что нужно для перевозки лошади в другой регион
Перевозка лошадей на машине, поезде, самолете или корабле
Бывает, что случается так, что надо перевезти лошадей из одной конюшни в другую, либо отправить их на какое-то соревнование или на отдых. Для этого существует специальной автотранспорт.
Специальный транспорт для перевозки
Лошадей возят в оборудованных коневозках — в небольших автофургонах на 1-2 лошади. Но бывают более вместительные — до 22 голов, в грузовики с высокими бортами. В ненастную погоду или зимой грузовики оборудуют тентами. А для очень дальних путешествий используют морской, или даже воздушный транспорт.
Перед путешествием во избежание травм, лошадям нетуго бинтуют ноги под ватники. При этом захватывают скакательные и запястные суставы. Для погрузки, на лошадь одевают уздечку с поводом, или недоуздок (это узда без удил) с чомбуром (повод недоуздка). В трансопрте лошадей привязывают так, чтобы у них была свобода движения у головы и шеи. Чтобы избежать столкновения лошадей, их привязывают так, чтобы они не могли касаться друг друга. Между лошадьми устанавлиают специальные перегородки, деревянные или металлические.
Если машина открытая и погода ветренная, то нужно одеть на лошадь попону. Спортивных лошадей можно возить на соревнования оседланными, но не в коем случае с натянутыми подпругами. Стремена надо заправить в путлища, по всем правилам.
Лошадей, которых редко перевозят, стараются не пугать при погрузке. В транспорт их заводят несколько человек. Если животное сильно пугается и отскакивает, боясь коневозки, то нужно применять не силу и грубость, а терпение и изобретательность. Также лошадей успокаивает похлопывание по телу и ваш ровный, успокаивающий голос. Надо дать лошади обнюхать фургон, а затем заманить лошадь туда торбой с овсом, пучком сена, или лучше сочной травы, сахаром, яблоком или морковью. Если лошадь подойдет к фургону, и будет продолжать упираться, то можно осторожно взять её ноги, и поочередно передвигать их.
Перед погрузкой лошадей обычно не кормят. Но в длительных поездках, нужно соблюдать трехразовый режим кормления и поения, как в конюшне. Разница заключается только в уменьшении на 2-3 кг нормы и увеличении количества сена. Прогулки лошадей на длительных остановках желательны.
Правильная перевозка лошадей
Перевозка лошадей разрешается при наличии ветеринарного свидетельства и производится при соблюдении условий, предусмотренных Законом о ветеринарии и Ветеринарным уставом.
Разрешается транспортировка только здоровых лошадей из районов, где не было заразных болезней, из хозяйств, в которых делались предохранительные прививки и проводились исследования на сап, случную болезнь, инфекционную анемию.
Не менее чем за трое суток до отправки лошадям начинают выдавать те корма, которые будут использоваться при перевозке. Погрузка лошадей в транспортное средство должна производиться в светлое время суток в спокойной обстановке и начинаться со спокойных, неагрессивных лошадей, при этом недопустимы крики и побои животных. Транспортировка лошадей осуществляется железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом.
Перевозка лошадей железнодорожным транспортом
Лошадей по железной дороге перевозят, как правило, на расстояния не менее 200 км в специальных или приспособленных крытых товарных вагонах. В один четырёхосный вагон грузится не более 10-12 лошадей. После погрузки дверные проёмы закрываются решётками.
Лошадей размещают вдоль продольной оси вагона, головами к междверному пространству. В каждой половине вагона лошадей ставят в два ряда. Вагоны для перевозки лошадей оборудуют досками-коновязями и досками – дверными закладками, в них должны находиться лопаты, мётлы, вёдра, фонарь, ветеринарная аптечка, средства оказания первой помощи. Кобыл и жеребцов перевозят в разных вагонах раскованными на привязи.
Количество корма, выдаваемое в путь, определяется с допущением того, что поезд проходит за сутки около 300 км, кроме этого количества корма выдаётся запас на двое суток. Кормление лошадей производится регулярно два-три раза в сутки.
Поение лошадей при транспортировке производится не менее одного раза в сутки зимой и не менее двух раз в сутки летом. Суточная норма потребления воды – 20-30 л.
Материалы для подстилки те же, что и в конюшнях: солома, опилки, торф. Уборку навоза из вагонов осуществляют раз в сутки на станциях (обязательно согласовывается с транспортной ветеринарной службой). Категорически запрещён выброс навоза из вагонов при движении состава.
Для сопровождения лошадей в пути грузоотправитель выделяет проводников по одному в каждый вагон (для племенных лошадей – по два), которые обязаны разместить лошадей в вагонах, кормить, поить и присматривать за лошадьми, а также производить уборку вагонов. Контролирует этот процесс старший проводник.
При движении состава вагоны проветривают, для этого двери и окна с подветренной стороны (по ходу поезда) оставляют открытыми. Летом в жаркую погоду допускается держать оставлять открытыми двери и люки с двух сторон вагона. При низких температурах люки закрывают, оставляя открытой одну дверь.
Перевозка лошадей автомобильным транспортом
Перевозка лошадей осуществляется в специальных или обычных бортовых грузовиках, в самосвалах перевозка лошадей недопустима. В зависимости от модели автомобиля или полуприцепа одна единица транспорта перевозит 10-24 лошади.
Для перевозки лошадей в кузове грузовика его требуется подготовить: вымыть, в некоторых случаях и продезинфицировать, соорудить деревянный настил (чтобы не портить кузов) или использовать подстилку. Борта должны быть не ниже 1,5 м.
При неблагоприятных погодных условиях (сильный дождь, ветер, холод или жара) кузов для перевозки оборудуют тентом. Перед погрузкой лошадей разделяют по возрастному, половому признаку, а также учитывают назначение лошади. Животных в кузове располагают головами вперед по ходу автомобиля и надёжно привязывают.
Скорость перевозки зависит от типа дороги: 60 км/ч по асфальту, 40 км/ч по булыжной дороге, 25 км/ч по грунтовке. Движение должно осуществляться без рывков, дальность перевозок 450-600 км, длительность не более суток.
Перевозка лошадей авиационным транспортом
В связи с отсутствием специальных самолётов и высокой стоимостью перевозки лошадей авиационным транспортом происходят редко, таким способом доставляют обычно спортивных и племенных лошадей.
Для перевозки лошадей используются самолёты, имеющие герметичное грузовое помещение с вентиляционными устройствами, которые поддерживают оптимальный микроклимат (Ил-76). Лошади в самолётах перевозят в стойлах или специальных унифицированных контейнерах типа УАК-5 с поддонами, которые помещают в грузовой отсек, который перед погрузкой должен быть вымыт, проветрен, а иногда и продезинфицирован.
Пол грузового отсека выкладывают деревянными щитами (сплошными), на которые кладут листы рифлёной резины, сверху засыпают опилками. Стойла располагаются вдоль оси самолёта в несколько рядов и проходами между рядами. Стойла изготавливаются из прочного и лёгкого металла размерами: высота 1,5 м; ширина 0,8 м; длина 2,2 м.
Стенки стойла обиваются пористой резиной. В стойлах предусматривают устройства фиксации лошадей двойной привязью, а при длительности перевозки более 6 часов необходимо устройство крепления кормушки (в этом случае предусматривается запас воды и кормов).
Перевозка лошадей водным транспортом
Средняя длительность перевозок лошадей водным транспортом составляет несколько суток. Правила перевозки такие же, как и по железной дороге. Транспортировку осуществляют на специальных судах для перевозки скота, в трюмах и на палубах грузопассажирских судов и сухогрузов.
При размещении лошадей на палубе сооружают специальный настил, на котором предусмотрены рейки, в которые упираются лошади во время качки. В качестве подстилки применяются опилки, сверху которых насыпана солома. Для удаления навозной жижи палубу оборудуют стоками.
Стойла на палубе и в трюме располагают поперёк продольной оси судна, лошади в них стоят головой к середине судна. Размеры стойла следующие: длина 2,2-3 м, ширина – 0,8-1,2 м, высота боковых переборок – 1,2-1,9 м. Крайние стойла зашивают досками на всю высоту.
При перевозке лошадей в трюмах особое внимание уделяется вентиляции. В каждом трюме размещают лошадей одного пола и примерно одного размера. Жеребцов у стен трюма привязывают особенно тщательно на более толстой привязи. Для предотвращения травматизма, вызванного качкой, в трюме сооружают перегородки. При длительности перевозки более 12 часов на каждые сутки пути выдаётся 8-12 кг грубого корма, 2-4 кг концентратов, 30 л воды, 1,5 кг подстилки. Кормление и поение лошадей производится три раза в сутки, сено и концентраты перед выдачей смачивают водой, температура воды для поения 9-15 °С.
Навоз убирается ежедневно и складируется в месте, указанном капитаном, по прибытии в порт назначения утилизируется по указанию местной ветеринарной службы.
Если в пути происходит гибель лошади по каким-либо причинам, труп помещают в такое место, в котором он не будет разлагаться, при отсутствии такого он выбрасывается за борт не ближе 50 миль до ближайшего порта (морская транспортировка). Всё, что соприкасалось с животным, тщательно дезинфицируют.
Особенности перевозки лошадей
Необходимость в перевозке лошадей возникает при участии в ипподромных испытаниях, выставках, соревнованиях и для продажи. Осуществлять транспортировку коней можно автомобильной техникой, водным, железнодорожным и авиационным транспортом. Также осуществляют перегонку табунов своим ходом в мясном и молочном коневодстве. Для осуществления перемещения лошадей необходимы определенные документы, список которых зависит от региона отбытия и назначения.
Содержание статьи
Правила перемещения лошадей
Контроль перевозок животных осуществляется ветеринарной службой, так как существует опасность распространения опасных заболеваний. Для этого выдается свидетельство, в котором указывается информация о проведенных вакцинациях, обработках, диагностических исследованиях. Необходимые вакцинации для лошадей:
Также обязательно необходимо провести исследование коня на случную болезнь, инфекционную анемию, сап. Также прикрепляется свидетельство ветеринарной службой, в котором указывается состояние региона по инфекционным энцефалитам, ящуру, сапу, случной болезни, везикулярному стоматиту, ИНАНу и ринопневмонии.
Особенности использования транспорта
Использование определенного вида транспорта основывается на особенностях рельефа, протяженности маршрута и доступности. Чаще всего применяют автотранспорт для перевозки коней на небольшие расстояния. В продуктивном коневодстве практикуется перегонка табунов по скотопрогонным трассам. Они обычно следуют параллельно автомобильным магистралям с удалением в 1-2 км.
Автомобильный
Применение автотранспорта целесообразно исключительно на небольших расстояниях. Если использовать его для перевозки коней в течение нескольких суток, то необходимо устраивать регулярные выгрузки, чтобы предоставить возможность животному попастись. Для транспорта используют специальные машины, либо обычные грузовики с нарощенными бортами.
Рекомендованные требования к транспорту:
Выпускаемая заводами КамАЗ, УРАЛ, ЗИЛ техника не приспособлена для перевозки животных, поэтому необходимо перед транспортировкой переоборудовать кузов. Для этого деревянными щитами наращивают борта спереди и сбоку до высоты в 2,2-2,5 метра. Также можно использовать фуры с металлическими или тентовыми полуприцепами.
Разрешается перевозить лошадей только в раскованном виде.
Во время перевозки коня нужно соблюдать требования микроклимата в помещении. Особенно важен температурный режим – не допускайте зимой переохлаждения, а летом перегрева (оптимальная температура 15-20 градусов). Не менее опасны сквозняки – форточки, двери, вентиляционные отверстия должны располагаться так, чтобы на животное не дула прямая струя. Рекомендуемая влажность воздуха – 60-75%.
Размещать лошадей в кузове следует параллельно его бортам с положением головы по ходу движения. Хотя также используется постановка поперек, но в таком случае возможно падении при резком торможении, что причинит травмы коню.
Железнодорожный
Для перевозки вагоны должны пройти очистку и дезинфекцию. Погрузка проводится на специальных платформах для скота. Пригодность боксов определяется работником ветеринарного надзора, который также контролирует весь ход загрузки.
В один вагон загружается до 14 голов коней, при этом должно остаться одно свободное место. Каждый вагон имеет по две двери, поэтому лошадей ставят в четыре ряда – по одному с каждой из сторон двери, так, чтобы головы смотрели в проход. При этом следует в центральных рядах размещать на одного коня меньше, чем в крайних – для образования прохода, необходимого для персонала.
Во время поездки необходимо обеспечить лошадей кормом и водопоем. Необходимо иметь запас пищи и воды, для этого в вагоне ставят канистры, фураж размещают в мешках, а сено в тюках. Очистка вагонов от навоза производится только на специальных станциях, утвержденных ветеринарным надзором. В период перевозки лошадей запрещается их убой, даже при выявлении особо опасных патологий.
Воздушный
Транспортировка лошадей самолетом осуществляется в специальных контейнерах с размерами 3,5х2,5х2,5 метра. Боксы изготавливаются из металла, а изнутри обшиваются мягким материалом (резина). Также пол покрывают опилками, соломой. Такой контейнер предназначен для одновременной перевозки до трех лошадей, которые устанавливаются поперек длинной стороны. Узкое пространство бокса не позволяет коням ложиться на протяжении полета, но полностью движения не скованы – допускается переминание.
Использование специализированных боксов сводит к минимуму травматизм во время полета. В нем поддерживаются оптимальные показатели микроклимата – температура, влажность, воздухообмен. Во время перелета допускается кормление сеном, но водопой и концентраты исключают – их можно дать перед погрузкой.
Не допускается транспортировка лошади без сопровождающего. Во время всего полета персонал должен наблюдать за контейнером, если конь бьется копытом в стенки, то следует немедленно осмотреть его и при необходимости ввести нейролептик. У сопровождающего лица должен быть соответствующий сертификат, который выдается по завершении специальных курсов.
Влияние транспортировки на организм лошадей
Погрузка в кузов, вибрация и тряска на кочках, шумы провоцируют стрессовое состояние. Понижение резистентности, чувство страха приводит к истощению, особенно при длительной транспортировке. Утомление усиливается из-за непрерывающейся нагрузки на скелетные мышцы. У лошадей при погрузке различают несколько форм поведения: нормальная (активно заходят в кузов), пассивная (конь останавливается, плохо реагирует на понуждение), защитная (поднимаются на дыбы, мотают головой, бьют копытом и другие признаки агрессии).
На коротких дистанциях преобладает реакция возбуждения у лошадей, проявляющаяся повышением ЧСС, дыхательных движений, лошади могут агрессивно реагировать на прикосновения, окрики. Длительное перемещение (свыше 2-х суток) приводит к торможению из-за чрезмерного утомления – можно обнаружить понижение пульса и дыхания, некоторое снижение температуры.
Для предупреждения транспортного стресса можно использовать нейролептические, седативные средства. Их введение приводит к облегчению загрузки – лошади не проявляют агрессии, пассивно проходят в бокс. В ходе перевозки нет повышенного воздействия на системы, что способствует сохранению в пределах нормы основных показателей.
Также следует осуществлять транспортировку с перерывами. На каждые 8 часов пути должно приходиться 2 часа отдыха, во время которых осуществляется поение и кормление животного, уборка в боксе.
Особенности перевозки лошадей на автомобильном транспорте
Перевозка лошади в кузове грузового автомобиля или прицепа – дело не простое. В нем есть много особенностей, которые надо учитывать, иначе животное получит сильнейший стресс, его здоровье может ухудшиться, а в некоторых случаях неграмотная доставка оканчивается даже гибелью четвероногого друга.
Первое правило транспортировки лошадей гласит, что не допускается перевозка больных животных – кроме исключительных случаев, когда это необходимо для их госпитализации.
Оно связано с тем, что звери (как, впрочем, и люди) плохо переносят дорогу, в пути состояние больных неизменно ухудшается. Иногда рекомендуют перед погрузкой успокоить коня с помощью инъекции транквилизатора (из отечественных нередко применяется данидин).
Если речь идет о спортивной лошади, которой предстоит вскоре участвовать в соревнованиях, то подобное делать не рекомендуется. Такой метод может отрицательно повлиять на ее физические кондиции и нанести общий вред здоровью.
Транспорт, коневозка
На автомобильных перевозках лошадей допускается использовать только грузовики (не надо смеяться, случаи транспортировки молодняка в легковушках очень редки, но вполне реальны). Оптимальный вариант – специально оборудованный прицеп «батман», он же коневоз или коневозка. На нем поставлены усиленные амортизаторы, которые глушат толчки от небольших ухабов, поэтому животное во время движения чувствует себя достаточно комфортно.
При отсутствии батмана, лошадей перевозят в бортовых кузовах, фургонах или прицепах. Они в обязательном порядке должны иметь коновязь (грудовую), жестко соединенную с корпусом, которая располагается в 1 м от кабины. При доставке двух лошадей, от нее по центру кузова монтируется продольное бревно, для разделения животных. Необходимо убедиться в том, что на внутренней поверхности кузова нет торчащих гвоздей, щепок, острых углов или выступов. Пол посыпается опилками или соломой, чтобы повысить устойчивость лошади.
При использовании прицепа надо помнить о том, что его вес вместе с животным не должен быть больше веса буксирующего автомобиля.
В бортовой машине или прицепе нельзя перевозить потных или мокрых лошадей, они могут простудиться.
В открытом кузове надо позаботиться о том, чтобы во время движения исключить сквозняки. Для защиты от ветра все борта (кроме заднего) наращиваются щитами из фанеры на высоту до 2,5 м от пола. В холодное время прицеп закрывается тентом.
Режим движения
Во время движения запрещается развивать большую скорость. А также резко разгоняться или тормозить. После каждых 6 часов езды делается остановка, чтобы лошадь могла размять ноги, которые сильно устают. А еще желательно помассировать ей сухожилия.
Если это спортивный конь, которому предстоит участие в скачках, то во время остановки надо организовать ему пробежку.
Это позволит держать мышцы в необходимом тонусе. После выгулки лошадь должна остыть, и только затем ее можно напоить водой, обязательно подогретой. Во время остановки закрытый кузов или прицеп обязательно проветривается.
Приспособления для транспортировки
Снаряжение лошади должно быть прочным. Все детали надо проверить еще перед погрузкой. Если коня привязать очень туго, он может нервничать. А если слишком свободно – дернется и травмируется.
Ноги оборачиваются ватниками и бинтами, но не очень плотно. На них надеваются колокольчики и транспортные ногавки. Если для доставки используется современный коневоз, то от ногавок можно отказаться, от них на ногах иногда возникают отеки.
Чтобы исключить появление на хвосте зачесов, надо, либо надеть нахвостник, либо просто забинтовать хвост и закрутить его.
Во избежание возникновения проблем со здоровьем температура тела животного во время движения должна быть комфортной, лошадь не должна мерзнуть или перегреваться. Для сохранения тепла применяется попона и капор на шею.
Некоторые особенности перевозки лошадей
Погрузка лошадей выполняется очень осторожно. На этом этапе велика вероятность того, что животное оступится и травмируется. Между кузовом автомобиля и погрузочной площадкой или наклонным трапом не должно быть зазора.
При перевозке нескольких лошадей, их группируют по парам одного пола. После чего размещают в кузове одну пару за другой, сначала жеребцов, а за ними кобыл (ни в коем случае не наоборот). Кобыл привязывают несколько длиннее, чем жеребцов. В промежутке между рядами животных должен стоять как минимум один брус, расположенный на высоте 1 м от пола. Еще лучше сделать перегородку.
В большинстве случаев лошади располагаются вдоль кузова, головой по направлению движения, им тогда легче балансировать.
Поперечное размещение неблагоприятно отражается на физическом состоянии животных. При длительной перевозке группы лошадей, их должен сопровождать ветеринар, поскольку всегда есть опасность возникновения нештатной ситуации.
Режим питания
Даже в том случае, когда лошади перевозятся на сравнительно небольшие расстояния, надо запастись питьевой водой и кормом. Животных переводят на усиленный режим питания. Количество овса сокращается до минимума, чтобы из-за долгого стояния на одном месте у лошади не возникли колики. Коням дают размоченные отруби, в количестве до 3 – 4 кг в день, а также побольше сена, до 8 кг в день.
Из всего сказанного выше не трудно убедиться, что правила перевозки лошадей автомобильным транспортом не представляют особой сложности для выполнения. Если их соблюдать, доставка пройдет без проблем и ущерба для здоровья животного.
Памятка об обязательных требованиях ветеринарного законодательства Российской Федерации
Памятка об обязательных требованиях ветеринарного законодательства Российской Федерации
ПАМЯТКА
Обязательные требования ветеринарного законодательства Российской Федерации при перемещении лошадей по территории Российской Федерации и стран Таможенного союза
Лошади могут быть: спортивные и все остальные. Перемещения: для содержания (на постоянное место жительства) и на соревнования.
Согласно правил перемещения племенных, пользовательных и спортивных лошадей (за исключением спортивных лошадей для участия в соревнованиях) разрешается перевозка здоровых животных, происходящих из хозяйств и административных территорий, свободных от ряда заразных болезней животных и в определенные сроки, лошади должны быть не вакцинированы против инфекционных энцефаломиелитов, африканской чумы лошадей.
Перед перемещением лошадей (лошади) на содержание должно быть проведено согласование с главными госветинспекторами административных территорий государства – участника ТС, на территорию которых планируется их ввоз.
При перемещении лошади для содержания из одного региона в другой регион (субъект РФ) владелец лошади и/или принимающая сторона обращаются с заявлением о согласовании маршрута перемещения животного к главному госветинспектору субъекта РФ (Территориальное Управление Россельхознадзора).
Лошади (лошадям), выезжающим на новое место содержания, проводится карантинирование, составляющее не менее 30 дней, в период которого проводят клинический осмотр животных с ежедневной термометрией, а также животные исследуются на сап, инфекционную анемию, случную болезнь и лептоспироз (или вакцинируются против лептоспироза), бруцеллез (на территории Свердловской области) и по требованию уполномоченного органа государства, на территорию которого осуществляется ввоз (перемещение), на другие инфекционные болезни.
Животные должны быть вакцинированы против гриппа лошадей вакциной, соответствующей стандартам, указанным в Руководстве по диагностическим тестам и вакцинам для наземных животных МЭБ, в период между 21-м и 90- м днем до отправки первично или повторно.
В период карантинирования должна быть проведена дегельминтизация или исследования в госветлаборатории или аккредитованной негосударственной ветлаборатории на наличие яиц гельминтов.
Результаты проведенных исследований действительны в течение 30 дней, при условии благополучия хозяйства отправителя, вакцинация в течение 12 месяцев.
При межрайонных перемещениях лошадей в пределах одного субъекта РФ результаты проведенных исследований действительны в течение 3-х месяцев, при условии благополучия хозяйства отправителя.
К лошадям, участвующим в соревнованиях предъявляются особые ветеринарно-санитарные требования.
Учитывая специфику использования лошадей в конном спорте, обусловленную календарными планами проведения конно-спортивных мероприятий (каждые выходные дни, плюс дорога) участвующие в конноспортивных мероприятиях лошади не подвергаются карантинированию до и после соревнований (естественно, кроме случаев, когда это вызвано изменением эпизоотической обстановки). В связи с этим к лошадям выезжающим на соревнования предъявляются особые повышенные ветеринарно-санитарные требования, которые приведены в «Ветеринарных правилах перемещения спортивных лошадей по территории Российской Федерации» от 28.09.2005 года.
Согласно правил перемещения спортивных лошадей:
В правилах отмечено, что выполнение условий, указанных в настоящих требованиях, должно быть полностью подтверждено сопроводительными ветеринарными документами, в которых указывается состояние региона по инфекционным энцефалитам, ящуру, сапу, случной болезни, везикулярному стоматиту, ИНАНу и ринопневмонии.
Данные правила распространяются так же на перевозки цирковых и театральных лошадей.
Вместе с тем в «Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требованиях, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)», утвержденных Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 137 в главе 11 «Ветеринарные требования на временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза и (или) перемещение между сторонами спортивных лошадей для участия в соревнованиях» допускается ввоз спортивных лошадей в сопровождении международного паспорта, который в данном случае для целей настоящей главы приравнивается к ветеринарному сертификату, при условии наличия в нем отметки компетентного органа о проведении клинического осмотра в течение 5 дней перед отправкой. При ввозе спортивных лошадей из третьих стран переоформление международного паспорта в стране назначения на ветеринарный сопроводительный документ не требуется. Там же: при ввозе на таможенную территорию таможенного союза и (или) перемещении между Сторонами лошади должны быть исследованы на сап, случную болезнь и инфекционную анемию, а также вакцинированы против гриппа лошадей инактивированной вакциной не позднее 3 месяцев до отправки.
Эти правила выполняются при перемещении лошадей между Российской Федерацией и Республиками Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения (стороны Таможенного союза), при этом выдается не ветеринарное свидетельство формы № 1, а ветеринарный сертификат формы № 1.