что нужно для шоссейного велосипеда
Езда на шоссейном велосипеде для начинающих
Выбор шоссейного велосипеда
Шоссейные велосипеды легкие, быстрые и предназначены для езды по ровному качественному покрытию наподобие асфальта. Как правило, имеют изогнутый «бараний» руль и колеса размером 28” с гладкими покрышками. Рамы изготавливают из алюминия, карбона или титана.
Велосипед должен подходить вам по размерам рамы, которые, в первую очередь, соответствует росту и длине ноги от паха до пятки. Когда вы стоите между перекладиной рамы и пахом должно быть 2-3 см пространства. Традиционно шоссейные велосипеды имеют закрытые «мужские» рамы с перекладиной с малым углом относительно земли. Стиль езды и бюджет – вот основные соображения по выбору, влияющие на качество компонентов велосипеда.
Одежда для езды на шоссейном велосипеде
Одежда должна быть облегающей для улучшения аэродинамики, и не хлопать на ветру. Майки могут быть с молнией спереди для вентиляции, плечики и рукава обеспечивают комфорт для переднего положения рук, задние карманы удобны для доступа к вещам на ходу, а удлиненный низ лучше прикрывает спину. Эластичные шорты, комбинезоны и трико растягиваются, обеспечивая свободу движения.
.
Этой одежды достаточно для большинства погодных условий, но для холодного периода понадобятся перчатки с пальцами, чехлы для туфель и футболка или куртка с длинными рукавами. Светоотражающие элементы на одежде сделают вас более заметным ночью.
Аксессуары
Шлемы
Шлем для комфортабельной езды должен обеспечивать вентиляцию, абсорбировать влагу прокладками и регулироваться ремешками. Некоторые шлемы созданы с помощью технологии MIPS: внутренний слой независимо скользит в наружной оболочке, чтобы смягчить скручивающий момент удара по касательной.
Велотуфли и контактные педали
Ездить можно в любой обуви, но специальная имеет большое преимущество.
К велотуфлям прилагаются совместимые педали, обеспечивающие постоянное усилие и контакт, что экономит энергию педалирования.
Необходима некоторая практика «встёгивания» и «выстёгивания», но это просто, как езда на велосипеде.
Инструменты
Прокол колеса – самая распространенная проблема, так что вам пригодится запасная камера, монтировка и насос. Мультитул удобен для профилактики. Всё это можно сложить в подседельную сумку.
Светоприборы и отражатели
Ночью и в плохую погоду передние и задние огни имеют существенное значение. Передние огни варьируются от базовых маячков «для безопасности», позволяющих водителям видеть вас в сумерках, до фар с высокой яркостью, сравнимых с автомобильными.
Хвостовые огни помогают водителям и другим велосипедистам видеть вас сзади. Как и задние габариты на машине, они красные. Большинство имеют мигающий и постоянный режим.
Огни и рефлекторы могут устанавливаться как на велосипед, так и на одежду или шлем. Неоторые пользуются налобными фонарями или гибридными моделями.
Дополнительные аксессуары
Фляга и её крепление: имеют стандартный размер и могут быть установлены практически на любой велосипед. Емкость фляги не менее полулитра.
Можно установить 2 держателя. Если собираетесь в длительную поездку в жаркое время, позаботьтесь о дополнительных запасах воды. Важно поддерживать уровень жидкости в организме для сохранения здоровья коленей и организма в целом.
Щитки: увеличивают вес и аэродинамическое сопротивление, весьма необходимы для дождливой, сырой или зимней погоды.
Они защитят вас от распыленного потока грязи с колес, который может залепить всю спину.
Основы езды
Частота вращения педалей: при изменении рельефа нужно переключать передачи, чтобы поддерживать постоянную частоту. В большинстве случаев наиболее эффективны 80-100 оборотов в минуту. Большие или меньшие частоты быстро приведут к усталости. Если нагрузка при такой частоте высока, переключитесь на более низкую передачу, если мала – на более высокую.
Эффективность педалирования: вместо простого толкания вниз и вытягивания вверх, следуйте этому совету от трехкратного победителя Тур де Франс Грега ле Монда: «Когда завершаете толчок в нижней части, представьте, что стираете грязь с подошвы туфли«.
Как переключать передачи на шоссейнике
Левые шифтеры управляют системой, правые – кассетой. Левый шифтер резко изменяет нагрузку, правый позволяет её точно настроить. В идеале вы должны ощущать некоторое сопротивление, но не слишком сильное для ровного педалирования.
Переключайте скорости, только вращая педали, используя одномоментно только один шифтер, иначе возможно неправильное переключение или падение цепи. Не выбирайте самое диагональное положение цепи (противоположные звезды – например, большая спереди и большая сзади) – это вызывает повышенный износ и может привести к падению цепи.
Пытайтесь предугадать рельеф и переключайтесь заранее. Когда приближаетесь к остановке, благоразумно включить низкую передачу для лёгкого старта.
Техника торможения
За передний тормоз отвечает левая рукоять, за задний – правая. Начинающим лучше тормозить обоими одновременно.
Куда смотреть во время поездки?
Смотрите на 7-10 метров вперед, чтобы вовремя обнаружить повороты и препятствия. Не смотрите вниз на переднее колесо, смотрите, куда направляетесь. Не рассматривайте объезжаемые препятствия и не фокусируйте взгляд на объектах, к которым приближаетесь.
Готовясь к спуску, сместитесь назад в седле и поставьте педали на одинаковый горизонтальный уровень. Это сохранит центр тяжести над велосипедом, защитит педали от задевания дороги на крутых поворотах и позволит перемещать вес из стороны в сторону для более крутой траектории.
Как поворачивать?
Перед поворотом притормозите. Направляйтесь во внешний угол поворота, затем наклоните велосипед (не тело), аккуратно давя на руль и педаль с внутренней к повороту стороны. Выезжая из поворота, начинайте педалировать снова.
Использование этой техники наклона позволит пройти поворот наилегчайшим образом с минимальным поворотом руля. Только самые крутые повороты требуют серьезного изменения направления переднего колеса.
Правила и этикет
Недопустимо ехать против движения (не путать с ходьбой или бегом). Всегда двигайтесь вместе с машинами и максимально держитесь правой стороны, насколько возможно избегайте препятствий в виде машин, канализационных решеток и бордюров. Станьте в левую полосу, делая левый поворот.
Катаясь с друзьями, двигайтесь друг за другом колонной, а не бок о бок, чтобы машинам было безопаснее вас миновать. Как велосипедист, у вас есть право сосуществования на дороге, но это также значит, что вы должны следовать правилам, как и все остальные. Не пролетайте на красный свет и останавливайтесь на знак «стоп». Всегда сигнальте рукой, чтобы предупредить водителей и коллег-велосипедистов о своих намерениях.
Как выбрать шоссейный велосипед – чем отличается, на что обратить внимание, обзор лучших производителей
Выбор шоссейного велосипеда – верное решение для тех, кто предпочитает поддерживать физическую форму вдали от тренажерных залов и переполненных спортивных площадок. Поклонники здорового образа жизни все чаще обращают внимание на эти быстрые, легкие и простые в эксплуатации модели. Прямое предназначение шоссейника – скоростные поездки по ровным трассам. Езда на таком велосипеде позволяет почувствовать свободу и насладиться скоростью.
Шоссейный велосипед: отличительные характеристики
Прежде чем выяснять, как правильно выбрать шоссейный велосипед, в первую очередь следует разобраться, что он собой представляет. Этот байк идеален для продолжительной езды по шоссе, асфальтовым и велосипедным дорогам. Шоссейник и бездорожье попросту несовместимы, но для тех, кто хочет совмещать разные покрытия, придумали циклокросс и гревел. Это не шоссейные велосипеды, но визуально они очень похожи.
Велосипеды, предназначенные для шоссе, можно разделить на несколько видов:
Каждый тип велосипедов подходит для своей задачи. Классический шоссейный велосипед – для групповых тренировок, участия в гонках и велозаездах, недолгих путешествиях и длинных выездов по асфальту.
Его также выбирают начинающие триатлеты, которые пока не знают, понравится ли им этот вид спорта. Именно шоссейные велосипеды разрешены правила для участия в соревнованиях на дистанции спринт и олимпийская, на них можно комфортно проходить полужелезную дистанцию (особенно, если трасса проходит в горах и на холмах).
Пытаясь понять, какой именно шоссейный велосипед лучше выбрать, для начала ознакомьтесь с их отличительными характеристиками. К особенностям шоссейников следует отнести:
На что обратить внимание при покупке
Шоссейный велосипед должен соответствовать параметрам велосипедиста. При выборе подходящей модели особое внимание стоит уделить вашему росту – это определяющий фактор при подборе размера рамы. Только правильно подобранный размер может гарантировать удобство во время поездки. Ведь затекшая спина, уставшие руки и ноги – не лучшие спутники для спортсмена.
Выясняя, какой шоссейный велосипед купить, чтобы езда была комфортной, учитывайте данные из специально разработанной таблицы ростовок для таких байков.
Соотношение человеческого роста и размера рамы:
Конечно, значения в представленной выше таблице приблизительны. Но на них могут спокойно ориентироваться большинство покупателей. Не подходят они только людям с нестандартной комплекцией или особыми требованиями к посадке. При таком раскладе придется перебирать и примерять модели, прежде чем определиться, какой купить шоссейный велосипед. Еще лучше будет опробовать его на практике, чтобы убедиться наверняка, что байк подходящий.
Как выбрать велосипед? Ставка на скорость: покупаем шоссейник
Пора углубиться, заглянуть внутрь себя, понять, кто мы есть и чего на самом деле хотим. Каталог — это целый мир, мегаполис, где есть все или почти все, но иногда не так просто отыскать именно то, что нужно. Необходимо четко и ясно представлять себе цель или же обратиться за помощью к надежному проводнику, который если и не ткнет пальцем в вашу мечту, то хотя бы приблизит вас к пониманию, какая она. В третьей серии путеводителя по велокаталогу Onliner мы подготовили что-то очень особенное — настоящие шоссейные велосипеды. Достаточно ли вы сильны, чтобы оседлать таких коней?
Выбираем шоссейник
Напоминаем, как устроен наш путеводитель. Каталог — это настоящая пещера Аладдина, полная сокровищ. Где-то там, среди всех прочих чудес, находится то, что вам нужно. Осталось это найти, не остановившись ненароком на полпути. Чтобы облегчить задачу, воспользуемся системой фильтров. Ничего сложного: выбираем то, что подходит именно нам, отбрасывая все прочее в сторону. Осталось определиться с тем, что же конкретно выбрать — и как раз с этим мы поможем.
Класс
Но это лирика. Не торопитесь, вдохните поглубже. Прежде чем выбрать шоссейный класс велосипеда, ответьте на вопрос: это действительно то, чего вы хотите? Он — наименее универсальная машина, созданная с одной-единственной целью — ехать по хорошей дороге настолько быстро, насколько сможет гонщик. Это не игрушка и не забава на один выходной день в разгар лета. Вы не получите удовольствие от прыганья на таком байке по бордюрам, и каждый стык тротуарной плитки будет отдаваться болью где-то внутри вас. Придется согнуться в три погибели, и если вы к такому не привыкли, ей-богу, это будет мукой. Песок на Минском море покажется почти непреодолимым препятствием, а еще этот велик слишком дорогой, чтобы просто оставить его пристегнутым к перилам в подъезде.
Но, черт возьми, ни на чем другом вы не почувствуете той свободы, которую дают вам ваши собственные мускулы. Ничто больше не подарит ощущение скорости, рожденной вашим собственным телом.
Не испугались? Что ж, тогда поехали: выбираем классный шоссейник из почти полутора тысяч моделей в Каталоге. Давай-давай, полный газ!
Базовый набор
С чем будет возможность поэкспериментировать, так это с шириной покрышек. Общепринятых стандартов три: 23, 25 и 28 мм. У каждого есть свои плюсы и минусы. Технари велоспорта, к примеру, ломают копья вокруг понятия «сопротивление качению». Как-нибудь позже мы коснемся тенденций мира велоспорта, а пока выбросьте это из головы. Обывательский и при этом вполне рабочий подход — чем хуже дорога, тем шире покрышка. На шинах, к слову, экономить не стоит. Трудно переоценить их значение для накатистости вашего сколь угодно крутого велика, его управляемости, сцепления с дорогой.
Другая данность — врожденная жесткость шоссейного велосипеда. Жесткость — качество, необходимое для наиболее эффективной трансформации усилия в скорость. Поэтому не ожидайте увидеть здесь амортизационную вилку или задний подвес. Максимум — это различные ноу-хау от крупных производителей, которые «вшивают» в рамы разные прослойки для гашения вибраций, по возможности не в ущерб жесткости конструкции.
Набор звезд у шоссейных велосипедов в основном стандартный. Спереди почти всегда две: 53/39 — это для профессионалов, такое еще прокрутить нужно; 52/36 — адаптированный вариант, многим придется по вкусу; 50/34 — «компакт», профи используют его в больших горах (но присмотритесь — не исключено, что именно он вам подойдет наилучшим образом). В конце концов, для коленей лучше держать хороший каденс (частоту вращения педалей), чем стараться походить на гонщика из телевизора.
Сзади вы, скорее всего, встретите набор из 10—11 звезд в диапазоне от 11 до 28 или в последнее время — до 30. Не заморачивайтесь — этого хватит, чтобы закрыть любой рельеф в наших широтах.
Материал рамы
Вот уж что необходимо хорошенько обдумать, так это то, какой велосипед вы хотите. Должен ли это быть карбоновый «как у профи» супервелик или прагматичность указывает на явные плюсы алюминия? А может быть, вы тяготеете к классической утонченности рам из стали?
Сталь, к слову, почти ушла с массового рынка шоссейников. Это что-то из серии ретро, для преданных фанатов. Алюминий пока держится главным образом в бюджетном сегменте. В тренде же карбон: из него делают рамы, колеса, все прочие компоненты. Технология существенно продвинулась за последние годы: карбон стал надежнее и дешевле, а значит, массовее.
Чем же в действительности карбон лучше алюминия? А ведь на том, что он лучше, активно настаивают производители с целым штатом маркетологов.
Карбон легче — аргумент? Разумеется. Но насколько важны лично для вас эти полкило или пусть даже килограмм (алюминий алюминию рознь — это тоже факт)? Опускаем амбиции профессионального велоспорта, который все равно гоняется на том, что дадут. В моде там сейчас скорее не экономия веса, а аэродинамика и такие «спринтерские», плоские рамы, которые хоть и сделаны из углеволокна, но значительно тяжелее более традиционных, «горняцких». И адепты аэродинамики о весе почему-то не вспоминают.
Как выбрать первый шоссейник? Чем он отличается от похожих велосипедов? Сколько стоит?
Базовые знания для тех, кто недавно начал поиск.
В мире велосипедов шоссейники – «Феррари» в строю классических легковушек. Быстрые, изящные пришельцы из профессионального спорта. Казалось бы, зачем они тем, кто не планирует примерить желтую майку лидера Тур де Франс?
За последнее десятилетие серьезный спорт для атлетов пустил корни в любительское направление. Массовые велосипедные заезды, как Granfondo, пришли в разные города России. Стихийно организуются любительские выезды и бреветы с квалификацией на супергонки, как Париж-Брест-Париж, а триатлон зажег сердце не одного начинающего спортсмена. Возможно, типичные российские дороги и скоростные виражи – сочетание вредное, но поводов порулить шоссейником становится все больше.
Шоссейный велосипед (шоссейник, шоссер), следуя названию, создан для езды по шоссе. Его можно узнать по короткой раме, рулю «бараний рог», тонким и узким колесам. Шоссейный велосипед идеален для ровного асфальтового покрытия и может разгоняться до высоких скоростей, но с бездорожьем не дружен. Если вы любите не только встречный ветер и адреналин, но и лесные дорожки или, наоборот, чаще ездите по городу, лучше выбрать другие модели – о них расскажем ниже.
Похожий внешне на шоссейник циклокросс создан для гоночной дисциплины «циклокросс» и езды по местности с естественными препятствиями – кочками, ямами, корнями деревьев. Он более маневренный и точно управляемый, поскольку должен сцепляться с грязью и грунтом, имеет покрышки с агрессивным протектором и иногда – дополнительные тормозные ручки в верхней части руля-барана. Некоторые модели можно узнать по характерному изгибу верхней трубы, чтобы велосипед было удобно переносить на плече через поваленные деревья и рвы. На деле циклокроссовый байк приспосабливают и для шоссейных гонок, меняя покрышки с усиленным протектором на слики. Компромиссный вариант для местности, не избалованной гладкими дорогами.
Грэвел (гравийный) – родственник циклокросса, рожденный для проселочных дорог и периодических вылазок на асфальт. Нечто среднее между шоссером и МТБ по измерениям рулевого стакана, каретки, колесной базы. Приметы: хардтейл, руль-баран, «злые» покрышки и в отличие от других «собратьев» более прямая и удобная посадка. Вилка может быть как прямой, так и амортизационной. Гравийник часто обеспечен большим количеством креплений под различные сумки и баулы для длительных переездов. Классный компаньон для загородных прогулок по ровному грунту (в Финляндии, например, такие дороги проложены в лесах).
Гибридный взял понемногу от «родителей» – шоссейного и горного байков. Компромиссный вариант вместо покупки двух велосипедов – естественно, уступающий в скорости гоночному и комфорту бездоророжному. Вместо «барана» у него прямой кантрийный руль, ригидная (жесткая) вилка, более высокая и менее спортивная посадка, часто – крылья и багажник (по описанию его иногда можно спутать с винтажными стальными МТБ, но визуально это совсем другой велосипед). Гибрид подойдет для ежедневной езды и – чуть хуже – для туризма.
Вследствие того, что популярным стал триатлон и другие одиночные гонки, в магазинах появились соответствующие велосипеды. Вся конструкция разделочного велосипеда заявляет о максимальной аэродинамике, которой шоссейник уступает: более узкие, вытянутые трубы, руль с аэробаром (лежаком), за которым велосипедист практически лежит, не особо сопротивляясь встречному потоку воздуха, эффектные колеса с высокими ободами и карбоновые диски. Триатлонные и разделочные (для тайм-триала, TT- гонок с раздельным стартом) велосипеды подойдут именно для соревнований.
А что, если убрать у шоссейника переключатели скоростей и тормоза? Звучит пугающе, но такими были первые велосипеды, еще до шоссейников – легкие, лишенные обвеса и тормозов трековые велосипеды. Они спроектированы для велодрома – закрытого помещения с трассой в виде овального замкнутого кольца (трека), с деревянным покрытием, постоянными условиями температуры и влажности. Задача трекового велосипеда – быть максимально аэродинамичным и легким, поэтому с него убирают «ненужные» переключатели скорости и тормоза. Производители борются за каждый грамм новыми материалами и технологиями. Например, инженеры команды Cycling Australia для модели ARGON 18 Electron Pro к олимпиаде Токио 2020 придумали сверхлегкий руль, который распечатывается на 3D-принтере из титана.
В общем, трековый велосипед вам точно нужен, если вы катаетесь на треке.
Отдельные модники гоняют на трековых велосипедах – фиксах, по городу. Небезопасно как для фиксера, так и для других людей, но волна популярности все еще растет – некоторые производители презентуют бюджетные модели, которые выглядят по-хипстерски. Похожий велосипед – односкоростной городской (синглспид) или с планетарной втулкой (передачи переключаются внутри втулки заднего колеса).
Если близка городская стихия, присмотритесь к тренду на велосипеды-коммутеры. Коммутинг – езда на велике по городу с бытовыми целями: миновать пробки с работы-на работу, успеть на встречу в кафе, забрать посылку из пункта самовывоза, впечатлиться цветением тюльпанов в парке на другом конце города. Это не отдельный класс шоссеров, а способ использования байка (хотя отдельные производители выпускают одноименную серию или модели). Это могут быть как шоссейники, так и туринги, синглспиды и даже складные велосипеды.
Теперь проверьте себя в наглядном тесте: правильно ли вы все запомнили?
Как устроен шоссейник? Выбираем по параметрам: рама, колеса, групсет
Самая заметная часть велосипеда – рама. Ее делают:
У шоссейников среднего и топового уровня скорее всего будет карбоновая рама. Вилка шоссейника чаще всего карбоновая, даже если рама алюминиевая. Карбоновая вилка приятнее в катании и гасит неприятные вибрации для рук от неровностей дороги.
Колеса бывают клинчерные, трубочные и подготовленные под бескамерные покрышки. Разница в первую очередь в том, как будет устроен обод. Давайте разберемся.
1. Трубка – самый старый тип покрышек, который сейчас почти не используется – только на велосипедах, произведенных до 1990-х годов, у которых остались старые обода. Трубка – это герметичная камера с антипрокольным слоем и протектором, которая приклеивается специальным клеем к ободу. Трубки выдерживают очень высокое давление (15 атм), которое обеспечивает отличный накат. Главный недостаток – в случае прокола ремонтировать трубку крайне сложно (сделать это на шоссе, вдали от дома, просто невозможно). Поэтому использовать трубки стоит только на старых ободах, оставш
2. Клинчерная покрышка – это покрышка, внутри которой прячется тонкая камера. Обод колеса оснащен бортами, за которые покрышка «цепляется». При накачке колес воздух поступает в камеру, она увеличивается и распирает покрышку изнутри (давление в среднем до 9 атм). Клинчера прочные и практичные. Они стоят почти на всех современных велосипедах.
Трубки не подходят к клинчерным колесам и наоборот. Есть еще клинчерные трубки – они не клеятся к ободу, а цепляются как клинчера, но не имеют отдельной камеры. Они имеют такой же накат, как трубки (выдерживают давление 12 атм), не требуют отдельного комплекта колес.
3. Бескамерная покрышка – выглядит так же, как клинчерная покрышка, но используется без камеры. Наш читатель Виталий Ляпков рассказывает: «Для них нужен специальный комплект колес: обода tubeless ready, ниппели и ободная лента, а также герметик, который наливают прямо в покрышку, чтобы загерметизировать всю систему. Основные плюсы: мелкие проколы заклеиваются сами собой вытекающим и застывающим герметиком, колесо практически невозможно «пробить» о бордюр или кочку, можно катать на более низком давлении. Минусы: сложнее накачать и обслуживать в домашних условиях».
Колесные обода делают из алюминия и карбона, с низким, средним и высоким профилем – чем выше профиль обода, тем аэродинамичнее. Самые дорогие колеса – с карбоновыми ободами и высотой профиля 6-8 см. Они эффективны на гонках – групповых, с раздельных стартах или триатлоне. На заднее колесо иногда ставят диск – он дает преимущество на скоростях выше 40 км/ч. Из-за своей парусности такие колеса запрещают на соревнованиях в местности с сильными ветрами – например, на чемпионате мира IRONMAN в Коне.
Навесное оборудование (или групсет) – движущая сила велосипеда: переключатели скоростей, тормозная система, манетки, втулки, педали, кассеты, шатун и трансмиссия. Самые популярные производители - японский Shimano и американский SRAM. Они изготавливают оборудование для разного профессионального уровня и бюджета: от новичкового до ультрапродвинутого. Для примера возьмем классификацию Shimano – для Европы более распространенную.
Оборудование начального уровня (Shimano Claris, Sora и чуть повыше – Tiagra) подойдет для первого шоссейника, хорошо работает только в чистом и смазанном виде.
Средний уровень – любительский спортивный (Shimano 105) устойчив к пыли и грязи, уверенно терпит средние нагрузки. Система облегченная, надежная, компромиссная по стоимости и, наверное, самая популярная среди серьезных спортсменов-любителей.
Навеска продвинутого уровня (Shimano Ultegra) очень надежна, работает практически в любых погодных условиях и сильной загрязненности, отлично выдерживает высокие нагрузки в пылу соревнований.
Профессиональный уровень (Shimano Dura Ace) собирает топ-технологии, например, электронное переключение передач. Высокий класс, высокая стоимость и максимальное удовольствие в гоночном режиме!
Оптимальный вариант тормозов для шоссейника – вопрос бесконечно дискуссионный. Дисковые добавляет к стоимости и весу, но очень эффективны во время дождя и непредсказуемой погоды – проще говоря, лучше тормозят. Ободные или клещевые легче и незатейливее конструктивно, но считаются устаревшими и спорно надежными. Пока еще встречаются на шоссейниках, хотя практически вышли из оснащения байков других категорий.
Если вы хотите отличный шоссейник и не намерены сильно экономить, но при этом переплачивать за бренд нет желания, ориентируйтесь на два показателя – карбоновая рама и группа механики 105-Ultegra.
Размер имеет значение
Чтобы правильно выбрать размер рамы, нужно отобрать несколько моделей велосипедов, которые вы хотите купить. Затем зайти на сайт к производителям и посмотреть размерную сетку всех брендов. Некоторые бренды обозначают размер буквами – S, M, L. Другие используют цифры, которые равны расстоянию в сантиметрах от оси подседельной трубы до оси рулевой колонки: 48, 50, 52, 54, 56, 58.
На сайтах производителей обычно указан диапазон роста, на который подходит каждая ростовка рамы. Но эти диапазоны могут отличаться: человеку с ростом 180 см у одного бренда подойдет рама размером 54 см, а у другого – 55 или 56. Все дело в геометрии – есть сразу несколько параметров, от которых зависит выбор. Поэтому самое надежное – пользоваться рекомендациями производителей.
Профессиональные велосипедисты часто выбирают ростовку на 1 размер меньше, чем нужно, и ставят длиннее вынос, чтобы рама была более компактной и управляемой.
Обратите внимание: бывают женские модели шоссейников (если так решит производитель) – они еще меньше по размеру, имеют другую геометрию. Есть различия даже в комплектации готового велосипеда – вынос руля, высота седла и длина шатунов будут короче.
Если вы настроены проводить в седле много времени (участвовать в гонках, катать бреветы между городами), резонно сделать байкфит – настроить посадку для комфорта и аэродинамичности, подогнать велосипед под особенности фигуры (вес, гибкость) и цели (например, нужно заново подогнать шоссейный велосипед, если ставите на него лежак для триатлона).
Сервис доступен в продвинутых мастерских (в Москве можно найти несколько студий в Крылатском). Только не забудьте запастись 15-20 тысячами, комфорт стоит немало.
Если есть возможность, возьмите выбранную модель велосипеда в аренду – можно ограничиться парой дней или взять на целую неделю. Во время поездки фиксируйте, что где болит, сильно давит ли седло (увы, седло шоссера не похоже на кресло), затекает ли спина, плечи, руки.
Космические скорости, а цены?
Когда открываешь мир шоссейного велоспорта, разнообразие моделей обескураживает! Не меньше, чем ценники. Собственно, понять, почему один стоит сотню тысяч, а второй – миллион, с первого взгляда сложно – они все классные. Если вы выбираете первую модель, то задача – познакомиться с дорожным велосипедом, понять, какие моменты нравятся и что критично – может быть, вес, легкость переключения передач, маневренность или даже цвет? Дебютный шоссейник может быть вполне бюджетным, если знать, на чем можно экономить, а какая экономия может превратиться в дорогой ремонт.
Стартовая стоимость качественного шоссейника начального уровня: от 50 тысяч рублей.
Большую часть стоимости велосипеда делает навесное оборудование. Рассмотрите бюджетные групсеты, такие как Sora или Tiagra. Повышения уровня механики резко увеличивает стоимость, но не так резко влияет на прогресс в катании – появляются новые нюансы переключения скоростей, не очевидные новичку.
Точки борьбы за вес и увеличения стоимости: рама, «палки» – подседел, руль, вынос и пара колес – вилсет. Чем легче, тем дороже.
Если вы не гоняетесь за выигрышными секундами на гонках, то можно рассмотреть велосипед из алюминия, а не карбона. Современные модели весят ненамного больше и демократичнее по стоимости. Если раму из карбона еще можно полечить в мастерской, то вышедшие из строя карбоновые колеса и «палки» не реанимируются, что влечет дополнительные траты.
Бюджетные серии есть у таких брендов, как Merida, Format, Forward, Cube, Focus, Giant, Orbea и других производителей.
Продуманная экономия: заказать байк из-за рубежа. Это частая практика: по почте приходят несколько коробок, которые путем манипуляций превращаются в готовый велосипед. Но есть риски: может не подойти ростовка, самостоятельно собрать и правильно настроить велосипед тоже нелегко (лучше отдать в сервис). Точно можно покупать отдельные компоненты для велосипеда – они в разнообразии представлены в европейских магазинах для циклических видов спорта, например, Wiggle, Chain Reaction Cycles и Bike24.
Покупать ли б/у велосипед? На покупке такого шоссейника можно сэкономить, но вы точно не узнаете степень «убитости» и сколько придется вложиться в ремонт. Б/у велосипеды из Европы притягательны ценами, но часто сайты, на которых их продают – просто склад краденых байков. Ищите надежный магазин.
Есть смысл покупать шоссейник начального уровня, а не копить на дорогой и новый, чтобы уже сейчас отрабатывать технику эффективной езды. Заодно притереться и присмотреться – а готовы ли вы к длинному роману с шоссе?
А какие-то приложения к велосипеду?
Велосипедисты – народ скрупулезный, готовый любыми способами минимизировать вес байка. На классические шоссейники обычно не ставят крылья (в качестве исключения полюбуйтесь на этот минималистичный брызговик), убирают даже катафоты (цена в 50 грамм!). Из расходников может понадобится обмотка – полиуретановая лента, которая оборачивается вокруг руля. Она немного гасит тряску, на ней руки меньше потеют и не скользят.
Перед подбором определитесь с целями: ездить только по городу или велотрассе, участвовать в гонках или триатлоне, будет ли бездорожье и какое. Сделайте тестовую поездку или возьмите велосипед на пару дней в аренду – не тот, что собираетесь покупать, а любой шоссейник подходящей ростовки – это поможет понять, что вам нужно от вашего велосипеда.
Вам придется провести немало времени в седле, и важно, чтобы велосипед был настолько комфортным, чтобы этого не замечать. Даже дорогой велосипед не исправит ситуацию, если не подходит по размеру. Правильно выбранный и настроенный велосипед влияет на ощущения от педалирования и эффективность движения – с таким вы едете дальше, наращиваете скорость, круче реализуетесь на соревнованиях.
Велосипед для здоровья: как правильно тренироваться, питаться и гонять
Больше о тренировках, питании, спортивной медицине и спорте как занятии – в разделе «Здоровье»
Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье
Фото: unsplash.com/Rob Wingate, Munbaik Cycling Clothing, Taylor Smith, Daniel Llorente, Angel Santos, Arif Maulana, Em M., Mustaches Cactus, Tony Pham, Asoggetti, Victor Xok, Jordan Brierley, Simon Connellan; pexels.com/Gregory Costa
Напоминаем, что у нас есть раздел со скидками, в котором вы сможете найти промокоды Яндекс Маркет.