что нужно для получения квартиры по реновации
Реновация: как докупить площади или разменять квартиру в рамках программы
В рамках программы реновации переселенцам из старых пятиэтажек в Москве дается возможность докупать квартиры с бóльшим числом жилых комнат, а также приобрести отдельные квартиры. Этот способ улучшить жилищные условия становится все более востребованным среди москвичей, чье жилье включено в программу.
Рассказываем, как докупить дополнительные «квадраты» или разменять старую квартиру на две новых при переселении по программе реновации.
Интерес к докупке дополнительных площадей или отдельных квартир растет. Всего с начала действия программы ее участники подали в Московский фонд реновации в уже более 500 заявок на улучшение жилищных условий. По данным департамента градостроительной политики, в 2018 году в Фонд поступило 189 запросов на докупку, в 2019-м — 284 и еще около 30 — с начала 2020 года.
Часть жилья по реновации доступна участникам программы для докупки дополнительных «квадратов» или квартир. Порядок и условия выкупа площадей регулируются постановлением правительства Москвы № 45-ПП от 1 февраля 2018 года. Для этого нужно написать соответствующее заявление в Московский фонд реновации.
Дополнительные площади можно выкупить за собственные средства или оформить ипотечный кредит. Участникам программы предоставляется скидка 10%, она вычитается из суммы доплаты. Основное ограничение программы — общая площадь приобретаемого жилья не должна превышать 100 кв. м. Этой возможностью можно воспользоваться сразу при переселении либо в течение двух лет с момента оформления нового жилья в собственность, если ранее дополнительные площади не выкупались. При этом можно будет выбрать квартиру в другом районе из специального квартирного фонда реновационных домов. Скидка для желающих купить еще одну квартиру сохраняется.
Докупить площади можно в том же доме, где предоставляется новая квартира, либо в другом доме, построенном по реновации, но только в том же районе. Для Троицкого, Новомосковского и Зеленоградского округов выкуп возможен в любом районе округа.
Докупка дополнительных площадей возможна как для собственников приватизированных квартир в сносимых пятиэтажках, так и проживающих в старом жилфонде по социальному найму. Выкупом дополнительных площадей или приобретением новой квартиры можно воспользоваться только один раз. Вся информация по квартирам в продаже в реновационных домах размещается на сайте Фонда.
Как обменять квартиру
Согласно программе, участникам реновации предоставляются равнозначные квартиры. Но для улучшения жилищных условий некоторым требуется размен. Например, обмен одной большой квартиры на две однокомнатных, чтобы разъехаться с родителями. Это возможно в рамках докупки дополнительных площадей, пояснили «РБК-Недвижимости» в Московском фонде реновации. В этом случае также нельзя, чтобы новое жилье в совокупности превышало 100 кв. м.
Для обмена потребуется согласие всех собственников либо нанимателей. В будущем каждая из них будет оформлена в долях, соответствующих долям в освобождаемом жилом помещении, пояснили в Фонде. После оформления квартир в собственность их можно разделить самостоятельно в рамках гражданско-правовой сделки. Варианты квартир для покупки в течение двух лет можно посмотреть в специальном разделе на сайте Фонда.
Доплата рассчитывается по специальной формуле. Покупателю нужно вычесть из площади приобретаемой квартиры среднюю площадь равнозначной квартиры в доме, в который переселяют по реновации. Полученная разницу в «квадратах» умножить на рыночную стоимость жилья в конкретном доме и вычесть полагающуюся скидку в размере 10%. Получится сумма, необходимая к оплате.
Оплатить можно собственными средствами или оформить заявку в банке. В случае одобрения ипотеки — подписать договор с банком, а потом с фондом реновации. Также участники программы для выкупа дополнительных площадей могут использовать материнский капитал, различные жилищные субсидии и государственные жилищные сертификаты, другие источники средств.
Что нужно учитывать
Дополнительные площади или квартиру можно приобрести, но в случае, если они есть в собственности Фонда реновации. В новых домах — ограниченное предложение квартир на продажу, поэтому не всем могут подойти варианты по покупке новых квартир или увеличению площади. Если вы планируете докупить площади, то нужно учитывать, что при средней площади однушки в 32 кв. м в хрущевках площадь двушек намного больше и доплата будет существенной.
Например, сегодня на сайте Фонда в Бескудниковском районе предлагаются однушки площадью чуть более 34 кв. м, двушки — от 50 кв. м, трешки — от 70 кв. м. Таким образом, чтобы вместо однокомнатной квартиры получить двухкомнатную, понадобится доплатить от 2,6 млн руб. Минимальная стоимость однушек в этом районе — от 6,4 млн руб.
Нужно учитывать, что в рамках докупки необходимо оплатить обеспечительный платеж в размере 100 тыс. руб., который не возвращается, если вы вдруг отказались от сделки. Если на выкуп новой квартиры будет больше одного желающего, то она будет реализована с аукциона и вам придется побороться за нее ценой.
Как оформят сделку
Выкуп дополнительных площадей оформляется по договору мены с доплатой. Он заключается со всеми собственниками помещения в старом доме в соответствии с долями в праве собственности. Сумма доплаты в договоре будет только за дополнительный метраж. Если раньше собственники однушки владели ею в равных долях, то при докупке площадей они будут иметь такие же доли.
В случае с переселенцами, проживавшими в пятиэтажках по соцнайму, оформляются договоры купли-продажи. Оплачивать придется также только за дополнительные «квадраты».
Программа реновации в Москве утверждена в августе 2017 года. В нее входят более 5 тыс. домов площадью 16,3 млн кв. м, в которых проживает около 1 млн человек. Весной 2019 года в столице запущены публичные слушания по проектам реновации. Всего по данной программе уже переехало более 22 тыс. москвичей. В этом году планируется переселить еще более 15 тыс. москвичей.
На что можно рассчитывать, если дом сносят по программе реновации
1. На что можно рассчитывать, если мой дом сносят по программе реновации?
Если ваш дом сносят по программе реновации, вы можете:
2. Можно ли переехать в другой район?
Нет. Равнозначное жилье предоставляется только в том же районе Москвы (для Зеленоградского, Троицкого и Новомосковского АО — в том же административном округе Москвы), где и квартира, освобождаемая по программе реновации.
Докупить площадь можно тоже только в своем районе (за исключением покупки дополнительной квартиры в течение двух лет после оформления в собственность равнозначного жилья).
3. Будут ли улучшены жилищные условия?
Тем, кто состоит на жилищном учете, квартиры предоставляются вне очереди, с улучшением жилищных условий по норме предоставления по итогам перерегистрации учетного дела. После переезда семья с жилищного учета снимается.
Также есть возможность получить равнозначное жилье либо равноценную денежную компенсацию (равную рыночной стоимости сносимого жилья).
Компенсацию можно получить только в том случае, если в жилом помещении не проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане.
При получении равнозначного жилья или компенсации очередники сохраняют свое право состоять на жилищном учете.
4. Каковы условия переезда для жителей коммунальных квартир?
Семьи, проживающие в коммунальных квартирах (то есть занимающие отдельную комнату или комнаты), получают отдельное жилье.
5. Квартира в доме находится в залоге у банка (ипотечная квартира). Вправе ли будет банк потребовать в случае сноса дома досрочного погашения кредита?
Нет. В тот момент, когда вы будете регистрировать права на новую квартиру в Росреестре, предмет залога будет автоматически перенесен с квартиры в снесенном доме на квартиру, предоставленную по программе реновации. Условия договора об ипотеке при этом не меняются.
6. Как можно оплатить дополнительные квадратные метры в случае докупки?
Если вы приняли решение о приобретении квадратных метров в дополнение к площади равнозначной квартиры, вы можете воспользоваться личными или заемными (ипотека) средствами, материнским капиталом, жилищной субсидией, государственным жилищным сертификатом.
Обратите внимание, Фонд реновации сотрудничает с несколькими банками. Оформить кредит в них можно без первоначального взноса. Получить одобрение банка на ипотечный кредит и подписать кредитный договор нужно после подачи заявления на докупку квадратных метров в Фонд реновации, но до подписания договора мены или договора купли-продажи. Подробнее о банках-партнерах можно узнать на сайте Фонда реновации.
Реновация: как получить от властей лучшее жилье
Первые переезды по реновации уже состоялись. Далеко не всегда они были безоблачными. ЦИАН.Журнал проконсультировался со специалистами и составил подборку советов, как принимать квартиру в новостройке по реновации.
Власти сказали
В первую очередь ЦИАН.Журнал спросил совета в фонде реновации. И получил вот такой ответ от начальника отдела информационной политики и работы со СМИ Ирины Цибий: «Собственникам и нанимателям квартир в домах, включенных в программу реновации, предоставляются равнозначные квартиры. Вопрос о процедуре предоставления и приемке квартир жителями находится вне компетенции фонда реновации (Прим. – вопрос приемки станет для нас актуальным, когда будут введены первые дома фонда реновации, ближайший срок ввода – 2020 год)».
Представительница фонда также порекомендовала напрямую обратиться в уполномоченный орган – департамент городского имущества (ДГИ). ДГИ просто промолчал.
Итак, чтобы получение «реновационной» квартиры не вышло боком, а сама жилплощадь по недоразумению не оказалась меньше по размерам или хуже по содержанию, необходимо учесть ряд факторов.
Советы юриста
Фотосток. Дом реновации в Москве
ЦИАН.Журнал обратился за помощью к юристу. Адвокат коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры» Станислав Станкевич давно работает с вопросами столичной программы переселения, поэтому мы попросили его составить план действий для переселенцев.
«Москвичам предлагают «улучшение», а они почему-то его не желают. Парадокс, не так ли? Ясное дело, что дело не в капризности граждан, а в том, что условия сделки мены их не устраивают: ни квартира, ни состояние общего имущества (здания) порой не отвечают требованиям по качеству, по безопасности», – признает собеседник нашего издания.
Аналитический центр НАФИ опубликовал исследование, согласно которому каждый четвертый москвич, получающий «реновационную» квартиру, намерен ее продать. Еще 6% участников программы собираются оформить денежную компенсацию взамен нового жилья, предоставляемого программой квартиры. Среди тех, кто намерен добиваться компенсации, 83% собираются направить ее на покупку другого жилья.
Согласно исследованию, после начала программы 5% жителей пятиэтажек отказались от планов по покупке новой квартиры. В итоге в надежде на лучшее москвичи не купили примерно 16 тыс. квартир, а застройщики (это уже просто к слову) недополучили более 100 млрд рублей.
Один из важнейших моментов – миф о трех вариантах на выбор
Станислав Станкевич юрист
Станкевич объясняет, что переселение проводится по договору мены, в рамках которого условия сделки должны устраивать обе стороны, именно такую позицию следует занимать при общении с властями.
Отдельно юрист признает несправедливость наименования в документах переселенцев «жильцами». «Принципиальный вопрос, что речь идет именно о полноценных собственниках (с безусловным правом выбирать предмет сделки мены), а не о гораздо более безвольных нанимателях. Речь идет об обладателях имущественных прав, а не об абстрактном «населении»», – отмечает юрист.
Активистка Валерия Востокова пост в Facebook
Права
Осмотр
Что смотрим в квартире
Состояние стен в квартире определить трудно: дома по реновации сданы с отделкой, трещины и кривизна скрыты, отмечает собеседник ЦИАН.Журнала. Так что визуально в самой квартире имеет смысл проверить соответствие ее реального метража указанному в документах, работу инженерных систем (электрика, канализация, очень важно убедиться в работе вентиляции), оконных блоков.
Фотосток. Квартира по реновации
Станислав Станкевич юрист
При сделке по такому сложному и высокоценному недвижимому имуществу от граждан требуется поставить лишь подпись напротив «согласен» или «не согласен».
Кроме того, отмечает Станкевич, необходимо не просто «поставить галочку», но оптимально представить ДГИ результаты осмотра, которые оформляются в виде акта с приложением фото и описания выявленных дефектов (и не забудьте добиться, чтобы на копии переданного акта поставили отметку). Отнести документы лучше лично, не надеясь на добросовестную работу почты. К тому же, это намного быстрее. Для подстраховки можно отнести этот акт в сам департамент (ул. Бахрушина, д. 18, стр. 1), также добившись отметки о приеме.
Что смотрим в доме
Еще один важный момент: у каждого собственника в многоквартирном доме есть доля в праве собственности на общее имущество – на лестницы, лифты, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши, ограждающие конструкции дома, оборудование и т. д. (более подробно ознакомиться с перечнем можно в ст. 36 Жилищного Кодекса РФ). Это значит, что при осмотре квартиры следует обратить внимание и на дом, в котором она находится.
Станислав Станкевич юрист
По словам эксперта, действующие на сегодняшний день правила предполагают всестороннюю оценку гражданами объекта недвижимости, получаемого ими по добровольно (хотя бы формально) заключаемой сделке мены.
После получения ордера на осмотр квартиры привлеките для осмотра всего здания опытного эксперта, специализирующегося на приемке новостроек и заточенного под поиск дефектов.
Если у вас нет финансовой возможности прибегнуть к услугам специалиста, возможно, строители или инженеры найдутся среди ваших друзей, знакомых. Если будете проводить осмотр своими силами, не забудьте взять фото- и видеоаппаратуру для фиксации состояния увиденного, диктофон, измерительные приборы (даже простую рулетку), фонарик, бумагу для записей, напоминает юрист.
Станислав Станкевич юрист
Даже если вы согласны на переезд и квартира устраивает, убедитесь в приемлемом состоянии общего имущества.
Пишите «согласен на заключение договора мены, но при допуске к осмотру общего имущества многоквартирного дома по адресу ___». Если же вас не устраивает предложенный вариант, то составление акта и доведение его содержания до ДГИ – весомый аргумент в вашу пользу, если дойдет до подачи департамента иска о принудительном лишении вас права собственности.
Фотосток. Дом реновации в Москве
Что же имеет смысл осматривать, если департамент разрешит осмотреть не только квартиры, но и общее имущество (само жилое здание)? Основное внимание при проведении визуального осмотра должно уделяться состоянию несущих конструкций, поскольку именно их повреждения наибольшим образом влияют на безопасность эксплуатации здания.
«Это фундаменты, колонны здания, ригели, несущие балки. Визуально можно определить их повреждения, а специалисту о многом скажет характер трещин. Нередко подтопление подвала уже говорит о ненадлежащем воздействии на фундамент. Визуально оценивается и состояние материала – например, качество бетона», – перечисляет эксперт.
По дороге в квартиру не забудьте оценить работу каждого лифта и общее состояние подъезда.
В Коньково жителям предлагают переехать в дом, когда-то строившийся ныне банкротом компанией «СУ-155» (Профсоюзная улица, до 96, корпус 1). Именно об этом доме газета «Коммерсант» писала в конце февраля – жильцы, которым предлагаются квартиры, требуют не переселять их и пытаются оспорить качество жилья в Мосгорсуде. В частности, издание упоминает не работающую вентиляцию (квартиры уже пошли плесенью), не смонтированные дымоуловители, слишком узкие простенки на лоджиях, отсутствие «непрерывных ограждений», что нарушает противопожарные и строительные нормативы.
Политик Владимир Милов в своей колонке, опубликованной на сайте «Эхо Москвы», говорит, что площади однокомнатных квартир в новом доме меньше, чем в расселяемых, а трехкомнатные «склеены из двух однокомнатных», что не лучшим образом отражается на планировке. Другие варианты переселенцам, конечно, предлагаются – но в том же доме. Тех, кто решил ждать лучшего в старом доме, пишет Милов, фактически выживают: демонтируют окна в квартирах уже переехавших, заселяют в них гастарбайтеров, а также угрожают демонтировать коммуникации, не включить к зиме отопление.
Как уже упоминалось выше, искать «свою» квартиру можно до бесконечности. Или пока властям не надоест ваша избирательность и они не подадут в суд для ускорения процесса расселения. В этом случае потребуется помощь очень подкованного адвоката, поскольку, по опыту Станислава Станкевича, суды проходят с нарушениями (например, без адекватного уведомления переселенцев, которые порой даже не знают о рассмотрении своей судьбы, или с немедленным вступлением решения суда в силу). Кроме того, по словам юриста, суды нередко самостоятельно и без согласия переселенцев признают их право собственности на новую квартиру.
15 ответов на вопросы о программе реновации
Где можно найти информацию о программе реновации
Существует несколько источников, из которых можно получить необходимую информацию о программе реновации. Среди них:
— официальный сайт Мэра Москвы;
— телефон единой справочной службы Москвы: +7 (495) 777-77-77;
— сайт Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.
На mos.ru есть отдельный проект, где собрана вся информация, касающаяся программы. Здесь можно найти ответы на большинство возникающих вопросов.
Жители домов, расселение которых уже началось, также обращаются в центры информирования по переселению. Они открываются в день начала расселения.
Собрали ответы на вопросы, которые горожане задают чаще всего.
Ответы на самые популярные запросы на mos.ru
На каких условиях будут переезжать жители муниципальных квартир?
Те, кто живет в неприватизированных квартирах, получают жилье на тех же основаниях, что и остальные участники программы реновации. При этом новую квартиру можно при желании оформить сразу в собственность или заключить на нее договор социального найма. Каждый решает сам, какой вариант будет для него удобнее.
Что, если у квартиры несколько собственников?
В таком случае новая квартира будет оформлена в аналогичных долях, как и старая квартира.
Дадут ли мне квартиру, если я собственник, но зарегистрирован и живу в другом месте?
Да. Если вы собственник жилья, то не имеет значения, где вы проживаете и зарегистрированы.
Влияет ли ипотека на получение новой квартиры?
Нет. Владельцы квартир, находящихся в залоге у банка, переезжают на общих основаниях. Так что срочно искать средства на закрытие ипотечного кредита не нужно. Банк возьмет в залог новую квартиру вместо старой, на сумму кредита это не повлияет.
О переезде жителей коммунальных квартир и очередников
Каковы условия переезда для жителей коммунальных квартир?
Жильцы коммунальных квартир (то есть занимающие отдельную комнату или комнаты) получат отдельное жилье.
Те, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, будут переезжать дважды?
Очередники получат жилье вне очереди. Предоставляемая жилплощадь будет соответствовать действующей норме — 18 квадратных метров площади жилого помещения на человека. Так что переезжать дважды не придется. Однако семьи могут и отказаться от улучшения жилищных условий и переехать в равнозначную квартиру. В таком случае они сохраняют свое место в очереди на получение жилья.
О новых квартирах
Где будет находиться новая квартира?
Переселение жильцов происходит в том же районе. Исключение составляют только жители Зеленограда и ТиНАО — они получат квартиры в домах, построенных в границах округа.
Будут ли помогать с переездом?
Да. Тем, кому нужна помощь с переездом, нужно обратиться в центр информирования по переселению и оставить заявку. Город бесплатно предоставит транспорт и бригаду грузчиков, которые приедут к вам в заранее оговоренное время.
О докупке площадей
Можно ли улучшить жилищные условия за доплату?
Квартиры, которые получают участники программы реновации, и так будут больше старых за счет более просторных кухни, санузла и коридора. Но при этом можно докупить квадратные метры со скидкой 10 процентов от их рыночной цены. Для этого можно использовать ипотеку, материнский капитал, жилищные субсидии и государственные сертификаты. Подробнее о докупке можно узнать на сайте Фонда реновации.
Если я планирую докупать жилплощадь, могу ли я переехать раньше своих соседей?
Переехать в новую квартиру раньше, чем начнется переселение вашего дома, нельзя.
О родственниках
Что делать, если собственник несовершеннолетний?
В таком случае перед подписанием согласия на выбранную квартиру необходимо будет посетить органы опеки и попечительства и получить их разрешение на распоряжение имуществом. Кроме того, договор должен быть подписан только в присутствии нотариуса. Сотрудники центра информирования по переселению готовы помочь жителям с поиском специалиста. После регистрации права собственности можно получить компенсацию за его услуги. Аналогичные правила действуют и в отношении недееспособных граждан.
А если собственник недееспособный?
Сохранится ли за ребенком место в детском саду и школе?
Да. Переводить детей в другой сад или школу не придется. Однако если вы хотите сменить образовательную организацию, то всегда можете сделать это. То же касается и прикрепления к поликлинике.
Про ремонт и строительство
Что будет со взносами на капитальный ремонт?
После включения дома в программу платить взносы на капитальный ремонт не нужно. Все средства, которые уже были собраны, направляются на строительство новых домов по программе реновации. При этом текущий ремонт будет проводиться в обычном режиме.
Будут ли отключать воду и электричество в соседних домах?
Нет. Строительство планируется таким образом, чтобы неудобства для жителей окружающих домов были сведены к минимуму. Воду, электричество и отопление отключать не будут. Строительство будет вестись в максимально короткие сроки, но нормы тишины по ночам и в выходные дни нарушать не будут. Следить за ходом строительства будет Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. При обнаружении любых нарушений на стройплощадке можно будет обратиться в контакт-центр по телефону: +7 (499) 401-01-01.
Правила и инструкция по переезду
Дом в рамках реновации достроен – впереди переезд! Но просто собрать сумки и поехать в первую попавшуюся квартиру невозможно. Переезд происходит по определенной процедуре и с оформлением особого пакета документов. Нюансы переезда зависят от жильцов, их статуса, наличие ипотеки, а также планируется переехать в соответствующее по площади жилье или докупить дополнительные квадратные метры. Но для начала нужно определиться – имеющаяся в «хрущевке» квартира принадлежит переселенцам на праве собственности или по договору социального найма. Пошаговая инструкция ниже позволит разобраться в мелочах.
Если квартира в собственности
Жилье в частной собственности означает, что квартира полностью принадлежит определенному физическому лицу или семье. У нее может быть один хозяин или несколько, но это всегда – обычные граждане. Как правило, недвижимость в собственность получают по наследству или дарственной, чаще по договору купли-продажи или в ипотеку. Проверить, что квартира находится в собственности, можно с помощью выписки из ЕГРН или по свидетельству о праве собственности.
В этих документах нужно найти строку «Правообладатель», в которой и будет указан хозяин жилья и его доля в праве. Доля в праве 1 или 100% означает, что квартира принадлежит одному человеку полностью. Если доли вписаны как 1/2, 1/3 и так далее, то собственность долевая, а собственников у такой квартиры несколько.
Внимание! Если квартира в собственности, то после переезда новое жилье будет также оформлено в собственность.
Шаг 1. Получить письмо с предложением о переезде
Первым делом необходимо получить официальное письмо от Департамента столичного имущества с предложением о переезде. В этом письме будут указаны характеристики будущей квартиры, а именно:
Письмо понадобится обязательно, без него нельзя запустить процесс переезда. Конверт передадут лично либо опустят в почтовый ящик. Если письмо не пришло, а, например, соседи уже получили свои предложения, нужно обратиться с паспортом в Центр информирования населения.
Шаг 2. Осмотр квартиры
После получения письма есть 5 рабочих дней на осмотр новой квартиры, для чего:
При осмотре обратите внимание на следующие моменты:
Иными словами, осмотр квартиры должен напоминать приемку нового жилья у застройщика. При наличии замечаний смело настаивайте на оформлении соответствующего акта с указанием нарушений. В течение 7-15 дней их устранят и пригласят переселенцев на новый осмотр.
Шаг 3. Документальное оформление
Переезд оформляется договором мены одной квартиры на другую. На основании этого договора пройдет государственная регистрация права собственности, после чего новый хозяин вступил полностью в права владения, пользования и распоряжения жильем.
Процедура включает два этапа:
По представленным документам сотрудники Департамента оформят договор мены и сообщат о дате его подписания.
Внимание! Если жилье находится в залоге у банка, нужно переоформить право залога на новое жилье. В каждом банке свои процедуры переоформления, поэтому на этапе оформления документов следует связаться со своим кредитным специалистом и уточнить этот момент. В итоге всех манипуляций ипотечное обременение будет наложено уже на новую квартиру.
Шаг 4. Переезд
Переезд можно организовать самостоятельно или с помощью городских властей. В последнем случае услуги транспортной компании оплатит город из средств местного бюджета. Организация помощи для каждого дома своя, поэтому для подачи заявления о помощи в переезде нужно обратиться в свой центр информирования.
К слову, льготным категориям помогают и со сборкой мебели. К ним относятся ветераны, пенсионеры, инвалиды, многодетные и малоимущие семьи.
Шаг 5. Закрытие лицевого счета в старой квартире
Нужно обязательно разобраться с накопившимися долгами по жилищным услугам, чтобы переехать в новое жилье без этих проблем. Для этого переселенцы оплачивают образовавшуюся задолженность и окончательно закрывают лицевые счета. Взаимодействие происходит со специалистами своей управляющей компании:
Внимание! Телефон единой диспетчерской службы по всем управляющим компаниям Москвы +7 (495) 539-53-53. Если по ЖКУ или электричеству есть переплата, получить ее можно в управляющей компании или Мосэнергосбыте соответственно.
Шаг 6. Открытие лицевого счета в новой квартире
Чтобы в новой квартире пошли начисления по жилищным услугам, следует открыть лицевой счет. Для этого:
Чтобы не потерять время, при обращении за открытием лицевого счета нужно приготовить документы:
Рекомендуем сделать копии указанных выше документов заранее. Заверять у нотариуса не нужно.
Шаг 7. Регистрация по месту жительства
Оформить регистрацию по месту жительства теперь можно через интернет на портале Госуслуг или лично – через центр госуслуг своего района. Если УК предоставляет услуги паспортного стола, подать документы можно через нее.
Для оформления прописки понадобится:
Если квартира в социальном найме
Жилье в социальном найме означает, что собственником является город – а жильцы имеют ограниченные права пользования квартирой, могут проживать в ней, делать текущий ремонт, использовать по прямому назначению. Такие квартиры тоже участвуют в реновации, однако в отличие от переселенцев из ветхого жилья, участники реновации получили альтернативу:
Получается, что второй вариант, по сути представляет собой упрощенную схему приватизации жилья. Как оформить квартиру – решают сами жильцы. Некоторым важно получить значительный капитал в собственность, другие же не хотят связываться с уплатой налогов и другими вопросами, которые решает хозяин недвижимости.
Шаг 1. Получить письмо с предложением о переезде
Письмо о переезде приходит всем участникам реновации – и собственникам, и нанимателям помещений. В документе указывается:
На первом этапе именно письмо – ключевой документ, без которого в новое жилье переехать невозможно. Конверт приносят лично или опускают в почтовый ящик. Можно получить письмо самостоятельно по паспорту в центре информирования населения.
По письму можно записаться на осмотр новой квартиры. Осмотреть нужно в течение 5 рабочих дней с момента получения письма.
Шаг 2. Осмотр квартиры
Осмотр квартиры происходит при участии уполномоченного специалиста, а по итогу оформляется акт. Если замечаний нет, оформляется заявление о согласии на квартиру, которое подписывают все зарегистрированные по прежнему адресу жильцы.
Осмотр квартиры должен быть максимально тщательным. Оценить нужно не только внешний вид отделки, но и состояние окон, дверей, потолков. Обязательно проверить работоспособность инженерных систем: водоснабжения, вентиляции, электричества.
При наличии замечаний смело оформляется акт с указанием нарушений, которые должны устранить максимум за 15 дней.
Шаг 3. Документальное оформление
На этом этапе оформляется один из двух договоров, который будет основанием вселения в новое жилье:
Для оформления договора жильцы должны собрать и принести в центр информирования следующие документы:
По представленным документам сотрудники Департамента оформят договор и сообщат о дате его подписания. Если выбран социальный наем, то подписывает его один наниматель, а в случае с передачей квартиры в собственность понадобятся подписи всех новых владельцев.
Внимание! Договор мены нужно зарегистрировать в ЕГРН. О порядке регистрации проконсультирует сотрудник информационного центра. Договор социального найма регистрировать нигде не нужно.
Шаг 4. Переезд
Чтобы перевезти вещи, можно воспользоваться помощью города – тогда расходы на транспортную компанию можно будет компенсировать из бюджета. Для этого нужно подать заявление по специальной форме в свой центр информирования или онлайн через mos.ru.
Ветеранам, пенсионерам, инвалидам, многодетным и другим льготникам помогут и со сборкой мебели.
Шаг 5. Закрытие лицевого счета в старой квартире
Обязательный шаг – переоформление лицевых счетов и передача старой квартиры УК. Процедура несложная. Взаимодействие происходит со специалистами своей управляющей компании:
Телефон единой диспетчерской службы по всем управляющим компаниям Москвы +7 (495) 539-53-53. Если по ЖКУ или электричеству есть переплата, получить ее можно в управляющей компании или Мосэнергосбыте соответственно.
Шаг 6. Открытие лицевого счета в новой квартире
Чтобы в новой квартире пошли начисления по жилищным услугам, следует открыть лицевой счет. Для этого:
Чтобы не потерять время, при обращении за открытием лицевого счета нужно приготовить документы:
Рекомендуем сделать копии указанных выше документов заранее. Заверять у нотариуса не нужно.
Шаг 7. Регистрация по месту жительства
Оформить регистрацию по месту жительства теперь можно через интернет на портале Госуслуг или лично – через центр госуслуг своего района. Если УК предоставляет услуги паспортного стола, подать документы можно через нее.
Для оформления прописки понадобится:
Нюансы получения отдельных документов
Оформление некоторых документов для переезда традиционно вызывает много вопросов. Ниже разберем некоторые нюансы.
Выписка из ЕГРН на квартиру
Сегодня именно выписка из ЕГРН считается основным документом, подтверждающим право собственности на недвижимость. В отличие от Свидетельства, в выписке содержится вся актуальная информация не только о правообладателях, но и об обременениях, основных характеристиках объекта. Получить выписку можно в электронном виде через интернет или в бумажной форме в отделе госуслуг. Юридическая сила этих вариантов идентична.
На сайте Росреестра есть специальная форма по получению сведений из ЕГРН, благодаря которой можно в короткий срок получить выписку на свою электронную почту. Для оформления запроса понадобится точный адрес или кадастровый номер квартиры, а также паспортные данные заявителя.
Срок изготовления выписки – от 3 рабочих дней, стоимость – от 300 рублей. Доступна онлайн оплата услуги.
Разрешение органов опеки
Если один из собственников или нанимателей жилья не достиг 18 лет, то распорядиться его долей в квартире можно только с согласия органов опеки. Это касается и переезда по реновации.
Разрешения выдаются отделами соцзащиты по месту жительства ребенка в течение 15 рабочих дней с даты подачи заявления. Для оформления разрешения понадобятся:
В связи с реновацией могут понадобиться и другие документы. Рекомендуем уточнить список необходимых справок на приеме у специалиста.
Госпошлиной выдача разрешения не облагается.
Нотариальное согласие супруга
Если квартира приобретена в браке, и супруги не заключили брачный контракт, то она автоматически считается совместной собственностью мужа и жены. При этом не важно, кто из супругов указан в качестве собственника в свидетельстве или выписке. Распоряжаться такой квартирой пара должна только совместно.
Поэтому для передачи квартиры по реновации понадобится нотариальное согласие супруга, который не указан в свидетельстве, по аналогии с продажей или дарением. Оформить согласие можно у любого нотариуса в день обращения. Понадобятся документы:
Нотариус самостоятельно составит текст согласия, распечатает на специальном бланке. Стоимость оформления очень сильно различается у разных нотариусов, и может составлять от 1000 рублей и выше.
Докупить квадратные метры при переезде
Правила реновации позволяют желающим приобрести дополнительную жилую площадь за плату. При этом общая площадь докупаемого жилья не должна превышать 100 квадратных метров.
Процедура докупки следующая:
В Фонде реновации
Процедура докупки немного отличается от обычной купли-продажи на свободном рынке. Если на выбранную квартиру претендует еще хотя бы один желающий, Фонд проведет аукцион, если нет – оформят договор мены.
Специалистам Фонда понадобятся:
После заключения договора мены переезд продолжается аналогично другим случаям:
Скидка на докупку
Все участники программы реновации получают гарантированную скидку 10% на сумму доплаты. Кроме того, на оплату распространяются все возможные льготы: материнский капитал, жилищные субсидии и сертификаты.
Внимание! Участники реновации вправе докупить квадратные метры в течение двух лет после переезда в равнозначное жилье. В этом случае скидка 10% так же предоставляется.
Популярные вопросы
Ниже рассмотрим несколько самых популярных вопросов по переезду в рамках реновации.
Можно ли получить деньги вместо квартиры?
Да, такая возможность представляется по заявлению, которое нужно подать в Департамент городского имущества. Форму предоставят в ведомстве.
Как разменять одну квартиру на несколько?
Возможность размена правилами реновации не предусмотрена. За квартиру предоставляется только одна равнозначная квартира в новом доме либо возможность докупки дополнительной площади.
Информационные центры работают с 12:00 до 20:00 с понедельника по субботу, а в первые два дня после открытия – с 9 утра до 9 вечера. Открытие центра происходит в день начала переселения конкретного дома. Посмотреть адрес своего информационного центра можно по этой ссылке.