что нужно для сценариста
Если ты решил стать сценаристом
Сценарист в России напоминает, скорее, раба обстоятельств, в которых находится наше кинопроизводство. А обстоятельства эти очень печальны. Если оглядываться на США, Голливуд – Мекку всех кинодеятелей, да и сценаристов в частности, то талант там всегда в почете, оригинальные решения, странные сюжетные ходы всегда найдут своего режиссера. Даже несмотря на громадность индустрии массового кино, которое не назовешь иначе, как «поп-корн», стильные тексты всё равно окажутся кому-нибудь да нужны.
В США есть целых две полноценные гильдии сценаристов – восточная гильдия и западная, которые действительно защищают права мастеров пера во всевозможных вопросах: зарплата, договора, плагиат и прочее. У нас такого института по факту нет, хотя и применяются всяческие попытки его создать, преимущественно частниками.
Как и во многих сферах, в России есть хорошие сценаристы, есть хорошие сценарии, но нет разумных заказчиков и достойной оплаты за подобный труд. Откуда им взяться, когда, если честно себе признаться, в России очень мало достойного кино.
Если исходить из опыта общения с большими холдингами, занятыми в кинопроизводстве, то продюсерам не нужны сценарии следующих направлений: драмы, триллеры, ужасы, фантастика и прочая жанровость. Что же им нужно? То, что легче всего продать российскому почитателю зомбоящика: молодежные комедии, комедийные сериалы, ну, и мелодраматические сериалы, которые могут длиться вечность. На подобное действительно есть много заказов, каждую серию может писать отдельный человек, причём для некоторых сериалов всё пишется чуть ли не по шаблону, нет никакой оригинальности в сюжете. И это можно было бы считать просто обычной халтурой, если бы не являлось единственным способом существования для российского сценариста.
Уж не знаем, как будет тебе проще, если ты вдруг решишь податься в эту область: выучить английский язык и писать сценарии на нем, заручившись поддержкой иностранного агента, или остаться в России и строчить сортирный юмор в духе «Камеди клаб» всю оставшуюся жизнь? Ты, конечно, можешь пойти в авторское кино, но на этом деньги не заработаешь. Ты также можешь участвовать в амбициозных проектах молодых, ещё не разуверившихся в жизни режиссеров, которые хотят сделать что-то достойное. Такие проекты в России появляются с периодичностью раз в три-четыре месяца. Там и платить могут неплохо, но риск увидеть авантюру полностью незаконченной велик. Вообще, всегда было проблемой для любой инициативы в сфере съёмок «крутого» фильма в России неумение довершить начатое, неумение найти спонсоров, желание, чтобы всё тебе делали бесплатно. Но на одном энтузиазме не проживешь, вот мы и смотрим из раза в раз какие-то странные фильмы про алкосвадьбы, алкоотдых и про то, как круто и весело быть пьяным животным. Российская комедия, что ты хотел.
А вообще, есть ещё излюбленная тема, куда любят вкладывать различные продюсерские деньги. Это так называемое «остросюжетное кино», очень странная для нас формулировка, которая не отражает всю полноту унылости представителей этого жанра. Впрочем, можно назвать подобные фильмы просто плохими боевиками, с абсолютно тривиальным сюжетом, который понятно чем закончится на первых минутах просмотра.
Но зачем это уныние? Кто сделает индустрию лучше, кроме нас самих? Судя по тому, что мы сейчас наблюдаем, ничего нового и интересного в этом направлении нет, а значит, если ты всё-таки хочешь быть сценаристом и зарабатывать на данной деятельности, необходимо войти в эту систему и попытаться что-то в ней изменить, либо ждать режиссера, который в первую очередь будет думать о том, как снять хорошее кино, а не кассовое.
Для начала тебе всё-таки нужно будет изучить теорию, которая включает в себя общее понимание сценарного дела, а также банальное понимание таких слов, как логлайн, синопсис, референс и т. п. Всё это хорошо описано во многих книгах и статьях, которые ты без труда найдешь в интернете. Сейчас принято использовать более удобный американский формат. Поэтому тебе стоит изучать именно его и оформлять свои произведения именно таким образом. Если же ты предоставишь гениальный текст, написав всё в черновик-формате, то вряд ли его вообще откроют. Необходимо, чтобы заказчик понимал, что ты хорошо знаком с темой, и поэтому на первых порах важно соблюдать все эти технические тонкости, включая правильный шрифт, правильное отступление, правильное оформление.
Начинать надо с малого, поэтому, как только будет что-то готово, отправь на оценку бета-ридерам (можно найти их среди друзей, приятелей, случайных людей). Пусть они опишут ощущения от прочитанного. Как только поймешь свои косяки, сразу же переделывай текст. Для второй версии, если ты в ней действительно уверен, можно уже искать режиссера. Начинай, конечно же, с короткого метра и каких-нибудь общих жанров. Для короткого метра легче найти заказчика. Им может быть выпускник какого-нибудь режиссерского факультета (обычно им нужны сценарии на дипломную работу). И вот с таких шагов лучше начинать, осваиваться, потом брать более серьёзные обязательства на себя. Возможно, в какой-нибудь отрезок времени ты почувствуешь, что тебе могут за это достойно платить, у тебя наберется неплохое портфолио, и ты, наконец, сможешь приступить к более серьёзной работе. Тут будет сложнее, но вода камень точит, как говорят.
На данный момент в России учредилась гильдия сценаристов «Сентябрь», которая утверждает, что берёт на вооружение опыт американской гильдии. Пока всё развивается достаточно медленно, но почему бы не сотрудничать в дальнейшем с ними? По крайней мере эти ребята предоставят тебе реальный договор и возможность выставлять свои тексты на соискание. В общем, что дальше будет в кинопроме, не известно, но если постоянно ныть о том, что всё давно уже похерено и ничего, кроме нытья, не остаётся, то сценаристом тебе точно не быть.
Сценарист
Сценарист — автор сценария для кинофильма или телесериала, спектакля, компьютерной игры. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Сценарий – это литературно-драматическая основа фильма. В нём прописаны сюжет, сцены, диалоги, даны описания персонажей и пр. Часть сценариев – так называемые оригинальные, когда сценарист сам является создателем героев, фабулы, сюжета.
Так, сценарий сериала «Достоевский» (реж. Владимир Хотиненко) написал профессиональный сценарист и драматург Эдуард Володарский. Хотя в своей работе он пользовался сведениями из многих литературных источников.
Часто сценарии пишутся на основе книг или пьес, написанных другими авторами. Например, по романам и рассказам Агаты Кристи (1890–1976) создано множество экранизаций, в том числе и после её кончины. Над сценариями экранизаций работали профессиональные сценаристы.
Сценарий задаёт идею фильма. И некоторые режиссёры предпочитают писать сценарии сами (как, например, Вуди Аллен) или участвовать в их создании.
Сценарист работает по контракту с киностудией, и часто характер будущего сценария задаётся режиссёром и продюсером. Однако самые выдающиеся сценаристы – это всё же независимые художники, которые работают над сюжетом и текстом своего сценария, даже не будучи нанятыми на работу или не получая оплату.
Как начинающему сценаристу пробиться в индустрию
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Наверное, это самый болезненный вопрос для новичков. Как пробиться в кино? Как сделать так, чтобы тебя заметили? Четких ответов или рецептов найти невозможно. Хотя это не должно быть слишком сложно, ведь сценарное мастерство – это же обычная профессия.
Почему нельзя просто устроиться на работу сценаристом
Например, как бы вы устраивались на завод? Для начала овладели бы профессией, например, фрезеровщика, потом пришли бы на завод, на который хотите устроиться, прошли бы собеседование, показали бы свои навыки и все. Работа ваша.
Так почему нельзя так же поступить тем, кто хочет стать сценаристом? На самом деле можно, но только нужно учитывать несколько нюансов.
В каждой профессии есть некий порог вхождения – набор минимальных знаний и умений, без которых вас не наймут. Например, для дворника порог вхождения низкий – подметать улицы может почти каждый. А, например, для работы юристом обязательно нужны образование и лицензия. Причем на большинство профессий сегодня набирают прежде всего по знаниям, а не по умениям. Если есть диплом и понимание основ, вас возьмут. А уж как именно нужно работать, научат в процессе.
К сожалению, сценаристам в России нужно сразу обладать и знаниями, и умениями на приличном уровне. У нас пока еще нет системы, когда на работу берут новичков и постепенно всему учат, как, например, это делается в Голливуде. Существующих сценаристов не хватает, все они завалены работой и систематически учить кого-то в рабочие часы им просто некогда.
Когда вы приходите устраиваться на завод, принимать вас и оценивать ваши навыки, скорее всего, будет бригадир. Он точно сможет выделить для вас время, чтобы подробно все о вас узнать. Сценаристов чаще всего ищут продюсеры. Это очень занятые люди с огромным списком повседневных обязанностей. Тратить время на осмотр всех кандидатов они не могут. Представьте, что вы устраиваетесь на завод BMW, где всех работников отбирает лично генеральный директор. Сможете вы к нему пробиться? Много ли он потратит на вас времени? Даст ли он вам право на ошибку? Скорее всего, вы вообще не застанете его на месте, потому что он постоянно носится по городу.
Вот и получается, что теоретически можно прийти в Good Story Media, 1-2-3 Production или кинокомпанию «Среда» и просто устроиться туда на работу. Но на практике это маловероятно.
В большинстве случаев начинающим сценаристам придется идти окружным путем. Но задача перед ними останется та же: добиться внимания продюсера и показать свои практические навыки.
И поэтому первое, что вам нужно сделать – это написать что-либо приличное. И раз вы уже задумываетесь о том, как пробиться в индустрию, скорее всего, вы это уже сделали. Что ж, тогда начнем штурмовать стену.
Мы начинаем КВН. Для чего? Для того…
Самый распространенный путь в кинобизнес в России – это пока еще КВН. Сколько ни повторяй, что «он уже не тот» и его никто не смотрит. Существенная часть нынешних продюсеров и сценаристов выходцы из КВН. И многие из них все еще используют эту игру для поиска кадров.
Если вы играете в КВН хотя бы на региональном уровне, поспрашивайте ваших знакомых. Наверняка через одно-два рукопожатия вы сможете выйти на кого-то из киноиндустрии и договориться о встрече.
Кинокомпании и продакшены
К сожалению, не все из нас годами шутили со сцены. Если вы из таких, первое, что вам нужно – это составить таблицу-список кинокомпаний, продакшенов, продюсерских центров и киностудий, которые вам интересны.
Набрать нужную базу вам поможет работа в Google или «Яндексе», изучение «Википедии» и просмотр отечественных фильмов и сериалов.
Вспоминайте все фильмы и сериалы, вышедшие за последние лет десять, качество которых вас не раздражает. Ищите, кто их создал. Смотрите на логотипы перед титрами, ищите информацию на «Кинопоиске».
Записывайте названия и изучайте сайты понравившихся компаний. Первое, что вам нужно посмотреть, это вкладка «Для авторов». Оттуда надо взять контакты и уточнить перечень необходимых документов. Некоторые компании просят прислать заявки, другие синопсисы, кто-то рассматривает только готовые сценарии. Такие пожелания всегда нужно учитывать.
Где-то есть открытый электронный адрес, где-то используется форма обратной связи. Всю эту информацию занесите в таблицу.
Собрав один раз такую базу и время от времени пополняя ее, вы всегда будете знать, куда можно отправить свой сценарий и как это правильно сделать.
Продюсеры в шаговой доступности
Закончив с кинокомпаниями, нужно сделать такую же базу продюсеров. В век соцсетей написать напрямую можно практически каждому. Нужно только знать имя и фамилию.
Алгоритм тот же – отсматриваем фильмы и сериалы и выписываем имена исполнительных продюсеров. Ориентируемся на тех, кого указывают первыми. Скорее всего, именно они тянули этот проект с самого начала.
Для начала находим их в соцсетях и убеждаемся, что настройки приватности позволяют им написать. Далее, опять же, идем на «Кинопоиск» или «Википедию» и изучаем их фильмографию. Смотрим, каким проектам они отдают предпочтение. Ищем их интервью и просматриваем на предмет полезной информации. Записываем все в таблицу.
Найдя продюсера, которому может быть интересен ваш сценарий, вы можете написать ему. И тут нужно помнить два момента:
А значит, сообщение нужно писать кратко, без долгих объяснений и расшаркиваний. Ваши биография и анкетные данные в этот момент продюсеру тоже не интересны. Сценарий можно прислать, только если попросят. Для начала лучше ограничиться логлайном в теле сообщения и прикрепленным документом с заявкой или идеей.
Нужно понимать, что, скорее всего, у вас есть только один шанс. Если ваша идея продюсеру не понравится, вполне возможно, что второй раз он не станет читать ваше сообщение. Или как минимум вам придется выждать длительное время перед второй попыткой, чтобы он успел вас забыть.
Те, кто опасается такого исхода, может пойти другим путем. Вместо того чтобы присылать свои наработки напрямую, можно спросить у продюсера контакты его редакторов или отборщиков. Людей, которым он платит за поиск и чтение сценариев. Скорее всего, они более лояльно отнесутся к вашим вторым и третьим попыткам.
Впрочем, этот вариант тоже имеет свои минусы. Во-первых, ваш сценарий в этом случае должны будут одобрить уже два человека. Во-вторых, вас могут отправить на сайт кинокомпании, электронный адрес которого у вас уже есть.
Киношколы для знакомства и учебы
Еще один верный способ дотянуться до индустрии. Если вы раздумываете о каком-либо обучении, поставьте перед собой сразу две задачи: научится чему-нибудь и познакомиться с нужными людьми.
Если преподаватели-теоретики или уже давно не практикующие сценаристы, вряд ли они смогут вам помочь с трудоустройством. И наоборот. Если преподаватели все еще в обойме, они не только научит вас практическим секретам, они еще и расскажут, какими именно критериями руководствуются кинокомпании, с которыми они сотрудничают. И если вы себя проявите при обучении и вас не стыдно будет представить своим заказчикам, они это сделают.
За обучение придется заплатить, это понимают все. В большинстве случаев будущие студенты забывают, что обучение отнимает много времени. Ведь если вы настроены серьезно, вам нужно будет не только изучить предоставленный материал и разобраться в нем, но и применить его на практике. Это длительный процесс, очень часто студенты к нему не готовы.
Сценарные конкурсы
Еще один способ пробиться в индустрию. Именно его чаще всего практикуют начинающие сценаристы. Благо за последние пару лет количество сценарных конкурсов увеличилось в разы.
И тут главное вовремя увидеть объявление. Для этого лучше всего воспользоваться каким-либо сервисом для отслеживания новостей по ключевым словам. Вариантов много: сайты, приложения, расширения для браузеров. Вбиваем «сценарный конкурс», «сценарный питчинг» и производные.
Кроме того, не повредит подписаться на сценарные телеграм-каналы и паблики во ВКонтакте. Там тоже постоянно публикуются объявления о конкурсах или сообщения от продюсеров, ищущих проекты.
Конечно, сценарный конкурс всегда лотерея, где вы будете соревноваться с сотнями других претендентов, среди которых, скорее всего, будут и уже состоявшиеся профессионалы. Но, по крайней мере, вы будете уверены, что вашу идею прочитали.
Самое страшное, что вас ждет
Самое раздражающее для начинающего сценариста в попытках пробиться в индустрию – тотальное отсутствие обратной связи. Вам никто не будет объяснять, почему забраковали ваш проект. Вы плохо его написали? Он не подходит по бюджету? Кто-то уже снимает что-то похожее? Скорее всего, вам не ответят. Более того, вы не всегда даже будете знать, прочитали ли ваше письмо. Это раздражает. И от этого никуда не деться.
Это выбивает из колеи. После отказа начинающие авторы часто находятся в прострации. Они не знают, что им дальше делать. Перелопатить существующий сценарий в поисках ошибок? Отправить его другому продюсеру, на другой конкурс? Писать следующий, забыв о потраченном времени и усилиях? Вернуться к учебникам по сценарному мастерству?
На самом деле подходит любой вариант. Помните:
Главное, вырваться из этого губительного состояния. Чтобы пережить отказ, нужно как можно быстрее вернуться к работе. Просто сделайте это, и увидите: вам сразу станет легче.
Попасть в индустрию начинающему сценаристу – это как перебираться через высокую длинную стену без лестницы. Это долго. Это сложно. Это требует фантазии. И это часто раздражает. Но если вы настроены серьезно, рано или поздно стена покориться. Главное, не верить тем, кто говорит, что это невозможно. И, разумеется, не сдаваться.
Чем отличается сценарист от режиссера?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Кино это коллективный труд. Но еще это творчество. А творческие люди часто совмещают несколько профессий. Роберт Родригес, Квентин Тарантино, Сильвестр Сталоне, Вуди Аллен все они (как и многие другие) универсальные специалисты. И режиссеры, и сценаристы, и актеры, и монтажеры…
Но ориентируясь на интервью таких талантов, начинающий специалист может запутаться: какие задачи выполняет каждый специалист? Что входит в круг обязанностей режиссера? А где кончается компетенция сценариста?
Именно об этом мы и решили поговорить.
Обязанности и компетенции сценариста
Главная задача сценариста – это придумать и рассказать хорошую историю. Это автор очерчивает границы мира, создает персонажей и решает, как именно они будут действовать.
На ответственности сценариста проработка диалогов, общее описание локаций
Записанная история превращается в сценарий – технический документ, описывающий получившийся сюжет таким образом, чтобы его мог представить каждый читатель.
Когда сценарий готов и утвержден – основная работа сценариста завершена.
Бывает так, что сценарист даже не участвует непосредственно в съемке фильма или сериала.
А если он все-таки и присутствует на площадке, то в основном как вспомогательный персонал. Он может поправить или переписать какие-то реплики или сцены, которые не удается хорошо воплотить в жизнь. Или пояснить режиссеру и актерам, помечу та или иная деталь в истории важна для сюжета.
Но сценарист не руководит съемками. У него только совещательный голос. Управляет съемкой режиссер.
Обязанности и компетенции режиссера
Режиссер – человек ответственный за воплощение сценария на экране. Именно режиссер переносит историю написанную буквами в аудио-визуальные образы. По сути, на режиссере замыкаются все творческие процессы с момента, когда сценарист передал ему свой текст и до момента, когда кино уже полностью готово и его можно рассылать по кинотеатрам или телеканалам.
Получив на руки готовый драфт, первое, что делает режиссер, это продумывает до мелочей каждую сцену. И на основе своих мыслей он создает режиссерский сценарий – экспликацию. Этот документ обычно в три-пять раз толще исходного текста.
Если сценаристов учат убирать из текста детали и украшения, не влияющие на сюжет и не имеющие под собой драматургического значения, то у режиссера задача обратная. В экспликации есть пометки буквально по всем. Какая музыка, в каких моментах должна играть, какое настроение должна передать сцена, какую цветовую палитру нужно использовать, как будет двигаться камера, какие мезансцены будут в том, или ином фрагменте.
Чем тщательней все продумает режиссер, тем качественней на выходе может получиться картина (при условии, что все получится реализовать, конечно).
В подготовке к съемкам режиссер тоже имеет значительный вес. Он одобряет актеров, локации, костюмы. Иногда в этот процесс могут вмешиваться продюсеры или заказчик, но в основном все решения на режиссере.
Ну, а дальше идут съемки. Ими опять же руководит режиссер. На площадке он главный. Он контролирует съемочную группу, одобряет или поправляет работу актеров, решает все возникающие по ходу вопросы, а также следит, чтобы все на площадки жили в едином ритме.
И даже после съемок, на пост продакшене, режиссер все еще не может отдохнуть. Он принимает участие в монтаже, в озвучке и в создании спецэффектов.
В целом режиссера можно сравнить с начальником конструкторского бюро, который получив первоначальный чертеж самолета должен сделать все чтобы этот рисунок в итоге взлетел и не разбился.
Как стать сценаристом?
Чтобы стать сценаристом, нужно научиться писать хорошие сценарии. А для этого нужно изучить профессию, как с теоретической, так и с практической части.
Это можно сделать методом проб и ошибок. Можно самостоятельно изучить лежащую в огромном количестве в открытом доступе информацию по драматургии. А можно пойти, куда-либо учиться.
Сегодня количество всевозможных учебных заведений в России готовящих сценаристов растет бешенными темпами. Среди предложений есть и высшие учебные заведения, и курсы длиной в несколько месяцев и даже короткие интенсивы. Есть как очные, так и олнайн школы. Так что выбрать есть из чего.
Ну и разумеется на протяжении всего времени обучения надо все время что-либо писать. Писать много. Не думая о том понравится это кому-нибудь или нет. Не надеясь сразу продать черновики и разбогатеть. Просто писать и писать, тренируя свои авторские навыки. В противном случае никакое знание драматургии вам не поможет.
Ну, а если вы уже уверены в своих силах и у вас на руках уже есть несколько сценариев, которые не стыдно показать людям, то возникает следующий вопрос: как войти в индустрию. На самом деле есть несколько способов:
Каждый из этих способов имеет свои преимущества, недостатки и сложности. Но мы уже раскрывали эту тему подробно в одном из предыдущих материалов.
Как стать режиссёром?
Если среди сценаристов все чаще встречаются самоучки и это в принципе никого не удивляет, то с режиссерами все наоборот. Получить более или менее серьезную работу придя с улицы, не имея «корочки» какого-либо университета в России очень и очень сложно.
Единственный вариант, как такое все же можно провернуть, это прийти работать на кино- или теле- производство на какую-то другую специальность, например оператором, а потом постепенно дорасти до режиссера.
Для выполнения работы режиссера человек должен быть очень разносторонне развит. Нужно знать и понимать хотя бы на начальном уровне, как работают все остальные участники съемочного процесса. А чтобы это изучить нужно время. А потому краткосрочные курсы режиссеров кино и телевидения не пользуются популярностью. Востребованными остаются школы, где обучение длится хотя бы пару лет.
Как и сценаристике, режиссуре нельзя научиться по теории. Чтобы получить реальный навык нужно снять хотя бы несколько работ.
Обычно в качестве выпускного задания в учебных заведениях режиссерам поручают снять короткометражку, которая и ложится в основу его будущего портфолио.
Но редко кто получает работу сразу же после первой работы. Так что и режиссерам часто приходится попотеть, чтобы войти в индустрию.
Есть три основных способа:
Лучшие сценаристы мира по версии самих сценаристов
Несколько лет назад журнал Vulture провел опрос среди американских авторов: кто по их мнению лучшие сценаристы всех времен и народов. В итоге получился топ из 100 имен.
Первая десятка этого списка выглядит вот так:
3. Роберт Таун («Китайский квартал»,»Миссия невыполнима»)
6. Уильям Голдман («Мизери», «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид»)
7. Чарли Кауфман («Быть Джоном Малковичем», «Вечное сияние чистого разума»)
9. Нора Эфрон ( «Неспящие в Сиэттле», «Когда Гарри встретил Салли»)
Лучшие режиссеры мира
Топы режиссеров составляются постоянно и все они очень субъективны. Но изучить сразу несколько таких подборок, можно увидеть, что часть фамилий постоянно повторяется. И на основании этих упоминаний уже можно сделать вывод, что к числу лучших режиссеров мира относятся: