что нужно для того чтобы открыть благотворительный фонд
Как создать благотворительный фонд с нуля в России
В каждом развитом государстве финансовый бюджет тратят на необходимые нужды по принципу значимости. Но иногда важные для общества сферы не получают должной денежной поддержки от власти. К счастью, сегодня каждый может оказать посильную помощь в развитии социально значимых проектов благодаря возникновению благотворительных фондов. Чем же примечательны эти организации?
Благотворительный фонд и основы его функционирования.
Некоммерческие образования, накапливающие финансовый капитал для последующего перечисления нуждающимся, называют благотворительными фондами. Такой механизм чрезвычайно важен для существования социума, поскольку бюджет страны не всегда покрывает проблемные области общественной жизни.
А самое прекрасное в благотворительности, что каждый неравнодушный человек может внести посильный денежный вклад в общее дело (например, поддержка спорта, медицины или науки). Двойной контроль со стороны надзорных органов и активных граждан гарантирует трату всех денежных средств исключительно по назначению.
Функционирование БФ состоит в аккумуляции денежных пожертвований и их распределением среди нуждающихся. Работа фонда невозможна без штата сотрудников, которым начисляется заработная плата. Таким образом, часть средств неизбежно идет на погашение задолженности перед персоналом.
Наряду с основной деятельностью фонд может открыть предпринимательское направление, но только с упором на благотворительное начало.
Данный материал подробно осветит все нюансы того, как основать благотворительный фонд.
Поэтапный инструктаж по открытию БФ.
Как самостоятельно создать благотворительный фонд с нуля в России? Для этого достаточно следовать пошаговому руководству, которое позволит воплотить мечту в реальность.
a) Четкая формулировка направления деятельности.
Нужно понимать, что прибыль не является приоритетной целью НКО. Главная задача – поддержка нуждающихся. Для этого нужно знать, как открыть благотворительный фонд помощи детям, инвалидам, сиротам и людям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства. Здесь важна конкретика, потому как «смазанные» представления о будущем могут поставить идею в тупик на ранних стадиях. Также следует создать устав и выбрать место для размещения будущего проекта.
b) Поиск инвесторов-меценатов.
Замечательно, если начальный капитал учредителя позволяет реализовать проект собственными силами. Но когда средства ограничены, приходится просить помощи у инвесторов. Успешный старт дает надежду на светлое будущее. Но вопрос заключается в том, что инвестор должен быть уверен в надежности своих вложений, и уже после первого месяца работы может потребовать отчет о результатах. Поэтому следует основательно подойти к решению данного аспекта.
Найти инвестора будет намного проще, если организатор обладает широким кругом знакомых и большим числом контактов.
c) Появление БФ. Непосредственно, юридический этап создания. Регистрация БФ происходит в Министерстве Юстиции РФ. Подробный обзор, как зарегистрировать благотворительный фонд, будет проведен позже.
Выполнение данных шагов предваряет начало работы в выбранном направлении.
Регистрация БФ в Минюсте.
Как открыть благотворительный фонд в России? Правильно, только через местное отделение Минюста.
А с чего начинают создание благотворительного фонда? Со сбора необходимых справок и бумаг. Подача обращения осуществляется в 3-месячный период с момента решения заняться деятельностью.
Процедура регистрации включает в себя несколько этапов:
По закону использовать арендованную площадь для деятельности БФ запрещено. Вот почему необходимо доказать факт владения имуществом.
Текущий пакет документов указан в п.4 Ст. 13.1 ФЗ №7. Контролирующие органы не имеют права требовать иные дополнительные документы. Процесс рассмотрения занимает 14 рабочих дней с момента подачи заявки. После этого в течение 5 рабочих дней запись об организации вносят в общий реестр. Отказ в праве регистрации является основанием для обжалования решения в суде.
На сбор всех необходимых документов потребуется примерно 7 дней. Самым затратным по времени этапом является составление внутреннего устава. Содержание документа регулирует Ст. 14 ФЗ №7. В нем должна быть указана следующая информация:
Юридические аспекты благотворительной деятельности.
Юридическая трактовка понятия благотворительный фонд подразумевает любую некоммерческую единицу, которая не преследует цель самообогащения. Напротив, главной задачей такой организации является оказание социальной помощи определенного типа.
