что нужно для создания собственного бренда одежды
Бизнес: производство одежды для бега
В студенчестве Григорий Лазарев занимался бегом и спортивным ориентированием.
В 2009 году он начал продавать в России спортивную одежду двух финских брендов, но через шесть лет бизнес пришлось закрыть из-за роста курса евро.
В 2017 году Григорий запустил бренд одежды для бега. В 2019 год оборот производства вырос с 1,1 до 6,5 миллиона рублей, но прибыль до сих пор нестабильная. Бизнес то приносит до 285 тысяч рублей в месяц, то уходит в минус.
Бизнес из увлечения
Григорий учился в Москве на инженера путей сообщения, но его главным интересом был спорт. Еще до студенчества он занимался бегом и спортивным ориентированием и участвовал в российских и зарубежных соревнованиях.
В спортивном ориентировании участники при помощи карты и компаса должны пройти неизвестную им трассу через контрольные пункты. Чем быстрее человек справляется и чем больше очков набирает, тем выше шанс победить.
Этот вид спорта популярен в скандинавских странах — Швеции, Финляндии, Норвегии. Там для него даже производят специальную одежду: гетры, футболки и лосины с использованием нейлона — так она не рвется, когда цепляется в лесу за ветки.
В конце 2000-х зарубежные бренды не продавали в России одежду для спортивного ориентирования. Дистрибьюторов тоже не было. Поэтому российские спортсмены покупали одежду, когда выезжали на европейские старты. Так делал и сам Григорий.
Друг Григория, который тоже занимался спортивным ориентированием, знал владельцев двух финских брендов спортивной одежды — Noname и One way. В 2009 году он решил продавать в России их одежду: заключил контракты на дистрибуцию и предложил Григорию и их общему знакомому присоединиться.
Партнеры зарегистрировали ООО, поделив доли так: 50% — автору идеи, по 25% — Григорию и третьему участнику. Первый взял на себя закупки в Финляндии, а остальные — продажи и операционку.
Летом 2009 года партнеры начали продавать приобретенный товар на соревнованиях по спортивному ориентированию в Московской и Ленинградской областях. Торговое место арендовали за 5—15 тысяч рублей. Торговали сами — как на рынке, в старой торговой палатке. В среднем за соревнование выручали от 50 до 200 тысяч рублей.
Когда лето закончилось, предприниматели решили, что зимой можно продавать одежду для беговых лыж от тех же производителей. Этот вид спорта в России популярней, а комплект одежды — дороже. Экипировку снова продавали на стартах.
Сколько тогда удалось продать, Григорий уже не помнит. Но важно другое. Увидев, что одежда хорошо продается, другие торговцы начали подходить и договариваться о закупках.
В 2011 году предприниматели договорились о прямых поставках с производства в Китае. Финны шили костюмы там, и закупаться напрямую оказалось дешевле. Таможенные пошлины и работа брокера обходились в 30—40% от стоимости партии.
С магазинами-партнерами работали так. В январе те делали предзаказ, его отправляли на завод в Китай. Ходовых позиций заказывали больше на случай дополнительных поставок. Одежда приходила в августе, в следующие три месяца ее отправляли по магазинам. По мере продаж магазины дозаказывали товар.
Оборот бизнеса за 2015 год составил 50 млн рублей.
Как создать свой бренд: инструкция для онлайн-предпринимателей
Конкуренция в e-commerce становится все жестче. Выгодные цены и хороший продукт – еще далеко не гарантия того, что предложение будет востребовано. Чтобы привлечь как можно больше клиентов и делать максимум продаж, нужно грамотно подходить к продвижению. При этом желательно создать собственный бренд, который позволит отстроиться от конкурентов, увеличить спрос на товар и повысить доверие к интернет-магазину. Как это сделать – читайте в нашей подробной инструкции.
Особенности интернет-брендинга
Бренд – устойчивый образ, вызывающий ассоциации с конкретной торговой маркой, производителем, товаром или услугой. Это своего рода нематериальный актив, благодаря которому потребители выбирают и покупают продукт, а также рекомендуют его другим.
Интернет-брендинг или e-branding – процесс подготовки, разработки и продвижения устойчивого образа бизнеса в онлайн-сфере. В рамках интернет-брендинга проводится комплекс мероприятий, формирующих плацдарм для маркетинговых коммуникаций между продавцом и потребителем.
Особенности e-branding:
По сравнению с традиционными оффлайн-кампаниями эффективность интернет-брендинга в разы выше. Это связано с различиями в принципах восприятия информации и неограниченными возможностями коммуникационной среды в онлайн.
В сети компании выдают огромное количество контента в разных форматах, напрямую общаются с клиентами, узнают и учитывают их мнение при корректировке стратегии. Затраты на создание бренда в интернете ниже, чем при классическом брендинге.
Улучшая восприятие образа фирмы в сознании покупателя, бренды оптимизируют финансовые показатели бизнеса. Технология помогает добиться нескольких последовательных целей, формируя:
Через брендинг компаниям удается:
Анализ структуры бренда
Структура бренда
Основа бренда – информация о продукте, услуге или компании, поданная в особой символической форме, которая способна вызывать стойкие ассоциативные связи. В процессе брендинга разрабатывается ряд уникальных элементов:
Для получения статуса бренда недостаточно лишь оригинальной подачи информации о компании и товаре. Брендом становятся торговые марки, которые завоевали доверие клиентов и стали высоко узнаваемыми в онлайн-среде.
Этапы создания собственного бренда
Интернет-брендинг состоит из нескольких этапов. Каждому из них необходимо уделить довольно много времени и усилий. Уже сформированный образ сложно изменить в дальнейшем. Поэтому работать на качественный результат следует изначально.
Далее разберем процесс в деталях и дадим пошаговые рекомендации.
Работа начинается с поиска идей и мониторинга рынка. Идея – ключевое сообщение, которое нужно донести до потребителя через различные каналы коммуникации.
Первым делом стоит выписать все имеющиеся задумки и устроить мозговой штурм. Распишите каждую идею подробнее, структурируйте информацию и сравните разные версии по аналогичным критериям. Подумайте, насколько они актуальны и реалистичны, сколько будет стоить реализация.
Расставьте варианты в порядке приоритетности, учитывая их потенциал и востребованность. Для этого обратитесь к аналитике: посмотрите ТОП популярных ключевых запросов, изучите деятельность конкурентов, тренды, предпочтения аудитории. Исходя из результатов исследования, выберите самую подходящую задумку.
Лучшая бизнес-идея:
Будущее позиционирование должно олицетворять достоинства фирмы и формировать правильное представление о ее деятельности.
Концепция
Второй шаг – создание концепции на основании выбранной идеи. Продумайте философию вашего бизнеса, социальную миссию, ценности, морально-этические и коммерческие принципы. Из этого формируется концепция, которой нужно будет придерживаться на протяжении всей деятельности компании. Именно по ней потребители идентифицируют популярные бренды.
Сформулировать четкую картинку поможет:
Для лучшего понимания и вдохновения стоит изучить удачные концепции брендов в электронной коммерции. Приведем несколько хороших примеров:
Нейминг
Разработка названия торговой марки – одна из самых ответственных задач брендинга. Нейминг является обязательным компонентом индивидуального образа компании. От того, насколько удачным и подходящим будет имя магазина, во многом зависит его успех.
Главная задача предпринимателя на этом этапе – подобрать такое слово или фразу, которое максимально отразит идею и концепцию, воплотит определенный посыл. При этом важно придерживаться нужных юридических и маркетинговых критериев.
Имя должно быть уникальным, простым для восприятия и запоминания. Позаботьтесь о том, чтобы оно совпадало с доменом сайта и ником страниц компании в социальных сетях.
В контексте бренда нейминг приобретает смысл, вызывает ассоциации с продуктом. Иногда в качестве имени выбирают случайное слово, которое впоследствии наделяется смыслом благодаря успеху компании. Так было в истории Mars, Nike, Apple.
Примеры оригинальных названий:
Нейминг бывает:
Фирменный стиль
Следующий этап – создание фирменного стиля. К нему относятся всевозможные визуальные составляющие, слоган, корпоративная этика, скрипты общения с потенциальными покупателями.
Ключевой элемент фирменного стиля – визуальные коммуникации:
Элементы и носители фирменного стиля
Подстраивайте отрисованный логотип под все используемые площадки, в том числе мобильную версию сайта и приложение. Он должен хорошо выглядеть независимо от размера, гармонично смотреться в разных соотношениях деталей, вызывать положительные эмоции. За счет этого изображения повышается узнаваемость фирмы.
