что нужно для того чтобы открыть крематорий
Бизнес-план крематория
Похоронный бизнес относится к прибыльным видам деятельности, но привлекателен не для всех предпринимателей, поскольку многие обременены комплексами и суеверием. В последнее время, помимо традиционного способа захоронения в землю, пользуется популярностью услуга кремации. На ее оказании можно хорошо зарабатывать, в особенности в крупных городах. Чтобы не допустить ошибок в процессе организации подобного проекта, нужно детально проработать бизнес-план крематория.
Особенности бизнеса
Поскольку похоронный бизнес приносит солидный доход, в этой сфере можно наблюдать огромную конкуренцию. Тем не менее бо́льшая часть ритуальных служб занимается организацией традиционных обрядов захоронения.
Кремация представляет собой самый экономичный вариант погребения, не наносящий ущерба экологии. С каждым годом спрос на эту услугу растет, все больше людей хотят быть кремированными после того, как уйдут из жизни. Кроме того, участилось применение этой процедуры к умершим домашним питомцам. За рубежом кремация получила широкое распространение. Например, в США функционирует примерно 1,5 тысячи крематориев, а в Великобритании – около 400 таких заведений.
В России сегодня открыто чуть более 20 крематориев, в основном все они принадлежат государству. В целом по стране доля кремации не превышает 10%, но в городах с построенными крематориями она достигает 70%. Эта услуга становится распространенной в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Норильске.
Крематорием называется здание, предназначенное для процедуры сжигания усопших. Гробы для кремирования делаются исключительно из материала, способного легко воспламеняться. При сжигании температура в печи варьируется от 860 до 1080 °С, под ее воздействием кости и ткани трупа рассыпаются на крошечные фрагменты. Продолжительность этого процесса зависит от рабочих характеристик кремационного оборудования. Обычно, для того чтобы кремировать взрослого человека со средним телосложением, требуется от 1,5 до 2 часов.
Остывшие останки помещают в специальный контейнер для тщательного измельчения, а по завершении этого процесса – в урну, выполненную из дерева, бронзы или керамики. Сотрудники крематория передают прах родственникам, которые проводят его захоронение в земле или колумбарии либо предпочитают развеять. Таким образом, кремация является цивилизованным способом погребения и считается нормой в больших городах.
Разновидности крематориев
Существует два типа крематориев, различающиеся спецификой оказываемых услуг:
Законодательство России запрещает самостоятельное захоронение домашних питомцев в земле.
С целью утилизации их останков нужно обращаться в специальные крематории для животных, работающие по принципу обычных. В отличие от западных стран, в РФ подобные учреждения пока не распространены, и владельцы погибших животных регулярно оказываются в затруднительном положении. Поэтому организация услуг по сжиганию зверей станет актуальной идеей в любом городе. Кроме того, для открытия такого проекта потребуется намного меньше затрат и сил, чем для обычного варианта. Это обусловлено принадлежностью кремации животных к ветеринарной деятельности.
Где можно открывать крематорий
Ведение подобного бизнеса не будет иметь смысла в городе, где численность населения не превышает 800 тысяч человек, так как расходы не окупятся. Лучше всего предоставлять такого рода услуги целой области, но только в регионах с большой численностью жителей. В этом случае необходимо грамотно выбрать место под строительство крематория, чтобы он был удобен для каждого населенного пункта.
В городах, где численность населения ниже 800 тысяч человек организовывать такой бизнес можно лишь при условии отсутствия конкуренции, в рамках которой учитываются похоронные бюро и компании, занимающиеся оказанием ритуальных услуг.
Место, на котором будет расположен крематорий, должно отвечать нормативным требованиям, находиться за пределами города, на территории, согласованной с муниципальными органами власти. В некоторых случаях открытие этого заведения допустимо в черте города, но на расстоянии трех километров от жилых кварталов.
Регистрация и организация бизнеса
Для того чтобы открыть крематорий, нужно выполнить ряд сложных мероприятий, сопровождающихся солидными материальными расходами. Запуск объекта в работу потребует получения массы разрешительных документов. Его деятельность будет регулироваться следующими законами РФ:
Оформление подобного бизнеса лучше всего произвести, используя статус ЗАО (закрытое акционерное общество). Учредителями будет разработана уставная документация и сформирована сумма стартового капитала.
