что нужно для того чтобы сделать доверенность на другого человека
Доверенность на получение документов
Обычно доверенность на получение документов требуется в тех случаях, когда доверитель по каким-либо причинам не может самостоятельно забрать нужные ему бумаги. Предъявляется данный документ практически в любые учреждения – как государственные (налоговые инспекции, паспортные столы, внебюджетные фонды и т.д.), так и в коммерческие структуры (банки, финансовые учреждения, предприятия и организации). Выписывать доверенность можно на получение практически любых документов, будь то справки, личные бумаги, регистрационные свидетельства и т.д. Оформить подобную доверенность может как физическое, так и юридическое лицо.
«Горячий» пример доверенности на получение документов в налоговой, а также пустой общий бланк представлен ниже:
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Кто может стать доверенным лицом
В качестве представителя доверитель может выбрать любого гражданина РФ, достигшего совершеннолетия.
Организации, как правило, доверяют такие действия своим сотрудникам – секретарям, кадровикам или специалистам бухгалтерских отделов, в зависимости от того, на получение каких именно документов выдается доверенность. Доверенность можно выдать как на одного представителя, так и сразу на нескольких. Кроме того, доверенность может носить единовременный характер, либо же действовать на протяжении определенного периода.
Иногда организации включают строку о возможности передоверия доверенности. Если такое право доверенному лицу предоставляется, то начальная доверенность должна быть обязательно удостоверена у нотариуса.
Основные правила оформления доверенности на получение документов
Специально разработанного единого унифицированного бланка у такой доверенности нет – доверитель вправе написать ее в свободной форме. Крупные предприятия, как правило, пишут этот документ на фирменном бланке, но это не обязательно, для такого документа подойдет и обычный лист А4 формата. Написать доверенность можно как от руки, так и напечатать на компьютере, главное, чтобы на документе стояла подпись должностного лица и печать организации, если такую доверенность выписывает юридическое лицо.
Содержание документа точно должно отражать те действия, которые доверитель доверяет (извините за тавтологию) проводить своему представителю, а также сведения, касающиеся доверителя и персональные данные его представителя.
К заполнению доверенности нужно относиться очень внимательно, поскольку при несоблюдении некоторых норм, она может быть признана недействительной.
Написание доверенности на получение документов от юридического лица
Оформление доверенности не сложное, оно вполне стандартно с точки зрения делопроизводства.
В предпоследней строке следует вписать дату, до которой доверенность является действительной.
Тут можно указать любые даты, по закону на данный момент длительность подобной доверенности может быть не ограничена.
После внесения вышеуказанной информации доверенное лицо ставит под документом свою подпись, которую удостоверяет руководитель предприятия-доверителя. Последний также расписывается под доверенностью и ставит печать организации (надо сказать, что с 2016 года юридические лица не обязаны использовать в своей деятельности печати и штампы, тем не менее, многие государственные и негосударственные учреждения чаще всего по-прежнему требует наличия оттиска на документах).
Доверенность написал. Что дальше?
В некоторых случаях подобные доверенности нужно удостоверять у нотариуса. Это требуется тогда, например, когда нужно получить документы для внесения изменений в государственные реестры или же заключается сделка, требующая нотариальной формы доверенности — лучше уточнить необходимость нотариального заверения непосредственно в нотариальной конторе.
Когда нужна генеральная доверенность на квартиру
Генеральная доверенность на квартиру
При составлении такой доверенности доверитель должен понимать последствия своих действий. Выдавая генеральную доверенность на квартиру, вы предоставляете третьему лицу право распоряжаться вашим недвижимым имуществом по своему усмотрению на совершенно законных основаниях.
При этом доверенное лицо может обменять, продать, сдать в аренду (наем), заложить, зарегистрировать любые изменения в государственных органах, подписывать все документы, необходимые для совершения таких сделок.
Порядок оформления и отмены доверенности
Следует также понимать порядок отмены такой доверенности. Дело в том, что в случае отмены доверенности доверитель должен уведомить об этом не только доверенное лицо, но и всех известных ему третьих лиц, которые вступили в правоотношения с представителем. Это условие в случае с генеральной доверенностью соблюсти может быть проблематично.
Нотариусы рекомендуют не выдавать такого рода доверенности. Лучше прямо указывать те права, которые должен совершить доверитель, дабы избежать в будущем неприятных сюрпризов. И как показывает судебная практика, такое мнение небезосновательно.
На какой срок выдается генеральная доверенность
Закон не предусматривает требований к минимальному и максимальному срокам действия документа. Ранее действовавшее ограничение срока доверенности в 3 года было отменено еще в 2013 году законом «О внесении изменений. » от 07.05.2013 № 100-ФЗ.
