что нужно для сметчика
Правила составления сметной документации
Строительство объектов разного масштаба и назначения предваряет разработка сметной документации. Целью составления сметы является определение суммарных расходов, которые понадобятся на реализацию замысла. Смета учитывает перспективы изменения цен на рынке оборудования, строительных материалов, аренды спецтехники и др. Составлением сметы может заниматься как подрядчик, так и нанятый заказчиком сметчик. Условия прописываются в договоре подряда.
Сметный расчет выполняется разными способами. Специалист учитывает затраты на ресурсы или базисные индексы цен, а также временные затраты. Каждый из подходов имеет свои нюансы. Вне зависимости от способа, полученная сметная документация — финансовый план всех затрат, связанных со строительством. Для ясности расходы учитываются по разделам, а затем выводится суммарное число, определяющее издержки по актуальным или прогнозируемым расценкам.
Разработка сметной документации на строительство преследует несколько целей одновременно:
Смета, составленная профессионалом, становится неким гарантом целенаправленного расходования средств, бесперебойных строительных работ ввиду прозрачности предварительного подсчета финансирования. Заказчик может планировать объем инвестиций, высвобождать или занимать средства без необходимости в дальнейшем изыскивать суммы на дополнительные расходы. Подрядчик заранее видит общую картину работ, ориентируется по материалам, если ему предстоит их закупать, планирует работы с учетом прогнозируемых расценок.
Чтобы рассчитать объем инвестиций в строительство, сметная документация подразделяется на прямые затраты и сметную прибыль,а также накладные расходы. К прямым затратам относят цену стройматериалов, оклад рабочих, стоимость аренды или покупки строительных механизмов и техники.К сметной прибыли относят плановые накопления, необходимые для перекрытия расходов, не связанных со строительством объекта. Речь о расходах подрядчика на уплату налогов, материальное стимулирование сотрудников, развитие инфраструктуры. Высчитывают сметную прибыль в процентном соотношении, исходя из стоимости реализации проекта (12 %) или зарплаты рабочих (50 %). К накладным расходам относят затраты на управление процессами, организацию мероприятий и обслуживание стройки. Высчитываются накладные расходы в процентном отношении от прямых затрат согласно федеральным нормам или принятым в организации подрядчика правилам.
Методы разработки сметной документации
Существующие способы оформления и разработки актуальной сметной документации различаются в подходе к обозначению затрат на стройку.
Аналоговый метод применяют в ситуациях, когда сметчик владеет информацией по ценам объектов, спроектированных либо возведенных ранее. Согласно названию, метод подходит для аналогичных по всем параметрам объектов. Это могут быть два коттеджа из одинаковых материалов. Нет нужды в полной идентичности домов, главными условиями являются аналогичные единицы измерения и стоимость.
Повременной метод сводится к расчетам цены строительства на основании затраченного рабочего времени. Не в каждом случае можно использовать данный метод, только в ситуациях с оценкой малых объемов работ на стройке (бытовой подряд, ремонт и пр.). Для крупных объектов используют иные методы.
Базисно-индексный способ разработки сметной документации учитывает индексы, указанные в специализированных базах данных. Цена работ определяется базисным и текущим уровнями. Чтобы определить актуальные расценки, используют произведение базисной цены и индекса в конкретной отрасли, регионе и видах работ.
Ресурсный метод позволяет подсчитать стоимость будущей реализации строительного проекта на базе текущих и прогнозируемых расценок на ресурсы и специализированных тарифов. Сметчик учитывает расходы на ресурсы, что наиболее понятно для подрядчика и заказчика. Такой способ годится для любого этапа разработки сметных документов. Недостатком считают серьезные затраты времени и сил специалиста на калькуляцию по сложным формулам. Для заказчика недостатком становится невозможность контролировать региональные цены, что сводится к затруднениям в контроле над освоением финансовых ресурсов подрядчиком.
Ресурсно-индексный метод подразумевает одновременное применение ресурсного метода, указанного выше, и системы индексов. Итогом становятся адекватные расценки, обоснованные использованием данных из баз, которые обновляются каждый месяц. Сметчик пользуется информацией из единых центров ценообразования.
Базисно-компенсационный способ сметных вычислений сводится к суммированию предстоящих издержек и затрат на строительные мероприятия, определенные базисным уровнем. Данные будут уточняться во время проектирования и строительства. При возникновении разницы в стоимости заказчик компенсирует издержки. Речь идет о перерасходе строительных и отделочных материалов, дополнительных расходах ввиду низкой производительности труда, непредвиденных обстоятельствах, расходах на услуги посредников и пр. Недостатком методики для подрядчика становится невозможность контроля над тратами путем сравнения суммы со средними расценками. Подрядчику способ выгоден на объектах с высокой материалоемкостью.
В каждом из случае всостав сметной документации варьируется, как и применяемые нормативы, базы данных и способы исчислений. Выбор метода зависит от профессионализма сметчика, особенностей объекта, возможно — от предпочтений заказчика.
Как читать смету: взгляд бухгалтера
Современный бухгалтер не просто ведет учет, подготавливает отчетность и отвечает на письма из налоговой инспекции, он выполняет широкий круг обязанностей, часто от секретаря до юриста. При этом приходится учиться разбираться в совершенно новых областях. Лично для меня ими стали госконтракты, аукционы и сметная документация (помимо прочего).
Самым сложным оказались сметы, ведь они являются основанием для формирования суммы контракта на работы по госзаказу и сдаточных документов, таких как формы КС-2 (акт о приёмке выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат). Тем, кто только начинает осваиваться в сметном деле, я предлагаю прочитать статью и узнать об основах работы со сметной документацией и хитростях, которые помогут разобраться в самой смете.
Что такое смета?
Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:
Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.
Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.
Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.
Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.
После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.
Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.
Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).
Основные составляющие локальной сметы
Если не вдаваться в подробности, сметы бывают разного вида, составлены с использованием различных методов и нормативных баз, даже внешне могут отличаться, потому что созданы в разных программах, но в общем они состоят из нескольких блоков:
Чтобы вам проще было ориентироваться в терминологии, дам некоторые определения.
Расценка – это стоимость определенного объема работ, она включает не только оплату труда рабочих, но и затраты на технику, некоторые материалы. Берется из специальных сборников, имеет особый шифр, отражающий, к какому сборнику, его разделу относится.
Базовые цены – установленные цены на работы на определенную дату (базовую). К ним добавляются различные коэффициенты, и в итоге они пересчитываются в цены текущего периода.
Сметная прибыль – прибыль подрядчика. Для бюджетных смет производится расчет по определенным нормативам, в коммерции могут быть и свои показатели, хотя ориентироваться необходимо на установленные для государственных нужд. Они регулярно корректируются, дополняются и меняются.
Накладные расходы – это косвенные расходы, такие как зарплата административного персонала или другие, непосредственно не относящиеся к работам. Конкретно они не расписываются в смете. Аналогично прибыли определены для госорганизаций по нормативам.
Важно! Расчет накладных расходов и сметной прибыли производится в процентах от ФОТ, включенного в расценки. Информация о процентовке и коэффициентах есть в самой смете, в графе с наименованием работ. Там же можно найти и некоторые расчеты объемов. Это хорошая подсказка.
Табличная часть сметы: расценки и ресурсы
Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы.
При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат).
В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки.
Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными.
Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом. Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ.
К ресурсам относятся:
Вместе три пункта составляют прямые затраты. Это фактически костяк сметы. Самое важное — обратить внимание на сумму расходов на материалы. При изменчивой экономике (даже в 2020 году это хорошо видно на фоне происходящего в мире кризиса с коронавирусом) необходимо учитывать неожиданное изменение цен на товары. При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут.
Важно! Особенно внимательно отнеситесь к госсметам. Выиграв аукцион по сниженной цене, учитывайте вероятность получения убытка. Не за счет дешевизны работ (можно нанять рабочих и за более низкую оплату), а за счет повышения цен на материальные ресурсы (они обычно четко оговорены, и не получится поменять одни материалы на другие).
Неучтенные материалы. Мониторинг цен
Иногда в смете встречается отдельный раздел со списком материалов или оборудования. Спрашивается, почему, ведь подобные ресурсы должны включаться в расценки на работы? На самом деле это нереально сделать в некоторых ситуациях, поскольку все зависит от конкретных инженерных и дизайнерских решений, принятых при создании проекта.
При выполнении монтажа оборудования устанавливается объем и стоимость работ, а вот цена оборудования сильно различается в зависимости от производителя и технических характеристик. Значит, нужно отразить его обособленно.
Узнать такие позиции нетрудно. Во-первых, они обычно расположены отдельным блоком в таблице (но не всегда, могут и «прикрепляться» к строке с расценкой на работу), а во-вторых, у них нет собственного шифра, и в колонке, где обычно находится номер из сборника, написано «прайс», «по прайсу ООО «Ромашка», «мониторинг цен» или что-то подобное.
Обратите внимание! Мониторинг означает, что для установления цены были собраны несколько (как правило, не менее 3) коммерческих предложений от разных организаций или ИП и выведена средняя арифметическая (или минимальная, зависит от заказчика). О методике можно прочитать в пп. 4.25 МДС 81-35.2004.
Учтите, при работе со сметой в программе или при проверке привязанные к расценкам и включенные в них материальные ресурсы зависят от объема работы и меняются вместе с ним. Неучтенным материалам количество и цена задаются вручную.
Коэффициенты и НДС
Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):
Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.
Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.
Обратите внимание! Коэффициенты могут указываться построчно, это видно в колонке с шифром, а могут отражаться в итоговой таблице. Зависит от выбранного метода расчета.
Лучше согласовать конкретный вариант оформления итоговой таблицы в части НДС с заказчиком напрямую. Обращаться при этом можно и в сметный отдел, и в бухгалтерию, ведь именно они передают документы на оплату в казначейство и наверняка знают, какой документ пройдет проверку, какой нет.
Составление форм КС-2 и КС-3
Программным способом составить акт и справку легко, они формируются автоматически на основании готовой сметы. Но, допустим, локальную смету вам предоставили в Excel или Word (хуже, если в PDF или другом подобном формате в виде нередактируемой картинки). Это тоже позволяет облегчить задачу и перекопировать построчно данные в форму КС-2, ведь информация там очень похожая.
Отличия между сметой и КС-2:
Форма КС-3 еще более упрощенная. Обычно в ней достаточно указать общее наименование работы («работы по установке фундамента»). В ней отражаются суммы в разрезе трех периодов – с начала проведения работ, с начала года и в том числе за отчетный период.
Если выполняются дополнительные работы, не предусмотренные изначально, то на них необходимо сформировать отдельную смету и составить отдельные акты и справки. По 44-ФЗ (госзакупки) возможность проведения таких работ, как правило, не предусмотрена. Можно либо увеличить объем включенных в смету работ или использовать «зазор» в виде непредвиденных затрат и только при наличии подобного условия в контракте.
Важно! При работе с бюджетным учреждением увеличение возможно, как правило, в пределах 10% от стоимости конкретных работ, а не от полной стоимости сметы. Аналогичен подход к материалам. Некоторые госзаказчики строго замеряют фактический расход материалов и соответственно корректируют объемы. В итоге сумма выигранного тендера может упасть при окончательном расчете.
Проверка сметы
Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.
Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями).
Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта.
Хитрости и советы
Есть небольшие секреты, которые помогут правильно «читать» смету и показать осведомленность в вопросе, а также пригодятся, если вы решите самостоятельно заняться подготовкой документации:
Лично мне пришлось отправиться на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в сметном деле. Не каждому бухгалтеру это необходимо, но дополнительные знания определенно дают преимущества: понимание принципов работы сметчиков, упрощение анализа документации, нахождения ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных смет или отстаивание своих.
Что нужно для сметчика
После того как вы нашли раздел по технической части сборника, запомните номер этого раздела.
В дальнейшем по номеру раздела вы будете искать в сметной программе подходящую расценку к своей работе в сборнике.
Теперь самое интересное: Сборник вы выбрали, раздел подобрали, в разделе выбрали подходящую расценку. Далее надо изучить эту расценку подробнее изнутри. Прочитайте, самое главное, состав работ. Затем проанализируйте, подходит ли ваша работа под состав работ расценки. Чтобы это сделать, надо знать технологию работ. Важно здесь ничего не пропустить. Для этого необходимо съездить на объект и своими глазами посмотреть его. Если не хватает знаний, на объект лучше съездить с мастером или прорабом, т. е. с теми людьми, которые хорошо знают технологию и будут выполнять эти работы. Всё что вы узнаете, запишите на бумагу, чтобы не забыть.
Если объекта ещё нет, необходимо изучить проекты, спецификации. Что-то не понятно, спрашивайте у главного инженера, в отделе ПТО, у прораба, у мастера, т.е. у тех людей, которые хорошо знают технологию тех работ, которые
После поездки на объект и разъяснения более подробной технологии мастером, может сложиться так, что изначально в дефектной ведомости было не всё записано. Вам плюсом к основной расценке придется добавлять дополнительно ещё расценок 3-5, после того как вы всё подробно разузнаете. Поэтому так важно, не только воображать себе работы, которые вы расцениваете, но и своими глазами видеть объект.
После выбора расценки посмотрите состав материалов её изнутри. Есть расценки открытые, а есть закрытые. Открытые расценки-это когда внутри расценки есть неучтенные материалы и они обнулены в расценке. При открытой расценке материалы необходимо брать дополнительно к расценке, которую Вы выбрали по сборнику.
При закрытой расценке все материалы сидят внутри расценки по сборнику и дополнительно брать их к расценке сборника не надо.
К факту открытых и закрытых расценок при составлении смет надо относиться очень внимательно. Так как вы можете совершить грубейшую ошибку, особенно при огромных объемах, если не учтёте тот или иной материал.
Если у вас в смете оказалась открытая расценка с неучтенным материалом, то это не означает, что её значение должно совпадать со значением объема по дефектной ведомости. При неучтенном материле надо учитывать ещё расход этого материала, т.е. объем расценки будет не «1», а например «1,15» или «1,03» в зависимости от расхода того или иного материала (эти коэффициенты учитывают потери при раскрое материалов и т.д.). Какой надо брать коэффициент при расходе материалов, ищите так:
Открываете тот же сборник и ту же расценку, только в ГЭСН или ГЭСНр.
В ГЭСН или ГЭСНр в той же расценке, которую вы рассматривали с неучтенным материалом, на том месте где неучтенный материал или название неучтенного материала будет стоять уже расход материала, например 1,15 или 1,03. Вот на этот расход Вам нужно будет умножить объем неучтенного материала по дефектной ведомости и готовый результат занести в смету в ОБЪЕМ НЕУЧТЕННОГО МАТЕРИАЛА.
В закрытых расценках всё укомплектовано и дополнительно материалы брать не надо.
Состав работ и материалы в расценке мы рассмотрели.
Теперь нужно будет обратить внимание на механизмы.
Запомните особенный важный факт, которым, по незнанию сметчиков от Подрядчика, любят маневрировать сметчики от Заказчика:
Механизмы не корректируются в расценках никак и ни при каких условиях.
Т.е., если вы работы выполняете вручную, а в расценке, которую Вы подобрали, заложены механизмы, то их из расценки вычитать нельзя.
Или: в перечне механизмов вы какой-то механизм не используете,то вычитать этот механизм из расценки нельзя.
Или: в перечне механизмов вы используете другой механизм, не заложенный в вашей расценке, то вычитать один механизм из расценки и добавлять к ней другой также нельзя.
Пусть они там и останутся как есть. Так как при составления норм и расценок, для общего пользования, используется количество ресурсов- МИНИМАЛЬНО необходимых для выполнения работ.
На то, что нельзя вычитать механизмы, есть ссылка на документ:
п.2.2 МДС 81-35.2004.
В сборниках на монтаж оборудования ТЕРм(ФЕРм) дело обстоит немножко иначе: здесь нет открытых и закрытых расценок. Здесь внутри расценки содержатся только все вспомогательные материалы, необходимые для выполнения той или иной работы (винты, скобы, сжимы, липкая лента и т.д.).
Стоимость основного материала (или оборудования) необходимо брать всегда дополнительно по сборникам ТССЦ к расценке сборника на монтаж оборудования (ТЕРм(ФЕРм)). Если Вы не возьмёте стоимость оборудования дополнительно, то работы будут не полными.
Т.е. «ТЕРм(ФЕРм)»-монтаж оборудования
+ «ТССЦ»-стоимость основного материала (или оборудования).
После того как Вы укомплектовали всю смету или можно до того, Вы должны ещё обратить внимание на условия выполнения работ, сметчики это называют «Стеснённость».
Т.е. обратить внимание на те факторы, которые усложняют выполнение работ-работы выполняются не в обычном нормальном режиме, а с какими-то препятствиями, трудностями, незапланированными перерывами. Если таковые имеются при ваших работах, то в сметах это надо учитывать дополнительно, через коэффициенты, которые также в простонародье называются «коэффициентами стеснённости». Если таковых затруднений нет, то коэффициенты стеснённости брать при составлении смет не надо.
Коэффициенты стеснённости применяются только к тем расценкам, где именно имеются эти затруднения, в основном они применяются ко всем расценкам сметы, т.е. ко всей смете, но и бывают случаи, когда применяются только к некоторым расценкам сметы.
Применяются коэффициенты к основной зарплате рабочих, к эксплуатации машин и зарплате машинистов.
Например, когда производство ремонтных работ выполняется в существующих зданиях с наличием в зоне производства работ действующего технологического оборудования, то коэффициенты стеснённости берутся по МДС 81-35.2004, приложению № 1, таблице 3, № пп. 2: ОЗП=1,35; ЭМ=1,35; ЗПМ=1,35.
Ещё большую ошибку допускают начинающие сметчики, когда применяют ремонтные коэффициенты и к сборникам на монтаж оборудования, и к ремонтным сборникам.
Так вот это надо запомнить обязательно:
Ремонтные коэффициенты ОЗП=1,15; ЭМ=1,25; ЗПМ=1,25 к сборникам на монтаж оборудования («ТЕРм(ФЕРм)»), к сборникам на пусконаладочные работы («ТЕРп(ФЕРп)»), к ремонтным сборникам («ТЕРр(ФЕРр)51-ТЕРр(ФЕРр)69») и к сборнику «ТЕР(ФЕР)46» не применяются ни в коем случае.
Ещё один важный факт в сметном деле:
Часто неопытные сметчики считают, что если в сметной программе что-то заложено, т.е. точнее есть какие-то определенные команды, значит, если есть какие-то команды в сметной программе, то выполнение их разрешено и положено сметными ГОСТами и нормативами.
Так вот это совершенно не так!
Запомните: Не Вы подстраиваетесь под сметную программу, а наоборот, сметная программа подстраивается под Вас!
Т.е. как вы захотите, какие действия вы захотите выполнить в сметной программе, так она вам и исполнит. Вы руководите программой сами.
А возникающие вопросы по сметному нормированию и ценообразованию ищите не в командах программы, а в соответствующих документах, иногда эти документы выложены в программе.
Теперь пробежимся немножко по сборникам:
Если у вас в дефектной ведомости отдельно расписаны все подготовительные работы перед окраской, например:
1) очистка поверхности;
2) расчистка и замазывание трещин;
3) шлифовка поверхности;
4) шпатлевка поверхности;
5) огрунтовка поверхности;
6) окраска поверхности.
то это не значит, что все подготовительные работы до окраски п. 6) надо расценивать.
Загляните в техническую часть сборников, где есть окраска, например ТЕР(ФЕР)15 и ТЕРр(ФЕРр)62.
В технической части этих сборников вы найдете таблицы с наименованием «Состав работ при окраске» (ТЕР(ФЕР)15 Таблица 15-3а, Таблица 15-3б, Таблица 15-3в) или таблицы с «окраской» (ТЕРр(ФЕРр)62 Таблица 1-1, Таблица 1-2).
В этих таблицах в шапке, в столбце выбираете тип своей окраски (например: водоэмульсионная или масляная), смотрите по «+» в таблице, что туда входит и соответственно, вычеркиваете из дефектной ведомости карандашом эти работы, так как они все сидят в расценке на окраску.
Берете только одну расценку на окраску, т.е. п. 6), так как расчистка, шлифовка, шпатлевка, огрунтовка и т.д. уже входят по таблицам в эту расценку и отдельно их как вспомогательные работы перед окраской расценивать не надо.