Корпоративную культуру лучше всего прописать в отдельном справочнике, где будут подробные инструкции, пояснения и ответы на частые вопросы. Он позволит улучшить дисциплину в коллективе и облегчит процесс введения в курс дела новичков.
Корпоративная этика должна соблюдаться во всех каналах коммуникации. Соблюдайте фирменный стиль диалога с клиентами в блоге, социальных сетях, email, мессенджерах, онлайн-чате. Продумывая характер общения, учитывайте тематику бизнеса, специфику ниши, особенности аудитории и продукта. Это может быть формальный тон или дружеская беседа в разговорном стиле.
Большое значение также имеет дизайн. Свяжите его с неймингом, идеей, стилем общения. Уделите внимание не только оформлению сайта, но и упаковке продукта. Большинство потребителей встречает и запоминает бренды «по одежке».
Стратегия развития
Далее очередь за разработкой стратегии развития. Составьте четкий план действий на ближайшие 6-9-12 месяцев.
Список основных мероприятий:
Выполнив стандартные процедуры, приступайте к реализации маркетинговой стратегии для раскрутки бренда в сети. Первоочередные задачи – создание и проработка сайта, лендинга, блога и бренд-сообществ компании.
В блоге стоит публиковать обзорные и аналитические статьи по тематике ниши. В сообществах, помимо информационных постов, нужно устраивать конкурсы, розыгрыши, опросы, повышающие вовлеченность аудитории.
Кроме этого, подключайте такие инструменты:
По ходу продвижения бренда нужно вести учет важных показателей, анализировать активность аудитории, своевременно корректировать стратегию. К примеру, со временем может понадобиться изменение логотипа или формулировки слогана. Доработки практикуются даже известными крупными брендами.
Запуск проекта
Завершающий шаг – тестирование и запуск бренд-проекта. На данном этапе необходимо убедиться, что все готово и выполнить последние штрихи. Составьте контент-стратегию, закажите профессиональную съемку товаров, разработайте скрипты. Вовлекайте в продвижение бренда сотрудников, мотивируя их на продажи специальными бонусами.
После запуска тщательно анализируйте обратную связь, при необходимости меняйте оформление, подход, последовательность. Чтобы бренд осел в сознании потребителей, следует часто и качественно контактировать с аудиторией, работать с репутацией:
В некоторых случаях, когда концепция совсем не дает нужного эффекта, необходим ребрендинг.
Типичные ошибки брендинга
Разрабатывая бренд, предприниматели часто допускают множество ошибок, которые в дальнейшем мешают добиться желаемого результата. Запомните их и постарайтесь избегать:
Кроме того, важно соблюдать последовательность внедрения и не пренебрегать юридической защитой, которая предотвратит несанкционированные копирования.
Заключение
Интернет-брендинг состоит из сотен мелких задач. Маркетинговые исследования, позиционирование, нейминг, разработка фирменного стиля, регистрация торговой марки, продвижение – малая часть того, что предстоит сделать, чтобы компания стала узнаваемой.
Думать, что бренд – всего лишь пафос и дорогостоящая имиджевая реклама – большая ошибка. E-branding не ограничивается созданием слогана и логотипа. Все гораздо глобальнее. Это индивидуальный стиль, постоянное присутствие в коммуникационной среде, особый язык, ассоциативные связи. То, что понимают без лишних слов, используют и рекомендуют другим.
Как запустить бренд детской одежды
Опыт работы в модной индустрии помог Елене Фиминой и ее сестре Евгении Хафизовой создать бренд качественной детской одежды FiFi в Челябинске. Начав производство с минимальной суммы 100 000 руб., девушки постепенно привлекают в компанию опытных профессионалов, делают красивые фотосессии с маленькими моделями и сотрудничают с офлайн-магазинами.
Как решить проблему кадрового дефицита, работать по принципу малых тиражей и выходить в регионы, Елена Фимина рассказала в интервью Контур.Журналу.
Мы с сестрой работаем в индустрии моды уже более 10 лет. В 2002 году в Челябинске открылся магазин испанского бренда Mango. Тогда ничего подобного в городе еще не существовало. На конкурсной основе мы устроились в Mango в качестве продавцов-консультатов и постепенно доросли до управляющего звена. За это время мы поняли, как строится модный бизнес, как создаются и продвигаются коллекции одежды, разобрались в тонкостях мерчендайзинга, работы шоу-рума и факторах, влияющих на успешные продажи. Поскольку сестра работала конкретно с испанцами, она познала все нюансы продвижения модной одежды.
Производством одежды я начала заниматься больше пяти лет назад. Сначала это было хобби, хотя я индивидуально обучалась со специалистами высокого уровня в области швейного производства, изучала технологию и тонкости конструирования, моделирования. Постепенно процесс меня затянул, и когда моя сестра родила двоих детей, они стали источником вдохновения для более серьезных работ и коллекций.
Однажды нам с сестрой пришла идея создать бренд детской одежды FiFi. Начинали мы со стартовой суммы 100 000 руб., но нам очень помог тот опыт в индустрии, который мы успели наработать. Первую коллекцию отшивали в домашних условиях, привлекая к работе швей-надомниц.
Фактически сразу мы определили, кто наш клиент: это прогрессивные мамы разных возрастов, которые разбираются в моде, знают тенденции, любят стильно и со вкусом одевать своих детей.
Инвестиции
На региональном уровне мы участвовали в федеральной программе «Ты — предприниматель». Нашим проектом тоже заинтересовались, но мы поняли, что финансовую поддержку получить будет тяжело, так как эта программа больше образовательная.
Сейчас мы подали заявку на участие в конкурсе «Сделано в Челябинске» и ждем, когда с нами свяжутся его организаторы.
Детали производства и сложности
Производство одежды — это очень длительный и кропотливый процесс. Начинается все с возникновения идеи, мы определяем, что именно хотим сделать. Затем рисуются эскизы, на следующем этапе закупаются материалы. Далее работают конструкторы — они разрабатывают лекала. Во время конструирования модели вносится много изменений и что-то обязательно отбраковывается. Но и это еще не все.
Видя результат, мы начинаем обсуждать, как можно представить, презентовать готовую коллекцию. Выбираем дислокацию, приглашаем фотографов и создаем фотосессию с детьми-моделями.
Организовать в России производственный процесс очень сложно. Одна из самых острых проблем, с которой мы столкнулись, — это кадровый дефицит: в стране нет ни грамотных конструкторов, ни швей.
Конечно, есть специалисты, которым по 50-60 лет, но они уже не в строю, а молодых профессионалов найти практически невозможно. Приходится много времени и сил тратить на обучение, а от этого страдает эффективность.
В швейном производстве большую роль играет скорость выполнения той или иной работы. Например, чтобы запустить в массовый пошив детское платье, нужно посчитать, сколько времени необходимо на пошив одной модели — в минутах и секундах. Таким образом высчитывается, за сколько часов и дней будет отшита вся партия. И люди старой закалки просто не могут работать быстро. Но мы подключаем их к другой работе — конструированию, поскольку они грамотно делают лекала и продумывают эскизы с учетом тех тканей, которые нам доступны.
Решая проблему кадрового дефицита, мы привлекли к работе специалистов с кафедры легкой промышленности Южно-Уральского государственного университета. Мы пригласили к нам работать лучших из них, и сейчас они нас консультируют, а также обучают наших сотрудников. В настоящий момент в компании работает семь швей.
Еще одна проблема — ткани. Производство в России работает еле-еле, фабрики выполняют какие-то непонятные заказы на старом оборудовании — им приходится очень тяжело, люди работают за копейки. Но даже те фабрики, которые еще функционируют, не всегда выпускают то, что нам нужно. Например, в Екатеринбурге, работает комбинат, производящий шерсть. Тюмень производила аналогичные ткани, но, к сожалению, недавно завод закрылся. Что-то мы закупаем в России, но в основном, конечно, все везем из-за границы, чаще из Италии. Пока курс евро был более-менее устойчивым, проблем с закупками не возникало. Сейчас ситуация изменилась — мы стали осторожнее выбирать ткани: приходится просчитывать при составлении сметы, насколько доступны будут вещи для потребителя, хотя, конечно, нам бы хотелось закупать больше оригинальных и дорогих тканей.
Принцип малых тиражей
Мы выпускаем небольшие коллекции — по десять моделей. Коллекция выстраивается по принципу капсулы, где каждая вещь дополняет другую. Тем самым мы увеличиваем свой товарооборот, потому что люди любят покупать вещи комплектами. В то же время у нас есть модели, которые мы отшиваем постоянно. Как правило, это праздничный ассортимент, базовые модели, так называемые «коммерческие».
Когда коллекция выходит, в процессе мы можем дополнять ее, если видим, что спрос на вещи хороший. Хитом продаж остаются нарядные платья — они востребованы круглый сезон.
За время существования у бренда FiFi появились свои почитатели. Мы работаем над тем, чтобы их круг расширялся. Но мы не боремся за своего клиента — он сам нас находит.
В Челябинске при производстве у нас работает шоу-рум, куда наши клиенты могут прийти и примерить вещи. Два месяца назад бренд FiFi вышел на московский рынок: в столице открылся новый магазин «Детская полка», где среди вещей российских дизайнеров представлены и наши модели.
С целью продвижения бренда мы активно работаем с соцсетями Instagram, «ВКонтакте», а также развиваем свой виртуальный магазин на сайте «Ярмарка мастеров». По опыту могу сказать, что соцсети во многом эффективнее магазинов, потому что охватывают больше потенциальных потребителей — люди видят нашу продукцию из разных уголков страны и даже мира. Мы получаем заказы уже не только из России, но и из-за границы.
В ближайшие пять лет мы планируем запустить франчайзинговое направление, чтобы увеличивать количество точек сбыта для своего товара. Мы планируем отшивать одежду на производстве в Челябинске и договариваться с региональными магазинами о том, чтобы они представляли нашу марку. Такие магазины будут перед сезоном делать заказ на определенные модели по каталогу и получать необходимые объемы продукции.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как запустить бренд одежды за два месяца
Бывшая сотрудница страховой компании Екатерина Малкова о том, как она вместе со своим парнем создала бренд одежды.
Я человек из финансовой сферы и с экономическим образованием. Десять лет проработала в офисе, в страховании. Все эти десять лет меня не покидало мое хобби, которое началось со школы. Моя мама шила, поэтому в доме всегда была швейная машинка. И так или иначе, сначала для кукол, потом для себя, я шила, шила и шила. Эта страсть превратилась в желание расти, я ходила на курсы, училась у Вячеслава Михайловича Зайцева, училась в школе Grasser — это питерская школа.
В конце концов в один прекрасный момент моя карьера в офисе неожиданно закончилась: меня уволили. Я решила, что мое хобби нужно как-то превратить в любимое дело. Когда возник вопрос, как же это сделать, были разные варианты: шить индивидуально, шить маленькими партиями и продавать через соцсети… Обсудив с моим молодым человеком, мы пришли к выводу, что будем ставить себе цели и планы чуть-чуть побольше — создадим бренд. Причем бренд пальто, поскольку я ярый фанат пальто: у меня небольшая коллекция пальто и пиджаков в английском стиле. Мой десятилетний опыт работы в офисе наложил отпечаток. Я люблю этот стиль на самом деле, но хотела бы преподносить его как английскую классику, которую можно совмещать с повседневностью и комбинировать так, чтобы она была уместна в любом варианте.
Наше название, 5 o’COAT, родилось из желания совместить отсылку к пальто — тому основному ассортименту, на котором мы специализируемся — с английским стилем, который мы бы хотели пронести концепцией через всю нашу историю. Поскольку мы все-таки задумывались о том, что когда-нибудь выйдем на международный рынок, хотелось, чтобы название было понятным на двух языках. Когда мы с моим молодым человеком Александром перебирали всевозможные наименования, среди прочих родилось 5 o’clock, и Александр сказал: «А почему бы не 5 o’COAT»?
Мы существуем с января 2018 года как бренд. На старт мы потратили около 500 000 тысяч, на самое-самое открытие, до момента открытия шоурума вместе с первыми отшитыми коллекциями.
Впоследствии это, безусловно, дополнительные вложения ежемесячно в аренду, в производство, в ткани. В маркетинговые составляющие: фотосессии, съемки. Это тоже всё требует затрат. Несмотря на то, что очень много друзей и знакомых нас поддерживают, помогают бесплатно, я считаю, что каждый труд всё равно должен быть оплачен. Кушать хотят все, путешествовать хотят все и покупать новую одежду хотят все, а ее бесплатно, к сожалению, нигде не дают.
На данный момент наши продажи позволяют нам содержать помещение, в котором находятся шоурум и мастерская, и чуть-чуть откладывать в бизнес, дальше инвестировать. Но мы не отбили все вложения, которые были и которые есть до сих пор, потому что марка сама себя не окупает. За полгода мы не вышли в плюс, но мы ставим себе цель — к концу года дойти до точки окупаемости. Это означает, что всё, что мы продаем, позволяет нам инвестировать в производство дальше и не требует дополнительных инвестиций извне.
У меня высокие требования к тому, из чего сшито и как сшито. Сделав ставку на неоднотонные пальто, на пальто в клетку, в елочку, в рисунок «гусиная лапка», твид, пошив из достаточно недешевых итальянских тканей и пошив это качественно, мы получили очень хороший фидбек от тех, кто видел воочию наши изделия, кто примерял, кто покупал, кто носит с удовольствием. Спустя время мы поняли, что сделали ставку на правильный ассортимент.
Открытие было достаточно быстрым, поскольку оно началось не с хорошо продуманной коллекции, с долгого подбора тканей, модельного ряда и так далее. Оно началось с открытия шоурума, как бы странно это ни звучало. И под шоурум мы делали всё: коллекцию, отшив, продвижение. И поэтому всё было за очень короткие сроки. За два месяца мы запустили наш бренд.
За два месяца можно придумать концепцию, придумать название, придумать площадку для продвижения, придумать на первое время партнеров, с которыми вы это запускаете. Не факт, что с этими партнерами вы останетесь дальше, но как минимум чуть-чуть поймете внутреннюю кухню процесса. Потому что, мне кажется, какое бы дело ни начинал, не до конца понимаешь, из чего оно может состоять, из каких подводных камней и препятствий, но за два месяца — да, реально. Реально при условии очень сильной поддержки.
Если бы у меня не было поддержки близких людей, друзей, бывших коллег, то, скорее всего, не получилось бы. Я человек, который мыслит вперед, очень много взвешивает — я могу размышлять неделями. А вот мой молодой человек, сооснователь, он склонен к «здесь и сейчас», поэтому в таком тандеме мы и движемся.
Мы пошли по официальному пути — это была принципиальная позиция нас обоих. Мы оформляли свое дело в налоговой, юридически, и мы сейчас работаем как индивидуальный предприниматель.
Нельзя, наверное, об этом говорить, но мы жалеем, что очень рано открыли ИП. С момента открытия ИП до первой продажи прошло примерно 3 месяца, а наша налоговая работает, как часы, выставляя достаточно высокий торговый сбор. По Москве он составляет 30 000 для предпринимателей. Когда ты платишь за аренду, за производство, за ткани, то платить еще и эту сумму. При отсутствии продаж это было нецелесообразно.
Надо было открывать ИП не тогда, когда мы только запускались, а всё-таки ближе к моменту, когда у нас уже была отшита коллекция и мы готовы были ее продавать.
Мой главный совет тем, кто хочет открыть свое дело, — при любом раскладе верить в то, что ты делаешь, и любить это. Потому что, если у тебя будут какие-то сомнения, по тому ли ты идешь пути, у тебя ничего не получится. У нас были совершенно провальные месяцы в плане продаж.
У меня свое дело, и сегодня им заниматься, а завтра отдохнуть, к сожалению, не выйдет. У меня нет выходных, у меня нет праздников, я занимаюсь с 9-10 каждый день и до полуночи. Я на встречах, в разъездах, в шоуруме, в переписках, в соцсетях, в контенте.
Столько вопросов, которых ты даже не предполагаешь на стадии запуска, поэтому нужно взвешивать, хватит ли сил. Потому что иногда наступает точка отчаяния. Ты понимаешь, что ты еще не дорос, чтобы нанимать себе помощника, но твоих сил и времени уже не хватает на то, чтобы быть эффективным во всех вопросах. Это тоже определенная проблема, с которой сталкиваются многие предприниматели. Но в конце концов, кто хорошо работает, тот хорошо получает и всё-таки нанимает себе команду. Без этого никак.