Необходимые документы
Для регистрации ЗАО потребуется:
Оформление деятельности осуществляется в течение пяти рабочих дней после подачи в налоговый орган заявления о регистрации и прилагаемого к нему пакета документов.
В качестве формы налогообложения для ведения похоронного бизнеса подойдет УСН с налоговой ставкой 6% от дохода.
При заполнении документов необходимо указать код ОКВЭД 96.03 (Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.)
Перед началом строительства крематория его разработанный проект обязательно согласовывается с органами местной власти. Возведённое здание подвергается строгому контролю со стороны пожарной службы и СЭС. Только после получения документации о соответствии всем требованиям крематорий может быть запущен в эксплуатацию.
Определение спектра услуг
К основным услугам, оказываемым в процессе данной деятельности, относятся:
Помимо этого, можно наладить предоставление дополнительных услуг. Такое решение поможет клиентам в организации похорон, а также увеличит доход учредителей ЗАО. В дополнительные услуги входят:
Помещение
Приобрести или взять в аренду готовое помещение под крематорий практически невозможно. Предпринимателю придется самостоятельно его построить на территории, согласованной с органами местной власти. К участку необходимо подвести следующие коммуникации:
Здание должно быть оснащено пожарной сигнализацией и качественной вентиляционной системой. Вокруг крематория потребуется посадить много деревьев, что существенно снизит его негативное воздействие на окружающую среду. Как правило, крематорий представляет собой одноэтажное здание, в котором располагаются помещения со следующим назначением:
Оборудование
Оснащение крематория потребует существенных затрат. Для запуска проекта нужно приобрести:
Кроме того, понадобится дополнительное оснащение:
При выборе оборудования рекомендуется отдать предпочтение моделям, произведенным в Чехии или Германии, поскольку они полностью соответствуют всем заявленным стандартам.
Подбор персонала
Отбор сотрудников для работы с родными и близкими усопших нужно производить тщательным образом. Так как клиентура крематория обычно находится в чересчур эмоциональном состоянии, то обхождение с ней должно быть очень тактичным, проникнутым сочувствием и пониманием. В штат будут включены:
Количество персонала будет зависеть от масштаба выполняемых услуг.
Спецодежда для сотрудников
Для работы в крематории персоналу полагается специальная одежда:
Также можно приобрести форму в виде комбинезона с капюшоном, пошитого из плотного хлопчатобумажного материала. Такая модель служит хорошей защитой от грязи и пыли. Для извлечения из печи праха и чистки оборудования понадобятся фартуки со специальными вставками из алюминия, а также рукава, предотвращающие возможные ожоги кожи рук.
Финансовый план
Крематорий является специфическим видом бизнеса, и для его организации потребуются существенные вложения. Предпринимателю нужно учесть все возможные риски, которые могут возникнуть после запуска проекта. К основным из них относятся:
Стоимость открытия и содержания крематория
Стартовые вложения в организацию деятельности будут включать следующие затраты:
Всего сумма инвестиций составит 20 000 000 рублей.
Текущие расходы крематория включают:
Сумма ежемесячных затрат составит 530 000 рублей.
Доходы предприятия
В минимальный набор услуг входят:
Всего: 12 000 рублей.
Организовав в день 3 ритуальные процедуры, предприниматель получит доход в сумме 36 000 рублей, а в месяц – 1 080 000 рублей.
Сумма налоговых отчислений по ставке 6% от дохода составит:
1 080 000 х 0,06 = 64 800 рублей.
Чистая прибыль рассчитывается следующим образом:
1 080 000 – 64 800 – 530 000 = 485 200 рублей.
Таким образом, рентабельность крематория составит:
(485 200/1 080 000) х 100 = 45%.
Срок окупаемости бизнеса
Из приведенных расчетов следует, что срок полной окупаемости крематория составит от 3,5 до 4 лет. Расширение спектра услуг может значительно сократить это время.
Бизнес-план «Крематорий». Как открыть крематорий для животных. Оборудование для крематория
В современном мегаполисе любителям животных приходится решать деликатный вопрос: «Где похоронить домашнего любимца в случае его кончины?» Кладбища для животных предусмотрены не в каждом городе, а закапывать питомцев в парках или собственных дворах не только грустно, но и вредно. Отдавать же погибших животных в ветклиники на утилизацию многим не позволяет чувство привязанности и способность горожан очеловечивать питомцев.
