что нужно для спектакля
Что нужно для спектакля
Текст: Антон Хитров
Положитесь на пьесу (новую!)
Поставить недорогой спектакль по классике сложнее, чем по современной пьесе. Дело даже не в костюмах — историческая точность давно перестала быть обязательным требованием. Просто, когда от вас ожидают новое видение знакомой истории, обойтись без интересного визуального решения будет трудно. Другое дело, если вы работаете с текстом, которого зритель еще не знает: обычно в этой ситуации задача режиссёра — помочь материалу раскрыться, а не перекрывать его собой. А значит, чем беднее обстановка на сцене, тем лучше.
Самая популярная русская пьеса последних лет — «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова, абсурдная история о полицейских-интеллектуалах, которые занимаются перевоспитанием несознательных граждан: она идет как минимум в 17 театрах. Едва ли не лучшей постановкой была первая, которая вышла, когда с этим текстом не был знаком почти никто: речь о спектакле Михаила Угарова и Игоря Стама в «Театре.doc». Режиссёры просто доверились автору — и позволили тексту делать свою работу.
Воображение — лучший художник
Театр — не кино: он не обязан показывать то, о чём можно рассказать. К примеру, чтобы снять фильм о взятии Константинополя турками, понадобился бы многомиллионный бюджет — а драматург и режиссёр Елена Грёмина, работая с тем же сюжетом в «Театре.doc», не потратилась даже на декорацию. «150 причин не защищать Родину» — исторический сторителлинг, разложенный на несколько голосов: мы наблюдаем гибель Византийской империи глазами правителей и простых граждан. Спектакль затягивает не хуже голливудского костюмного блокбастера и рекомендуется к просмотру всем фанатам «Игры престолов».
Не стройте декорацию — ищите её
Сценография — это не то, что сделано в театральных цехах. Это любое пространство, приспособленное режиссёром и художником для своих нужд. Вы можете столкнуться с театральными зрителями на улице, на природе, в промзоне, в баре, в церкви и даже в общественном транспорте. Взять хоть интерактивную прогулку с аудиогидом «Remote Moscow», работы «Мобильного художественного театра» или проект Всеволода Лисовского «Неявные воздействия»: эти совершенно разные спектакли объединяет одно — все они используют город как готовую декорацию.
С реквизитом и костюмами можно поступать точно так же: не обязательно создавать их с нуля — можно принести из дома готовые, или организовать сбор через соцсети. Ранние спектакли Дмитрия Крымова — например, «Opus №7» — сделаны из подручных вещей вроде поношенной одежды, обуви и старых газет. Это не всегда признак небольшого бюджета, но для экономного театра такая эстетика — отличный выход.
Не зацикливайтесь на старых формах
Театр — абсолютно всеядное животное: не бывает таких публичных активностей, которые нельзя представить в виде спектакля. Пользуйтесь этим — адаптируйте бюджетные форматы. Лекция? Да пожалуйста. Стендап? Элементарно. Экскурсия? Сколько угодно. Тренинг? Почему бы и нет! Если зрители хоть как-то взаимодействуют с физической реальностью, — скажем, замысел предполагает их присутствие в конкретном месте, — вы вправе называть вашу работу спектаклем, даже если по факту это мастер-класс или настольная игра (бывало и такое). К этому сложно привыкнуть — но сегодня слово «театр» означает намного большее, чем история, разыгранная актёрами на сцене, нравится это кому-то или нет.
В московском «Гоголь-центре» и петербургском «Pop-up театре» идет спектакль «Questioning/Кто ты?» под авторством швейцарской компании Magic Garden: по сути, это психологический эксперимент, в котором нет актеров, а главными героями становятся зрители. Все, что нужно делать — наблюдать и отвечать на вопросы анкеты: да, звучит не слишком увлекательно, но это одно из самых удивительных приключений, какое только можно пережить в театре.
Заплатите актерам один раз
Артист, который снова и снова возвращается к одной и той же роли — уже не обязательное условие театра: ничто не мешает вам придумать такой спектакль, где достаточно будет один раз снять исполнителей на камеру или просто записать их голоса. Вы, возможно, слышали, что театр — искусство сиюминутное, что оно рождается здесь и сейчас, а каждое новое представление не похоже на предыдущее. Это так — но никакого противоречия здесь нет.
Возьмём для примера проект Семёна Александровского «Время, которое». Это радиоспектакль о девушке, которая нашла в библиотеке дневник репрессированной прабабушки — документ эпохи, когда творческая (и в том числе театральная) интеллигенция подвергалась масштабным «чисткам». История записана на звуковую дорожку — но послушать ее дома не получится: единственный доступный экземпляр хранится в библиотеке Союза театральных деятелей, где, собственно, и происходит действие. Читальный зал библиотеки — это декорация спектакля. Если прийти на «Время, которое» второй раз, это будет немного другой опыт, ведь в библиотеке что-то поменяется: за стойкой будет сидеть другой сотрудник, за столами — другие читатели, и даже свет из окна будет падать по-другому. Самое замечательное, что такой спектакль может не сходить с репертуара десятилетиями — и даже век спустя историки театра смогут посмотреть его с теми же артистами, что и на премьере.
Памятка по постановке спектакля
для начинающих режиссеров
Для более правильного подхода к этому делу, каждый раз, когда вы собираетесь читать памятку, надо дочитывать ее до конца, поскольку между многими из этапов есть связь, и выполнение одного события тесно связано с результатом другого. Если обращать внимание на все мелочи, у вас получится ни о чем не забывать.
Задачи
Главная задача режиссера заключается не только в том, чтобы просто поставить спектакль, но и найти правильный подход к вашему коллективу, тогда удовольствие от результата получат обе стороны.
Этапы
1. Поиск сценария
Требования к сценарию достаточно велики:
— сюжет должен быть интересным
— сюжет должен учитывать возрастную категорию актеров, аудитории
— рассчитанный на школьников
— количество ролей соответствует количеству желающих принять участие
— подходящая длительность спектакля
2. Набор актеров в театральную труппу
На этом этапе, режиссеру нужно завлечь ребят, то есть фактически прорекламировать это мероприятие. На это у вас есть не так много времени, поэтому нужно заранее понять – что именно может привлечь к участию в этой деятельности. Если же несмотря на ваши усилия, желающих участвовать слишком мало, необходимо принимать меры. Воспользуйтесь своей фантазией, подумайте, что в таком случае, заинтересовало бы вас.
1. сделать презентацию, используя фотографии театрального фестиваля прошлых лет;
2. договоритесь с классным руководителем об уроке – просмотре видеозаписей фрагментов спектаклей, получивших гран-при;
3. устроить беседу со старшеклассниками, уже принимавшими участие в театрального фестиваля, пусть они поделятся впечатлениями.
3. Проведение тренингов (опираясь на учебник ОС)
Перед началом репетиций, вам нужно познакомиться со своими актерами, оценить их способности, заинтересованность. Также, учитывая отсутствие театрального опыта, нужно научить вашу труппу основным правилам игры на сцене, подготовить ее к предстоящей работе. Для этого организацией «Остров Сокровищ» уже разработаны тренинги, которые подробно описаны в учебнике по театральной деятельности. На данном этапе, тренинги – ваш шанс заинтересовать участников в актерской деятельности, раскрепостить их, развить творческие навыки, поэтому нужно проводить тренинги интересно. Особенно важно ваше личное участие во всех тренировках, таким образом, вы будите являться наглядным примером правильного подхода к выполнению задания.
4. Прочтение сценария, распределение ролей, беседы с актерами по поводу их персонажей
С первых же репетиций, нужно задуматься о распределении ролей в вашем коллективе. Чтобы рассмотреть все кандидатуры, при первых прочтениях роли можно варьировать между актерами, затем, когда вы уже определитесь, нужно плавно перейти к чтению непосредственно по ролям. На этом этапе отношение с актерами могут испортиться из-за конкуренции на определенную роль между ребятами (нужно подобрать роли, опираясь не только на возможности каждого из актеров, но и на их заинтересованность, желание, даже характер). Если несмотря ни на что кто-то из ребят остается недовольным своей ролью, ваша задача – заставить его поверить в то, что роль интересна и ее действительно стоит сыграть.
5. Поиск песен для спектакля (музыка, авторы, слова и т.д.)
Прежде чем озадачивать такими заданиями старших, уже умеющих опыт учеников, нужно попробовать максимально заинтересовать и привлечь к процессу участников именно вашего спектакля. Скорее всего, они будут отказываться, но задача режиссера как раз и заключается в том, чтобы показать, что на самом деле это очень интересный процесс. Для этого, возможен вариант организации подобной деятельности в коллективе, так процесс будет проходить веселее и быстрее.
К тому же, к этому же этапу можно отнести поиск музыкального оформления спектакля (та музыка/звуки, которые будут звучать, как фон действия или сопровождать само действие в соответствии с сюжетом). Но, конкретно к выполнению этой задачи, нужно подходить, уже четко осознавая – что будет представлять собой ваша постановка.
6. Подготовка атрибутов и т.д.
Многие атрибуты будут необходимы уже на первых репетициях, поскольку, это поможет ребятам лучше двигаться на сцене (ориентироваться на сцене, не выпадать из действия). Этот этап чаще всего выполняется не вовремя, из-за чего возникают проблемы со временем. Поэтому, нужно выполнить эту задачу, как можно раньше, ведь актеры быстрее будут вовлекаться в процесс.
7. Репетиции сцен в движение, с использованием атрибутов
В этот момент происходит резкий переход от одного этапа к другому (см. пункт 6), нужно сорганизовать процесс так, чтобы этот переход произошел как можно более плавно и незаметно для актеров, при этом, не следует забывать про предыдущий пункт.
8. Репетиции сцен без текста, постепенно актеры учат слова
На этом этапе важно не затянуть процесс «выучивания слов», потому что, на протяжение всех оставшихся репетиций, это будет мешать, отвлекать, не только режиссеров, но и самих актеров. Поскольку, это все-таки ученики школы, у которых, кроме театрального фестиваля ещё много дел, и они, вполне справедливо, могут ссылаться на свою загруженность и усталость, надо организовать этот процесс во время репетиций. Если даже, актер говорит, что не готов играть без текста, нужно заставлять его выкручиваться из ситуации своими силами, ведь главное для него – это уловить последовательность событий, их суть. Поэтому он должен пробовать объясняться своими словами, такой способ будет более эффективным для запоминания текста.
9. Репетиции массовых сцен, объединение сцен в действие
Удобнее всего организовать репетиции небольших сцен, с маленьким количеством действующих лиц, по будням. Большие, массовые сцены и объединение маленьких, оставить на выходные. При этом, в будние дни, особенно удобно организовать вашу работу при помощи составления графика (см. пункт 7).
10. Запись песен, постановка танцев
Оба эти действия, могут происходить параллельно, но, безусловно, решить проблему написания песен (авторства) необходимо гораздо раньше (см. пункт 5). После этого уже можно начинать постановку танцев и непосредственно запись песен.
11.Включение танцевальных и вокальных элементов в сцены, продумывание связок, перестановки декораций
Нужно четко распределить обязанности между участниками (кто в каких сценах играет, кто какие песни поет, кто какие танцы танцует, кто какие декорации выносит/уносит), для удобства, можно создать специальный список сцен, который будет висеть за кулисами, чтобы ребята имели возможность проконтролировать ход спектакля.
12. Разработка идеи костюмов, тканей, покупка всего необходимого для осуществления своих задумок.
Для того, чтобы спектакль был ярким, атрибуты и костюмы должны тоже иметь определенную общую стилистику. Для того, что бы на сцене, действие смотрелось органичным, необходимо придумать интересное решение для одежды ваших персонажей. Все костюмы должны быть объединены каким-то общим элементом (ткань, цвет, фактура, фасон), тогда весь спектакль будет смотреться целостным. Только после определения с идеей можно приступать к покупке тканей (тогда, к этому моменту вы уже сможете рассчитать – сколько ткани понадобиться, сколько средств нужно для покупки и т.д.). То же самое правило необходимо соблюдать при изготовлении декораций.
13. Создание костюмов, декораций, недостающих атрибутов
Этот пункт непосредственно связан с предыдущим (только после выполнения 12-ого этапа можно приступать к 13-ому). Необходимо максимальное вовлечение в этот процесс самих актеров, с целью вырабатывания их правильного/аккуратного/бережного отношения к костюмам, атрибутам, декорациям. Нужно поговорить с их родителями, возможно, среди них найдутся заинтересовавшиеся, которые смогут вам помочь, потому что в одиночестве, этот процесс займет очень много сил и времени.
14. Прогоны и генеральные репетиции (объединение всех элементов в одно целое)
В данном случае, нельзя опираться на то, что «генеральная» значит «самая последняя/заключительная», чем раньше режиссер начнет объединять весь процесс в одно целое, тем лучше. Но, для этого необходимо время и готовый материал, который и будет объединяться, а для этого нужно сначала упорно поработать над всеми предыдущими пунктами. Так называемые «генеральные репетиции» не обязательно должны проходить в актовом зале (ведь, в немного театральном фестивале, кроме вас участвует много других трупп, которые хотят репетировать там не меньше вас), можно проводить репетиции и в кабинете, главное, создать атмосферу, максимально близкую к показу (без текста, без разговоров, исправлений и т.д.). Поэтому, самое главное – быть готовым к репетиции на настоящей сцене, будет обидно потратить время, данное вам для прогона, на организационные моменты, формальности и поиски недостающих атрибутов или костюмов.
15. Показ спектакля
Перед показом необходимо настроить актеров на нужный лад и всеми силами попытаться избавить от волнения и себя, и свои труппу. Конечно же, задача режиссера – убедиться в том, что все готово: декорации, костюмы, актеры, музыка, песни.
Советы
Уделять максимальное внимание деятельности самих участников, ведь весь этот процесс – для них
Пусть они принимают участие во всех этапах, и в которых их помощь требуется, и в которых она не нежна (если они проявляют желание). Здорово, если они будут привносить какие-то коррективы в вашу общую работу. К тому же, в каждом из этапов, у участников появляется возможность примерить на себя совершенно разные должности, режиссеру остается лишь направить их на верный путь.
Делать все заранее
Создать хороший коллектив
Естественно вся работа будет зависеть от отношений между людьми, с которыми вы работаете. Поэтому, ваш напарник (если режиссер у спектакля не один) должен быть человеком, с которым ваш комфортно. В любых случаях, нужно избегать конфликтов, как между ребятами, так и между друг другом. Если этого добиться не удается, то нужно принимать определенные меры, например, можно организовать какие-то встречи вашу труппу не для работы, а для отдыха, например, посетить театр, такое событие не только будет непосредственно связано с достижением вашей цели, но и сплотит коллектив.
Поделиться знаниями и навыками.
Действительно очень важно, на протяжение всей работы не пытаться заставить участников что-то сделать, а увлечь их процессом, заинтересовать, научить чему-то. Но, поскольку работа коллективная, в конце концов должен произойти некий обмен между всеми членами труппы (пользу от процесса должен получить каждый, в том числе и сам режиссер). Поэтому так важно обращать внимание на участие в постановке самих актеров, на их самовыражение, предложения, мнения, идеи.
Ставим домашний спектакль: 6 советов и 5 простых пьес
Чем заняться на длинных выходных? Можно пойти погулять, посмотреть кино или просто поспать. А еще можно поставить спектакль. Наш блогер Катя Хасанова рассказывает, как можно организовать театр в собственной квартире, и предлагает пять пьес для первых постановок.
Театр, пожалуй, одно из самых из самых интересных и объединяющих увлечений для небольшой дружеской компании: общение, творчество, чувства и эмоции, но что же делать, если актеров только двое или трое, костюмов и декораций практические нет, а ваша сцена — это самая обычная комната в квартире? Неужели существует интересный сценарий спектакля на двух-трёх актеров, который можно поставить в домашних условиях? Да, существует!
В этой статье я на основе собственного опыта расскажу, как вместе с друзьями поставить классический спектакль в своей собственной квартире и представлю пять пьес, которые прекрасно для этого пойдут.
Как поставить спектакль
1. Найдите место для репетиций
Найдите место, где вы с друзьями сможете регулярно (например, на выходных) собираться и репетировать. Это может быть большая гостевая в квартире или летняя веранда на даче.
2. Найдите сценарий
Выберите сценарий спектакля и распределите роли. Можно провести небольшой кастинг, послушать друг друга, чтобы понять, кому какая роль подходит больше. Возможно, сценарий придётся немного поменять, сократить или объединить несколько небольших ролей в одну.
3. Подберите музыку
Вместе подберите музыку под каждую конкретную сцену таким образом, чтобы она характеризовала происходящее в спектакле и чтобы зритель благодаря музыке почувствовал произведение глубже. Можно скачивать абсолютно любую музыку: саундтреки из кинофильмов, классику, рекламные мелодии, — главное, чтобы музыка действительно подходила к спектаклю.
4. Начинайте репетиции
Сначала с текстом без музыки, потом с музыкой и без текста, постепенно учите слова наизусть. Старайтесь максимально оттачивать дикцию, чувства, эмоции, движения под музыку, работу с атрибутами. Вместе разберите и обсудите произведение (о чем оно), проанализируйте действия каждого героя. Станьте режиссёрами друг для друга, давайте друг другу советы и подсказки.
5. Подберите костюмы и декорации
Если действие спектакля происходит в прошлом то для создания образов вам пригодятся платья, длинные юбки, блузы, фартуки, халаты, платки, туфли, бижутерия, шубы, а для декораций — торшер, журнальный столик, стулья, сервиз, свечи, вазы, старые книги и газеты. Не забудьте поработать над гримом (можно использовать специальные краски для грима, а можно и просто косметику).
Зачем современному ребёнку театральная студия и чего не хватает детским театрам
Соберите и расставьте все атрибуты, которые удастся достать. Обсудите, как будете работать с атрибутами, кто и когда переключает музыку, каким должен быть свет и где должны сидеть зрители.
6. Пригласите зрителей
Родителей, родственников, друзей и знакомых. А перед самим спектаклем ещё раз все проверьте и проведите генеральную репетицию.
Что ставить в домашних условиях
(возраст актёров: 12-18 лет)
1. А. П. Чехов «Предложение» (шутка в одном действии)
Это замечательная комедийная пьеса Чехова для трёх актеров. Прекрасная сатира и смешные образы героев заставят посмеяться от души и актеров, и зрителей. На примере жизни провинциальных помещиков Чехов поднимает вопрос: «Возможна ли семейная жизнь без ссор? А может быть, именно с них она и начинается?». Пьеса легко учится, и легко ставится. Рекомендую, понравится всем.
2. А. П. Чехов «Трагик поневоле»
Здесь всё еще проще, актеров только двое. Что происходит с человеком, которому абсолютно все «садятся на шею»? На этот вопрос Чехов отвечает в своей юмористической пьесе. Комедия небольшая, но весьма оригинальная. После такого хохотать будете еще минимум два дня.
3. Н. А. Некрасов «Русские женщины»
История жён декабристов известна всем. Вы можете рассказать зрителям о подвиге любви княгини Е. И. Трубецкой и поставить вторую часть поэмы «Княгиня Трубецкая». Это диалог княгини с иркутским губернатором, которому приказано во что бы то ни стало отговорить её ехать к мужу в ссылку. Но любовь всё же оказывается сильнее. Произведение трогательное и эмоциональное, рассчитано на двух актеров, написано практически как пьеса и великолепно заучивается в стихотворной форме. Рекомендую! Это ничуть не хуже фильма «Титаник».
4. А. П. Чехов «Злоумышленник»
Знаменитый рассказ А. П. Чехова хоть и не является пьесой, но очень легко переделывается в неё. Достаточно лишь двух актеров, чтобы поднять злободневную тему беззащитности простого человека перед властью. Учится легко, юмор сочетается с печалью, оно совсем небольшое, но весьма актуальное.
5. А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»
Это произведение проходят по школьной программе в 5-6 классе, но оно остаётся любимым и смешным в любом возрасте. Трое актеров смогут показать, какие забавные ситуации случаются, если людей немного подводит память. Поставьте спектакль по этому рассказу, наслаждайтесь и смейтесь от души.
Желаю вдохновения, активного творчества и успехов!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото на обложке: Shutterstock / shapovalphoto
Консультация для воспитателей «Подготовка театральной постановки сказки»
Наталья Дьяченко
Консультация для воспитателей «Подготовка театральной постановки сказки»
Оформление спектакля. Оно должно быть глубоко продуманным и художественно оправданным, его назначение – помочь донести содержание произведения до сознания юного зрителя.
Внешний облик куклы должен максимально отвечать возрастной и психологической характеристики персонажа. Так, для лица старого человека характерны морщины, опущенные вниз углы рта, вниз идущие складки от крыльев носа, ближе к переносице глаза. У ребёнка не только отсутствуют морщины, но широко расставленные и открытые глаза, несколько приподнятые углы рта, иная, чем у взрослых прическа.
Кроме возрастных особенностей, надо учитывать и личностные характеристики персонажей, которые также должны найти отражения во внешнем облике (меняется какая-либо деталь внешности: лоб, глаза, уши, нос, рот, подбородок, брови). Нос пуговкой, пухлые щёки, вяло очерченный пухлый рот, глаза – щёлочки – внешнее сходство с поросенком; тяжёлая нижняя челюсть, несколько выдвинутая вперёд и узкий лоб – облик ограниченного человека; острый нос, близко поставленные к переносице глаза, тонкие губы – злой, проныра, ябеда.
Важно также соответствие движений персонажа его внутренней характеристике и эмоциональному состоянию в данный момент, в данной ситуации. Например, радость окрыляет, и человек ходит бодро, высоко поднимает голову, может танцевать, прыгать, обнимать других, хлопать в ладоши и т. п. Горе скрывает, давит; движения вялые, плечи, голова опущены.
Есть и возрастные различия в походке и позе. Ребёнок, начинающий ходить, передвигается неритмично, с остановками, часто падает. Старые люди шаркают ногами, наклоняются вперёд, ладони рук обращены не в сторону бедра, а назад. Дети 6-7 лет ходят легко, быстро, нередко вприпрыжку.
Голос, речь персонажа. У каждого персонажа и голос, и речь соответствуют его внутреннему характеру. Дети говорят звонким голосом, сравнительно быстро, оживлённо. Речь пожилых людей несколько замедленна, голос чуть приглушен, интонации спокойные. Откровенно грубые натуры говорят громко, громко и развязно смеются; хитрые и скрытые говорят либо тихо и односложно, либо приторно певуче. Во всех инсценировках при изображении персонажей надо сохранить естественные интонации добиваясь, однако их гибкости и разнообразия.
Это даны только общие контуры характеров, весьма приблизительные. Наблюдательность воспитателя и глубокое проникновение в сущность художественного произведения обязательно подскажут ему и внешнее выражение характеристике персонажей.
Имитируя голоса персонажей – животных, воспитатель может достичь естественной близости, сходства звучания.Для этого надо пользоваться иным способом голосообразования: при произнесении звуков вдыхать воздух в себя.
Музыкальное сопровождение. Общее эмоциональное звучание пьесы, характер событий. Образность каждого персонажа передаются музыкальным сопровождением. Музыка может звучать в начале и конце спектакля как своеобразная увертюра и финал; она сопровождает такие действия персонажей. Как пение и танцы.
Если воспитатель не владеет музыкальным инструментом, целесообразно сопровождать спектакль пением, грамзаписью.
Декорации. В любом спектакле декорации важны. Они создают иллюзию подлинности места и времени действия (город, село, улица, лес, помещение; утро, вечер; зима, лето, подчеркивают характер событий и действующих лиц. Например, в сказке «Маша и медведь» лес можно сделать тёмным, чтобы подчеркнуть, как страшно заблудившейся девочке одной в лесу. В сказке «Заяц, петух и лиса» лубяная избушка зайца должна быть прочной, светлой,весьма привлекательной: не зря на неё позарилась лиса.
Иллюзию подлинности создает и реквизит – предметы быта, используемые в инсценировке. Декораций и реквизита должно быть минимальное количество, чтобы не отвлекать внимание детей – зрителей и не осложнять работу кукловода, действующего в весьма ограниченном пространстве. На сцене надо оставить только то, чтобы необходимо для раскрытия внутреннего мира героев и сущности событий, в которых проявляются их характеры.
Сцена импровизированного театра предельно проста и не требует особенного технического оснащения. Главным в зрелищах для маленьких остается художественное слово, звучащее в выразительном исполнении воспитателя. Ограниченное пространство, на котором идёт спектакль, требует детально продуманного расположения «актёров», декораций, реквизита. Для показа «живых картинок» берётся лист плотной бумаги примерно 50х40мс, на нем изображается интерьер дома или пейзаж, на фоне которого будут развиваться события. В листе делается несколько прорезей, в которые по ходу повествования будут вставляться язычки картинок – фигурок для закрепления их на поверхности листа. Лист с пейзажем или интерьером закрепляется на картоне и на время показа детям устанавливается на пюпитре, несколько выше глаз детей. Картинки-фигурки персонажей вырезаются из плотной бумаги, наклеивются на тонкий картон и раскрашиваются с одной лицевой стороны.
Фланелеграф – это щит, обтянутый ворсистой тканью (фланель) и устанавливаемый на подставке – пюпитре с небольшим наклоном назад.
Фигурки персонажей, вырезанные из бумаги, раскрашенные с лицевой стороны, а с обратной оклеиваются такой же ворсистой тканью. Ворсинки фигурок и щита при соприкосновении притираются, фигурки персонажей и декорации, как бы приклеиваются к поверхности щита, закрепляются на нем.
Преимущество фланелеграфа перед «живыми картинками» в том, что движение фигурок-персонажей по поверхности щита – экрана более свободно, широко. У «живых картинок» своёпреимущество перед фланелеграфом: реален цвет фона, на котором происходят события. Для достижения такого эффекта на фланелегшрафе можно менять ткань обтяжки с учётом общего звучания (весело, бодро, грустно, лирично)инсценируемого произведения: то розовая, то светло-жёлтая, то серо-голубая.
Сцена настольного театра ограничивается барьером у переднего стола, обращенного к детям. Высота барьера 8-10см, делается он из плотной бумаги или картона, окрашивается как часть декорации. Барьер позволяет скрыть кисти рук кукловода при перемещении кукол (или плоских фигур) по поверхности стола. Вплотную к столу справа слева ставят детские стулья, спинками к зрителям. Спинки стульев тоже декорируются. На стуле стоящем справа, располагаются куклы, ожидающие выхода на сцену; на стуле слева – те, выход которых не повторится, и те, которых предстоит вывести на сцену с левой стороны.
Плоские фигурки настольного театра закрепляются на стрежнях-подставках, высотою 8-10см; для устойчивости фигур стержни вставляются в деревянные или пластмассовые круги большего, чем сама фигурка, диаметра.
Сцены теневого театра – это экран со створками слева и справа, подобно зеркалу трельяжа. Благодаря этому экран устойчиво держится на поверхности стола. Размер экрана не менее 60х80см, чтобы из-за него было видно воспитателя – актера, сидящего за столом. Размер створок 60х40см каждая. Экран обтянут неплотной белой тканью, створки фанерой или тонким вощеным картоном. С внутренней стороны по низу экрана прибивается рейка из фанеры. Её назначение – плотно прижимать силуэты декораций и персонажей к ткани экрана, что обеспечивает четкость изображения. Силуэты персонажей и реквизита располагаются на столбе, ближе к экрану, в том порядке, в каком им предстоит «выход» на экран.
Сцена театра Петрушки – трехстворчатая ширма высотой в рост человека – 160-165см (кукловод-воспитатель работает стоя). Ширина передней створки не менее 1,5м., боковых створок- 70-75см. В верхних рейках ширмы (на всех трёх створках) просверливаются небольшие по диаметру отверстия сверху и сбоку, с тыльной стороны. С помощью этих отверстий конусообразными деревянными колышками крепятся на ширме декорации. Куклы располагаются на столе, стоящем позади ширмы, и размещаются в порядке очередности их «выхода» на сцену – к верхнему краю средней створки ширмы. Реквизит крепится на том же столе с учётом времени его использования (картина 1-я, 2-я,3-я).
Стол, на котором располагаются куклы и реквизит, желательно покрыть мягкой тяжёлой тканью, чтобы при замене кукол во время спектакля не было случайного, мешающего восприятию инсценировки, шума.
Показу инсценировки предшествует чтение и анализ произведения, составления сценария, распределение ролей между участниками спектакля, разучивание каждым из них своей роли, репетиция. На репетиции отрабатывается слаженность действий всех исполнителей – кукловодов.
Подготовка детей к просмотру спектакля.
Чтобы в ходе спектакля у детей возникли яркие и глубокие чувства, целесообразно напомнить детям произведение, которое они увидят на сцене, и вновь прочитать его незадолго до спектакля.
С детьми старшей и подготовительной групп полезно вспомнить другие произведения, аналогичные по сюжету и идейной направленности тому, что предстоит увидеть на сцене. Это также подготовит их внимание и эмоциональный настрой, вызовет необходимые ассоциации. Целесообразно несколько слов сказать и об авторе произведения, которое они сегодня увидят.
Кульминационный момент всей предшествующей работы – показ спектакля в детской аудитории.
Показывая инсценировку в театре картинок, воспитатель стоит или сидит в пол-оборота к детям в момент, когда закрепляет очередную фигуру персонажа на сцене-стенде; когда он произносит текст – обязательно оборачивается лицом к детям, чтобы обеспечить точное восприятие и понимание ими содержания инсценируемого произведения, чтобы и интонацией, и мимикой своего лица «заразить» детей соответствующими чувствами.
При показе инсценировки в настольном театре воспитатель – кукловод тоже всё время общается с детьми. Манипуляции с куклами должны быть предварительно так отработаны, чтобы не приходилось фиксировать на ото внимание во время показа, ибо нечёткость движения рук влияет на плавность речи, она становится сбивчивой, возникают неоправданные паузы, звуки речи гаснут у поверхности стола, не направляются к зрителям.
При показе инсценировки в театре петрушки и в театре теней воспитатель заботится о полном соответствии движений куклы (силуэта) содержанию произносимых реплик. Их интонации, а также о чёткой дикции, о достаточной силе голоса и яркости,естественности интонации: ведь голос его звучит за ширмой. Дети не видят лица говорящего.
Большой предварительной тренировки требует как правая, так и левая рука. Это особенно важно, когда воспитателюодному приходится показывать спектакль: персонажи походу пьесы выходят и справа, и слева.
Во время показа театра петрушки важно, чтобы персонажи действовали у переднего края ширмы, иначе они не будет видны детям, сидящим в первых рядах. Появление и уход кукол должны быть постепенными, чтобы создавалась иллюзия движения их по полу,по земле: при внезапном появлении и исчезновении персонажей создаётся впечатление, будто они откуда – то выныривают или куда – то проваливаются, исчезает иллюзия подлинности событий, совершающихся на сцене.
У младших дошкольников внимание непроизвольное и быстро ослабевающее. Зрителей – малышей в ходе спектакля можно подключать к событиям,происходящим на сцене: спросить, куда пошёл тот или иной персонаж. Попросить разбудить или убаюкать героя пьесы и т. д.
Старшим дошкольникам надо предоставить возможность, полностью погружаться в мир героев спектакля. В процессе восприятия инсценировки они не только чувством откликаются на происходящее на сцене, но и думают, рассуждают, обмениваются впечатлениями с соседями или высказывают свои суждения вслух. Гасить такие проявления детей, если они не мешают другим, вряд ли целесообразно; надо воспитыватькультуру такого рода проявлений: предложить говорить шёпотом, не мешая другим. Постепенно суждения ребёнка перейдут во внутреннюю речь, в мысли про себя, но сама мысль не погаснет, а это очень важно для дальнейшего общего развития и обучения в школе.
«Серая Шейка». Фотоотчет музыкально-театральной постановки Сегодня в нашем саду детьми подготовительной группы было показано музыкально-театрализованное представление «Серая Шейка» по мотивам сказки.
Фотоотчет театральной постановки «Муха-Цокотуха» на новый лад. Сказка со здоровьесберегающим уклоном Доброго времени суток, дорогие коллеги!Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет нашего варианта всем известной и любимой сказки по произведению.
Консультация для воспитателей «Использование сказки в учебно-развивающей деятельности» К пяти годам ребёнок знает уже достаточно много сказок, умеет отвечать на вопросы, может пересказать отдельные эпизоды или даже сюжет целиком.
Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных качеств личности с помощью сказки» В нacтoящее вpемя в пcихoлoгo-педaгoгичеcкoй paбoте ocтaетcя aктуaльным вoпpoc o знaчении вocпpиятия и пеpеживaния cкaзки для пcихичеcкoгo.
Предшкольная подготовка в ДОУ. Консультация для воспитателей В нашем детском саду большое внимание уделяется предшкольной подготовке воспитанников. Для этого в МКДОУ созданы все условия: 1. Имеется.
Сценарий театрализованной постановки сказки «Коза-дереза» Сценарий театральной постановки «Коза-дереза» Цель: Увлечь детей театральной постановкой, вызвать эмоциональный отклик на яркое зрелище.
Сценарий театральной постановки «Подружитесь с Аистенком» СЦЕНАРИЙ театральной постановки «Подружитесь с Аистёнком» Меджидова О. П. музыкальный руководитель МКДОУ № 15 «Аистенок» г. Минеральные.
Сценарий театральной постановки «Волк и семеро козлят» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку парами забегают в зал. Музыка № 1 Девочка. День сегодня самый светлый И красивый самый, Потому что нынче праздник Нашей.