркировка товара — это регистрация и учёт продукции в государственной системе «Честный ЗНАК». Она помогает отслеживать весь путь товара от производства до продажи конечному покупателю. Маркировке на сегодняшний день подлежат:
Перечень товаров также будет расширяться, поэтому обязательно необходимо следить не попадает ли ваш товар под маркировку.
Готовые решения Астрал.Маркировка — все для работы с маркированными товарами.
Сезонная торговля, как и несезонная требует соблюдения обязательных требований. Задумались об открытии в жару точки по продаже лимонада, устраиваете новогодние праздники или печете по праздникам торты — обязательно убедитесь, что вы соблюдаете все требования и у вас есть все необходимое для работы по закону.
Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?
В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.
🥴 К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.
Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф
Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.
У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.
Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.
Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:
— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;
— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.
Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:
Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.
Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.
Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.
Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем
До обращения в администрацию надо легализоваться.
Зарегистрировать бизнес
Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:
Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.
Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.
Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.
За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.
Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.
Уведомить Роспотребнадзор, если нужно
Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так сказано в Постановлении Правительства от 16.07.2009г. № 584.
Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.
Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.
Разобраться с онлайн-кассой
В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:
— торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;
— торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;
— торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;
— ремонтируете обувь или делаете ключи;
— зарегистрированы как самозанятый.
При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.
Подключить и зарегистрировать кассу поможет Контур.ОФД — сервис для передачи чеков в налоговую.
За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки
Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.
В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов. Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу. Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.
Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации. Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики. Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. Такой список аукционов есть в Москве.
Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.
Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.
Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.
На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше. Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год. Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП.
Как заключить договор на участие в ярмарке
Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.
План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки.
В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить во II квартале 2021 года. На этом сайте должно появиться расписание.
Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур