что нужно для строительства церкви
Как построить храм или часовню?
«Итак, по плодам их узнаете их.
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!»,
войдет в Царство Небесное,
но исполняющий волю
Отца Моего Небесного» (Мф 7:20–21).
«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21).
С чего начать?.
3D проект храма-часовни. По данному проекту был построен храм в г. Звенигороде и освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери. Предоставлен Софией и Дмитрием Б.
Строительство храма или часовни важно начинать с благословения правящего архиерея епархии.
Для этого нужно обратиться к священнику, который закреплен за вашим населенным пунктом, потом к благочинному и затем подать прошение на имя правящего архиерея.
Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе, или в деревне такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для начала н ужно будет написать прошение на имя правящего архиерея (в Рязанской области- митрополита Марка) о создании прихода и прийти с ним к своему благочинному. После согласования с благочинным прошение подается правящему архиерею.
Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек — так называемая «десятка». Важно, чтобы в «десятку» входили местные жители. Община — это юридическое лицо и регистрируется она в федеральной регистрационной службе, как местная некоммерческая религиозная организация Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Как построить храм в деревне (+ комментарии юриста)
Это письмо мы получили на редакционную почту портала Православие.Ru и посчитали его заслуживащим публикации на нашем портале.
В духовной литературе не раз встречал утверждение, что после революции 1917 г. русские люди сделались как бы одержимыми. Многие святыни были осквернены, утрачены. Но, несмотря на годы богоборчества, русский народ Бога не забыл. Однажды я разговорился с таксистом, молодым парнем, прошедшим Чечню. На воцерковленного человека он похож не был, но твердо высказал решение построить в своей деревне храм. И совсем недавно у меня состоялся разговор со знакомым владельцем кафе, тоже человеком нецерковным (хотя в приготовлении пищи он и сверяется с православным календарем). Он также хочет в конце жизни построить храм в деревне.
Видя такую заинтересованность, я хотел бы поделиться личным опытом храмоздательства. При нашем участии был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы в д. Жудре и обустроен храм в здании бывшей школы в д. Алехино – все это в Хотынецком районе Орловской области.
Цель
Обычно желающие построить храм стремятся оставить после себя память. Лучше эту цель скорректировать: ведь мы делаем добрые дела для Бога и людей, а не с целью увековечить себя. Храм строится для молитвы, при нем должна быть общинка, чтобы люди спасались вместе – один другого назидали, помогали и любили. Когда есть такое стремление, уже можно идти дальше…
С чего начать?
Лучше всего начать с трезвого взгляда… Церковь поставить – это хорошо. Но еще лучше поставить церковь так, чтобы она была востребована. Есть примеры, когда храмы стоят закрытыми, в них служат раз в год или еще реже. При этом во многих населенных пунктах нет храма…
Если вы соберете небольшую общину – хотя бы человек 10, то за ними потянутся и другие
Строительство
Мое личное мнение: строить храм лучше не в одиночку. Даже если у вас есть средства, чтобы построить храм самому, нужно привлекать больше людей – так больше душ придет ко спасению. Пусть будут разные жертвователи – и внешние, которые никогда не были в этой деревне, и внутренние. Предостерегайте сельчан от потребительского отношения: «нам должны» построить храм, дать батюшку, служить у нас и т.п. Нужно вовлекать общину в вопросы строительства и благоустройства храма сразу – это всех сплотит, отсеет случайных людей и т.д.
Выбор места
Храм мы строим для Бога и людей, не для себя, поэтому его нужно ставить так, чтобы людям было удобно добираться. По возможности нужно позаботиться, чтобы храм был виден с дороги: проезжающие могли бы перекреститься, зайти, посмотреть расписание и прийти потом на службу. Это очень важно!
Выбор материала
По отзывам многих священников, деревянный храм требует больших затрат: он усаживается в течение нескольких лет, появляются щели, которые нужно заделывать. Поэтому, прежде чем выбрать материалом для строительства дерево, надо хорошо подумать.
Мы строили храм из СИП-панелей: внутри пенопласт, снаружи плиты ДВП. Затем обшивали его ламинированным металлом «под дерево». Внутри храм обшит блокхаусом. На пол положили специальную подложку, сделали теплый пол, сверху ламинат. Очень хорошее решение: по законам физики тепло поднимается снизу вверх.
Домокомплект для сборки здания храма делала одна орловская компания. Могу поделиться контактами. Фундамент делали свайный. При наличии фундамента (а свайный можно сделать за 1–2 дня) сборка и возведение здания занимает 1–2 недели. Далее предстоит установка купола и внутренние работы.
Важное уточнение! Для любых церковных зданий необходима вентиляция! По существующим нормам, для храма вместимостью до 600 чел. достаточно естественной вентиляции (храм в Жудре вмещает не более 50 чел.). Для создания здорового микроклимата в храме нужен естественный приток воздуха, наличие вытяжных каналов и свободная циркуляция воздуха между ними. Чистый воздух поступает через форточки или воздухозаборные клапаны. Нагреваясь в помещении, он вытесняет вверх более легкий отработанный воздух, который выходит через вентиляционные отдушины, за счет разницы давления и температур. Если вместимость храма более 600 человек, то рекомендуется установка гигрорегулируемой механической системы вентиляции.
Эскизный проект
Я ранее не строил храмов и не интересовался архитектурой, поэтому я искал консультантов. Пришлось потратить много часов на просмотр доступной информации в Интернете. Я не советую строить большие храмы, ведь кроме самого здания, должно хватить средств и на внутреннее убранство. Также потребуется огородить территорию храма, сделать подъезд к нему, провести коммуникации ― все это забирает много средств. Пусть процесс строительства и благоустройства храма идет постепенно и не быстро, может быть, даже десяток лет, чтобы многие люди смогли в нем поучаствовать, довести дело до ума. Это полезно для спасения: кто-то храмовую мебель изготовил, кто-то за территорией ухаживает, кто-то возводит ограду.
Лучше не делать высокие потолки – чем больше внутренний объем, тем его тяжелее обогреть. В маленьком храме так уютно! Представьте себе численность вашей общины и умножьте на два-три – столько прихожан будет у вас в праздники.
Иконостасы для обоих храмов мы печатали на своем иконном производстве по МДФ светостойкими УФ-красками. В отличие от натуральной древесины, МДФ хорошо выдерживает перепады температуры и влажности. Иконостас на липе можно делать, только если храм все время равномерно отапливается.
Отопление
Это не камень преткновения – храм можно ставить и без него. У нас в храме несколько лет не было никакого отопления, кроме нескольких электрических обогревателей. Когда поставили теплый пол, обогреватели стали не нужны.
Видел неоднократно в сельских храмах современные печки с системой конвекции. Это не слишком дорогое решение, одной загрузки дров хватает надолго. Минусы: алтарь отделен от основной части храма, тепло туда не проникает, здоровье батюшки под угрозой. В Алехино, где храм расположен в здании школы, священник благословил подумать про кирпичную печь.
Я готов делиться опытом строительства и обустройства маленького храма, дать контакты мастера, который рисовал эскиз со всеми размерами. Кто заинтересовался, приглашаю приехать в храм, посмотреть, как все сделано. Можем дать контакты строителей и юриста, который готовил документы.
И напоследок: нужно хорошо подумать!
Возможно, лучше помочь восстановить разрушенный храм
Возможно, лучше пожертвовать деньги туда, где действительно очень нужен храм. Или помочь восстановить разрушенный. Или принять решение не строить храм, а помочь кому-то материально. Можно разделить сумму на несколько храмов или пожертвовать в организацию, которая работает с бездомными, больными людьми, на приют, общину. Поездить по святыням, помолиться, попросить помощи Божией. Ищите нуждающихся! Действуйте по сердцу и по разуму!
Есть вариант – не строить храм, а устроить его в уже существующем здании (домовый храм), или оборудовать отдельно стоящее здание под храм (вам подскажут в администрации). В этом случае не так важно юридическое оформление. Главное, чтобы шла молитва, совершались таинства.
Отдельный вопрос – найти батюшку
Господь посылает пастыря по молитвам прихода
В деревнях это очень сложно. Господь посылает пастыря по молитвам прихода! Ситуация, когда у батюшки один храм, встречается крайне редко. У нас у о. Владимира 3 храма, у о. Валерия 3 храма и часовня. Бывает и до 7 храмов у священника!
Пользуясь случаем, хочу поднять вопрос о «попах на мерседесах». Посмотрите, что в деревнях творится! Многие сельские батюшки вынуждены выживать, семьи обычно многодетные, средств нет, живут в некрашеных халупах с покосившимися заборами, ездят на машинах, которые пора давно в металлолом сдать. Вот где истинное служение Богу! Помогите им! Они за вас молиться будут. Вот еще кому нужно помогать! Если будете благотворить батюшкам, то уточните сразу, что жертвуете лично для них, потому что они не возьмут себе ничего, а положат в храмовый ящик. И попросите помолиться о вас и ваших родных. Это очень важно.
Время было разрушать храмы, время их строить. Но при храме должна быть община
Кроме литургической, община имеет социальную функцию – в ней помогают каждому по его потребности, помощь идет и внутри общины, и вне ее. Людям нужна любовь, понимание, поддержка, совместный труд во спасение. Поэтому им нужен храм.
Первый этап – это выбор участка для будущего строительства
Участок нужно подбирать исходя из нескольких критериев. Один из основных – это категория и вид разрешенного использования земельного участка, он должен подходить для целей строительства определенной категории объектов, уточнить вид разрешенного использования можно в местной Администрации (отделы строительства, землепользования и застройки). Если в данной местности отсутствует нужный вид использования земли, можно осуществить перевод земельного участка из одной категории в другую. Для этого подбирается проектная организация, которая осуществляет обоснование перевода, делает схемы, планы и техническую документацию для участка, одновременно с этим у органов муниципалитета (город, область, район), в зависимости от того, где территориально расположен земельный участок, нужно получить разрешение на перевод категории земли. В случае получения положительного решения от органов муниципалитета на перевод и утверждение проектной документации по переводу проводятся публичные слушания среди граждан, на которых объясняют цель перевода и последствия. Если нет замечаний, вносятся изменения в планы землепользования и застройки, и участок получает нужную категорию для строительства.
После того как участок с видом разрешенного использования найден, нужно убедиться в технической возможности подключения его к коммуникациям (свет, газ, вода) – это все можно узнать в ресурсоснабжающих организациях. Проводится расчет мощностей, и, исходя из этого, осуществляется присоединение к сетям, если мощностей не хватает, возможна установка доп. оборудования, все это расскажет ресурсоснабжающая организация.
Далее определяемся со съездом к храму. Если рядом имеется дорога и нужно сделать подъезд, обращаемся в муниципалитет, узнаем, у кого на балансе основная дорога, кто ее обслуживает, просим у них разрешение на съезд к будущему храму, получаем тех. условия, выполняем их, затем собственник дороги все проверяет, и если нет замечаний, получаем согласие и официальный документ.
Самый главный и основной этап – само строительство
Для начала получаем разрешение на строительство, получают его в Администрации области, города, где расположен участок (отдел архитектуры и градостроительства). Для этого нужно: документы на землю – свидетельство о праве собственности/выписка из ЕГРН или договор аренды участка; градостроительный план земельного участка (можно получить в МФЦ или в управлении архитектуры); документы от проектной организации, которая может составить технический проект и построить сам храм, сюда входят результаты инженерных изысканий – это геологические и геодезические работы, плюс к этому потребуется схема планировочной организации земельного участка, проект организации строительства, разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, пояснительную записку к проекту постройки. Это минимальный перечень документов для получения разрешения на строительство, т.к. все зависит от самого строящегося объекта: если объект достаточно крупный, могут потребовать дополнительно проведения экспертиз и согласований. Т.к. храм – это объект массового пребывания людей, лучше найти организацию, имеющую все необходимые разрешения и способную подготовить полный пакет документов. После уточнения и согласования всех проектов с муниципалитетом получаем разрешение на строительство, заключаем договор со строителями и приступаем к стройке.
Ввод в эксплуатацию
После завершения этапа строительства необходимо ввести здание в эксплуатацию, для этого также нужно получить разрешение (в том же органе, что и выдавал разрешение на строительство). Список документов: документы на землю; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства; акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации и т.д. в соответствии с градостроительным кодексом. Большая часть документов подготавливается строительной фирмой, конкретный список документов зависит от объекта постройки (масштаб, вместимость, этажность и т.п.).
После получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, само здание вносится на кадастровый учет, получаем выписку, в администрации получаем адрес – и все готово.
Возведение храма
Везде, где есть вера православная, христиане всегда строили храмы.
Откуда же у людей такая нужда в рукотворных храмах на земле для Бога? Эта нужда лежит в самом сердце человеческом, в неудержимом стремлении его приблизиться к Богу.
Храм Божий есть училище Божественной премудрости. Здесь все учит. Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится утешительным познанием о Боге, мире и человеке.
Храм Божий есть лечебница, врачующая и восстанавливающая наши духовные силы. Пост, говенье, исповедь и святое причащение – вот курс этого врачевания. Проходившие его знают, насколько все это целительно.
Храм есть пристанище усталых, обремененных и отчаявшихся людей. Мы все странники на земле, Отечество наше на небе. Существование в мире, преисполненном искушениями, утомляет дух, истощает силы, а иногда наполняет сердце человека и отчаянием. Где найти отдых и подкрепление? В храме Божием.
Православный храм – это то место, где человек восстанавливает свой Божественный образ через приобщение Христу.
Вот и получается, что невозможно человеку без полноценной церковной жизни и регулярного посещения храма вести борьбу с грехом. А любимое утверждение скрытых атеистов, каким оправдывают они свое нехождение в церковь: мол, «вера должна быть в душе», лишь отговорка людей, не желающих отказаться от порабощения темным силам или не осознающих своего пленения грехом.
В последние годы количество православных храмов, построенных на территориях исправительных учреждений, неуклонно растет. Это показатель не только возрождения традиционного вероисповедания после длительного богоборческого периода в истории нашей страны, но и осознания руководством Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России необходимости подведения под всю структуру воспитания и исправления отбывающих наказание прочной духовной платформы.
Идея построить в ФГУ ИК-1 У ФСИН России по Республике Мордовия православный храм родилась два года назад у членов уже существовавшей в колонии общины Молитвенного дома, освященного во имя святителя Николая Чудотворца. Идея родилась потому, что православные верующие просто перестали помещаться в стенах небольшого Молитвенного дома, особенно в дни, когда в колонию приезжали священнослужители. Так, для таинства соборования, которое впервые совершалось в колонии Великим постом 2006 года, пришлось «арендовать» помещение профилактория учреждения, так как желание принять в нем участие выразило более 60 человек.
Окормляющие колонию священники Мордовской епархии иерей Павел и иеромонах Евсевий (Машковы) поддержали инициативу осужденных и ознакомили с ней администрацию исправительного учреждения. Принципиальных возражений не было, но возник вопрос: где взять средства на строительство? Набрать начальную сумму, достаточную хотя бы для приобретения деревянного сруба, казалось делом фантастическим.
Сложно было даже найти подходящий проект храма. В ответ на многочисленные письма с просьбами о помощи в различные организации и ведомства приходили лишь советы, обещания и рекомендации.
Что делает православный христианин в трудных ситуациях? Обращается за помощью к Богу. Начали усердно молиться и мы. И не только сами, но и обратились за молитвенной помощью в известные нам приходы и монастыри. О благополучном разрешении проблем, связанных со строительством храма в нашей колонии, были отслужены молебны даже у мощей таких угодниц Божиих, как блаженная Ксения Петербургская и блаженная Матрона Московская. И лед тронулся. Примечательно, что все значительные события и решения, касающиеся возведения храма, выпадали на четверг – день, когда на общей молитве мы всегда читаем акафист святителю Николаю Чудотворцу. А будущий храм, как и старый Молитвенный дом, было решено с самого начала освятить во имя этого особо почитаемого на Руси святого.
Верующий человек в случайности не верит. Не верим в совпадения и мы…
О благотворительной деятельности в местах лишения свободы Олега Григорьевича Калашникова мы были наслышаны давно. В колонии пользовались большим успехом снятые им видеофильмы «Шансон на зоне» и «Православные чудеса XX века». Но особое впечатление произвел на нас фильм «Умягчение злых сердец» – притча-размышление о судьбе малолетних преступниц, снятый в одной из женских колоний для несовершеннолетних под Рязанью, где усилиями О.Г. Калашникова был построен храм в честь иконы Божией Матери «Семистрельница». Из сообщений в прессе мы узнали, что в настоящее время он занимается строительством в местах лишения свободы уже третьего по счету православного храма. Но связаться с ним нам, к сожалению, не удавалось.
В этой ситуации, взяв инициативу в свои руки, безусловно, решающую роль сыграл начальник учреждения полковник внутренней службы В.И. Гангеев. Заручившись поддержкой начальника УФСИН России по Республике Мордовия генерал-майора В.А. Малькова, он разыскал Олега Калашникова и пригласил его в колонию для встречи с нами и обсуждения вопроса о возможности строительства храма.
Здесь необходимо отметить, что учреждение наше специфическое. На территории колонии отбывают наказание осужденные особого и строгого режимов, а также имеется участок, на котором содержаться осужденные, приговоренные к пожизненному лишению свободы.
Поговорив с членами общины, Олег Калашников после осмотра территории ИК-1 согласился оказать помощь в строительстве православного храма во имя святителя Николая Чудотворца, сразу обговорив с администрацией только одно условие – храм должны иметь возможность посещать и приговоренные к пожизненному заключению.
Договоренность была достигнута.
Через шесть недель мы уже выгружали части готового деревянного сруба пятикупольного храма со звонницей.
Наше состояние можно было смело назвать ликованием.
На наших глазах произошло чудо. Господь явно явил нам через людей свою помощь.
21 марта иеромонах Евсевий освятил поклонный крест на месте будущего строительства храма. 5 июня был заложен памятный камень и освящен фундамент, а через два дня силами осужденных была воздвигнута основная часть храма – крестообразный сруб шестиметровой высоты.
Все добровольно работающие на строительстве храма – члены православной общины. Их рвение в труде вызывало недоумение и непонимание у окружающих. Даже консультировавший нас при сборке сруба приглашенный «с воли» мастер был искренне удивлен темпом ведения работ и усердием ребят, сказав, что «его бригада даже за деньги так не работает» И добавил: «Встретить такого отношения к работе в колонии я не ожидал. Они ведь без перекуров работают и даже матом не ругаются!»
«Фанатики», – говорят одни. «На свободе бы так работали», – говорят другие. Но счастливые улыбки на уставших лицах в ответ на колкости и подтрунивания заставляли замолчать местных острословов.
Нельзя сказать, что строительство церкви вся колония восприняла с радостью и энтузиазмом. Было много людей, равнодушно относящихся к происходящему, достаточно критиков и недобрых советчиков, были и выражающие явное недовольство по различным причинам. Но по-другому и быть не должно. Ведь мы-то знаем, что без искушений ни одного доброго дела не происходит. Не нравится лукавому сияние церковных куполов и колокольный перезвон. Но больше всего ему не нравится, когда бывшие его почитатели и служители вдруг на Бога начинают работать, отвергая его лукавые нападки смиренно и терпеливо.
Понимание того, что мы трудимся во славу Божию и реально делаем богоугодное дело и что по милости своей Господь сподобил нам, недостойным и многогрешным, участвовать в возведении храма Своего, наполняет сердца глубоким и непередаваемым словами чувством.
Однажды один из участников строительства поделился своим внутренним состоянием: «Я в течение жизни никогда так не работал и даже не знал, что могу так работать. А сейчас мне тяжело, я устаю, у меня кровавые мозоли на руках, но я впервые по-настоящему счастлив!».
Мы строим храм Господу на земле, а Господь помогает нам создать храм Свой в душах наших. Это чувство труднообъяснимо. Впрочем, как труднообъяснимо и многое в вере.
С Божией помощью вопросы, связанные с ведением текущих работ, решаются. Во славу Божию и в память об убиенном рабе Божием Игоре на нашу церковь пожертвовал малую звонницу из пяти колоколов Виталий Коткин, который вместе с Олегом Калашниковым не только помогает решать проблемы финансирования строительства, но и совместно организуют доставку различной гуманитарной помощи. Сумев построить добрые отношения сотрудничества с администрацией учреждения, они смогли изменить мнение большинства к возведению храма. Сейчас даже бывшие скептики из руководства живо интересуются ходом работ и при возможности помогают решать возникающие вопросы. Можно с уверенностью сказать, что строительство церкви существенно изменило психологический климат в колонии к лучшему. Ведь общее благое дело всегда сплачивает людей, выявляя их лучшие качества.
Строительство церкви в нашей колонии можно назвать эпохальным событием в развитии отношений сотрудничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний России, потому что это будет первый православный храм, который смогут посещать и где смогут участвовать в богослужениях осужденные, отбывающие пожизненное наказание.
Трудно даже представить себе внутреннее состояние человека, нашедшего свой последний земной приют в тюремной камере во время перезвона церковных колоколов, реально призывающих к покаянию и пробуждению от греховного сна. Поистине велика милость Божия!
Из осужденных, отбывающих наказание на участке ПЛС, многие пришли к вере. Почти 30 человек учатся на заочных курсах православного образования «Ступени» Липецкого педагогического университета. Большим спросом пользуется духовная литература. Многие активно переписываются с приходами и монастырями.
Узнав, что на территории колонии начато строительство храма, большая часть осужденных из отбывающих пожизненное наказание проявили огромное желание хоть как-то внести свою посильную лепту в это богоугодное дело. Администрация учреждения пошла навстречу и разрешила организовать шлифовку различных деревянных деталей для храма прямо в камерах.
Когда смотришь на рвение к участию в любых работах, связанных со строительством церкви, «пожизненников» и сравниваешь его со встречающимся равнодушием среди осужденных особого и строгого режимов, то невольно задумываешься о том, что падшая человеческая натура, одурманенная грехом, до последнего упорствует принятию Бога. Иногда человеку так надо в грязи изваляться, столько горя людям принести, да и свою жизнь так искалечить, что только, оказавшись в результате до конца дней своих в тюремной камере, он очнется, ужаснется содеянного и впервые прошепчет: «Господи, помилуй».
Конечно, нерешенных проблем еще много. Это и недостаток средств на окончание строительства, и отсутствие пока основного церковного убранства и инвентаря. Но есть начало, значит, будет и конец. Уповаем на милость Божию, да и сами на печи не лежим. Господь наяву доказал нам истинность своих слов: «Просите и дано будет вам» (Мф 7: 7).
С Божией помощью в этом году планируется закончить работы и освятить храм во имя святителя Николая Чудотворца в ФГУ ИК-1. Засияет куполами корабль спасения, пристанище заблудших и лечебница истерзанных грехами душ. Издавна русский боголюбивый народ выражал свое особое отношение к Церкви, называя ее дорогим для каждого человека словом «матушка», неся туда свою радость и свое горе, получая там силы и укрепляясь в вере. И вера эта помогла ему пройти через горнила великих испытаний. Поэтому и говорят: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».
Материал подготовлен православной общиной ФГУ ИК-1 (пос. Сосновка, Мордовия)