что нужно для сплава по реке на резиновой лодке
ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ В ВОДНЫЙ ПОХОД?
Рюкзак или гермомешок?
Если вы впервые собираетесь в водный поход, то всегда встает вопрос: как упаковать вещи? Ответ на него и прост и сложен одновременно.
Во-первых, следует отметить, что мы всегда выдаем нашим клиентам гермомешки объемом 100 литров перед началом сплава.
Гермомешок (герма, гермоупаковка) — это плотно закрывающийся водонепроницаемый мешок из ПВХ ткани. Именно он спасает ваши вещи от промокания в водном походе.
Но до начала сплава, так называемого стапеля, еще необходимо добраться, поэтому вам следует озаботиться тем, как вы повезете ваши вещи до начала сплава. Первая мысль: «Мне нужен рюкзак» — эта мысль определенно правильная. Однако, рюкзак необходимо выбирать без рамы, так он влезет в гермоупаковку. Здесь надо учесть очень важный момент: скорее всего ваш набитый доверху вещами рюкзак не влезет в гермомешок по ширине. Для этого на стапеле вам необходимо будет сделать следующее действие: разобрать свой рюкзак, вставить его в гермомешок и собрать его уже в гермомешке. Такой вариант развития событий сэкономит вам массу времени и нервов, нежели вы будете пытаться «впихнуть невпихуемое». В каждом первом походе инструктор сталкивается на стапеле с недовольным туристом, у которого рюкзак явно шире предоставляемого гермомешка. Ну что ж, «се ля ви». Вы можете начинать тренироваться быстро упаковывать, разбирать и переупаковывать рюкзак, либо решить проблему кардинально и купить сразу личную герму. Так поступают те, кто точно знает, что в следующем году он обязательно пойдет на сплав.
Вещи важно упаковывать в полиэтиленовые пакеты, что дополнительно защитит их от попадания влаги, если вы плохо закроете гермомешок. Здесь действует негласное правило: пакетов много не бывает. Но о вещах поговорим отдельно. На данном этапе вам важно понять, что все необходимые вещи вам нужно уместить в объем 80−90 литров. Конечно все зависит от продолжительности водного похода, но сейчас говорим о среднем значении. Что касается меня, то в водный поход я обычно хожу инструктором и использую гермомешок, предоставленный компанией, поэтому упаковываю вещи сразу в герму.
При упаковке важно будет учесть несколько нюансов:
1. Если вы не взяли на сплав свой спальник, то на стапеле вам выдадут спальник в личное пользование, а значит для него необходимо предусмотреть место.
2. Вместе со спальником вам выдадут и туристский коврик, он же каремат (пенка) — очень уж странный предмет, усложняющий процесс упаковки вещей в гермомешок. В классическом варианте коврик необходимо вставить в герму по периметру, затем вставить безрамный рюкзак, затем закидать внутрь вещи.
Еще только начал писать, а уже поверг всех в панику =) Ничего страшного! Это на первый взгляд кажется сложным, важно один раз попробовать, а потом — за уши не оттянуть.
Сплав по рекам на надувных лодках
Энергичные, ведущие активный образ жизни люди часто ищут способ испытать новые эмоции и проверить себя. Сплав — отличная для этого возможность. Вы можете окунуться в мир удивительных пейзажей, вдоволь “наобщаться” с водой, проверить свою выносливость и силу характера и просто эмоционально отдохнуть. Осталось решить, на чем отправиться в увлекательное водное путешествие. И многие склоняются к сплаву по рекам на надувных лодках. Речь идет об обычных суднах, на которых многие рыбачат. Действительно, их можно использовать для походов на воде. А как это делать и что выбрать — мы вам сейчас расскажем.
Особенности сплава на обычной надувной лодке
Рассмотрим как проходит сплав по рекам на надувных лодках в одиночку, компании, как выбрать подходящее место и подходящую лодку.
Одиночный или в группе
Есть только 2 варианта водного похода на надувном плавсредстве:
Вывод очевиден: сплав на надувной лодке на веслах или моторе организовывайте в группе любителей таких же плавсредств.
Если же вы рассматриваете и другие судна, советуем прочитать статью о том, какую выбирать лодку для сплава.
Где сплавляться
Сплав по рекам на надувных лодках имеет некоторые ограничения. Путешествовать на них можно не везде, не по всем водоёмам. Но практически во всех местах нашей необъятной страны есть самые разные реки, поэтому вы найдете подходящий вариант.
Дело в том, что надувнушки можно использовать на равнинных и даже на горных реках, главное, чтобы не было мощных порогов. Плюсы в применении таких суден для сплава:
Чаще всего надувные лодки используются для неспешных рыболовных сплавов по равнинным рекам. Поэтому смело берите с собой удочки, чтобы сварить на стоянке вкуснейшую уху после плодотворной рыбалки.
Надувные лодки можно использовать и на больших реках, например, на нижней и средней Волге, потому что они утюжат волну, а не режут её. На малорасходных реках Урала надувнушки тоже неплохи. Хотя в верховьях приличная ширина, там часто не глубоко, из-за чего, например, на каркасной байдарке будет очень неудобно, а катамаран и вовсе придется тащить. Зато на надувнушке получится неспешно просочиться.
Во время сплава лучше грести лицом вперед, чтобы видеть препятствия и курс. На горных реках удобно грести вдвоём канойными веслами, потому что обычными в уключинах не всегда получится развернуться меж камней.
Надувные лодки для сплава: что выбрать
Выбор надувных лодок, особенно, из ПВХ, огромен. Достаточно заглянуть в наш магазин, чтобы убедиться в этом. Многие из них можно использовать для несложных сплавов. Как сделать правильный выбор?
Резиновая
Если сказать сразу, то резиновая лодка — прошлый век. Сейчас есть другой материал, намного прочнее и проще — ПВХ. Но, если у вас имеется резиновое плавсредство и вы жаждете испытать его в водном приключении, это вполне возможно. Главное — чтобы река была поспокойнее и без серьёзных препятствий.
Важно, чтобы лодка была безопасной, с автономными надувными отсеками, то есть максимально надежной. Впрочем, многие критерии выбора лодки для похода одинаковы.
Всё же сплав на резиновой лодке по рекам — это рискованное и не очень комфортное мероприятие. Дело в материале, ведь на смену резине пришел прочный ПВХ.
Это современный материал, который отличается высокой прочностью. Он устойчив к высоким температурам (можно спокойно сплавляться в жару). Минимальная плотность ПВХ-ткани — 750 г/м2, у наиболее прочных моделей этот показатель достигает 1100 и 1300. Такое судно не страшится столкновений со скалистым дном, крупнозернистым камнем и прочими препятствиями. Её намного сложнее повредить. Если это произошло, пригодится информация о том, как заклеить лодку ПВХ. Учтите, что прожечь дыру в ПВХ-ткани сигаретой легче, чем в резине.
Конечно, хорошая ПВХ-лодка для сплава стоит дорого. Но гребные лодки дешевле моторных. А для сплавов лучше именно вёсельные модели.
Хорошая ПВХ-лодка для сплава:
Моторная
Сплав на лодке ПВХ с мотором — это больше катание, а не сплав, хотя некоторых такой вариант вполне устраивает.
Никто не мешает вам собраться с друзьями и путешествовать на моторных лодках по рекам России. Не забудьте, что некоторые плавсредства с движком нужно регистрировать в этом году. Плюсы сплава на моторной лодке по реке:
Например, модель Лоцман М-350 НДНД имеет особенную конструкцию реданов, что исключает разрыв перегородки и повышает эксплуатационные качества. Привлекает прекрасная устойчивость на волне и грузоподъёмность в 700 кг. У лодки более высокие скоростные качества по сравнению с другими моделями.
Велик риск того, что на моторке вы просто будете пролетать по речному маршруту, не получая никакого наслаждения. Будете слушать рык мотора, и никаких нагрузок для тела.
Если выбираете сплав на лодке с мотором, все остальные участники должны быть на таком же судне. Лодка с двигателем оставляет после себя крупную волну, сплавщикам на байдарках и других плавсредствах это не понравится.
Моторка хороша для обычного лодочного хождения, когда требуется быстро проплыть много километров по маршруту на большой реке или подняться по течению. Лучше использовать электромотор: он не набирает серьёзную скорость, работает тихо и экологично.
Гребная
Сплавляться на надувной лодке с веслами — отличный вариант. Это уже настоящий сплав, тренировка для тела и меньше проблем с “железом” в виде мотора. Выбор среди гребных лодок, подходящих для сплава, не так широк, но достойные варианты есть.
Один из них — Лоцман Т-300. Эта модель с обтекаемыми формами разработана на основе пожеланий опытных туристов, которые сплавляются по порожистым рекам.
Более продвинутая модель — это Лоцман Турист 300 ВНД Сплав (с вклеенным надувным дном). Сплав по рекам на надувных лодках с ней — истинное удовольствие!
Как подготовить лодку для сплава
Чтобы при сплаве на надувнушке на было трудностей, нужно хорошо подготовиться. В отдельной статье мы писали, что взять с собой на сплав. Здесь скажем важные моменты в отношении лодки:
Конечно, сплав по рекам на надувных лодках — это не рафтинг, не экстремальный водный поход на плоту по серьёзным препятствиям. Но получить от него удовольствие у вас точно получится, главное — выбрать надежное плавсредство. Магазин “Ковчег” всегда вам поможет!
Сплав по горной реке на надувной лодке
Любите водную стихию и препятствия? Тогда сплав по горной реке на надувной лодке вам точно понравится. Какое судно подходит для этого? Об этом и других важных моментах мы и расскажем вам в увлекательной статье.
Плавсредства для покорения горных рек
Для начала уточним, что такое сплав по реке на лодке? Это вид водного туризма, когда сплавщики преодолевают большие расстояния по воде, гребя веслами. Такое путешествие может быть коротким и продолжительным (неделя и больше).
Сплавляться можно по тихим равнинным речушкам и по стремительным горным потокам. В спокойных сплавах могут участвовать взрослые, независимо от подготовки, и дети от 3-х лет. Для экстремального водного похода нужна хорошая физическая подготовка и опыт.
В зависимости от количества препятствий (водопады, камни и т.п.) реки разделяют на 6 категорий сложности. Первая — это спокойная вода равнинной речки. Дальше сложность растет, на шестой категории уже присутствуют водопады и пороги с перепадом высот 10-15 метров.
Если вы собираетесь отправиться в неспешный сплав по равнинным и предгорным речкам, можно выбирать надежную надувную резиновую или ПВХ лодку. Второй вариант предпочтительнее, потому что ПВХ материал прочнее. Сплав на надувной лодке по спокойной воде можно совместить с рыбалкой.
Для сложных маршрутов с серьёзными порогами нужны другие варианты. О лодках для сплава мы писали в отдельной статье. Но что же подойдет для гор?
Бурные водные стихии горных рек предъявляют особенные требования к суднам: маневренность, высочайшая прочность и т.д. Поэтому используются специальные плавсредства. Не все из них надувные, но мы рассмотрим разные варианты.
Байдарка
Современная байдарка разборная (каркасная, то есть не надувная), в основном предназначена для спокойных турпоходов или соревнований по гребле. Вмещает до 3-4 человек.
Байдарки есть надувные. Такой вариант хорош легкостью, компактностью, и не надо ничего собирать. Но у судна минимальная килеватость, что чревато серьёзным рысканием при гребке. Да и перевернуться на ней гораздо проще.
Байдарка хорошо подходит для сплавов на несложных реках. Это вместительное, в меру устойчивое плавсредство. На стоячей воде скорость может достигать 8 км/час, если команда работает слаженно. Хороший вариант для нешироких быстрых речек, пороги которых не превышают одного метра в высоту.
Если ваша горная река соответствует этим характеристикам, можете выбирать байдарку. Если нет, то выбирайте другое средство сплава.
Это не надувной вариант, но не сказать о нем в теме про сплавы в горах нельзя.
Каяк внешне похож на байдарку, но задевать чувства профессиональных сплавщиков и путать эти два судна не стоит. У каяка цельный корпус. Производится из твердого полимерного материала. Предназначен для одного или двух человек.
Для управления каякером и прохождения препятствий на воде нужно иметь достаточный профессионализм, ведь справляться с бурным нравом реки приходится в одиночку (максимум вдвоём).
Для рек в горах каяк — отличный вариант, настоящий спорт, на занятия которым часто переходят с катамаранов и рафтов.
Катамаран
Состоит из двух баллонов, которые скреплены между собой рамой. Может принять 2-8 человек. Баллоны бывают надувные и жесткие, для сплавов в основном используют первые, потому что меньше вероятность получить пробоину. Если вы готовитесь к сплаву по горной реке на надувной лодке, рассмотрите катамаран.
На нём вы испытаете сильные эмоции от самостоятельного управления. Это плавсредство можно использовать для разных речных походов в горах, потому что:
Рафтинг — это в прямом понимании сплав на надувных лодках, причем часто именно в горах. С английского языка raft переводится как плот.
Рафт — надувная лодка с дном, в котором есть сливной клапан, пропускающий воду только в одну сторону. Можно на ходу слить воду, которая зачерпнулась. В днище может быть перепускной клапан, снижающий давление при резком толчке и предотвращающий разрыв. Отличие от обычных надувных плавсредств: конструкция рафта усилена прочной оболочкой, двухслойными баллонами и специальными креплениями для ног. На рафте можно проходить сложные препятствия, поэтому он отлично подходит для горных рек, тем более что конструкция плавсредства достаточно безопасна.
Рафтинг — это больше спортивный сплав по горной реке на надувной лодке. И заняться этим спортом может практически каждый желающий и физически подготовленный турист. Главное — пройти инструктаж и прилагать все усилия, чтобы помогать команде.
Выводы и полезные советы
Из надувных лодок мы советуем использовать для сплава по горным рекам катамараны и рафты. Из ненадувных можно рассмотреть каяк и даже каркасную байдарку, если речь идет о несложном водоёме.
Полезные советы для сплава по горной реке на надувной лодке:
Это малая часть подготовки к сплаву, много правил и для поведения в самом походе. Относиться к этому виду водного туризма важно максимально ответственно, тогда вы получите настоящее удовольствие, избежав серьёзных проблем. Надеемся, ваш сплав по горной реке на надувной лодке пройдет успешно!
Сплав на резиновой лодке
Сплав по рекам разной сложности – любимое занятие энергичных почитателей водного туризма и спорта. Он позволяет забыть о проблемах, вызывает всплеск адреналина, доставляет массу удовольствия. Но сплав связан с повышенным риском, поэтому требует наличия приспособленного к нему надувного судна. Для такие путешествий используются рафты, катамараны, специальные модели лодок из ПХВ. При этом многих любителей активных развлечений на воде интересует вопрос, подходят ли для сплава лодки из резины. Не опасно ли проходить на них крутые пороги?
Можно ли сплавляться на резиновой лодке
На резиновой лодке можно сплавляться по рекам средней сложности. Не стоит ее использовать для экстремального спуска по водоемам с высокими порогами, водопадами, сильным течением на перекатах. Судно может получить пробоины и перевернуться.
Важно правильно выбрать модель. Лодка должна иметь продуманную конструкцию без лишних деталей и повышенную систему безопасности. Подойдут плоскодонные и слегка килеватые модификации с усиленным днищем и просторным кокпитом с нескользящим покрытием. Борта должны состоять из трех-пяти автономных надувных отсеков, перегороженных герметичными мембранами и оснащенных отдельными клапанами для накачивания и стравливания воздуха.
Для сплава необходимо приобретать резиновую модель, изготовленную из материала высокой прочности и укомплектованную регулируемыми сиденьями-банками из водонепроницаемой фанеры. Подходящие для сплавных мероприятий лодки имеют цельную конструкцию, которая обладает увеличенным диаметром баллонов и сливными приспособлениями. Для сплава по равнинным рекам можно использовать модели с надувным днищем, не допускающим появление большой осадки при загрузке. Желательно, чтобы на корпусе было место для подвесного транца. Маломощный мотор поможет быстро преодолевать большие расстояния.
Подготовка резиновой лодки к сплаву
Понадобятся страховочные тросы, защитный фартук, рым для якоря и буксировки, гермомешки, водонепроницаемые сумки для вещей. Нельзя забывать о спасательных жилетах. Если лодка рассчитана на двух-четырех пассажиров, целесообразно поставить на нее дополнительные ручки для них. Необходимо, чтобы пол судна не скользил. Для этого можно купить специальный коврик с ворсинками из пластика. Лодку нужно укомплектовать тентом, укрывающим от дождя и солнца. И последнее – перед путешествием необходимо внимательно изучить правила сплава! Все эти советы помогут сделать его максимально комфортным и безопасным.
Что нужно для сплава по реке на резиновой лодке
Советы начинающим сплавщикам
Привет!
Говоришь, в лес выезжали, в палатках ночевали, комаров кормили?
Отлично, фундамент есть. Тогда переходим к водным процедурам 🙂
Причина написания данного текста достаточно банальна. Среди людей энергичных, ведущих активный образ жизни, время от времени появляются те, кто заинтересовался водным туризмом. Возникшее желание попробовать себя в новой области с неизбежностью приводит к идее организоваться и сходить на сплав. Желание уже есть, а опыта еще нет. И не все из них имеют возможность пойти в турклуб или пообщаться с опытной командой, что приводит их к поиску источников информации в сети. Иногда случайно, иногда по наводке общих знакомых, некоторые из них обращаются к автору этих строк, дабы спросить совета в личной переписке.
И хотя автор не считает себя ни большим Авторитетом, ни прожжённым Речным Волком, ни даже Гуру-из-Бобруйска, однако накопившийся за многие походные годы опыт дает ему возможность что-нибудь, да присоветовать по большинству вопросов, волнующих человека, затеявшего организовать свой первый в жизни сплав.
Так со временем сформировался некий набор стандартных советов. А поскольку автор ленив по природе, то, дабы не повторять одно и то же в разных комбинациях при личной переписке, решил упорядочить накопившиеся фрагменты и оформить в виде сборника советов начинающим сплавщикам.
Советы эти затрагивают лишь самый начальный этап становления туриста-водника. Причем, именно в плане самостоятельной организации первых простых сплавов. Если интерес к туризму не пропадет, водник начнет развиваться в том или ином направлении самостоятельно, или (что заметно лучше) в компании опытных товарищей.
Глава1. Как начать сплавляться
Для того, чтобы приобрести начальный опыт сплавов есть три пути:
1) найти местный турклуб водников, познакомиться и сесть на хвост какой-нибудь команде, планирующей несложный сплав, как отдых между серьезными маршрутами;
2) сходить на первый сплав в составе коммерческой группы под началом опытных инструкторов и на казенной снаряге;
3) организоваться самим, основываясь на советах бывалых и смирившись с неизбежными «граблями».
Глава 2. Основы организации самодеятельных походов начального уровня
Итак, вы волей-неволей идете по третьему варианту. Попытаюсь сформулировать основные правила, как я их себе представляю.
При организации и планировании маршрута нужно учитывать следующие моменты.
Каким бы ни был простым поход, кто-то должен взять на себя ответственность за его проведение. Прения и разногласия в походе возможны, но у руководителя есть право на окончательное решение, поскольку на нем лежит моральная ответственность. Члены команды должны это осознавать и согласиться с этим на стадии подготовки похода; быть готовыми отбросить личные амбиции в случае разногласий и подчиниться воле руководителя. Этот вопрос необходимо обсудить заранее, особенно перед первым походом в новом составе.
Это дисциплинирует и коллектив, и самого руководителя. Такой, казалось бы, излишне серьезный подход для простенького маршрута, на деле является хорошей школой на будущее, ведь уровень сложности ваших маршрутов будет расти, а серьезном походе вопрос дисциплины может оказаться решающим.
Встречаются группы без явного лидера, но это присуще коллективам, собравшимся из самодостаточных опытных туристов. При этом, как правило, лидер все же есть, просто он неявный.
2. Подготовка и должности. Подготовка похода ведется коллективно, орг. вопросы обсуждаются на собраниях. Неплохо распределить задачи питания, транспорта, денежных сборов, формирования аптечки и выбрать людей на должности Завхоза, Медика, Казначея и Литрука. Тянуть все вопросы одному руководителю нерационально, да и не нужно, пусть другие также приобретают опыт.
Обязанности и нюансы по каждой должности подробнее рассмотрим в отдельной части.
По поводу должностей: при назначении следует учитывать склонности и умения, в последующих походах можно делать рокировки, чтобы все попробовали себя на разных стезях. В результате, со временем выработается определенный кадровый состав (по принципу «у кого что лучше получается»).
Но в вопросах готовки принято поступать иначе. Если группа достаточно многочисленная (более 4-х человек), принято назначать дежурных. Делятся обычно парами и дежурят по дням. На долю дежурных приходится готовка по раскладке и мытье посуды. Хорошо, если дежурит пара мужчина+женщина. У женщин, как правило, больше опыта повседневной готовки, а мужчина хорош в костровой и кухонной деятельности.
Завхоз с вечера предыдущего дня выделяет будущим дежурным комплект продуктов и дает указания по раскладке на следующий день. Формируется продуктовый комплект на день, который также едет на судне с дежурными.
4. График движения. Это вотчина руководителя. Он прикидывает скорость движения, выделяет сложные участки, делает запас на непогоду/ремонт, планирует дневки. Его слово решающее в выборе стоянок.
Понятно, что дневная норма зависит от множества факторов: скорости течения, количества препятствий, преобладающих ветров, климата и т. п. На простой реке с нормальной текухой за день можно сделать 30км, а на сложном бурноводинге весь день пробултыхаться в трехкилометровом каньоне. Зато какие это будут километры!
Это внешние факторы. Но есть и внутренние. В первую очередь, тип судов. Выбор зависит от характера реки, сложности препятствий, тактики их прохождения. Ну и, конечно, опыт команды также является фактором, влияющим на скорость движения.
Кстати, есть правило: в решении о способе прохождения препятствия руководитель должен ориентироваться на самых слабых и неопытных участников группы.
Если рассматривать вариант равнинной реки средней полосы, то на байдарках легко можно делать 25-30 км в день. Однако, для надувных лодок эта цифра снизится до 20км. А с учетом отсутствия походного опыта у всего коллектива, я не стал бы закладывать более 15 км в день.
Далее, при составлении графика движения руководитель должен закладывать запас на отдых, плохие погодные условия и ремонт судов. Поход может быть довольно утомителен физически, особенно для новичков, а затянувшееся ненастье добавит психологической нагрузки. Руководитель должен следить за усталостью в группе и вовремя делать дневки. Обычно, на стандартный двухнедельный поход закладывается две дневки (по одной на неделю). Первую дневку обычно делают ближе к концу первой недели, однако, если первые дни оказались слишком тяжелыми, а в дальнейшем ожидается уменьшение нагрузки, дневку можно сделать и пораньше.
На дневке народ расслабляется, отдыхает, делает текущий ремонт снаряги, добывает рыбу-грибы-ягоды, или просто тусуется у костра. Дневка будет по-настоящему удачной, если получится устроить походную баню. Тогда у группы будет ощущение полного отдыха и возрастет готовность к новым подвигам на маршруте 🙂
Также надо иметь день запаса на непогоду и еще денек на аварийный ремонт судов. Если погода будет отличной и поход пройдет без аварий, то вы получите еще пару дней для увеличения маршрута или дополнительного отдыха.
5. Некоторые вопросы техники безопасности. Не буду затрагивать специфику категорийных сплавов, это отдельная тема. Но и в некотегорийных, по простым рекам, есть перечень правил, соблюдение которых уменьшит риск ЧП.
В связке с первым правилом идет второе: не увлекаться совместным распитием алкоголя с встреченными на маршруте местными. Это не значит, что надо делать морду кирпичом и проплывать мимо, глядя в сторону. Наоборот, на реке хорошим тоном является поздороваться, перекинуться парой слов, поинтересоваться делами и уловом. В подавляющем большинстве местные жители доброжелательны, приветливы и готовы помочь, особенно в северных областях. Частенько рыбаки на стоянках приглашают в гости, или сами приплывают поболтать, ведь жизнь в глуши делает общение особо ценным. Так что нет ничего плохого в общении. Однако, алкоголь, тем более в большом количестве, сюда лучше не вмешивать, поскольку на разных людей он действует по-разному. И если своих друзей вы с этой стороны знаете хорошо, то о гостях такого не скажешь. Как говорится, от греха подальше.
Поэтому, если присутствует такая опасность (день, а то и два, льет непрерывный дождь, уровень воды растет; либо в верховьях горной реки грохочут грозы и лью дожди), необходимо выбирать места для стоянки с учетом опасности. Становиться надо повыше, с возможностью маневра вверх, суда на ночь подтаскивать ближе к палаткам и обязательно привязывать! Иначе рискуете оказаться без средств сплава. Ну и, разумеется, в такой ситуации нельзя становиться на потенциально затопляемых островах и выдающихся мысах.
Ну и если вы, выбирая место для лагеря, наткнулись на признаки частого присутствия зверя (множество следов, лежка в траве), или, неровён час, прикопанные остатки добычи, лучше проплыть несколько километров и присмотреть более спокойное местечко.
Глава 3. Нюансы по должностям
Я пробовал оба. В молодости, когда кровь вскипала быстро и пёр максимализм, я руководил довольно жестко, иногда приходилось нажимать на людей. Но и команду надо было учить всему с нуля. Вспоминая сейчас некоторые моменты, понимаю, что иногда перегибал палку. С возрастом и со сменой коллективов мировоззрение поменялось, и сейчас я избегаю прямого давления. Значимые в походе решения стараюсь принимать коллегиально, обсуждая с группой. При этом, опытный руководитель всегда найдет аргументы и способы убеждения, чтобы склонить мнение большинства в нужную сторону.
Иногда случается, что в компании оказывается «раздражающий элемент», который пытается дестабилизировать обстановку в группе. Чаще это новый член команды, с которым ты еще не успел съесть пуд соли и проверить его в хорошем походе. При этом он может быть достаточно сильным туристом, с опытом. Но вот именно в данной группе он чувствует себя не комфортно и пытается переделать все на свой лад, доказать, что его опыт выше. Постепенно в группе нагнетается нервная обстановка, которая требует разрядки. В недавнем прошлом у меня как раз случилась такая ситуация, и довольно простой поход осложнился психологически. К счастью, совместными усилиями группы удалось удержаться от открытого конфликта и поход завершился без особых без эксцессов, однако от некоторых маршрутных задумок пришлось отказаться. Разумеется, больше с этим человеком я в поход не пойду. А жаль, на него возлагал надежды 🙁 Что характерно, признаки грядущих разногласий я увидел еще на стадии подготовки, но все-таки решил рискнуть. Так что сам виноват 🙂
Что хотелось бы добавить важного: руководитель воспитывает своим примером. Ты не найдешь доверия в группе, если будешь избегать общественной работы, нагружая ею членов своей команды. Нельзя лежать в тенёчке, ссылаясь на головную боль, когда народ ставит лагерь, валит сушину или делает обнос. Наоборот, руководитель должен первым браться за дело, демонстрируя своим примером важность участия в общественных работах. Только такое поведение дает тебе право на дружескую подсказку «шевелить батонами» 🙂
На стадии подготовки Завхоз должен выяснить предпочтения/неприятия команды, чтобы на маршруте не было неприятных сюрпризов (к примеру, может выясниться что кто-то ненавидит гречку, или выявится аллергия на мясо птицы, а вы затарились куриными консервами на весь маршрут :). Лучше всего на одном из собраний обсудить составленную Завхозом раскладку, заодно распределите кому что закупать.
Поскольку водный поход проходит чаще всего по воде, то продукты необходимо от нее изолировать. Для сыпучих отлично зарекомендовали себя разнообразные ПЭТ-баллоны. Для круп хороши литровые ПЭТ-бутылки из-под молочных продуктов с широким горлом.
По мере освобождения пустую тару можно ликвидировать в костре, но лучше заполнять дарами природы (ягодным вареньем, грибами, соленым тайменем и т. п.) для доставки домой и торжественного поедания на Точке похода.
Что хотелось бы отметить. Нормы потребления в каждой команде свои. Однако, вы, как руководитель, должны понимать, что при определенном изобилии поход грозит превратиться в пьянку. Со всеми вытекающими.
Это правило больше касается бурноводинга, и вышло оно из опыта категорийных походов. В матрасных сплавах по равнинным речкам со слабой текухой ситуация не так критична, можно побаловать себя пивасиком в жаркий день, или развеять обеденной рюмкой дождливое настроение. Но все в меру, ибо, как гласит народная мудрость, «и на ровном месте можно шею свернуть». И да, это исключение касается летних сплавов, ВЕСНОЙ СИТУАЦИЯ СОВСЕМ ИНАЯ, И ЛЮБАЯ РАВНИННАЯ РЕЧУШКА В ПОЛОВОДЬЕ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ОПАСНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ. То же может случиться и летом, в период внезапного мощного паводка.
Так что примите к сведению.
Казначей. Ну тут все просто: этот человек заведует походными финансами. Ведет сбор средств, обеспечивает их сохранность, учитывает траты и выделяет деньги для текущих закупок. В финале (обычно, в обратном поезде) оглашает затратную часть похода и раздает остатки денег. Частенько Казначей занимается добыванием билетов.
Дополнительные (необязательные) должности : Летописец, Фотограф, Оператор, Завснар.
Возьмите за правило вести походный дневник. Кроме прямой пользы справочного характера, он даст дополнительную подпитку положительными эмоциями в перерывах между походами и усилит тягу к новым подвигам. В Сети масса отличных примеров. Для этого выбирают Летописца. Впрочем, частенько дневник создается коллективно, переходя ежедневно из рук в руки. В этом случае он будет эмоционально насыщенней, читать такой дневник интересней, но часто он проигрывает в плане информативности, т. к. далеко не все авторы отдают должное техническим нюансам маршрута.
В некоторых походах возникает необходимость проведения особо ответственной фото-видеосъёмки. Это может быть вызвано, к примеру, желанием сделать конкурсный фильм, запечатлеть нюансы прохождения технически сложных участков маршрута, или заснять экзотическую труднодоступную местность. Тогда отдельно назначаются должности Фотографа и Оператора. В обычных же матрасных сплавах число фотиков частенько равно числу участников. Это и хорошо, будет больше интересных кадров. Не надо экономить на воспоминаниях!
Если маршрут насыщен препятствиями, постоянно испытывающими на прочность не только водников, но и их суда, вопрос поддержания плавсредств в исправном состоянии становится особенно актуальным. В этом случае разумно выбрать отдельного человека, ответственного за обеспечение и организацию ремонтных работ. Завснар должен быть «рукастым» и запасливым.
В матрасном походе можно обойтись без Завснара, однако не забудьте правило: у каждого экипажа должен быть индивидуальный ремнабор, состав которого зависит от типа судна. Для надувных байдарок и лодок это: куски донной и бортовой ткани для заплаток, шило (толстая игла) с дратвой, ацетон или спирт для обезжиривания, мелкий наждак для зачистки резины, клей. Можно также прихватить запасной клапан.
Глава 4. Снаряжение. Палатки и лодки
Палатки. Вообще, палаток, как и лодок, должно быть несколько, под разные походы и задачи 🙂 К примеру, в моем хозяйстве сейчас 5 палаток, не считая старинных брезентовых «домиков», которых выкинуть рука не поднимается 🙂
Но если говорить о более-менее универсальной палатке для сплавов, я бы выделил следующие особенности.
Ширина внутренней палатки в 150см очень комфортна для двоих, и легко позволяет уместить третьего некрупного (например, подрастающего сына или стройную девицу 🙂
Теперь поговорим о плавсредствах.
Обычно на начальном этапе катамараны-рафты-каяки не интересуют, а вот о надувнушках и байдарках надо поподробней.
Я был счастлив, когда на рынке водного снаряжения появились альтернативные варианты в надувном исполнении. Что имеется на данный момент.
Отечественных производителей много, модельный ряд хорошо развивается, перспективы интересны. На сайте » Весло и Парус » собрана подробная инфа по этим лодкам, рекомендую.
Разновидности байдарок. Бывают байдарки открытые, закрытые, с самоотливом или без.
И еще один нюанс. Все эти лодки продаются без весел, т.к. каждый выбирает себе весло сам, по вкусу и размеру. Размеры и форма весел зависят от стиля гребли и характера ходимых рек. Для равнинных рек и открытых водоемов хороши длинные (от 220см) весла с хорошей «ложкой», чтобы обеспечивать равномерное и мощное поступательное движение. Для горных рек с порогами, где нужны резкие повороты и слалом между камнями, используются короткие (не длиннее 210см) весла с прочными, часто ассиметричными, лопастями.
Весла лучше брать двухсекционные, тогда половинки одного весла можно использовать как два канойных.
Глава 5. Снаряжение общественное и личное
Если идете в края с частыми осадками, неплохо взять групповой тент. Для небольшой группы достаточно 4х4м. Бывают из терпаулинга (дешевые, но тяжелые), силиконки (легкие, но дорогие) и полиэстера с ПУ-покрытием (золотая середина).
Для костра мы обычно в первый день похода вырубаем рогули с перекладиной, которые возим с собой, чтобы не терять времени и не губить лишних деревьев на изготовление новых в каждом лагере. Да, не забудьте грубые рабочие рукавицы, чтобы хвататься за горячее. Я заматываю в них лезвия топоров, таким образом рукавицы становятся МФУ.
Также нужно иметь несколько больших гермомешков для боящихся сырости продуктов, которые будут распределяться по экипажам. О гермомешках подробно позже, при рассмотрении особенностей упаковки и загрузки вещей в байдарку.
Досуг. Если среди вас есть умелец бренчать на гитаре, обязательно возьмите инструмент, не пожалеете! Разнообразные флейты, скрипки, гармошки также приветствуются. НО ни в коем случае не берите магнитофон-патефон-бумбокс. В лесу это лишнее, уверяю. Не надо портить карму!
В мае и начале июня активизируются клещи. Вот это уже серьезней, т. к. они являются потенциальными разносчиками различных болезней, в том числе Лайма и клещевого энцефалита. В средней полосе энцефалитный клещ редок, но с каждым годом процент растет. Поэтому в весеннем лесу лучше быть внимательным. Время от времени осматривать друг друга, особенно после хождения по лесной чаще. Люди с чувствительной кожей чувствуют, когда клещ ползет по телу под одеждой. Особенно, когда лежат расслабленно. Но более надежным (и увлекательным!) способом является периодический взаимный осмотр, с раздеванием. Разумеется, для этих целей лучше выбрать партнершу посимпатичней 😉
При обнаружении впившегося клеща его не надо выдергивать, заливать маслом и т. п. Его надо вывинтить (против часовой стрелки) с помощью нитки, пинцета или просто пальцами, при этом стараясь не сдавливать тело клеща, чтобы не вносить заражение в ранку. Старайся вынуть целиком, без отрыва головы, иначе может начаться воспаление.
Для пеше-водных маршрутов по Полярному Уралу я купил себе бродни из ЭВА, поскольку там приходится много ходить по ледяной воде, причем глубоко. Хороши, но крупногабаритны. Для равнинных рек средне полосы они избыточны, тут лучше использовать бахилы.
В качестве лагерной обуви удобны калоши из ЭВА. Продаются во всяких ашанах-перекрестках. Легкие и не промокают. В холодное время на них-то я и одеваю бахилы. А кроссы, в которых еду в поезде по дороге на маршрут и с маршрута, использую для пешки или радиалок, остальное время они едут в герме.
Шестое. Для порожистых рек с холодной водой народ активно использует гидрокостюмы и обувь из неопрена. Эта штука существенно снижает охлаждение тела при длительном бултыхании в холодной воде. Для летнего сплава по равнинным рекам необходимости в неопрене нет.
В качестве подстилки сгодится пенка. Хотя она жестковата, и у меня в двухнедельном походе бока устают. Поэтому в длительные походы без пешей части беру надувной матрасик, оправдывая звание настоящего матрасника 🙂
Под голову обычно кладется матерчатый мешок с одеждой (шмотник), так что никаких подушек тащить не надо.
2. Большая герма на 100 литров из плотной ткани с двухсторонним ПВХ-покрытием. Беру эту герму, если планируется идти экипажем из трех человек с большим количеством одежды.
В результате получаю два тугих вытянутых мешка. Укладываю их рядом вдоль бортов, в центральный отсек Викинга, вплотную к переднему сиденью. Входят они с усилием, враспор между бортами, и сидят там плотно.
3. Один гермомешок-вкладыш на 110 литров, из тонкой ткани (таффеты) с односторонним покрытием, вкладываю внутрь своего рюкзака. Туда пакую свернутые трубой вдоль стенок рюкзака пенки, а внутрь идет все хрупкое и жесткое, что неудобно или нельзя плотно уминать. Аптечка, ненужная обувь, топор, ремнабор, рыболовные снасти, всякая мелочевка. Туда же идет палатка. Если сложно найти такой гермовкладыш в рюкзак, можно использовать большой полиэтиленовый мешок для мусора (черный, плотный), только брать с запасом несколько штук, ибо имеют тенденцию рваться. Горловину затягивать прочной резинкой, с перехлестом.
Уложенный таким образом рюкзак я ставлю вертикально вплотную за задним сиденьем. Он входит с трудом, враспор между бортами и держится там достаточно плотно. При гребле этот рюкзак еще и выполняет функцию спинки, очень удобно.
4. Набор небольших гермомешков разного объема и формы (от 10 до 40 литров). В них пакуется всякая мелочевка, которая должна быть в сравнительно близком доступе. Также в одной из этих герм едет дневной рацион, выделенный завхозом для дежурных.
К сожалению, большими гермами там не торгуют, я не встречал больше 50 литров.
Далее по загрузке в байду. За большими гермами с мягким барахлом я кладу большой гермомешок с продуктами, сформированный в округлый куль. Он занимает заднюю часть центрального отсека до поперечной распорки, а иногда и далее, если тюк большой. При этом у меня на заднем номере остается место для ног. Таким образом, средний отсек полностью загружен гермами. Поверх них я укладываю гитару и разные тючки, мешок с общественной посудой и т.п., а сверху принайтовываю все это шнуром к рымам и обвязке, чтобы не вывалились за борт при резких маневрах. Под эту обвязку просовываю вдоль борта костровые рогули с перекладиной.
За рюкзаком, стоящим вертикально под спину, остается место в корме для котелков и рюкзачка с перекусами и посудой. Туда же втыкаю спиннинг, чтобы был под рукой. На переднем номере в ногах места немного, поэтому туда идет лишь насос (прихватываю шлангом к носовой ручке), да пара баллонов с чаем. Также можно распихать несколько баллонов по щелям между гермами и бортами.
Рюкзак жены я обычно сразу опустошаю и везу в свернутом виде на дне большой гермы, т. к. на сплаве он не нужен. Таким образом, хорошо, если один из ваших рюкзаков будет компактно складываться. У него не должно быть металлических элементов каркаса, либо они должны выниматься.
Если небо хмурится и есть опасность дождя на маршруте, надо приготовить тент для лодки и плащи, положив их поближе.
Глава 6. Несколько с оветов по организации походного быта
С темпом движения и дневными нормами мы разобрались раньше, в обязанностях руководителя. Повторю лишь: нужно следить за усталостью в группе, не перегружать людей без особой надобности. При этом ориентироваться следует на слабых. Старайтесь двигаться по маршруту равномерно, без рывков и маршбросков, если только нет необходимости, вызванной особенностями рельефа, препятствиями или отсутствием мест для стоянки.
Бывает, на протяженном участке река имеет такие берега, что приткнуться негде. По закону Мерфи, в такой участок впираешься под вечер, когда самое время вставать лагерем. Час пилишь, второй пилишь, а вылезти некуда. На лесных реках средней полосы в такую ситуацию можно попасть на длинных прямых участках с малым течением, с низкими заболоченными берегами, или крутыми и заваленными буреломом. В обоих случаях на такой берег вылезти-то сложно, не то, что лагерем встать. У меня бывали случаи, когда приходилось пристраиваться на небольших пятачках пологого берега, выравнивая (копая веслом) площадки для палаток.
Такую ситуация можно, с некоторой долей вероятности, предугадать, глядя на топокарту, анализируя космоснимки и отслеживая изменения характера реки и ее берегов. К примеру, если видишь по карте, что впереди предстоит очень длинный прямой участок («труба», «плёс»), в то время, как течение в реке снизилось, перекаты исчезли, берега становятся травянисто-глинистыми, то лучше подумать о своевременной стоянке, пока не влетели в трубу. Зато на резком повороте (особенно петле) лесной реки часто образуется пологий пляж от подмываемого противоположного обрыва. В таком месте можно будет встать. На космоснимках большие песчаные пляжи и косы видны в виде белой каймы на выпуклой стороне поворота речного русла, она хорошо выделяется на общем зеленом тоне снимка.
На реках горного характера можно ориентироваться по изолиниям топокарты. Они показывают набор высот; если оба берега густо отрисованы, значит там каньон с крутыми скалистыми берегами, и стоянки маловероятны. И, кстати, в таких каньонах частенько встречаются шиверы и пороги, особенно при резком сужении русла.
Теперь по выбору стоянок. Тут мнения разные, у всех свои вкусы.
Пляжи в этом плане выгодней: обдуваемые ветерком, они заметно меньше заселены летучими тварями, на них проще проходит разгрузка, обустройство лагеря, да и дежурным меньше возни. Вдоль пляжа легко пробежаться с удочкой или бредешком-малявочницей в поисках живцов, можно поставить закиднушки в надежде на ночной улов. Для многих противников пляжных стоянок главным аргументом против является песок; у меня есть один знакомый верхотурщик, который просто не переносит его психологически 🙂 Но это из разряда крайностей. На самом деле, при правильном обустройстве кухни и лагеря, песок нисколько не мешает.
Как правило, уже в первые дни сплава удается подобрать парочку подходящих досок, надо просто поглядывать внимательно по сторонам. Часто они лежат в завалах, среди бревен, в русле или на берегу. Иногда доски можно обнаружить в пойменных кустах пологого берега, куда их заносит половодьем. Также весьма вероятно найти их прямо на месте стапеля. Вытаскиваем торчащие гвозди, отмываем, выскабливаем от заноз и берем с собой, привязав вдоль борта байды. В лагере вырубаем установочный комплект: четыре длинные рогули и две короткие перекладины. Рогули, вкачанные в песок на достаточную глубину, должны доходить до пояса взрослому человеку. Перекладины делаем такой длины, чтобы они немного превышали совокупную ширину уложенных рядом досок. Устанавливаем рогули так, чтобы доски, укладываемые на перекладины между парами рогулек, входили внатяг. В результате получаем вполне устойчивый стол, недоступный для ползучих тварей, мелких ночных воришек и песка.
Эту разборную конструкцию возим с собой весь поход, так что в любом месте удается разместиться с удобствами (фото1, фото2).
Еще один совет: возьмите за строгую привычку проверять место стоянки и обеда перед отплытием. Ибо на возвращение забытого топора/палатки/гитары/матроса можно потратить столько времени и усилий, что текущий день будет безвозвратно испорчен, как по километражу, так и по настроению.
Ну и на последок, раз уж зашла речь о посиделках, затронем культ-массовый сектор 🙂
В таких играх, кроме самого удовольствия от совместной беготни, детям потихоньку можно прививать навыки ориентирования на местности. Когда я был юнцом, взрослые устраивали нашей разновозрастной детской толпе такие клады, в поисках которых мы носились с компасом и картой по лесу, накручивая приличный километраж в очень быстром темпе, поскольку каждый хотел первым вытащить очередную записку.
Разумеется, такие мероприятия удобнее проводить на дневках, когда много свободного времени для развлекухи.
Чем же заканчивается поход?
— Нет, неправильно 🙂 Поход заканчивается ТОЧКОЙ!
Зачитываются главы дневника, вспоминаются походные денёчки, пробуются походные заготовки; под эти варенья-соленья Литрук достает бережно хранимый НЗ, оставшийся нетронутым с похода. Тосты, смех и радостный галдёж. Ради такого праздника можно поднапрячься и притащить долгоиграющий ноут, чтобы хватило времени и на просмотр фильма, и на долгое обсуждение походной фотолетописи за «рюмкой чая».
И тогда по возвращению, вместо грусти о завершившихся приключениях, вас наполняет ожидание новых, еще невиданных и неповторимых!