что нужно для создания песни
Как писать песни: памятка для новичков
Всегда мечтали сочинять песни, но не знали, с чего начать? Вот вам несколько простых советов от практика с 25-летним опытом.
Meery Mary для Skillbox Media
Gfire M
Преподаёт и исполняет музыку уже более 25 лет. Даёт уроки вокала и сочинительства песен, игры на фортепиано и фолк-гитаре, диджеинга и йоги ученикам от пяти до ста пяти лет 🙂 — как онлайн, так и очно. Живёт в «мировой столице живой музыки» Остине, штат Техас, США.
Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.
Интересная идея может посетить сонграйтера когда и где угодно. И её, конечно, захочется записать. Важно быть к этому готовым. Поэтому запаситесь блокнотами, ручками и всегда держите их под рукой — дома, на рабочем месте и в машине. Даже если придумается только название, пусть всего из одного слова, — не поленитесь сохранить и его.
Научитесь быстро открывать диктофон на смартфоне — вдруг вам будет удобнее просто напеть мелодию или наговорить слова новой песни.
С подготовкой закончили, а теперь о вдохновении. Так или иначе на всех нас влияют разные исполнители, композиторы и музыканты. Составьте плейлист с творчеством авторов, которых цените больше всего, — пусть он поможет вам не терять это самое вдохновение.
Определитесь со структурой песни
Для этого надо знать, из каких частей вообще состоят песни. Разберём это на примерах.
Пример 1
В самом простом случае у песни всего одна составная часть — куплет (назовём его «А»). Такова популярная ария Summertime («Летней порой») Джорджа Гершвина.
Куплет в ней повторяется дважды (то есть её структура будет A-A). Послушайте сами:
Пример 2
В песнях с припевом уже две разные части (раз куплет «А», то припев пусть будет «В»). Так в знаменитой песне Боба Дилана Blowin’ in the Wind («В дуновении ветра»).
Вот её структура: A-B-A-B-A-B.
Пример 3
Бывает и более сложная структура — из куплета «A», припева «B» и бриджа «C». Такая песня есть у «Битлз» — это Ticket to ride (дословно «Билет в дорогу» или «Билет на поезд»; подробнее о названии песни и её истории читайте в «Википедии». — Пер.).
Структура здесь уже такая: A-B-A-B-C-A-B-C-A-B.
Переслушайте и проанализируйте любимые композиции (обратите внимание на повторяющиеся части внутри каждой).
Так вы научитесь отличать одну песенную структуру от другой и сможете экспериментировать с ними в своём творчестве.
Как написать слова песни
Песня — лаконичная творческая форма. Поэтому важно, чтобы её текст был объединён какой-то общей идеей. Если мыслей много, не пытайтесь все их вместить в одну песню — лучше напишите несколько разных.
С чего бы вы ни начинали, полезно описать идею песни одним-двумя предложениями — сделать логлайн. Он соберёт вас, поможет не растечься мыслью по древу, всегда напомнит о сути.
Для песни «Битлз» Ticket to ride подобный логлайн мог бы выглядеть так: « Моя девушка уходит от меня. И мне грустно, но ей всё равно» (в оригинале: «My girlfriend is moving away from me and I am sad, but she doesn’t care». — Пер.).
Кстати, вовсе не обязательно писать все слова за один присест: многие сонграйтеры ограничиваются куплетом или припевом и продолжают работу позднее, когда вернётся вдохновение.
Сочиняем мелодию, подбираем аккорды
Для музыкальных экспериментов отлично подходит диктофон на смартфоне или компьютере. Напевайте свой текст на разные лады. Проделайте это хотя бы трижды и переслушайте, что получилось.
А кто-то, наоборот, предпочитает начинать с аккордов. Сыграйте несколько аккордов на гитаре или пианино и запишите на диктофон. Напевайте текст под них, сравнивайте.
Или попробуйте совместить всё сразу: текст, придуманную мелодию и выбранные аккорды.
Если не получается придумать удачную последовательность аккордов, можно позаимствовать её из другой песни с похожим стилем и ритмом. Главное — не копировать саму мелодию: она защищена авторским правом (а вот последовательность аккордов как таковая — нет).
Придумываем название
Песне нужно хорошее название! Кто-то выносит в него хук (самую цепляющую строчку), кто-то — повторяющиеся слова из припева. Единого рецепта тут нет: название может быть даже описательным, отвлечённым, то есть без единого слова из самого текста.
Полируем результат
Первая версия готова? Теперь дайте своей песне отлежаться. Хотя бы пару дней даже не вспоминайте о ней. Вы вернётесь со свежим взглядом и слухом — и песня предстанет перед вами в новом свете. Скорее всего, вам захочется доработать текст или заменить какие-то аккорды — и ваше творение зазвучит ещё круче.
Готовую песню можно испытать на публике. Например, исполнить на вечере свободного микрофона или хотя бы перед вашим музыкальным наставником. Реальное исполнение и обратная связь помогут исправить недочёты и сгладить неровности, которых вы сами не замечали.
Ещё одна отличная идея — записать своё исполнение и выложить в интернет. В наш век это легко сделать даже дома (достаточно хорошего микрофона и специального софта). Пусть вашу работу оценят потенциальные поклонники и другие артисты. А может, талант ваш приглянётся даже музыкальным продюсерам.
Как написать песню
Современная эстрада способна удовлетворить любой вкус. Обширный репертуар в самых разных жанрах пополняется, обновляется постоянно. Но это не значит, что нет места для творчества, реализации оригинальных идей. У многих людей, обладающих музыкальными, поэтическими способностями возникает желание написать песню. Не нужно думать, что это привилегия профессионалов. У любительских авторских шедевров тоже есть право на жизнь. Необязательно удовлетворять великие амбиции, мечтать о славе, большой сцене. Можно написать текст, музыку для произведения, которое будет звучать в узких кругах, радовать друзей, близких.
Из чего может состоять песня
Если вы хотите в итоге получить достойный результат, перед тем, как написать песню, уделите время изучению информации о структуре таких произведений. Соблюдение существующего регламента поможет создать качественный вариант, отвечающий общепринятым требованиям. Структура песни делится на несколько составляющих, у каждой из них свои особенности.
Название
Не думайте, что название не играет особой роли, его может и не быть. Это важная часть структуры. Броское, цепляющее название вызовет интерес, желание послушать песню. Кроме того нередко именно по нему запоминается произведение.
Обычно название подбирается после написания песни, так как оно должно в краткой форме точно отразить ее содержание, настроение. В нем не должно быть слишком много слов, лаконичность является обязательным условием. Считается, что максимальным размером для названия является пять слов. Это может быть строчка из текста или самостоятельная фраза.
Куплет
Основную информацию содержит куплет. В нем полноценно отражается смысл, вкладываемый в текст песни. В нескольких куплетах постепенно раскрывается сюжет, эмоциональная составляющая. Это может быть конкретная история, размышления, рассказ о каком-либо переживании и др.
В написании куплетов важно правильно рассчитывать слоги для строчек. Их содержание отличается, но сохраняется мотив. Куплеты должны исполняться в одном ритме, следовательно, число слогов должно соответствовать длине музыкальной фразы.
Пред-припев
Обязательным элементом пред-припев не является. Но эта составляющая может включаться в текст песни. Одна-две строчки, заканчивающие куплет, подготавливают к припеву. Специалисты называют его pre-chorus. Пред-припевы могут быть одинаковыми во всех куплетах или имеют определенные отличия по настроению, смыслу, но исполняются в одном мотиве.
Припев
Припеву принадлежит важная роль. Смысловая нагрузка у него может быть невысокой. Но именно припев обычно первым запоминается после прослушивания новой песни. Ему нужно уделить особое внимание. Припев может «спасти» не слишком удачное произведение и окончательно испортить шедевр.
Убедиться в его важности несложно. Все слова популярных шлягеров знают единицы, его припев с удовольствием напевают все. Припев должен быть ярким, более динамичным, чем куплет.
Бридж
В классической структуре чередуются куплеты и припевы. Но иногда требуется придать особую выразительность финальной части композиции. Для этого между припевом предпоследнего куплета и заключительной частью вставляется своеобразный мостик, который музыканты называют бридж. Его мелодия отличается от той, что используется для куплета. Бридж может быть текстовым, иногда в этом качестве уместно использовать инструментальный проигрыш.
Как сочинить текст песни
Если вы решили сочинить песню, определитесь, что именно вы хотите донести до слушателей. Смысл текста должен точно передать настроение, эмоции, раскрыть тему. Также нужно выбрать направление для построения песни. Это может быть стихотворная форма, речитатив. У этих вариантов есть существенные различия. Выбор зависит от жанра, стиля, в котором создается произведение.
Можно считать песню литературным произведением, так как в ней раскрывается определенная тема. Нужно понимать, что содержание текста является инструментом, позволяющим выразить определенную идею.