Зачем нужен ритуальный бизнес для животных
Учитывая потребность населения в цивилизованном захоронении зверушек, можно создать ритуальный бизнес для животных, который:
Правильно созданный крематорий для животных окупается примерно за 4-5 лет, но при условии грамотного подхода к построению бизнеса. Учитывать придется многое, начиная от строительства специализированного здания и заканчивая решением вопроса о размещении рекламы.
Информацию о таких услугах не разместишь на рекламных баннерах или в транспорте. Владельцу придется познакомиться с тем, как устроен крематорий, какие документы необходимы для его открытия, какие дополнительные услуги могут одновременно принести утешение владельцам животных и доход бизнесмену.
Немного из истории
Впервые кремация как разновидность захоронения праха была использована в Элладе. Веря в святость Огня, греки чтили усопших, сжигая их тела. Именно оттуда традиция распространилась по миру. Первые крематории в Америке и Европе появились в восемнадцатом веке.
Интересно (об этом знают далеко не многие), что еще до революции в России тоже был крематорий. Во Владивостоке там кремировали выходцев из Японии. Традиция сжигать животных появилась намного позднее, и никто точно не знает, когда именно. Однако в Египте кошек, которых считали священными, бальзамировали, впрочем, как и некоторых других животных, например, крокодилов. Сегодня крематории для животных пользуются все большим спросом.
Что нужно, чтобы открыть крематорий?
Примерные первоначальные затраты
План может учитывать разные нюансы, среди которых есть обязательные:
Что еще должен учитывать бизнес-план?
Вечная память? Модные дополнительные услуги
Далеко не каждый владелец хочет забрать прах питомца, а в некоторых городах это запрещено местными законами. Обычно крематории имеют собственные территории, где либо хоронят прах, либо помещают его в колумбарий, либо (эконом-вариант) развеивают по ветру.
Однако места такие ограничены, поэтому на Западе стали изготавливать сувениры из… праха животных. Простейший такой сувенир может представлять собой капсулу из стекла, в которую помещен прессованный прах. Капсулу можно использовать как кулон или хранить дома. Собственно, это самая доступная услуга по цене.
В Швейцарии из праха выращивают Алмазы памяти. При помощи специального оборудования прах подвергают давлению в 60 000 бар и температуре в 1500°. Получается алмаз, внешне ничем не отличающийся от натурального.
Опыт других стран
В Корее вместо алмазов изготавливают примерно по таким же технологиям бусины. Мода на ношение таких алмазов и бус постепенно охватывает все больше стран. Конечно, оборудование для производства таких изделий способен приобрести далеко не каждый предприниматель: это очень дорого.
Поэтому изобрели еще один способ сохранения материальной памяти о питомце. В Великобритании выпускают обычные виниловые пластинки, в которые добавляют пепел любимца. Некоторые владельцы записывают на них речи или музыку, но большинство записи не делает. Прослушивание пустой пластинки, шум и треск, которые при этом слышны, многие принимают за потусторонние сигналы, что еще больше поднимает цену на сувениры из праха. Услуга может оказаться востребованной уже в ближайшие годы и у нас.
В США прах добавляют в грунт, который выдается владельцам иногда вместе с уже высаженным в него растением. Эта услуга напоминает русскую традицию хоронить животных на заднем дворе и почти не требует вложений.
Как открыть крематорий в России?
Для начала придется ознакомиться с соответствующей документацией.
Документы готовы. Что дальше?
Как только получены документы, можно сразу приступать к следующим этапам: строительству здания и организации рекламной кампании. Разрабатывая и размещая рекламу, следует учесть самому и донести до населения мысль о том, что даже наша Церковь признала кремацию правомерной и не нарушающей церковных канонов.
О содержании и размещении рекламы придется подумать особенно тщательно. Во-первых, информация должна быть одновременно максимально тактичной, убедительной, красочной и исчерпывающей. Некоторые СМИ советуют размещать листовки в транспорте и баннеры на бортах городского транспорта, чтобы люди постепенно привыкали к новым видам услуг.
Однако уже известны несколько случаев, когда возмущенные горожане потребовали убрать ритуальную рекламу с транспорта. Работу нужно построить таким образом, чтобы на последних этапах обустройства здания горожане уже были информированы о новом виде услуг (или новом крематории), штат набран, а оборудование полностью готово.
Оборудование для крематория
От качества технических средств, их особенностей эксплуатации и стоимости во многом зависит успешность бизнеса. Печь для крематория может быть специальной, служащей для утилизации животных. Она стоит дешевле, однако далеко не каждый владелец животного согласится считать его «биологическими отходами».
Поэтому выгоднее приобретать специальные двухкамерные газовые печи, такие как в обычных крематориях. В первой камере автоматически поддерживается температура 800°- 1200°, при которой сгорает биологическая масса.
После сжигания тушка автоматически поступает во вторую камеру, где из газов выжигаются вредные вещества. В итоге из трубы крематория должен выходить не черный или сизый дым, как в фильмах ужасов, а просто прозрачный подогретый воздух.
Считается, что лучшие печи для кремации выпускают в Чехии, США и Германии: они выдерживают без профилактики до 6000 процедур. Последние модели больше напоминают компьютер и работают практически без участия оператора. Однако хорошее оборудование можно приобрести и в России, причем стоить оно будет дешевле, а запасные части к нему купить будет проще.
Прочее оборудование
Что еще нужно для работы?
Для работы необходимы приспособления и санитарные средства для уборки печи и помещения. Спецодежда для персонала обязательна:
Фартуки и нарукавники должны предохранять не только от пыли и праха, но и от ожогов, поэтому в них рекомендуется предусмотреть вставки из алюминия.
Несколько слов об эффективности вложений
В провинции может потребоваться больше времени: населения там меньше, кремация не является популярной практикой, стоит дешевле, чем в столице. Кроме того, следует помнить, что в очень маленьких городах такой бизнес и вовсе убыточен, как и в сельской местности, где люди проще относятся к животным. Открывая ритуальное заведение, предприниматель должен понять, нужны ли его услуги в данной местности, среди конкретных традиций и устоев.
Бизнес-план крематория: оборудование и расходы
Похоронный бизнес является чрезвычайно развитым и конкурентным сегментом российского рынка, где у новых игроков обычно не так много шансов успешно поддерживать недавно открытые предприятия. Тем не менее на территории страны пока что недостаточно развито одно из направлений данной сферы — кремация умерших людей. Актуальность составления бизнес-плана крематория в настоящее время вызвана заметным повышением спроса на подобные услуги у населения.
Оценка рынка и конкуренции
Захоронение людей в земле всегда было в приоритете в России, а потому по всей стране на 2018 год функционирует всего лишь 24 крематория. При этом отмечается рост популярности кремации в регионах, где функционируют такие предприятия. Причиной тому служит отсутствие достаточного количества мест на кладбищах, а также дороговизна традиционных похорон и повсеместное навязывание сопутствующих услуг.
Сегодня кремацию предпочитает каждый десятый житель страны. Если же в регионе есть действующий крематорий, то такой вариант выбирает гораздо больше людей. К примеру, до 95% населения Норильска и до 70% в Москве и Санкт-Петербурге выступают за новый способ. Проект крематория среднего уровня по большей части будет актуален для городов, где проживает от 700 тысяч до 1,5 миллиона человек.
Особенности рабочего процесса
Кажущаяся простота самой процедуры не отменяет того факта, что объем капиталовложений в открытие подобного предприятия достаточно велик. По сути, крематорий, это здание со специальным оборудованием, основным назначением которого является сжигание усопших и проведение сопутствующих похоронных ритуалов.
Умершего кладут в специальный гроб из горючих материалов. После прощания родственников и близких с усопшим в специальном зале гроб относят в кремационную печь и производят процедуру сжигания. Рабочая температура составляет обычно от 870 до 1090 градусов Цельсия. Таких значений достаточно, чтобы человеческие кости и ткани превратились в прах. Кремировать взрослого человека средней комплекции нужно примерно полтора-два часа.
Остывший прах дополнительно измельчается и засыпается в специально приготовленную керамическую, деревянную или бронзовую урну, которая отдается родным или близким умершего человека. Как правило, разрабатывая бизнес-план крематория, помимо основной процедуры сжигания тела, включают также ряд сопутствующих ритуальных услуг.
Нюансы открытия и вероятные сложности
Эксперты называют три основных типа трудностей, с которыми могут столкнуться начинающие предприниматели, открывающие подобное предприятие.
Если предприниматель все еще задается вопросом о том, как открыть крематорий в маленьком городе, то ему однозначно стоит отказаться от этой затеи. Открывать такое предприятие рекомендуется в городах с населением не менее 700 тысяч человек.
Поиск здания и его расположение
Перед закупкой оборудования и наймом персонала следует определиться с арендой подходящего помещения или строительством нового крематория. Местоположение будущего здания согласовывается с местными органами власти, которые предъявят к нему ряд обязательных требований.
В первую очередь крематорий должен располагаться за чертой города, потому как процедура сожжения предполагает выброс в атмосферу большого количества вредных веществ. Иногда администрация идет на уступки и разрешает построить предприятие в городе, однако при этом вокруг него не должно быть ни одного жилого здания в радиусе трех километров. Обычно в таком случае выделяют территорию неподалеку от местного кладбища.
Улаживание и согласование всех подобных вопросов с местными властями можно поручить любой фирме, где за определенную плату дадут дельные советы по поводу того, как в России открыть крематорий для людей. Как правило, представители фирмы выступят посредниками и оформят всю необходимую документацию.
Процесс строительства
Значительной статьей расходов в плане станет именно возведение нового здания крематория. Меньшие затраты уйдут на оформление и переоборудование существующего помещения. В процессе получения всех требуемых разрешений от государства параллельно следует разрабатывать архитектурный план будущего крематория.
Рассмотрим ситуацию, когда все-таки придется строить новое здание. Для того чтобы открыть крематорий в городе, в данном случае уйдет весьма значительное время. Требования и нормативы предписывают строить рабочее помещение из кирпича. Тем не менее допускается сооружение основного здания из металлоконструкций, которые обойдутся предпринимателю гораздо дешевле капитальных кирпичных стен. Возведение комплекса из подобных готовых элементов значительно сократит сроки запуска бизнеса.
Отделка внутренних помещений и территории
Здание крематория включает в себя сразу несколько помещений, каждое из которых играет определенную роль. Обычно такой комплекс включает два основных корпуса — технический и ритуальный. Между ними, как правило, расположена галерея, которая является переходом из одной части здания в другую.
Проект крематория для средних и крупных городов в целом не отличается и предполагает наличие определенных помещений в основных корпусах комплекса. Ниже приведен полный список таких комнат.
На прилежащей территории нужно разместить стоянку для автомобилей клиентов. Тротуары в непосредственной близости от главного входа покрываются специальным плиточным покрытием. Кроме того, следует установить скамьи, разбить цветники и газоны.
Выбор печи для кремации
Для подобного бизнеса обыкновенно выбираются двухкамерные печи специального назначения. Наличие второго отсека обусловлено экологическими причинами. В первой камере большего размера непосредственно сжигается тело усопшего, а во вторую выделяются различные продукты сгорания вроде вредных примесей и дымообразующих частиц. Благодаря этому печные трубы выпускают лишь чистый нагретый воздух без запаха гари и следов дыма.
Подходящие печи выпускает в том числе и отечественный производитель, продукция которого обойдется несколько дешевле аналогов из США, Германии и Чехии. Для крематориев в списке продукции Санкт-Петербургского завода компании «Теплопроект» существует специальная печь ГПК-01. Отзывы предпринимателей говорят о том, что данное оборудование успешно прошло проверку временем в этом бизнесе. Если требуется выяснить то, как открыть частный крематорий и при этом закупить более дешевое качественное оборудование, то будет непросто найти лучший вариант.
Основное оборудование
Печи требуются для проведения самой процедуры кремации, однако в перечень обязательного оборудования непременно стоит добавить еще несколько позиций. Например, для хранения тел усопших потребуется приобрести холодильную камеру.
Также не обойтись и без кремулятора — специального устройства, предназначенного для извлечения с помощью магнита-ловушки из уже кремированных останков различных металлических предметов, которые не поддаются горению. К таким элементам часто относятся зубные и костные протезы.
Рекомендуется в бизнес-план по открытию крематория для людей включать только качественное оборудование, соответствующее всем экологическим нормам, что станет эффективными превентивными мерами против различных надзорных служб и органов.
Ремонт оборудования
Не стоит также забывать про своевременный ремонт всех устройств. Более долговечное оборудование из США, Чехии или Германии будет требовать капитального ремонта примерно через 5-6 тысяч кремаций. В среднем такое количество операций достигается за период от трех до пяти лет функционирования предприятия.
В первую очередь обязательно потребуется замена огнеупорных материалов пода и свода главной кремационной камеры в печи, а также выхода отработанных газов, огнеупорных частей дожигательной камеры и горелочной облицовки.
Нетрудно догадаться, что такой ремонт либо делается своими силами, либо с привлечением высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. В последнем случае итоговая стоимость ремонта возрастает до 75-80 тысяч рублей, что необходимо заранее учесть в бизнес-плане крематория.
Дополнительное оборудование
В данную категорию входит ряд устройств и предметов второстепенного значения, однако без них функционирование предприятия может быть сильно затруднено или невозможно.
Список включает в себя следующее оборудование:
Кроме того, в этой категории расходов в бизнес-плане крематория учитываются остальные предметы, предназначенные для регулярного обслуживания всех основных компонентов кремационного зала.
Спецодежда для персонала
Для обслуживания и проведения основных операций предприятия, конечно же, потребуется нанять сотрудников. Нельзя забывать и о том, что нужно, чтобы открыть крематорий и обеспечить его стабильную работу — обеспечение персонала всем необходимым для нахождения в кремационном зале и соблюдения техники безопасности.
Всем сотрудникам понадобится спецодежда, сделанная на заказ. Такой набор должен включать маску, респиратор, защитные очки, фартуки, перчатки и рабочие халаты. Также персоналу потребуется специальная форма для защиты от образующейся в процессе кремации пыли и грязи.
Форма при этом состоит обычно из плотной хлопковой ткани, капюшона на голову и чулок для обуви. Специальные фартуки, в свою очередь, защищают сотрудников от ожогов при чистке печей и удалении остатков праха. Алюминиевые вставки на одежде позволяют без опаски проводить такие рутинные операции.
Стоимость всего оборудования
Самый экономный вариант обойдется предпринимателю в сумму от 5 до 10 миллионов рублей. Более качественное оборудование будет несколько дороже — его стоимость начинается от 20-25 миллионов рублей. К указанным цифрам следует прибавить определенную сумму, которая пойдет на обязательный плановый ремонт всех основных компонентов.
Конечно, не стоит забывать об амортизации оборудования. Расходные части станут постоянной статьей в бизнес-плане крематория для людей. Всегда могут возникнуть какие-либо непредвиденные случаи. К примеру, замена некачественной и полностью вышедшей из строя кремационной печи способна разорить весь бизнес еще до того, как он выйдет на прибыль. Именно поэтому эксперты настоятельно не рекомендуют экономить на основных компонентах и оборудовании.
Общий расчет стоимости и окупаемость
Приблизительная сумма капиталовложений на открытие крематория в среднем городе составит от 25 до 30 миллионов рублей. В данную сумму входят, помимо всего оборудования, также аренда или покупка земельного участка, затраты на строительство здания со всеми помещениями и фонд заработной платы для сотрудников.
При таких стартовых вложениях срок окупаемости составит примерно 4-5 лет. Получить такие цифры удалось благодаря подсчету стоимости услуг для московских крематориев. Согласно приведенным данным, процедура кремации стоит в столице от 4 до 5 тысяч рублей. Однако общая стоимость услуг обходится каждому клиенту в 15-20 тысяч рублей. Самые дорогие похороны с кремацией могут стоить вплоть до 200 тысяч рублей, но это скорее исключительные случаи.
Для решения проблемы того, как открыть крематорий в России и какой бюджет для этого нужен, достаточно рассчитать указанную выше стоимость одного погребения. Разумеется, нельзя не вспомнить сопутствующие услуги, которые практически всегда оказываются востребованы среди клиентов: оформление зала для прощания, музыкальное сопровождение, транспортировка, гроб с постелью и подушкой, траурное покрывало. В совокупности дополнительный прайс существенно поднимает стоимость кремации, а значит, уменьшает сроки окупаемости для всего предприятия.