что нужно для переоформления квартиры на нового собственника
Законные хитрости: переоформление квартиры на другого человека
Сделки с недвижимостью требуют особого внимания, поскольку у такого имущества достаточно высокая стоимость. Также волнующим вопросом для получателя жилья является переписка квартиры. Сегодня мы поговорим о том, как и когда происходит переоформление квартиры на другого собственника.
Основания переоформления имущества
Прежде чем говорить о переоформлении имущества, установим, что значит право собственности. Гражданское законодательство определяет это как право пользоваться, а также владеть, распоряжаться имуществом. Таким образом, лицо может делать со своим имуществом все, что захочет – продать, подарить, обменять, или даже уничтожить, конечно, если это не причинит ущерба окружающим людям и природе. Данному праву посвящен 2-й раздел Гражданского кодекса (далее – ГК РФ).
Исходя из положений упомянутого закона, переоформление права собственности есть не что иное, как передача другому лицу права распоряжения, владения, пользования недвижимостью или другим имуществом.
Иногда достаточно просто передать вещь новому владельцу, а иногда требуется дополнительно составить письменное соглашение. Последнее актуально для осуществления перехода права собственности на квартиру. Основываясь на ГК РФ, Жилищном кодексе, законах, регулирующих имущественные отношения, а также на практике юристов, можно выделить пять способов, как можно переписать квартиру на другого человека:
Процедура переоформления
Документы, необходимые для переоформления квартиры:
Для перерегистрации нужно подать эти документы в Росреестр, написать соответствующее заявление. Приказ Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883 установил, что направить собранный пакет можно почтой России, через представителя, онлайн-портал Госуслуг или сайт Росреестра, МФЦ или предоставить лично в отделение регистрирующего органа. Также заявителю необходимо оплатить госпошлину – 2 000 р.
После подачи заявления в течение 12 дней специалистом будет принято решение о регистрации или отказе (например, из-за ошибки в оформлении договоре), которое можно обжаловать в суде.
Таким образом, для переоформления квартиры необходимо не только составить письменное соглашение, но и подготовить пакет документов, зарегистрировать приобретенное имущество. Ниже мы поэтапно рассмотрим переоформление квартиры разными способами.
В предоставленных инструкциях нет ничего сложного, однако, требуется наличие определенных знаний, чтобы все действия и оформленные документы имели юридическую силу.
Купля-продажа
Продать квартиру можно абсолютно любому человеку или организации. Для того чтобы найти покупателя, можно разместить объявление через Интернет или обратиться к агенту по продаже недвижимости. Далее мы представили инструкцию для самостоятельного проведения сделки КП квартиры.
Шаг 1. Оценка квартиры.
Поскольку сделка КП квартиры носит возмездный характер, то требуется реально оценить ее стоимость. При продаже можно опираться на результаты кадастровой оценки, но они не всегда удовлетворяют собственников или покупателей недвижимости. Поэтому стоит обратиться к специалистам, чтобы провести независимую оценку квартиры и определить ее рыночную стоимость именно на период продажи.
Не согласны с кадастровой стоимостью своей недвижимости? Заполните форму справа, и наш высококвалифицированный юрист расскажет, как оспорить результаты государственной оценки.
Шаг 2. Подготовить документы.
Покупая квартиру с прописанным ребёнком, новый собственник берет на себя большой риск. Поскольку выписать его, не предоставив аналогичное жилье, он не сможет.
Указанные документы собирает непосредственно владелец. Будущему владельцу стоит внимательно изучить все документы, а особое внимание уделить выписке ЕГРН.
Шаг 3. Составить ДКП.
Данный договор составляется в простой письменной форме, но с соблюдением определенных требований. Он содержит:
Также необходимо составить передаточный акт, который будет приложением к договору.
Составить данный договор можно самостоятельно, нотариального подтверждения не требуется, кроме случаев, когда один из участников сделки несовершеннолетний ребенок, недееспособный, документы будут отправлены почтой, или, когда продается доля в квартире.
Шаг 4. Зарегистрировать право собственности.
Дарение
Передавать квартиру по договору дарения можно любым лицам, в частности, не являющимся родственниками. Дарственная носит безвозмездный характер, поэтому оценка недвижимости не требуется, начать можно сразу с подготовки необходимых бумаг.
Шаг 1. Подготовить документы.
Для составления дарственной потребуется тот же перечень бумаг, что и при ДКП.
Шаг 2. Составить дарственную.
Данный волевой акт составляется только письменно. Особых требований к структуре нет. Но дарственная должна содержать:
Необходимость нотариального заверения возникает в тех же ситуациях, что и при ДКП.
Шаг 3. Переписать квартиру.
Рента
Законодательство допускает по договору ренты переход права собственности за плату или бесплатно. В первом варианте в соглашении указывается условие о периодической передаче денежных средств собственнику в течение его жизни (пожизненная рента) или бессрочно (постоянная). А во втором – условие об оказании услуг и выполнении неких обязательств – пожизненное содержание с иждивением.
Получатель ренты продолжает жить в переоформленной квартире? Напишите нашему юрисконсульту, заполнив форму справа, и он обязательно поможет решить проблему.
Если соглашение содержит условие об оплате, то к нему применяются нормы ДКП, а если переход собственности бесплатный – договора дарения. Однако рента не является одним из указанных договоров.
Шаг 1. Подготовить документы.
Пакет документов для договора ренты не отличается от ДКП.
Шаг 2. Составить договор.
Рента составляется также только письменно и обязательно заверяется нотариусом. Иначе договор не будет иметь юридической силы. В него входят:
Шаг 3. Переписать квартиру.
Обмен
На практике часто встречается обмен квартирами в пределах одного города, субъекта или даже страны. Он может быть как без доплаты, так и с доплатой.
Шаг 1. Подготовить документы.
Для обмена оба участника сделки собирают пакет документов для каждого предмета договора, как и при купле-продаже.
Шаг 2. Составить договор.
Особенность данного соглашения в том, что участники сделки выступают в роли продавца и покупателя одновременно. В договоре содержатся те же условия, что и при вышеперечисленных договорах. Нотариальное удостоверение не обязательно, заверить договор можно по желанию сторон.
Шаг 3. Переписать квартиру.
Завещание
Особенность завещательного распоряжения в том, что оно вступает в силу только после смерти собственника. А также оно имеет преимущество перед наследованием по закону.
Шаг 1. Подготовить документы.
Шаг 2. Составить завещание.
Чтобы составить завещание, необходимо обратиться к нотариусу или другому уполномоченному лицу. Например, если лицо находится в стационаре, то заверить «последнюю волю» может главврач.
При получении квартиры по завещанию наследник действует следующим образом:
Для получения наследства необходимо предоставить:
Чтобы переоформить квартиру на себя, наследнику нужно получить свидетельство о наследстве. Для этого документы, указанные выше, передаются нотариусу для изучения.
После рассмотрения документов наследник получает платежное поручения для оплаты госпошлины. Для детей, супруга(и) и родителей завещателя размер платежа составляет 0.3% от стоимости наследуемого имущества, а для остальных категорий – 0.6%.
Оплатив пошлину, наследник получает свидетельство о праве на наследство – основание для переоформления квартиры.
Налогообложение
Для собственника квартиры, осуществляющего перерегистрацию прав по договору купли-продажи или мены, важно помнить об обязательных платежах в бюджет государства. Налог на прибыль составляет 13% с полученной суммы. Однако это правило не действует при:
При передаче жилья в дар, по наследству или при обмене на равноценную квартиру (без доплаты) НДФЛ не оплачивается.
Любой гражданин России имеет право вернуть уплаченные налоги! Просто заполните форму справа, и наш специалист расскажет, как это сделать.
Советы от юристов для правоприобретателей:
На нашем сайте можно в любое время получить бесплатную консультацию от профессионального юриста, как это уже сделали многие наши клиенты.
Документы для обмена квартиры
Следует заранее подготовить документы, необходимые для проверки юридической чистоты квартир:
подтверждение прав собственности на квартиры, участвующие в сделке (выписка из ЕГРН);
правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, дарения, ренты или передачи квартиры в собственность (приватизации), свидетельство о праве на наследство и т.д.);
паспорта всех собственников квартир (для детей до 14 лет — свидетельство о рождении);
технические паспорта всех квартир (из БТИ);
нотариально заверенное согласие супруга и свидетельство о браке (если квартиры приобретались во время брака и их статус не регулируется брачным договором);
разрешение органов опеки (если среди собственников квартир есть недееспособные граждане или несовершеннолетние);
справки об отсутствии коммунальных задолженностей для всех квартир (можно получить через управляющую компанию или в МФЦ);
справки о наличии или отсутствии зарегистрированных граждан в квартирах;
Также стороны могут предоставить:
справки из психоневрологического и наркологического диспансера, подтверждающие дееспособность сторон;
нотариально удостоверенную доверенность, если стороны выступают не от своего имени.
Заверять такой договор у нотариуса необязательно, если только сделка не затрагивает интересы несовершеннолетних или ограниченно дееспособных граждан, а недвижимость не находится в долевой собственности.
Акты могут быть подписаны одновременно с договором мены квартир или отдельно.
Подайте в Росреестр документы одним из способов:
подать заявление в электронном виде через личный кабинет на сайте Росреестра;
воспользоваться выездным приемом документов (специалисты Росреестра бесплатно примут документы по месту жительства у ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп).
Также необходимо оплатить госпошлину в размере 2000 рублей.
Список необходимых документов:
договор мены квартир в экземплярах по количеству сторон сделки и один экземпляр для Росреестра;
нотариально заверенное согласие супруга/супруги продавца на проведение сделки (если необходимо);
документы, подтверждающие, что согласие супруга не требуется (если необходимо);
согласие органа опеки на распоряжение имуществом несовершеннолетних и недееспособных лиц (если такие есть).
Если участники договора обменивают квартиры не аналогичной стоимости, а с доплатой, необходимо заплатить налог на доход (если не истек минимальный срок владения – 5 лет или 3 года для жилья, полученного в наследство, по договору дарения от близкого родственника, в результате приватизации или по договору ренты).
Как оформить квартиру в собственность
Сдаем документы государству с первого раза и правильно
Продолжаем нашу непотопляемую серию статей о покупке квартиры в новостройке. В прошлый раз вы показывали застройщику, что он криво отштукатурил стены. Теперь недочеты устранены, вы подписали акты и получили ключи. Всё? Нет, не всё.
Формально квартира еще не ваша. Вы не можете сделать перепланировку или продать ее, даже частично. Если у вас ипотека, то вы платите более высокий процент банку. Всё потому, что вы еще не оформили право собственности. Сегодняшняя статья о том, как это сделать.
Государство ведет реестр, в котором сохраняет записи о квартирах, домах и участках и их собственниках. Ваша задача как будущего собственника — сделать так, чтобы государство внесло в этот реестр информацию о вашей новой квартире. Часть работы сделают мэрия и застройщик. Вам останется собрать пакет документов и отдать его государству. Результат — документ, который подтверждает ваше право собственности:
Раньше свидетельство выдавали на красивой бумаге с гербом, сейчас это выписка из электронного государственного реестра
1. Ждем застройщика и мэрию
Пока вы обустраиваете квартиру, мэрия и застройщик оформляют последние документы по новостройке. Обычно это занимает полгода после сдачи дома. Вам ничего делать не надо, но знать полезно.
Почтовый адрес. Его присваивает мэрия. Могут успеть до подписания актов, а могут и затянуть на два месяца. В таком случае в акте у вас на месте адреса пропущена строка. Законом не запрещено: в 95% случаев застройщик передает квартиры до присвоения адреса.
Застройщик заказывает паспорта на весь дом. Это занимает три-четыре месяца. Если застройщик получает паспорта сразу на несколько домов, процесс пойдет дольше.
Кадастровый и технический паспорта на квартиру в 2014 году
2. Собираем документы на право собственности
Если вы оформляли ДДУ на одного человека, то и квартиру в собственность оформляйте на него же: так будет быстрее и проще с документами. Если вы захотите переоформить часть квартиры на супруга и детей, лучше сначала оформить собственность на себя, а потом уже выделить доли.
Если вы оформили ДДУ на нескольких людей, то каждый собирает одинаковый пакет документов.
Акт п/п (два оригинала)
Скачайте с сайта Росреестра квитанцию на оплату госпошлины. Госпошлина в сентябре 2016 года — 2000 рублей. Оплатите ее по реквизитам в интернет-банке. Если вам удобнее оплатить госпошлину в кассе банка, распечатайте квитанцию.
Сумма госпошлины не изменится, если вы будете оформлять квартиру в собственность на нескольких людей. Разделите 2000 рублей на количество будущих собственников и заплатите каждый свою часть.
Квитанция на оплату госпошлины
Когда оплатите госпошлину, сделайте копию квитанции или платежки из интернет-банка. В ведомстве посмотрят на оригинал платежки, а копии заберут для регистрации.
Если у вас ипотека, понадобятся еще три документа:
Если у вас ипотека, то берите кредитный договор, отчет об оценке и закладную. Компанию, которая сделает для вас отчет об оценке, чаще всего рекомендует ваш банк. Когда оценщики сделают отчет, берите его и отправляйтесь в банк за закладной. Закладная — это документ, в котором написано, что ипотека оформлена на вас и что квартира в залоге у банка на случай, если вы не будете платить. Если при оформлении ДДУ банк не выдал вам закладную сразу, обратитесь за ней сейчас. Некоторые банки выдают вместе с закладной справку о смене предмета залога. Если вам дали такую справку, возьмите ее с собой на всякий случай.
Заявление на право собственности дадут и помогут заполнить на месте — в МФЦ или кадастровой палате.
3. Сдаем документы в МФЦ или кадастровую палату
Курьером. Два года назад сдать документы в МФЦ или кадастровую палату было квестом на весь день. Люди с ночи или раннего утра занимали очередь в окошко к регистратору. Тогда Росреестр организовал собственную курьерскую службу. На сайте Росреестра это называют выездным обслуживанием.
Курьер из Росреестра стоит 1500—2000 рублей — в зависимости от региона. Он приедет с ноутбуком и принтером к вам домой, даст вам расписку с номером заявки и скажет, где и когда забирать готовые документы. Расписка означает, что вы действительно передали ему пакет документов для оформления права собственности. Если хотите так сдавать документы, звоните в Росреестр: 8 800 100 34 34.
Лично. Если решите сэкономить деньги, сдавайте документы лично — в МФЦ или кадастровой палате. Запишитесь на прием на конкретное время через сайт Росреестра или берите талон электронной очереди сразу в отделении. Первый способ удобнее, если у вас ограничено время: например, можете отпроситься с работы только на час-полтора. Второй — если у вас гибкий рабочий график и вы готовы дважды за день прийти в кадастровую палату: за талоном и в назначенное время.
Когда сдадите документы, вам скажут, где забирать готовые, и дадут расписку с номером заявки. По этому номеру на сайте Росреестра отслеживают, готовы ли документы:
Номер заявки выдаст курьер или специалист из кадастровой палаты или МФЦ
По почте. Отправлять почтой есть смысл, если вы вахтовик, работаете по полгода среди нефтяных вышек, а квартиру купили в другом городе. (Кстати, поздравляем!) В этом случае соберите документы, распечатайте и заполните заявление на право собственности. Сходите к нотариусу и заверьте подпись в заявлении.
Теперь идите в почтовое отделение и просите конверт и бланк для описи. В бланке перечисляете документы, которые отправляете, показываете опись и документы сотруднику почты, только потом заклеиваете конверт с документами. Отправляйте документы ценным письмом с уведомлением о получении, описью вложения и объявленной ценностью. Письмо высылайте на адрес МФЦ или кадастровой палаты в тот город, в котором купили квартиру.
По интернету. Подавать в электронном виде через сайт Росреестра сложно, потому что нужен компьютер с виндоусом и шифровальной программой с ключом «Крипто-про» или «Капиком». Ключ — это флешка с электронной подписью, ее получают в аккредитованных удостоверяющих центрах.
Теперь у вас есть право собственности на квартиру: оформляйте доли на супруга и детей, снижайте в банке ставку по ипотеке, делайте перепланировку. О том, как получить налоговый вычет за квартиру, расскажем в следующей статье.
Порядок переоформления квартиры на другого собственника
Сделки с недвижимостью подразумевают смену собственника квартиры. Из данной статьи вы узнаете, как законно переоформить жильё на другого человека и какие налоги при этом нужно будет уплатить.
Что такое переоформление квартиры на другого собственника
В соответствии с законодательством РФ, любая смена собственника квартиры влечёт за собой необходимость переоформления права владения в установленном порядке. Переоформление квартиры на иное лицо – законное право собственника, который может распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению.
Законодательно установлено 5 способов поменять собственника квартиры:
Кроме того, собственник жилья или доли в нем может поменяться в ходе процедуры раздела имущества при разводе.
Документы для переоформления квартиры
При переоформлении недвижимости понадобятся документы:
В каждом случае могут потребоваться дополнительные документы.
Как переписать квартиру на другого человека
Для переоформления права собственности на квартиру следует заключить договор между собственником и лицом, которому перейдёт право собственности. В зависимости от вида заключаемой сделки может потребоваться присутствие нотариуса. Стоимость передачи квартиры в собственность родственнику зависит от вида договора.
Для дальнейшей регистрации права собственности нужно обратиться в регистрирующий орган с заявлением одним из удобных способов:
Порядок смены собственника регламентируется законом и осуществляется через государственную услугу регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Моментом перехода прав от одного собственника к другому считается дата внесения изменений в ЕГРН.
В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость переоформления квартиры составляет 2000 руб.
Купля-продажа
Переоформить собственность на квартиру при купле-продаже недвижимости можно следующим образом:
Важно! При участии в сделке несовершеннолетних или недееспособных лиц требуется нотариальное заверение.
Часто многие собственники не хотят самостоятельно заниматься сделкой купли-продажи жилья и обращаются в агентства недвижимости. Стоимость переоформления квартиры на другого человека через риелторов зависит от различных факторов и находится в диапазоне от 1 до 5 % от суммы сделки. Самостоятельно переоформить жильё гораздо дешевле, но если собственник не подкован в подобных вопросах, то лучше обратиться к специалистам.
Завещание
В соответствии со ст. 1110-1175 ГК РФ для переоформления квартиры или дома на конкретного родственника после смерти собственника составляется завещание.
Внимание! Волеизъявление вступает в силу после смерти наследодателя.
Пошаговые действия для составления завещания:
Однако, собственник должен знать, что в будущем родственник может отказаться от наследства и тогда имущество будет разделено между остальными наследниками в соответствии с очерёдностью.
Дарение
Под дарением недвижимости понимается безвозмездная передача права собственности на нее. Регулируется ст. 572-582 ГК РФ.
Дарение используется как альтернатива завещанию. Кроме этого, таким образом можно переписать долю в квартире на родственника без уплаты налога в размере 13 %.
Для оформления дарственной необходимо:
Предметом дарения также может выступать доля в недвижимости – для этого нужно заключить договор дарения доли. Договор переоформления квартиры по дарственной с 1 марта 2013 года не подлежит государственной регистрации, но является основанием регистрации права собственности.
Договор дарения доли недвижимости в обязательном порядке составляется в письменном виде, в отличии от иных подарков, например: бытовой техники и электроники.
Обмен
Договор мены регулируется ст. 567-571 ГК РФ и является одной из менее распространённых форм передачи собственности.
Особенность мены состоит в том, что при таком договоре – каждая сторона выступает одновременно продавцом и покупателем.
Соглашение должно быть заключено в простой письменной форме и не требует заверения нотариуса, за исключением случаев, когда собственник недвижимого имущества – несовершеннолетний или если гражданин ограниченно дееспособный. Переход прав собственности на имущество, переданное в рамках договора мены, подлежит обязательной государственной регистрации
Для оформления договора мены недвижимости необходимо:
Раздел
Раздел имущества при разводе регулируется Семейным кодексом РФ, главой 16 Гражданского кодекса и иными нормативно-правовыми актами. В соответствии с нормами закона, всё совместно нажитое имущество между супругами делится поровну. Исключение составляет имущество, полученное по безвозмездным сделкам, а именно: полученное в дар, по наследству или по приватизации. Также, личным имущество считается принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак.
Для раздела имущества необходимо составить нотариально заверенное соглашение о разделе имущества. Если же супруги не могут решить этот вопрос мирно – то придётся делить имущество в судебном порядке.
Во избежание споров люди могут заключить брачный договор, который представляет собой соглашение, определяющее имущественные права и обязанности супругов при расторжении брака.
Договор может быть заключен и изменён лицами, вступающими в брак, и между состоявшимися супругами, в любой период времени до момента его прекращения.
Рента
Договор ренты регулируется нормами ст. 589 – 605 ГК РФ и представляет собой соглашение, в котором одна сторона (собственник недвижимости) передаёт право на собственность иному лицу, взамен на определённые услуги (помощь по хозяйству, оплата коммунальных, покупка лекарств и иные) или денежное содержание.
Для перерегистрации жилья путём оформления ренты необходимо:
Внимание! Для осуществления сделки хозяин должен быть единственным собственником жилья. Кроме этого, переоформляемая квартира не должна быть обременена (ипотека, залог).
Существует три вида договора ренты:
Часто через договор ренты передают квартиру в собственность родственникам.
Как переоформить квартиру или долю в ней на родственника без налогов
Для того, чтобы передать свою долю в квартире родственнику бесплатно, необходимо оформить дарственную. Связано это с тем, что при дарении квартиры между родственниками не возникает налоговой базы.
Кроме этого, не подлежат налогообложению сделки связанные с обменом недвижимости, которая находилась в собственности более трёх лет.
При смене собственника через договор ренты – освобождение от уплаты НДФЛ можно получить после трёх лет владения с передачей имущества по договору пожизненного содержания с иждивенцем и пяти лет в остальных случаях.
Также не взимается налог при получении недвижимости по завещанию.
Кто является близким родственником
В соответствии с законом, близкими являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии – дети и родители, дедушки и внуки, бабушки, а также полнородные и не полнородные братья и сестры c общим отцом или матерью, братья и сёстры.
Племянники, дяди и тёти не попадают в категорию близких родственников.
Чтобы переоформить недвижимое имущество между близкими родственниками без налога, можно переписать квартиру на сына или дочь.
Когда придется платить налог
В соответствии с НК РФ, доходы граждан в России облагаются налогом. Не исключение и доходы от продажи недвижимого имущества – в таком случае гражданин обязан уплатить налог в размере 13 %. Кроме уплаты налога, собственник должен подать 3-НДФЛ декларацию о доходах, полученных за прошлый год, до 30 апреля текущего года. Однако, в некоторых случаях подавать декларацию не нужно:
Также при купле-продаже жилья налог не взимается, если:
При несоблюдении данных условий на собственника возложена обязанность уплаты НДФЛ.