В статье 118 ГК РФ сказано, что основателем НКО может оказаться физ. лицо. Кроме того, юрлица также обладают аналогичным правом. Закон лоялен к зарубежным инвесторам – открыть фонд дозволено даже иностранному гражданину.
Примечателен факт, что закон допускает ведение предпринимательской деятельности для благотворительных организаций от своего имени или через создание нового акционерного общества.
На подобного рода деятельность распространяются некоторые ограничения:
Юридические основы функционирования БФ прописаны в:
Конституция и Гражданский кодекс прописывают важнейшие права и свободы. Согласно регламенту, НКО является полноценным независимым субъектом правовых отношений. Это дает некоторые преимущества:
Федеральный закон №135 («О волонтерстве») регулирует нормы и правила в рамках функционирования НКО:
В ФЗ №7 («О НКО») прописан регламент создания и работы некоммерческой организации:
Каждый из нормативных документов содержит важную информацию, которой руководствуются все НКО в России.
Советы по планированию.
Как открыть фонд помощи нуждающимся? Первым шагом на пути создания проекта станет выбор направления. Например, можно сконцентрировать свои силы на поддержке детей-сирот. Соответственно, все поступившие на баланс средства должны быть перечислены в детские дома и приюты – учреждения, где находятся несчастные ребята.
Чтобы не запутаться среди множества дорог и найти свою нишу, нужно ответить на пару вопросов. В какие фонды люди максимально часто и много донатят? Что привлекает их больше остальных? Такая постановка задачи поможет определить подходящую сферу.
Важно указать отличительную «фишку» конкретного фонда – то, чем он будет выгодно отличаться на фоне других.
Современным модным трендом становится основание фондов медийными личностями. Безусловно, узнаваемое лицо вкупе с серьезным имиджем героя играют на руку проекту. Люди доверяют таким образам и всегда готовы прийти на помощь.
Поэтому грамотный маркетинг – это не корыстный метод, а вынужденная необходимость.
Хочу создать семейный благотворительный эндаумент-фонд
1 ноября 2022 (по факту это будет более долгосрочный проект)
Ситуация
Есть желание регулярно заниматься благотворительностью. Выбор был между двумя стратегиями:
Стратегия развития фонда проста — это будет ИИС, на который будут куплены бумаги (облигации/дивидентные акции) на ежемесячно выделяемые средства из личного бюджета. Дополнительно формировать основу фонда будут возвраты по ИИС. Весь доход, полученный по портфелю, будет регулярно направляться в благотворительные фонды, которые будут предварительно отобраны, учитывая пожелания каждого члена семьи (так как эндаумент семейный).
Старт
Для старта будут использованы специальные целевые накопления за этот год в размере 130 000 рублей. В последующем фонд будет ежемесячно пополняться на сумму, определенную личным финансовым планом. За счёт этого, а также налогового вычета по ИИС (а также социального вычета за благотворительность) фонд будет постепенно расти.
Препятствия
Единственное препятствие — непредвиденные обстоятельства, в результате которых личные финансовые условия не позволят ежемесячно пополнять фонд для его роста. Однако даже в этом случае фонд, пусть и очень маленький, будет продолжать существовать с первоначальной суммой.
Отношения с деньгами
Полагаю, моя финансовая дисциплина выше, чем у 90% жителей России. Имеется финансовый план, ежегодно верстается бюджет, все доходы распределяются между 8 установленными целевыми «корзинами», что помогает без проблем решать финансовые цели, поставленные на год, и тратить именно столько, сколько необходимо, а также выделять значительную часть дохода под инвестиции.
Такой прагматичный подход уже помог досрочно погасить ипотеку, сформировать фонд на ежегодные путешествия и, собственно, побудил к идее создания эндаумента, так как дисциплина — это один из основных критериев.
Реалити-шоу о финансовых целях: заявки. Первый этап, в котором читатели ставили цели и объясняли, почему выбрали их
5 способов заняться благотворительностью юрлицу
В 2019 году Мэйл-ру представил исследование о благотворительности в малом и среднем бизнесе. 30% сотрудников сказали, что их компании кому-то помогают — чаще всего детям, взрослым в трудной жизненной ситуации и пожилым. Этот процент можно увеличить и сделать это с пользой для бизнеса. Рассказываем 5 вещей, которые может сделать компания для некоммерческих организаций.
