что нужно для рисования углем
Рисование углём
Достоверно не известно, кто и когда первым взял в руки уголь из потухшего костра и начал рисовать. Наверное, это случилось еще в самом начале зарождения человечества. Несмотря на его многовековую историю, уголь не потерял своей популярности и по сей день.
Уголь очень прост в изготовлении. Пучок ивовых, березовых или ореховых веточек обмазывали глиной и клали на горящий уголь. Так готовили угольки самой разной формы – круглые, граненные. Делали их разной длины и толщины, ведь и рисунки были и большие и маленькие.
На сегодняшний день, конечно же, нет нужды изготавливать уголь самостоятельно. Можно купить уже готовый уголь для рисования.
Виды углей для рисования
Рисовальный уголь бывает двух видов: обычный древесный уголь и прессованный. Прессованный чернее и жирнее, чем древесный. Изготавливают его из угольного порошка (при этом используя наиболее черные сорта), с применением растительного клея в качестве связующего вещества. Прессованный уголь продают в виде палочек, они бывают трех номеров твердости.
Прессованный уголь, как и древесный, требует закрепления. Хотя держится на бумаге немного лучше.
Бумага для рисования углём
При работе с углем нужно использовать шероховатую бумагу, с идеально гладкой поверхности он осыпается. Можно использовать бумагу для пастели или специальную для угля. Интересный живописный эффект можно получить, используя бумагу для акварели – яичную скорлупу, холст, лен. Можно использовать и плотную чертежную, предварительно потерев ее мелким наждаком или жесткой резинкой. Интересные работы также можно сделать используя тонированную бумагу, для создания бликов на ней можно использовать белый мел или пастель.
Для работы бумагу закрепляют на планшете, предварительно смочив ее водой. После высыхания бумага равномерно натянется, и на ней удобно будет работать.
Способы рисования углём
При работе углем используют два способа.
Второй способ заключается в большом применении тона, широком прокладывании теней и фона. Для этого уголь кладут плашмя на бумагу, что дает возможность легко прокрывать большие поверхности. Или же, прорисовав рисунок довольно детально, растирают его ребром ладони. Затем рисуют снова, высветляя наиболее освещенные места.
Шишкин И.И. У ручья.
При рисовании углем применяют различные растушки, изготавливая их из замши, бумаги, тонкой кожи. Растушки – это тугие валики с заостренными кончиками, что дает возможность высветлять очень маленькие поверхности. В качестве растушки можно применять и жесткую резинку с заостренным концом. Если нужно растушевать достаточно большую поверхность, можно применять ватные диски. Полезный эффект дает применение формопласта: мягкой массы, которая позволяет уменьшить тональность рисунка.
Сочетание линии и тона дает возможность передавать округлые и плавные формы. Такой способ художники нередко применяют для изображения женской фигуры.
Как научиться рисовать углём
Начинать учиться работать углем лучше с небольших зарисовок, набросков. В качестве модели лучше всего использовать достаточно крупные и несложные объекты, с малым количеством мелких деталей. Бумагу лучше использовать достаточно большого формата (например, А3). Первоначальный рисунок следует сделать простым карандашом. А для выполнения более сложных работ сначала делается эскиз, который затем переносится на бумагу.
Пара слов о сохранении готовой картины
Уголь легко осыпается, поэтому после окончания работы его необходимо закреплять. Кстати, первое фиксирование угля придумали в XV веке в Италии. Для работы использовали бумагу, на которую заранее наносили слой клея. После окончания работы рисунок подвергали действию горячих паров.
Сейчас это делается намного проще. Для фиксации используют специальный лак-фиксатив. Можно также использовать обычный лак для волос.
Профессиональный художники используют фиксатив, сделанный своими руками: снятое молоко, наполовину разведенное водой. Такой фиксатив почти не влияет на цвет картины, и хорошо закрепляет уголь.
Готовую работу аккуратно и равномерно покрывают фиксативом при помощи аэрозоля. Делать эту процедуру нужно осторожно, несколько этапов. Расстояние до работы должно быть не менее метра, необходимо следить за тем, чтобы не образовывались капли. Обычно после обработки фиксативом картина становится темнее.
Работы, нарисованные углем, лучше всего сохраняются под стеклом. Поэтому законченную работу оформляют в раму.
Презентабельный вид рисункам углем помогает создать удачно подобранная рама с безбликовым стеклом и, конечно, паспарту.
10 экспертных советов по рисованию углём
Рисование углём, пастелью и мелом, затягивает. Может быть, потому, что рисунки углём делаются так быстро, или, может быть, потому что окончательный вид так хорош.
Как бы то ни было, люди любят рисовать углём. Даже великий Микеланджело создал ряд рисунков углём.
Какими бы ни были причины его популярности в качестве материала (а их много), существуют определённые техники рисования углём, которые используются многими художниками. Здесь мы расскажем о некоторых ключевых трюках, которые помогут вам начать работу.
1. Главная идея
Главное — сохранить главное. Художественно говоря, главное называется сущностью работы. Это так же важно при рисовании углём, как и любым другим материалом.
Как только вы остановитесь на «главной идее», или сути, всё, что вы делаете с этого момента, каждое движение и каждая деталь, которую вы вставляете или убираете, должны работать на главную идею.
2. Акценты. Свет и тень
Каждая работа углём — это прогулка от белого до чёрного (от светлого до тёмного) в диапазоне от 1 до 10. Один — белый цвет бумаги, а 10 — совершенно чёрный, поэтому 5, т. е. 50 процентов, или «полутон» — это средний серый, на полпути между белым и чёрным. Каждое изображение состоит из значений тона (тёмные или светлые), независимо от цвета.
Самую тёмную темноту (тени) надо сохранять в значениях шесть или семь, а самую светлую (световой эффект или всё, что находится в свете) — три или четыре. Проложите свой путь к тёмным (акценты) и белым (блики).
Свет и тень — важный элемент вашего творения. Они служат единому целому.
3. Использование иерархии значений
Можно с уверенностью сказать, что успешный образ — тот, который быстро читается и имеет силу коснуться вас эмоционально. Использование тона и назначение различных областей рисунку углём может быть очень полезным инструментом.
Использование иерархии значений тонов позволяет направлять средства просмотра к тому, что нужно видеть в первую очередь. Всё остальное становится менее важным. Это и есть суть образа.
4. Прищуривайтесь
Иногда обычное зрение не помогает. Что бы мы ни рисовали, через глаза проходит тонна информации. И образ наполнен ненужными деталями. Цель состоит в том, чтобы отредактировать и упростить, убрать всё лишнее.
Прищуривание глаз немного размывает значения изображения и помогает нам увидеть более упрощённую версию того, на что мы смотрим в целом. Прищуривание также помогает очень чётко видеть простые формы. Это помогает с общей сутью картины.
5. Толстые и тонкие линии
Использование толстых и тонких линий — интересная идея, и забавно, как многие художники упускают эту очень полезную технику в своей работе.
В рисунке углём, если каждая линия имеет одинаковую ширину или нарисована с использованием одного и того же давления, всё заканчивается тем, что работа выглядит как раскраска и может показаться очень монотонной и скучной. Использование толстых и тонких линий с разным нажимом может сделать работу намного живее.
Эмпирическое правило заключается в том, что линии поверх вещей тоньше, так как свет поглощает их, а линии под объектами могут быть толще, так как обычно там находятся тени. Вот и всё. Ничего себе – это было просто.
6. Использование ластика
Самое классное в древесном угле то, что им легко управлять. Вы можете сдвигать его по картине. Вы можете удалить уголь, стереть там, где он не нужен. Эти области могут стать «светом» вашей работы.
7. Комплект инструментов
Вам может понадобиться пояс для инструментов.
У традиционных художников есть много инструментов, и инструменты для создания рисунков углём — особенно круто. Маленький ластик, ластик-клячка, хардкорная ластиковая ручка для жёстких, тяжёлых работ по стиранию.
Использование древесного угля или пастели требует от нас растушёвки, и есть много способов для достижения этой цели. Ваш палец является наиболее очевидным, но для этого тоже есть инструменты.
8. Наденьте перчатку
Ваша рука имеет масла на поверхности, которые могут повредить бумагу и работать против вас. Масла на коже, если ваша рука лежала на листе, отталкивают мел и уголь с бумаги. Чтобы решить эту проблему, наденьте перчатку или поместите другой лист бумаги под руку.
9. Попробуйте угольные карандаши
Уголь имеет много форм, от карандашей к палочкам. Начать проще всего с угольных карандашей. Поверх угля в конце работы в любом случае нужен фиксатив.
10. Ловите момент и не торопитесь
Помните, что рисовать сложно и временами неприятно. Ничего, это бывает. Создание искусства новыми материалами чрезвычайно трудно, это может занять время, чтобы почувствовать радость от нового вида творчества.
Обучение и рост — это необходимость. Дни бывают разные. Иногда они действительно обескураживающие, полные сомнений, но зато в другие вы буквально можете летать! Так что отдыхайте, раскрывайте крылья, прыгайте и ловите ветер.
Как рисовать углем? Мастер-класс для начинающих
Уголь является одним из древнейших художественных материалов, который и в наше время используется для создания как эскизов, так и самостоятельных работ. Читайте далее – и вы узнаете, как рисовать углем, если вы абсолютно незнакомы с этим материалом. Кстати, а какие же виды угля используют в рисовании?
Виды угля для рисования
Дополнительные инструменты
Бумага, на которой лучше всего рисовать углем, должна быть шероховатой – гладкая поверхность не удержит частички материала, и он будет осыпаться. Существует специальная бумага для угля, но рисовать можно и на пастельной или акварельной. В крайнем случае, можно воспользоваться чертежной бумагой, если натереть лист наждаком.
Чем еще примечательна угольная графика: уголь довольно легко удаляется. При этом используется, например, ластик-клячка, тряпочка или даже мякиш хлеба. Угольный след останется, но этого будет достаточно, чтобы что-то подкорректировать. Однако если угольные полосы растирать, то на бумаге могут остаться темные пятна, поэтому и рисовать углем нужно, не касаясь рукой листа.
Картины углем следует обрабатывать сверху специальным средством – фиксативом-закрепителем, создающим на поверхности бумаги тонкую пленку, и работы можно хранить, не боясь, что уголь осыпется.
Техника рисования углем: главные особенности
Если вы только начинаете рисовать, то вам будет проще попробовать рисовать карандашами. Обычный графитовый карандаш позволяет изображать даже самые тонкие линии и детали, стирается обыкновенной резинкой, при хранении рисунки не надо дополнительно обрабатывать, и рисовать карандашом можно на самой обычной бумаге.
К угольной же графике, хоть она и осваивается быстрее, еще нужно суметь приноровиться. Рисуя, нужно постоянно следить за степенью нажима, по необходимости ее варьировать, и все время чередовать это с растушевкой определенных участков. Этим материалом редко прорисовывают прямые линии, он больше используется при тонировании, создании градиента.
При рисовании применяются свободные движения, от простого к сложному – сначала создается набросок композиции, который затем тщательно прорисовывается. Контролировать толщину штриховки при рисовании угольными палочками можно, меняя угол их наклона.
Кроме привычного метода рисования черным углем по светлой бумаге, существует обратный способ, когда лист полностью закрашивается, а «рисовать» по нему начинают с помощью ластика, вытирая угольные участки в нужных местах. Дополнительно может применяться белая пастель или мелки.
Угольная графика: мастер-класс
А сейчас мы рассмотрим, как рисовать углем вот такой интересный рисунок – реалистичную имитацию блокнотного листа, приклеенного к стволу дерева. Выполняется он не слишком быстро, но увлекательно, и позволяет проработать основные детали данной техники.
Вам понадобятся следующие инструменты:
Как рисовать углем: начало работы
Возьмите лист бумаги и закрепите его на какой-либо твердой поверхности, чтобы он не смещался при рисовании.
Вырежьте из бумаги-самоклейки кусочки размером с будущий лист, приклеенный к дереву, и скотча, на котором он держится. Отделите самоклейку от защитной основы и наклейте на бумагу в нужном месте.
Теперь возьмите древесный уголь и полностью заштрихуйте лист, после чего растушуйте получившийся объем с помощью ватного диска, чтобы добиться мягкого и однородного фона.
Дабы ничего не размазать и не сдуть с листа, закрепите получившийся результат. Обычно это делается с помощью специального фиксатива, но в случае его отсутствия попробуйте в несколько слоев использовать обыкновенный лак для волос – хотя такой способ может сделать ваш рисунок темнее.
Далее следует передать на бумаге фактуру и текстуру деревянной поверхности. Нужно рисовать углем по растушеванной поверхности, только на этот раз не заполняя весь участок, а создавая вертикальные линии боковыми штрихами.
Впоследствии эти полосы нужно растушевать, однако не целиком, дабы они хорошо просматривались на бумаге.
Теперь используйте прессованный уголь и проведите штрихи потемнее для более подробной прорисовки коры.
Слегка растушуйте получившиеся штрихи, а затем рисуйте и растушевывайте их снова, до тех пор, пока древесная поверхность не станет выглядеть реалистично. Используйте клячку, чтобы стирать угольные следы и оставлять белые полосы, способствуя созданию объема рисунка.
Первая часть рисунка закончена, теперь вы знаете, как рисовать углем текстуру дерева.
Рисуем углем: тонирование
Снимите самоклеящуюся бумагу с рисунка. Возьмите заточенный карандаш и с помощью линейки обведите им участки, которые будут «скотчем».
Затем следует придать реалистичности нарисованному скотчу. Прикрепите самоклейку на рисунок так, чтобы она изолировала «скотч» от остальных участков рисунка. Закрашивайте «скотч» угольными остатками на ватном диске, который вы использовали ранее, придавая полоске бумаги серый тон.
Переклейте бумагу таким образом, чтобы она закрывала собой тот угол листика, который как бы заклеен «скотчем», а затем снова затонируйте свободный участок.
Сверху полос прорисуйте еще раз очертания древесной коры и растушуйте их. Делается это с целью придания прозрачности «скотчу».
Теперь возьмите перфорированный листочек и приложите его к рисунку – через него нужно закрасить дырочки, как через трафарет. Растушуйте закрашенные отверстия ватной палочкой.
Начертите на листике линеечки. Они должны быть ровными, с одинаковым отступом, поэтому облегчите себе задачу и заклейте поля с двух сторон самоклейкой.
На получившемся листике можно нарисовать какой-нибудь простой эскиз. И не забывайте про итоговое закрепление рисунка лаком.
Как только вы разберетесь, как выполнять такие рисунки углем для начинающих, то сможете рисовать и более сложные картины, например, натюрморты и портреты. Такие работы часто выполняют комбинированно, например, делают набросок портрета карандашом, а затем начинают по нему рисовать углем, как показано в следующем видеоуроке для детей:
Как выбрать уголь для живописи
Уголь для рисования — пожалуй, один из самых древних инструментов художников. С помощью такого, на первый взгляд, незатейливого материала, можно создать произведение невероятной красоты. Уголь незаменим в работе с большими полотнами: им легко заполнить обширные пространства, поворачивая брусок нужной стороной.
Виды углей для живописи
Первым делом, нужно определиться с видом угля, который вы будете использовать.
Если вы уже делали много эскизов своего творения и довольно точно представляете, что и как хотите изобразить, то ваш выбор — прессованный уголь. Он создает насыщенное, глубокое покрытие, но вы должны бить готовы к тому, что его крайне тяжело стереть с любого носителя (остаются разводы и пятна), поэтому придется рисовать без ошибок и с первого раза.
Если же вы предполагаете наличие исправлений в работе, то лучше воспользоваться так называемым рисовальным углем: он легко стирается практически с любой поверхности.
Какая фирма-производитель лучше?
Раньше художники изготавливали уголь самостоятельно. Это довольно сложный процесс. Если уголь не дожечь, он может оцарапать или даже порвать бумагу. Пережженный же уголь трудно затачивается и крошится при малейшем надавливании.
Современные живописцы приобретают уже готовый уголь. Чтобы научиться его умело выбирать, необходимо постоянно практиковаться и пробовать продукцию разных фирм, ведь очень часто при выборе материала художники ориентируются в основном на личные предпочтения. Однако, некоторых самых известных производителей угля для живописи все-таки можно выделить.
Одним из них является «Koh-i-Noor» — это чешский уголь, выпускаемый под названием«Gioconda». Он хорошо ложится на бумагу и позволяет с легкостью передать всю гамму оттенков: от самого черного до светло-серого. Идеально подойдет для картин в темных тонах, так как не требует сильного нажатия для создания теней. «Koh-i-Noor» предлагает как искусственный, так и натуральный материалы.
Отечественный уголь фирмы «ГАММА» практически не уступает по качеству своем чешскому аналогу, но цена на него гораздо ниже. Поэтому его лучше использовать начинающим художникам, которые только знакомятся с техникой живописи углем. Его единственным недостатком выступает то, что в некоторых партиях попадаются палочки, которые крошатся при затачивании.
Существуют угли и гораздо дороже, по ценовой категории они относятся к классу «люкс». Например, уголь «PITT Monochrome» от художественного бренда «Faber Castlle». Следует справедливо заметить, что качество у этого материала безукоризненное. Его главным преимуществом выступает то, что он действительно может быть стерт с бумаги без малейшего следа и невероятно легко растушевывается.
При выборе производителя, учитывайте специфику совей работы. Так, чтобы изобразить тонкие линии, вам нужен уголь, который легко и быстро затачивается. Если уголь крошится, то он не пригоден для этих целей. Например, материалом фирмы «ГАММА» выводить такие линии проблематично.
Мягкость угля
Определиться с производителем — это полдела. Материал даже самого известного изготовителя может разочаровать, если изначально подобрать угли, не соответствующие вашим творческим задумкам.
Как и при выборе любого твердого материала, необходимо учитывать степень мягкости угля. Чем насыщеннее и контрастнее цвета хочется получить, тем мягче он должен быть. Если не знаете, что хотите изобразить, отличным решением будет покупка набора угольков разной мягкости: затем вы сможете всегда выбрать из них нужный. Если приобретение набора не входит в ваши планы, можно купить три палочки — одну мягкую, вторую среднюю, ну а третью — потверже.
Не стоит забывать, что в рисовании углем чрезвычайно важна текстура основы рисунка. Она должна быть рельефной, несколько шершавой, рыхлой или зернистой. Других требований нет — это может быть и картон, и бумага, и оргалит, а так же любой другой материал. Если основа совсем гладкая, то можно предварительно протереть ее наждачной бумагой или обработать грунтовкой.
Если отнестись к выбору угля ответственно, можно получить неподдельную радость от творчества и выжать из этого прекрасного материала максимум возможностей!
Мастер-класс «Рисование углем»
Наталья Цуцерова
Мастер-класс «Рисование углем»
Мастер- класс «Рисование углем»
— Познакомиться с техникой рисования углем.
— Развивать творческие способности.
— Развивать умение наносить разнообразные линии, разной толщины.
Материалы: Альбом, уголь рисовальный натуральный, ластик, влажные салфетки, трафареты животных, пищевая пленка для обертывания.
Желательно, начинать работать углем в старшей или в подготовительной группе.
Зайдя в один из дней в магазин по творчеству, меня заинтересовал «уголь рисовальный натуральный». Я, конечно, слышала, что художники рисуют углем. Получаются красивые, контрастные картины. Купила уголь, специальный альбом с рыхлой текстурой, ластик для работы с углем. Пришла домой и занялась творчеством. Оказывается уголь очень мягкий и податливый материал. Углем легко рисовать. Линии получаются яркие, четкие. Если в рисунке была допущена ошибка можно всегда, исправить.
1. Рисование ластиком по тонированной улем бумаге.
Для начала мы закрасим углем лист бумаги.
Растушуем уголь пальцами.
На тонированном листе начинает рисовать. Рисовать можно все, что душа пожелает.
2. Рисование в технике наскальных рисунков.
Для начала нужно приготовить трафареты. Уголь обернуть пищевой пленкой, чтобы не испачкать руки.
На лист бумаги положить трафарет и обвести углем силуэт. При работе углем желательно под руку подложить бумажную салфетку.
После того как обвели, плоской стороной угля закрасить силуэт. Растушевать уголь пальцем. Создается ощущение мягкости. Далее прорисовать элементы.
Расправить. Вы увидите эффект наскального рисунка.
3. Рисование углем.
Мне очень понравилось работать углем. Он приятный на ощупь, ощущаешь себя художником. Хочется творить.
Мастер-класс. Фоторамка: рисование клеем Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хотела бы поделиться с Вами интересной идеей по созданию фоторамки. Есть множество способов.
Мастер-класс «Нетрадиционное рисование» Тема мастер-класса: «Нетрадиционные техники рисования» Цель: повышение профессионального мастерства родителей в процессе освоения нетрадиционной.
Мастер-класс «Рисование манкой» Мастер-класс с родителями «Рисование манкой» Я очень рада видеть здесь неравнодушных, заботливых, любящих своих детей родителей! На прошлой.
Мастер-класс «Рисование нитью» Цель: развитие творческих способностей детей,используя нетрадиционную техниу рисования. Задачи: 1. познакомить детей с новой техникой рисования.
Мастер-класс «Рисование объёмными красками» Как заинтересовать детей творчеством? Предложить что-нибудь необычное и интересное. Например, рисовать не обычными красками, а объемными.
Мастер-класс «Рисование шерстью» При работе с детьми с нарушениями слуха я стараюсь применять как можно больше приёмов для развития мелкой моторики, так как это положительно.
Мастер-класс «Рисование солью» Цель: знакомства с новой техникой, показ нескольких вариантов её применения. Задачи: Обучающая: познакомить с одним из видов нетрадиционного.