Стихотворная форма
Стихотворная форма используется в нескольких музыкальных жанрах. В такой песне музыка и слова тесно переплетаются, дополняют друг друга. Этот подход используется в написании фольклора, шансона, поп-музыки.
Перед тем как написать песню в таком формате, нужно ознакомиться с некоторыми особенностями стихотворных текстов. В создании шедевра потребуются поэтические способности, умение соблюдать определенный стихотворный размер, подбирать удачные рифмы. Нужно внимательно подходить к рифмовке. Нельзя просто подбирать слова, чтобы обеспечить звучные сочетания. Это может испортить песню, разрушить смысловую составляющую. Строки в куплете, припеве рифмуются парами.
Если обозначить строчку с одной рифмой А, а с другой Б, рифмующиеся фразы в куплете можно расположить в нескольких вариантах:
В песнях не такие строгие требования, как в стихотворениях. Рифмы могут быть неидеальными. Сочетаться между собой им поможет мелодия. Она исправит небольшие нестыковки.
Не у каждого человека есть способности к стихосложению. Можно пойти более простым путем, выбрать для своей песни готовые стихи известных поэтов или произведения друзей, обладающих такими талантами.
Речитатив
Написание шедевра в формате речитатива отличается от стихотворного варианта. В таких песнях музыка является вспомогательным элементом, обеспечивающим оформление композиции. Это направление используется в жанрах ритм-энд-блюз, хип-хоп. Главным элементом мелодической составляющей является ритм. На него нужно опираться при создании текста.
Речитатив симметрическому ряду не подчиняется. Это своего рода разговор, только он певучий. В тексте используется естественная речь. В зависимости от стиля, жанра можно использовать размеренный, певучий или сухой речитатив.
Ритм будет важным ориентиром, если вы решили сочинить песню в стиле рэп. Обычно ее написание начинается с хука. Это своеобразный припев, который является лейтмотивом, несколько раз повторяется. Если самостоятельно сочинить его сложно, можно заимствовать строчку из любимой песни. Только не нужно его копировать точно, иначе могут возникнуть претензии в нарушении авторских прав.
Рэп может рассказывать конкретную историю, включать философские размышления, метафоры. Но идея не должна выражаться в сложной форме. Для этого жанра характерны простые слова, четкие образы. В написании слов можно утрировать, раздувать тему, если хочется не просто донести идею, а повеселить зрителя.
Как написать песню к понравившейся мелодии
Можно сочинить песню, начав с создания текста. Но большинство профессиональных музыкантов предпочитают сначала написать музыку. Она формирует настроение, задает ритм. Иногда именно мелодия наводит на определенную тему, подсказывает, о чем нужно рассказать в песне.
Необязательно сочинять мелодию самостоятельно. Такие таланты даются не каждому. Можно написать песню на готовую мелодию. Прослушать ее нужно много раз. Это поможет выбрать подходящий размер стиха или создавать текст песни в формате речитатива, ориентируясь на особенности ритма.
Тематика будущего произведения может определиться автоматически. Музыка вызывает определенные чувства, эмоции, воспоминания, которые можно отразить в стихах. При прослушивании произведения выбираются мелодии для куплета, припева, бриджа. Куплет сопровождает более спокойная, размеренная музыка. Для припева нужны более динамичные, выразительные фрагменты. Бридж отличается от них, является самостоятельной частью.
При выборе тематики для своего произведения можно ориентироваться на безошибочные «вечные» варианты, которые всегда являются для людей самыми важными. Это может быть песня о любви, местах, вере, свободе, отношениях, жестокости окружающих и др. В тексте может содержаться реальная или придуманная история, воспоминания и др. Нужно учесть, что в песне не должно быть идей, способных оскорбить, обидеть людей, нельзя призывать к суициду, навязывать негативные решения.
Написать красивый, эксклюзивный текст песни можно, обладая обширным словарным запасом. Если он ограниченный, стоит уделить время расширению кругозора. Изучение философии, психологии, истории, чтение литературы окажет существенную помощь в написании песен.
Текстовая составляющая песни должна иметь логическое построение, быть последовательной. Важно соблюдать лаконичность, сделать стихотворение максимально информативным. Есть определенные ограничения в длительности песни, которые следует учитывать. Произведение, длящееся более 4-5 минут, утомит слушателей, снизит внимание, что недопустимо.
После определения жанра, тематики можно приступать к написанию самой песни. Необязательно садиться за стол, приступать к стихосложению, мучительно подбирая слова, рифмы. Многие авторы пользуются спонтанным вдохновением. Оно может придти в любом месте: в дороге, на работе, на отдыхе. Стоит всегда иметь при себе блокнот, карандаш, фиксировать пришедшие идеи. Потом в спокойной обстановке их можно будет скомпоновать, корректировать, сделать качественный текст.
Практические советы профессионалов
Если вы решили не просто сочинить песню, а сделать этот процесс своим главным увлечением, стоит познакомиться с советами профессиональных музыкантов.
Как создается песня. От идеи до релиза.
Здравствуйте, дорогие пикабушники!
Сегодня речь пойдет о невероятном и потрясающем процессе создания музыки. Я расскажу Вам о том, как идея в сознании превращается в музыку.
Мне довелось работать ассистентом у одной из альтернативных рок-групп и, соответственно, свидетелем, как происходит весь процесс написания песни. Обо всем по порядку.
Вначале музыка, затем слова.
Иногда нам помогают вот такие милые создания. Кстати, именно потому, что бабочки были частыми гостями на студии, название альбома было дано благодаря им. Вдохновляйтесь миром вокруг!
Demo-версии – это «сырые» треки. Сначала необходимо записать ту мелодию, которую ты подобрал. Затем определяется структура самого трека на 2-3 минуты, что за чем идет (к примеру, куплет, припев, куплет, припев, бридж, соло). Это основа, которая в дальнейшем изменяется по желанию (меняется вступление, брэкдауны и т.д.). На этом этапе спотыкаются многие музыканты, поэтому дальше продвинуться не могут. Затем музыкант формирует звучание трека, состоящее из трех компонентов:
1. Ритм-секция. Это могут быть барабаны, бас или электронная подложка, то есть то, что задает ритмику в песне. Это 75% успеха. Если написаны крутые барабаны и бас, которые заставляют врываться под музыку, то вероятность того что трек будет хорошим сильно возрастает. Но, даже если у тебя суперский гитарный риф, но барабаны откровенная лажа, песню никто слушать не станет.
2. Лидирующий инструмент. Это сам мотив либо гитарная партия, иногда это вокал, но в большинстве успешных треков помимо вокала всегда есть лид партия исполняемая инструментом. То, что можно напеть помимо текста и то, что позволяет узнать песню с первых нот.
3. Вокальная партия. Пишется после готовой музыки.
Сформировал, прикинул и только потом пишешь инструменты.
К примеру, так выглядит акустическая гитара записанная и отредактированная на домашней студии:
А на этой домашней студии и записываются свежие demo-версии треков. Главное, во время творческого процесса не забывать подкармливать музыкантов))
«Чтобы написать текст песни, создай её 10 версий и выкинь 9».
Слова пишутся по созданной ранее вокальной партии, потому что песню задает музыка, а не текст. Следует учитывать, какое настроение задает музыка, чтобы правильно донести до слушателя определенный мэссэдж. Задача музыканта – услышать музыку и рассказать о ней в тексте слушателю. Но если он не может услышать то, что написал, то он написал хреновую музыку. Нужно выкинуть все и написать заново.
Наша группа пишет англоязычные треки, поэтому текст проходит проверку у преподавателя.
После написания demo нельзя сразу бежать к звукорежиссёру, потому как он, в лучшем случае, пошлет вас куда подальше. Перед записью необходимо проделать работу, в которой из 1000 только 1 группа не совершает ошибки.
Сначала вы сами должны прослушать demo, сесть и проанализировать:
1. Правильность ритм-секции, точность темпа, в которой она пишется.
2. Размер песни. Если в треке где-то музыка быстрее, а тут медленнее, мешаются разные темпы, либо ты гений, либо ты плохо написал.
3. Размерность песни. Она различна: ¾ 4/4 5/4 7/4 11/8. Если ты решил играть в 5/4 и 7/4, зайти на YouTUBE и послушай, как звучит данная размерность. Главное, чтобы это слушалось.
5. Послушать, нет ли в инструментах наложения друг на друга. Из серии когда одна и та же нота на бас-гитаре, на гитаре, на клавишах и еще вокалист туда же. Получается частотный конфликт. Инструменты звучат в каше. Люди слушают музыку по другому, они не знают, как какой инструмент должен звучат. Все инструменты должны прослушиваться и дополнять друг друга, а не мешаться и создавать не прослушиваемую кашу.
6. Вокалист должен выучить текст. Незнание текста будет отвлекать во время записи. Он должен петь с эмоциями, а не смотреть в текст. Обязательно текст нужно распечатать на запись, чтобы делать пометки.
7. Перед вокалом необходимо продумать дабл-треки либо бек-вокалы. Это украшает вокал. Используются интервалы терция, октава, квинты. Если ума не хватает, можно пойти к преподавателю либо открыть вокальную партию в мелодине и поэксперементировать.
8. Еще раз все проверяете. Каждый музыкант знает партию в идеале, бас-гитарист должен знать партию барабанщика, барабанщик партию бас-гитариста, гитарист знать ритмический рисунок баса с барабанами и клавишника, клавишник – партию гитариста. Нужно сыграть трек как минимум 100 раз, чтобы на 40-ый музыканты уже слушали не себя, а друг друга.
9. Теперь можно идти на студию.
После того, как мы связались со звукорежиссером, дали ему послушать demo и решили организационные вопросы, собираем инструменты…
…и пытаемся их все втулить.
Берем наших музыкантов и везем их на звукозаписывающую студию. Песня пишется в такой последовательности.
1. Барабанщик должен знать темп песни и её размер. Знать свою партию досконально. Фразы: «Я тут импровизирую» не годятся. Он должен уметь играть эту партию под метроном без других музыкантов. Запись без метронома невозможна.
2. Он должен иметь свое железо (минимальный набор – хет, крэш, райт), свои педали (одиночная либо двойная педаль). Даже если на студии педаль подходит, обязательно должна быть своя. Также иметь малый барабан. Тут зависит от вкуса. Если хочешь собственный звук, тащи свой, а если не принесешь, то будет такой же звук, как у группы, которая записывалась до этого. Палочки обязательны. Как минимум два комплекта (с деревянными и пластиковым наконечниками).
3. Пластик на малом барабане должен быть новым, а не старым и залепленным скотчем.
1. Басист должен иметь свой инструмент. На нем должны стоять новые струны, поставлены за день до записи, чтобы они растянулись на инструменте, и отстроенная мензура.
2. Струны после 5-6 часов записи нужно менять. Берите два комплекта либо долговечные струны от Elixir.
3. Бас не должен фонить с электроникой, а ручки громкости и тона работать.
4. Если используешь перегрузы (когда бас пердит), уточни у режиссёра, стоит ли их отдельно записывать, либо он сделает обработку сам.
1. Есть два варианта: либо он тащит свой синтезатор, либо приносит готовые дорожки на студии. Писать миди партии на студии очень трудоемкий и бесполезный процесс.
1. Вокалист должен прийти заранее, а с самого утра сделать утреннюю распевку. Писать лучше после 12 дня. Перед записью он распевается как минимум полчаса.
2. Сначала записывается основной вокал, потом дабл-треки, треци и т.д. и толь к конце эстрим-вокал, гроул, скрим и т.д.
В процессе записи очень важна работа как участников группы, так и самого режиссера, так как последний следит за синхронизацией инструментов, отстраивает эквалайзер каждого инструменты, ровняет и сводит все до единого. После обработки он отдает готовый трек.
На подготовку одной песни уходит от недели до нескольких месяцев. Самое приятное – это услышать долгожданный трек, над которым мы все вместе работали и вкладывали душу. Многим слушателям нравится, некоторым нет, но результат стоит того, чтобы вновь и вновь делиться со слушателями своими эмоциями.
Задавайте интересующие Вас вопросы и я поделюсь с Вами еще историями о мире музыке изнутри 🙂 Наши музыканты открытые и добродушные ребята, добавляйтесь к ним с пометкой от пикабу, они не проигнорируют. Надеюсь, было познавательно!
С Вами была ChocolateLover и группа Legenda Folium.
Скажи пожалуйста, а как вокальная партия соответсвует мелодии? Вокалист должен петь те же ноты, что звучат в мелодии или как?
Ло-о-о-ол. Вот кого не думал встретить на пикабу, так это харьковских говнарей Legenda Folium.
Религиозное воспитание
Кто выключил свет?
Ответ на пост «Почему мы так хреново живем»
Еду с работы замученный насмерть. Супермаркет, телега, в нее кладу рюкзак с ноутбуком. Телегу оставил в проходе, пока выбирал вискарик, забыл про нее. Взял, так думаю, чужую пустую и пошел за закусками. Приехал домой, накрыл стол и подумал, что неплохо бы под ужин кино посмотреть. А ноутбука нет. Прозрение, шок. Пока ехал, планировал, что бегу к охране, вызываем полицию, видеозаписи. Больше всего было грустно почему-то, что на меня как на отсталого все будут смотреть.
Приехал часа через полтора, в общей сложности, а телега стоит на том же месте и рюкзак с ноутом в ней. Ощущения круче оргазма.
Казахстан. Спасибо всем тем добрым людям, которые просто прошли мимо
О наслаждении
Мышеловка
Ответ на пост «Взрослые снежки»
Было лет 5 назад. Привёл сына в садик, а там воспитательница просит меня прочистить их площадку, которую за ночь засыпало снегом мне по пояс точно, а рост у меня 195см. Беру лопату выхожу на площадку и понимаю, что я охренею копать тут, но тут мне пришла гениальная мысль как и себе работу уменьшить и детей порадовать. Стал копать проходы в виде лабиринта. Где-то за час справился и сбежал пока не заставили переделывать. А вечером воспиталка чуть ли не на руках носила)) говорит дети когда вышли гулять сначала замерли, а потом с визгом давай там носиться еле на обед загнала и гулять они стали ходить гораздо охотнее до весны))) а потом как-то меня спросили какие им мультики можно показать в группе вечером, а то у них скудный выбор, ну я и принес все сезоны букашек и барашка Шона. Дети отказывались в слезах домой уходить. В общем авторитет у меня был огромный тогда, правда среди пиздюков, но все же.
Ответ на пост «Спалилась»
Мэр Краснодара, задержанный днем за взятку, вернулся на рабочее место
Глава Краснодара Андрей Алексеенко, задержанный днём 22 декабря по подозрению в получении взятки, вернулся в мэрию и снова продолжает исполнять обязанности.
Двойные стандарты
Прошло три года и многое изменилось
Ответ на пост «Хочу закалить в себе мужской характер»
У меня с детства была та же проблема, но я не стал ее перебарывать. В какой то момент я понял, что это можно обратить из слабости в силу. Я тоже довольно большой 182 см роста с 115 кг массы. Всегда ассоциировал себя с медведем (все так делают? ассоциируют себя с животными?) и, смотря одну из программ про животных, обратил внимание, что медведи не всегда сразу нападают на агрессора, а чаще выжидают, и нападавшие чаще ретируются, а нападают медведи только по необходимости (при реальной опасности жизни или с голодухи).
Так и я стал вести себя с агрессорами похоже. Стою, молчу, стараюсь смотреть на противника не отрывая взгляда, и, как бы это правильно сказать, максимально излучать уверенность в себе. Делаю вид, что меня не пугает и не интересует он, и желания что то высказывать ему у меня нет.
Спокойствие, даже если напускное, довольно сильно и быстро деморализует оппонента.
Моя твоя не понимать
Вот так раз и за несколько секунд выучил русский язык. Гений просто.)
Никто да?!
Цензура
Учитель литературы, с которым не стали продлевать контракт из-за блога на YouTube
Андрей Федоров, учитель русского языка и литературы из Геленджика, который ведет блог «Борода Достоевского», рассказал «Мелу» о том, как поменять отношение учеников к предмету и чем в этом могут помочь новые форматы.
Вряд ли в наше время стоит разделять педагогов на «учитель-мужчина» и «учитель-женщина». Да, сейчас мужчин в школах мало, преподавателей литературы еще меньше — у нас в городе их трое, включая меня. Но это не мешает преподавать. Важно другое: интересный ли ты человек, нравится ли тебе то, что ты делаешь. А уж мужчина ты или женщина — десятый вопрос.
Я не задумывался о гендерном вопросе, когда шел учиться на педагога русского и литературы. Вся моя семья любила книги, в доме у нас их было множество. Ребенком я читал по ночам, с фонариком. Уже школьником понимал, что вообще-то ребята вокруг меня мало читают, не очень любят обсуждать книги. В 11 классе я решал, куда буду поступать, и понял, что если я стану педагогом — то смогу влиять на жизнь детей, делать для них что-то хорошее.
Чем дольше живу, тем больше у меня вопросов и меньше ответов. Звучит иронично, но я правда каждый год, в зависимости от детей, ставлю новые цели. Вообще, литература помогает включить голову, сделать кругозор немножечко, а желательно и «множечко» шире. Когда ты вникаешь в нее, понимаешь ее, к изучению подходишь с чистым желанием, то открываются такие просторы, что там можно рассказать не только о моральных ценностях, но вообще сформировать человека. Мы ведь состоим из того, что едим, а литература в каком-то смысле и есть «духовная пища».
Классические истины до детей можно донести современным, понятным ребенку языком — это я и пытаюсь делать. Если общаться с детьми через произведения вроде «Евгения Онегина» или «Слова о полку Игореве», не адаптируя их под современного школьника, донести свою мысль будет сложно. Ученик в итоге скажет: «Ага, классно», а потом закроет книгу и все забудет. Поэтому я стараюсь давать и более современные произведения.
Например, я несколько раз давал детям «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери. По программе его читают только в 6 классе, когда ребятам 11-12 лет. Но это одно из тех произведений, которое по-разному открывается взрослеющему человеку.
Поэтому и в школе я давал это произведение и 6-м, и 7-м, и 8-м классам. Было интересно смотреть, как на один и тот же сюжет смотрят дети разного возраста. Из-за этого в школе у меня бывали проблемы.
Потом мне говорили: «Вы вставляете в программу не всё, что нужно». Но если ребенок не прочитает какую-то книгу или стихотворение из программы, с ним глобально не случится ничего страшного. Однако если я смогу показать ему текст, который повлияет на его мировоззрение — это здорово. Значит, наверное, не зря я на своем месте. Но иногда это не принимают.
То, что книга есть в программе, не гарантирует, что подростки ее поймут и обязательно ей заинтересуются. Говоря о сложных текстах, например, о «Преступлении и наказании», мы с подростками беремся не за весь материал сразу, а готовимся к нему. До того, как начать чтение этого романа, мы смотрели лекции Дмитрия Быкова, читали «Игрока», который гораздо легче. После него школьники лучше воспринимают Достоевского. Это вроде бы мелочь, но детям жизнь упрощает.
Я не люблю сравнивать молодых преподавателей и опытных. Учителя, которые сами не так давно были школьниками, возможно, больше понимают современные сложности, знают, о каких блогерах говорят подростки на переменах. Мы можем общаться на равных, но речь, конечно, не идет о панибратстве.
Иногда дети говорят, что со мной им классно. На вопрос «почему» отвечают: «Вы с нами разговариваете». Ребятам элементарно не хватает того, чтобы с ними поговорили и выслушали. Часто бывает, что они спрашивают, советуются даже насчет отношений с родителями, сверстниками. Видимо, доверяют мне, потому что я помоложе других учителей. Они видят во мне человека, который не побежит рассказывать о личных, сокровенных тревогах детей их родителям.
Хотя сначала все было не совсем гладко. Один парень на первом уроке засунул bluetooth-колонку в шкаф, включил музыку. Я намерение разгадал, поговорил с мальчиком, разобрался. Но я не кричал на детей, не психовал — может, такой реакции они и ждали, — а просто показал глупость происходящего. Ситуация даже пошла на пользу.
Нет палочки-выручалочки, которая в один миг поможет ребенку полюбить чтение. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Прежде всего учитель должен показать собственную страсть к тому, о чем он говорит, убедить ребенка в том, что он сам верит в крутость литературы. Ребенку не понравится то, от чего педагог сам не кайфует. Особенно это важно, если в школу приходит новый учитель или педагог все время работает с новыми детьми.
Нужно найти такой путь к тексту, который будет понятен ребенку. Однажды я проводил урок о средствах выразительности, на котором мы с ребятами взяли песни из чарта «ВК» и разбирали их на наличие метафор, эпитетов.На том занятии троечники, которые обычно сидят в абсолютном безразличии, были очень увлечены процессом
К тому же этот урок помог разобраться не только в механизмах текста, но и смыслах: сейчас нельзя просто сказать, что такая-то песня плохая, слушать ее нельзя. На уроке, разбирая текст, дети сами приходили к выводам насчет не самых качественных композиций.
Именно это важно мне в преподавании. Если из всех моих учеников хотя бы одна десятая их часть начнет больше читать, серьезнее относиться к своей жизни, это уже будет не зря. Я не смогу за короткий срок сделать из двоечника отличника, но хотя бы попытаюсь вложить в его голову то, что литература может быть интересной.
Однажды я занимался с мальчиком в индивидуальном порядке для подготовки к ОГЭ. Мы начали занятия в сентябре, он плохо шел на контакт, из него трудно было вытягивать слова: я что-то спрашивал, а он отвечал односложно, едва-едва. Сочинения у него получались очень примитивными. Я пытался придумать, как могу увлечь его, и тогда решил предложить ему писать сочинения не на темы из кодификатора, а о том, что интересно ему самому — «На кого из супергероев я хочу быть похож?», «Какой суперспособностью я мечтаю обладать?», «Куда бы я отправился на машине времени?». Он же заинтересовался сочинением-рассуждением по теме компьютерных игр.
В итоге он расписал мне, почему Minecraft — хорошая игра. К маю он писал сочинения на полторы страницы, а начинали мы с трети. Для меня такой результат был огромной радостью, потому что я не просто видел результат своего труда, но понимал, что он достигнут не силой, не навязыванием чуждых тем вроде абстрактного «Утро в зимнем лесу». Детям плевать на это утро в зимнем лесу. Важнее понять проблему ребенка и работать с ней.
Блог на YouTube я больше двух лет назад создал вместе со своим другом: сначала мы снимали видео о кино. Друг уехал, у меня в жизни наступил сложный период, с роликами я ненадолго завязал. В феврале этого года я вернулся на канал уже как учитель, эксперт, который хочет развивать свою сферу.
Я поговорил с детьми, попытался узнать, что им интересно: «Ребят, у вас репетиторов куча, но вам показывали когда-нибудь, как правильно учить стихи, как легче их запоминать?». Оказалось, что никому не рассказывали каких-то особых и действенных способов. Советовали книги под подушку класть, но это ведь не совет, а примета. И тогда я снял ролик о семи способах легко выучить стихотворение.
Дальше был ролик про сочинение на «пять». Потому что этот вопрос для детей тоже проблемный. Я размышляю так: если у детей есть трудности, надо помочь их решить. У меня может быть ответ, какая-то полезная информация — я ей делюсь. Здорово потом видеть результат, читать комментарии.
У меня есть две цели. Первая — популяризовать литературу, ее изучение. Это для детей. Прямо сейчас я готовлю новый проект для своего канала, и если он окажется успешным — то станет серьезным шагом на пути к моей цели. Хотя я понимаю, что не все ребята, как бы учитель ни старался, смогут полюбить русский язык и литературу. Раньше думал: «Почему вот эти ходят с таким упоением, а некоторые товарищи засыпают?». Но сейчас это повод не для грусти, а для того, чтобы больше стараться. Ради этой цели я кроме YouTube-канала веду тикток.
Другая цель скорее про взрослых. Я хочу показать, что не все учителя готовы поступиться с принципами, заняться, к примеру, вбросами и отказаться от критики. Под некоторыми видео люди писали: «А вас там заставляют голосовать?». Мне грустно, что учителей воспринимают как людей с промытыми мозгами.
Классных, думающих педагогов очень много, и мне важно показать, что они есть, просто в большинстве случаев остаются в тени
Ученики к моему увлечению относились отлично, просили фотографии: «Андрей Григорьевич, давайте сфоткаемся! Потом станете известным, а у нас будет фото». Отвечал им, что их бы слова да Богу в уши: чем больше людей будет смотреть мои видео, тем лучше. Мне ведь кажется, что я стараюсь делать что-то адекватное, хочу быть полезным. И надеюсь, что делаю это не впустую.
Когда я снял первое видео про стихотворения, администрация моей школы сказала: «У вас есть время урока, вот там об этом всем и говорите». Но почему я не могу дать эту информацию детям, если она будет им полезна? Для меня такая претензия удивительна: я ведь не нажиться хочу, не популярность у детей получить, а сделать что-то хорошее. Когда же сами дети на уроке хотели перевести тему на блог, узнать, когда новое видео, я останавливал их: «Стоп! Все темы вне урока мы обсуждаем на перемене».
Негатива было не очень много, но он был ярким и насыщенным. Некоторые коллеги, наоборот, говорили, что я здорово снимаю, а кто-то мне сказал так: «Видел ваш ролик, ничего нового вы там не рассказали. Я такой же могу снять». Я подумал: «Снимайте сами, так ведь только лучше». Мне стоило немалых усилий объяснить, что нажиться на YouTube или TikTok я тоже не могу, потому что денег эти платформы мне не платят.
Началось лето, казалось, все затихло. Я работал в школе при санатории, где учил детей как педагог в течение года, а затем выходил на работу в июле как воспитатель, но по сути тоже вел уроки. Мне должны были переподписать контракт в августе, но этого не произошло. Работы я лишился, но желаю коллегам добра и всего самого хорошего. Может быть, однажды они смогут принять мою позицию.
Я не хочу уделять своему блогу все время, он — не мое главное дело. Куда важнее для меня работать с детьми, и поэтому прямо сейчас я устраиваюсь в новую школу.