что нужно для решения сложной мыслительной задачи

12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление

Вполне правомочен вопрос о том, почему эти ученые увидели то, что до них никто не видел? Что является источником возникновения вопросов? Существу­ют два таких источника: практика и знания. Как правило, в ходе решения практи­ческих задач мы «включаем» мышление и пытаемся решать то, что еще никогда не решали. С другой стороны, для того чтобы правильно поставить вопрос, мы долж­ны обладать необходимой для этого суммой знаний.

Предположим, что мы научились видеть наличие проблемы и правильно ста­вить вопрос. Но правильно поставленный вопрос еще не означает успешного ре­шения задачи. Для решения сложной мыслительной задачи необходимо умело выбрать пути решения поставленного вопроса. В некоторых случаях мы не испы­тываем затруднения в решении определенной мыслительной задачи или практи­ческой проблемы. Но часто бывает, что у нас нет необходимых знаний или инфор­мации для ответа на поставленный вопрос. Поэтому для решения сложной мыс­лительной задачи человек должен уметь найти необходимую информацию, без которой нельзя решить основную задачу или проблему. В этом случае человек, используя возможности своего мышления, сначала отвечает на промежуточные вопросы и лишь затем решает главный вопрос. Постепенно пополняя недостаю­щую информацию, мы приходим к решению главной проблемы или интересую­щего нас вопроса.

Очень часто решение мыслительной задачи содержится в самом вопросе. Что­бы это увидеть, необходимо уметь оперировать имеющимися данными и анализи­ровать их. Однако и здесь могут встречаться определенные трудности. Решая сложную мыслительную задачу, человек должен уметь найти необходимые для корректной постановки вопроса данные.

Когда мы не имеем необходимой для решения вопроса информации, мы обыч­но высказываем предположение. Предположение — это умозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когда у нас нет всех необ­ходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточ­ной информации. К. Э. Циолковский, не имея объективной информации, выска­зывал предположения об особенностях космического полета, о той скорости, ко­торой должна обладать ракета, чтобы преодолеть земное тяготение. Но все эти предположения превратились в научные доказательства, когда был совершен пер­вый космический полет. Таким образом, решая мыслительную задачу со многими неизвестными, мы можем высказать предположения, которые ложатся в основу решения этой задачи. Причем в одних случаях наше решение оказывается вер­ным, или адекватным, а в других — неверным. Это происходит из-за истинности или ошибочности высказанного нами предположения. И как вы, вероятно, уже поняли из предыдущего примера, критерием истинности нашего предположения является практика.

Практика является наиболее объективным доказательством истинности наших умозаключений. При этом мы можем использовать практику и в качестве прямого доказательства верности наших суждений, как это было в случае с К. Э. Циолков­ским, и в качестве косвенного доказательства. Например, для того чтобы прове­рить предположение о наличии электрического тока в розетке, мы включаем лам­пу и на основании того, загорится она или нет, делаем соответствующий вывод.

Существенную роль в решении сложных интеллектуальных задач играет уме­лое использование разнообразных приемов. Так, при решении задач мы часто ис­пользуем наглядные образы. Другой пример —использование типичных приемов в решении типовых задач. С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в школе, когда на уроках математики или физики учитель объясняет ученикам, как надо решать задачи того или иного типа. При этом он добивается не понимания смысла задачи учеником и формирования путей поиска самостоятельного решения, а обу­чает его тому, как использовать на практике уже имеющиеся пути решения. В ре­зультате этого у ученика формируются навыки практического мышления.

Однако бывают случаи, когда человек с высокоразвитым мышлением пытает­ся решить задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения. Для решения подобных задач мы должны обратиться к возможностям нашего творческого мышления.

Психологами было затрачено достаточно много усилий для того, чтобы понять, как человек решает необычные, новые, творческие задачи. Тем не менее до насто­ящего времени нет точного ответа на вопрос о том, как происходит решение по­добных задач человеком. Современная наука располагает лишь отдельными дан­ными, позволяющими частично описать процесс решения человеком таких задач, описать условия, способствующие и препятствующие творчеству.

Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что та­кое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативно­сти (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении че­тырех осо6енностей дао-11ервых^это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

Что такое «мозговой штурм»!

«Если вы хотите мыслить творчески, вы долж­ны научиться предоставлять своим мыслям пол­ную свободу и не пытаться направить их по оп­ределенному руслу. Это называется свобод­ным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурд­ным это ни казалось. Свободное ассоциирова­ние первоначально использовалось в психотера­пии, сейчас оно применяется также для группо­вого решения задач, и это получило название «мозгового штурма».

Мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, адми­нистративных и других задач. Процедура про­ста. Собирается группа людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строительства нового цент­ра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к про­блеме. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окон­чании мозгового штурма критически оценивают­ся, причем, как правило, другой группой людей.

Творческое мышление в группе основыва­ется на следующих психологических принципах (Осборн, 1957).

Групповая ситуация стимулирует процес­сы выработки новых идей, что является приме­ром своего рода социальной помощи. Было обнаружено, что человек средних способно­стей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе, чем когда он работает один. В группе он находится под воздействием многих различных решений, мысль одного человека может стимулировать другого и т. д. Вместе с тем эксперименты по­казывают, что наилучшие результаты дает оп­тимальное чередование периодов индивидуаль­ного и группового мышления.

Кроме того, групповая ситуация вызыва­ет соревнование между членами группы. До тех пор, пока это соревнование не вызовет крити­ческих и враждебных установок, оно способ­ствует интенсификации творческого процесса, так как каждый участник старается превзойти другого в выдвижении новых предложений.

По мере увеличения количества идей по­вышается их качество. Последние 50 идей явля­ются, как правило, более полезными, чем пер­вые 50. Очевидно, это связано с тем, что зада­ние все больше увлекает участников группы.

Мозговой штурм будет эффективнее, если участники группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Качество идей, предложенных ими на следующем собрании, будет выше, чем на первом. По-видимому, для появления некоторых идей требуется опреде­ленный период их «созревания».

Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людь­ми, так как обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом».

Из: Линдсней Г., Халл И. С, Гомлсон Р. Ф.

Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981.

Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т. е. спо­собность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возмож-ность нового использования данного объекта.

В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как об­разная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта та­ким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом се­мантической спонтанной гибкостью.

Впоследствии предпринимались и другие попытки выявить природу творче­ства. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующие прояв­лению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей человек стремится прежде всего использовать тот способ или метод, который в предше­ствующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существенным выво­дом, который был сделан в ходе исследований творческого мышления, является вывод о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа ре­шения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономер­ность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи. Поэтому для того, чтобы преодолеть стереотипность мышления, человек должен вообще отказаться от попыток решить задачу, а затем через некоторое время вер­нуться к ней, но с твердым намерением решить ее новым способом.

В ходе исследования творческого мышления была выявлена еще одна интерес­ная закономерность. Частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей, а при встре­че с проблемой его интеллектуальные способности оказываются не в состоянии проявиться, так как находятся под гнетом неверия человека в свои собственные силы. Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чув­ство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи.

В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мысли­тельных задач достигается при наличии соответствующей мотивации и опреде­ленного уровня эмоционального возбуждения. Причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определен­ных способностей, но и наличие определенных личностных черт. Так, одной из ярких личностных черт, препятствующих проявлению творческих способностей, является склонность к конформизму. Данная черта личности выражается в доми­нирующем над творческими тенденциями стремлении быть похожим на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках.

Другая близкая к конформизму черта личности, мешающая творчеству, это боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях. В этих двух характе­ристиках отражается чрезмерная зависимость человека от мнения окружающих. Существуют и другие черты личности, мешающие проявлению творческого мыш­ления и также связанные с ориентацией на социальные нормы. К ЭТОЙ группе лич­ностных черт относится боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны. Подобное явление обусловлено тем, что в процессе воспитания у детей чувства тактичности и вежливости по отношению к мнению других людей происходит формирование представлений о критике как о чем-то негативном и оскорбитель­ном. В результате опасение критиковать других часто выступает в качестве пре­пятствия для проявления творческого мышления.

Проявлению творческих способностей нередко мешает завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали, правит­

ся нам больше идей других людей. Подобное явление может иметь два исхода. Водном случае мы не принимаем более передовые идеи, чем наши собственные. В другом случае мы не желаем показать свою идею или вынести ее на обсуждение.

Следующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается в су­ществовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предлагает своих конструк­тивных идей, поскольку опять-таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое Мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также нега­тивно отражается на разработке оригинальных идей.

Исходя из приведенных суждений и сопоставляя причины и условия, способ­ствующие и препятствующие проявлению творчества, необходимо сделать один обобщающий вывод: способность к творчеству должна иеленаиравленно форми­роваться у ребенка в процессе его психического развития.

Источник

Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление

Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, т.е. с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно.

Необходимые условие протекания мыслительного процесса:

1.Умение увидеть непонятное, требующее разъяснения. Человек с хорошо развитым мышлением видит вопросы там, где они есть на самом деле и где человеку с недостаточно развитым мышлением, не привыкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющимся (И.П. Павлов увидел проблему в облизывании собаки при виде еды и открыл условные рефлексы; Исаак Ньютон задумался над проблемой падения предметов с высоты на землю и открыл закон всемирного тяготения).

4.Уметь оперировать имеющимися данными и анализировать их.

5.Уметь найти необходимые для корректной постановки вопроса данные.

7.Умелое использование разнообразных приемов: наглядные образы, типичные приемы в решении типовых задач (формирование навыковпрактического мышления), для решения необычных, новых задач обращаться к возможностям творческого мышления. Современная наука располагает лишь отдельными данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком таких задач, описать условия, способствующие и препятствующие творчеству.

Дж. Гилфорд предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление. Изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей:

Что такое «мозговой штурм»!

«Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно применяется также для группового решения задач, и это получило название «мозгового штурма».

Мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, административных и других задач. Процедура проста. Собирается группа людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строительства нового центра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.

Творческое мышление в группе основывается на следующих психологических принципах (Осборн, 1957).

1.Групповая ситуация стимулирует процессы выработки новых идей, что является примером своего рода социальной помощи. Было обнаружено, что человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе, чем когда он работает один. В группе он находится под воздействием многих различных решений, мысль одного человека может стимулировать другого и т. д. Вместе с тем эксперименты показывают, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.

2.Кроме того, групповая ситуация вызывает соревнование между членами группы. До тех пор, пока это соревнование не вызовет критических и враждебных установок, оно способствует интенсификации творческого процесса, так как каждый участник старается превзойти другого в выдвижении новых предложений.

3.По мере увеличения количества идей повышается их качество. Последние 50 идей являются, как правило, более полезными, чем первые 50. Очевидно, это связано с тем, что задание все больше увлекает участников группы.

4.Мозговой штурм будет эффективнее, если участники группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Качество идей, предложенных ими на следующем собрании, будет выше, чем на первом. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их «созревания».

5.Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людьми, так как обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом».

Из: Линдсней Г., Халл И.С, Гомлсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981.

2. Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

3. В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

Предпринимались и другие попытки выявить природу творчества, в ходе которых были выявлены условия, способствующие проявлению творческого мышления.

· При встрече с новой задачей человек стремится использовать тот способ или метод, который в предшествующем опыте был наиболее успешным.

· Чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа решения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. Чтобы преодолеть стереотипность мышления, человек должен вообще отказаться от попыток решить задачу, а затем через некоторое время вернуться к ней, но с твердым намерением решить ее новым способом.

· Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чувство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи. Частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек оказываются не в состоянии просвои явить интелектуальные возможности, т.к. находятся под гнетом неверия в свои собственные силы.

· Эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии соответствующей мотивации и определенного уровня эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

· Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт: склонность к конформизму, боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях (чрезмерная зависимость человека от мнения окружающих), боязнь критиковать (критика как негативное и оскорбительное явление), завышенная оценка значимости своих собственных идей, существование двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предлагает своих конструктивных идей, поскольку опять-таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей.

Развитие мышления

В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций этапов развития мышления человека.

В большинстве существующих в настоящее время подходов к периодизации этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. Следующий этап развития ребенка связан с овладением им речью.

Первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит действуя. Другая характерная особенность детского мышления – наглядность,которая проявляетсяв конкретности.

При достижении ребенком школьного возраста отмечается прогрессирующий рост мыслительных возможностей ребенка. Это явление связано не только с возрастными изменениями, но в первую очередь с теми интеллектуальными задачами, которые необходимо решать ребенку, обучаясь в школе. Осуществляется переход от конкретных ко все более абстрактным понятиям, а содержание понятий обогащается. В процессе формирования понятий происходит развитие мыслительных операций: способность анализировать, синтезировать, обобщать, развивает индукцию и дедукцию.

В дальнейшем у человека сохраняется возможность развития мышления. Однако динамика этого развития и ее направленность зависят уже только от него самого.

В практическом аспекте развития мышления принято выделять три основных направления исследований: филогенетическое, онтогенетическое и экспериментальное.

Филогенетическое направлениепредполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в процессе исторического развития человечества.

Пиаже Жан (1896-1980) — швейцарский психолог, основатель Женевского эпистемологического центра (женевской школы генетической психологии). Автор концепции стадийного развития психики ребенка. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного «Я», анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного ру­ками человека). Детально проанализировал специфику детского мышления («Речь и мышление ребенка», 1923). Для объяснения представлений детей использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики. В дальнейшем обратил особое внимание на развитие интеллекта. В своих исследованиях он старался доказать, что развитие мышления связано с трансформацией внешних действий во внутренние через превращение их в операции. Значительная часть исследований в области интеллекта, проведенных им, была отражена в книге «Психология интеллекта», 1946 г. Исследования Ж. Пиаже приобрели широкую известность, что способствовало созданию научного направления, названного им генетической эпистемологией.

Онтогенетическое направлениесвязано с исследованием основных этапов развития в процессе жизни одного человека.

Экспериментальное направление связано с проблемами экспериментального исследования мышления и возможности развития интеллекта в особых, искусственно созданных условиях.

1)Широкую известность приобрела теория развития интеллекта в детстве, предложенная Ж.Пиаже в рамках онтогенетического направления. Теория развития мышления ребенка, предложенная Пиаже, получила название «операциональной» (основные умственные операции имеют деятельностное происхождение).

В развитии мыслительных операций у детей Пиаже выделял четырестадии.

Первая формула заключается в том, что если А = В и В = С, то А = С.

Вторая формула содержит утверждение, что А + В = В + А.

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) — отечественный психолог. Начало его научной деятельности связано с ис­торией развития общепсихологической теории деятельно­сти. На основе фундаментальных положений этой теории им был предложен и экспериментально обоснован метод поэтапного формирования умственных действий и понятий. Работы Гальперина дали начало обширному циклу экспери­ментальных исследований в области детской и педагогичес­кой психологии. Во время Великой Отечественной войны Гальперин проводил анализ восстановления движений у ра­неных на основе идей деятельностного подхода.

По мнению Гальперина, существуют четыре параметра, по которым преобразуется действие:

· уровень выполнения может находиться на трех подуровнях: действия материальными предметами; действия в плане внешней речи; действия в уме;

· мера обобщения;

· полнота фактически выполняемых операций;

· мера освоения.

Три остальных параметра характеризуют качество сформированного на определенном подуровне действия: обобщенность, сокращенность, освоенность.

Процесс формирования умственных действий в соответствии с концепцией Гальперина имеет следующие этапы;

3) Л.С. Выготский совместно с Л.С. Сахаровым исследовал проблему формирования понятий. В ходе экспериментальных исследований были выделены три стадии процесса формирования понятий у детей.

истинные понятия (выделение существенных признаков и на их основе объединение предметов).

4)В последние годы появился целый ряд новых концепций развития мышления в рамках разработки проблемы искусственного интеллекта. Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития, предложенная Кларом и Уоллесом.

Авторы данной теории предполагают, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными иерархически организованными типами продуктивных интеллектуальных систем. К их числу относятся:

ü система обработки воспринимаемой информации и переключения внимания с одного ее вида на другой;

ü система, ответственная за постановку целей и управление целенаправленными действиями;

ü система, отвечающая за изменение существующих систем первого и второго типов и создание новых подобных систем.

В рамках данной теории был выдвинут ряд гипотез, касающихся особенностей функционирования систем третьего типа. В том числе:

1.В период, когда обработка поступающий извне информации не производится (человек спит), системы третьего типа занимаются переработкой ранее поступившей информации; эта процедура всегда предшествует умственной активности.

2.Цель переработки заключается в выявлении следствий предыдущей активности, являющихся наиболее устойчивыми, а также в определении характера согласованности между вновь выявленными устойчивыми элементами.

3.На основании осуществленных выше операций на последующем этапе происходит порождение новой системы первого или второго типа.

4.Формируемая новая система более высокого уровня включает в себя в качестве элементов предшествующие системы.

В заключение следует отметить, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать ответа. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и развития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *