что нужно для работы водителем пожарной машины
Допуск на пожарный автомобиль
Чтобы получить право управлять пожарным автомобилем, недостаточно иметь водительское удостоверение и знать принцип работы с транспортным средством категории «С». К работе со спецтехникой допускаются лица, получившие допуск на вождение пожарного автомобиля. Эти требования прописаны в Постановлении Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».
Допуск к управлению пожарным автомобилем получают лица, прошедшие специальную подготовку. Она может быть как первичной, так и переподготовкой или повышением квалификации. Для каждого вида составляется план обучения, который является частью Программы подготовки личного состава пожарной части или гарнизона пожарной охраны. Допуск на право управления пожарным автомобилем выдают по процедуре Положения о порядке присвоения квалификации водителям ПА.
Порядок допуска к управлению пожарным автомобилем
Процедура присвоения квалификации прописана в Приказе МВД РФ от 20.08.1996 № 457. Выдаче допуска предшествует прохождение обучения. Если группа набрана из людей, которые впервые хотят получить профессию водителя ПА, занятия проходят в аудиториях, оборудованных техническими средствами для отработки практических навыков. Курсы повышения квалификации проходят раз в три года. Длятся они пять дней. Раз в два года устраиваются соревнования по скоростному маневрированию.
Сдача на допуск по управлению пожарным автомобилем проходит два этапа. Сначала необходимо пройти экзамены по теоретической части, а затем сдать практику. Знания проверяет квалификационная комиссия, утвержденная приказом руководителя органа управления ГПС. Экзаменуемые сдают теоретическую часть, подтверждая знания по темам:
Вторая часть экзамена – практика. Ее проводят на машинах, имеющихся в подразделении, где в дальнейшем будет проходить службу претендент на получения квалификации «Водитель пожарного автомобиля». Решение о сдаче или не сдаче экзаменов протоколируется и подписывается комиссией. Далее приказом начальника Главного управления МСЧ РФ по субъекту Федерации присваивается квалификация водителя ПА с выдачей свидетельства установленного образца. Срок его действия – три года, после чего необходимо пройти повышение квалификации.
Присвоение разряда происходит на основании постановления Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1976 г. № 235/18. В этом случае руководитель подразделения подает представление в соответствующие органы управления ГПС. Аналогичное представление подается и при невыполнении работником квалификационных обязанностей, предписанных для первого и второго класса, или нарушении ПДД и норм технической эксплуатации подвижного состава. При понижении классности или при лишении прав на управление ТС на срок более 1 года квалификация присваивается на общих основаниях после прохождения обучения и сдачи экзаменов.
Разрешение на самостоятельное вождение оформляется приказом руководителя подразделения ГПС после прохождения практики в течение пяти боевых дежурств.
При получении допуска на работу с ПА необходимо иметь удостоверение на право управления автомобилем категории «В», «С» и «D». При наличии открытой категории «Е» водитель допускается к вождению ПА с прицепами максимальной массой более 750 кг.
Второй класс присваивается при непрерывном стаже в течение 3 лет в должности водителя ПА 3-го класса без учета стажа работы в конкретном предприятии. Чтобы комиссия имела право присвоить квалификацию 1-го класса, человек должен проработать водителем 2-го класса в течение двух лет.
Если в работе был перерыв более года, то водитель обязан пройти повторную процедуру сдачи экзаменов, как при первичном обучении. Если при повышении квалификации экзамены будут провалены, то пересдача назначается не ранее чем через 10 дней, но даже в этом случае человек может быть допущен к работе приказом руководителя подразделения ГПС. Если будут «провалены» и повторные экзамены, то следует отстранение от работы с предложением перевода на другую должность. В случае получения отказа предусмотрено увольнение из части.
Свидетельство о допуске водителя к управлению пожарным автомобилем нужно всегда носить с собой, как и водительское удостоверение. При аварии по вине водителя в документе проставляется соответствующая отметка с указанием даты происшествия. После этого в течение двух месяцев необходимо пройти внеочередную аттестацию и получить новый допуск на работу.
Свидетельство подлежит обязательной сдаче в квалификационную комиссию при увольнении водителя из части.
Допуск на управление пожарным автомобилем
Карьера водителя пожарного автомобиля (ПА) для многих начинается с получения водительского удостоверения на право управлять грузовыми автомобилями. Но не каждый водитель сможет управлять ПА. К работе со спецтехникой допускаются только лица, прошедшие специальную подготовку, и обладающие необходимыми знаниями и навыками практической работы.
Порядок допуска к управлению пожарным автомобилем
Процедура обучения кандидатов и присвоение им квалификации освещена в Приказе МВД РФ №457 от 20.08.1996.
Категории «водитель автомобиля 1-го класса», «водитель автомобиля 2-го класса» присваиваются лицам, прошедшим подготовку по единым, установленным законом, программам и имеющим водительское удостоверение с необходимой отметкой («B», «C», «D», «E»).
К управлению техникой допускаются лица (специалисты), имеющие удостоверение нужной категории на право управления специальным видом техники.
Для присвоения квалификационной категории и выдачи документов на право управления автомобилем создается квалификационная комиссия, которая выносит свое решение по итогам квалификационного экзамена.
Где можно пройти обучение
Обучение можно пройти в любой организации дополнительного образования, которая имеет специально оборудованные аудитории, площадки для практики и соответствующее разрешение на учебную деятельность.
Что входит в обучение
Программа обучения предусматривает теоретическую и практическую части.
Основные задачи курса:
В результате прохождения подготовки ученик должен знать:
В результате прохождения подготовки ученик должен уметь:
Цены за курсы по программе «Первоначальное обучение водителей пожарных автомобилей» могут варьироваться в зависимости от учебного заведения и учебного плана. Рассмотрим стоимость обучения на примере нескольких образовательных учреждений, занимающихся такого рода подготовкой в Москве.
Компания, которая оказывает услуги
«Центр повышения квалификации»
Свидетельство о квалификации водителя
По окончании учебного процесса кандидаты сдают экзамены в два этапа:
При успешном прохождении всех экзаменационных этапов приказом начальника МЧС РФ по субъекту Федерации ученику присваивается квалификация водителя ПА и выдается свидетельство установленного образца. Срок действия такого свидетельства — три года, далее необходимо проходить курсы повышения квалификации.
Повышение квалификации водителя пожарного автомобиля
Цель обучения — совершенствование знаний и умений, выработка способности использовать полученные навыки в интересах защиты населения.
Курсы повышения квалификации необходимо проходить один раз в три года. Обучение длится пять дней. А также раз в два года проходят соревнования по скоростному маневрированию на пожарном автомобиле.
Отличия в ПДД для МЧС
Водитель пожарного автомобиля, оборудованного специальными сигналами, как и водитель любого другого транспорта обязан обеспечить безопасность дорожного движения для всех его участников и соблюдать установленные правила дорожного движения. При следовании автомобиля на пожар и как следствие включенных специальных сигналов пожарная машина имеет ряд преимуществ, что и является основным отличием в ПДД. Так, например, водителю ПА разрешается проезжать на запрещающий сигнал светофора, если это не угрожает безопасности пешеходов и других участников движения. Также различия в ПДД между спецтехникой и обычным автомобилем заключаются в возможности эксплуатации в случаях неисправности. Из-за разного устройства автомобилей, неисправности при которых движение недопустимо, различаются.
За нарушение правил дорожного движения водитель ПА несет полную ответственность в соответствии с законами РФ.
Основы безопасности движения пожарных автомобилей
Любая техника со спецсигналами должна эксплуатироваться согласно требованиям и правилам. Их необходимо строго соблюдать. Правила безопасности движения пожарных машин содержат в себе следующие пункты:
Служба в пожарной части опасная и ответственная работа. Людям, связавшим свою судьбу со спасательной работой, государство устанавливает заработную плату в соответствии с квалификацией. А также к окладу регулярно выплачиваются надбавки и премирование за усердие в службе и высокие показатели работы.
Обязанности водителя пожарного автомобиля
Оперативность выезда бригады спасателей на вызов во многом зависит от работы водителя пожарной машины. В его обязанности входит не просто управление автомобилем, а выполнение комплекса работ, предусмотренных п. 6.13 Приказа МЧС от 05.04.2011 № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».
К работе на спецтехнике, стоящей на вооружении МЧС, допускаются совершеннолетние дееспособные лица 1-го и 2-го класса вождения, прошедшие специальную подготовку. Ежегодно шоферы подтверждают свою квалификацию, сдают экзамены на знание инструкции по поддержанию пожаробезопасности.
Обязанности
Должностные обязанности водителя пожарной машины определены двумя нормативными актами: обозначенным выше Приказом № 167 и Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.10.2011 № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».
Заступая на смену, водитель обязан:
Водитель, заступивший на смену, не имеет права передавать вверенный ему автомобиль даже своему начальству. Не имеющий при себе прав и свидетельства на управление ПА водитель не допускается к дежурству. Также вводится полный запрет на использование инструментов и вспомогательной техники без получения допуска на право работы с ними.
Обязанности старшего водителя
Старший водитель подчиняется руководителю смены и берет на себя обязанности контроля действий дежурных шоферов. Функциональные обязанности этой штатной единицы состоят в следующем:
Обязанности водителя пожарного автомобиля на пожаре
Организационные работы подразделений пожарной службы по ликвидации возгораний регламентированы Приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ». Обязанности водителя пожарного автомобиля прописаны в п. 151. Как и весь персонал, задействованный в ликвидации огня, шофер подчиняется приказам начальника караула и командиру отделения, если иное не предусмотрел РТП. В его обязанности на пожаре входит:
Все должностные инструкции разрабатываются командиром отряда или начальником части и зависят от конкретных условий работы подразделения.
Водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля
Водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля – это должностное лицо дежурного караула, осуществляющее управление пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем; штатная должность на месте пожара или чрезвычайной ситуации.
Водитель пожарного автомобиля
Водитель непосредственно подчиняется командиру отделения, в случае отсутствия командира отделения – помощнику начальника караула, а в вопросах технического обслуживания закрепленной техники – старшему водителю подразделения.
Обязанности и что запрещается
Водитель отвечает за сбережение закрепленных за ним техники и имущества, их исправность и готовность к использованию, а также на водителя возлагаются:
При заступлении на боевое дежурство водитель обязан:
Водителю запрещается передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе тем, которым он подчинен.
Водитель, не имеющий при себе водительского удостоверения и свидетельства на право управления пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем, к дежурству не допускается.
на пожаре
Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РТП.
при чрезвычайной ситуации
Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РЛЧС.
Квалификация и допуск
Квалификационные категории «водитель автомобиля 2-го класса», «водитель автомобиля 1-го класса» могут быть присвоены водителям автомобилей, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («B», «C», «D», «E») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097.
Квалификационная категория «водитель автомобиля 1-го класса» может быть присвоена водителю автомобиля, имеющему квалификационную категорию «водитель автомобиля 2-го класса» не менее двух лет.
Квалификационная категория «водитель автомобиля 2-го класса» присваивается водителю автомобиля, имеющему водительский стаж не менее трех лет.
Надбавка за присвоенную квалификационную категорию водителям автомобилей 2-го класса – 10 % оклада, 1-го класса – 25 % оклада.
Внимание. Аттестованным водителям, например, в МЧС России данная надбавка не начисляется и квалификационная категория не присваивается.
К управлению техникой допускаются специалисты (водители), имеющие удостоверение соответствующей категории на право управления данным видом техники, прошедшие необходимую подготовку (переподготовку), имеющие соответствующие навыки и получившие допуск на право работы с данной техникой (п. 202 приказа МЧС России № 555 от 18.09.2012).
Как правило, для присвоения квалификационной категории и выдачи свидетельства на право управления автомобилем (допуск) создается квалификационная комиссия.
Билеты и вопросы для тестов
Билеты для принятия (сдачи) зачетов у водительского состава доступны для скачивания по ссылке >>
Зарплата и оклад
В соответствии с приложениями № 12 и № 15 приказа МЧС России № 797 от 27.12.2019 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников ФПС ГПС» оклад водителей:
№ п/п | Наименование должностей | Оклады (в рублях в месяц) | ||
в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях | в центрах субъектов Российской Федерации в городах с населением свыше 100 тыс. человек | в остальных местностях | ||
1. | Старший водитель | 15729 | 13559 | 11390 |
2. | Командир отделения – водитель; водитель; водитель-испытатель | 15187 | 13017 | 10848 |
№ п/п | Наименование должностей | Оклады (в рублях в месяц) | |
в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях | в остальных местностях | ||
1. | Старший водитель | 15729 | 13559 |
2. | Водитель | 15187 | 13017 |
Теперь, зная месячный оклад по должности, можно рассчитать ежемесячное денежное довольстве, которое зависит от многих факторов.
Заработная плата водителя автомобиля МЧС России, работающего по вольному найму, рассчитывается согласно требованиям приказа МЧС России № 747 от 14.12.2019 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России».
Заработная плата водителей, являющихся работниками других видов пожарной охраны (противопожарной службы субъекта РФ, ведомственной, муниципальной или частной), устанавливается работодателем, и в разных регионах и организациях (учреждениях) существенно разнится.
Дополнительно по теме об обязанностях других должностных лиц дежурного караула и штатных должностях на месте пожара или ЧС:
Источники: приказ МЧС России № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России»; приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; приказ МЧС России № 452 от 20.10.2017 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны».
«Не знаю никого, кто считал бы количество спасенных»: сколько зарабатывает пожарный
На Урале
Герой этого выпуска с детства хотел стать офицером и в итоге выбрал пожарную службу. Он рассказал, как устроен распорядок дня в пожарной части, почему там хронически не хватает сотрудников, чем пожарные занимаются, когда нет вызовов, и за что он любит свою работу.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
После 11 класса я поступил в Уральский институт государственной противопожарной службы. Проучился там 5 лет и получил высшее образование.
Первые два года проходит базовый курс высшего технического образования: высшая математика, механика, физика, химия. С третьего курса начинаются профильные предметы.
Только на третий или четвертый год обучения в вузе я начал понимать, куда попал и что меня ждет в будущем.
На первом курсе практику проходят в учебной пожарной части, а потом — в пожарных частях города. С учетом проблем российского образования эффективность обучения занижена растянутым учебным процессом в пять лет и небольшой пропастью между настоящей пожарной частью и учебной. В учебной части изучение специфики работы направлено на мойку полов, помещений и машин, чистку снаряжения, натирание колес пожарных цистерн гуталином, строевую муштру. И ни минуты свободного времени. Увидели, что ты без дела, — идешь мыть чистый пол и все в таком духе. Конечно, выезды на пожары тоже есть, но за всю стажировку может и не «повезти» — не съездишь на пожар ни разу. В общем, какие-то моменты доучиваются уже на работе, но это не критично, ведь большая база уже есть.
После вузов выпускники возвращаются в регион, откуда они были отправлены на обучение. Чаще всего выпускники назначаются на должности начальников караулов, инженеров отделов и инспекторов Госпожнадзора, иногда им дают некоторые другие должности. В редких случаях они становятся заместителями начальников или начальниками пожарных частей, старшими инспекторами Госпожнадзора. В Главном управлении принимают решение в зависимости от потребности в кадрах.
Как победить выгорание
Место работы
После института я пришел на должность начальника караула, это стартовая офицерская позиция в пожарной части после окончания вуза. В моем подчинении караул, бригада. В карауле несколько отделений.
Начальник караула — руководитель дежурной смены. На нем лежит полная ответственность за безопасность каждого сотрудника в карауле. Он отвечает за качество изучения материала профессиональной подготовки, за выполнение распорядка дня и обязанностей лиц внутреннего наряда, чистоту помещений и техники, исправность вооружения и средств индивидуальной защиты и многое другое. Он же несет ответственность за правильность и качество тушения пожара и, конечно, за тех, кому на пожаре нужна помощь. Это все вкратце.
Кто служит в пожарной части
→ Водитель пожарной машины. Доставляет личный состав к месту пожара, работает с насосом пожарной машины или другими агрегатами: лестницами, подъемниками, дымоудалителями и прочими. Разновидностей пожарных машин в пожарной охране множество: автоцистерны, автолестницы, коленчатые подъемники, автомобили первой помощи, автомобили газодымозащитной службы, аэродромные автомобили, штабные автомобили — и на каждый вид техники необходимо обучение и допуск.
→ Командир отделения. Руководит конкретным отделением и несет ответственность за отделение при повседневной деятельности в пожарной части, руководит работой отделения на пожаре.
→ Диспетчер или радиотелефонист. Эта должность «сквозная», так скажем. Диспетчер находится в непосредственном подчинении начальника караула и решает все вопросы касательно приема сообщения о происшествии, помогает в организации тушения пожара по радиосвязи, принимает всю оперативную информацию с места вызова, общается со службами жизнеобеспечения и вышестоящими звеньями руководства.
→ Помощник начальника караула. Руководит всеми отделениями и несет за них ответственность.
→ Начальник караула. Руководит всем личным составом караула в части и на пожаре.
→ Заместитель начальника части. При повышенных рангах пожара может руководить тушением, в части занимается кадровыми и организационными вопросами. В специализированных пожарных частях обычно несколько заместителей.
→ Начальник части. Занимается всеми вопросами деятельности пожарной части. А при повышенных рангах пожара тоже может руководить тушением.
В нашем регионе хорошо относятся к работникам. Но есть и большая проблема, которую никто не может решить, — недостаток кадров. Банально не хватает водителей пожарных автомобилей, а тем, кто уже служит, зачастую приходится выходить на переработку. Благородство и романтика остались привлекательны для немногих. Самый простой шаг к поднятию престижа пожарной охраны — повышение зарплаты. Make the fire department great again.
Еще одна трудность — общение со старшими коллегами. Некоторые считают, что большие погоны делают тебя выше всех остальных, в разговоре появляются фамильярность, высокие тона, угрозы и подчеркивание своего высокого положения. Такое происходит крайне редко, это частные случаи, и у каждого высокомерного сотрудника своя история такого состояния.
В целом взаимоуважение в системе на высоком уровне. Во всех караулах всегда будут опытные «динозавры пожарной охраны», которые подскажут, что и как. Баланс молодых и опытных соблюдается сам по себе. Пенсионной выслугой является срок службы в 20 и более лет, затем принудительно отправляют на пенсию. Сейчас самому молодому из моих коллег 22 года, а самому взрослому — 55 лет. Дядя, которому 55, — пенсионер, у него выслуга более 20 лет, но он еще может работать до обычной гражданской пенсии.
Суть профессии
Профессия подходит стрессоустойчивым личностям — и в караульной службе без этого качества будет некомфортно, не говоря уже о тушении пожаров. На службе всегда надо быть готовым к резким изменениям обстановки. В первую очередь к вызову на пожар.
Главный приоритет — спасение людей, на это направляются все возможные силы и средства. Сначала спасаются люди, потом ликвидируется горение. Если сил и средств достаточно, то все делается одновременно.
Первое время я сильно переживал, но с годами понял специфику работы, привык и стал относиться ко всему спокойнее. В трудные моменты я говорю себе, что это просто очередное испытание и все будет хорошо, — так я себя контролирую. Моя бабушка живет рядом с пожарной частью в другом районе. Когда мы с ней созваниваемся, она рассказывает, что мои коллеги очень часто ездят на пожары и я должен беречь себя. Меня это вдохновляет и придает спокойствия.
На «стандартных» пожарах несложно — выучка и осознание сами ведут тебя. Но иногда что-то идет не так. Например, в начале февраля в Красноярске был большой пожар, не сложнее, чем обычно, но что-то пошло не так, и от нас ушли три профессионала. Во время следования к месту вызова можно попасть в аварию. В непригодной для дыхания среде может закончиться воздух в баллоне, и сама аппаратура может дать сбой. В частном секторе может взорваться газовый баллон, на котором готовят пищу, и это частое явление. Может ударить электрическим током. При работе на кровле можно провалиться. Может обрушиться кирпичная стена прямо на тебя — так 10 апреля погиб начальник караула в Асбесте, царствие небесное. Это повседневная деятельность, легче никогда не бывает. Я смерти в глаза пока не смотрел.
Пожалуй, самое трудное — это поиск пострадавших. Счет идет на секунды, когда можно найти человека еще живым. Эта задача усложняется внешними факторами: скоростью развития пожара, длительным нахождением людей в задымленной зоне. Иногда люди прячутся от огня в шкафы и под мебель. Еще сильно давит, когда на пожарах ведут себя неадекватно. В основном пьяные. А бывает, что те, к кому приехали на помощь, думают, что они сами могут справиться с тушением пожара и спасением людей намного лучше, чем профессиональный пожарный. Такие психи отбирают рукава, инструмент, лезут под руки и под пожарные машины, учат и показывают, «как правильно». Я слышал, что однажды жители села напали на пожарных с вилами.
Бывает, люди благодарят и даже иногда зимой привозят чай. А порой ненавидят всей душой, считая, что именно те, кто приехал спасти их здоровье и имущество, виноваты в их бедах — в том, что сгорел дом и погибли близкие. Тут, конечно, играет роль психология, стокгольмский синдром наоборот, когда жертва пытается навредить своему спасителю или когда утопающий пытается утопить своего спасителя.
У нас есть книжка спасателя, в которой фиксируется участие в ликвидациях чрезвычайных ситуаций, но я не знаю никого, кто считал бы количество спасенных.
Самый распространенный миф о пожарных: они всегда приезжают, но пьяные и без воды. Это полнейший булшит, как минимум потому, что первым делом после тушения пожара пожарный автомобиль обязательно заправляется водой и возвращается в часть уже с полной цистерной. А миф о том, что приезжают пьяные, — это пережиток девяностых.
Мне нравится работа на благо общества.
Такая работа не подойдет тем, кто не любит физические и психологические нагрузки, правила внутреннего распорядка, форму, субординацию и работу в коллективе. Мои коллеги уходили с работы, разочаровавшись в профессии или оплате труда, а на кого-то просто очень давила вся эта служебная обстановка.
Рабочий день
Мы работаем сутки через трое, так заведено во всей Федеральной противопожарной службе. По идее работать без перерывов нельзя, за этим следят наверху. Рабочая неделя обычного человека — 40 часов, то есть в месяц — 160 часов. У нас 7—8 смен в месяц, это от 168 до 192 часов. За часы переработки предусмотрены отгулы — сутки отдыха. Старшина части составляет график отгулов на год, получается примерно один отгул на полтора месяца, но это все грубые значения. При нехватке кадров некоторые за год не могут сходить в отгул ни разу — сам такое видел и принимал участие.
Во время карантина из-за ковида мы работали две недели сутки через сутки, потом две недели сидели дома.
Утро начинается со смены караулов. Сменяющийся караул должен подготовить к сдаче помещения, технику, снаряжение, инструменты: ножницы, кусачки, гидроклины, расширители, багры, топоры, лопаты, бензорезы, бензопилы. Заступающий караул принимает чистоту, исправность. Снаряжение проверяется визуально на отсутствие повреждений. Если караул оставил за собой грязные или неисправные инструменты, он не сменится, пока не устранит замечания, но штрафов за это нет.
С утра начальник части или его заместитель ставит задачи на сутки: занятия, тренировки, проверки документов по объектам и пожарных водоисточников. У нас есть внутренние пожарные водоисточники — пожарные краны и наружные — водоемы и гидранты. Водоемы бывают искусственные и естественные. Искусственные — бочки, заглубленные емкости большого объема и тому подобное. Естественные — это реки, озера, пруды и прочее. Гидранты — это такие устройства на водопроводной сети, к которым можно присоединить пожарную колонку для подключения к ней пожарной техники. Пожарная колонка перевозится на пожарных машинах.
Еще планируются выезды: пожарно-тактические занятия, учения, отработки карточек и планов тушения пожара — это документы, в которых отражается характеристика здания, количество людей и особенности объекта. Караул выезжает для проверки актуальности данных, собранных в таких карточках и планах. Еще бывают выезды на дежурство на городских мероприятиях и митингах.
Днем весь караул на занятиях, на которых молодые сотрудники изучают что-то новое, а бывалые бормочут, что «каждый год одно и то же ». Дисциплины, которые мы проходим: пожарная техника, тактическая подготовка, охрана труда, первая помощь, аварийно-спасательные работы, подготовка газодымозащитника, антитеррор. Еще мы отрабатываем нормативы с пожарной техникой и оборудованием и занимаемся физкультурой. У нас ежеквартально проводятся зачеты по физкультуре и прикладным упражнениям пожарного спорта. Например, подъем по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни, преодоление стометровой полосы с препятствиями, пожарная эстафета 4 по 100 м.
Когда нет занятий и вызовов, мы ухаживаем за техникой. Еще есть много начальников, каждый из которых может что-то потребовать выполнить в рамках службы. Есть и неадекватные руководители со своими пожеланиями. Вообще, есть много мелких камней, спотыкания о которые могут испортить и настроение, и рабочий настрой. Например, кому-то трудно осознать иерархию и субординацию, распределение обязанностей, общественно полезную деятельность: поддержание чистоты в помещениях и их периодический ремонт — где-то что-то подкрасить, присверлить, обновить, уборку снега зимой, стрижку газонов летом. В общем, нужно следить за чистотой, красотой, порядком, как дома, как для себя любимого.
Сна у нас в распорядке нет — есть несение караульной службы в ночное время.
Я этого не понимаю. Считаю, что сон должен быть в приоритете, — это в первую очередь здоровье сотрудников. Ежегодно мы проходим медицинские осмотры. Но они поверхностны и ограничены базовыми анализами, ЭКГ, флюорографией.
Из скрытых профессиональных заболеваний я бы выделил рак. Я считаю, высокий риск заболевания связан с тем, что мы работаем в дыхательных аппаратах, воздух в которые подается из баллонов, на пожаре вдыхаем газы и пары продуктов сгорания, а еще со стрессом, ответственностью, ночными выездами, в том числе затяжными, иногда с голодом и отсутствием питьевой воды. И многое другое может влиять. Но ни отечественная, ни зарубежная наука не могут дать исчерпывающие доказательства этого, так как нужны многолетние исследования, которыми никто не занимается.
Случай
Предупреждаем: эта история не для слабонервных
Курсантом я проходил стажировку в пожарной части. В дежурные сутки передали сообщение: горит квартира в жилом доме на девятом этаже. Подъезжая к месту вызова, мы увидели языки пламени из окон — выглядит это неописуемо. Когда мы вышли из машины и начали разворачиваться для подготовки пожарных рукавов и стволов, увидели, что практически у подъезда лежит человек. Оказалось, это хозяин горящей квартиры. Пожар начался, когда он находился дома, но путь к выходу был отрезан огнем. Мужчина попытался вылезти через окно и перебраться на балкон, чтобы спастись, но сорвался. В это время женщина с сыном возвращались домой, и выяснилось, что это был их муж и отец.
Подработки
По закону любой альтернативный заработок запрещен. Я предполагаю, что если нарушить это правило, то сначала ограничатся воспитательной беседой, а потом могут и уволить. Крутись, как хочешь. Так, тихонько, без оформления, можно подрабатывать.
Доходы и расходы
Наверное, всем понятно, что зарплата не очень соответствует рынку.
Пожарные могут получить «вышку» заочно и достичь офицерского звания. Здесь перспектива шире. Именно шире, а не выше, потому что есть много разных должностей, но примерно с одинаковой оплатой труда. Хотя карьерный рост тоже есть, если ты сам к этому стремишься.
Я сейчас в звании старшего лейтенанта внутренней службы. Повышение происходит за годы службы, между званиями есть интервалы в несколько лет. За заслуги могут присвоить внеочередное звание на ступень выше один раз за службу. Новое звание подразумевает увеличение оклада. Но есть ограничения по званиям на должностях: например, я не смогу получить звание выше старшего лейтенанта на должности начальника караула, а у начальника части потолок — майор. Чтобы получить звание выше подполковника, насколько я знаю, необходимо образование в сфере государственного и муниципального управления. Но я так далеко не заглядывал.
Но мне по душе моя нынешняя должность.
Мы с женой редко тратимся на развлечения. Супруга тратит на косметику, одежду и другие личные потребности около 5000 Р в месяц, я трачу где-то 4000 Р — это попить, перекусить и сигареты, еще в среднем 1500 Р в месяц, чтобы периодически дополнять гардероб, 5000 Р вкладываю в ремонт бытовки — гаража.
Желтые ценники — наше все. Я очень часто пользуюсь акциями на заказы через интернет. Купоны и промокоды помогают сохранить около 30% на ту же одежду, обувь, технику, бытовые приборы. А при заказах из-за рубежа бывает и больше. Еще хорошая вещь — кэшбэк.
Финансовых льгот у меня нет. Но министерство оплачивает проезд по территории России к месту проведения отпуска сотруднику и одному члену его семьи раз в год. Мой отпуск составляет 38 дней, которые я могу поделить на две примерно равные части. В 2018 году мы летали на Кипр, потратили около 120 тысяч, в 2019 были в Таиланде, отпуск обошелся в 140 тысяч, а в 2020 году у нас ушло 200 тысяч на Бали весной и Санкт-Петербург осенью.
Финансовая цель
Я хочу достичь финансовой независимости за счет альтернативного заработка, чтобы иметь обеспеченную жизнь и старость. И у меня есть две идеи. Первая: пассивный доход за счет формирования финансового запаса, чтобы работающие деньги компенсировали часть трат. Вторая идея: я хочу заняться своим проектом товаров и услуг в узкой, но актуальной надолго нише рынка. Сколотил — продал, типа того.
Будущее
Я люблю свою профессию и уважаю свою работу. Очень хочу всю жизнь проработать на оперативной должности.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.