что нужно для торговли овощами и фруктами на рынке
Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?
В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.
🥴 К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.
Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф
Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.
У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.
Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.
Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:
— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;
— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.
Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:
Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.
Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.
Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.
Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем
До обращения в администрацию надо легализоваться.
Зарегистрировать бизнес
Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:
Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.
Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.
Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.
За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.
Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.
Уведомить Роспотребнадзор, если нужно
Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так сказано в Постановлении Правительства от 16.07.2009г. № 584.
Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.
Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.
Разобраться с онлайн-кассой
В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:
— торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;
— торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;
— торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;
— ремонтируете обувь или делаете ключи;
— зарегистрированы как самозанятый.
При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.
Подключить и зарегистрировать кассу поможет Контур.ОФД — сервис для передачи чеков в налоговую.
За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки
Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.
В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов. Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу. Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.
Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации. Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики. Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. Такой список аукционов есть в Москве.
Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.
Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.
Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.
На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше. Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год. Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП.
Как заключить договор на участие в ярмарке
Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.
План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки.
В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить во II квартале 2021 года. На этом сайте должно появиться расписание.
Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Торговля овощами и фруктами как бизнес: с чего начать и как преуспеть
Если человек планирует начало своего бизнеса, то он должен заранее определиться с направлением деятельности. Наиболее часто начинающими предпринимателями выбирается сфера продаж, которая предполагает оказание посреднических услуг. Торговля овощами и фруктами как бизнес считается выгодной деятельностью, которая может приносить высокий доход на протяжении всего года. Обычно она осуществляется на рынке или в отдельном магазине. Продавать можно разные виды овощей и фруктов, на которые устанавливается высокий спрос в течение всего года. Рентабельность такого бизнеса при грамотном выборе места торговли и оптимальном ценообразовании может достигать 60 %.
Выгодно ли заниматься данной деятельностью?
Розничная и оптовая торговля фруктами и овощами – это действительно выгодная и интересная деятельность. Но недостатком такого направления бизнеса является то, что продаваемые продукты питания обладают коротким сроком годности, поэтому достаточно быстро увядают и теряют свой привлекательный товарный вид.
Но даже при наличии высоких рисков и опасностей данный вид деятельности может приносить хороший доход. Для этого учитываются некоторые нюансы:
Самым актуальным считается открытие продуктового магазина, причем в нем можно предлагать покупателям не только овощи или фрукты, но и многие другие товары.
Если выбирается для работы широкая торговля большими партиями, то работать придется с магазинами. Для этого целесообразно открывать полноценный оптово-розничный центр. Такая оптовая торговля фруктами и овощами может стать источником высокого дохода. Однако для начинающих предпринимателей эту перспективу лучше оставить на будущее, поскольку здесь уже нужен достаточный опыт.
Плюсы бизнеса
Торговля овощами и фруктами имеет свои преимущества. Она обладает следующими плюсами:
Если открыть небольшой магазинчик, специализирующийся на продаже товаров растительного происхождения, то можно ожидать окупаемости буквально в течение трех месяцев.
Недостатки
Торговля овощами и фруктами как бизнес имеет и некоторые значимые недостатки. К ним относится:
Поэтому к ведению этого бизнеса следует подходить ответственно и обдуманно.
Анализ рыночной ситуации
Перед вложением средств в бизнес следует тщательно проанализировать рынок. Полученная информация даст возможность определить, будет ли эффективной торговля овощами и фруктами на улице или целесообразно вести ее в павильоне или магазине. Стандартно анализ рынка показывает:
Жители крупных городов обычно доверяют магазинам, поэтому продажа на рынке становится убыточной с каждым годом. Пользуются спросом павильоны для торговли овощами и фруктами, в которых предлагается свежая продукция и хороший ассортимент.
Правила регистрации бизнеса
Чтобы деятельность, связанная с розничной торговлей овощами и фруктами, была законной, необходимо учитывать следующие требования:
Регистрация ИП осуществляется в отделении ФНС по месту проживания предпринимателя. Требуются стандартные документы для торговли овощами и фруктами, поэтому следует только иметь свидетельство о регистрации ИП, а также разрешения от разных государственных инстанций.
Нюансы выбора кодов ОКВЭД
Важно грамотно выбрать коды ОКВЭД для торговли овощами и фруктами. К ним относится:
Все вышеуказанные данные следует перечислить в заявлении, которое с копией паспорта и квитанцией об уплате пошлины передается в отделение ФНС по месту жительства будущего предпринимателя.
Как выбрать место для работы?
Доходность бизнеса, связанного с розничной торговлей, зависит от грамотного определения места для ведения деятельности. Для этого можно выбрать несколько вариантов:
Более комфортной и приятной работой считается деятельность, осуществляемая в полноценно оснащенном всем необходимым помещении. Можно обустроить магазин на первом этаже жилого дома или использовать отдельное строение. Спросом пользуется продукция, предлагающаяся в небольших павильонах. Но продуктовый магазин должен располагаться в месте высокой проходимости.
Правила создания оптимального ассортимента
Чем больше разных овощей и фруктов будет предлагаться, тем выше вероятность получить от такой деятельности действительно значительный доход. При составлении списка учитывайте следующие рекомендации:
Наиболее востребованными считаются огурцы и помидоры, которые приобретаются как летом, так и зимой. Поэтому для них используется высокая наценка.
Какое требуется оборудование?
Торговля овощами и фруктами как бизнес подразумевает установку специального оборудования. Только так она будет успешной и выгодной. К торговому оборудованию относятся:
Все оборудование должно быть высококачественным и купленным у официальных производителей или дилеров. В ином случае велика вероятность, что техника по своим характеристикам не будет подходить для планируемой деятельности.
Нюансы привлечения покупателей
Для развития ларька или магазина не требуется проводить полноценную рекламную кампанию. Чтобы привлечь покупателей, можно пользоваться следующими способами:
Сарафанное радио считается наиболее эффективным способом рекламы, поэтому предприниматель должен стараться, чтобы все покупатели остались довольны предлагаемым ассортиментом и услугами.
Какие конкурентные преимущества можно создать?
Достаточно выгодным и интересным способом заработка считается торговля овощами и фруктами. ИП, занимающийся данной деятельностью, должен создавать определенные конкурентные преимущества, позволяющие ему выделиться среди основных соперников. Для этого могут использоваться следующие уловки:
Привлечь покупателей можно доступными ценами, хорошим ассортиментом или наисвежайшей продукцией.
Выбор работников
Существует много правил торговли фруктами и овощами, но для успешной деятельности важно грамотно подбирать работников. Продавцы должны обладать следующими качествами:
В небольшом магазине достаточно только одного работника, выполняющего функции продавца, кассира, уборщика и консультанта.
Затраты на открытие бизнеса
Для открытия такого дела понадобится потратить около 756 тыс. руб. Такая сумма необходима для следующих целей:
Ежемесячные расходы составляют около 200 тыс. руб.
Окупаемость бизнеса
Средний чек в таком магазине составляет примерно 300 руб. В день количество покупателей находится в пределах 45 человек. Темп роста продаж составляет 15 % в год. Наценка на продаваемые товары равна примерно 60 %.
Ежемесячная выручка в среднем составляет 405 тыс. руб. Поэтому средняя чистая прибыль равна 205 тыс. руб. Такой доход считается достаточно высоким и оптимальным для многих предпринимателей.
Советы начинающим бизнесменам
При открытии бизнеса, основанного на торговле разными овощами и фруктами, следует помнить о некоторых рисках, которые негативно сказываются на результатах деятельности. Чтобы их предотвратить, следует придерживаться определенных правил:
Окупаемость такого бизнеса варьируется от 5 до 12 месяцев. Если учитывать советы опытных предпринимателей, то можно рассчитывать на создание действительно актуального и выгодного магазина, приносящего значительный доход.
Заключение
Бизнес, основанный на продаже фруктов и овощей, считается выгодной деятельностью, если грамотно подобрать ассортимент, выбрать оптимальное место для работы, а также продавать товары по доступным ценам. Для работы подойдет точка на рынке или отдельное помещение, необходимое для формирования полноценного магазина.
Для получения высокой прибыли важно приобрести качественное оборудование, а также выбрать проверенных поставщиков. Применяя советы опытных предпринимателей, можно окупить вложенные средства буквально за несколько месяцев.