Оформляя доверенность, указывать срок действия документа необязательно. Если он не указан, доверенность будет действовать ровно 1 год с даты выдачи. Если прямо указать иной срок — больший или меньший, то доверенность будет действовать до момента наступления этого срока.
Важным требованием к доверенности является необходимость указания в ней даты составления. В противном случае документ признается ничтожными не влечет никаких юридических последствий. Указание даты позволяет определить начало действия доверенности.
Примерное содержание доверенности на продажу, сдачу и другие действия с квартирой
Какие риски несет гендоверенность для сторон
Заключение сделок по генеральной доверенности несет определенные риски как для собственника имущества, так и для второй стороны:
Таким образом, генеральную доверенность можно оформлять только тогда, когда собственник имущества хорошо знает представителя и доверяет ему. В противном случае лучше оформить доверенность только на совершение конкретных действий, например на продажу определенной квартиры за заранее оговоренную цену.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Срочно передать документы в другой город: поможет нотариус
Иногда случается так, что какой-то документ нужен прямо здесь и сейчас, но его оригинал находится в другом городе, а времени на то, чтобы переслать его почтой, нет. Или наоборот — срочно нужно переслать нотариальную доверенность в другой город, а счет идет на минуты — срывается сделка или важное семейное дело.
В современном мире главная ценность — время. Многие из нас либо живут на два города, либо имеют родственников, которые живут за много тысяч километров, либо вынуждены по работе/делам бизнеса взаимодействовать с коллегами и партнерами из разных регионов. С появлением интернета и мобильной связи жить и работать стало проще.
Обмен информацией, общение, решение деловых вопросов в режиме онлайн — все это возможно давно. Но люди до сих пор испытывают сложности, когда нужно передать документы из одного города в другой. В эру высоких технологий люди продолжают передавать документы почтой, через проводника поезда, курьерскими службами, просят об этом знакомых. Каждый раз это приводит к трате нервов, времени и денег. Согласие на выезд ребенка за границу, доверенность — для оформления этих документов люди передают из города в город свидетельства о рождении, паспорта, каждый раз рискуя банально потерять документы, восстановление которых займет много времени. Курьерские службы тоже не всегда способны помочь. Во-первых, это дорого, во-вторых, если речь идет о больших расстояниях, вы все равно потеряете несколько дней. В-третьих, нередки случаи, когда даже известные фирмы не способны обеспечить сохранность документов. Так москвич Константин П. передал в Свердловскую область пакет документов, в числе прочего — удостоверенную нотариусом доверенность на продажу квартиры. Пакет прибыл в пункт назначения, однако оказался сильно поврежден — документы залило водой в дороге. Понятно, что деньги курьерская фирма вернула, но сделка не состоялась, а документы пришлось восстанавливать.
Сегодня нет нужды рисковать документами, деньгами и временем. В подобной ситуации можно полностью полагаться на помощь нотариуса. Когда срочно потребуется направить удостоверенный документ в другой город, он переведет документ в электронный вид и удостоверит равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе. И уже в электронном виде документ будет направлен туда, где его так ждут. Вы можете заранее обговорить с получателем, у какого нотариуса ему удобно будет получить документ. Нотариус в другом городе переведет документ обратно из электронной формы в бумажную, удостоверит и выдаст его на руки.
Для тех, кто ведет бизнес, это нотариальное действие тоже будет полезно. Например, при удостоверении сделки по отчуждению долей в ООО, нотариус может выдать лист записи налоговых органов, удостоверив равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.
Изготовленный нотариусом электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, равнозначность которому удостоверена нотариусом.
Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрены следующие виды нотариальных действий, которые способны помочь документу преодолеть любое расстояние в кратчайшие сроки:
— удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе;
— удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу.
Процедура удостоверения равнозначности электронного и бумажного документов означает подтверждение тождественности содержания изготовленного нотариусом электронного документа содержанию документа, представленного нотариусу на бумажном носителе.
Изготовление электронного документа для удостоверения его равнозначности документу на бумажном носителе осуществляется нотариусом путем изготовления электронного образа документа на бумажном носителе и подписания его квалифицированной электронной подписью нотариуса.
При этом необходимо помнить, что не допускается удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе в отношении сделок, заключенных в простой письменной форме, а также документов, удостоверяющих личность.
Удостоверение же равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу означает подтверждение тождественности содержания представленного нотариусу электронного документа содержанию изготовленного нотариусом документа на бумажном носителе. Изготовленный нотариусом документ на бумажном носителе имеет ту же юридическую силу, что и электронный документ, равнозначность которому удостоверена нотариусом. Представленный нотариусу электронный документ должен быть подписан квалифицированной электронной подписью.
Удобство, безопасность, скорость — главные достоинства процедуры удостоверения равнозначности электронного и бумажного документов. Кроме того, это нотариальное действие поможет ощутимо сэкономить. Тарифы следующие:
— за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу — 50 рублей за каждую страницу документа на бумажном носителе;
— за удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе — 50 рублей за каждую страницу документа на бумажном носителе.
Кроме нотариального тарифа также взимается плата за правовую и техническую работы. Ее размер зависит от региона, в котором совершается нотариальное действие.
Для сравнения: стоимость передачи документов курьерской службой, скажем, из Москвы в Екатеринбург, составит от 1000 до 3000 тысяч рублей. Ждать получателю придется как минимум — сутки, а в среднем — 2-3 дня. При этом никто не может гарантировать, что документы дойдут в целости и сохранности. А ведь если вы передаете, к примеру, свидетельство о рождении ребенка чтобы получить согласие на выезд за границу, вам придется платить дважды — за то, чтобы документ доставили получателю, а потом — за то, чтобы документ отправили обратно.
письменное полномочие, предоставляемое одним лицом другому лицу, на совершение сделки с третьим лицом действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. документ, предоставляющий лицу право на совершение определенного действия лицом, чье согласие требуется для совершения той или иной сделки в соответствии с законом. К числу нотариально удостоверенных согласий относятся: согласие супруга на совершение сделки (как для приобретения, так и для отчуждения имущества), согласие на отказ от приватизации, согласие на выезд за границу несовершеннолетнего ребенка, согласие собственников (нанимателей) жилья на временную регистрацию. уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц). юридически значимое действие, совершаемое нотариусом или уполномоченным должностным лицом в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате.
Как правильно проверить или отменить доверенность?
Доверенность — очень важный документ, значимость которого, к сожалению, многие недооценивают. Например, россияне питают огромную любовь к так называемой «генеральной доверенности». В законе такого понятия не существовало никогда, этим «термином» обозначают доверенность, в которой указано максимальное количество полномочий, которым доверитель хотел бы наделить доверенное лицо. Кроме того, наши граждане часто выдают доверенность на огромные сроки, даже в тех случаях, когда это не просто не нужно, а может нести серьезный риск. Например, поручая родственнику сделку купли-продажи недвижимости, доверитель может выдать доверенность на 5-10-15 лет, и даже больше. Объясняют это просто: мало ли, еще пригодится, чтобы второй раз не платить. Именно такая неосмотрительность часто приводит к плачевным последствиям. Человеческие отношения — материя переменчивая, часто случается, что доверенность выдается на несколько лет и доверитель попросту о ней забывает. Зато доверенное лицо помнит, и, если отношения портятся, использует ее. В итоге поссорился доверитель с родственником, а тот по выданной когда-то ему доверенности в отместку его квартиру продал. А еще доверенности любят мошенники, под удобным предлогом выманивающие документ, меняющие его текст, чтобы получить возможность оставить наивного гражданина без жилья.
Именно поэтому важно ответственно относиться к выданным доверенностям. И если то действие, совершение которого вы кому-то доверили, уже осуществлено, не пренебрегать возможностью отменить документ. Тем более что сегодня сделать это очень просто, но об этом ниже.
Чтобы отменить доверенность, доверитель может обратиться к любому нотариусу. Нотариус, отменив доверенность, вносит информацию об этом в Реестр отмененных доверенностей Единой информационной системы нотариата. Реестр имеет публичный статус, поэтому уже на следующий день после внесения этой информации все заинтересованные лица считаются извещенными об отмене доверенности. Потребности в письменном уведомлении доверенного лица и всех заинтересованных лиц больше нет. Как и необходимости публиковать объявление в СМИ.
Однако бдительным нужно быть не только тем, кто доверенность выдал, но и тем, кто сталкивается с этим документом, например, при заключении каких-либо сделок. Поддельная доверенность — излюбленный инструмент аферистов. С помощью фальшивого или недействительного документа они проворачивают мошеннические схемы и лишают людей денег, имущества, в том числе и недвижимого. Нечистые на руку дельцы знают, что при заключении сделки в простой письменной форме проверке подлинности доверенности не уделяется должного внимания, и успешно этим пользуются. Чтобы не стать их жертвой, нужно ответственно подойти к проверке представленной доверенности. Сегодня это по силам каждому.
В рамках Единой информационной системы нотариата работает отдельный сервис для проверки подлинности доверенностей.
Он работает совершенно бесплатно, а сама процедура проверки занимает всего пару минут.
Далее нужно заполнить отмеченные звездочками поля, вся необходимая для этого информация содержится в доверенности:
После этого вам нужно будет пройти стандартную процедуру подтверждения того, что вы не робот, а настоящий пользователь. Для этого система предложит вам ввести текст с картинки. Успешно пройдя этот шаг, вы получите ответ на свой запрос. Если доверенность подлинная, то в ответе будет указана дата регистрации документа, его номер в ЕИС (Единой информационной системе нотариата) и ФИО нотариуса, удостоверившего документ. Номер доверенности в ЕИС и указанный вами реестровый номер будут разными. Это не должно вызывать опасений, так как номера документов в ЕИС используются только для внутреннего документооборота между нотариусами. Не забывайте, что выданная когда-то доверенность могла быть отменена. Поэтому нужно обратить внимание на сообщение системы, которое появится внизу страницы. Оно содержит в себе информацию о том, отменялась или нет доверенность, которую вы проверяете.
Сервисы Федеральной нотариальной палаты, созданные для проверки доверенностей, также могут использовать государственные и муниципальные органы, которым, кстати, предоставлены расширенные возможности. Они имеют возможность проверки идентичности содержания предъявленного документа тексту оригинала нотариально удостоверенной доверенности, информация о которой хранится в ЕИС. Для этого к запросу прикрепляется скан-образ проверяемой доверенности, который система сравнивает с оригиналом и выдает ответ о совпадении документов или наличии в них разночтений.
письменное полномочие, предоставляемое одним лицом другому лицу, на совершение сделки с третьим лицом лицо, от имени которого совершается доверенность. высокотехнологичная автоматизированная информационная система, обеспечивающая деятельность нотариусов РФ. Позволяет нотариусам использовать все преимущества электронного документооборота, получать актуальные данные, оперативно проверять необходимые сведения, формировать базы данных, доступные онлайн гражданам, бизнесу и государственным органам.
Доверенность на прописку у нотариуса
Для официальной регистрации по месту жительства все граждане РФ обязаны обратиться в Федеральную Миграционную Службу (ФМС) и пройти предусмотренную законом процедуру. Важная особенность этой процедуры – обязательное присутствие собственника жилья. Только в присутствии владельца можно прописать нового жильца на жилплощади. Однако далеко не всегда владелец имеет возможность прийти в ФМС для регистрации, однако ст. 185 ГК РФ позволяет выполнять данное действие по доверенности.
Для чего нужна доверенность на прописку?
Оформление нотариальной доверенности на проведение действий, связанных с регистрацией места жительства, востребовано во всех ситуациях, когда совпадают два условия:
Чаще всего доверенность оформляется на то лицо, которое будет проходить регистрацию, в результате это лицо получает права, сопоставимые с правами владельца в вопросах регистрации жильцов. Однако в некоторых случаях (например, если человек профессионально занимается сдачей жилья в аренду), владелец может назначить по доверенности управляющего имуществом, который будет выполнять процедуры по регистрации жильцов.
Какая потребуется доверенность для прохождения регистрации в ФМС?
Для того, чтобы гражданин мог провести все необходимые действия для прописки, ему потребуются следующие полномочия от владельца:
В каждом случае формулировка доверенности составляется индивидуально, однако схематично содержание доверенности на выполнение регистрации можно охарактеризовать следующими основными элементами:
Документ скрепляется подписью доверителя и нотариуса, а также печатью нотариуса, тем самым приобретая законную силу.
Важно! Многие владельцы недвижимости, не разобравшись в вопросе, предоставляют слишком широкие полномочия. К примеру, самая грубая ошибка – предоставление генеральной доверенности, дающей самые широкие полномочия. В результате доверенное лицо может злоупотребить предоставленными полномочиями и воспользоваться документом для совершения нежелательных действий, невыгодных владельцу (к примеру, использовать недвижимость в качестве залогового имущества по кредиту).
Последовательность действий для прописки по доверенности
Рассмотрим ситуацию с точки зрения заинтересованного лица, то есть гражданина, который планирует прописываться, не будучи владельцем объекта. Для того, чтобы прописаться в квартире по доверенности, необходимо выполнить следующие действия:
То есть процедура отличается от прописки владельца недвижимости только необходимостью оформления доверенности.
Доверенность на проведение регистрации для представителя
Следует отметить, что в современных условиях существует распространенная практика предоставления услуг по прописке, когда представитель осуществляет все необходимые действия для регистрации. В этом случае также потребуется оформление доверенности на представителя, возможны следующие варианты:
Кроме того, если владелец хочет прописать другого гражданина на своей жилплощади и выполнить формальности от имени прописываемого гражданина, потребуется другая доверенность. Лицо, которое будет прописано, должно оформить на владельца доверенность по выполнению необходимых действий.
Роль нотариуса и стоимость оформления
Доверенность на совершение регистрации места жительства должна быть заверена нотариально. Существуют редкие исключения, к примеру, когда удостоверить доверенность может руководитель военно-оборонной структуры, однако такие случаи единичны. Чаще всего документ оформляется через нотариуса.
Обращаясь в нотариальную контору, гражданин получает ряд преимуществ:
Поэтому оформление через нотариальную контору обеспечивает дополнительную защиту интересов всех сторон.