что нужно для создания диорамы
Строим диорамы. Основание диорамы
Содержание
3. Танцуем от основания
Типы оснований
Можно выполнить обрамление основания в виде рамы от картины, как у Церетели-Рембрандта. В этом случае лучше совершить визит в багетную мастерскую, где вам профессионально выполнят требуемую рамку.
Уже на начальном этапе работы хорошо озаботится прозрачным колпаком, который защитит готовую диораму от пыли и шаловливых ручонок малолетних хулиганов. Колпак выполняется из оргстекла или просто стекла. При изготовлении колпака важно учесть не только длину и ширину основания, но и высоту объектов диорамы.
Грунт и камни
Прежде чем имитировать текстуру грунта необходимо подготовить базу. В случае присутствуя на диораме дороги, траншеи, окопов наметьте эти элементы на основании.
Наносится состав на основание пальцами или резиновым шпателем. По периметру состав в обязательном порядке обжимается пальцами. Места, на которые будут установлены здания, фигурки, модели лучше закрыть масками.
А может, согласно плану, камней и совсем не потребуется. Затем основание покрывается грунтом, который слегка вдавливается в не застывшую цел¬люлозу пальцами.
Трава и овощи
Вот теперь диораму можно ставить на окончательную просушку.
Краска наносится кисточкой шириной 2- 4 см или аэрографом. Цвета краски зависят от конкретной местности. Понятно, что цвет грунта в Индокитае несколько отличается от цветовой гаммы Нормандии.
Высветление текстуры грунта
Правильно выполненное тонирование подчеркивает трехмерность поверхности грунта.
Особенности рельефа
Окраска складок местности имеет свои особенности. Склоны оврагов, воронок размываются водой, поэтому прежде чем воспользоваться технологией сухой кисти надо использовать метод заливки. Жидко разведенной краской «проливается» вся впадина. Излишки краски удаляются салфеткой. В результате краска остается только во впадинах. Цвет краски должен быть темнее базового тона.
Небольшие бугры рельефа можно вылепить из того же состава на основе целлюлозы. Толстый слой целлюлозы может застывать неделями. Лучше основу возвышенности выполнить из деревянной болванки или даже положить обычный камень. Болванка обмазывается целлюлозой. Рельеф со значительными для диорамы перепадами высот удобнее отлить из гипса или состава на основе пластика, например Parisgraft’a. Огородные грядки имитируются целлюлозой, грядки нарезаются карандашом или острым стержнем.
Высокая трава
Деревья
[img(right» src=»http://hobby.rudic.ru/uploads/article/032.-mashtabnie-modeli-32_.jpg» alt=»Строим диорамы. Основание диорамы» title=»Строим диорамы. Основание диорамы»>
Ствол и ветки хорошо делать из корней кустарников. Возьмите лопату и покопайтесь в саду. Наверняка отыщется подходящие по форме и размерам корешки. Корешки надо тщательно промыть и высушить. Хорошо иметь запас разнообразных хорошо просушенных корней.
Работа по воспроизведению деревьев и кустарников требует огромного терпения. Не рассчитывайте сделать дерево за один вечер.
Обычно водная поверхность имитируется гипсом или иным «литьевым» составом, типа пласто. Последний лучше использовать в крупноразмерных диорамах с умеренным волнением. Волны выполняются ножом или шпателями.
Полиэстер совершенно не подходит для имитации обширных водных пространств и крутых волн.
Текстура верхнего слоя полиэстера выполняется двумя способами. В первом случае шпатель по не застывшей поверхности имитируются волны, кильватерный след, буруны. Пена на волнах окрашивается после полного отверждения состава. Как уже говорилось, с помощью полиэстера имитации крупных волн с барашками не добиться.
Фиксация моделей на диораме
В большинстве случаев модели просто приклеиваются. Однако, площадь контакта у моделей самолетов обычно очень мала. Клей в этом случае не обеспечивает прочного соединения. Самолеты удобнее крепить на стержнях из стальной проволоки, вставленных в высверленные в колесах шасси и основании диорамы отверстия.
Искусство Диорамы. Часть 2
Автор: Александр Завалий
Как сделать основание для диорамы?
Содержание:
Выбор композиции
Если диорама, как вид искусства, существует давно, то её младшая сестра, мини-диорама или то, что мы, моделисты, понимаем под этим словом, родилась, развивается и «взрослеет на наших глазах». И ту и другую мы называем одним термином, а между ними существует весьма существенное принципиальное отличие. И дело не в размере. В «макро»-диораме сданным художественным объектом является живописное полотно, а в «мини» непосредственно сама объемная композиция, наличие же живописного или фотозадника не предполагается! Те редкие случаи, когда он все-таки применяется, не являются, на мой взгляд, убедительными и обоснованными. Чтобы написать хороший живописный фон надо иметь незаурядный, художественный талант и профессиональное образование. В живописи неграмотность ничем не замаскируешь, и любое дело надо делать или хорошо, или никак!
Науке построения произведения из отдельных частей (компонентов) и соотношении их между собой, т.е. композиции, учат, и не один год, в художественных и архитектурных институтах, но можно начать хотя бы с нескольких простейших правил. Следуя им, вы избежите характерных ошибок, которые порой колют глаз даже на солидных выставках, а потом еще и тиражируются в печати.
Правило первое: ни один объект нашей диорамы не должен повторять направлении сторон основания подставки (рис. 57.57а).
В соответствии с ним следует избегать таких вариантов размещения, когда какое-либо сооружение «выходит» точно из угла основания (рис. 58,59). Одиноко стоящий объект, имеющий доминирующую высоту (башня, дерево.столб), нельзя располагать в геометрическом центре (на пересечении диагоналей). Такую «математическую правильность» следует нарушать, смещая предмет в ту или другую сторону. Не привязываться к геометрии подставки важно потому, что вы, во-первых, избегаете, таким образом, нарочитости, искусственности, во-вторых, даете понять, что наша диорама часть пространства, как бы случайно выхваченная из действительности (делая окоп параллельным раме, вы тем самым как бы включаете и саму раму в линию оборонительных сооружении).
Исключением из этого правила могут быть лишь случаи, строго говоря, не являющиеся диорамой, когда подставка играет роль своеобразного пьедестала, например: танк-памятник, танк или автомобиль на фрагменте дороги.
Выбирая размер основания, вы должны учитывать, какая техника, какие сооружения будут на ней находиться для того, чтобы содержимому на ней не было «тесно» (если только «теснота» не является самостоятельным художественным приёмом.
Не бойтесь в диорамах пустых пространств. Наоборот, они необходимы, поскольку, и это еще одна особенность нашего восприятия, глазу надо «отдыхать». Ему для комфорта нужен контраст объема и плоскости.
Композиция с людьми, объединенными каким-то общим сюжетом, называется жанровой. Остановимся на этом чуть подробнее. Строя жанровую сценку вы должны использовать нечетное количество персонажей.
Это правило распространяется и на технику, и на другие объекты в диораме. Взаиморасположение действующих лиц между собой не должно быть монотонным нельзя располагать их на одинаковом расстоянии друг от друга, даже если они идут в цепи.
Группа людей должна выглядеть живописно, сочетать фигуры стоящие и сидящие, компонуйте их между собой, используя свой вкус и художественное чутье (рис. 60).
Продумывая общую композицию диорамы, в зависимости от того, какую роль в ней будут играть персонажи, главную или второстепенную, соответствующим образом их располагайте. (В нервом случае предпочтительно поместить их в ближней четверти основания, если условно рассечь сто по диагоналям.
Главное действие диорамы не обязательно должно происходить на переднем плане. Возможно и на среднем, тогда какие-то предметы на переднем подчеркнут глубину, появится плавность, а наша-то задача как раз и состоит в том, чтобы, кроме всего прочего, создать иллюзию пространства: минимум средств максимум выразительности.
Даже у памятника, предназначенною для кругового обзора, есть одна-две наиболее эффектных точки. Поэтому и вам также надо определиться, где «зад», где «перед», и, исходя из этого, главному подчинить второстепенное (рис. 62).
В силу психологии нашего восприятия, движение, направленное справа налево, воспринимается происходящим с сопротивлением, с трудом, с усилием. Наоборот, слепа направо с легкостью, со скоростью. Это также стоит принимать в расчет во имя большего психологического воздействия. Например, «мчащийся» транспорт скорей будет казаться движущимся, если вы расположите его слева направо, а чтобы подчеркнуть трудность солдатских дорог, колонну пехоты, предпочтительнее сориентировать справа налево.
Правда, в нашем восприятии не все так однозначно. К сказанному следует добавить, что в диораме право-лево может ассоциироваться еще со сторонами света: запад-восток. Поэтому, например, «гитлеровским армадам», переходящим границы СССР 22 июня 1911 года, возможно, стоит придать направление на «восток» слева направо.
Так и вертелось на языке сказать: «Вот и все.
Но нет, это, конечно, далеко не нее. лишь какие-то общие начальные понятия. Важно понять, что проблема существует, ее не перепрыгнешь. Зачет ставится по всем дисциплинам. Хуже нет, когда ваш промах виден всем, кроме вас.
Изготовление основания для диорамы
Гипс для наших целей подходит идеально: он доступен (в магазинах стройматериалов можно приобрести хоть фасованным в пакеты, хоть мешками); прочен, отливается в любую форму. легко обрабатывается, красится, при сушке почти не дает усадки.
Вначале надо детально продумать композицию: какой рельеф почвы будет на вашей диораме, где будет располагаться техника, «человечки», растительность. Вычертите план и натуральную величину на листе бумаги и в соответствии с ним, на листе стекла выгородите нужный вам периметр стеклянными же полосками, скрепляя их пластилином. Проверьте перпендикулярность стенок между собой и к основанию.
Для разведения гипса, нам понадобится емкость из гибкой пластмассы, например пластиковая бутылка со срезанным горлом (рис. 63). Так как отливки из чисто белого гипса требуются в модельном деле довольно редко, то целесообразно разводить гипс не и прозрачной воде. а в подкрашенной черной гуашью. В этом случае отливка получется уже цвета почвы и в дальнейшем готовой диораме не страшны будут случайные сколы, предательски сверкающие белизной.
Разбираем стеклянную опалубку. Обратите внимание, что отливка на торцах имеет почти зеркальную поверхность и не нуждается в дополнительной обработке, что является еще одним достоинством данной технологии.
Если вам нужно сымитировать грязную, разъезженную дорогу, со следами колес и гусениц, то эта работа вынолняется и один прием на уже подготовленном ландшафте. Заранее заготовьте штампы: гусеничные ленты, колеса с протекторам, надетые на ось (рис. 65). Затем выливаете разведенный гипс в колею и быстро раскатываете ею колесами. Конечно, в данном случае быстрая схватываемость гипса нам не на руку, но приходится с этим мириться и работать споро. Сноровка нужна, но задача выполнима (рис. 66). Следы гусениц лучше всего получаются, если в свежий раствор притопить полоски виниловых гусениц и удалить только после полного схватывания гипса.
Грязь можно поддуть потом из аэрографа краской подходящего «мокрого» оттенка и покрыть лаком (можно лаком для волос).
Велик соблазн залить в колеи эпоксидку для имитации луж, но практика показала, что после полимеризации поверхность такой «воды» приобретает вогнутую линзообразную форму, а значит, мы теряем в достоверности (рис. 67). И я сам раньше, и коллеги-моделисты, для имитации луж часто используют эпоксидку.
Лучше поступить по-другому: вначале вмуровать и почву кусочек оконного пекла. Чтоб снизу не просвечивал планшет, окрасить изнанку стекла укрывистой «болотной» краской. Вмуровать его в почву, сделать неровные края. Рябь на поде имитировать масляным покрывным лаком для живописи, замутнёным масляной краской. Нанести 2-3 слоя и при подсыхании, в стадии вязкости, оттиснуть «волны» деревянной палочкой. Можно «притопить» в лужу каски, процарапать вокруг них концентрические полны и рябь. Высыхая, лаковый слой чуть оплывет, царапины достоверно сгладятся, не потеряв рельефа. Краски, конечно, должны быть предварительно подготовленными: купол срезан на «глубину погружения» (рис. 68-70).
Фактуру сухой почвы можно имитировать натуральными песком и пылью. Для этою летом, в сухую погоду, на обочине проселочной дороги надо собрать придорожную пыль. Выбирайте мелкую фракцию, почти текучую, как цемент. Берите впрок это один из редких случаев, когда платить не надо.
Основание под диораму может быть также изготовлено в виде планшета из реек и ДВП на клею. Рельеф местности к этом случае также либо гипсовый, либо из нового материала, не так давно появившегося в магазинах стройматериалов «Пластинила» (рис. 74). Он представляет из себя волокнистую массу с водоимульсионным связующим. т.е. похож ни старый добрый папье-маше. Достоинства: позволяет вылепить любой рельеф, после высыхания подает усадки, растрескивания, коробления. Полное высыхание и течение недели, что позволяет как угодно долго работать с нанесением следов протекторов на дороге. Недостатки: ярко выраженная волокнистая структура, которую можно исправить, добавив изрядное количество порошкового мела без видимого влияния на прочность.
В пластиниле рельеф получается сглаженным, невозможно добиться эффекта скажем, свежей жирной дорожной грязи, но ее можно имитировать густо замесив цемент с клеем ПВА и, раскатав потом колесами вокруг луж. Одним словом, «Пластинил» материал, на который стоит обратить внимание моделистам.
Нельзя не упомянуть и о таком виде «покрытия», как снег. Диорама, отражающая зимний период обладает особым психологическим настроем. Снег, ощущение холода, может стать дополнительным средством выражения, подчеркивающее тяготы войны. Или же, наоборот, в контрасте с оптимистическим сюжетом, сильнее выявит героизм и несгибаемую волю наших персонажей в преодолении трудностей. В любом случае кусочек зимы очень эффектно смотрится в квартире, особенно если за окнами июльский зной.
Вначале поверхности, которые будут покрываться снегом, смачиваем водой. Наносим ее из аэрографа строго сверху вниз (или под углом, в соответствии с вашим замыслом, если хотите, скажем, показать, что мела метель). С этого же направления сыплем соду через мелкое сито. Она прилипнет к влажной поверхности, впитает ее и высохнув, сохранит ту же форму и объем. Во влажном состоянии на покрытии можно оттиснуть следы ног и колес. Чтобы «снег» искрился на солнце, можно притрусить его сверху через то же сито толченым стеклом.
Толщина такого содового покрытия относительно невелика: 2-4 мм. А если вы хотите изобразить глубокие сугробы и снежные заносы, то их объем вначале стоит выполнить из гипса.
Продолжая тему, следует сказать, что снег редко имеет вид только что выпавшего, особенно на войне. Он загрязняется пороховом гарью, землей, выброшенной из воронок, на дорогах в морозы имеет вид грязного леденца, а в оттепели перемешивается с грязью. Крыши домов часто обрамлены сосульками, их можно имитирован, из тянутого прозрачного литника.
Как сделать диораму «Лунное небо» своими руками
Пробегитесь по производителям
Неплохо посмотреть, что предлагают нам производители того же фона или фигурок. Грамотно атакующие или обороняющиеся красноармейцы — это, конечно, хорошо. Но ещё лучше, когда мы показываем что-то неизбитое. Особенно если оно отвечает « праздничной» тематике.
Есть, например, интересные смоляные фигуры фирмы Bravo 6 — скажем, корреспондент РККА, который может фотографировать победителей на фоне побитого немецкого танка. Рядом с ними можно поставить пленного германского танкиста от этой же фирмы — у того как раз достаточно обиженный и злобный вид.
Хотя безоговорочный лидер у этого производителя — набор Gettin’ some kicks, на которой бодрый красноармеец даёт бодрого пинка конвоируемому немецкому пленному — а то, мол, « еле тащишься».
Stalingrad Miniatures предлагает ещё и сценки для тех, кому не жалко басурман
Интересные пленные есть и у фирмы Stalingrad Miniatures– в частности, доступна целая колонна понуро бредущих немцев. А если совместить с советскими конвоирами от той же Bravo 6 — какая красота получится!
Как сделать диораму из доступных материалов
Для возведения отдельных объектов рекомендуется отдавать предпочтение экструдированному пенополистиролу. Такой утеплитель производится плитами, размер которых достигает 0,5 м на 1,5 м. Его толщина порой доходит до 10 см. Приобрести материал можно не только в специализированном магазине, но и на строительном рынке.
Если говорить о его достоинствах, то прежде всего нужно выделить простоту обработки. Большую плиту легко порезать обычным ножом, а затем пройтись по ней наждачной бумагой. При помощи экструдированного пенополистирола можно сымитировать стену из кирпича, тротуар из брусчатки и многое другое. Одного такого листа хватит на большое количество деталей.
Доски рекомендуется заменить тонким шпоном, который легко найти в строительном магазине.
Видео
Подготовка моделей
После сборки любого элемента, предназначенного для размещения на диораме, важно провести его доработку. На многих предметах со временем становится заметен износ. К примеру, если техника принимала участие в боях, то на ее поверхности появляются следы от военных столкновений. Также важно нанести пятна на машины, то есть на них должны быть брызги из луж и кусочки грязи.
Достаточно часто модели из пластика после окончательной сборки значительно отличаются от оригинальной версии. Чтобы устранить все неточности, важно сравнить получившийся элемент с исходником, а затем внести необходимые поправки.
Модели людей чаще всего нуждаются в доработке. От масштаба зависит то, с какой тщательностью и старательностью придется прорабатывать каждую фигурку человека. Многие предпочитают одновременно приобретать разные комплекты, а затем собирать персонажа из нескольких исходников. Например, если в одной модели вам подходит только верхняя часть, ноги и туловище можно взять от другой. Конечно, все зависит от полета фантазии. Лучше всего собрать диорамного человека из большого количества мелких деталей, чтобы он имел отличия от исходной основы. Это поможет добиться оригинальности полученной конструкции.
Сделать диораму своими руками совсем несложно. Важно заранее продумать общий план, сюжет, композицию, а также позаботиться о подготовке моделей.
Что нужно для создания диорамы
Это очень просто. Всё, что вам нужно сделать – это прислать нам на адрес mail@diorama.ru письмо, в котором будут:
Не нужно архивировать фотографии! Это только лишние неудобства для нас, поскольку выигрыш в размере файлов при архивации JPEG’ов практически нулевой.
2. В каком формате и какого размера нужно присылать фотографии?
Фотографии должны быть сохранены в формате JPEG. Желательно присылать нам фотографии размером не менее 800х600 пикселей – мы сами уменьшим их до нужного нам размера. Минимально допустимый размер фотографии – 640×480 (исключения могут быть сделаны только для работ в малых масштабах).
Мы оставляем за собой право отбирать фотографии для публикации из числа присланных по своему усмотрению, равно как и выбирать фотографию в качестве заглавной.
Мы очень хотим, чтобы качество фотографий, как минимум, не уступало качеству вашей работы. Помните, что порой даже мастерски выполненные работы на некачественных фотографиях смотрятся отвратительно. Хорошие фото – залог того, что вашу работу оценят адекватно. Поэтому если у вас нет возможности качественно снимать самостоятельно – обратитесь в фотосалон или студию.
3. Можете ли вы не принять мою работу?
Можем. Если работа не соответствует предъявленным выше требованиям – мы не будем публиковать ее до тех пор, пока вы не снабдите нас полной информацией. В таких случаях мы стараемся набраться терпения, связаться с автором и указать ему, чего именно не хватает. Но будет гораздо лучше, если вы будете соблюдать наши требования изначально и не создавать нам лишней работы.
Другая причина, по которой мы можем отказать в публикации – несоответствие профилю сайта. В частности, модели техники публикуются у нас только в том случае, когда они являются частью диорамы или виньетки. Также не соответствуют нашему формату action-фигуры в «изкоробочном» виде без каких-либо доработок или конверсий.
Мы можем отказать в публикации работы, если ее уровень окажется слишком низким даже по меркам Учебки. В таком случае мы рекомендуем начинающим авторам самостоятельно разместить фотографии работы для обсуждения на форуме, в разделе «Обсуждение работ». Также работа может быть забракована по причине слишком низкого качества фотографий.
4. Сколько я должен ждать?
5. Прошло уже больше двух недель, а моя работа так и не появилась в галерее.
Проверьте еще раз наши требования – быть может, вы что-то упустили? Если вы уверены в том, что работа полностью соответствует всем требованиям сайта – свяжитесь с нами, будем разбираться. Не нужно присылать работу еще раз, достаточно будет простого письма с указанием названия работы и даты ее отправления.
6. Если я присылаю сразу несколько работ – вы выложите их одновременно или постепенно?
Всё зависит от того, что это за работы. За время существования Диорамы установилось негласное правило – диорамы и виньетки выкладываются только по одной, а одиночные фигурки могут объединяться в группы, если автор присылает их вместе. Если вы прислали нам одновременно несколько диорам, серий фигурок, или и то и другое, мы будем публиковать их постепенно, по одной работе в каждом обновлении.
Если у вас есть серия одиночных фигурок, объединенных какой-либо общей тематикой, убедительно просим не присылать их по одной. Исключение мы делаем в тех случаях, когда каждая из фигурок представляет собой самоделку или глубокую конверсию.
7. Кто решает, отправлять работу в Учебку или в основные разделы Галереи?
Вы сами можете указать, куда хотите определить вашу работу, и тем самым избавить нас от душевных терзаний в случае, если решение будет принять трудно. Однако окончательное решение остается за нами. Мы можем как поместить работу в Учебку, если автор об этом не сказал специально, так и разместить ее в основной Галерее при том, что автор отправлял ее в Учебку. Надеемся, что вы доверяете нашему опыту и чувству прекрасного 🙂
8. Ваш почтовый сервер отфутболил мое письмо обратно. Что делать?
Увы, изредка это случается по техническим причинам. В таком случае не торопитесь присылать работу еще раз. Вместо этого перешлите нам уведомление почтового сервера, которое вам пришло. Мы постараемся в кратчайшие сроки разобраться с проблемой и известить вас.
9. Как мне зарегистрироваться на форуме?
Советуем начать с изучения страницы Правила и FAQ на форуме, там всё подробно написано.
10. Как разместить свое фото на сайте?
11. У меня есть свой сайт о моделизме, и я хотел бы использовать на нем некоторые материалы, размещенные на Диораме.ру. Это возможно?
Мы не видим смысла в дублировании одних и тех же материалов в разных местах Сети (если, конечно, речь не идет о переводах их на другие языки). Эти материалы всегда есть на Диораме.ру и никуда не собираются исчезать, поэтому если вы хотите познакомить с ними посетителей своего сайта, вам достаточно просто дать прямую ссылку на ту или иную работу или статью.
Это не означает, что мы считаем опубликованные у нас работы своей собственностью – при желании вы всегда можете связаться с автором работы, попросить у него исходники фотографий и текста и подготовить их к публикации на своем сайте самостоятельно.
12. А сами-то вы авторские права соблюдаете?
А то как же. Все без исключения материалы в Галерее, Копилке и Мастерской опубликованы по инициативе или с согласия их авторов. Нам удалось создать, как нам кажется, вполне интересный и информативный ресурс, не прибегая к пиратству, и мы собираемся придерживаться этого принципа и дальше. Именно поэтому не стоит просить нас сделать в Копилке раздел с архивными фотоматериалами или сканами книг.
13. На вашем сайте опубликованы работы, содержащие символику нацизма. Как вы к этому относитесь?
К нацизму и его пропаганде мы относимся очень плохо. К символам нацизма, изображенным в работах нашей Галереи, мы относимся терпимо, поскольку отдаем себе отчет в том, что они стали неотъемлемой частью истории, и при достоверном воспроизведении событий и персоналий Второй Мировой без них не обойтись.