что нужно для того чтобы играть на электрогитаре
Оборудование и принадлежности к электрогитаре
На предыдущей странице мы рассмотрели основные типы электрогитар и в общих чертах определились с тем, какой тип гитары следует выбрать, в зависимости от того, в каком стиле Вы хотите научиться играть. На этой странице мы рассмотрим оборудование и принадлежности для электрогитары, и Вы узнаете о том, как осуществляется подключение электрогитары и различного оборудования.
Очень часто начинающие музыканты основное внимание уделяют вопросу выбора электрогитары, а оборудование и принадлежности покупаются “как у того гитариста или как получится”. На месте начинающего музыканта я бы руководствовался двумя моментами – рациональность и интерес. Под рациональность следует понимать набор оборудования и принадлежностей, которые необходимы для занятий, под интересом – оборудование и принадлежности, которые будут способствовать регулярным занятиям и вызывать интерес к освоению инструмента.
Рис. 1. Комбоусилитель (комбик) Marshall
В зависимости от модели комбики могут идти со встроенными эффектами, что позволит помимо чистого звука получить дополнительное звучания (перегруз, реверберация и др.). Для тихой игры следует выбрать комбик с выходом на наушники. Тогда можно будет заниматься в любое время, никому особо не мешая.
На более дорогих и мощных комбиках Вы можете увидеть большее количество различных элементов управления, что может навести на мысль, а не купить ли этот более мощный комбик “где так много всего”. Тут нужно принять во внимание тот факт, что комбики “начинают звучать” при определенном уровне громкости (обычно больше 50%-70%). Смогут ли вытерпеть такой уровень громкости родные и соседи – большой вопрос, поэтому для небольшой квартиры 15 Вт вполне будет достаточно, а дополнительные возможности по звуку можно получить с помощью педалей эффектов или гитарного процессора.
Инструментальный шнур – с помощью шнура производится подключение:
Рис. 2. Шнур для электрогитары «джек-джек» (моно)
Процессор для электрогитары – электронное устройство, с помощью которого можно получить различный звук и создать свое звучание, добавляя к звуку различные эффекты и обработки. Недорогие цифровые процессоры сильно проигрывают по качеству звука комбикам и педалям эффектов, но у них есть неоспоримое преимущество – процессор позволяет получить большое разнообразие в звучании электрогитары, а это бесспорно интереснее простого перегруза. Кроме того, процессор может включать в себя функцию камертона (для точной настройки электрогитары), метронома и др. что исключает необходимость в покупке этих устройств. Поэтому начинающему музыканту я бы посоветовал процессор, поскольку он стоит дешевле кучи педалей эффектов (одна педаль эффекта стоит от 2500 руб., а для полного удовлетворения может потребоваться от 5-6 педалей), да и гнаться за звуком на начальном этапе обучения нет никакого смысла.
Рис. 3. Процессор для электрогитары Korg
При покупке процессора нужно обратить внимание на наличие в комплекте поставки сетевого адаптера и русскоязычного описания (описание на некоторые процессоры можно найти в Интернете).
Если процессор большой и его планируется часто переносить (из дома на репетиции, выступления и обратно), то следует заранее подумать о специальном чехле или кейсе для него.
Педаль эффектов – устройство моделирования и (или) обработки звука. Они позволяют получить вариации некоторого звучания, например, овердрайв, дисторшн и др. Это небольшие устройства, в которых, как правило, есть педаль для включения эффекта и регуляторы для настройки параметров звучания. Поскольку педали эффектов достаточно специализированные устройства, то их покупка для неопытного начинающего гитариста будет пустой тратой денег, поскольку почти всё тоже самое может быть в комбике и намного больше в гитарном процессоре эффектов.
Рис. 4. Педаль эффекта Boss (OverDrive)
Струны. Электрогитары продаются с уже поставленными на них “демо” струнами. Эти струны предназначены не для игры, а для первого знакомства с электрогитарой. Поэтому сразу после покупки электрогитары рекомендуется поменять их на фирменные. В противном случае можно легко натереть мозоли, поскольку “демо” струны не отличаются мягкостью (да и качество получаемого с помощью них звука посредственное). Для начала лучше приобрести комплект более “мягких” и тонких струн, чтобы уменьшить болезненные ощущения в пальцах от игры на них.
Рис. 6. Струны для электрогитары
Ремень. Необходим для игры на электрогитаре в положении стоя. Ремень должен выполнять следующие функции:
Для закрепления ремня на электрогитаре лучше выбирать ремни с кожаными накладками, которые достаточно плотно закрепляются на пуговицах корпуса электрогитары и будет уверенность в том, что ремень не соскочит с них и соответственно гитара не упадет на пол (хотя по ловле падающего на пол инструмента многие гитаристы дадут фору жонглерам).
Рис. 7. Ремни для электрогитары
Вертушка для струн. Это устройство для быстрого вращения колков, которое позволяет быстро производить замену струн и обеспечить хорошую равномерность при их намотке на колки.
Рис. 8. Вертушка для струн
Медиатор. Принадлежность для игры на электрогитаре. На электрогитаре можно играть и пальцами, но медиатор позволяет получить яркое звучание (яркую атаку). Я рекомендую не экономить и приобрести медиаторы для игры на электрогитаре разной формы и толщины. Тогда Вы быстрее сможете выбрать наиболее удобный для себя медиатор. Как правило, более толстые медиаторы (1 мм) используются для игры сольных партий, а мягкие (0,5-0,7) используются для перебора и “мягкого” боя. Смена одного медиатора на другой может ощутимо повлиять на скорость и качество игры.
При выборе медиатора нужно обратить внимание на его поверхность. Посмотрите на красный медиатор на рис.8. На нем отчетливо видна точечная насечка, благодаря которой уменьшается скольжение медиатора в пальцах. Медиатор с гладкой поверхностью может выскочить из влажных пальцев. Другой момент заключается в выборе формы медиатора и особенно формы его ударной части. Многие гитаристы специально обтачивают стандартные медиаторы под себя для более удобной игры.
Рис. 9. Медиаторы для игры на электрогитаре
Копилка для медиаторов. Принадлежность для удобного хранения нескольких медиаторов.
Рис. 10. Копилка для медиаторов
Стойка для электрогитары – это необходимая принадлежность, которая не только позволит уберечь электрогитару от падений и определить постоянное место её хранения, но и способствует занятиям, поскольку проще всего снять уже подключенную электрогитару со стойки, чем доставать её из чехла, кладовки, балкона и др., а потом ещё и подключать к оборудованию.
Рис. 11. Стойки для электрогитары Hercules
Чехол или кейс для электрогитары – необходим в случае частой переноски инструмента и принадлежностей по улице, например, из дома на занятия в музыкальной студии и обратно или для длительного хранения. Чехлы имеют карманы для принадлежностей и бывают мягкие и полумягкие, а кейс – жесткий чемодан прямоугольной формы или по форме электрогитары.
ИГРА НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Опубликовано: 2015-01-09 / Автор: Сергей Хмарук
Привет всем новичками и начинающим гитаристам! Вот решил наконец-то написать статью, которая, я надеюсь, поможет вам хорошо разобраться с тем, как и с чего начать игру на электрогитаре. Также вы узнаете об обработке гитарного звука, о различных гитарных эффектах, о подключении гитары к усилителю, а также узнаете, что такое стреплок и табулатура.
Гитарный звук
Итак, пожалуй, начнем. Если вы возьмете в руки электрогитару и (не подключая ее) возьмете пару аккордов, то убедитесь в том, что звучит она весьма тихо и бедно по сравнению с акустической гитарой. Так происходит потому, что корпус электрогитары представляет собой сплошной кусок древесины. Ну, или несколько склеенных между собой кусков. Есть, правда, очень дешевые гитары из опилок, или там, фанеры – с ними можно поразить несведущих приятелей своим крутым видом, играть же на них не рекомендуется.
Настоящий «гитарный» звук можно получить, подключив электрогитару через одну или через цепочку из нескольких (у искушенных гитаристов их число доходит, чуть ли не до десятка) так называемых педалей эффектов («примочек»), в специальный комбоусилитель (в просторечье «комбик»).
У новичка комбик, как правило, транзисторный. Основные его преимущества – надежность и невысокая цена. Ламповые же комбо усилители, как правило, на порядок дороже транзисторных, кроме того, электрические лампы в них надо периодически менять (примерно раз в полгода). Чем же хороши ламповые усилители? Скажу вам по секрету – тема «ламповый звук против транзисторного» была причиной не одной священной войны, просто отметим, что ламповые усилители дают более «правильный» гитарный звук. Причем, с увеличением громкости, звук лампового усилителя становится все более «правильным», в то время как транзисторный все сильнее хочется выключить.
Педали эффектов
Что касается педалей эффектов, то их действительно большое разнообразие. И каждая дает свой неповторимый звук. Педалями они называются потому, что представляют собой небольшие коробочки, на которых, помимо различных регуляторов имеется кнопка включения (она же кнопка выключения), на которую гитарист нажимает ногой. Ну а сама коробочка, соответственно, лежит на полу. Эта кнопка часто выполняется в виде, чем-то напоминающем автомобильную педаль – отсюда и название.
Пожалуй, самый популярный тип эффекта – дисторшн (англ. distortion – «искажение»). Он используется большим числом музыкантов, играющих музыку различных стилей — от поп-рока, до тяжелых, агрессивных стилей, вроде треш-метала. Чтобы иметь представление о том, какой звук дает дисторшн, предлагаю послушать, как начинается композиция «Break Stuff» у группы Limp Bizkit.
Однако если вы захотите сыграть соло (если кто еще не знает, что значит «сыграть соло», поясню – при игре соло в один конкретный момент времени звук извлекается только с помощью одной струны). Так вот, дисторшн здесь будет плохим выбором, этот эффект слишком сильно искажает сигнал. Для соло хорош другой очень распространенный тип эффекта – овердрайв (англ. overdrive – «перегрузка»). Он минимально искажает сигнал, соло при его использовании звучит разборчиво и певуче.
Когда педаль находится в выключенном состоянии, она пропускает через себя звук, не внося никаких изменений. Это дает возможность включать эффекты в цепочку – последовательно, чтобы можно было быстро переключиться с одного на другой – выключил один, включил другой и все – никаких переключений проводов.
В реальной жизни гитаристу часто нужно переключить в процессе игры целые группы эффектов, но ног у него только две. Для таких случаев придумали специальную педаль-коммутатор – так называемый футсвитч (англ. footswitch – «ножной переключатель»).
Другой очень распространенный эффект – дилэй (англ. delay – «задержка»). Он работает совместно с другими эффектами. Его суть состоит в том, что звук одной ноты становится более долгим, как бы растянутым во времени. Как правило, дилэй работает в паре с овердрайвом, однако здесь возможны варианты, ибо фантазия людей безгранична, а если эти люди еще и гитаристы…
Также, существуют более сложные устройства – процессоры эффектов. Это цифровые приборы, которые могут эмулировать звук большого числа различных педалей эффектов и комбоусилителей. С их помощью можно играть сразу «в линию» (т.е. в обычный усилитель или вход звуковой карты компьютера). Основное их преимущество – это размер. Небольшой процессор гораздо удобнее, чем чемодан примочек и огромный комбик в придачу. Но, во-первых, эмуляция – это эмуляция, какой бы качественной она не была, а во вторых, на процессор не понажимаешь ногой – нужно крутить его многочисленные переключатели, а это не всегда приемлемо из соображений недостатка времени.
Не забывайте, что для педали эффектов нужно собственное питание – как правило, это 9-тивольтовая батарейка типа «Крона». Вместо нее почти ко всем примочкам можно подключить сетевой адаптер.
Как все соединить?
И гитара, и эффекты подключаются с помощью кабеля с разъемами типа «джек» на концах. Следует сказать, что чем короче кабель – тем лучше, тем меньше будет искажений звука, тем меньше ваш комбо будет ловить радио, а комбики, как ни странно, очень любят слушать радио. Особенно это касается кабеля, соединяющего гитару и «примочку». Лучшая его длина – 2-3 метра, не более.
Также, многое зависит от качества штекеров и самого провода. Тут закон простой: чем дороже – тем лучше (кстати, тот, кто умеет паять, сможет без проблем сделать за те же деньги кабель самостоятельно, при этом используя комплектующие покачественней, чем в готовом фабричном кабеле). Таким образом, если ваша цепочка будет выглядеть как «гитара – педаль эффектов – комбик», вам понадобится два соединительных кабеля типа «джек-джек».
Техника безопасности: ремень и стреплоки
Допустим, что гитару мы уже подключили, и руки тут же потянулись что-нибудь на ней сыграть. Сейчас-сейчас, еще одно замечание касательно техники безопасности. Осмотрите свою гитару, посмотрите, как к ней крепится ремень. Скорее всего, вы увидите такие «шляпки», за которые ремень закреплен с двух сторон.
В ремне сделаны отверстия с прорезями, в которые заходят «шляпки» и гитара держится на ремне за счет собственного веса. Самая распространенная ошибка начинающих гитаристов – перекинуть ремень через себя, не посмотрев, не перекрутился ли кончик ремня.
По иронии судьбы, очень часто ремень фиксируется в неправильно положении. Когда это происходит, гитара падает на землю, как только вы ее отпустите, а это, согласитесь, очень печально.
Для того чтобы обезопасить гитаристов от подобных коллизий, а дорогие инструменты – от непоправимых увечий, были придуманы так называемые стреплоки (англ. straplock – «замок для ремня»). Стреплоки встраиваются (вернее, ввинчиваются) на место «шляпок» и надежно крепят ремень в любом положении. Большинство новых гитар выпускаются производителями без стреплоков, как бы оставляя гитаристу выбор – поставить на гитару те стреплоки, что ему больше по душе.
Сыграем рок!
Итак, мне искренне хочется верить, что вы добрались до этого места статьи с уже подключенной и настроенной гитарой. Давайте же попробуем что-нибудь сыграть!
Честно говоря, мне обидно за тех новичков, которых заставляют при знакомстве с инструментом играть бессмертные вещи вроде «В траве сидел кузнечик». Человек решил играть на электрогитаре, уже запасся «Металзоной», он хочет, чтоб погромче и потяжелее, а вы ему «Кузнечика».
Посему, предлагаю научиться играть простой, но в тоже время симпатично драйвовый рифф из песни «Fight For Your Right» группы Beastie Boys. Заодно мы узнаем, что такое “power chords” и как записываются табы.
Для начала давайте послушаем фрагмент песни, рифф к которой мы будем учиться играть.
В этой песне гитарист использует эффект типа «дисторшн». Я рекомендую на первых порах дисторшн не включать, а играть просто в комбик напрямую (гитаристы называют это “clean” – чистый звук). Игра на чистом звуке даст вам понять, какие совершаются ошибки, где палец поехал не туда, где еще что произошло. Новичкам важно помнить, что игра через дисторшн смазывает отдельные ошибки. Не то, чтобы их незаметно, просто сложнее понять, в каком месте вы ошиблись.
Рифф нашей учебной песни целиком и полностью построен на так называемых пауэр-аккордах (англ. power chords – «мощные аккорды»). Хотя в общепринятом музыкальном смысле они не совсем аккорды, но звучат действительно необычайно мощно даже без перегруза, за что и получили свое название. Пауэр-аккорды повсеместно используются в рок-музыке. Существует даже специальный гитарный строй для игры пауэр-аккордами – Drop D. Подробнее о нем — чуть ниже.
Что такое табулатура?
Как играть ту или иную композицию музыканты записывают с помощью нот. Для гитаристов более удобной формой записи является табулатура («табы»). На табах каждой струне соответствует своя строчка. Вот, пожалуйста, чистая табулатура:
Верхняя строчка соответствует самой тонкой струне, нижняя, соответственно – самой толстой. Еще можно встретить такой вариант табулатуры – с буквами – здесь все то же самое:
А теперь, прошу любить и жаловать, вот они – табы для нашей учебной песни:
Как научиться играть на электрогитаре
Освоить игру на электрогитаре мечтают многие. Только представьте себе: потратив какое-то время, вы сможете исполнять для друзей и для собственного удовольствия любимые композиции в стиле «рок», «металл» или «блюз». Тем более, что в магазинах и на просторах сети Интернет можно выбрать и купить инструмент любого уровня – от бюджетного «Samick» до более крутых «Les Paul» или «Fender Stratocaster», на которых играют музыканты знаменитых групп.
Сложно ли играть на электрогитаре?
Освоение электрогитары может показаться непосильной задачей, на которую уходят годы. Но это не так. Несмотря на то, что принцип игры отличается от акустической гитары, научится музицировать на электрогитаре может каждый. Нужно лишь иметь желание и достаточную целеустремленность. Существует масса методик, благодаря которым, обучение будет несложным даже для тех, кто впервые возьмет в руки гитару. Если же у вас есть навыки игры на акустической «шестиструнке», вы сможете освоить электрический вариант еще быстрее.
Не следует думать, что для овладения этой «наукой» нужен особый талант, или что начинать обучение в зрелом возрасте уже поздновато. Не переживайте, самостоятельные репетиции не отнимут у вас много сил, а талант — это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее позитивный настрой и регулярная практика. Всего за два-три месяца вполне реально запомнить основные аккорды и методики исполнения.
В чем отличие электрической гитары от акустической?
Главное отличие в том, что акустика не нуждается в дополнительных приспособлениях. Традиционно, она применяется в тех композициях, где нужен тихий, теплый и спокойный звук. Играя на электрогитаре не обойтись без ряда комплектующих: усилитель, шнур, медиаторы и т.д. Большинство гитаристов используют также педали эффектов, которые расширяют возможности звуков, воспроизводимых на электрогитаре.
Как правильно играть на электрогитаре
Для игры на музыкальном инструменте важна правильная посадка и постановка рук. На занятиях в школах гитаристов этому моменту уделяется особенное внимание. Новичков учат сидеть на краю стула, чтобы корпус гитары опирался на левую ногу, под которую, для удобства, можно подложить небольшую подставку. Спина при этом держится прямо, без наклонов и поворотов, иначе можно быстро устать. Если во время занятий возникает ощущение неудобства, причинами являются:
Способы игры очень разнообразны, и каждая техника, несомненно, заслуживает отдельной серии уроков. Здесь же мы рассмотри три самых популярных методики:
Игра медиатором: Медиатор положить на указательный палец, сверху зажать его большим пальцем так, чтобы оставался виден только острый конец медиатора.
Игра пальцами: Держать руку так, чтоб она свободно висела над струнами.
Тэппинг. Пальцами правой руки ударяем и цепляем струны на ладах грифа, левая играет на легато.
Основные техники предполагают использование медиатора. Самый простой из них, с которого обычно начинают новички, – это «перебор». К более сложным можно отнести «барре», так как эта техника требует, чтобы левая рука была уже достаточно развитой и «свип», дающий быстрый и размазанный звук, часто используемый гитаристами-виртуозами.
Также, одной из первых вещей, которую нужно постичь начинающему гитаристу, является заучивание аккордов и отработка перехода с одного аккорда на другой. Самым эффективным методом обучения смене аккордов считается многократное повторение движений, чему следует уделять время на ежедневных тренировках.
Как научится играть на электрогитаре самостоятельно
Для начала вам будут необходимы:
Первым делом, новичок разрабатывает руки, используя такие простые упражнения, как зажимание аккордов левой рукой, согласно табулатуре, и извлечение поочередных звуков правой («перебор»). После получения достаточно четких и сочных звуков, можно будет перейти к более сложным техникам.
Обучение игре на электрогитаре в школе Saint-P music
Для тех, кто не обладает достаточным временем на самостоятельное обучение и желает быстрее освоить игру на электрогитаре, существует отличный выход: посещение курсов электрогитары в нашей музыкальной школе для детей и взрослых.