Бизнес план овощного магазина или ларька
«Самая лучшая работа – это работа «на себя», — так нам часто повторяют преподаватели в ВУЗах, умудренные жизнью люди бизнеса, да и просто те, кто «устал, не привык, не хочет работать на «дядю». Что ж, доля истины в этом есть. Следовательно, у решивших искать «счастье» в свободном полете возникает вопрос: «А чем же заняться, чтобы и не муторно, и прибыльно, и востребовано? Да к тому же опыта и знаний еще маловато для чего-то масштабного». Ну так вот, отвечая на этот вопрос, можно предложить вариант бизнес-идеи – открытие овощного и фруктового магазина или ларька.
Почему овощной магазин как бизнес не «диванный» вариант?
В этой статье Вы не найдёте информации:
- как ничего не делать, но при этом стать миллионером; как сделать так, чтобы работали другие, а я – только раздавал указания и собирал прибыль; как быть теоретиком, а не практиком в бизнес-среде.
В этой статье Вы сможете найти информацию рекомендательного характера не от теоретиков, а от практиков, которые работают в сфере бизнеса и торговли более 11 лет. А именно:
- как открыть овощной или фруктовый магазин или ларек; как вложив деньги в овощной бизнес, не разориться в первый же год работы; как начать получать прибыль от работы Вашего овощного магазина.
Плюсы бизнеса на овощах
Чем хороши овощи, и торговля ними? Давайте рассуждать…
Как начать торговлю овощами — пошаговая инструкция
Сколько нужно денег для овощной лавки, а сколько для магазина?
Как выбрать место для торговли овощами
Не забывайте учитывать, что овощи и фрукты для продажи необходимо будет доставлять до торговой точки. Следовательно, нужна хорошая транспортная развязка (дабы не тащить на руках ящики с продуктами по 30-50кг).
Если Вы арендуете помещение под Ваш овощной магазин, то заранее позаботьтесь об отсутствии излишней влажности в торговом помещении (дабы не увеличивать скорость порчи товара), о складе для хранения продукции (на складе можно хранить овощи длительного срока реализации, которые Вы сможете закупать большими партиями). Для склада первое время будет достаточно до 7-10 кв.м. площади. Скоропортящиеся фрукты и овощи придется закупать маленькими партиями и сразу все выкладывать на витрину для продажи.
Если же Вы все-таки, решите поставить отдельностоящий павильон или киоск (например, около остановки), то Вам необходимо будет получить разрешение от строительно-архитектурного управления, заключения от санитарных и пожарных инспекций, от торговых служб. Такой киоск обойдется Вам порядка 350-450 т.р.
Документы для овощной точки
Когда юридическая волокита с оформлением вида предпринимательской деятельности и получения всех разрешений и заключений закончена, а именно, у Вас на руках:
- Свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) Коды Госкомстата. Договор аренды (свидетельства о праве собственности) Договор на вывоз мусора. Заключение Роспотребнодзора Заключение Государственного пожарного надзора. Документы, указывающие источник поступления и подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции (накладные и сертификаты качества) Документ о регистрации контрольно-кассовой техники (кроме случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством контрольно-кассовая техника не применяется) Текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Книга отзывов и предложений
Оборудование для торговли овощами
Можно приступить к обустройству самого магазина, установке оборудования, витрин и прилавков.
На чем тут можно сэкономить? Правильно, на торговом оборудовании (это витрины, прилавки, стеллажи, весы). Их можно приобрести б/у. Имеет смысл воспользоваться сайтами по продаже оборудования (цены будут примерно на 30% меньше от первоначальном цены, а если Вы договоритесь приобрести не только прилавки и витрины, но и, например, холодильное оборудование (которое понадобится, к примеру, для хранения грибов и скоропортящихся ягод), то можно договориться о дополнительной скидке).
Также, для работы Вам обязательно понадобится кассовый аппарат, кондиционер (для поддержания оптимальной температуры для хранения продукции)
На чем не стоит экономить, так это – освещение в торговой точке и чистота! Освещения должно быть много и оно должно быть ярким (используйте дополнительные прожекторы и фонари), полы, полки, витрины и корзины (ящики) с товаром должны быть чистыми!
Сам товар (например, морковь, картофель, свекла) – могут и не сиять чистотой (куски земли не приветствуются на товаре, но допускаются в небольшом кол-ве) в то время как, тара в которой они находятся в магазине для продажи должна быть чистой.
Персонал
Разобравшись с документами, помещением, оборудованием, можно приступать к организации процесса работы и штата сотрудников. Как же тут сэкономить?
Есть два способа экономии : либо экономим деньги и выполняем работу сами, либо экономим время и делегируем выполнение работы профессионалам. Тут каждый решает самостоятельно.
Что по поводу зарплаты? Здесь также, каждый предприниматель самостоятельно оценивает труд наемных работников. Оптимальным будет ставка – оклад + процент от продажи (за отработанную смену или от общей выручки за месяц). Возможны также доплаты в виде премий – за совмещение должностей (например, продавец-грузчик), за проведение ревизии и переучета товара, за контролем свежести товара (особенно актуально для скоропортящегося товара).
Также, в виде бонусов, можно предоставлять своим сотрудникам скидки на продаваемый товар в магазине в размере до 40% от розничной стоимости. Данные методы способствуют проявлению лояльности и желанию продавцов работать более добросовестно.
Анализ конкурентов и проработка ассортимента
Хочется верить, что прежде чем, решить открыть свой овощной магазин, предприниматель проработал ассортимент (прошелся по аналогичным магазинам, торговым точкам, рынкам и павильонам), просмотрел товар, цены, наличие, свежесть (что отчасти поможет оценить спрос – если товар скоропортящийся и уже не первой свежести на витрине – следует, что он не пользуется большим спросом и его можно будет завозить в Вашу торговую точку в минимальном кол-ве. Также, можно оценить спрос и на товар с долгими сроками реализации – насколько он потерял свежесть, увял на витрине).
Ценообразование в овощном бизнесе
Ну вот мы добрались и до ценообразования на овощи и фрукты.
Минимальная наценка составляет 30%, максимальная, может достигать 200%. Поэтому, формируя цену на Ваш товар, не забывайте о главном минусе – продукты имеют свойство портиться.
Реклама и маркетинг
Также, в качестве маркетингового хода и рекламы – рекомендуется при проведении косметического ремонта использовать определенные материалы (дерево, бамбук) и цвета в интерьере (зеленый, коричневый, голубой).
Риски бизнеса по торговле овощами
Будет неправильно, если мы не оговорим, какие риски могут быть при открытии овощного магазина. Риски существуют в любом бизнесе и на любом поприще. С чем же может столкнуться предприниматель, выбрав данную стезю:
1) Место локации (неправильно подобранное месторасположения торговой точки может существенно снизить предполагаемый доход. Выход: проработав не более 4-6 месяцев при доходе существенно ниже предполагаемого, имеет смысл менять месторасположение торговой точки)
2) Конкуренция (не имеет смысла выбирать месторасположение рядом с аналогичными торговыми точками и крупными продуктовыми супермаркетами или рынками)
3) Нанимаемый персонал и поставщики (их объединили в один пункт, потому что предприниматель может напрямую воздействовать на данный риск и его устранять по мере появления «недочетов» в работе. Тут требуется от предпринимателя контроль и дисциплина)
Рентабельность и окупаемость бизнеса
Теперь займемся расчетами. Сколько же стоит открыть овощной магазин.
Первоначальные траты на открытие (в рублях):
Итого: 214 000 – 281 000 ₽
Дальнейшие ежемесячные траты:
- аренда помещения + коммунальные услуги – 30-45т.р. заработная плата сотрудников – 55 000 ₽. (2 продавца по 20 000 ₽. и грузчик по 15 000 ₽.) закупка товара – 70 000 — 100 000 ₽ налоги – 15 000 ₽ порча товара – 15 000 ₽ непредвиденные расходы – 15 000 ₽
Итого: 200 000 – 245 000 ₽
Сколько можно заработать?
- средний чек порядка — 250-300 ₽ средняя посещаемость варьируется от 50 человек в день средняя выручка в день – 12 500 – 15 000 ₽ месячная выручка магазина – 375 000 – 450 000 ₽
Учитывая, что выручка – это не чистая прибыль, а просто доход, то необходимо будет вычесть обязательные траты. Итого: 450 000 – 245 000 = 205 000 ₽.
Как высчитать рентабельность бизнеса? Рентабельность определяется по формуле – отношение чистого дохода к выручке, умноженное на 100%.
Итого: 205 000 / 450 000 * 100 = 45,5%.
Таким образом, можно предположить, что окупаемость вложенных средств займет порядка 2-3 месяцев.
Резюмируем и чеканим шаги!
Давайте зафиксируем пошаговый план действий при открытии овощного магазина: