что нужно для ремонта квартиры с нуля смета
Смета на строительно-отделочные работы
Формирование сметы на строительно-отделочные работы является необходимой частью исполнения договора по строительству и ремонту различного рода объектов.
В каких случаях составляется документ
Смета на строительно-отделочные работы может составляться в дополнение к договору как между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, так и между физическими лицами.
Объекты строительства и ремонта также могут быть самые различные:
Для чего нужен документ
Смета – это предварительный расчет стоимости строительных материалов и услуг.
Этот документ необходим для того, чтобы заказчик по договору имел четкое представление о том, какие затраты на ремонт и строительство ему предстоят.
В некоторые сметы помимо расписывания собственно расходов вносится еще и период проведения тех или иных работ. После составления и визирования документ позволяет заказчику лучше контролировать выполняемые работы.
Если рассматривать роль сметы с точки зрения бухгалтерии, то она тоже вполне очевидна: именно на ее основе в большинстве случаев проходит списание стоимости материалов, строительно-монтажных и ремонтных работ.
Если говорить более точно, списание происходит после подписания заказчиком и исполнителем первичного учетного документа: акта выполненных работ, но смета подтверждает достоверность прописанной в нем стоимости работ и материалов.
Чем тщательнее и детальнее будет составлена смета, тем меньше вероятности того, что в процессе работ между заказчиком и исполнителем возникнут какие-то разногласия и спорные моменты.
Допустимо ли нарушать указанные в смете цифры
Особенностью документа является гарантия того, что указанные в нем цены останутся неизменными.
Поскольку смета обычно носит предварительный характер, в период фактического исполнения работ (особенно если они носят долговременных характер), некоторые цены могут существенно меняться.
Также потребовать корректировки может и количество затрачиваемых материалов.
Обычно такая возможность прописывается в договоре или самой смете (например, то, что цены могут быть увеличены на 10% и т.п.).
Если же такой пункт в смете отсутствует, то все изменения должны быть согласованы между заказчиком и исполнителем в процессе исполнения договора и если заказчик не возражает, смета может быть отредактирована.
В ситуациях, когда заказчик не соглашается на повышение заявленной в смете стоимости работ, исполнитель имеет право отказаться от выполнения условий договора.
Кто уполномочен заниматься сметой
Обычно обязанность по формированию сметы лежит на руководителе того структурного подразделения, которое напрямую занимается исполнением работ (бригадире, начальнике цеха, участка и т.д.). В любом случае, это должен быть человек, который знает нормативы по расходованию тех или иных строительных материалов, имеет представление об их рыночной стоимости, а также знаком с правилами составления подобного рода документов.
Как составить бланк
На сегодня унифицированного бланка сметы не существует, поэтому представители предприятий и организаций могут составлять ее в произвольном виде или, если у компании-исполнителя есть разработанный и утвержденный типовой шаблон – по его образцу. При этом вне зависимости от того, какой именно способ будет выбран, необходимо, чтобы по своей структуре документ соответствовал некоторым стандартам делопроизводства, а по тексту включал в себя ряд определенных сведений.
В «шапку» вносятся стандартные:
Далее в основной части документа формируется таблица, состоящая из нескольких столбцов и строк. В нее включаются:
При необходимости можно добавить и дополнительные столбцы (к примеру, о количестве и стоимости затрачиваемых материалов, сведения об используемых приборах, оборудовании, технике). Длина таблицы зависит от того, какое количество работ планируется провести. Для удобства таблицу можно разделить на разделы в зависимости от вида работ (сантехнические, малярные, плотницкие, монтажные и т.п.).
Под таблицей следует сделать отметку о том, являются ли цены окончательными или в процессе проведения работ могут быть откорректированы.
Как оформить смету
Как к содержанию документа, так и к его оформлению никаких четких критериев не предъявляется – смета может быть сформирована в рукописном виде или напечатана на компьютере, на обыкновенном листе любого удобного формата или на фирменном бланке компании.
Важное условие! Она должна быть подписана директорами двух предприятий: заказчика и исполнителя (или лиц, уполномоченных действовать от их имени), при этом подписи должны быть только «живыми» — использование факсимильных вариантов не предполагается.
Смету можно удостоверить при помощи печатей организаций, но только при том условии, что использование штемпельных изделий зарегистрировано в их внутренних локально-нормативных актах.
Смета делается в двух идентичных по тексту и равнозначных по праву экземплярах, по одному для каждой из заинтересованных сторон. После составления и визирования обеими сторонами смета становится неотъемлемой частью договора, поэтому ее наличие следует зафиксировать в журнале учета внутренней документации.
Как самостоятельно составить смету на ремонт квартиры
Любой ремонт требует немалых расходов. Но абстрактное «немалых» не устраивают тех, кто реально за него принимается, им нужно знать конкретные цифры. Сегодня поговорим о том, как своими силами составить смету.
Что делать будем?
Затраты на ремонт зависят от того, какие работы предстоят. Поэтому в первую очередь нужно определиться, в сколько этапов будет происходить ремонт.
Капитальный ремонт включает следующие процессы:
Естественно, не каждый ремонт предполагает проведение всех этих этапов. Но для начала нужно определиться, какие из них актуальны для вас.
На что обратить внимание при покупке вторичной квартиры?
По линеечке
Далее вам необходимо составить план квартиры. Измерьте сами все нужные параметры.
Обратите внимание! Длина и ширина пола и длина и ширина потолка не идентичны! Поэтому мерить их нужно отдельно.
После этого решите, какие материалы вы хотите использовать и посчитайте примерный расход на их закупку. Считайте черновые и чистовые материальны отдельно!
Важно! Как высчитывать количество чистовых материалов? Ошибка здесь может дорого обойтись: либо вы купите слишком мало (и еще вопрос, найдете ли такие же); либо купите слишком много и переплатите. Необходимо посчитать количество материала на ту площадь, что у вас есть, а потом прибавить примерно 10-30% (зависит от материала и геометрической сложности помещения).
Посмотрев примерную стоимость материалов, вы можете посчитать расход на одну единицу, а соответственно, и на нужное вам количество.
Что включает в себя смета на подготовительный этап ремонта?
Чаще всего такие работы:
Что включает в себя смета на черновые работы?
Учтите следующие работы:
прокладка канализации.
Чистовая отделка — это то, что, собственно, многие имеют в виду, когда говорят о некапитальном ремонте. В основном — укладка и приклеивание тех покрытий, которые вы выбрали для разных комнат квартиры. Конкретный список работ зависит от того, что именно вы решили делать.
Какие напольные покрытия выбрать для разных комнат?
Вывоз мусора
Может потребоваться несколько раз, после каждого этапа ремонта. Поэтому заложите заранее необходимую сумму на несколько вызовов машины и рабочих.
Важно! К составленной смете необходимо добавить 20-30% на непредвиденные расходы. Поверьте, без них не обходится ни один ремонт.
Как составить смету на ремонт? Показываем на примере однушки 35 м2 с бюджетом 600 000 рублей
Чертёж Марины Лариной
Прежние хозяева прожили здесь 10 лет с ремонтом от застройщика (бумажные обои, линолеум, ванная с окрашенными стенами и кафелем на полу). Лиза и Петя хотят обновить интерьер, но намерены ограничиться скромным ремонтом в скандинавском стиле. Окна и батареи менять не будут, а вот входную и межкомнатные двери поставят новые.
Самостоятельно Булочкины готовы делать уборку, несложный демонтаж, выносить нетяжёлый мусор и красить уже зашпаклёванные стены и потолки. На остальные работы наймут бригаду.
Шаг 1. Составляем предварительный список работ
На этом этапе нужно записать всё, что вы будете делать в квартире (нужен ли демонтаж старой отделки? стены выравниваем? поклеим обои или покрасим? меняем пол или нет? а с потолками что…?), а также то, какие специалисты вам потребуются. В списке фиксируйте цены на услуги.
Лиза и Петя промониторили цены в Москве и Подмосковье и получили вот что:
Демонтаж старой отделки:
Если дому больше 30 лет, на этом этапе могут быть сюрпризы — например, после снятия плитки в ванной обнаружится трухлявая перегородка, которую нужно перестраивать, а после демонтажа пола придётся менять и лаги и т. п.
Дополнительные расходы могут возникнуть в любой момент — внезапно подорожали услуги строителей, материалы или понравившаяся кровать; потребовалось больше денег на доставку материалов и мебели; понравился дорогой коврик и т. п.
Поэтому в смете обязательно нужно закладывать 5–15% от общей стоимости ремонта на непредвиденные расходы.
Стоимость ремонтных работ:
Посовещавшись, семья Булочкиных решила, что:
Шаг 2. Составляем список стройматериалов (с ценами)
Лиза и Петя изучили цены на сайтах крупных строймаркетов:
3. Акцентные обои в комнату (флизелиновые) — 1200 рублей рулон / 10 метров, ширина 53 см.
4. Акцентные обои на кухню (флизелиновые) — 1200 рублей рулон / 10 метров, ширина 53 см.
5. Обои основные (флизелиновые) — 1000 рублей рулон / 10 метров, ширина 53 см.
7. Плинтус напольный для всей квартиры — 375 рублей штука, длина 2 метра.
8. Плинтус потолочный (багет) — 400 рублей штука, длина 2 метра.
12. Краска для радиаторов — 700 рублей банка.
18. Затирка — 320 рублей / 2 кг.
19. Межкомнатные двери 3 штуки (с фурнитурой и наличниками) — по 3000 рублей каждая.
20. Входная дверь — 16 000 рублей.
21. Расходные материалы, комплектующие (розетки, выключатели, кабели, сантехнические расходники по необходимости, кисти, рабочие перчатки) — 10 000 рублей.
22. Материалы на гипсокартонный короб (гипсокартон, смотровой люк, направляющие) — 2000 рублей.
23. Смесители — от 3000 до 4500 рублей (за штуку; на квартиру нужно три: кухонный; смеситель для рукомойника и смеситель с душевой лейкой для ванны или душа).
24. Полотенцесушитель — от 5000 рублей.
25. Акриловая вставка в ванну — 4000 рублей (с установкой).
Шаг 3. Составляем список мебели и техники
Булочкины подумали, что им предстоит купить из мебели и техники, и записали это на отдельном листе (детальные расчёты на мебель, свет и аксессуары мы не делаем, так как перечень позиций и их цена сильно зависят от вкуса и предпочтений хозяев).
Дополнительно стоит заложить сумму на текстиль, ковры и элементы декора (картины, постеры и т. п.) — эти расходы тоже сильно зависят от вкуса и от того, что у вас уже есть в наличии на момент переезда.
Шаг 4. Делаем замеры для расчёта количества материалов
Нужны: рулетка, линейка, карандаш, блокнот. Потом замеры лучше перенести в программу типа Remplanner, Planer 5D или подобные.
Квадратный метр — это единица подсчёта затрат в смете, причём нужно посчитать не только жилую площадь вашей квартиры (площадь пола), но и площадь всех остальных поверхностей (стен и потолков).
По квадратным метрам считаются работы строителей, а также почти все материалы. Кажется, что это не так: обои-то мы покупаем рулонами, а краску — банками.
Как делать замеры?
1. Рисуем в блокноте примерный план квартиры.
2. Измеряем все стены, простенки и выступы; не забываем про откосы окон, сами окна, дверные проёмы, проходы, ниши и прочее. Все записываем дотошно.
Шаг 4. Рисуем точные планы
На компьютере создаём точные чертежи квартиры, их будет несколько.
Первый чертёж: План отделки
Высчитываем площадь потолка и пола (они чаще всего равны) и каждой стены, умножив её длину на высоту. Из площади стен вычитаем площадь окон и дверных проёмов. Это нужно, чтобы знать, сколько потребуется той же шпатлёвки и сколько заплатить за работу — ведь стекла и двери бригада шпатлевать и оклеивать обоями не будет.
Чертёж Марины Лариной
В итоге у Булочкиных получились следующие данные:
Далее, в зависимости от того, какие работы в квартире предстоят, сделайте ещё 5–8 аналогичных планов с разными данными.
Второй чертёж: План демонтажа. Перегородки, которые необходимо снести. Напомним, что перед тем, как сносить какие-то стены, делать в них проёмы и т. п., убедитесь, что ваша перепланировка безопасна и законна. Подробно об этом мы писали в отдельной статье.
Третий чертёж: План монтажа. На нем чертим перегородки, которые нужно возвести. Важно: после строительства новых перегородок измерения нужно будет пересчитать.
Четвёртый чертёж: План расстановки мебели. Соблюдая размеры мебели, отмечаем, что где будет стоять. Это нужно для плана разводки электрики и понимания, где и какие зоны расположатся (зона отдыха, зона хранения вещей, обеденная зона и т. п.). У Булочкиных получилось вот так:
Чертёж Марины Лариной
Пятый чертёж: План групп освещения. Для расчётов по верхнему свету учитывайте следующие нормы освещения: на 1 кв. м должно приходиться 25 Вт, то есть на комнату 15–16 кв. метров — 375–400 Вт (4 лампочки по 100 Вт). Это может быть одна люстра или несколько светильников. Не забудьте отметить, как будут включаться лампочки — от одного выключателя или от нескольких.
Плюс добавьте рабочее освещение — лампу на столе; вечернее — торшеры для чтения или прикроватные светильники. Важно учесть и освещение для гардероба — его можно продумать самостоятельно или заказать вместе с наполнением или встроенным шкафом.
Шестой чертёж: План групп электрической разводки. Подумайте, где вам удобнее будет заряжать телефон, а где разместите ноутбук или телевизор; где будете ставить гладильную доску, а где — сушить волосы феном. Исходя из этого и из расставленной мебели определите, где монтировать розетки. На каждой стене должно быть минимум по 2 розетки.
Седьмой чертёж: План напольных покрытий. На нем нужно отметить, где какие покрытия будут использоваться и будет ли тёплый пол, здесь же следует пометить плинтусы, порожки и перепады высот.
Восьмой чертёж: План расстановки дверей и дверных проёмов. Указываем, где будут двери, а где просто проёмы (например, у вас есть раздвижные конструкции в квартире), указываем размеры дверных проёмов (они могут отличаться). Также на этой схеме надо определить, куда двери будут открываться — они не должны цепляться друг за друга и мешать свободному проходу по квартире. Стандарт — дверь открывается правой рукой и на себя.
Шаг 6. Составляем смету, попутно уточняя цены
На этом этапе вбиваем в табличку Excel или Google все предстоящие работы, затраты на стройматериалы, доставку, грузчиков и т. п.
Порядок затрат по ремонту квартиры обычно получается такой:
Лиза и Петя в итоге потратят 26 800 рублей на демонтажные работы, 206 854 рубля — на отделочные (с учётом работы электриков и сантехников), 151 677 рублей — на материалы. Ориентировочно в такую же сумму обойдётся покупка мебели и техники (они заложили 150 тысяч). В общей сложности ремонт выльется в сумму около 615 000 рублей (с учётом 15%-ного люфта на транспортные и непредвиденные расходы).
Таблицу затрат Булочкиных можно скачать здесь: её удобно использовать как образец сметы.
А можно, я не буду всё это считать сам?
Да, можно. У многих стройбригад есть услуга профессионального сметчика по ремонту квартир, который всё измерит и рассчитает за вас (обычно это стоит порядка 5–10% от стоимости строительных работ, в «дорогих» компаниях услуга сметы входит в общую цену работ). Вы также можете сами выбрать ламинат, плитку и обои и скинуть сметчику артикулы и цены — он внесёт это в таблицу расчётов.
Смета от дизайнеров
Также сметы (и последующую комплектацию) делают дизайнерские бюро — это необходимая часть проектирования. Если бюджет позволяет, вы можете заказать проект ремонта, дизайнерское решение плюс подробную смету (и комплектацию, то есть услугу набора всех стройматериалов и мебели) в таком бюро. В этом случае нужно будет назвать максимальную сумму, которую вы готовы потратить на ремонт, и попросить дизайнера вписаться в неё.
Татьяна Безверхая, руководитель студии TB.Design:
Самое главное — заранее оценить максимум своего бюджета и подумать, насколько вы можете его превзойти — например, занять у кого-то, взять кредит и так далее. Дело в том, что из-за отсутствия опыта люди обычно склонны занижать стоимость ремонта — в реальности она почти всегда выше. Озвучьте дизайнеру свой предел и попросите работать в рамках бюджета. Он сделает и проект, и смету. Чаще всего при этом дизайнеры делают сметы общие, из расчёта всех затрат на 1 квадратный метр жилой площади. Например, смета для ремонта класса «эконом» от дизайнерской студии выглядела бы следующим образом.
Авторы: команда Яндекс.Недвижимости. Иллюстратор: Ксения Стойлик.
С чего начать ремонт: пошаговая инструкция
Разбираемся вместе с экспертом, как отремонтировать квартиру, особенно если раньше вы этого не делали, стоит ли нанимать дизайнера и какие вопросы с ним обсуждать.
Материал проверил и прокомментировал Евгений Недоборов, партнер студии авторского дизайна INRE
Определяемся с типом ремонта
Необходимо оценить состояние помещения и свои возможности. Во многих случаях в старых квартирах делают капитальный ремонт с заменой электропроводки и окон, но нередко ограничиваются новыми окнами, дверьми и выравниванием стен. Иногда достаточно провести косметические работы: сделать циклевку паркета или постелить новый ковролин, снять обои и покрасить стены.
Капитальный ремонт включает:
Если вам сложно оценить объем ремонта и необходимые действия самостоятельно, обратитесь к специалисту. Необязательно заказывать дизайн-проект; подобрать стиль и наполнение интерьера вы можете самостоятельно. Но если недоработаны основные параметры, то не исключена ситуация, когда новый косметический ремонт будет испорчен из-за щелей в старых окнах или протечек в трубах. От количества работ зависит длительность, сложность и затраты на предстоящий ремонт. Последним стоит уделить особое внимание: чем больше планов, тем больше денег придется вложить в их реализацию.
Выбираем дизайн интерьера
С помощью косметического ремонта можно полностью преобразить квартиру. Если бюджет ограничен и профессиональный дизайнер не входит в ваши планы, потренируйте «насмотренность». Это лучше всего делать, собирая примеры на интерьерных сайтах. Подумайте, что вам нравится: яркие цвета или сдержанный минимализм, а может, кирпичные стены дома идеальны для создания лофта или вы хотите приблизить дизайн к уютному бохо-шику. Сохраните выбранные фотографии в отдельную папку на компьютере или телефоне, выделите характерные черты выбранных примеров.
Дизайнеры рекомендуют ориентироваться на интерьеры, созданные в схожих условиях: обращайте внимание на размеры комнат и их функционал, расположение окон. Учитывайте архитектуру пространства — в современном доме нет смысла делать лепнину и барельефы, но эти детали можно обыграть, если они уже есть. Если в квартире проживают несколько человек, согласуйте с ними выбранные стили, чтобы в отремонтированной квартире было комфортно всем.
Можно воспользоваться специальными приложениями и онлайн-сервисами по дизайну квартиры, чтобы подобрать правильные сочетания и дальнейшее расположение мебели. Изучите тренды и антитренды: в этих списках часто можно подсмотреть инновационные идеи, которые вам понравятся.
Кто будет делать ремонт в квартире?
Многие задачи можно выполнить самостоятельно, но если у вас нет опыта, лучше поручить особо сложные процессы специалистам. В конечном счете это позволит сэкономить на переделке и устранении недостатков. Вам не придется самостоятельно покупать материалы, дорогостоящее оборудование и инструменты. К тому же работа профессиональной бригады — большая гарантия того, что на новом потолке не появятся трещины из-за несоблюдения правил и технологий окрашивания, а свежая кафельная плитка в ванной комнате останется целой.
Специалистам лучше доверить установку дверей и окон, стяжку пола, работы по электрике и сантехнике. Покрасить стены и расставить мебель вы можете самостоятельно — это вопрос желания, сил и времени.
Выбор необходимых материалов
Когда определитесь с дизайном и наполнением, можно переходить к расчетам и созданию списка необходимых строительных материалов и расходников. Лучше всего закупать их с небольшим запасом. Так, если часть обоев будет испорчена при неудачной поклейке, вы можете заменить ее из запасного рулона. К тому же в магазине может не остаться выбранной плитки, а полметра плинтуса придется искать и заказывать с переплатами — оптовая закупка всегда обходится дешевле. Если сложно произвести расчеты самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Многие компании предоставляют услугу по распределению бюджета и закупке всего необходимого для ремонта, даже если делать ее вы решили самостоятельно.
Помимо строительных материалов и мебели, постарайтесь включить в список мелочи и детали: светильники, дополнительные полки, ковры и элементы декора.
Прогноз бюджета на ремонт
Смета пригодится еще на этапе планирования ремонта. Вы можете использовать онлайн-калькуляторы, собирать корзину в интернет-магазинах и ориентироваться на советы вашего дизайнера. Чтобы сделать правильные расчеты, нужно знать точные параметры помещения: метраж, высоту стен, расположение окон и дверей. Смету может сделать подрядчик, но вы в любом случае должны предоставить ему обмерный план и согласовать конкретные пожелания к будущему ремонту. Обязательно озвучьте, а лучше зафиксируйте документально виды работ, используемые технологии, категории стройматериалов, сроки выполнения и желаемые затраты.
Желание сэкономить понятно и объяснимо, но постарайтесь обращаться к профессионалам, когда речь идет о безопасности. Эти ремонтные работы лучше доверить специалистам:
В среднем капитальный ремонт обойдется в два раза дороже косметического. Но это долгосрочное вложение в комфорт и безопасность жильцов, и на нем не стоит экономить.
План ремонта комнат
После разработки дизайн-проекта и покупки материалов можно приступать непосредственно к работам. В плане ремонта должны быть отражены все замеры, планировка, расположение розеток, выключателей и освещения. Лучше всего начинать работы с самых сложных и грязных: замены окон, труб, монтажа подоконников. В процессе чернового ремонта образуется много пыли, поэтому он несовместим, например, с подкраской стен в соседней комнате. Часто начинают с перепланировки и возведения стен, а после укладки плитки в ванной комнате переходят к кухне. Если вы остаетесь жить в квартире на время ремонта, позаботьтесь о том, чтобы грязь и мусор не разносились по всем комнатам. Обязательно упаковывайте вещи и переносите их на хранение из комнаты, в которой проводятся работы.
Последовательность работ при ремонте
Постарайтесь придерживаться намеченного плана работ; пошаговая инструкция поможет не упустить важные моменты:
Комментарии эксперта
Евгений Недоборов, партнер студии авторского дизайна INRE:
— Прежде чем приступить к ремонту, нужно определиться по двум направлениям — функционал пространства и дизайн интерьера. Сначала до деталей выясняются все «тонкости жизни» человека: количество детей, наличие животных, привычки. Например, готовит ли хозяин сам, в какое время суток больше времени проводит дома, любит ли собирать гостей, есть ли у него или членов семьи хобби, коллекционируют ли заказчики искусство, кто в семье первым начинает собираться на работу и многое другое. Исходя из совокупности сценариев продумывается дальнейший визуальный образ.
Следующий этап работы — выявить предпочтения в дизайне интерьера. После этого следует разработка и сдача поэтапно:
Стилевые решения на основе референсов клиента. Важно помнить, что «подружить» абсолютно все невозможно. Поэтому дизайнеры берут в проект только ключевые приемы и цветовые решения.
Рабочая документация становится чертежом для строителей. Она включает в себя: планировочные решения; верхнюю, среднюю и нижнюю электрику; напольное покрытие с высотными отметками и стыковками; потолок с узлами и разрезами; водоснабжение и канализацию; мебель с основными габаритными размерами; перечень помещений в квадратных метрах; развертки по стенам с указанием видов и типов нанесения отделочных материалов.
Документ передается заказчику и строителям, что упрощает общение между всеми сторонами и значительно экономит бюджет. Утвержденный дизайн-проект позволяет клиенту контролировать расходы, а строителям труднее запутать заказчика, так как все работы рассчитаны. Одновременно дизайн-проект является бизнес-планом для клиента: он понимает, за что заплатил и как происходит закрытие этапов.
Также дизайн-проект позволяет составить смету по стоимости материалов и изготовлению мебели. У нас в студии даже есть специальная услуга, благодаря которой можно прогнозировать расходы на месяц, на полгода. В любом интерьере есть фоновые вещи, на которых можно сэкономить, например отделочные материалы (обои, краска). Но акцентные элементы — люстры, мебель, ручки — придают интерьеру индивидуальность, делают его уникальным, поэтому мы всегда объясняем клиенту, что высокое качество оправдывает высокую стоимость.
Если хотите, чтобы интерьер полностью соответствовал дизайн-проекту, обязательно воспользуйтесь услугой авторского надзора. Только в этом случае гарантирована качественная реализация проекта. Все, кто работает на объекте — архитекторы, дизайнеры, проектировщики, инженеры и электрики, — решают только свою задачу. Никто из них не обращает внимания на связи и детали, которые возникают при решении рабочих вопросов в процессе стройки. И только архитектор обладает полным представлением о том, как должен выглядеть интерьер. Для того чтобы проект получился, нужно разбираться в нюансах, за которые отвечает сам автор.