Вместо корпоративных сувениров перевести деньги в фонд
Переводить бюджет на сувениры фондам — это акция, которая называется «Благотворительность вместо сувениров», она проходит в России уже 13 лет. Компании берут бюджет, который заложили на сувениры для сотрудников или партнеров, и переводят его в благотворительный фонд. Акцию проводят на Новый год, на 8 Марта или 23 Февраля.
В 2018 году фонд «Подари жизнь» собрал 44 миллиона рублей от 113 компаний — среди них крупные банки, логистические компании, заводы, корпорации и ИП. По словам фонда, на эти деньги купили дорогие лекарства для 43 детей, больных раком.
Кто так уже делал. Газпром, Сбербанк, Ларнилэйн, Мэри Кей, ПЭК Электроникс, сеть коворкингов «Гроу Ап», Плаут, Нотамедиа, Ренова, Хэдхантер, фармкомпания «Пульс».
Что делать. Чтобы тоже участвовать в акции, есть два варианта: перевести бюджет на сувенирку или его часть в любой благотворительный фонд или купить сувениры от благотворительной организации.
Сувениры от благотворительной организации выпускают сами НКО: открытки, посуду, одежду, украшения. В некоторых фондах их делают сами подопечные. Вот несколько примеров:
Стартовой суммы для пожертвований нет: это может быть и миллион, а может и несколько тысяч рублей — зависит от желаний и ресурсов. Если компания закладывает ежегодно на сувениры клиентам пять миллионов рублей, необязательно тратить весь бюджет : какую-то часть можно пожертвовать, а остальное использовать как планировали.
Екатерина Ивкина, специалист по пиару, пресс-секретарь
Над сувениркой постоянно смеются, но это всё равно важный элемент распространения корпоративной культуры и коммуникации с партнерами. Отказаться от нее полностью многие не готовы. Если решили участвовать в акции, стоит сделать это частью пиара компании:
Примеры фондов, которые участвуют в акции
Адвита — помощь больным онкологическими заболеваниями
Дети-бабочки — помощь детям с буллезным эпидермолизом
Дом с маяком — поддержка детей с тяжелыми заболеваниями
Живи сейчас — помощь больным БАС
Подари жизнь — помощь детям с онкогематологическими заболеваниями
Перспективы — помощь семьям с тяжелой инвалидностью
Даунсайд Ап — помощь людям с синдромом Дауна
Фонд Константина Хабенского — помощь детям с опухолями головного мозга
Благотворительные магазины, где можно заказать подарки
Вместе с сотрудниками стать волонтерами
Корпоративное волонтерство похоже на тимбилдинг, только с пользой для благотворительных организаций: помочь с уборкой в хосписе, выгулять собак, поиграть с детьми, пробежать благотворительный марафон.
Кто это уже делал. Делойт, Токио-Сити, Вкусвилл, Келли Сервисес, Тойота Мотор, авиакомпания «Россия», Русал, Ростелеком.
Что делать. Выбрать фонд и подходящую программу, рассказать об этом сотрудникам.
В корпоративном волонтерстве есть разные варианты:
Какую бы программу ни выбрала компания, главное требование — добровольность. Сотрудников нельзя принудительно заставить сдавать кровь или отправить на субботник, это должно быть их выбором.
Купить и привезти зубную пасту
Кажется, что удобнее всего перевести деньги, а организация сама разберется, на что их тратить. Это так, но часто в фондах не хватает рук или ресурсов, чтобы съездить в магазин, купить десяток ящиков с едой и привезти в приют или хоспис. Поэтому хорошее решение — доставить в организацию свою продукцию.
Кто так уже делал. Сплат, Лента, Химитек, Нестле, Хваловские воды, Киилто Клин, Фацер, Корона Авто, Детский мир.
Что делать. Есть два варианта — закупить или привезти свое.
Если хотите закупить, у фонда можно взять список того, что им нужно. Часто детским садам дарят игрушки, но игрушки им не нужны, а нужна туалетная бумага. Поэтому берем список и делаем закупку по нему. Кто-то сразу пишет марки и виды товаров — например, так часто делают приюты для животных, потому что собакам с заболеваниями подходят только определенные корма. Кто-то просто публикует список по категориям: мыло, прокладки, одноразовые платки, зубные щетки, макароны и крупы — а волонтер уже решает сам, какие товары выбрать.
Если вы производите что-то для широкой аудитории, то для вас есть вариант подарить свои товары. Чаще всего требуются предметы гигиены, продукты с долгим сроком хранения, канцелярия и одежда. В некоторых фондах другие запросы: медицинское оборудование, лекарства, тренажеры для реабилитации, бытовая техника, мебель.
Еще нужно определиться, будет ли это разовая помощь или регулярная. Разовая больше подходит для праздников, например сбор подарков для пожилых людей или детей-сирот. С регулярной помощью организациям проще планировать расходы: они знают, какую часть товаров получат бесплатно, а на какую нужно запланировать траты.
Эти компании регулярно помогают своими товарами:
Если хотите привезти товары, нужно написать организации и рассказать, в какой форме готовы помогать: будут ли это регулярные поставки или сбор товаров к конкретной акции, что и в каком количестве можете доставить. Часто организации указывают на сайте не все нужные вещи, поэтому надо уточнять у менеджеров, что лучше купить.
У производителя зубной пасты «Сплат» в коробочках лежат письма от Евгения Демина — владельца компании. В конце каждого письма указан адрес его личной электронной почты. В 2015 году Ночлежка написала письмо Демину и через три дня получила 28 ящиков зубной пасты для подопечных организации.
Кому можно помочь. Выбрали несколько организаций, которым требуется помощь с вещами:
Как создать благотворительный фонд: инструкция и советы
Как открыть благотворительный фонд: 4 требований для старта + инструкция из 6 шагов по открытию + разбор финансовых вложений и проблемных моментов.
Как открыть благотворительный фонд? Такой вопрос появляется у людей, возможно, не так уж редко.
Однако для большинства он остается мечтой, а не планом организации «предприятия».
Желание помочь нуждающимся – это, без сомнений, отличная идея.
Но для воплощения в жизнь идеи благотворительного фонда недостаточно одного побуждения к добрым поступкам.
Из статьи вы узнаете, какими качествами и возможностями должен обладать основатель благотворительного фонда + получите практические рекомендации по воплощению своей мечты в жизнь.
Благотворительный фонд – что это?
Благотворительный фонд – это некоммерческая организация, цель которой заключается в сборе благотворительных средств на реализацию конкретного проекта.
Четкая направленность деятельности фонда – обязательна.
Желание помочь всем – это благородно, но не приветствуется, так как это стремление, к сожалению, неосуществимо.
Целевая аудитория людей, на которых направлена работа учреждения, должна состоять из одной социальной группы, например: помощь детям, проживающим в приютах, или развитие баскетбола среди молодежи вашего города.
В процессе расширения, возможно увеличение сфер влияния.
Но изначально стоит выбрать единственную цель и качественно организовать помощь.
Закон твердит: благотворительный фонд имеет право на предпринимательскую деятельность, которая должна быть зарегистрирована должным образом в федеральной налоговой службе.
Учет средств, полученных от благодетелей, должен производиться отдельно.
Если же фонд занимается только сбором средств, деньги на зарплату сотрудникам, аренду помещения и маркетинг могут извлекаться из пожертвований.
Часть от материального обеспечения, используемая для нужд организации, не может превышать отметку в 20% от общей «кассы».
Как открыть свой благотворительный фонд: начальные требования
Отдельно стоит обсудить такое требование, как наличие меценатов.
Если кто-то думает, что поиск спонсоров – это последнее дело, он допустит грубую ошибку.
Найти начальную поддержку очень важно, потому что стартовое капиталовложение предусматривает довольно крупную сумму.
6 шагов к реализации, как создать благотворительный фонд
Придерживаясь цели статьи, перейдем к практической стороне вопроса, как создать благотворительный фонд.
Дальше вас ждет четкое пошаговое руководство.
1 ШАГ: Стартовый маркетинг
«Ваш конечный успех будет определяться тем, насколько вы способны пронести свою мечту через все испытания.»
Орисон Марден
«А как же пакеты документов на оформление организации, набор сотрудников и остальные стандартные шаги по организации предприятия?»
Если у вас возникает мысль, что данный пункт не заслуживает первого этапа, тогда прочитайте еще несколько строк, и убедитесь в обратном.
Реклама будущего фонда – это залог нахождения лиц, заинтересованных в поддержке проекта.
Основа деятельности благотворительного фонда – это финансовые вложения.
Маркетинг играет определяющую роль в этом деле.
Необходимо организовать собственный онлайн-ресурс, заняться распространением информации среди заинтересованных лиц, добиться заметок в местной прессе и медиа-пространстве.
Если ваша идея достойна внимания общественности и привлечет внимание людей (особо важно – меценатов), вы обязательно окажетесь «на коне».
2 ШАГ: Необходимая документация
Целесообразно будет разделить благотворительный фонд на две возможные формы ведения бизнеса:
Каждый вариант предполагает свой пакет документы, а также особенности оформления.
Пакет документации, для оформления благотворительного фонда, основанного только на фандрайзинге (сборе пожертвований):
Образец формы РН0001:
Уведомление о проведении заседания учредительного совета компании, на котором был принят Устав.
Скорее всего, от вас потребуют этот документ. Важно, чтобы физический адрес совпадал с местоположением арендованного помещения.
Как открыть медицинский центр?
Имея на руках указанные документы, вы сможете обратиться в Министерство Юстиции для регистрации.
Стартовый пакет документации для оформления благотворительного фонда, деятельность которого рассматривается, как предпринимательство, отличается объемом.
Для оформления предпринимательской деятельности необходимо прописать в Уставе распределение средств между всеми секторами. То есть указать, сколько денег выделяется на благотворительную деятельность, ведение бизнеса, выплаты ежеквартальных расходов.
Фонд, который занимается предпринимательством, обязан зарегистрироваться как юридическое лицо в Федеральной налоговой службе. Структура организации усложняется.
Именно потому не рекомендуется изначально планировать предпринимательскую деятельность.
3 ШАГ: Планирование деятельности
После регистрации, нужно распланировать его деятельность на ближайшее время (от 6 месяцев).
Для чего нужен этот этап?
Использование некоммерческих организаций для «отмывания» денег – распространенная практика в России.
Исходя из этого, будьте готовы ощутить повышенный интерес со стороны ФНС и других проверяющих структур.
Плюсы планирования деятельности для благотворительности:
Выгодный маркетинговый ход, позволяющий заинтересовать филантропов в помощи.
Очевиден тот факт, что ни один человек не вложит свои деньги в проект, если не узнает путь, по которому они отправятся к нуждающимся в помощи.
Бизнес-планирование позволяет ориентироваться в финансовых операциях на каждом этапе становления.
Только после тщательного разработки плана деятельности, рекомендуется приступать к работе.
4 ШАГ: Аренда помещения
Начать следует с выбора помещения.
Стандарты офиса для фонда:
Параметр офиса | Необходимое значение |
---|---|
Площадь | 25 – 30 кв.м. |
Местоположение | Недалеко от центра города, так как благотворительный фонд – это публичная организация. Расположение должно привлекать внимание потенциальных меценатов. |
Жилищные условия | Вода, отопление, электричество – все это просто необходимо для нормальной работы сотрудников. |
Дизайн | Интерьер лучше оформить в пастельных тонах. Не нужно нестандартных линий или отпугивающих деталей. Вы работаете с людьми, в первую очередь, потому нужно ориентироваться на комфорт клиентов. |
Стоимость аренды офиса составит около 30 000 – 35 000 рублей, что является довольно большой суммой для основателя.
Постараться решить вопрос с арендой можно с помощью местных властей, указав им на важность вашей деятельности.
5 ШАГ: Подбор персонала
Подбор кадров – это очень ответственный процесс, требующий должного анализа.
Желательно обращаться к людям, имеющим опыт работы в вашей сфере деятельности.
Все прекрасно понимают, что сотрудники благотворительных фондов не гонятся за большим заработком.
