что нужно для развития села
Жилищный Консультант
Ваш надежный помощник в жилищных вопросах
Льготы и субсидии
Социальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий»
Содержание статьи:
Сельская местность на территории России сталкивается с комплексом проблем, не позволяющим развиваться инфраструктуре, повышать уровень жизни населения. Подобные негативные тенденции провоцируют отток граждан в города, что снижает степень экономической активности на селе.
Сложная ситуация в сельской местности фактически исключает возможность участия частных инвесторов в развитии территорий, а также застройщиков, способных в массовом порядке возводить благоустроенное жилье. Жители небольших поселений вынуждены проживать в ветхом фонде, а при возведении нового строения использовать устаревшие конструкционные материалы.
Также влияние оказывает бюджетная политика, оставляющая незначительное количество собранных налогов на уровне муниципалитетов. Поскольку обеспеченность средствами населения, а, следовательно, оборот денежной массы на селе ниже, сборы в пользу местного самоуправления в сельской местности гораздо ниже, чем в городах. Подобная структура бюджета не позволяет власти на местах вкладывать деньги в обновление коммунального хозяйства, строительство дорог и учреждений социальной направленности.
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Министерство сельского хозяйства разработало программу, направленную на устойчивое развитие сельских территорий. Действие комплекса мер устанавливается постановлением 598 «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Согласно положениям программы, среднесрочный эффект улучшения ситуации на селе должен проявиться к 2017 году, а долгосрочный – до 2020 года.
Основные положения программы
Законодатель постулирует следующие цели, реализация которых должна быть осуществлена в указанный срок:
Для достижения перечисленных целей, будут осуществлены следующие задачи:
Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» предусматривает сложную систему софинансирования бюджетов разных уровней и привлечение внешних средств. В частности, большая часть денег будет перечислена из федерального бюджета – 252 миллиарда рублей, солидарные бюджеты передадут 139 миллиардов, а прочие внебюджетные источники – 38 миллиардов.
Заказчиком и ответственным органом в рамках проводимых мероприятий выступает Министерство сельского хозяйства, контролирующее поддержку агропроизводителей в рамках других мер. Регламентом предусмотрено два этапа:
Размеры социальных выплат по программе «Устойчивое развитие сельских территорий»
Количество средств, которые жилищная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» выделяет гражданам, варьируется в зависимости от задачи, которую должна решать субсидия. При получении гранта на развитие сельской инфраструктуры и экологические проекты, государство руководствуется ограничением в 2 миллиона рублей. Кроме того, сумма не должна превышать 60% от общей стоимости проекта, указанной в бизнес-плане. Среди допустимых видов деятельности присутствуют:
Молодые специалисты и семьи, планирующие улучшить свои жилищные условия, могут претендовать на финансирование в размере до 70% от стоимости:
Оставшиеся 30% могут быть погашены из уже имеющихся собственных средств или привлечены в виде ипотечного кредитования. Наибольшую роль в предоставлении займов играет «Россельхозбанк», аккредитованный Министерством сельского хозяйства на участие в реализации жилищной программы.
Если гражданин или организация планируют производить ремонт, а также строительство дорог, им может быть предоставлена государственная поддержка из средств программы на сумму не более 10 миллионов рублей за 1 километр дорожного полотна.
Кто может участвовать в программе?
Участие в мероприятиях производится на основе приоритета, указанного в пункте 37 Программы. Согласно перечню, к получению денежных средств допускаются:
Все перечисленные лица должны отвечать следующим критериям:
Как стать участником программы?
Порядок подачи документов и принятия лица в состав участников программы состоит из следующих этапов:
Список необходимых документов
Для участия в программе необходимо предоставить следующие бумаги:
Документы можно предоставлять в виде оригиналов или копий, заверенных нотариально.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по социальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий»
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Ирина. Я с мужем и детьми проживаю у родителей в деревне. Мы хотели бы построить свой дом и заняться сельским хозяйством. Могу ли я участвовать в программе, если фактически никуда не переезжаю? Влияет ли наличие в семье детей на предоставление субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий»?
Ответ: Добрый день, Ирина. Госпрограмма устанавливает, что ограничений по текущему месту проживания нет: главное, что Вы живете на территории муниципального района, где находится село, то есть непосредственно в нем.
Также следует учитывать, что согласно пункту 37 подпункту «е» Программы, возможен приоритет, если присутствуют следующие факторы:
Кроме того, влияние оказывает осуществление трудовой деятельности на территории села. Если Ваша семья планирует работать в формате ЛПХ, то приоритет не возникнет. Вам необходимо либо трудоустраиваться, либо оформлять индивидуальное предпринимательство.
Пример по социальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий»
Семья переехала в деревню и решила купить дом. Оформление субсидии увенчалось успехом только с третьего раза, поскольку государственные органы, рассматривающие заявление, учитывали также:
Поскольку граждане не нашли подходящего дома, было принято решение возводить свой, тем более что программа допускает аналогичный размер субсидии на строительство с нуля.
Заключение
Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» служит целям улучшения уровня жизни лиц, осуществляющих трудовую деятельность в деревнях. Государство, поддерживая граждан и предприятия, отталкивается от следующих принципов:
Список законов
Вам будут полезны следующие статьи
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Строить нельзя запретить: что нужно сделать для развития сел и деревень
В июне Госдума приняла закон, разрешающий строить жилой дом на участках сельскохозяйственного назначения. Это далеко не первый шаг, который делает государство, чтобы продемонстрировать поддержку сельскому хозяйству и тем, кто планирует жить на своей земле. «Много горожан сегодня задумались о переезде не землю, мечтают о родовом поместье или собственном крестьянско-фермерском хозяйстве. Это становится новым трендом», — утверждают эксперты и рассказывают, что может мешать процессу.
Это оказались не просто слова. За последнее время принято и реализуется несколько государственных программ, например, Государственная программа развития сельского хозяйства, Концепция устойчивого развития сельских территорий. Успешно работают механизмы финансовой поддержки: субсидии, льготные кредиты, гранты для фермеров «Начинающий фермер», «Агростартап», при этом список получателей поддержки постоянно расширяется. Со следующего года планируется ввести новый грант до 10 млн руб., который будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям на развитие агротуризма.
Планы федерального центра грандиозные: до 2025 года в России планируется ввести в оборот 4 млн га сельхоз земель. Принятые в июне поправки в Закон N299-ФЗ, который позволяет строить на землях сельскохозяйственного назначения жилые дома, должен способствовать привлечению на землю новых человеческих ресурсов и вводу земель в оборот. Можно сказать, что локомотив готов ехать на большой скорости, но вагоны на новые рельсы так быстро перестроиться не могут.
Увы, сама отрасль оказалась инертной. Ежегодно в России исчезает 120 сел, люди уезжают из деревень в город за заработком, постоянную работу на селе ввиду ее отсутствия могут найти только единицы. На местах часто не знают ни о новом законодательстве, ни о грантовой поддержке.
«Фермерству в России необходима перезагрузка. Нужны новые кадры, нужно привлекать людей в отрасль, нужно популяризировать и создавать новый образ успешного фермера, который станет притягательным для молодежи. Также необходимо уменьшать законодательные барьеры входа в отрасль для всех желающих — получение земли, строительство на участке, коммуникации. Это хорошо понимают в Федеральном центре, принятый июле Президентом закон нацелен на решение этого вопроса», — прокомментировала депутат Государственной думы, координатор партийного проекта «Российское село» Светлана Максимова.
Эту информацию подтверждают и в проекте «Мой гектар» — ставший хорошим примером популяризации фермерства в России, со слов организаторов проекта, люди хотят жить и работать на своей земле, только за последний год поступило более 20 000 заявок на приобретение гектара земли в рамках проекта.
«Мы постоянно опрашиваем клиентов, для каких целей приобретаются земельные участки и что планируете делать, — рассказывает исполнительный директор проекта «Мой гектар» Инна Демкина. — В последнее время отчетливо виден тренд: растет доля тех, кто берет землю под организацию личного подсобного и фермерского хозяйства с перспективой на организацию своего родового поместья».
Чтобы паровоз развернуть, нужно его остановить
Связующим звеном, проводником федерального тренда должны стать региональные власти и местные администрации.
Исторически сложилось, еще с момента приватизации 90-ых годов, когда земли стали переходить в частную собственность, чтобы защитить народное достояние на период разработки полноценных законов, были приняты нормативные акты, которые сильно ограничили использование и оборот сельскохозяйственных угодий.
Разработанные позже законы об обороте земель сельскохозяйственного назначения в полной мере не учли географические отличия южных и северных регионов и разность потенциала земель для сельхоз-производителей, которые не хотят рисковать урожаем в северных и центральных регионах. Поэтому спустя 30 лет часть бывших пашен, в регионах нечерноземья заросло лесами, но они по-прежнему числятся сельскохозяйственными угодьями, которые защищают и не вводят в оборот. Психология «защитить и запретить» для администрации оказывается гораздо безопаснее, чем заниматься зонированием и развитием земель. Подписанный президентом закон предоставил фермерам возможность осваивать эти земли, но чтобы он работал на местах корректно необходимо провести важную организационную работу, на которую нужна политическая воля.
«Федеральный закон N 299-ФЗ от 02.07.2021 года прямо указывает на возможность строительства жилого дома на сельскохозяйственных угодьях, но аналогичной прямой нормы, которая бы разрешала строительство капитальных построек, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях нет. Сложность в данный вопрос вносит сам факт наличия или отсутствия в составе земельного участка сельскохозяйственных угодий для нечернозёмных регионов», — прокомментировал ситуацию председатель Ассоциации градостроительного зонирования и территориального планирования Алексей Чернышев.
В Московской области вопрос решили грамотно — раззонировали все земли сельскохозяйственного назначения. Часть земель, которые были угодьями в 1991-1992 годах, были исключены из состава сельскохозяйственных угодий и включены в состав территорий, на которых разрешили строительство зданий и сооружений для производства, хранения и переработки сельскохозпродукции, привлекая тем самым сельхозпроизводителей, инвесторов и бизнес. Данные об этом закрепили в соответствующей градостроительной документации — в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ).
К сожалению, аналогичный системный подход к зонированию территорий принят не везде. Данные Росреестра в некоторых регионах датируются 1991-1992 годами и являются архивными. Это существенно усложняет развитие сельских территорий. Остается надеяться, что регионы поддержат федеральный тренд и смогут перенять опыт Московской области.
«Мой гектар» — территория развития фермерства
Проект «Мой гектар» существует с 2016 года. С самого начала организаторы поставили амбициозную цель — дать возможность каждому россиянину приобрести по доступной цене гектар земли и попробовать свои силы в фермерском хозяйстве. Сейчас собственниками участков являются более 5000 человек. В компании видят, что в государственной политике относительно сельского хозяйства наступает «оттепель».
Как бы ни складывалась ситуация в конкретных регионах, те импульсы, которые уже даны федеральным центром и правительством, не остановить. Проект «Мой гектар» поставил перед собой амбициозную цель: создать 1 тыс. поселков для новых фермеров, предоставив им самые современные средства управления развитием.
В основе проекта лежит цифровизация всех этапов развития участка и общей инфраструктуры. Для всех собственников разработан Личный кабинет, где пользователь может увидеть информацию о развитии своего участка и кооператива. Любому владельцу доступны проекты дорог, электрификации, въездных групп, каждый участник может проявить инициативу и предложить соседям для реализации проект по строительству общей инфраструктуры, инициировать и вынести на голосование любой вопрос. Модуль голосования, кстати, реализован с соблюдением всех законодательных норм, поэтому теперь не нужно ждать очных собраний, любой вопрос можно решить онлайн в течение одного дня.
Директор проекта «Мой гектар» Денис Бучельников рассказывает:
«Мы много времени сами проводим на территориях, в полях, общаемся с председателями своих кооперативов, с главами сельских поселений и районных администраций. Я вижу, что многие обеспокоены судьбой своих территорий и вместе с тем воодушевлены федеральным курсом на возвращение людей на землю и поддержкой фермеров, наш проект может стать хорошей основой для привлечения городских жителей на сельские территории.
Мы открыты, готовы делиться и делимся своими наработками и технологиями в области коллективного развития территорий с фермерскими Ассоциациями, Союзами, фондами, движениями, например — модулем коллективного строительства дорог, модулем голосований. В следующем году совместно с Союзом садоводов России планируем предоставить возможность уже существующим 23 тыс. садовым товариществам в России (60 млн садоводов) помочь решить их вопросы эксплуатации дорог, голосований, сборов взносов, коллективного развития».
Сельское хозяйство в условиях санкций может стать новым локомотивом экономики, таким видит эту отрасль руководство страны. Государству нужны новые фермеры и заселенные территории, а людям — простор и свобода жить на своей земле. Остается дело за малым, чтобы региональные власти поддержали этот тренд. Для освоения земли, организации рабочих мест и притока населения администрации районов должны поддерживать закон о строительстве на землях сельхозназначения и правильно ставить запятые в важном для всех выражении «Строить, нельзя запретить».
Что нужно для развития села
Постановление от 31 мая 2019 года №696. Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.
Документ
Постановление от 31 мая 2019 года №696
Подписанным постановлением утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (далее – госпрограмма). Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы.
Комментарий
Основные цели госпрограммы – сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%.
Госпрограмма состоит из проектной и процессной частей.
В проектную часть госпрограммы включены пять ведомственных проектов: «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», «Содействие занятости сельского населения», «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях», «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях», «Благоустройство сельских территорий».
К процессной части госпрограммы отнесены три ведомственные целевые программы: «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий», «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий», «Современный облик сельских территорий».
В госпрограмму включена информация по опережающему развитию приоритетных территорий – субъектов Федерации, входящих в Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, Республики Крым, Севастополя, Калининградской области, субъектов Федерации, отдельные территории которых входят в состав Арктической зоны России.
Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.
Без села город не проживет! Какое будущее у Госпрограммы развития сельских территорий?
31 мая 2019 г. за № 696 подписано Постановление Правительства РФ «О государственной Программе комплексного развития сельских территорий на период 2020-2025 годов».
Фактически министерством сельского хозяйства России подготовлен 13-ый по счёту национальный проект социального и экономического преобразования страны.
Ключевыми целями государственной программы являются:
В структуре госпрограммы выделено две части – проектная и процессная.
Первая, весьма любопытная для профессионального строительного сообщества, включает пять ведомственных проектов:
Вторая часть содержит три ведомственные целевые программы:
Реализация программы намечена на период 2020-2025 год. Общий объем ее финансирования предусмотрен в сумме около 2,3 трлн руб, из них 1 трлн руб – из средств федерального бюджета.
Что такое сельский образ жизни?
В Госпрограмме явно превалирует ориентация на качественные преобразования посредством реализации «преимуществ сельского образа жизни». Но вот незадача – разработчиками программы не определено, что есть в их понимании «сельский образ жизни» и тем более «сельское население», ради блага которого и составлялся сей документ.
В энциклопедическом понятие «Сельский образ жизни» или СОЖ – условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения.
Ключевым субъектом СОЖ является «сельское население», сельчане, то есть индивиды, объединенные в сельскую социально-территориальную общность, а также такие параметры как:
Структуру СОЖ составляют такие показатели, как:
Специфика СОЖ проявляется в его неотделимости от экономики, в низкой расчлененности повседневной жизни, быта, личного хозяйства и участия в общественном производстве.
На формирование СОЖ оказывают воздействие:
Результаты государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков на период 2015-2019 года.
Необходимо напомнить, что начиная с 2003 года главным инструментом развития сельских территорий являлась Федеральная целевая программа «Социальное развитие села» и она действовала в том или ином виде до 2018 года.
В 2018 году ФЦП была преобразована в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий» общей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков, а затем в ведомственную целевую программу более чем рекомендательного характера, что заметно снизило уровень внимания к этой важной теме.
Поэтому на сегодняшний день государственная политика по отношению к сельскому населению формируется в безальтернативной связке «сельское хозяйство – земли сельскохозяйственного назначения – сельские жители» и приоритетно направлена на развитие только сельскохозяйственной деятельности, без учета всех возможных форм освоения сельских территорий. Вследствие чего иные формы занятости населения практически не поддерживаются, не субсидируются и условий для их развития не создается.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Гордеев А.А, курирующей агропромышленный комплекс, в своем выступлении 13 марта 2019 года на правительственном часе в Совете Федерации кратко остановился на итогах ВЦП «Устойчивое развитие сельских территорий»:
За период с 2003 по 2018 год совокупный объём финансирования, включая средства федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников, направленных на реализацию программ развития сельских территорий, составил 518 млрд рублей.
В год в среднем на одно сельское поселение пришлось 2 млн рублей, а в поселение входит в среднем порядка 10 деревень и сёл.
Было построено 22,0 млн квадратных метров жилья, в том числе свыше 8 млн квадратных метров для молодых семей и молодых специалистов.
Постоянной круглогодичной связью по дорогам общего пользования с твёрдым покрытием обеспечено 707 сёл;
Если говорить о программе текущего 2019 года, то общий объём финансирования должен составить 25 млрд 400 млн рублей, в том числе из федерального бюджета более 17 млрд рублей, то есть цифры достаточно скромные в масштабах нашей страны.
Какова на данный момент реальная ситуация в сельских населённых пунктах России?
Принятые правительством меры и достигнутые результаты явно недостаточны для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения, сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий и выполнения ими общенациональных функций – производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, а также сохранения историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержания социального контроля и освоения сельских территорий.
В первую очередь существующие проблемы на селе отразились на демографической ситуации.
За последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 миллиона человек. Исходя из данных последней Всероссийской переписи населения (2010 год), в России числится 153 тыс. сельских населённых пунктов, из которых почти в 20 тыс пунктов (а это около 13%) отсутствует постоянное население.
Существующие проблемы сельских территорий, к сожалению, носят комплексный характер, что отражается прежде всего в высоком уровне безработицы – 8% (в городе – 4,3%).
Доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 20% (в городе – 11,2 %), а заработная плата в сельском хозяйстве почти в два раза ниже, чем в среднем по экономике страны.
Обеспеченность основными социальными благами остаётся крайне низкой. Это касается и жилищного фонда, качества объектов образования, доступности здравоохранения, дорожной сети, отсутствия качественной питьевой воды, интернета. Список можно продолжить.
Общее число школ и дошкольных образовательных учреждений в сельских территориях больше, чем в городе, в 1,5 раза (в 2014 году: 26,1 тыс. школ в сельских территориях и 18 тыс. — в городских), но динамика темпов их сокращения с конца 1980-х годов превышает.
К сожалению, необходимо признать тот факт, что ни одно из рассмотренных возможных направлений развития сельских территорий систематически не поддерживается ни на одном уровне власти.
Федеральный уровень задает только рамки и общие направления государственной поддержки или возможные способы развития села; региональный же уровень не в состоянии выработать и осуществлять какую-либо последовательную и постоянную политику в отношении сельских территорий. В результате все описанные выше процессы идут все вместе разом, но значимого эффекта на развитие села не оказывают.
В целом перечисленные и многие другие проблемы, накопившиеся на селе, привели к снижению привлекательности сельской местности, препятствуют её социально-экономическому развитию.
Налицо все признаки деградации «сельского образа жизни».
Причины деградации села
В течение многих лет центром жизнеустройства в российской деревне было крупное сельскохозяйственное предприятие – колхоз или совхоз. Реформа подорвала возможности этих предприятий и разрушила их. Произошло раздробление и изменение организационного типа бывших крупных предприятий – колхозов и совхозов.
Стремительный рост цен на электроэнергию, сельхозтехнику, механизмы и оборудование, транспорт, топливо при низких ценах на зерно и другие сельхозпродукты привели большинство агро-формирований к кризисному состоянию.
Значительная часть ресурсов и производственной деятельности переместилась из предприятий в мелкое производство – в личные хозяйства населения и фермерские (крестьянские) хозяйства.
Фактически, село вернулось к устаревшим низкопроизводительным укладам хозяйства.
Сельское хозяйство становится все более натуральным, а образ жизни занятых в нем людей все более архаичным.
На селе сворачивают свою деятельность многие государственные предприятия и социальные службы. Тем самым сокращается возможность приложения рабочей силы вне собственно сельского хозяйства.
В рамках сельского образа жизни произошел значительный отток рабочей силы из сельскохозяйственных предприятий.
На селе происходит деформация отраслей структуры занятости и усиление ее моноотраслевого характера.
Этими и другими причинами обусловлена неудовлетворенность многих селян современной аграрной реформой.
В условиях перехода к рыночной экономике многие слои сельского населения оказались за чертой бедности и главной проблемой для них остается проблема выживания.
Для сельских жителей характерны специфические особенности роста бедности. В сельских районах продолжает возрастать численность малоимущего населения, как из числа нетрудоспособных, так и из числа работающих. Здесь значительно больше, чем в городе, безработных и проявляется устойчивая тенденция к повышению доли незанятого населения.
Среди сельских безработных высока доля молодежи, которая является наиболее уязвимой группой на сельском рынке труда.
Причины недостаточного уровня социально-экономического развития села кроются как в исторически накопившихся проблемах, ибо село в XX веке практически было донором развития страны, так и в недостатках действующих государственных механизмов развития сельских территорий на современном этапе.
Основными факторами, тормозящими развитие сельских территорий, являются:
В целом сложилась огромная региональная дифференциация в социальной ситуации на селе. Только 18 субъектов РФ в этом отношении можно назвать относительно благополучными: республики Татарстан, Башкортостан, Тамбовская, Белгородская, Воронежская области, Краснодарский край и так далее.
Наиболее проблемными являются 29 субъектов РФ, к которым относятся регионы, стагнирующие на низком уровне социального развития: республики Бурятия, Тыва, Карелия, Забайкальский край, Новгородская, Псковская, Кемеровская области, список можно продолжить.
Особенности программы развития сельских территорий
Отличительной чертой обновленной программы развития сельских территорий является увеличение объемов финансирования сельскохозяйственных предприятий.
Свыше 1 триллиона рублей пойдет из бюджета, около 1,05 триллионов рублей из внебюджетных источников и 161 миллион рублей из бюджетов субъектов РФ.
Основной расходной статьёй является целевая программа «Современный облик сельских территорий». Суть программы заключается в реализации проектов сельских поселений, инициативных жителей, бизнеса. На это запланировано примерно 1,2 триллиона рублей (около 85% общих средств).
Если усреднить, то на один населенный пункт, принявший участие в программе, будет выделено примерно 60 миллионов рублей. Сумма весьма впечатляет, ибо на сегодняшний день на каждый крупный населенный пункт выделяется всего лишь 2 миллиона рублей.
Средства программы развития сельских территорий будут распределяться на конкурсной основе, а победителей будет выявлять конкурсная комиссия Министерства сельского хозяйства.
Проекты могут быть по следующим направлениям:
Перспективы развития сельских территорий
Что будет с российской деревней и кто в ней останется жить и работать?
Нельзя не обратить внимание на то, что в числе последствий деградационных процессов возникло новое, весьма необычное и несвойственное для нашей страны явление – по рождаемости российское село впервые уступило городу.
Запас естественного прироста практически исчерпал себя на фоне экономического спада в России, несмотря на повышение размера материнского капитала, который был одним из его драйверов.
Этот тревожный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует необходимости принимать кардинальные меры, чтобы данное явление не стало тенденцией.
Растущая производительность труда в сельском хозяйстве не позволяет говорить о возможности массового вовлечения жителей села в агропромышленный сектор для решения проблемы занятости на селе и стабилизации уровня доходов жителей села.
Причинами являются сокращение потребности в трудовых ресурсах из-за автоматизации процессов, а также необходимость инвестирования в образование, требуемое для такой производительности труда, а это вопрос не 2–3 лет.
Кроме того, у высококвалифицированных кадров должна быть возможность организовать свой быт (обучение, медицина, досуг, транспорт), сопоставимый с городскими условиями. В силу этих причин будущее нынешних молодых жителей села, связанного с родной деревней, представляется туманным — поэтому, вероятнее всего, рано или поздно они станут частью миграционного потока бедных и не очень образованных селян в города.
Фермерская прослойка тоже пока не в состоянии играть главенствующую роль в развитии села. Данная категория хозяйств может занять определенные ниши, неинтересные индустриальным производителям (например, продукты с повышенными потребительскими свойствами, разведение кроликов, пчел, пушнины и т.д), но зависимость от государственной поддержки, неразвитость сбытовой инфраструктуры и правовые ограничения на кооперацию фактически сводят роль фермеров к уровню семейных предприятий.
Помимо развития занятости через крестьянско-фермерские хозяйства, одной из популярных тем поддержки была организация сельскохозяйственной кооперации.
Однако по независимым оценкам вовлеченность населения и фермеров в кооперацию, как и результаты деятельности кооперативов, весьма и весьма скромные.
Например, в сельскохозяйственных производственных кооперативах участвует около 0,4% всей численности владельцев личных подсобных хозяйств в 2017 году.
Согласно российскому законодательству, сельскохозяйственные производственные кооперативы являются коммерческими, так как в них участникам кооператива выплачивают дивиденды. И производственные кооперативы могут создавать только граждане, т. е. физические лица и лица, ведущие личное подсобное хозяйство, но ни как не фермеры.
В следствие этого в 2017 году было зарегистрировано всего 7862 единицы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, или 4% от общего числа зарегистрированных организаций по ОКВЭД «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» и крестьянско-фермерских хозяйств (в сумме — 179 299 организаций).
Вероятнее всего, в такой ситуации сельские территории смогут развиваться за счет привлечения временных жителей из города: туристов, дачников на весь летний сезон или дачников выходного дня.
Хотя временные жители не так остро нуждаются во врачах и школах, однако требовательны к дорогам, торговой и рекреационной инфраструктуре, экологии, что тоже связано с затратами, которые частные инвесторы если и будут готовы нести, то при условии длительных гарантий на владение возводимыми объектами.
В предлагаемой Госпрограмме необходимо отметить существенное стремлению к росту государственному регулирования процесса развития сельских территорий.
Но кроме этого существует и фактор деловой активности региона и территории – в сущности, он и является драйвером развития сельских поселений. При этом ключевым вопросом остается жилищное строительство.
Посему невозможно удержаться от соблазна сослаться на зарубежный опыт.
Например, в США увеличение объемов жилищного строительства на селе приводит к росту экономической активности и улучшению демографической ситуации. Горожане покупают или берут в аренду загородные дома, идет строительство рекреационных объектов, размещение которых ведется на относительно изолированных территориях.
В Израиле при выборе варианта развития сельских территорий в приоритете районы с малым населением – это позволит им повысить деловую активность.
К сожалению у нас же в стране наблюдается обратная картина – для размещения производственных сил зачастую выбираются крупные районы с развитой инфраструктурой.
Заключение
В последнее время на дискуссионных площадках различных форумов звучат предложения о том, что прорыв в экономике страны необходимо сделать за счёт развития только крупных агломераций и необходимо на этом концентрировать внимание и ресурсы государства, а уж затем поэтапно развивать остальные территории (имеются в виду сельские).
Директивные органы страны явно и упорно не учитывают опыт других стран: в России в агросферу из госбюджета выделяется чуть больше одного процента, в то же время в Голландии – 50%.
Очевидно, что причина подобной «страусиной» экономической политики состоит в отсутствии на федеральном уровне долгосрочного взгляда на процессы, происходящие на селе и в стране в целом.
Деревня бесплатно поставляла и пока еще поставляет государству здоровую рабочую силу. Она исторически является хранительницей традиционной национальной культуры.
Но деревня незаслуженно обижена и делается всё, чтобы она исчезла:
С этим я категорически не готов согласиться!
Во-первых, крупные агломерации и так развиваются быстрыми темпами, что особенно заметно на фоне деградации сельских территорий.
Во-вторых, экономика не должна быть ради экономики, ради хороших цифровых показателей. Возникает вопрос: а где люди – российские сельчане в этих расчётах?
В третьих, никаких следующих этапов развития страны при такой политике уже не будет, просто поддерживать уже будет некого.
Вопрос села вышел на уровень геополитический, связанный с тем, как нам сохранить контроль над громадными территориями нашей страны.