что нужно для типографии оборудование
Как мы с женой открыли типографию на деньги от свадьбы и прогорели
В итоге потеряли интерес к бизнесу и продаем его на «Авито»
Идея создания бизнеса у нас с женой в голове была давно, но мы никак не могли определиться, чем хотим заниматься и где найти на это деньги.
Почему решили открыть типографию
Мы очень любим аниме, комиксы и компьютерные игры. Подумали, что было бы здорово открыть тайм-кафе, игровой клуб, магазин тематической атрибутики. Но на это денег не было. А вот на наклейки для ноутбуков, которые мы заказывали с «Алиэкспресса», деньги были всегда. Сначала мы подумали заказывать наклейки и продавать их в «Инстаграме».
Идея казалась хорошей, но я решил узнать, как изготавливаются эти наклейки. Около трех недель изучал процессы производства. Сначала мне были интересны наклейки. Потом захотел узнать, что еще можно изготавливать на том же оборудовании — и меня понесло.
Рассказал обо всем жене, показал видео, статьи. Предложил купить оборудование и продавать наклейки, закладки для книг, открытки и все, что сможем произвести самостоятельно.
Тогда я думал, что это хорошая идея. Но я чертовски ошибся.
Как покупали оборудование
Поиск занял около месяца. Сначала искали на «Авито» и «Юле», но там ничего не было. Точнее, были разные принтеры и плоттеры, но дорого и очень старые.
Такие принтеры используют не картриджи, а емкости, откуда краска закачивается в картридж автоматически во время печати. Они стоят во всех типографиях.
Нам ответили приятные консультанты, которые, как нам казалось, все разложили по полочкам. В Самаре у них тоже ничего не было. Плоттер нашелся в Новосибирске, а принтер доставили из Москвы. Ждали около месяца.
потратили на закупку оборудования и расходников
Оборудование пришло в начале ноября. Распаковали — все выглядело красиво. Порадовались и уехали в Ульяновск, куда была запланирована поездка. Протестировать оборудование смогли только через неделю.
Когда вернулись, сразу решили посмотреть, как это все работает. Первые сутки я разбирался с плоттером, устанавливал программное обеспечение, настраивал и даже вырезал несколько первых трафаретов из бумаги.
Расходы на запуск домашней типографии — 77 000 Р
Плоттер Silhouette Cameo 4 | 38 000 Р |
Принтер Epson XP 3105 | 20 000 Р |
Расходные материалы | 10 000 Р |
Мебель для оборудования с «Авито» | 6000 Р |
Доставка в Самару | 3000 Р |
Первые проблемы с оборудованием
Я запустил принтер, установил ПО и попробовал что-нибудь напечатать. Это был мой первый принтер в жизни, как и плоттер. Принтер просто выплевывал пустые листы бумаги. Я попытался разобраться самостоятельно: все проверил, погуглил, но ничего не выходило. Тогда я позвонил в техническую поддержку магазина, где мы все купили — но после продажи и доставки ничего вразумительного они нам не сказали и предложили разобраться самим.
Мы с женой начали учиться работать с программой Silhouette Studio — в ней можно создавать макеты и вырезать их при помощи нашего плоттера. Параллельно звонили в техподдержку, убеждая их решить нашу проблему.
В итоге через неделю попал на адекватного парня, который задал четыре уточняющих вопроса. Затем сказал, что нужно три раза подряд прочистить дюзы — это печатные элементы на печатающей головке принтера — и подождать пару часов. Я так и сделал. Через три часа распечатал первый лист, который был с полосками. Консультант предупреждал, что так может быть, и сказал, что в этом случае нужно будет прочистить дюзы еще раз. Спустя еще две чистки принтер заработал.
Несмотря на то что принтер печатал очень медленно, цвета были яркими и красочными. Особенно хорошо выглядели фотографии на глянцевой бумаге
Дальше начали пробовать печатать на всем, что у нас было, чтобы проверить, что мы можем. Печать на бумаге прошла успешно. Только двусторонняя печать подвела. С одной стороны печаталось правильно, а с другой — сверху вниз.
На пленке краска размазалась и не засыхала. Начали искать решение проблемы на форуме, и выяснили, что на пленке печатают не все принтеры и, скорее всего, наш тоже. Еще там советовали попробовать другие виды пленки, сделанные специально для печати на струйном принтере.
мы потратили на подбор пленки для печати
Решили работать с тем, что есть.
Что не так с бумагой
Моя жена по профессии врач, но в свободное время занимается дизайном. Несмотря на это, ее навыки работы с «Фотошопом» и «Фигмой» никак не помогли с работой в программе Silhouette Studio. Программа не очень удобная. Жена стала разбираться с новой программой, а я — с техникой и процессами производства.
Первым делом набросал в графическом редакторе «Канва» несколько стикерпаков и решил напечатать их на самоклеящейся бумаге. Сначала использовал бумагу, которая пришла с принтером. Но она не давала хорошего качества печати. К тому же эту бумагу нужно было заказывать заранее большой партией и ждать доставку из Москвы в Самару. Это значит, что срочные заказы мы бы не смогли выполнить.
Я решил посмотреть другие варианты: заказал несколько видов бумаги с «Алиэкспресса» и купил недорогую бумагу для наклеек в магазине DNS. По соотношению цены и качества выиграла бумага из DNS. К тому же купить ее можно было в день заказа, очень удобно.
Но несмотря на всю красоту, качество оставляло желать лучшего. Самоклеящаяся бумага — это обычная тонкая бумага с клеевым слоем. Поэтому вода была для наклеек разрушительна. Я наклеил несколько себе на ноутбук, чтобы протестировать в рабочих условиях. От потных рук наклейки превращались в труху.
мы потратили на тесты изготовления закладок и открыток
Чтобы удобно и просто вырезать бумагу, пришлось докупить инструментов. Сначала купили дешевый дисковый резак с «Алиэкспресса», но он так отвратительно резал, что 600 Р были выброшены на ветер.
Плоттер Cameo работает исключительно с программой Silhouette Studio, поэтому пришлось осваивать ее с нуля
Запуск типографии и соцсетей
Сначала планировали запуститься к концу ноября и начать с новогодних акций и распродаж. Но сильно переоценили себя на этапе идеи. Думали, что все будет несложно и быстро все подготовим к запуску. На деле окончательно разобрались с оборудованием и программным обеспечением только в начале декабря. Поэтому решили запускаться в январе, а пока готовить товары для примеров, придумать название и то, как будем вести дела.
Чтобы не тратить еще больше времени, решили вести продажи через группу во «Вконтакте» и «Инстаграме». Нужно было придумать название. Думали несколько дней, перебирали варианты, но ничего не нравилось.
Тогда решили сходить погулять и подумать во время прогулки. Через два часа название было придумано. Решили связать творческое направление дела с чем-то хайповым — например, с единорогами. Поэтому назвали нашу мини-типографию ArtUnicorn. Супруга сделала в «Фотошопе» логотип, выбрала цвета, стиль, создали соцсети и начали их наполнять.
Сначала мы сделали около десяти публикаций, в которых описали, что делаем, как совершить заказ, сколько стоит и как с нами связаться. Решили давать людям возможность самостоятельно выбирать то, что они хотят. Каждый мог написать нам, к примеру: «Хочу наклейки с Наруто из таких-то изображений». Мы верстали стикерпак бесплатно, а человек платил рыночную стоимость за набор наклеек, закладок или открыток.
Когда задумались про производство своих стикерпаков, то сначала мы хотели заказывать уникальные картинки у иллюстраторов, чтобы выделиться. Но потом поняли, что это долго и дорого, а денег на это нет. Поэтому мы искали в интернете изображения для свободного использования, брали их, немного меняли цвета, размеры, иногда отражали по горизонтали и составляли из них то, что нам нужно.
Первый месяц был совсем без заказов. Никто даже не написал нам.
Поскольку она была начинающей, платили всего 4000 Р в месяц. Работала она с марта по июнь. Специалистка начала делать интересный контент, пиная нас, чтобы мы фотографировали больше товаров.
Первые заказы и доставка дороже товара
В середине марта нам поступил первый заказ: девушка из другого города заказала стикерпак, который нарисовала сама. Распечатали, вырезали и отправили Почтой России.
Подумали, что проще будет выйти на маркетплейсы — там много клиентов и доставка бесплатная. Но начали разбираться и поняли, что это сложно и для нас невыгодно. Почти на всех маркетплейсах нужно было иметь ИП или юридическое лицо. Мы были самозанятыми, и нас это устраивало. Следующей сложностью стало то, что с маркетплейсами не так-то просто разобраться.
Мы смотрели «Вайлдберриз», «Озон» и «Ибэй». На «Ибэе» я опубликовал объявление. Висело два месяца и никто ничего не купил, а размещение было платным. На «Вайлдберриз» невозможно зарегистрироваться без ИП.
В «Озоне» сложная система. Можешь доставлять товары сам или отдать им на склад. В любом случае ты платишь за хранение на складе, за доставку со склада до промежуточной точки «Озона». Потом за доставку от промежуточной точки до той, куда нужно. Доставка выходила дороже, чем Почтой России, поэтому остановились на ней, но теперь доставку оплачивал покупатель.
Еще я где-то наткнулся на информацию, что мы можем поставлять товары в сеть «Читай-город». Написал им на почту, сделал коммерческое предложение — поставлять за 15 Р стикерпаки А5, за 5 Р открытки, по 3 Р закладки. Либо печатать те товары, которые им нужны. Хотят с дизайном из нового аниме — сделаем. Но нам ничего не ответили. Пытался в магазине узнать, как еще с ними связаться, сказали, что только через почту на сайте. Интересно — ответят, если нет, то нет.
Продажи по месяцам
Расходы | Доходы | |
---|---|---|
Октябрь | 934 Р | 0 Р |
Ноябрь | 6005 Р | 300 Р |
Декабрь | 2440 Р | 0 Р |
Январь | 1725 Р | 350 Р |
Февраль | 8348 Р | 4905 Р |
Март | 6686 Р | 5496 Р |
Апрель | 10 910 Р | 5316 Р |
Май | 8044 Р | 3395 Р |
Июнь | 7307 Р | 5870 Р |
Июль | 2109 Р | 355 Р |
Еще во время поездки в Ульяновск мы зашли в несколько местных магазинов — «Букинист» и «Туз». В «Букинисте» продавались уцененные книги, поэтому им предложили открытки и закладки для книг, а «Туз» специализировался на товарах неформальной атрибутики, им подошли стикерпаки. Мы все обсудили, выбрали выгодные условия и договорились на поставку. Так обрадовались.
Поступило несколько заказов для бизнеса в Самаре. Цветочный магазин заказал наклейки и открытки. Магазин косметики купил этикетки. Еще сделали 1500 визиток для компании, которая занималась госзакупками.
Когда представил, что кто-то закажет 10 000 визиток, стало страшно. Ни одна типография не будет делать это так долго, как я.
Товары в «Букинисте» почти не продавались — уходило около 10 в месяц. С нашей низкой маржинальностью это копейки. Единственный бонус от «Букиниста» — к нам пришел клиент, который просил распечатывать карточки для настольных игр. Он делал около 2—3 заказов в месяц, и это было выгодно. Так мы узнали, что можем печатать карточки для настольных игр.
Еще клиенты оставили плохие отзывы за наклейки. Они рассказали, что наклейки портятся и быстро выцветают. Я подумал, что это странно, у нас же светостойкая краска. Тогда решил провести эксперимент: напечатал несколько наклеек и расклеил их по разным местам в квартире. Как же было грустно, когда увидел, что наклейка на балконе выцвела добела всего за неделю.
Решил поэкспериментировать с влагостойкостью краски. Распечатал наклейки и открытки. Одни поместил в ведро с водой, а другие держал под краном. Здесь результат порадовал. Бумага вела себя как бумага — мокла и мялась. Но с краской ничего не произошло, те же цвета, никаких разводов.
«Туз» порадовал больше. Делали им стикерпаки по аниме и сериалам. В первый месяц было лишь несколько продаж. Во второй продажи стали расти, и уже на третий месяц владелец позвонил нам, сказав, что ему нужно по 20 штук каждого нашего стикерпака, потому что их выкупили за неделю.
Сломанный принтер и разочарование
Но здесь по нам еще раз ударила дешевая непрофессиональная техника. Пришел заказ на 50 закладок из другого города и 200 стикерпаков для «Туза». Начали работу и заметили, что черный цвет печатается зеленым. Выполнил проверку — принтер не печатает синий. Тогда я выполнил очистку дюзов, как при установке принтера в начале. После первой чистки синий цвет так и не появился, а принтер стал печатать с белыми полосами. Сделал очистку еще раз, и он совсем перестал работать.
Но не отказываться же от заказа, а в Самаре много типографий. Среди них попался удивительный бизнесмен Игорь, который не только напечатал заказ по оптовым ценам, но и начал помогать с развитием нашего бизнеса. Провел экскурсию по своей типографии, рассказал, с каким оборудованием работает, что сколько стоит, что нужно покупать, где, как с этим работать. Он был лучом света в ситуации, в которой мы оказались. Эта типография тоже основана мужем и женой, работают уже больше 10 лет.
Для бизнеса не подходит обычный домашний принтер. Наш перестал работать после второй очистки
Несмотря на довольных клиентов, мы остались недовольны своим делом. Качество продукции Игоря было в сотни раз лучше нашего. Плотная и качественная бумага, потрясающее качество печати, тонкая резка.
Тогда мы поняли, что нам нужно вложить минимум 300 000—400 000 Р на оборудование, потому что наше не подходило. В свою типографию Игорь с женой вложили уже больше 15 миллионов. Что-то брали за свои деньги, что-то в лизинг. Но у них было так много заказов, что они могли себе это позволить.
Пока принтер был в ремонте, нам написали в инстаграм интересное сообщение. Оно открыло нам глаза, мы все делали неправильно. У нас спросили: «А где можно посмотреть и выбрать ваши товары?»
Тогда я понял, что людям не подходит наша модель, когда мы делаем то, что они хотят.
Клиентам куда проще выбрать из готовых товаров. Мы сделали карточки товаров и опубликовали их в инстаграме. Во «Вконтакте» уже ничего не делали, за все это время там не было ни одного заказа, только немного подписчиков и лайки. За этот месяц у нас было два заказа.
Принтер вернулся к нам в июне 2021 года, но мы уже потеряли к делу интерес. За время бизнеса я ушел из пиара и стал таргетологом, а у жены хорошо пошли дела в медицине. У нас все так же не было времени на типографию, но теперь еще сил и желания.
Сначала мы решили отложить. Думали, что заработаем денег, купим нормальное оборудование и запустимся снова. Но к августу поняли, что не запустимся. Нам уже совсем неинтересно. Решили продать типографию как готовый бизнес.
Какие выводы мы сделали
Не стоит придумывать свою бизнес-модель в бизнесе, который уже давно работает по другим правилам. Мы совершили большую ошибку, о которой узнали только перед закрытием. Продавать под заказ в нише, где все продают готовые товары — странно. Люди не понимают, что мы им предлагали, потому что сами не знали, чего хотят. На мой взгляд, лучший способ продавать людям то, что им нужно — показать варианты на выбор. У каждого бизнеса своя модель. Если бизнес не уникальный, скорее всего, не нужно делать его уникальным.
Нужно сначала думать о том, кому и как продавать, а уже потом о том — что. Изначально мы думали, что для продаж достаточно создать соцсети, наполнить их, пустить рекламу, и клиенты к нам придут. Практика показала, что не придут. За них нужно бороться, занимая доли рынка. Сейчас нужно разбираться в маркетинге, СММ, психологии, продажах, и все это должно работать совместно. Мы ничего об этом не знали, и у нас не было рядом ментора, который бы поделился своим опытом.
Если нет времени на бизнес — лучше не заниматься им. Еще одна наша проблема состояла в том, что мы работали с 10 утра до 8 вечера. Бизнесом занимались с 9 вечера до полуночи и на выходных. Это изматывало, забирало все свободное время и не окупилось. Поэтому, если нет времени заниматься бизнесом — лучше вовсе не браться за него.
Оборудование для Типографии
Типография – бизнес весьма интересный, однако, чтобы дело стало успешным, а затраты быстро окупились, следует подойти к нему серьезно. В первую очередь надо определиться: что конкретно потребуется для работы. Закупить необходимо следующие виды оборудования для типографии:
На оборудовании экономить не стоит, так как от его бесперебойной работы зависит развитие бизнеса в целом. Но для типографии оборудование специфично, не зная тонкостей выбора, легко допустить ошибку и купить не то, что нужно. Ниже мы рассмотрим основные виды оборудования подробно, расскажем о наиболее популярных моделях, стоимости и особенностях, на которые следует обратить внимание при покупке.
Технологическое оборудование
Для качественной работы понадобится целый перечень технологических агрегатов. Все оборудование должно быть профессионального назначения. Сюда входит:
Полиграфический принтер
При выборе профессионального полиграфического принтера следует обращать внимание на модели с высокой цветопередачей и низкой стоимостью расходников. Важно, чтобы машина соответствовала заявленным характеристикам, была на гарантийном сроке и долго служила. Не рекомендуется приобретать технику, бывшую в употреблении, так как в случае поломки, ее нельзя сдать на гарантийный ремонт. Обязательно учитывайте формат, с которым собираетесь работать: А3, А4, А6. Для типографии лучше приобрести многофункциональную лазерную машину. Производители предлагают много вариантов. Но, основываясь на отзывах бывалых печатников, можно остановить выбор на одном из следующих:
Покупка принтера зависит от многих условий, но важно помнить, что именно печать различного рода бумаг, документов и фотографий лежит в основе типографического бизнеса. Потому при выборе не стоит жестко экономить: лучше приобрести 2-3 агрегата для бесперебойной работы типографии.
Печать календарей на принтере Печать обложек для альбомов на принтере
Резак для работы с бумагой
Такое устройство необходимо, чтобы обрезать (нарезать) бумажные листы до нужных размеров. Агрегат можно применять не только для резки тонких листов, но и для более плотного материала: фотобумаги, картона, пергамента и даже пленки. Бумага вставляется в специальный отсек и обрабатывается ножом (лезвием). Величину и скорость обрезки необходимо устанавливать заранее и строго контролировать.
При выборе резака учитывайте масштаб планируемой работы, (количество листов, подлежащих резке, их размер, толщину). Лучше, если это будет гидравлический или ручной прибор. У ручного инструмента предусмотрена поворотная головка, которая катается по линии разреза. Этот прибор может удерживать разные лезвия. У некоторых моделей ручных резаков ножи вмонтированы в основания. Именно основание помогает выравнивать бумагу. Это очень удобная функция.
Бывают резаки гильотинного типа. Принцип работы такого устройства в том, что резка происходит специальным прибором, который ручным способом опускается и поднимается. Такой агрегат способен прорезать за раз до 800 листов (это кипа около 8 сантиметров толщиной).
Для масштабного производства рекомендуется бумагорезательный агрегат с высокой мощностью и производительностью. Например, марка Polar. Стоимость машин премиум класса доходит до 850 000 рублей. Для средней производительности подойдет бумагорезательный агрегат БР-72. Эта универсальная модель обрезает и разрезает все сорта бумаги. Стоимость ее от 50 000 рублей.
Профессиональный резак Polar Поперечная резка картона на резаке в типографии
Брошюровщик
Брошюровщики бывают разных видов:
Современные брошюровщики полностью автоматизированы. Человек только подает материал для скрепления и задает необходимую программу. Боковые сталкиватели выравнивают бумагу, укладывают ее, как надо. При этом края страниц ложатся идеально ровной стопкой. Затем происходит прошивка определенным способом (зависит от вида агрегата) строго по центру листов. Получается готовая брошюра.
При выборе брошюровщика также стоит обратить внимание на следующие моменты:
В типографию также рекомендуется приобрести небольшой по габаритам брошюровщик для работы с документами малых размеров (подойдет для выполнения индивидуальных небольших заказов). Например, отлично справится с задачей модель Gladwork BUSINESS WD-25D. Один переплет предполагает не более 120 листов формата А4, отсуп перфорации регулируется. Этот прибор выполняет переплет на металлические пружины и может использоваться для создания именных календарей, тетрадей, альбомов по индивидуальному заказу. Стоимость брошюровщика примерно 30 000 рублей.
Различнык виды переплета: на пластиковые и металлические пружины, скрепление в термопаки Профессиональный брошюровщик для типографии
Компьютер и дизайнерские программы
ПК для типографических работ должен быть мощным, пригодным для установки самых разных дизайнерских программ. Без установки современной дизайнерской программы полноценной работы не получится. Создание дизайна печатной продукции, верстка требуют не только установки мощной техники, но и современного программного обеспечения типографии.
Сегодня на рынке представлено большое количество решений для типографий. Эти программы позволяют создавать векторные изображения, выполнять верстку как одностраничных буклетов, так и глянцевых журналов, брошюр, серьезных книг. Современные программы позволяют проводить предпечатную проверку и подготовку электронных файлов, установить различные степени защиты на документы. А программы для художников позволят создавать настоящие картины и профессиональные изображения.
Популярными сегодня являются дизайнерские пакеты Adobe Creative Suite и Corel Graghik Suite. Установку этих продуктов на компьютер можно выполнить самостоятельно, но чтобы процесс не занял слишком много времени и сил, рекомендуется обратится к программистам, которые выполнят эту работу за пару часов.
Ламинирующая машина
На рынке можно встретить ламинаторы пакетные или рулонные. Для бейджиков и визиток применяются пакетные приборы. Рулонные обрабатывают документы больших форматов: от А0 до А6.
Для типографий рекомендуются модели известных марок: Offis Kit, DSB, PingDA. В процессе приобретения надо обращать внимание на тип устройства, и учитывать формат обрабатываемой документации.
Ламинатор Offis Kit Ламинатор в работе
Полиграфический степлер – это устройство, которое соединяет материалы скобами. Степлер близок брошюровщику, только его функционал скромнее. Прибор понадобится в типографии для скрепления брошюр любой толщины. Покупая такую машинку, нужно учитывать количество скрепляемых листов и глубину крепления. Самые востребованные модели степлеров для типографии те, которые работают с большим количеством скрепляемых листов: от 40 и более. Здесь подойдут следующие варианты:
Стоит отметить также, что для типографии рекомендуется покупать именно электрически степлеры. Благодаря им объем выпускаемой продукции будет выше.
Печатная продукция, скрепленная полиграфическим степлером Полиграфический степлер Grafalex
Торговое оборудование
В типографии клиенты будут не только заказывать изделия, но и покупать готовые варианты. Либо приобретать канцелярские товары, которые следует размещать в торговом зале. Для этого отдельное помещение необходимо грамотно оборудовать. Чтобы человеку было комфортно и приятно находится в вашем заведении. В таких залах следует установить:
Таким образом, на оборудование торгового зала типографии затраты составят от 100 000 до 150 000 рублей.
Офисное оборудование
Оборудование офисного назначения понадобится для работы сотрудников. Для удобного и качественного ведения дел надо купить следующее:
Кроме этого придется вложить средства в мелкую канцелярию, необходимую для работы: калькуляторы, тетради, бумага, писчие принадлежности и т. д. На офисное оборудование уйдет примерно 100 000 рублей.
Анализируя затраты, приходим к выводу, что создание своей типографии и выведение ее на успешный уровень, трудоемкий процесс. Но это направление является перспективным, если организовать все грамотно. Главное здесь: покупать профессиональное, качественное оборудование, чтобы в процессе работы оно не подвело вас. Если правильно организовать бизнес и предлагать клиентам действительно качественные услуги, все вложения окупятся в течение 2-3 лет.