У них совершенно другая мотивация – помощь нуждающимся.
При выборе сотрудников необходимо отталкиваться от деятельности.
Например, для защиты животных и социально необеспеченных граждан требуются совершенно различные специалисты.
Стандартный набор сотрудников, а также их обязанности представлены в таблице:
Должность | Обязанности |
---|---|
Маркетолог | Разработка плана продвижения: рекламные акции, распространение информации среди заинтересованных лиц. |
Секретарь | Обработка информации. |
Работник социальной сферы | Работа с другими фондами, структурированная организация помощи. |
Бухгалтер | Работа с финансами, начисление зарплаты сотрудникам, распределение средств между проектами + контроль трат. |
Консультант | Лицо, предоставляющее услуги по анализу сферы деятельности. Находит проблемные зоны, и обучает персонал особенностям работы. |
Вас удивило отсутствие расчета заработной платы?
Дело в том, что финансовое обеспечение сотрудников может колебаться от 0 рублей до бесконечности, так как оплата труда является необязательной в подобных организациях.
Сотрудники могут работать и на основе волонтерской деятельности, которая предполагает предоставление бесплатных услуг.
Самая сложная задача при выборе персонала – подобрать действительно мотивированных людей, знающих свое дело и готовых работать за символические суммы.
6 ШАГ: Организация помощи нуждающимся
Организовать благотворительный фонд и найти спонсоров легче, чем правильно распределить финансы на сам процесс помощи нуждающимся.
Для правильного вложения необходимо определить путь поддержки «пользователей».
Чтобы упростить восприятие процессов, описанных далее, рассмотрим практический пример.
Благотворительный фонд «Надежда» занимается поддержкой приютов для собак в конкретной местности (пусть это будут пределы одного города). Структура правильно организована, вложения меценатов составили 1 000 000 рублей. 20% от этой суммы руководство потратило на обеспечение сотрудников, аренду офиса и услуги маркетинга. План на месяц – вложить 400 000 рублей в строительство нового приюта для выброшенных домашних животных.
Итак, есть сумма в количестве 400 000 рублей. Но как ее использовать, и к кому обратиться за помощью?
На этом этапе управляющий может обратиться к местной власти, обсудить данную проблему. Также, можно опубликовать тендер на лучшие идеи в местной прессе или медиа-пространстве. После окончательного выбора лучшего из предложенных проектов, остается найти подрядчика для формирования плана строительства и составления проектной документации.
Вот таким образом «Надежда» вложила свои сбережения в реальное дело, соблюдая все правила маркетинга:
Цель примера – объяснить, как можно использовать вклады меценатов для реализации благотворительной деятельности.
3 возможные проблемы по открытию благотворительного фонда
Намного сложнее оставаться на плаву и выполнять свои обязанности.
К постоянным рискам можно отнести:
Благотворительный фонд основан на добровольных вкладах, что приводит к нестабильному финансовому положению.
Проблемы с местной властью.
Инвестирования из фонда должны совершаться под присмотром властей, так как они приводят к инфраструктурным изменениям.
Но не всегда мнение ответственных органов совпадает с решением руководства фонда.
Очень сложно мотивировать сотрудника работать за символический оклад, что приводит к постоянным разногласиям в коллективе.
Несмотря на все трудности, открыть благотворительный фонд возможно.
Стоит только приложить соответствующие усилия.
Для такой некоммерческой организации, как благотворительный фонд, просмотрите также следующее видео:
Цена вопроса: сколько денег нужно, чтобы открыть свой благотворительный фонд?
Но все же, примерная сумма была определена – 160 000 рублей.
Детальное описание расчетного листа:
Статья расхода | Сумма (руб.) |
---|---|
Итого: | 160 000 руб. |
Регистрация | 5 000 |
Аренда | 35 000 |
Маркетинг | 20 000 |
Заработная плата сотрудникам | 100 000 |
Помощь людям – благое занятие.
Но нужно помнить, что поддержку необходимо преподносить в правильной форме, иначе она просто не будет иметь никакой ценности.
Создать свой благотворительный фонд – значит посвятить себя помощи другим, забыть о цели обогащения.
Вы готовы возложить на свои плечи такой груз?