что нужно для проведения эксперимента
Эксперимент
Эксперимент – это один из доступных научному мировоззрению методов познания окружающей реальности, обоснованный принципами повторимости и доказательности. Этот метод строится индивидуально в зависимости от выбранной области, на основании теорий или выдвинутых гипотез и происходит в специально контролируемых или управляемых условиях, удовлетворяющих запросу исследования. Стратегия эксперимента предполагает целенаправленно выстроенное наблюдение за выбранным явлением или объектом в заранее определенных гипотезой условиях. В психологической отрасли эксперимент предусматривает совместное взаимодействие экспериментатора и обследуемого, направленное на выполнение разработанных предварительно экспериментальных заданий и изучение возможных изменений и взаимосвязей.
Эксперимент относится к разделу эмпирических методов и выступает критерием истинности установленного явления, поскольку безоговорочным условием построения экспериментальных процессов является их повторная воспроизводимость.
Эксперимент в психологии используется как основной способ изменения (в терапевтической практике) и исследования (в науке) реальности, и имеет традиционное планирование (при одной неизвестной переменной) и факторное (когда неизвестных переменных несколько). В случае, когда исследуемое явление или его область представляются недостаточно исследованными, применяется пилотажный эксперимент, помогающий уточнить дальнейшее направление построения гипотез.
Отличается от исследовательского метода наблюдения и невмешательства активным взаимодействием с объектом изучения, намеренным вызыванием изучаемого явления, возможностью изменения условий процесса, количественного соотношения параметров и включает в себя статистическую обработку данных. Возможность контролированного изменения условий или составляющих эксперимента позволяет исследователю более глубоко изучить явление или заметить ранее не выявленные закономерности. Основная трудность применения и оценки достоверности экспериментального метода в психологии заключается в частой включенности экспериментатора во взаимодействие или общение с испытуемыми и косвенным образом, под воздействием подсознательных мотивов, может оказать влияние на результаты и поведение обследуемого.
Эксперимент, как метод исследования
При изучении явлений возможно использование нескольких видов методов: активные (эксперименты) и пассивные (наблюдение, архивное и биографическое исследование).
Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп. По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи). Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.
Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.
Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных. Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления. В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу.
Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие валидности и надежности, т.е. тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы. Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.
Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты. Среди причин критики данного метода находится непостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами. Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.
Виды экспериментов
Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.
На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.
Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.
Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях. Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.
В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.
При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).
Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.
Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.
По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.
Психологические эксперименты
Эксперимент в психологии имеет отличительную особенность от особенностей его проведения в других науках, поскольку объект исследования имеет собственную субъектность, что может вносить определенный процент влияния, как на ход изучения, так и на результаты исследования. Основная задача, которая ставится перед психологическим экспериментом – вывести на обозримую поверхность сокрытые внутри психики процессы. Для достоверности передачи такой информации требуется полный контроль максимального количества переменных.
Понятие эксперимента в психологии, помимо исследовательской сферы, используется в психотерапевтической практике, когда происходит искусственная постановка актуальных для личности проблем, для углубления переживаний или проработки внутреннего состояния.
Первые шаги на пути экспериментальной деятельности заключаются в установлении определенных взаимоотношений с испытуемыми, определение особенностей выборки. Далее испытуемые получают инструкцию для выполнения, содержащую описание хронологичности порядка выполняемых действий, изложенную максимально подробно и в лаконичной форме.
Этапы осуществления психологического эксперимента:
— постановка проблемы и выведение гипотезы;
— анализ литературных и теоретических данных по выбранной проблематике;
— выбор экспериментального инструмента, позволяющего как управлять зависимой переменной, так и регистрировать изменения независимой;
— формирование релевантной выборки и групп испытуемых;
— проведение экспериментальных опытов или диагностики;
— сбор и статистическая обработка данных;
— интерпретация результатов исследования, составление выводов.
Проведение психологического опыта привлекает к себе внимание социума значительно чаще, чем экспериментирование в других областях, так как затрагивает не только научные понятия, но также этическую сторону вопроса, ведь при постановке условий и наблюдений экспериментатор непосредственно вмешивается и влияет на жизнь испытуемого. Существует несколько всемирно известных экспериментов, касающихся особенностей поведенческих детерминант человека, часть из которых признаны антигуманными.
Хоторнский эксперимент возник вследствие снижения производительности работников одного предприятия, после чего были предприняты диагностические методы по выявлению причин. Результаты исследования показали, что производительность зависит от занимаемого социального положения и роли человека, а те работники, которые попали в группу испытуемых, начали работать лучше лишь от осознания факта участия в эксперименте и того, что на них направленно внимание работодателя и исследователей.
Эксперимент Милгрэма был направлен на установление количества боли, которое может нанести человек другим, абсолютно невинным, если это входит в их обязанности. Участвовало несколько людей – сам испытуемый, начальник, который отдавал ему приказ в случае ошибки направлять на провинившегося разряд электрического тока и непосредственно тот, кому предназначалось наказание (эту роль выполнял актер). В ходе данного эксперимента было выявлено, что люди способны нанести значительные физические страдания другим невиновным, из чувства необходимости подчинения или страха ослушаться авторитетных лиц, даже при условии возникновения конфликта с их внутренними убеждениями.
Эксперимент Рингельмана устанавливал изменение уровня производительности в зависимости от количества человек, привлеченных к выполнению задачи. Оказалось, что чем больше человек участвует в выполнении работы, тем ниже производительность каждого и группы в целом. Это дает основания утверждать, что при осознаваемой индивидуальной ответственности есть стремление максимально выложиться в стараниях, тогда как при групповой работе можно переложить на другого.
«Чудовищный» эксперимент, который некоторое время успешно скрывали его авторы, опасаясь наказания, был направлен на изучение силы внушения. В его ходе двум группам детей из интерната говорили об их навыках: первую группу хвалили, а вторую постоянно критиковали, указывая на недостатки в речи. В дальнейшем у детей из второй группы, ранее не сталкивавшихся с речевыми затруднениями, начали развиваться дефекты речи, некоторые из которых сохранились до конца жизни.
Есть еще много других экспериментов, где вопросы морали не были учтены авторами, и, несмотря на предполагаемую научную ценность и открытия, восхищение не вызывают.
Эксперимент в психологии имеет своим назначением изучение психических особенностей для улучшения его жизни, оптимизации работы и борьбы со страхами и поэтому первоочередным требованием к разработке методов исследований является их этичность, ведь результаты экспериментальных опытов могут вызвать необратимые изменения, изменяющие последующую жизнь человека.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Разновидности экспериментов при выполнении НИР
Выполнение любого научно-исследовательского проекта предполагает тотальное погружение в тему, исследование конкретной проблемы и поиск инновационного решения. Под инновационным решением следует понимать новый способ воздействия на выявленное противоречие, который впоследствии приведет к ослаблению его влияния на объект/результат или полностью решит его (ликвидирует). Не стоит пугаться слова «инновация». Исследователю не нужно изобретать кардинально новый механизм, совершать научный прорыв. Достаточно грамотно скомбинировать простые, стандартные или последние варианты. При этом важно чтобы в подобном сочетании они ранее не упоминались.
Выполнение любого научно-исследовательского проекта предполагает тотальное погружение в тему, исследование конкретной проблемы и поиск инновационного решения. Под инновационным решением следует понимать новый способ воздействия на выявленное противоречие, который впоследствии приведет к ослаблению его влияния на объект/результат или полностью решит его (ликвидирует). Не стоит пугаться слова «инновация». Исследователю не нужно изобретать кардинально новый механизм, совершать научный прорыв. Достаточно грамотно скомбинировать простые, стандартные или последние варианты. При этом важно чтобы в подобном сочетании они ранее не упоминались.
Выполнение научно-исследовательской работы в большинстве случаев сопровождается проведением экспериментов. В зависимости от ряда факторов данные мероприятия могут иметь свои специфические черты и условия реализации, о которых мы расскажем в данной статье.
Эксперимент в научной работе
Под экспериментом следует понимать специфический способ познания темы или ее отдельных моментов, который сопровождается конкретными действиями исследователя. В одном случае автор научного изыскания может наблюдать за объектом со стороны, в другом – создавать специальные условия, проводить конкретные мероприятия для оценки проблемы и ситуации. Притом реализация «опыта» носит именно практический характер.
В чем заключается эксперимент в НИР?
Роль эксперимента в научно-исследовательской работе велика. Во-первых, наличие экспериментальной части в научной работе демонстрирует наличие у автора конкретных навыков: оценка ситуации, грамотный подбор инструментов и методов, всестороннее изучение объекта, планирование и организация мероприятий, учет требований, внимательность исследователя и пр.
Во-вторых, эксперимент призван оценить действие проблемы в реальности: как она проявляется, в каких масштабах, при каких условиях, на чем отражается и пр.
В-третьих, организация и проведение опытов позволяет подчеркнуть новизну исследуемой темы: изменения, произошедшие в ее рамках на протяжении определенного времени, значимость исследования, возможности автора (его подход, способности, творчество и пр.).
Реализация экспериментальной части позволяет расширить границы исследования, превратить теорию в практику, оценить уровень действия правил, закономерностей в жизни, а также демонстрирует умения организатора пользоваться полученными знаниями.
Условия для проведения эксперимента при выполнении научно-исследовательской работы
Эксперимент может проводиться в любой научной работе, но в разных (наиболее подходящих) формах. Для его организации и реализации автору необходимо соблюдать ряд правил и этапов:
Любая научная работа должна быть грамотно структурирована и тщательно спланирована, притом особый подход необходимо к реализации «опытной» части. Здесь автору необходимо конкретизировать: что он намерен делать, как и когда, в какой последовательности, что ему для этого необходимо (условия: помещение, оборудование, наличие объекта или нескольких объектов), что и с чем он будет сравнивать и пр.
Чем тщательнее будет проработан план экспериментальной части НИР, тем точнее будут полученные результаты, а НИР – качественнее. Притом цель эксперимента должна тесным образом пересекаться с темой исследования.
Данный этап предполагает непосредственно подготовку всех необходимых параметров, ресурсов, условий для проведения эксперимента с учетом намеченных планов. При необходимости автор может вносить коррективы, но все они должны быть учтены и оценены (как они могут отразиться на точности итогов, качестве исследования и пр.). Здесь важно оценить всевозможные факторы воздействия на объект исследования, возможности, достоинства и недостатки и пр.
На этом этапе исследователь приступает к проведению всех намеченных мероприятий. Здесь важно оперативно фиксировать получаемые результаты, своевременно создавать все необходимые условия или осуществлять конкретные действия, не отклоняясь (или с минимальными отклонениями) от планов.
Все полученные результаты исследователь должен проанализировать, оценить. Для этого ему необходимо пользоваться полученными знаниями и теоретическим багажом: нормативы, методики, тенденции (динамика и ее интерпретация), определение воздействующих факторов и силу их влияния на конечный результат или объект\. По итогам аналитической мысли автор сможет определить путь «дальнейшего следования»: что еще необходимо оценить или предпринять, как решить проблему и необходимые для этого инструменты, приемы и пр.
По сути, это вывод, формируемый по окончании экспериментальной части с акцентом на полученный результат – то есть диагностика проблемы и ее краткая характеристика: симптоматика, спектр и формы воздействия, сила влияния. На основе данных умозаключений автор в дальнейшем будет разрабатывать план мероприятий по разрешению ситуации. В этом разделе целесообразно сделать акцент на таких критериях, как причина и следствие.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Виды экспериментов при выполнении научно-исследовательской работы
В зависимости от области наук, характера действий и намерений автора НИР эксперименты могут быть:
Естественный опыт предполагает, что исследователь не оказывает никакого воздействия на объект, а занимается преимущественно наблюдением за ним, определяя основные тенденции, поведение, способности и пр. В этом случае не требуется создание каких-либо специфических условий. Все идет своим чередом, как это происходит в обычной жизни. Чаще всего экспериментатор вводит лишь «временные ограничения»: сколько продлится наблюдение, сколько объектов будет оцениваться и пр.
Искусственный эксперимент предполагает непосредственное вмешательство автора исследования в ход опыта. Здесь требуется учет всех факторов, создание специфических условий (например, использование оборудования или специального помещения, определение объектов в конкретные условия (температура, климат, освещение, задания и пр.)), разработка четкой шкалы и методики оценивания результатов.
Эти три категории подчеркивают инструменты и методы, с помощью которых будет проводиться опытная часть НИР. Материальная часть предполагает использование конкретных ресурсов, их комбинаций с целью оценки и решения проблемы. Например, создание одной и той же детали из разных (но схожих по характеристикам) материалов, задействование разного объема рабочей силы или ресурсов и пр. Подобные мероприятия целесообразны при выполнении НИР в технической среде.
Вычислительный эксперимент предполагает проведение всевозможных расчетных и прогнозных операций. Чаще всего они необходимы при выполнении научно-исследовательских работ в экономической, информационной, технической среде.
Мыслительный предполагает анализ ситуации. Если рассматривать данный аспект как часть анализа, то она необходима в любом научном изыскании для подведения итогов. Но если изучать это, как эксперимент, то он допустим в гуманитарных направлениях, где нет необходимости проводить расчеты, реальные действия, а достаточно пользоваться приемами сравнения (например, сравнение теорий, законов, правил и пр.). Чаще всего к мероприятию такого характера прибегают при выполнении НИР по юриспруденции, филологии, лингвистике, истории и пр.
Эксперимент будет качественным, если его результаты продемонстрируют изменения, которые невозможно просчитать или оценить с помощью чисел, но будут очевидны в структуре, порядке действия, эффективности и пр. Чаще всего они допустимы в гуманитарных, технических и иных областях наук. Притом здесь изначально берутся во внимание отдельные нечисловые характеристики.
Количественный эксперимент предполагает использование «числового подхода»: учет нескольких объектов или ресурсов, изменение объемов и числа ресурсов для оптимизации ситуации, ленка ситуации (объем производства, эффективность и окупаемость мероприятий, себестоимость, ресурсозатратность пр.).
То есть в первом случае особая роль отводится качеству, а во втором – количеству.
Здесь вид эксперимента говорит сам за себя и зависит от количества учтенных факторов, воздействующих на объект, ход эксперимента или конечный результат НИР.
В этом случае разновидность полностью зависит от области наук, в рамках которой или к которой относится тема.
Оформление эксперимента в НИР
После планирования, организации, реализации эксперимента важно грамотно его оформить в научной работе. В этом случае автору пригодится профессиональные навыки по обработке полученных результатов и их интерпретации в краткой и емкой, простой и понятной форме.
Важно, чтобы ход эксперимента был кратко описан в теории, а затем приведены полученные результаты и их анализ. Для этого достаточно придерживаться следующего плана действий:
При акцентировании внимания на динамике или изменениях объекта исследования можно использовать графические материалы, которые смогут это подчеркнуть: графики, схемы, диаграммы, таблицы. Важно, чтобы каждый из элементов имел четкое и емкое наименование, а также анализ (что на нем изображено и о чем это говорит).
Оформление экспериментальной части должно соответствовать общим требованиям по оформлению НИР, а также учитывать специфические. Чаще всего «особенные» правила используют пи оформлении раздаточного материала, чертежей, технических схем и пр.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Что нужно для проведения эксперимента
Что такое эксперимент?
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Введение
В свободное от учёбы и тренировок врем я я люблю смотреть научные передачи по телевизору. Особенно мне нравится, когда ученые показывают свою работу в лабораториях. Там я часто слышал слово «эксперимент». Мне стало интересно, что это такое.
Поэтому, перед собой я поставил цель: узнать, что такое эксперимент.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Познакомить одноклассников с результатами работы.
Провести личный эксперимент.
Гипотеза: я предположил, что эксперимент можно провести в домашних условиях.
Объект исследования: эксперимент.
Предмет исследования: особенности проведения экспериментов в домашних условиях.
В работе использовал следующие методы и приёмы исследования:
— метод статистической обработки;
— анализ литературы, электронных ресурсов;
Глава I. Эксперимент как метод познания
Из энциклопедий
Своё исследование я решил начать с изучения научных книг (Приложение 1).
Из энциклопедий я узнал, что означает слово «эксперимент».
Слово «эксперимент» происходит от латинского языка и переводится как «проба», «опыт». Эксперимент – самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью под строгим контролем и в особых условиях изучают самые разные явления. У учёных есть специальные комнаты – лаборатории, в которых проводятся настоящие эксперименты. Для этого используют разные специальные приборы. Во время работы ученые наблюдают. Они считают, что наблюдение – это самое главное в эксперименте. Интересно узнать, почему?
Ученые считают, что только наблюдение помогает изучить окружающий мир. Я с ними соглашусь. Например, мы с родителями часто путешествуем. Я многое уже знаю, потому что многое уже видел и изучал.
Иногда наблюдать становится неинтересно, или долго.
Чтобы изучить все быстрее учёные придумали эксперимент. В лабораториях они с помощью специальных приборов проводят эксперименты в короткое время.
Чтобы поставить эксперимент над предметом или процессом, создают специальные условия и наблюдают. Часто учёные перед своей работой задают вопрос: «А что будет, если. »
1.2. Виды и этапы экспериментов
Я узнал из литературы, что все эксперименты можно разделить на различные группы. Например, по цели исследования эксперименты могут быть подтверждающие что-либо, контролирующие, поисковые, решающие. Можно разделить эксперименты по условиям их проведения: естественные и искусственные, по месту проведения: лабораторные, полевые, производственные.
Проведение экспериментов – это очень увлекательный и познавательный процесс. Интересно, самостоятельно, дома, можно провести интересные эксперименты, если соблюдать все условия и правила?
Чтобы проводить эксперименты, нужно знать этапы. И я узнал о них.
1.Планирование. Перед экспериментом, нужно приготовить все инструменты, приборы и помещение. Под рукой всегда необходимо иметь материал для вытирания, если проводится эксперимент с жидкостью. На этапе планирования нужно ответить на вопросы:
• понял ли я цель эксперимента;
• понял ли я способы, которыми можно достичь эту цель;
• не принесут ли мои действия вред другим людям (или мне самому). Если на первые два вопроса ответы положительные, а на третий ответ отрицательный, то можно приступать к эксперименту.
2.Проведение. Важно проводить эксперименты в защитной одежде (фартуке). Комната, где работать, должна быть хорошо проветриваема. Лучше будет, если поблизости будет постоянно находиться кто-нибудь, кто сможет помочь. На этапе проведения нужно следить за действиями. Важно вести дневник, куда записывают все шаги и результаты по часам и дням.
3.Подведение итогов. Этот этап нужен для того, чтобы сделать выводы, обсудить результаты эксперимента.
Глава II. Эксперименты в домашних условиях
2.1. Мои эксперименты
В своей работе я бы хотел рассказать и показать Вам эксперименты, которые сделал дома при помощи простых и доступный предметов и, конечно же, при помощи родителей.
1.Бумажная ракета.
Цель эксперимента: выяснить, можно ли сделать из бумаги ракету.
Для этого эксперимента мне понадобились пакетик обычного чая, металлический поднос, спички.
Я отрезал верхушку пакетика чая, высыпал оттуда заварку и выровнял сам пакетик. Этот цилиндр из пакетика поставил на металлический поднос и поджёг сверху. Из-за того, что масса целлюлозной бумаги очень маленькая, теплый воздух поднял пакетик в воздух! (Приложение 2)
2.Сделай батарейки сам!
Цель эксперимента: выяснить, можно ли сделать в домашних условиях батарейку.
Для эксперимента я взял лимоны, провода, монетки, гвоздики.Перед началом исследования приготовил лимон – слегка надавливая, покачал его по ровной поверхности. Так я активизировал сок. Затем сделал в лимоне два небольших прореза длиной с монету, расположил их на расстоянии чуть больше сантиметра друг от друга. Положил в них по одной чистой монете. Проследил, чтобы монеты не прикасались друг к другу. Прикоснувшись языком к обеим монеткам, заметил легкое пощипывание. Так я получил свой первый электрический заряд
3.Удивительная соль.
Цель эксперимента: узнать, что можно сделать из обычной соли?
Можно попробовать сделать красивые детские поделки из этого доступного продукта. Для этого мне понадобились только соль, вода, проволока немного терпения.
Я узнал, что соль имеет интересные свойства. Она может притягивать к себе воду, растворяясь в ней, увеличивая при этом плотность раствора. Но, когда соли в растворе слишком много, то она в опять превращается в кристаллы.
Для проведения эксперимента с солью из проволоки сгибаю красивую симметричную снежинку или другую фигурку. В банке с теплой водой растворяю соль, пока она не перестанет растворяться. Опускаю в банку согнутую проволоку, и ставлю в тенек на несколько дней. Проволока обросла в результате кристаллами соли, и стала похожа на красивую ледяную снежинку, которая не тает. На этот эксперимент я потратил 1 месяц времени. (Приложение 4)
С результатами работы я познакомил своих одноклассников (Приложение 5). Всем понравилось. Многие решили дома даже повторить эксперименты. Но для этого нужно знать правила безопасности.
2.1. Правила безопасности во время проведения экспериментов
Любой может проводить эксперименты дома. Только важно помнить правила безопасности. Поэтому для любителей экспериментов я разработал памятку «Эксперименты в домашних условиях. Правила безопасности» (Приложение 6).
Прежде чем начинать любой эксперимент, нужно:
1) обязательно прочитать всю инструкцию, и чётко следовать ей.
2) приготовить рабочее место, оборудование, приборы.
Во время эксперимента:
1)осторожно обращаться с открытым огнем, горячими предметами, с ножницами и другими острыми предметами.
2)для проведения опытов должна быть отдельная посуда. Нельзя использовать посуду, из которой потом будут есть. Нельзя наклоняться над посудой, в которой происходит реакция.
3)нужно беречь кожу и глаза от попадания на нихбрызгов.
После проведения опыта, нужно:
— хорошо убрать рабочее место, вымыть посуду и руки. Если есть необходимость, нужно проветрить комнату;
— используемые растворы следует аккуратно вылить в раковину, при включенной холодной воде (чтобы вода разбавляла раствор).
— вещества, которые используются для проведения опытов, должны храниться в хорошо закрытых и подписанных баночках, отдельно от продуктов питания.
Эти небольшие правила помогут не только правильно провести эксперимент, но и сохранить здоровье.
ВЫВОД
Выполнив данную работу, я узнал много интересного. Из литературы узнал, что означает слово «эксперимент». Что эксперименты проводят ученые в специальных комнатах, используют специальное оборудование.
Поэтому я предположил, что эксперименты можно проводить и в домашних условиях.
Проводить опыты можно и без специальной подготовки. Главное, нужно знать правила безопасности при проведении, помощь взрослых.
Мои родители помогли устроить дома небольшую лабораторию, где я провел свои эксперименты. Некоторые из них («Батарейка», «Ракета») смог провести за один день, а для другого («Необычная соль») – 1 месяц. С итогами своих экспериментов познакомил одноклассников. Многие из них решили повторить эти эксперименты, провести новые.
Таким образом, гипотеза о том, что эксперименты можно проводить и в домашних условиях, доказана. Главное, нужно соблюдать правила безопасности. Эти небольшие и легкие правила можно прочитать в брошюре.
Литература
2.Болушевский, С., Яковлев, М. Большая книга научных опытов для детей и взрослых / С.Болушевский, М.Яковлев. – М.: «Эксмо», 2012г. – 160 с.
3.Большая детская энциклопедия.- М: «Махаон», 2005. – 230 с.
4.Лемени-Македон, П. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/Пер. с нем. П. Лемени-Македона. – М.: «Эксмо»,2011. – 96 с.
5.Мотылёва, Э.И.Большая книга экспериментов для школьников / Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И.Мотылевой. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2010. – 190 с.
6.Пескунова, И.С. Большая книга научных развлечений / Дженис Ванклив;пер. с англ. И.С.Пескуновой.- М.: «АСТ: Астрель»,2009. – 203 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Изучаю литературу
Эксперимент №1 «Бумажная ракета»
Эксперимент № 2 «Сделай батарейку сам!»
Эксперимент №3 «Необычная соль»
Рассказываю об экспериментах
Правила безопасности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
Эксперименты в домашних условиях
Правила безопасности
2018
г.Сатка
Если ты читаешь эту брошюру, то значит мечтаешь, как и я, стать великим учёным! Мечтаешь ставить разные эксперименты, узнавать много нового!
Какой же учёный живёт без увлекательных экспериментов? Ты можешь им стать даже сейчас, сидя у себя дома! Удивительно, правда?
Поэтому, если тебе и вправду это интересно, то я желаю тебе только успехов!
В этой брошюре можешь найти один эксперимент. Он простой и очень интересный! Попробуй поставить его. У тебя обязательно получится!
Главное, при работе помни эти небольшие правила безопасности!
Перед началом эксперимента, нужно:
1) обязательно прочитать всю инструкцию, и чётко следовать ей.
2) приготовить рабочее место, оборудование, приборы.
Во время эксперимента:
1)осторожно обращаться с открытым огнем, горячими предметами, с ножницами и другими острыми предметами.
2)для проведения опытов должна быть отдельная посуда. Нельзя использовать посуду, из которой потом будут есть. Нельзя наклоняться над посудой, в которой происходит реакция.
3)нужно беречь кожу и глаза от попадания на них брызгов.
После проведения опыта, нужно:
— хорошо убрать рабочее место, вымыть посуду и руки. Если есть необходимость, нужно проветрить комнату;
— используемые растворы следует аккуратно вылить в раковину, при включенной холодной воде (чтобы вода разбавляла раствор).
— вещества, которые используются для проведения опытов, должны храниться в хорошо закрытых и подписанных баночках, отдельно от продуктов питания.
Эксперимент «Волшебная лампа»
В магазинах частенько можно видеть светильники, внутри которых двигается и переливается подсвечиваемая красивая жидкость. Дома, вместе с родителями, можно такую лампу сделать самому.
Берем емкость и заполняем ее соком более чем наполовину. Сверху доливаем растительное масло и бросаем туда таблетку-шипучку. Она начинает «работать», пузырьки, поднимаются со дна стакана, захватывают в себе сок и образуют красивое бурление в слое масла. Затем доходящие до края стакана пузырьки лопаются, и сок опускается вниз. Получается своеобразный «круговорот» сока в стакане. Такие волшебные лампы очень красивы и безвредны!
Старт в науке
Учредителями Конкурса являются Международная ассоциация учёных, преподавателей и специалистов – Российская Академия Естествознания, редакция научного журнала «Международный школьный научный вестник», редакция журнала «Старт в науке».